ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-262/2021 от 23.07.2021 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-262/2021 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 23 июля 2021 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Астапенко С.А.

при секретаре - помощнике судьи Михейкиной М.О.

с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» о признании недействующим приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.12.2020 № 667-п «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям газораспределительных организаций Ленинградской области на территории Ленинградской области, на 2021 год» в части стандартизированных ставок,

УСТАНОВИЛ:

30.12.2020 г. комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) принят приказ № 667-п «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям газораспределительных организаций Ленинградской области на территории Ленинградской области, на 2021 год» (далее также - приказ ЛенРТК № 667-п).

Пунктом 1 приказа ЛенРТК № 667-п установлены стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям газораспределительных организаций Ленинградской области на территории Ленинградской области, перечисленных в приложении № 1 к настоящему приказу, для случаев технологического присоединения газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа 500 куб. метров газа в час и менее и(или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе 0,6 МПа и менее, кроме случаев присоединения газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час, с учетом расхода газа, ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования Заявителя (для Заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), и максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа, ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования Заявителя (для прочих Заявителей, не намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии, составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом и устройства пункта редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке региональной (межрегиональной) программой газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, в том числе схемой расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом, а также установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, согласно приложению № 2 к настоящему приказу.

АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» (далее также – Общество) в административном иске просит признать приказ ЛенРТК № 667-п в части установления для АО «Газпром газораспределения Ленинградская область» стандартизированных тарифных ставок:

С1 - стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов газораспределительных организаций, связанных с проектированием газораспределительной сети;

С3 - стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов газораспределительных организаций, связанных со строительством полиэтиленовых газопроводов;

С4 - стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов газораспределительных организаций, связанных со строительством стального газопровода и полиэтиленового газопровода бестраншейным способом;

С7.1 - стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов газораспределительных организаций, связанных с мониторингом выполнения Заявителем технических условий;

С7.2 - стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов газораспределительных организаций (далее также – ГРО), связанных с осуществлением фактического подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства Заявителя к сети газораспределения и проведением пуска газа.

Требования административного иска мотивированы тем, что 30.09.2020 АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» обратилось в ЛенРТК с заявлением об установлении стандартизированных тарифных ставок, используемых для определения платы за технологическое присоединение. К заявлению приложены расчеты стандартизированных тарифных ставок, пояснительная записка к расчету, комплект документов, подтверждающих фактические расходы по выполненным договорам о подключении (технологическом присоединении), выполнение работ по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования, обосновывающие бухгалтерские документы.

В части оспаривания стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов ГРО, связанных с разработкой проектной документации (С1), административный истец отмечает, что при рассмотрении материалов Общества ЛенРТК посчитал, что фактические экономически обоснованные расходы, сложившиеся у Общества, учитываемые при установлении размера стандартизированных тарифных ставок с учетом индекса, содержащегося в пункте 33 Методических указаний ФАС России по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 16.08.2018 № 1151/18 (далее также - Методические указания ФАС России от 16.08.2018 года № 1151/18), превышают расходы, определенные на основании сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов. В этой связи Комитет неправомерно произвел корректировку фактически понесенных расходов в сторону уменьшения, пересчитав расходы, не превышающими государственные сметные нормативы (СБЦП 81-02-14-2001).

ЛенРТК не произвел перерасчет стоимости геодезических работ по объектам, закрытым в 2017 и 2018 году, приняв расходы на геодезию не по фактическим активам выполненных работ, а по государственным сметным нормативам.

ЛенРТК необоснованно скорректировал расходы на изыскательские работы в сторону уменьшения (не пересмотрел объекты 2017, 2018 годов), уменьшил фактически выполненные Обществом работы по причине их несоответствия сметам. Стоимость выполнения топографических съемок подтверждена актами выполнения работ и договорами подряда.

В части расчета стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов ГРО, связанных со строительством полиэтиленовых газопроводов (С3), административный истец указывает, что при установлении стандартизированных тарифных ставок на 2021 год Комитет не произвел перерасчет стоимости строительно-монтажных работ по объектам, закрытым в 2017 и 2018 и 1 полугодии 2019 года, принятых в предыдущих периодах регулирования на основании государственных укрупненных нормативов цены строительства «НЦС-2017. НЦС 81-02-15-2017. Укрупненные нормативы цены строительства. Сборник 15. Наружные сети газоснабжения», утвержденных приказом Минстроя России от 21.07.2017 №1012/пр., которые утратили силу на момент установления стандартизированных ставок на 2021 год. Общество настаивает на пересмотре стоимости строительно-монтажных работ по объектам, закрытым в 2017 и 2018 и 1 полугодии 2019 года, в соответствии с п. 23 НЦС 2020, утвержденных приказом Минстроя России от 19.12.2019 № 825/пр, в целях соблюдения единого подхода оценки стоимости мероприятий.

Общество возражает против предлагаемой Комитетом корректировки площади восстановления нарушенного дорожного покрытия по объектам, закрытым во 2 полугодии 2019 года, так как Комитетом не представлены причины снижения объемов работ.

