УИД 59OS0000-01-2021-000734-19
Дело № 3а-264/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 сентября 2022 года г. Пермь
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Коротаевой О.А.,
при секретаре Хабеевой А.В.,
с участием представителя административных истцов ФИО5, ФИО1 – ФИО2, действующего на основании доверенностей,
представителя административных ответчиков Правительства Пермского края, Министерства имущественных отношений и градостроительной деятельности – ФИО3, действующей на основании доверенности,
представителя административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Пермскому краю – ФИО4, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО5, ФИО1 об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости в связи с недостоверностью сведений,
у с т а н о в и л:
ФИО5, ФИО1 обратились с административным исковым заявлением к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (филиал по Пермскому краю), Инспекции Федеральной налоговой службы России по Мотовилихинскому району г. Перми об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, с кадастровыми номерами **31, **32, **33, **34, **35, **37, **38, **40, в виду недостоверности сведений, выразившихся в отнесении земельных участков к 1 оценочной группе видов разрешенного использования «Многоквартирные жилые дома», об устранении ошибки в государственной кадастре недвижимости ввиду недостоверности сведений, установленных с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края» кадастровой стоимости земельных участков, исходя из удельного показателя для 14 группы видов разрешенного использования. С учетом уточненного административного искового заявления административные истцы просят устранить в сведениях государственного кадастра недвижимости кадастровую ошибку, возникшую в результате неправильного определения группы видов разрешенного использования земельных участков и установить по состоянию на 1 января 2013 года кадастровую стоимость для земельного участка с кадастровым номером **31 (вид разрешенного использования: площадки для отдыха с элементами озеленения; зеленые насаждения) в размере 5188 рублей 92 копейки; для земельного участка с кадастровым номером **32 (вид разрешенного использования: площадки для отдыха с элементами озеленения; зеленые насаждения) в размере 3106 рублей 62 копейки; для земельного участка с кадастровым номером **33 (вид разрешенного использования: площадки для отдыха с элементами озеленения; зеленые насаждения) в размере 5826 рублей 48 копеек; для земельного участка с кадастровым номером **34 (вид разрешенного использования: площадки для отдыха с элементами озеленения; зеленые насаждения) в размере 2975 рублей 94 копейки; для земельного участка с кадастровым номером **35 (вид разрешенного использования: площадки для отдыха с элементами озеленения; зеленые насаждения) в размере 4094 рубля 64 копейки; для земельного участка с кадастровым номером **37 (вид разрешенного использования: площадки для отдыха с элементами озеленения; зеленые насаждения) в размере 2886 рублей 18 копеек; для земельного участка с кадастровым номером **38 (вид разрешенного использования: площадки для отдыха с элементами озеленения; зеленые насаждения) в размере 5319 рублей 60 копеек; для земельного участка с кадастровым номером **40 (вид разрешенного использования: площадки для отдыха с элементами озеленения; зеленые насаждения) в размере 5092 рубля 89 копеек.
В обоснование заявленных требований заявители указали, что им на праве общей долевой собственности принадлежат указанные выше земельные участки, на момент обращения в суд с административным иском сведения в ЕГРН об участках являются архивными. Кадастровая стоимость земельных участков определена неверно, в связи с допущенной кадастровой ошибкой, а именно, неправильно соотнесен вид разрешенного использования земельных участков «площадки для отдыха с элементами озеленения; зеленые насаждения» с группой 1 «Земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки». Поскольку право собственности на спорные земельные участки возникло у административных истцов на основании договора № 2-СС от 6 февраля 2014 года, заключенного с Компанией САТАИР ВЕНТУРЭС ЛИМИТЭД, зарегистрированного в установленном законом порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, следовательно, расчет кадастровой стоимости должен быть произведен по следующей формуле, в соответствии с приложением 52 (для Пермского городского округа), утвержденного Постановлением Правительства Пермского края № 1610-п от 21 ноября 2013 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края», где S (общая площадь земельного участка) 0,33 руб./кв.м. УПКС (удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка для 14 группы - площадки для отдыха с элементами озеленения; зеленые насаждения) для земельных участков со следующими кадастровыми номерами по состоянию на 1 января 2013 года.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Правительство Пермского края, в качестве заинтересованных лиц: М., ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края».
