Дело №3а-264/2021
УИД 70OS0000-01-2021-000207-64
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 декабря 2021 г. Томский областной суд в составе
председательствующего Петровского М.В.
при секретаре Маслюковой М.Н.,
помощнике судьи Шмаленюк З.А.
с участием
административного истца ФИО1,
представителей административных ответчиков
департамента финансов администрации Города Томска ФИО2,
муниципального образования «Город Томск»
в лице администрации Города Томска,
администрации Города Томска ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
установил:
ФИО1 обратилась в Томский областной суд с административным иском к муниципальному образованию «Город Томск» о присуждении 135000рублей в качестве компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Советского районного суда г.Томска от 12 марта 2020г., которым удовлетворен иск ФИО1 к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска об обязании к предоставлению ФИО1 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящегося на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 25 кв.м.
В обоснование заявленных требований указано, что 23 июня 2020г. возбуждено исполнительное производство; продолжительность неисполнения судебного акта с момента вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства до подачи административного иска в суд составила 1 год 3 месяца; в связи с этим административный истец, не имеющая в собственного жилого помещения и получающая небольшой доход, была вынуждена нести дополнительные расходы в размере 9000рублей, связанные с арендой жилого помещения, а по окончании срока договора аренды 15 сентября 2021г. оказалась в затруднительной ситуации, связанной с поиском иного жилого помещения для найма; согласно ответу административного ответчика от 2 марта 2021г. неисполнение судебного решения связано с непоступлением из Департамента по вопросам семьи и детей Томской области в бюджет муниципального образования «Город Томск» денежных средств для приобретения жилого помещения.
Определением судьи от 2 ноября 2021г. к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены администрация Города Томска, департамент финансов администрации Города Томска, в качестве заинтересованного лица- Управление Федеральной службы судебных приставов (сокращенное наименование– УФССП) по Томской области (л.д.1-3).
Административное дело рассмотрено в отсутствие административного истца представителя заинтересованного лица УФССП по Томской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика департамента финансов администрации Города Томска ФИО2 с административным иском не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административный иск (л.д.174-177), согласно которому администрация Города Томска и департамент финансов администрации Города Томска являются ненадлежащими административными ответчиками по настоящему делу, поскольку административный иск должен быть предъявлен к муниципальному образованию «Город Томск» и в случае удовлетворения административного иска резолютивная часть решения должна содержать указание на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа; обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение возложена судом на муниципальное образование «Город Томск»; срок неисполнения требований исполнительного документа не является значительным и составляет 1 год 3месяца; действия администрации Города Томска по исполнению решения суда являются полными, достаточными, своевременными и эффективными, нарушений разумного срока исполнения судебного акта не допущено; отсутствие вины должника должно влиять на размер компенсации; сложность исполнения судебного акта связана с тем, что администрация Города Томска, выполняя мероприятия по обеспечению детей-сирот жильем, решает в рамках переданного ей государственного полномочия вопрос, отнесенный к ведению Томской области, и в вопросах исполнения судебного акта зависит от Администрации Томской области, поскольку приобрести жилое помещение возможно только за счет средств бюджета Томской области; кроме того, приобретение жилого помещения производится посредством реализации процедур, установленных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которым общий срок проведения электронного аукциона составляет 70-80 дней; аукционы, несостоявшиеся в связи с отсутствием заявок на участие в них, не могут быть поставлены в вину администрации Города Томска, а объявление новых аукционов требует новых временных затрат; администрацией Города Томска требуемые от нее действия исполнялись в максимально короткие сроки, после направления 17 июля 2020г. денежных средств из областного бюджета в 2020году неоднократно проводились электронные аукционы для приобретения жилого помещения; административным истцом не указано, какие меры по исполнению решения суда администрацией Города Томска могла не предприняты.
