ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-263/20 от 25.02.2020 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело № 3а-263/2020

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

г. Нижний Новгород 25 февраля 2020 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Жилкина А.М.,

при секретаре судебного заседания Новоженине Б.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1ФИО7,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Правительству Нижегородской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области об установлении кадастровой стоимости:

- нежилого 1-этажного здания площадью 48,4 кв.м. – механического участка по очистке карбидного ила, расположенного по адресу: [адрес],

- нежилого 1-этажного здания площадью 463,1 кв.м. – склада карбида кальция, расположенного по адресу: [адрес],

- нежилого 1-этажное здания площадью 75,6 кв.м. – отстойника для карбидного ила, расположенного по адресу: [адрес],

- нежилого 1-этажного здания площадью 325,7 кв.м. – наполнительного отделения, расположенного по адресу: [адрес],

- нежилого 1-этажного здания площадью 9,2 кв.м. – разгрузочной площадки, расположенного по адресу: [адрес],

- нежилого 1-этажного здания площадью 49,1 кв.м. – газгольдера жидкого давления, расположенного по адресу: [адрес],

- нежилого 2-этажного (в том числе антресоль) здания площадью 505 кв.м. – генераторного отделения, расположенного по адресу: [адрес], в размере их рыночной стоимости.

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с указанным выше административным исковым заявлением 27.12.2019 года. В обоснование заявленных требований указали о том, что кадастровая стоимость данных объектов недвижимости составляет:

нежилого 1-этажного здания площадью 48,4 кв.м. – механического участка по очистке карбидного ила, с кадастровым номером [номер] – 671 747, 82 рублей;

нежилого 1-этажного здания площадью 463,1 кв.м. – склада карбида кальция, с кадастровым номером [номер] – 5 972 062,73 рублей;

нежилого 1-этажного здания площадью 75,6 кв.м. – отстойника для карбидного ила, с кадастровым номером [номер] – 1 044 003,13 рублей;

нежилого 1-этажного здания площадью 325,7 кв.м. – наполнительного отделения, с кадастровым номером [номер] – 4 300 647,47 рублей;

нежилого 1-этажного здания площадью 9,2 кв.м. – разгрузочной площадки, с кадастровым номером [номер] – 128 621,90 рублей;

нежилого 1-этажного здания площадью 49,1 кв.м. – газгольдера жидкого давления, с кадастровым номером [номер] – 681 374,86 рублей;

нежилого 2-этажного здания площадью 505 кв.м. – здание генераторного отделения, с кадастровым номером [номер] – 6 466 464,47 рублей.

Однако с установленной кадастровой стоимостью они не согласны, полагают её не соответствующей рыночной, представив в качестве обоснования отчет об оценке, согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости составляет:

нежилого 1-этажного здания: механического участка по очистке карбидного ила, с кадастровым номером [номер] – 315 000,00 рублей;

нежилого 1-этажного здания: склада карбида кальция, с кадастровым номером [номер] – 1 976 000,00 рублей;

нежилого 1-этажного здания: отстойника для карбидного ила, с кадастровым номером [номер] – 472 000,00 рублей;

нежилого 1-этажного здания: наполнительного отделения, с кадастровым номером [номер] – 1 879 000,00 рублей;

нежилого 1-этажного здания: разгрузочной площадки, с кадастровым номером [номер] – 36 000,00 рублей;

нежилого 1-этажного здания: газгольдера жидкого давления, с кадастровым номером [номер] – 278 000,00 рублей;

нежилого 2-этажного здания: здание генераторного отделения, с кадастровым номером [номер] – 3 314 000,00 рублей;

До начала судебного заседания ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Нижегородской области представило в суд отзыв на административное исковое заявление и информацию в отношении спорных нежилых зданий. В отзыве на административное исковое заявление ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Нижегородской области просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Правительство Нижегородской области представило в суд позицию относительно административного искового заявления и информацию в отношении спорного нежилого здания. Полагает, что результаты кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и соблюдением процедуры, установленной законом.

Участвующему в судебном заседании представителю административного истца ФИО1ФИО7 разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 45, 46, 55, 62 КАС РФ.

Иные лица, участвующие в деле, согласно определения о принятии административного дела к производству от 09.01.2020 г., в судебное заседание не явились, об уважительности причин отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении слушания и иных ходатайств не заявляли, что, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, не препятствует рассмотрению дела по существу.

В судебном заседании представитель истца ФИО1ФИО7 заявленные требования поддержала, просила удовлетворить административное исковое заявление.

Изучив материалы настоящего дела, обсудив доводы и заявленные требования, выслушав представителя истца, суд приходит к следующему.

Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости, в случае, если они затрагивают права и обязанности заявителей, регулируется главой 22 КАС РФ и Федеральным законом от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».

Согласно ст. 24.18 указанного Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в суде. В случае такого оспаривания рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, если этими результатами затронуты их права и обязанности.

Поскольку административные истцы ФИО1, ФИО2 являются собственниками объектов недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и законные интересы.

Из представленной в суд информации филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области судом установлено, что нежилые здания с кадастровыми номерами [номер] были поставлены на государственный кадастровый учет в 2011 году.

Кадастровая стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами [номер] определена Учреждением в соответствии с п. 2.1 Порядка, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 г. №113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости», на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 года № 331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области».