В части расчета стандартизированных тарифных ставок на покрытие расходов ГРО, связанных со строительством полиэтиленовых газопроводов бестраншейным способом (С4), Комитет необоснованно корректирует расходы на выполнение строительно-монтажных работ бестраншейным способом в сторону уменьшения на основании анализа цен на работы, размещенные на сайтах различных организаций, в которых не учитываются транспортные расходы на спецтехнику, материалы, утилизацию бургеля, территориальный разброс объектов. Коммерческие предложения Комитетом не представлены, ни одна из перечисленных компаний не принимала участие в закупочной процедуре, регулярно проводимой Обществом.

В части покрытия расходов ГРО, связанных с мониторингом выполнения заявителем технических условий (С7.1) и с осуществлением фактического подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения и проведением пуска газа (С7.2), в административном иске отмечается, что при осуществлении мониторинга среди прочего ведется освидетельствование скрытых работ, затраты на мониторинг зависят от длины строящегося газопровода, от удаленности объекта заявителя от расположения участков Общества, количества выездов в целях мониторинга.

Величина предлагаемых Комитетом ставок на покрытие расходов, связанных с осуществлением фактического подключения для газопроводов диаметром свыше 315 мм, необоснованно занижена. При врезке в высокие диаметры без снижения давления используются более дорогостоящие материалы, применение которых обоснованно качественной характеристиками и технической политикой Общества, принятой с целью обеспечения безаварийного газоснабжения. Комитету не представлены полномочия на внесение изменений в технологию проектирования, строительства и подключения газопровода.

Кроме этого, Комитет неправомерно не учитывает при определении стоимости проекно-изыскательских работ (С1), строительно-монтажных работ (С3), строительства полиэтиленовых газопроводов бестраншейным способом (С4), стоимости мониторинга выполнения заявителем технических условий (С7.1) и осуществления фактического подключения (С7.2) общехозяйственные расходы, распределяемые на объекты технологического присоединения. Порядок формирования общехозяйственных расходов установлен Учетной политикой АО «Газпром газораспределение Ленинградская область». Общество возражает против исключения расходов на организацию работы с заявителями (единый центр предоставления услуг), на содержание административного персонала, занятого вопросами технологического присоединения (юридический отдел, бухгалтерская служба, планово-экономический отдел, отдел по работе с персоналом, отдел сопровождения комплекса технических средств и средств связи), расходов на осуществление государственной регистрации права собственности на созданную им газораспределитиельную сеть в целях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя.

Указанные структурные подразделения выполняют функции по сопровождению и контролю за выполнением мероприятий по технологическому присоединению.

В составе материалов АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» Комитету представлены все необходимые документы, подтверждающие фактически понесенные административным истцом расходы по регистрации права собственности на созданную им газораспределительную сеть в целях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя. Фактические затраты Общества на регистрацию составляют 58000 руб. (технический план – 36000 руб., государственная пошлина 22000 руб.), заявленная величина расходов экономически обоснована.

Предлагаемая Комитетом величина расходов на выполнение технических планов для регистрации объекта капитального строительства в размере 38814,82 руб. является необоснованной. Затраты на выполнение технических планов сформированы согласно заключенным в процессе проведения конкурсных процедур договорам подряда на оформление технического плана и постановку на кадастровый учет. Не принимая расходы Общества на государственную регистрацию прав собственности на созданную газораспределительную сеть, Комитет нарушает требования Методических указаний ФАС России от 16.08.2018 года № 1151/18, права и законные интересы Общества.

Административный ответчик ЛенРТК в возражениях заявленные требования не признал по тем основаниям, что оспариваемые стандартизированные тарифные ставки утверждены уполномоченным органом в пределах его компетенции, нормам федерального законодательства не противоречат. Административный иск считает основанным на неправильном толковании норм материального права.

В возражениях отмечается, что фактические экономически обоснованные расходы АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» за 2017 год – 1 полугодие 2019 года (по выполненным за период 61 договорам) определялись ЛенРТК при установлении стандартизированных тарифных ставок на 2020 год. По результатам анализа договоров, исполненных во втором полугодии 2019 года (по выполненным за период 76 договорам), величина экономически обоснованных расходов, связанных с проектированием газопровода, определена ЛенРТК на основании «СБЦП 81-2001-14. СБЦП 81-02-14-2001. Государственный сметный норматив. Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве. Газооборудование и газоснабжение промышленных предприятий, зданий и сооружений».

Относительно общехозяйственных расходов Комитет ссылается на Методику по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, утвержденную приказом Минстроя России от 21.12.2020 № 812/пр, и указывает, что общехозяйственные расходы учтены ЛенРТК при определении стандартизированных ставок в составе прочих затрат сводного сметного расчета стоимости строительства как накладные расходы, включающие в себя затраты, связанные созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением, обслуживанием.

Размер стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов газораспределительной организации, связанных со строительством полиэтиленового газопровода (С3) определен по формуле, приведенной в п.25 Методических указаний ФАС России от 16.08.2018 года № 1151/18, на основании данных о фактически понесенных расходах на строительство полиэтиленового газопровода и его длины.

Фактические экономически обоснованные расходы Общества за 2017 год – 1 полугодие 2019 года определены ЛенРТК при установлении стандартизированных тарифных ставок на 2020 год. Расходы во втором полугодии 2019 года по выполненным 76 договорам приняты ЛенРТК в размере, не превышающем экономически обоснованные расходы, связанные со строительством полиэтиленового газопровода, определенные на основании сборника «Территориальные единичные расценки на строительные и специальные строительные работы. Ленинградская область. ТЕР-81-02-24-2001. Часть 24. Теплоснабжение и газопроводы – наружные сети».