Представитель административных ответчиков муниципального образования «Город Томск» в лице администрации «Города Томска» и администрации Города Томска ФИО3 с административным иском также не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административный иск представителя ФИО4 (л.д.189-194), согласно которому, исполнение решения суда поставлено в зависимость от поступления денежных средств из бюджета вышестоящего уровня; судебные решения такого рода исполняются в порядке очередности– исходя из даты вступления в законную силу судебных решений; в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями в 2020году администрацией Города Томска было размещено 480 аукционов, 62 из них состоялись, жилые помещения были распределены лицам, в отношении которых имеются судебные решения с более ранней датой вступления в законную силу; неиспользованные в 2021году денежные средства возвращены 21 февраля 2021г. в областной бюджет с подтверждением потребности в них; в 2021 году размещено 149 электронных аукциона, 4 из которых состоялись - жилые помещения также распределены лицам, в отношении которых имеются судебные решения с более ранней датой вступления в законную силу; в ноябре 2021 года планируется повторное размещение электронных аукционов, приобретенные квартиры будут предоставляться по мере их приобретения; таким образом, администрацией выполняются все возможные и зависящие от нее действия, направленные на исполнение решения суда в отношении ФИО1; кроме того, Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлен запрет на начало закупки до момента доведения лимитов денежных обязательств; срок приобретения жилого помещения увеличился не по вине административного ответчика, а исходя из объективных причин независящих от администрации Города Томска (отсутствие на рынке недвижимости соответствующих жилых помещений, отсутствие заявок на участие в электронном аукционе, отсутствие достаточного количества денежных средств для приобретения жилых помещений).
Заслушав объяснения участников судебного разбирательства, изучив материалы настоящего административного дела, материалы гражданского дела №2-819/2020, рассмотренного 12 марта 2020г. Советским районным судом г.Томска, материалы исполнительного производства №52492/20/70024-ИП, суд пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010г. №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 той же статьи и частью 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010г. №68-ФЗ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, решением Советского районного суда г.Томска от 12 марта 2020г. удовлетворен иск ФИО1– на муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 25 кв.м. (л.д.16-20).
Решение суда в апелляционном порядке не обжаловано, вступило в законную силу 21 апреля 2020г.
Из материалов исполнительного производства следует, что оно возбуждено 23июня 2020г. и в настоящее время не окончено. Административное исковое заявление подано (направлено) в суд 14 октября 2021 г.
Таким образом, административный иск подан лицом, отвечающим приведенным выше требованиям процессуального законодательства, в установленный процессуальным законом срок.
Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. закреплено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (пункт 1 статьи 6); каждый, чьи права и свободы, признанные Конвенцией, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве (статья 13).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 апреля 2010г. №68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (заявителя), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств- непреодолимой силы; при этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (часть 2); присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (часть 3).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30 апреля 2010г. №68-ФЗ размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
На основании части 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, общей продолжительности неисполнения судебного акта.
Как разъяснено в пунктах 46, 48, 55 и 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016г. №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта; при этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например, путем непредставления им реквизитов банковского счета; не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств; при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта; в общую продолжительность исполнения судебного акта подлежит включению период приостановления исполнения судебного акта.
Решение суда от 12 марта 2020 г. вступило в законную силу 21 апреля 2020г.; исполнительный лист выдан судом 13 мая 2020г. и 19 июня 2020г. поступил в межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Томской области (л.д.170-172, 169).
23 июня 2020г. возбуждено исполнительное производство №52492/20/70024-ИП; должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства (л.д.168).
В тот же день судебным приставом-исполнителем у администрации Города Томска запрошена информация об объеме финансирования, необходимом для фактического исполнения исполнительного листа (л.д.167).
30 июня 2020г. администрацией Города Томска судебному приставу-исполнителю направлен ответ (исх.№4383) о том, что во исполнение решения суда в отношении ФИО1 30 июня 2020г. в адрес Департамента по вопросам семьи и детей Томской области направлено ходатайство на выделение денежных средств; в связи с длительностью процедур доведения лимитов денежных финансирования из областного бюджета и проведения электронных аукционов в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, в установленный 5-дневный срок не представилось возможным (л.д.162).