В соответствии со ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности на основании Постановления № 331 в ЕГРН в 2011 году были внесены сведения о кадастровой стоимости нежилых зданий: с кадастровым номером [номер] – 671 747, 82 рублей; [номер] – 5 972 062, 73 рублей; [номер] – 1 044 003, 13 рублей; [номер] – 4 300 647, 47 рублей; [номер] – 128 621, 90 рублей; [номер] – 681 374, 86 рублей; [номер] – 6 466 464, 47 рублей, по состоянию на 07.07.2012 года.

В соответствии с ч. 5 ст. 247 КАС РФ стороны по административному делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований.

Учитывая обращение истца в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий в размере их рыночной стоимости, а также заявление о восстановлении срока подачи настоящего иска, суд полагает необходимым восстановить предусмотренный частью 3 статьи 245 КАС РФ, частью десятой статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» срок для подачи административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости. Суд усматривает для этого наличие уважительных причин, обусловленных как введением на территории Нижегородской области нового порядка исчисления налоговой базы по налогу на имущество физических лиц (исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости) лишь с 01 января 2015 года, так и положениями статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации о сроках уплаты налога на имущество физических лиц (не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом). Суд принимает во внимание и то обстоятельство, что Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменена предусмотренная статьей 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» периодичность проведения государственной кадастровой оценки, а именно, исключены положения о том, что она подлежит проведению не реже чем один раз в течение пяти лет. Вместе с тем, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», указанный пятилетний срок обусловлен исключительно закрепленной законом периодичностью проведения государственной кадастровой оценки, в отношении которой с 15 июля 2016 года требования о ее проведении не реже чем один раз в течение пяти лет отсутствуют.

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости, заявитель представил в суд отчет об оценке рыночной стоимости [номер], составленный [дата] оценщиком ФИО5, согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости составляет: нежилого здания с кадастровым номером [номер]

Исследуя отчет об оценке, суд приходит к выводу, что он соответствует федеральным стандартам оценки ФСО № 1, ФСО № 2, ФСО № 3, ФСО № 7, а также требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ», поскольку содержит сведения о дате проведения оценки, об используемых стандартах, целях и задачах ее проведения, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объектов недвижимости, отраженных в отчете.

Отчет не содержит положений, допускающих его неоднозначного толкования. Достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости участвующими в деле лицами не опровергнута, оснований не доверять отчету у суда не имеется.

Оценщик ФИО5 требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам, соответствует, в частности, имеет профессиональное образование в области оценочной деятельности, является членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» и включена в реестр, гражданская ответственность застрахована.

Каких-либо данных, свидетельствующих, что оценщик является лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, либо об иных обстоятельствах, ограничивающих возможность проведения им оценки, суду не представлено.

Представленные в материалы дела и исследованные судом по правилам ст. 84 КАС РФ доказательства отвечают критериям относимости и допустимости, достоверность которых сомнений не вызывает, а их совокупность является достаточной для рассмотрения административного дела по существу и вынесения правосудного решения.

С учетом изложенного выше суд полагает необходимым удовлетворить заявленное по настоящему делу требование административных истцов ФИО1, ФИО2 об установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

На основании изложенного и руководствуясь ст.249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 по настоящему административному делу удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого 1-этажного здания с кадастровым номером [номер], площадью 48,4 кв.м., назначение: механический участок по очистке карбидного ила, расположенного по адресу: [адрес], в размере его рыночной стоимости 315 000 (триста пятнадцать тысяч) рублей по состоянию на [дата].

Установить кадастровую стоимость нежилого 1-этажного здания с кадастровым номером [номер], площадью 463,1 кв.м., назначение: склад карбида кальция, расположенного по адресу: [адрес], в размере его рыночной стоимости 1 976 000 (один миллион девятьсот семьдесят шесть тысяч) рублей по состоянию на [дата].

Установить кадастровую стоимость нежилого 1-этажного здания с кадастровым номером [номер], площадью 75,6 кв.м., назначение: отстойник для карбидного или, расположенного по адресу: [адрес],в размере его рыночной стоимости 472 000 (четыреста семьдесят две тысячи) рублей по состоянию на [дата].

Установить кадастровую стоимость нежилого 1-этажного здания с кадастровым номером [номер], площадью 325,7 кв.м., назначение: наполнительное отделение, расположенного по адресу: [адрес],в размере его рыночной стоимости 1 879 000 (один миллион восемьсот семьдесят девять тысяч) рублей по состоянию на [дата].

Установить кадастровую стоимость нежилого 1-этажного здания с кадастровым номером [номер], площадью 9,2 кв.м. назначение: разгрузочная площадка, расположенного по адресу: [адрес],в размере его рыночной стоимости 36 000 (тридцать шесть тысяч) рублей по состоянию на [дата].

Установить кадастровую стоимость нежилого 1-этажного здания с кадастровым номером [номер], площадью 49,1 кв.м., назначение: газгольдер жидкого давления, расположенного по адресу: [адрес],в размере его рыночной стоимости 278 000 (двести семьдесят восемь тысяч) рублей по состоянию на [дата].

Установить кадастровую стоимость нежилого 2-этажного(в том числе антресоль) здания с кадастровым номером [номер], площадью 505 кв.м., назначение: генераторное отделение, расположенного по адресу: [адрес],в размере его рыночной стоимости 3 314 000 (три миллиона триста четырнадцать тысяч) рублей по состоянию на [дата].

Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами [номер], в размере из рыночной стоимости считать 27.12.2019 года.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья А.М. Жилкин

В окончательной форме решение суда составлено 06 марта 2020 года.

Судья А.М. Жилкин