Расходы на государственную регистрацию объектов недвижимости включены ЛенРТК в расчет стандартизированной платы, если понесены до подписания акта о подключении (технологическом присоединении), поскольку понесенные после подписания акта расходы на государственную регистрацию объектов недвижимости в соответствии с учетной политикой АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» относятся на текущую деятельность Общества и не влияют на стоимость работ по подключению объекта.

Относительно размера стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов газораспределительных организаций, связанных со строительством стального газопровода и полиэтиленового газопровода бестраншейным способом (С4), Комитет полагает, что сметный расчет стоимости прокладки полиэтиленовых труб диаметром 32 мм и 63 мм бестраншейным способом выполнен АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» некорректно, так как основан на расценках ТЕР 04-01-074/ТЕР 04-01-078 по параметрам бурения, существенно превышающим технические параметры, выполняемых в рамках технологического присоединения работ, что ведет к завышению цены. ЛенРТК экспертным путем определил величину ставки на 2021 год, проиндексировав ставки на 2020 год, поскольку величина стандартизированных ставок платы на 2020 год Обществом не оспаривалась.

Определяя размер стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов газораспределительных организаций, связанных с мониторингом (С7.1), Комитет исходил из того, что средняя величина расходов на проведение мониторинга одинаковая для заявителей разных категорий, виды работ при осуществлении мониторинга не изменились, оценка стоимости данного вида работ определена ЛенРТК при установлении стандартизированных тарифных ставок на 2020 год, набор работ не зависит от диаметра газопровода, в который осуществляется врезка, и экспертным путем определил величину ставки на 2021 год без дифференциации ставок платы по диаметру газопровода, проиндексировав ставки на 2020 год.

В судебном заседании представитель АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» Владимирцева Е.М. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему. Представитель ЛенРТК Морозова Ю.А. просила отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» является субъектом отношений, регулируемых приказом ЛенРТК № 667-п, и вправе полагать, что этим приказом нарушаются его права и законные интересы.

Государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации осуществляется на основе принципов, установленных Федеральным законом от 31.03.1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», в соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 года № 1021 (далее - Основные положения), и Методическими указаниями ФАС России от 16.08.2018 года № 1151/18.

Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (ч. 2 ст. 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 года № 69-ФЗ о газоснабжении).

В Ленинградской области органом исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов является комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, положение о котором утверждено постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 № 274. Согласно пунктам 1.6, 2.5.1. данного Положения ЛенРТК в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты Ленинградской области в форме приказов, устанавливает тарифы в сфере газоснабжения.

30.09.2020 г. АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» представило в ЛенРТК заявление об установлении стандартизированных тарифных ставок, используемых для определения величины платы за технологическое присоединение на 2021 год.

В составе заявки представлены расчеты стандартизированных тарифных ставок, расчеты расходов, связанных с подключением газоиспользующего оборудования заявителей 2 и 3 категории, расходов, связанных с мониторингом выполнения заявителем технических условий и осуществления фактического подключения, пояснительная записка к расчетам ставок, обосновывающие материалы к расчетам (заявки на подключение, договоры о технологическом присоединении, схемы прокладки газопроводов, сметные расчеты стоимости мероприятий в рамках подключения газоиспользующего оборудования).

ЛенРТК провел экспертизу по экономическому обоснованию расчета стандартизированных тарифных ставок, используемых для определения величины платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения газораспределительных организаций Ленинградской области на территории Ленинградской области на 2021 год, выводы которой содержатся в экспертном заключении.

Приказ ЛенРТК № 667-п от 30.12.2020 г. опубликован 12.01.2021 года на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области (www.pravo.gov.ru) и на официальном сайте Комитета по тарифам и ценовой политики Ленинградской области.

Таким образом, оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие, что административным истцом по существу не оспаривается.

Проверяя оспариваемый приказ ЛенРТК № 751-п на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Согласно абз. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» затраты газораспределительной организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов газового хозяйства, включаются в расходы газораспределительной организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) предусмотренных частью второй статьи 17 настоящего Федерального закона специальных надбавок к указанным тарифам, а также платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом в состав платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, не допускается включение расходов газораспределительной организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) специальных надбавок к указанным тарифам, а в состав тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) специальных надбавок к указанным тарифам не допускается включение расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину. Состав расходов газораспределительных организаций, включаемых в состав платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 26(21) Основных положений газораспределительные организации ежегодно, не позднее 1 октября, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) прогнозные сведения о планируемых расходах на технологическое присоединение на очередной календарный год в соответствии с методическими указаниями по определению платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов).

Стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение, дифференцируются исходя из состава мероприятий по технологическому присоединению, обусловленных диапазонами диаметров строящихся газопроводов, протяженностью и типами их прокладки, материалами труб, техническими характеристиками объектов сети газораспределения.

Плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования, указанная в пункте 26(22) настоящих Основных положений, устанавливается с разбивкой по категориям потребителей. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) вправе установить плату за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования, указанную в пункте 26(22) настоящих Основных положений, с дифференциацией по расстоянию строящегося газопровода при условии сохранения общего расчетного размера выручки газораспределительной организации от оказания услуг по технологическому присоединению.