3 июля 2020г. судебным приставом-исполнителем составлен акт о том, что по состоянию на указанную дату требования исполнительного документа не выполнены (л.д.165); вынесено постановление о взыскании с администрации Города Томска исполнительского сбора; сбор уплачен 5 августа 2020г. (л.д.155) и назначен новый срок исполнения исполнительного документа – до 6 августа 2020г. (л.д.164, 163).
Согласно письму администрации Города Томска от 6 августа 2020г. №5472, направленному в адрес судебного пристава-исполнителя, во исполнение решения суда в отношении ФИО1 Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области муниципальному образованию «Город Томск» 17 июля 2020г. выделено 1710875 рублей (л.д.152).
6 августа 2020г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 8 сентября 2020 г. (л.д.157).
12 августа 2020г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 17 августа 2020г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей (л.д.153, 149).
Как следует из писем администрации Города Томска (исх.№5600, №5801), направленных в адрес судебного пристава-исполнителя, в связи с увеличением стоимости 1 кв.м жилого помещения в III квартале 2020года во исполнение решения суда в отношении ФИО1 администрацией Города Томска направлено письмо в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области о предоставлении дополнительных денежных средств, после поступления которых работа по приобретению жилых помещений будет продолжена (л.д.150, 148, 147).
8 сентября 2020г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 9 октября 2020г. (л.д.146).
Согласно письму администрации Города Томска в адрес судебного пристава-исполнителя от 7 сентября 2020г. №6394 во исполнение решений судов, в том числе в отношении ФИО1, Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области муниципальному образованию «Город Томск» направлено 1711225рублей; подготовлен проект документаций об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения; после утверждения документации она будет направлена в управление муниципального заказа и тарифной политики администрации Города Томска для размещения на электронной площадке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (л.д.144).
11 сентября 2020г. руководитель администрации Города Томска предупрежден судебным приставом-исполнителем о привлечении к уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации (л.д.143).
11 сентября 2020г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 16 сентября 2020г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей (л.д.142, 139).
Согласно письмам администрации Города Томска в адрес судебного пристава-исполнителя от 11 и 16 сентября 2020г. №6533, №6687 во исполнение решений судов, в том числе в отношении ФИО1, проект документаций об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения направлен в управление муниципального заказа и тарифной политики администрации Города Томска для размещения на электронной площадке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (л.д.140, 137).
9 октября 2020г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 13 ноября 2020г. (л.д.136).
14 октября 2020г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 19 октября 2020г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа 50000 рублей (л.д. 134, 131).
Согласно письмам администрации Города Томска в адрес судебного пристава-исполнителя от 9 октября 2020г. №7274, от 15 и 16 октября 2020г. №7414 и №7476, во исполнение решений судов, в том числе в отношении ФИО1, администрацией Города Томска в сентябре 2020 года проводились электронные аукционы, которые признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в них; с целью проведения закупок в IV квартале 2020 года организована работа по утверждению проекта постановления администрации Города Томска «Об установлении расчетной стоимости 1кв.м жилого помещения в целях формирования начальной (максимальной) цены контракта на приобретение жилых помещений для последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также норматива средней рыночной стоимости общей площади жилья с целью определения размера межбюджетных трансфертов на исполнение судебных актов по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц и субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц» (л.д.132, 130, 129).
13 ноября 2020г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 16 декабря 2021г. (л.д.127).
11 ноября 2020г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 23 ноября 2020г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа 50000 рублей (л.д.125, 123).
Как следует из письма администрации Города Томска №8150 от 11 ноября 2020г., №8327, направленного в адрес судебного пристава-исполнителя, Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области муниципальному образованию «Город Томск» направлены 1710300 рублей; администрацией Города Томска в сентябре 2020 года проводились электронные аукционы, которые признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в них; проект документации об электронных аукционах на право заключения муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений подготовлен и направлен в управление муниципального заказа и тарифной политики администрации Города Томска для размещения на электронной площадке в сети «Интернет»; срок размещения аукционов– до 20 ноября 2020г. (л.д.128, 122).
