ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-263/17 от 18.07.2017 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Дело № 3а-263/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Красноярск. 18 июля 2017 года.

Красноярский краевой суд в составе судьи Малякина А.В.,

при секретаре судебного заседания Еркаловой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации закрытого административно-территориального образования город Железногорск о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

администрация закрытого административно-территориального образования город Железногорск (далее – администрация ЗАТО г. Железногорск) обратилась в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, переданного в аренду индивидуальному предпринимателю ФИО7 для эксплуатации находящегося на этом участке нежилого здания.

По мнению административного истца, кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка, исходя из которой рассчитывается арендная плата, установлена неверно, поскольку при её определении земельный участок ошибочно был отнесен к 17-й группе видов разрешённого использования, тогда как, с учётом его фактического использования и назначение территориальной зоны, в которую он входит, подлежал отнесению к 7-й группе видов разрешенного использования, включающей земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.

В административном исковом заявлении администрация ЗАТО г. Железногорск просит суд признать технической ошибкой действия федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Красноярскому краю (далее – ФГБУ ФКП Росреестра по Красноярскому краю), заключающиеся в отнесении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> к 17-й группе видов разрешённого использования, и обязать ФГБУ ФКП Росреестра по Красноярскому краю устранить в сведениях Единого государственного реестра недвижимости указанную техническую ошибку, путём установления кадастровой стоимости данного земельного участка исходя из значения удельного показателя, предусмотренного для 7-й группы видов разрешённого использования.

В судебное заседание Шуринов А.М. и представитель Правительства Красноярского края не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. Суд посчитал возможным в соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения представителя администрации ЗАТО
г. Железногорск Бизюковой М.Г., поддержавшей заявленные требования, представителя ФГБУ ФКП Росреестра по Красноярскому краю
Емандыкова С.Н., просившего в удовлетворении административного искового заявления отказать, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Кувшиновой М.В., не возражавшей против административного иска, изучив материалы дела, Красноярский краевой суд пришёл к следующим выводам.

Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» кадастровая стоимость устанавливается в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определяется органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в случае осуществления государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316. Из пунктов 4, 9 этих Правил следует, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования; она проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 13 названных Правил).

Исходя из пунктов 2.1.3, 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утверждённых приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222 (далее – Методические указания), в случае, когда образование нового земельного участка происходит (произошло) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость такого участка определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости (далее – УПКС) земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Изложенное свидетельствует о том, что по общему правилу кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам государственной кадастровой оценки, при проведении которой осуществляется классификация земель по целевому назначению и виду функционального использования для чего учитываются данные земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров.

Кадастровая стоимость земельных участков, образованных после даты, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки, определяется органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, который использует для этого утверждённые результаты последней государственной кадастровой оценки земель.

Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 7 979 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: <данные изъяты>, был поставлен на кадастровый учёт 9 июня 2011 года. При этом участок отнесен к категории земель населённых пунктов, разрешённое использование – «размещение административного объекта». Его кадастровая стоимость была определена в размере 27 940 463 рубля 25 копеек на основе результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Красноярского края от 19 декабря 2008 года № 250-п.

17 августа 2011 г. этот земельный участок передан администрацией ЗАТО г. Железногорск в аренду <данные изъяты> для эксплуатации нежилого здания.

Постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 г. № 708-п были утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Красноярского края по состоянию на 1 января 2011 года.

Поскольку земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> образован после 1 января 2011 г., он не вошёл в перечень объектов, кадастровая стоимость которых утверждена данным постановлением. Его кадастровая стоимость была определена ФГБУ ФКП Росреестра по Красноярскому краю 10 января 2012 года на основании пункта 2.4 Методических указаний в размере 2 970 741 рубля 28 копеек, что соответствует произведению площади земельного участка (7 979 кв.м.) на значение УПКС, составившее 372,32 руб. за 1 кв.м. Такое значение УПКС утверждено постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 г. № 708-п в отношении земель кадастрового квартала <данные изъяты>, предназначенных для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (приложение № 2, таблица 56, строка 65, группа 17).