Пунктом 26(22) Основных положений предусмотрено, что плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), или 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей), устанавливается в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей (с налогом на добавленную стоимость, если заявителем выступает физическое лицо, а в иных случаях без налога на добавленную стоимость) при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом и устройства пункта редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке региональной (межрегиональной) программой газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, в том числе схемой расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом. Указанные минимальный и максимальный уровни платы за технологическое присоединение начиная с 2015 года ежегодно индексируются на прогнозный среднегодовой уровень инфляции, определенный прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на тот же период, на который устанавливается плата за технологическое присоединение. В указанную плату за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования не включаются расходы на выполнение мероприятий в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности или на ином законном основании физическому или юридическому лицу.

При этом газораспределительная организация в соответствии с методическими указаниями по регулированию платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, рассчитывает объем средств для компенсации своих расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе технологического присоединения указанной категории заявителей.

Указанные расчеты представляются в регулирующий орган, который в своем решении отражает размер экономически обоснованной платы и, в случае возникновения, соответствующие выпадающие доходы газораспределительной организации от присоединения указанного газоиспользующего оборудования.

Согласно пункту 13(1) Правил технологического присоединения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 1314, размер платы за технологическое присоединение определяется исходя из технических параметров подключения и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов).

В период 2017 – 1 полугодие 2019 года 61 договор о подключении был рассмотрен ЛенРТК при установлении стандартизированных ставок на 2020 год. Принимая тарифное решение на 2021 год, ЛенРТК проанализированы документы по оставшимся 76 договорам о подключении, завершенным пуском газа во втором полугодии 2019 года.

Согласно экспертному заключению стандартизированная тарифная ставка, связанная с разработкой проектной документации (С1), определена для строительства газопровода диаметром менее 100 мм: протяженностью до 200м по расчету Общества – <данные изъяты> руб., по расчету ЛенРТК – <данные изъяты> руб., протяженностью 201-500м по расчету Общества – <данные изъяты> руб., по расчету ЛенРТК – <данные изъяты> руб., протяженностью 501-1000м по расчету Общества – <данные изъяты> руб., по расчету ЛенРТК – <данные изъяты> руб. Для строительства газопровода диаметром 101 мм и более: протяженностью до 200м по расчету Общества – <данные изъяты> руб., по расчету ЛенРТК – <данные изъяты> руб., протяженностью 201-500м по расчету Общества – <данные изъяты> руб., по расчету ЛенРТК – <данные изъяты> руб., протяженностью 501-1000м по расчету Общества – <данные изъяты> руб., по расчету ЛенРТК – <данные изъяты> руб.В силу пункта 32 Методических указаний ФАС России от 16.08.2018 года № 1151/18 фактические экономически обоснованные расходы, используемые для расчета размера стандартизированных тарифных ставок, определяются на очередной календарный год исходя из фактических данных за три календарных года, предшествующих текущему году, при установлении ставок на 2021 год и последующие годы.

Фактические экономически обоснованные расходы, сложившиеся у ГРО, учитываемые при установлении размера стандартизированных тарифных ставок, с учетом индекса, указанного в пункте 33 настоящих Методических указаний, не должны превышать расходы, определенные в соответствии с НЦС, а для объектов газораспределительной сети, в отношении которых не утверждены НЦС, - средние рыночные цены материалов (работ, услуг), необходимых для строительства объектов газораспределительной сети в целях технологического присоединения.

На момент принятия оспариваемого нормативного акта приказом Минстроя России от 19.12.2019 № 825/пр утверждены укрупненные нормативы цены строительства. НЦС 81-02-15-2020.

Согласно п. 23 НЦС-2020 для случаев строительства наружных сетей газоснабжения протяженностью до 400 м, в том числе при подключении (технологическом присоединении), допускалось использовать данные стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным иным условиям, или расчетный метод с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.

ЛенРТК принял расходы на проектно-изыскательские работы по предложению Общества в размерах, которые не превышали сметные нормативы расходов на проектирование. Сметные расчеты приняты ЛенРТК с учетом коэффициентов расходов, индекса цен производителей, указанных в пункте 33 Методических указаний ФАС России от 16.08.2018 года № 1151/18.

Расчет экономически обоснованных расходов, связанных с проектированием газопровода, определенный ЛенРТК на основании «СБЦП 81-2001-14. СБЦП 81-02-14-2001. Государственный сметный норматив. Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве. Газооборудование и газоснабжение промышленных предприятий, зданий и сооружений», суд находит соответствующим требованиям вышеприведенных нормативных правовых актов.

Довод Общества о том, что ЛенРТК не произвел перерасчет стоимости работ по объектам, закрытым в 2017 и 2018 году, тем самым уменьшил экономически обоснованные расходы, суд отклоняет, поскольку в период 2017 – 1 полугодие 2019 года 61 договор о подключении был рассмотрен ЛенРТК при принятии тарифного решения об установлении стандартизированных ставок на 2020 год. Принимая тарифное решение на 2021 год, ЛенРТК проанализированы документы по оставшимся 76 договорам о подключении, завершенным пуском газа во втором полугодии 2019 года.

Таким образом, ЛенРТК определил размер стандартизированной тарифной ставки на 2021 год исходя из фактических данных за три календарных года, предшествующих текущему году.

Стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов ГРО, связанных со строительством полиэтиленовых газопроводов (С3), определена ЛенРТК в соответствии с прогнозом Минэкономразвития России 2020 (план) – 103,7) для строительства газопровода:

диаметром менее 49 мм в размере <данные изъяты> руб./км, по расчету Общества – <данные изъяты> руб./км;

диаметром 50-109 мм в размере <данные изъяты> руб./км, по расчету Общества – <данные изъяты> руб./км;

диаметром 110-159 мм <данные изъяты> руб./км, по расчету Общества – <данные изъяты> руб./км.

Кроме этого, при определении стандартизированной тарифной ставки С3 принята величина расходов на 2021 год с учетом индекса цен производителей в соответствии с прогнозом Минэкономразвития России 2020 (план) – 103,7) в диапазоне наружных диаметров строящихся газопроводов 160-224 мм – в размере <данные изъяты> руб./км, 225-314 мм – в размере <данные изъяты> руб./км, 315-399 мм – в размере <данные изъяты> руб./км, 400 мм и выше – в размере <данные изъяты> руб./км.

Расходы Общества, связанные со строительством полиэтиленовых газопроводов (С3), правомерно установлены органом тарифного регулирования в размере, не превышающем сметную стоимость строительства полиэтиленового газопровода, рассчитанной на основании сборника «Территориальные единичные расценки на строительные и специальные строительные работы. Ленинградская область. ТЕР-81-02-24-2001. Часть 24. Теплоснабжение и газопроводы – наружные сети», с корректировкой индексации, исходя из параметров проекта строительства.

При этом суд считает правильным исключение из сметных расчетов расходов на строительство газопроводов расходы на врезку и пуск газа, как относящиеся к иной статье расходов.

Вопреки доводам административного истца, примененная ЛенРТК методика расчета стандартизированной тарифной ставки С3 согласуется с п. 23 НЦС-2020, пунктом 32 Методических указаний ФАС России от 16.08.2018 года № 1151/18.

Между тем, при утверждении ЛенРТК стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов ГРО, связанных со строительством полиэтиленовых газопроводов, уменьшение путем корректировки заявленных Обществом расходов на восстановление нарушенного дорожного покрытия по объектам, закрытым во 2 полугодии 2019 года, представляется необоснованным.

Как усматривается из таблицы №5 экспертного заключения, в связи с завышением расходов на восстановление дорожного покрытия произведена их корректировка путем сокращения площади ремонта дорожного покрытия. При этом мотивированное обоснование необходимости снижения размера расходов на земляные работы по восстановлению покрытия, в экспертном заключении не приведено.

Однако Обществом в составе тарифной заявки представлены документы, подтверждающие расходы на восстановление дорожного покрытия (проекты, сметы, расчеты объемов земляных работ), из которых усматривается стоимость за 1 м.кв. восстановительного ремонта в зависимости от вида покрытия (щебеночное, асфальтированное).

Законодательством не предусмотрено право органа тарифного регулирования корректировать проектную документацию, применение той или иной технологии.

ЛенРТК не приняты во внимания проектно-расчетные данные о длине траншеи, об объеме ковша экскаватора, о ширине покрытия по верху с откосами 1:0,5, что привело к ошибочному уменьшению стоимости такого вида работ.

Обществом представлены в ЛенРТК документы, обосновывающие стоимость мероприятий, направленных на постановку объектов сети газораспределения на кадастровый учет и регистрацию права собственности. Выполнение данных мероприятий обусловлено необходимостью технического обслуживания газопровода.

По расчету Общества фактические затраты на осуществление мероприятий по постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности объектов газораспределительной сети, связанных с подключением газоиспользующего оборудования заявителей категории 2 и 3, составляют <данные изъяты> руб.

На основании Положения по учетной политике АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» расходы, связанные с регистрацией права собственности объектов сети газораспределения, включены в состав общехозяйственных расходов.

Согласно пункту 8 Методических указаний ФАС России от 16.08.2018 года № 1151/18 для расчета размера стандартизированных тарифных ставок учитываются расходы на выполнение мероприятий, определяющих ее величину, в том числе расходы на осуществление государственной регистрации права собственности на созданную газораспределительной организацией газораспределительную сеть в целях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя.

Следовательно, в состав расходов газораспределительных организаций для расчета размера стандартизированных тарифных ставок, в том числе входят экономически обоснованные расходы на оформление права собственности на созданную газораспределительной организацией газораспределительную сеть.

ЛенРТК учел в расчете тарифа расходы на государственную регистрацию только по объектам недвижимости газораспределительной сети, по которым такие расходы понесены Обществом до подписания акта о подключении (технологическом присоединении).

Однако законодательство не содержит норм права, запрещающих учитывать в расчете тарифа расходы на государственную регистрацию объектов недвижимости, понесенных регулируемой организацией после подписания акта о подключении (технологическом присоединении).

Документы экономического обоснования расходов Общества, связанных с регистрацией права собственности указанных объектов недвижимости, представлены в Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в составе тарифной заявки.

В этой связи отклонение административным ответчиком при установлении размера стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов ГРО, связанных со строительством газопроводов (С3), в заявленном Обществом размере расходов на регистрацию права собственности на объекты сети газораспределения, созданные в целях подключения (технологического присоединения) заявителей, противоречит требованиям пункта 8 Методических указаний ФАС России от 16.08.2018 года № 1151/18.