Согласно письму администрации Города Томска в адрес судебного пристава-исполнителя №8398 вновь размещены электронные аукционы на право заключения муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений (л.д.121).
16 декабря 2020г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 26 января 2021г. (л.д.120).
21 декабря 2020г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 23 декабря 2020г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа 50000 рублей (л.д.118, 115).
Согласно письмам администрации Города Томска от 16 декабря 2020г. №9101, от 21 декабря 2020 г. №9241, от 23 декабря 2020г. №9324, направленным в адрес судебного пристава-исполнителя, в целях исполнения решений судов, в том числе в отношении С.А.ВБ., администрацией Города Томска в сентябре - декабре 2020года проводились электронные аукционы, которые признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в них; в связи с тем, что размещение электронных аукционов на лимиты 2020 года не представилось возможным (в соответствии со сроками, установленными Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), выделенные денежные средства будут возвращены в областной бюджет в начале 2021года с подтверждением потребности в них; после поступления денежных средств в бюджет муниципального образования «Город Томск» в новом финансовом году работа по приобретению благоустроенных жилых помещений будет продолжена (л.д.116, 114, 113).
26 января 2021г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 1 марта 2021г. (л.д.112).
Как следует из писем администрации Города Томска №383, №604 от 1 февраля 2021г., №716, направленных в адрес судебного пристава-исполнителя, выделенные денежные средства для исполнения решений судов, в том числе в отношении ФИО1, возвращены в областной бюджет с подтверждением потребности в них; после поступления денежных средств в бюджет муниципального образования «Город Томск» в новом финансовом году работа по приобретению благоустроенных жилых помещений будет продолжена (л.д.110, 106).
1 февраля 2021г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 4 февраля 2021г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа 50000 рублей (л.д.109, 107).
1 марта 2021г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 2 апреля 2021г. (л.д.102).
Как следует из писем администрации Города Томска от 26 февраля 2021г. №1319.1, от 14 марта 2021г. №1437, от 11 марта 2021г. №1610, от 1 апреля 2021г. №2207, направленных в адрес судебного пристава-исполнителя, во исполнение решений судов, в том числе в отношении ФИО1, 10 февраля 2021г. 1710300рублей возвращены в бюджет муниципального образования «Город Томск»; в связи с увеличением стоимости 1 кв.м жилого помещения в Iквартале 2021года администрацией Города Томска направлено письмо в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области о предоставлении дополнительных денежных средств в целях приобретения жилых помещений; после поступления дополнительных денежных средств запланировано продолжение работы по приобретению жилых помещений (л.д.98, 95, 93, 90, 84).
5 марта 2021г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 11 марта 2021г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа 50000рублей (л.д.97, 94).
2 апреля 2021г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 13 мая 2021г. (л.д.92).
14 апреля 2021г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 19 апреля 2021г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа 50000 рублей (л.д.89, 86-87).
13 мая 2021г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 18 июня 2021г. (л.д.83).
Согласно письму администрации Города Томска (исх.№3838), направленному в адрес судебного пристава-исполнителя, во исполнение решений судов, в том числе в отношении С.А.ВБ., Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области муниципальному образованию «Город Томск» 21 апреля 2021г. доведено 2001125рублей; в связи с увеличением стоимости 1 кв.м жилого помещения в IIквартале 2021года администрацией Города Томска направлено письмо в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области о предоставлении дополнительных денежных средств в целях приобретения жилых помещений; по состоянию на 11 мая 2021г. денежные средства не поступали; после поступления дополнительных денежных средств запланировано продолжение работы по приобретению жилых помещений (л.д.81).
24 мая 2021г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 1 июня 2021г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа 50000 рублей (л.д.80, 77).