Административный истец ФИО5, ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Представитель административных истцов ФИО2 в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях, просил восстановить срок на обращение с административным исковым заявлением, поскольку оспариваемый размер кадастровой стоимости затрагивает права административных истцов. Представитель истцов пояснил, что недостоверной считают кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2013 года, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п, которая подлежала применению с 1 января 2014 года. До начала применения кадастровой стоимости (до 1 января 2014 года) вид разрешенного использования земельных участков был изменен на «площадки для отдыха с элементами озеленения; зеленые насаждения», что должно было отразиться на кадастровой стоимости земельных участков. Кроме того, административные истцы в феврале 2014 года приобретали земельные участки с видом разрешенного использования «площадки для отдыха с элементами озеленения; зеленые насаждения», поэтому расчет земельного налога исходя из кадастровой стоимости с использованием удельного показателя для 1 группы видов разрешенного использования земельных участков («Земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки»), нарушает права истцов. В обоснование правовой заинтересованности представитель истцов пояснил, что оспаривание кадастровой стоимости в связи с недостоверностью использованных сведений необходимо для обращения в районные суды с заявлениями о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов о взыскании задолженности по уплате земельного налога и пени. О наличии кадастровой ошибки в части кадастровой стоимости административным истцом сообщал в ответах на обращения Росреестр.
Представитель административных ответчиков Правительства Пермского края, Министерства имущественных отношений и градостроительной деятельности – ФИО3 в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление, просила в удовлетворении административного иска отказать. Представитель административных ответчиков пояснила, что для определения кадастровой стоимости земельных участков был заключен государственный контракт, работы, выполненные по контракту приняты и являются выполненными надлежащим образом, что подтверждается экспертным заключением. При определении кадастровой стоимости земельных участков учитывались сведения о земельных участках, в том числе о виде разрешенного использования, предоставленные ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Пермскому краю, по состоянию на 1 января 2013 года. Результаты работ, выполненных по государственному контракту, утверждены постановлением Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п. Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, принадлежавших административным истцам, представитель ответчика считает достоверными.
Представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Пермскому краю – ФИО4 в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление, в удовлетворении заявленных требований просила отказать. Представитель административного ответчика пояснила, что для определения кадастровой стоимости земельных участков предоставлялись сведения о виде разрешенного использования земельных участков по состоянию на 1 января 2013 года. После изменения административными истцами в декабре 2014 года вида разрешенного использования земельных участков с «многоквартирные жилые дома» на «площадки для отдыха с элементами озеленения» подлежала установлению новая кадастровая стоимость, однако Федеральная кадастровая палата не смогла соотнести новый вид разрешённого использования земельных участков с какой-либо группой видов разрешенного использования земельных участков для применения коэффициента при расчете, в результате орган кадастрового учета не стал отражать сведения о кадастровой стоимости земельных участков в Едином государственном кадастре недвижимости. В последствие после указания Федеральной кадастровой палаты на недопустимость отсутствия сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости в реестре и на указание о необходимости в таком случае восстановления в реестре последней установленной кадастровой стоимости, была восстановлена запись о кадастровой стоимости, определенной постановлением правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п. Данное обстоятельство с разъяснениями причин сообщалось административным истцам в ответах на обращения. Оспариваемую кадастровую стоимость по состоянию на 1 января 2013 года, утвержденную постановлением от 21 ноября 2013 года № 1610-п представитель административного ответчика считает достоверной.
Административный ответчик Управление Россреестра по Пермскому краю, заинтересованные лица ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми, ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края», М. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляли.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, материалы кадастровых дел земельных участков, суд установил следующие обстоятельства.
Согласно части 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (часть 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке посредством предъявления требований: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости); об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
Из материалов дела следует, что ФИО5, ФИО1, М. на праве общей долевой собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: **31, **32, **33, **34, **35, **37, **38, **40, расположенные по адресу: ****, право собственности ФИО5, ФИО1, зарегистрировано 18 февраля 2014 года, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости. На день рассмотрения настоящего спора сведения ЕГРН о земельных участках являются архивными.