Таким образом, размер установленной приказом ЛенРТК № 667-п стандартизированной тарифной ставки С3 подлежит пересчету.

Суд находит обоснованными доводы Общества и в части неправильно примененного расчета ЛенРТК стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов, связанных со строительством полиэтиленового газопровода бестраншейным способом (С4).

ЛенРТК определил рыночную стоимость данного вида работ на 2021 год на уровне тарифных ставок, установленных на 2020 год, с учетом индекса цен производителей в соответствии с Прогнозом Минэкономразвития России - 103,7.

При этом в экспертном заключении отмечается, что сметный расчет стоимости прокладки полиэтиленовых труб диаметром 32 мм и 63 мм бестраншейным способом основан на расценках ТЕР 04-01-074/ТЕР 04-01-078, которые относятся к работам по прокладке трубопровода методом горизонтального направленного бурения машиной горизонтального бурения прессово-шнекового типа РВА с усилением продавливания и минимальным диаметром прокладки 325 мм. Однако применение таких расценок для расчета расходов, связанных с прокладкой газопровода диаметром 32 мм и 63 мм, не отражает рыночную стоимость работ и приводит к значительному завышению расходов. По предложениям строительного рынка, стоимость прокладки газопровода бестраншейным способом рассчитана в диапазоне от 1000 до 2500 рублей за погонный метр прокладки, что ниже предложения АО «Газпром газораспределения Ленинградская область» более чем в 4 раза.

В силу подпункта «ж» пункта 11 Основных положений государственное регулирование цен на газ, включая розничные цены на газ и розничные цены на сжиженный газ, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, и тарифов на услуги по его транспортировке, а также платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней исходя из возмещения газораспределительным организациям экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг по технологическому присоединению к газораспределительным сетям.

Размер стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов ГРО, связанных со строительством стального (полиэтиленового) газопровода бестраншейным способом (С4i(j)n), определяется по формуле, предусмотренной в пункте 26 Методических указаний ФАС России от 16.08.2018 года № 1151/18, с учетом показателей фактических расходов ГРО на строительство полиэтиленового газопровода j-того диапазона диаметров n-ной протяженности бестраншейным способом, понесенных в соответствующем календарном году из предусмотренных абзацами первым - четвертым пункта 32 настоящих Методических указаний, общей длины полиэтиленовых газопроводов j-того диапазона диаметров n-ной протяженности, построенных в рамках технологического присоединения бестраншейным способом в соответствующем календарном году из предусмотренных абзацами первым - четвертым пункта 31 настоящих Методических указаний, а также коэффициента расходов, определяемого в соответствии с пунктом 33 настоящих Методических указаний.

Из анализа приведенных норм законодательства не следует, что плата за технологическое подключение подлежит установлению в минимальном либо максимальном размере. Предусмотрена обязанность регулирующего органа произвести расчет такой платы в экономически обоснованном размере, что, в свою очередь, административным ответчиком не выполнено.

Закрытый способ строительства с использованием бестраншейного метода наклонно-направленного бурения (ННБ) рекомендован к применению при прокладке газопровода через препятствия, внутри жилых кварталов, при пересечении подземных коммуникаций Сводом правил по строительству 42-101-2003. Общими положениями по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб, одобренному постановлением Госстроя России от 26.06.2003 № 112.

Применение АО Газпром газораспределение Ленинградская область» при прокладке газопровода методом наклонно-направленного бурения с использованием машины фирмы SHMIDT, KRANZ-GRUPPE горизонтального бурения прессово-шнекового типа РВА с усилением продавливания по ряду объектов обусловлено проектно-сметной документацией.

Законодательством не предусмотрено право органа тарифного регулирования корректировать применение той или иной технологии строительства газораспределительных систем полиэтиленовых труб с предложением более экономичного способа.

Расчет стоимости строительства полиэтиленового газопровода бестраншейным способом в соответствии с указанной формулой в экспертном заключении не приведен.

С учетом изложенного экспертная оценка ЛенРТК в этой части является экономически необоснованной и размер установленной приказом ЛенРТК № 667-п стандартизированной тарифной ставки С4 подлежит пересчету.

ЛенРТК установлена стандартизированная тарифная ставка на 2021 год на покрытие расходов газораспределительных организаций, связанных с мониторингом выполнения заявителем технических условий (С7.1), в том числе:

- при врезке в стальные газопроводы всех диапазонов наружных диаметров надземного (наземного) и подземного типов прокладки с давлением до 0,005 МПа в размере <данные изъяты> тыс.руб.;

- при врезке в стальные газопроводы всех диапазонов наружных диаметров надземного (наземного) и подземного типов прокладки с давлением от 0,005 МПа до 1,2 Мпа в размере <данные изъяты> тыс.руб.;

- при врезке в полиэтиленовые газопроводы всех диапазонов наружных диаметров с давлением до 0,6 Мпа в размере <данные изъяты> тыс.руб.;

- при врезке в полиэтиленовые газопроводы всех диапазонов наружных диаметров с давлением от 0,6 МПа до 1,2 МПа.