Как следует из писем администрации Города Томска (исх.№3801, исх.№4072, исх.№4643), направленных в адрес судебного пристава-исполнителя, во исполнение решений судов, в том числе в отношении ФИО1, Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области муниципальному образованию «Город Томск» 14 мая 2021г. доведено 2080050рублей; готовятся проекты документаций для проведения электронных аукционов на право заключения муниципальных контрактов в целях предоставления жилых помещений; ориентировочный срок размещения электронных аукционов – конец мая 2021года (л.д.78, 76, 73).
18 июня 2021г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 27 июля 2021г. (л.д.75).
30 июня 2021г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 8 июля 2021г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа 50000рублей (л.д.72, 70).
Согласно письмам администрации Города Томска от 1 июля 2021г. №5039, от 8июля 2021г. №5253, направленным в адрес судебного пристава-исполнителя, во исполнение решений судов, в том числе в отношении С.А.ВБ., администрацией Города Томска размещены электронные аукционы на право заключения муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений (л.д.69, 68).
Как следует из писем администрации Города Томска от 23 июля 2021г. №5658, от 12 августа 2021г. №6207, от 23 августа 2021г. №6424, направленным в адрес судебного пристава-исполнителя, в целях исполнения решений судов, в том числе в отношении С.А.ВБ., администрацией Города Томска в июне 2021года были размещены электронные аукционы, которые в июле 2021года признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в них; в связи с увеличением стоимости 1 кв.м жилого помещения в IIIквартале 2021года администрацией Города Томска с целью проведения закупок организована работа по утверждению проекта постановления администрации Города Томска «Об установлении расчетной стоимости 1кв.м жилого помещения в целях формирования начальной (максимальной) цены контракта на приобретение жилых помещений для последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также норматива средней рыночной стоимости общей площади жилья с целью определения размера межбюджетных трансфертов на исполнение судебных актов по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц и субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц»; постановление утверждено 27 июля 2021г.; администрацией Города Томска направлен запрос в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области о предоставлении дополнительных денежных средств в целях приобретения жилых помещений; после поступления дополнительных денежных средств в текущем финансовом году работа по приобретению жилых помещений будет продолжена (л.д.66-67, 62).
27 июля 2021г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 6 сентября 2021г. (л.д.65).
16 августа 2021г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 25 августа 2021г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа 50000 рублей (л.д.63, 60).
6 сентября 2021г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 18 октября 2021г. (л.д.58).
Как следует из письма администрации Города Томска от 3 сентября 2021г. №6750, направленного в адрес судебного пристава-исполнителя, во исполнение решений судов, в том числе в отношении ФИО1, с учетом поступления в бюджет муниципального образования «Город Томск» дополнительных денежных средств организована работа по приобретению жилых помещений; планируемый срок размещения электронного аукциона – до 10 сентября 2021г. (л.д.56).
23 сентября 2021г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 30 сентября 2021г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа 50000 рублей (л.д.55, 52).
Как следует из писем администрации Города Томска от 21 сентября 2021г. №7220, №7457, направленных в адрес судебного пристава-исполнителя, во исполнение решений судов, в том числе в отношении ФИО1, Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области муниципальному образованию «Город Томск» 19 августа 2021г. доведены лимиты бюджетных обязательств с учетом дополнительного финансирования 2209775 рублей; в июне 2021года были размещены электронные аукционы, которые признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в них; в связи с увеличением стоимости 1 кв.м жилья и поступления в бюджет муниципального образования «Город Томск» дополнительных денежных средств организована работа по приобретению жилых помещений; планируемый срок размещения электронных аукционов – до 1 октября 2021г. (л.д.53, 51).
18 октября 2021г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 3 декабря 2021г. (л.д.50).
Согласно письму администрации Города Томска от 18 октября 2021г. исх.№8004, направленному в адрес судебного пристава-исполнителя, во исполнение решений судов, в том числе в отношении ФИО1, было размещено 72 электронных аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений (общей площадью не менее 25 кв.м.), на 2 аукциона были поданы заявки от участников аукциона, идет работа по заключению муниципальных контрактов; 70 аукционов признаны несостоявшимися ввиду отсутствия заявок (л.д.47-48).