Правовой интерес административных истцов к определению кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости основан на положениях статей 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации. ФИО5, ФИО1, М. являются плательщиками земельного налога, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
Административное исковое заявление подано ФИО5 в суд 24 ноября 2021 года, заявление о вступлении в дело в качестве административного соистца ФИО1 подано 3 марта 2022 года (том 2 л.д. 14,175-176), то есть по истечении пятилетнего срока, предусмотренного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с момента внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **31, **32, **33, **34, **35, **37, **38, **40.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 дано разъяснение о том, что ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Оспариваемая кадастровая стоимость влияет на права административных истцов, как плательщиков земельного налога, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Согласно налоговому уведомлению задолженность по оплате земельного налога сохраняется, наличие многочисленных споров с налоговыми органами подтверждено представленными судебными актами, заявление о намерении обращаться с заявлением об отмене судебных актов о взыскании недоимок и пени по вновь открывшимся обстоятельствам, свидетельствуют о сохраняющейся правовой заинтересованности административных истцов до настоящего времени.
Поскольку по истечении пятилетнего срока со дня определения кадастровой стоимости объектов недвижимости оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости затрагивают интересы административных истцов, суд приходит к выводу, что срок для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежит восстановлению.
Из материалов дела, материалов кадастровых дел следует, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами **31, **32, **33, **34, **35, **37, **38, **40, расположенные по адресу: ****, образованы путем раздела земельного участка **10, поставлены на кадастровый учет 20 января 2011 года со следующими характеристиками: категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство многоэтажного дома.
Земельные участки, с кадастровыми номерами **31, **32, **33, **34, **35, **37, **38, **40 вошли в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке со следующими характеристиками:
- категория земель: земли населенных пунктов;
- разрешенное использование: под строительство многоэтажного жилого дома.
В приложении 146 к постановлению Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п определены группы видов разрешенного использования земельных участков, из них к 1 группе относятся «земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки», к 14 группе относятся «земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами».
В приложении 52 к постановлению Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п утверждены средние (взвешенные по площади) значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Пермского городского округа Пермского края. Для кадастрового квартала ** удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС) для земельных участков, отнесенных к 1 группе видов разрешенного использования, составил 7097,32 руб./кв.м.; для земельных участков, отнесенных к 14 группе видов разрешенного использования, составил 0,33 руб./кв.м. (строка 2027).
При определении размера кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2013 года земельные участки с кадастровыми номерами **31, **32, **33, **34, **35, **37, **38, **40 отнесены к 1 группе видов разрешенного использования земельных участков «земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки», с учетом данных сведений и произведенных расчетов результаты определения кадастровой стоимости утверждены постановлением Правительства пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п. Для спорных земельных участков кадастровая стоимость утверждена в следующем размере:
- земельный участок с кадастровым номером **31 (площадь 15724 кв.м.) – 111543540 рублей 16 копеек;
- земельный участок с кадастровым номером **32 (площадь 9414 кв.м.) – 66453896 рублей 70 копеек;
- земельный участок с кадастровым номером **33 (площадь 17656 кв.м.) – 124759414 рублей 72 копейки;
- земельный участок с кадастровым номером **34 (площадь 9018 кв.м.) – 63717851 рубль 34 копейки;
- земельный участок с кадастровым номером **35 (площадь 12408 кв.м.) – 87362990 рублей 88 копеек;
- земельный участок с кадастровым номером **37 (площадь 8746 кв.м.) – 61650204 рубля 16 копеек;
- земельный участок с кадастровым номером **38 (площадь 16120 кв.м.) – 114267587 рублей 20 копеек;
- земельный участок с кадастровым номером **40 (площадь 15433 кв.м.) – 110208133 рубля 31 копейки.
При расчете кадастровой стоимости земельных участков применена формула, где кадастровая стоимость земельного участка определяется как произведение площади земельного участка и удельного показателя кадастровой стоимости (УПКС) для соответствующей группы видов разрешенного использования земельных участков соответствующего квартала.