По предложению Общества в расчете платы за мониторинг выполнения заявителем технических условий следовало учесть стандартизированную тарифную ставку исходя из материала газопровода, способа прокладки, давления и диапазона наружных диаметров строящихся газопроводов.

Размер ставки С7.1 определен на уровне установленных стандартизированных тарифных ставок на 2020 год с учетом индекса потребительских цен по видам экономической деятельности «Прогноз показателей инфляции (Базовый вариант)» 102,7%.

Согласно подпункту «б» пункта 98 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 г. № 1314, исполнитель обязан осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной Постановлением.

В соответствии с п. 20 Методических указаний ФАС России от 16.08.2018 N 1151/18 размеры стандартизированных тарифных ставок на покрытие расходов ГРО на осуществление фактического присоединения дифференцируются:

по диапазонам наружных диаметров стальных газопроводов ГРО, в которые осуществляется врезка: до 100 мм; 101 - 158 мм; 159 - 218 мм; 219 - 272 мм; 273 - 324 мм; 325 - 425 мм; 426 - 529; 530 мм и выше;

по диапазонам наружных диаметров полиэтиленовых газопроводов ГРО, в которые осуществляется врезка: 109 мм и менее; 110 - 159 мм; 160 - 224 мм; 225 - 314 мм; 315 - 399 мм; 400 мм и выше;

по типу прокладки газопровода ГРО: подземная или надземная, наземная;

по типу врезки: для стальных газопроводов: при давлении в газопроводе, в который осуществляется врезка, до 0,005 МПа (включительно); при давлении в газопроводе, в который осуществляется врезка, от 0,005 МПа до 1,2 МПа (включительно);

для полиэтиленовых газопроводов: при давлении в газопроводе, в который осуществляется врезка, до 0,6 МПа (включительно); при давлении в газопроводе, в который осуществляется врезка, свыше 0,6 МПа до 1,2 МПа (включительно).

Пунктом 8 Методических указаний ФАС России от 16.08.2018 № 1151/18 предусмотрено, что в состав расходов ГРО на мониторинг выполнения Заявителем технических условий и осуществление фактического присоединения объектов капитального строительства Заявителя к газораспределительной сети и проведением пуска газа в газоиспользующее оборудование Заявителя входят расходы, в том числе:

- на проверку соответствия сети газопотребления и установленного газоиспользующего оборудования техническим условиями разработанной в соответствии с ними исполнительной (технической) документации, проектной документации (если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации) на сеть газопотребления объекта капитального строительства;

- на участие в приемке скрытых работ на сети газопотребления объекта капитального строительства;

на составление акта готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), акта о подключении (технологическом присоединении);

- на направление Заявителю уведомлений, предусмотренных Правилами подключения;

- на выполнение технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) газораспределительной сети ГРО или сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, бесхозяйной газораспределительной сети с сетью газопотребления объекта капитального строительства Заявителя;

- на отключение и возобновление подачи газа в сети газоснабжения третьих лиц на период выполнения пусконаладочных работ на сети газопотребления объекта капитального строительства;

- на приобретение газа, используемого на продувку газопроводов и газоиспользующего оборудования.

В пункте 29 Методических указаний ФАС России от 16.08.2018 № 1151/18 предусмотрена формула для определения размера стандартизированной тарифной ставки, связанной с мониторингом выполнения Заявителем технических условий (С7.1), в которой учитываются: фактические расходы ГРО на проведение мониторинга выполнения Заявителем технических условий в соответствующем календарном году из предусмотренных абзацами первым - четвертым пункта 32 настоящих Методических указаний, руб.; фактическое количество договоров о подключении (технологическом присоединении) соответствующей t-ой группы подключений, исполненных в соответствующем календарном году из предусмотренных абзацами первым - четвертым пункта 31 настоящих Методических указаний (без учета подключений, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 4 настоящих Методических указаний), шт.; коэффициент подключений, по которым осуществляется мониторинг выполнения заявителем технических условий, коэффициент расходов, определяемый в соответствии с пунктом 33 настоящих Методических указаний.

Суд приходит к выводу о нарушении ЛенРТК установленного пунктом 13(1) Правил технологического присоединения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, пунктами 29, 33 Методических указаний ФАС России от 16.08.2018 N 1151/18 порядка расчета размера расходов Общества на мониторинг выполнения заявителем технических условий, поскольку произведен без учета соответствующей формулы и фактических экономически обоснованных расходов за три календарных года, предшествующих текущему году, при установлении ставок на 2021 год и последующие годы.

В этой связи ссылка административного ответчика на отсутствие в заявке Общества обоснования разброса стоимости пообъектных расходов в одной группе дифференциации (от <данные изъяты> тыс.руб. до <данные изъяты> тыс.руб.) правового значения не имеет.

При установлении ЛенРТК стандартизированной тарифной ставки на 2021 год на покрытие расходов ГРО, связанных с осуществлением фактического подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства Заявителя к сети газораспределения и проведением пуска газа (С7.2), предложенные Обществом расходы на выполнение данных видов работ не приняты в заявленном размере.

Размер стандартизированной тарифной ставки, связанной с фактическим присоединением к сети газораспределения (С7.2), определяется по формуле, предусмотренной пунктом 30 Методических указаний ФАС России от 16.08.2018 N 1151/18.