10 ноября 2021г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.45-46).
Из письма комитета жилищной политики администрации Города Томска от 16ноября 2021г. №3271 следует, что ФИО1 на основании распоряжения Администрации Октябрьского района Города Томска от 27 декабря 2016г. №2480 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск»; по состоянию на 15 ноября 2021г. очередь административного истца 91. 17 июля 2020г. Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области муниципальному образованию «Город Томск» доведено 1710875рублей с целью исполнения решения суда; всего с учетом дополнительного финансирования в 2020году доведено 1711225рублей. Для обеспечения исполнения решения суда необходимо приобрети жилое помещение путем проведения электронных процедур в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями администрацией Города Томска объявляются электронные аукционы на приобретение благоустроенных жилых помещений для последующего предоставления детям-сиротам. В 2020 году квартиры, приобретенные посредством электронных аукционов (всего было размещено 480 аукциона, по результатам аукционов приобретено 72 квартиры), распределены детям-сиротам, в отношении которых судебные решения вступили в законную силу раньше. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации не использованные по состоянию на 31декабря финансового года денежные средства в начале 2021года возвращены в областной бюджет с подтверждением потребности в них. В связи с увеличением 1 кв. м жилого помещения в 2021 году администрацией Города Томска направлены письма в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области о предоставлении дополнительных денежных средств в целях приобретения жилого помещения. В целях исполнения решения суда в отношении ФИО1 Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области муниципальному образованию «Город Томск» в 2021 году с учетом дополнительного финансирования доведено 2209775 рублей. В 2021 году квартиры, приобретенные посредством электронных аукционов (всего было размещено 149 аукционов, 4 из них состоялись), распределены детям- сиротам в отношении которых судебные решения вступили в законную силу раньше (таких 42 решения). В ноябре текущего года планируется повторное размещение закупок с целью приобретения жилых помещений (л.д.199-200).
Таким образом, с момента возбуждения исполнительного производства (23 июня 2020г.) до рассмотрения настоящего административного дела решение суда не исполнено на протяжении 1 года 5 месяцев 10 дней; со дня поступления в межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Томской области исполнительного листа (19 июня 2020г.) до рассмотрения настоящего административного дела истек 1 год 5 месяцев 14 дней; общий срок исполнения решения суда со дня вступления судебного акта в законную силу (21апреля 2020 г.)– 1 год 7 месяцев 12дней.
Поведение ФИО1 не оказало негативного влияния на исполнение решения суда, не повлекло задержку в выдаче или направлении исполнительного документа. Напротив, действия ФИО1 свидетельствуют о заинтересованности в скорейшем исполнении решения суда– в частности, 13 мая 2020г. исполнительный лист направлен судом ФИО1 и 19 июня 2020г. исполнительный лист поступил в межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Томской области с заявлением ФИО1 о возбуждении исполнительного производства (л.д.170, 169); 13 февраля 2021г. ФИО1 обращалась к судебному приставу-исполнителю с просьбой сообщить о принятых мерах для исполнения требований исполнительного документа (л.д.103).
Таким образом, неисполнение вышеприведенного судебного постановления произошло по причинам, не зависящим от административного истца, и в отсутствие чрезвычайных и непредотвратимых при установленных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
При этом органами принудительного исполнения предпринимаются достаточные меры для исполнения решения суда; контролируется ход исполнения должником решения суда и сроки исполнения; администрация Города Томска неоднократно привлекалась к административной ответственности, предупреждалась об уголовной ответственности; исполнительное производство не приостанавливалось.
Достаточные действия должностных лиц УФССП России по Томской области, на которых возложено принудительное исполнение решения суда, произведенные в целях своевременного исполнения такого акта, не дали результата по причинам, не связанным с ведением исполнительного производства.
Оценивая доводы административных ответчиков о необходимости соблюдения должником предусмотренных законодательством процедур по исполнению решения суда в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», о невозможности своевременного исполнения судебного акта в связи с отсутствием заявок на участие в аукционах по приобретению жилых помещений, в том числе для последующего предоставления ФИО1, суд учитывает принятые администрацией Города Томска меры по исполнению требований исполнительного документа.