Примененная формула определения размера кадастровой стоимости и порядок выполнения работ по определению кадастровой стоимости лицами, участвующими в деле не оспаривается. С учетом правовой позиции административных истцов спорным является лишь выбранный УПКС с учетом отнесения земельных участков к 1 группе видов разрешенного использования. Применение УПКС для 1 группы видов разрешенного использования вместо УПКС для 14 группы, по мнению административных истцов являются недостоверными сведениями, повлекшими неправильное определение размера кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных постановлением правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п.
Также из материалов дела и материалов кадастровых дел следует, что по заявлению долевых собственников (Компания САТАИР ВЕНТУРЭС ЛИМИТЭД, М.) изменен вид разрешенного использования земельных участков с «под строительство многоэтажного жилого дома» на «площадки для отдыха с элементами озеленения» 16 декабря 2013 года в отношении земельных участков с кадастровыми номерами **31, **33, **34, **35, **37, **38, **40, и в отношении земельного участка с кадастровым номером **32 – 26 декабря 2013 года. Изменения о виде разрешенного использования земельных участков внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков были исключены из ЕГРН. Из пояснений представителя административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» филиал по Пермскому краю, следует, что разрешенное использование «площадки для отдыха с элементами озеленения» не позволяло однозначно отнести земельные участки к одной из групп видов разрешенного использования, а, следовательно, определить его кадастровую стоимость, в связи с чем сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **31, **32, **33, **34, **35, **37, **38, **40 были исключены из сведений ЕГРН.
В ответе ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 1 сентября 2014 года №0124/0316 указано, что согласно пункту 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов. Значение разрешенного использования «площадки для отдыха с элементами озеленения» не позволяет органу кадастрового учета однозначно отнести земельные участки к той или ной группе видов разрешенного использования, а, следовательно, и определить их кадастровую стоимость. Кадастровая стоимость земельных участков не определена. В соответствии с пунктом 13 статьи Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случаях, если кадастровая стоимость не определена для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных законодательством, применяется нормативная цена земли. Рекомендовано обратиться в Управление Росреестра по Пермскому краю.
Согласно ответу Управления Росреестра по Пермскому краю от 11 сентября 2014 года №14-17/14-144 в адрес ФИО5 направлены акты о нормативной цене земельных участков, указан вид разрешенного использования «площадка для отдыха с элементами озеленения».
28 марта 2016 года в сведениях ЕГРН исправлена техническая ошибка в сведениях о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **31, **32, **33, **34, **35, **37, **38, **40, а именно отменено исключение из сведений ЕГРН кадастровой стоимости земельного участка, установленной в результате проведения государственной кадастровой оценки, восстановлена стоимость, утвержденная постановлением правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п по состоянию на 1 января 2013 года.
Кроме того, решением Пермского краевого суда от 18 сентября 2019 года удовлетворено административное исковое заявление ФИО5, ФИО1, М., установлена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами **27; **31, **32, **33, **34, **37, равная рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года. Указано датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 12 июля 2019 года (том 2 л.д. 201-208). Решение суда исполнено регистрирующим органом 28 октября 2019 года, дата начала применения кадастровой стоимости 1 января 2019 года.
Из пояснений представителя административных истцов следует, что исчерпав все внесудебные способы исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельных участков, административные истцы обратились с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 248 КАС РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Исходя из положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 135-ФЗ), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Оценивая требование административных истцов в отношении спорных земельных участков об оспаривании кадастровой стоимости ввиду недостоверности и устранении кадастровой ошибки, повлекшей неправильное определения группы видов разрешенного использования, суд исходит из следующего.
В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Согласно статье 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости является отдельным основанием для пересмотра кадастровой стоимости такого объекта и должна быть документально подтверждена.
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (на момент спорных правоотношений) на период спорных правоотношений определен Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222 (далее – Методические указания № 222).
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний изменение вида разрешенного использования земельного участка является основанием для определения его кадастровой стоимости.
Пунктом 2.1.3 установлено, что в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
В соответствии с пунктом 2.3.2 Методических указаний в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Министерством по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края заключен государственный контракт от 11 июня 2013 года № СЭД-31-02-1-10-52 на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Пермского края. Исполнителем работ являлся Центр оценки землеустройства по Уральскому и Приволжскому федеральным округам - филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ». Срок выполнения работ по Контракту: начало - 11 июня 2013 года, окончание - 3 октября 2013 года.