Определяя размер С7.2, в нарушение пункта 19 Основных положений в экспертном заключении по экономическому обоснованию расчета тарифных ставок на 2021 год ЛенРТК не содержатся оценка достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов, анализ указанных предложений исходя из всех факторов, принимаемых во внимание регулирующим органом при установлении тарифов в соответствии с настоящими Основными положениями.

Таким образом, ЛенРТК не проведен анализ экономической обоснованности затрат регулируемой организации, что не позволяет проверить принятые Комитетом величины, положенные в основу расчета стандартизированной тарифной ставки.

В рассматриваемом случае правоотношений, отсутствие обоснования установления тарифа в том или ином размере указывает на незаконность нормативного правового акта.

В нарушение требований ч. 9 ст. 213 КАС РФ административный ответчик не доказал соответствие приказа ЛенРТК № 667-п нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Следовательно, размер установленных приказом ЛенРТК № 667-п стандартизированных тарифных ставок С7.1 и С7.2 подлежат пересчету.

Для установления стандартизированных тарифных ставок Обществом заявлены общехозяйственные расходы в размере <данные изъяты> руб., в том числе понесенные на проектно-изыскательские работы – <данные изъяты> руб., на строительно-монтажные работы открытым способом – <данные изъяты> руб., на строительно-монтажные работы бестраншейным способом - <данные изъяты> руб., на мониторинг технических условий <данные изъяты> руб., на врезку и фактическое подключение – <данные изъяты> руб.

Общехозяйственные расходы Общества на организацию работы с заявителями (единый центр предоставления услуг), на содержание административного персонала, занятого вопросами технологического присоединения (юридический отдел, бухгалтерская служба, планово-экономический отдел, отдел по работе с персоналом, отдел сопровождения комплекса технических средств и средств связи) документально подтверждены: обоснованием численности работников структурных подразделений АО «Газпром газораспределение Ленинградская область», занятых в сфере реализации мероприятий по подключению (технологичесокму присоединению); статистической отчетностью о численности и заработной плате работников; штатным расписанием центрального аппарата и структурных подразделений Общества; данными бухгалтерского учета (обороты счета со статьями затрат).

Эксперт ЛенРТК в экспертном заключении указал, что общехозяйственные расходы входят в сметные нормативы, дополнительный учет каких-либо накладных расходов организации (увеличение сметной стоимости) не предусмотрен Методическим указаниями, поэтому заявленные Обществом общехозяйственные расходы не учтены при сметном определении стоимости проектно-изыскательских работ. При этом экспертом общехозяйственные расходы приняты в размере 12% от суммы расходов.

Относительно общехозяйственных расходов на строительно-монтажные работы открытым способом, строительно-монтажные работы бестраншейным способом, мониторинг технических условий, фактическое подключение какой-либо экономический анализ об их обоснованности или необоснованности в экспертном заключении отсутствует.

Доводы комитета о том, что общехозяйственные расходы включены в раздел сметы «прочие» как накладные расходы, являются несостоятельными, так как не подтверждены расчетным методом и не опровергают экономическое обоснование, понесенных Обществом общехозяйственных расходов. Данные о том, что заявленные Обществом общехозяйственные расходы покрыты за счет иных тарифов, в дело не представлены.

Общехозяйственные расходы подлежат учету при расчете размера стандартизированной тарифной ставки при условии их экономической обоснованности в соответствии с учетной политикой.

Анализируя фактические обстоятельства дела и вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что ЛенРТК неправомерно не учитывает при определении стоимости проекно-изыскательских работ (С1), строительно-монтажных работ (С3), строительства полиэтиленовых газопроводов бестраншейным способом (С4), стоимости мониторинга выполнения заявителем технических условий (С7.1) и осуществления фактического подключения (С7.2) общехозяйственные расходы, распределяемые на объекты технологического присоединения, на организацию работы с заявителями (единый центр предоставления услуг), на содержание административного персонала, занятого вопросами технологического присоединения (юридический отдел, бухгалтерская служба, планово-экономический отдел, отдел по работе с персоналом, отдел сопровождения комплекса технических средств и средств связи).

Вопрос о признании нормативного правового акта не действующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.

Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, то признание отдельных его положений не действующими с момента вступления в силу судебного акта не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных ст. 3 КАС РФ.

Принимая во внимание п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ, оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим со дня его принятия.

Руководствуясь статьями ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административный иск АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» удовлетворить.

Признать не действующим с даты принятия приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области 30.12.2020 № 667-п «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям газораспределительных организаций Ленинградской области на территории Ленинградской области, на 2021 год» в части установления для АО «Газпром газораспределения Ленинградская область» стандартизированных тарифных ставок:

С1 - стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов газораспределительных организаций, связанных с проектированием газораспределительной сети;

С3 - стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов газораспределительных организаций, связанных со строительством полиэтиленовых газопроводов;

С4 - стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов газораспределительных организаций, связанных со строительством стального газопровода и полиэтиленового газопровода бестраншейным способом;

С7.1 - стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов газораспределительных организаций, связанных с мониторингом выполнения Заявителем технических условий;

С7.2 - стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов газораспределительных организаций, связанных с осуществлением фактического подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства Заявителя к сети газораспределения и проведением пуска газа.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.

Возложить на комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области обязанность принять новый нормативный правовой акт в части признанной данным решением недействующей.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С.А. Астапенко

Решение принято в окончательной форме 06.08.2021 г.