Так, в 2020 году (в сентябре, декабре) было размещено 480 аукционов на право заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений, по результатам которых ФИО1 могла претендовать на получение жилого помещения; однако из указанного числа аукционов состоялось только 72 аукциона на приобретение 72 жилых помещений, которые распределены лицам, в отношении которых судебные решения вступили в законную силу ранее 21апреля 2020г. В 2021 году (в июне, сентябре) было размещено 149 аукционов, из которых состоялось только 4 аукциона; приобретенные квартиры также распределены лицам, в отношении которых судебные решения вступили в законную силу ранее 21апреля 2020г.
Вместе с тем принятые администрацией Города Томска меры не привели к реальному исполнению должником решения суда, в том числе с учетом наличия у должника денежных средств на приобретение благоустроенного жилого помещения для ФИО1, в первые 5 месяцев 2021года аукционы не проводились вовсе, а потому эти меры нельзя признать достаточными и эффективными, а общий срок исполнения судебного акта – разумным.
Приведенные выводы суда не противоречат правовым позициям Европейского Суда по правам человека, на которые ссылается департамент финансов администрации Города Томска.
Европейский Суд действительно указал, что несоблюдение установленных сроков исполнительного производства не влечет автоматически признание нарушения Конвенции, а некоторая просрочка может быть оправдана конкретным обстоятельствами (Постановление Европейского Суда от 15января 2009г. по делу «ФИО5 и против Российской Федерации»); исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы (Постановление Европейского Суда по делу «ФИО6 и другие против Российской Федерации»).
Вместе с тем, обращаясь к обстоятельствам данных дел, следует отметить, что Европейский Суд признал указанные жалобы приемлемыми в части длительного уклонения властей от исполнения вступивших в силу решений, вынесенных в пользу заявителей, при этом счел неубедительными доводы, выдвинутые государством-ответчиком для объяснения задержек исполнения решения суда.
В частности, в данных делах, как и в настоящем деле, власти ссылались на то, что органами-ответчиками были предприняты все необходимые усилия; в некоторых случаях несвоевременное исполнение судебных решений объяснялось необходимостью соблюдения порядка предоставления жилья согласно списку очередников, в ряде случаев требовалось разъяснение судебных решений, в других случаях отмечалась нехватка жилого фонда.
Однако Европейский Суд указал, что сложность национальной процедуры исполнения или государственной бюджетной системы не может освободить государство от его конвенционной обязанности гарантировать каждому право на исполнение вступившего в силу судебного решения в разумный срок; государственный орган также не вправе ссылаться на отсутствие средств или других ресурсов (таких, как жилье) в качестве оправдания для неисполнения судебного решения (пункты 26 и 35 Постановления от 16 сентября 2010г.; пункт 70 Постановления от 15 января 2009г., пункт 35 Постановления от 28мая 2014г.).
При этом Европейский Суд неоднократно отмечал, что при исполнении решения внутригосударственного суда, касающегося предмета первой необходимости, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу «Людмила Дубинская против Российской Федерации» от 4 декабря 2008 г., жалоба №5271/05, и Постановление Европейского Суда по делу «Кардашин против Российской Федерации» от 23 октября 2008 г., жалоба №29063/05).
Аналогично, в Постановлении по делу «ФИО7 и другие против Российской Федерации» от 28 мая 2014г. Европейский Суд отметил, что государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жилье, в качестве оправдания неисполнения судебного решения.