Требуя установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, исходя из значения УПКС, утверждённого для 7-й группы видов разрешённого использования (2219,14 руб. за 1 кв.м.), администрация ЗАТО г. Железногорск полагает, что при определении кадастровой стоимости были использованы недостоверные сведения (сведения, основанные на технической ошибке) о разрешённом использовании указанного земельного участка, фактически занятого нежилым зданием производственного назначения, используемым не для образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.

Вместе с тем, приведённые аргументы не могут быть признаны обоснованными.

В силу частей 1 и 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, является основанием для пересмотра результатов определения такой стоимости.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости, заявитель представляет документы и иные данные, в том числе подтверждающие наличие кадастровой и (или) технической ошибки (абзац 4 пункта 11). При этом к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость; например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки (пункт 13).

Представленные административным истцом доказательства не свидетельствуют о том, что при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> использовались недостоверные сведения об этом участке, в том числе о его разрешённом использовании.

Пунктом 70 порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. № 42 (действовавшего на момент определения оспариваемой кадастровой стоимости), предусмотрено, что сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости в соответствии с зонированием территории, в том числе на основании градостроительного регламента, либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.

На момент постановки земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на кадастровый учет и на момент определения его кадастровой стоимости, действовали правила землепользования и застройки города Железногорска, утверждённые решением Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск от 27 августа 2009 г. № 42-410Р. Согласно этим правилам вышеназванный земельный участок находится в территориальной зоне производственно-коммунальных объектов IV – V классов вредности, в которой предусмотрена возможность размещения административных объектов (статья 37 правил).

Следовательно, при постановке земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на кадастровый учёт вид его разрешенного использования (размещение административного объекта) был определён в соответствии с зонированием территории.

Из распоряжения администрации ЗАТО г. Железногорск от 19 июля 2011 г. № 671-р-з и договора аренды земельного участка от 17 августа 2011 г. видно, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> предоставлен <данные изъяты> для эксплуатации нежилого здания (вид разрешённого использования – размещение административного объекта).

В дальнейшем вид разрешённого использования земельного участка не изменялся. Решение об изменении вида его разрешённого использования администрацией ЗАТО г. Железногорск не принималось, что подтвердила в судебном заседании представитель административного истца.

Именно указанные выше достоверные сведения о разрешённом использовании земельного участка были учтены ФГБУ ФКП Росреестра по Красноярскому краю при определении его кадастровой стоимости.

При расчете оспариваемой административным истцом кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, обоснованно принял значение УПКС земель кадастрового квартала <данные изъяты>, отнесённых к 17-й группе видов разрешённого использования.

То обстоятельство, что при постановке земельного участка на кадастровый учёт его первоначальная кадастровая стоимость была определена исходя из значения УПКС земель, отнесённых к 7-й группе видов разрешённого использования, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора, предметом которого ранее действовавшая (архивная) кадастровая стоимость не является. К тому же классификация земель на группы по видам разрешённого использования, которая была установлена действовавшим на тот момент постановлением Правительства Красноярского края от 19 декабря 2008 года № 250-п, в дальнейшем изменилась.

Доводы администрации ЗАТО г. Железногорск о том, что к 17-й группе видов разрешённого использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения только объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, не соответствуют постановлению Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 г. № 708-п, из содержания которого прямо следует, что данная группа видов разрешённого использования включает в себя и земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий (примечание к приложению № 3).

Вопреки мнению административного истца при определении кадастровой стоимости земельного участка орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, не вправе учитывать фактическое использование земельного участка, поскольку обязан руководствоваться тем видом разрешенного использования, данные о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (в настоящее время – Единый государственный реестр недвижимости). Более того, администрацией ЗАТО г. Железногорск не представлено данных, позволяющих говорить о несоответствии фактического использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> виду его разрешенного использования.

Таким образом, оснований полагать, что при определении кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка были использованы недостоверные сведения об объекте недвижимости, не имеется.

При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление администрации ЗАТО г. Железногорск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления администрации закрытого административно-территориального образования город Железногорск о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Красноярского краевого суда А.В. Малякин.