Не может быть принята во внимание и ссылка на Постановления Европейского Суда, в которых указано, что общая задержка в девять месяцев («Мороко против Российской Федерации»), а также в 1 год 1 месяц и 20 дней («Грищенко против Российской Федерации») при исполнении властями судебного решения сама по себе не являлась неразумной с точки зрения Конвенции,- соответствующие решения судов Российской Федерации были направлены на возмещение заявителю морального вреда и материального ущерба («Мороко против Российской Федерации») и на выплату денежной компенсации за автомобиль («Грищенко против Российской Федерации»), в то время как судебное решение в пользу ФИО1 направлено на обеспечение жилищных прав лица из числа детей- сирот ребенка, а следовательно, характеризуется повышенной социальной значимостью.
Кроме того, на момент рассмотрения Европейским Судом вышеуказанных жалоб решения судов были исполнены, решение же в отношении ФИО1 до настоящего времени не исполнено.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам административных органов, суд приходит к выводу, что общая продолжительность исполнения решения суда дает основания для присуждения компенсации.
При определении размера компенсации суд исходит из следующего.
Согласно разъяснениям, приведенным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016г. №11, компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности публичного образования, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещение имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов (пункт 1).
В каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.
При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (пункт 60).
Суд принимает во внимание доводы административного истца о том, что присуждение компенсации ФИО1 связывает с материальными убытками и моральными издержками, связанными с оплатой арендованного жилого помещения и поиском иного жилья по окончании договора аренды, а размер– с продолжительностью неисполнения решения суда.
Учитывая, что неисполнение имело место в течение 1 года 7 месяцев 12 дней со дня вступления решения суда в законную силу (1 года 5 месяцев 14 дней со дня возбуждения исполнительного производства), касалось значимого для С.А.ВБ. вопроса– предоставления единственного жилого помещения (доказательства наличия у ФИО1 иного жилья административными ответчиками не представлены), меры, принятые административными ответчиками, не привели к исполнению судебного акта, принимая во внимание принципы разумности, справедливости и практику Европейского Суда по правам человека, суд определяет размер компенсации в 25000рублей.
Решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 4 статьи 4 Федерального закона от 30апреля 2010г. №68-ФЗ).
Возражения представителя департамента финансов администрации Города Томска о том, что департамент и администрация Города Томска являются ненадлежащими административными ответчиками, несостоятельны.
Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 34 и 35 постановления от 29 марта 2016 г. №11, при подготовке дела о компенсации к судебному разбирательству в соответствии с частью 1 статьи 257 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определяет круг лиц, участвующих в деле, в том числе орган, организацию или должностное лицо, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, и под таким органом понимаются лица, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения, а также соответствующий финансовый орган. Привлечение к участию в деле представляющих интересы публично-правовых образований финансовых органов является обязательным.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 2010г. №68-ФЗ судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить требования имущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом, и в силу пункта 5 части 9 статьи 3 того же Федерального при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации интересы муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
При этом согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовыми органами являются финансовые органы местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
Департамент финансов администрации Города Томска является финансовым органом администрации Города Томска, обеспечивающим проведение на территории города единой бюджетной и налоговой политики и координирующим деятельность в этой сфере иных органов местного самоуправления (пункт 1.2 Положения о департаменте финансов администрации Города Томска, утвержденного решением Думы Города Томска от 15 сентября 2005г. №1001).
В соответствии частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 апреля 2010г. №68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств местного бюджета, если такое нарушение допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств этого бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
Таким образом, администрация Города Томска как орган, на который возложена обязанность по исполнению судебного акта, и финансовый орган администрации Города Томска – департамент финансов администрации Города Томска, являются надлежащими административными ответчиками по настоящему административному делу.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи109 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Из материалов дела следует, что административным истцом при обращении в суд уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, в связи с чем на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данная сумма подлежит возмещению административному истцу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск ФИО1 удовлетворить частично:
присудить ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 25000 (двадцати пяти тысяч) рублей и 300 (триста) рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины, а всего 25300 (двадцать пять тысяч триста) рублей путем перечисления указанной суммы на расчетный счет /__/, открытый в /__/;
решение подлежит исполнению департаментом финансов администрации Города Томска за счет средств бюджета муниципального образования «ГородТомск»;
решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению;
на решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд.
Председательствующий