Суду представлен том № 1 отчета № 01/КСЗ НП/59-2013 от 3 сентября 2013 года об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Пермского края для целей государственной кадастровой оценки. Дата оценки 1 января 2013 года.
Для целей определения кадастровой стоимости Управлением Росреестра по Пермскому краю сформирован перечень объектов оценки по состоянию на 1 января 2013 года.
Как следует из материалов дела, кадастровых паспортов земельных участков, по состоянию на 1 января 2013 года земельные участки с кадастровыми номерами **31, **32, **33, **34, **35, **37, **38, **40 имели вид разрешенного использования «под многоквартирные жилые дома». Именно данные сведения о виде разрешенного использования земельных участков были использованы при определении размера их кадастровой стоимости.
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов 2013 году проведена в соответствии с Методическими указаниями государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерством экономического развития Российской федерации от 15 февраля 2007 года № 39. Порядок проведения кадастровой оценки земельных участков и определения их кадастровой стоимости установлен законом об оценке.
В соответствии с требованиями Закона об оценке проведена экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края. В результате проведения экспертизы отчёта об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе мель населенных пунктов Пермского края получено положительное заключение 2 октября 2013 года № Э13-0628-01-01 о соответствии выполненных работ действующему законодательству об оценочной деятельности.
21 ноября 2013 года Правительством Пермского края принято постановление №1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края» (далее - постановление №1610-п).
Постановлением Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края» установлен перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Пермского края, подлежащих государственной кадастровой оценке в 2013 году, сформирован по состоянию на 1 января 2013 года.
Поскольку на 1 января 2013 года земельные участки с кадастровыми номерами **31, **32, **33, **34, **35, **37, **38, **40 имели вид разрешенного использования «под многоквартирные жилые дома», в соответствии с приложением 146 к постановлению от 21 ноября 2013 года № 1610-п земельные участки с кадастровыми номерами **31, **32, **33, **34, **35, **37, **38, **40 относятся к 1 виду разрешенного использования - «Земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки». Кадастровая стоимость земельных участков рассчитана с применением УПКС 7097,32 руб./кв.м. и утверждена постановлением от 21 ноября 2013 года № 1610-п в следующем размере: кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **31 в размере 111543540 рублей 16 копеек, кадастровая стоимость земельного участка **32 – 66453896 рублей 70 копеек; кадастровая стоимость земельного участка с **33 – 124759414 рублей 72 копейки; земельного участка с кадастровым номером **34 – 63717851 рубль 34 копейки; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **35 – 87362990 рублей 88 копеек; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **37 – 61650204 рубля 16 копеек; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **38 – 114267587 рублей 02 копейки; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **40 – 110208133 рубля 31 копейка, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН (л.д. 126-130, 132-135 Том № 1). Начало применения кадастровой стоимости, утвержденной постановлением от 21 ноября 2013 года № 1610-п, – 1 января 2014 года.
В исковом заявлении истцы полагают, что земельным участкам установлен неверный вид разрешенного использования, так как допущена техническая кадастровая ошибка, собственники об изменениях, произошедших в 2016 году, не уведомлялись.
Согласно статье 24.12 Закона об оценке (в редакции, действующей до 11 июля 2014 года) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка
На основании пункта 24.13 Федерального закона № 135-ФЗ, перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - перечень), формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в порядке и в соответствии с требованиями к содержанию запроса, которые установлены уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 24.15. Федерального закона 135-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции, по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости за исключением случая, установленного статьей 24.21 настоящего Федерального закона.
При определении кадастровой стоимости оценщик использует данные, включенные в фонд данных государственной кадастровой оценки, а также государственный кадастр недвижимости, фонд данных землеустроительной документации, фонды данных и базы данных, имеющиеся в распоряжении организаций и учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. Допускается использование информации из иных источников, содержащих сведения доказательного значения (пункт 14 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)» (далее - ФСО № 4).
Таким образом, при проведении работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов отнесение к группе разрешенного использования, указанных в подпункте 1.2.2. Методических указаний - «Земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки» выполнены согласно ФСО №4.
Из представленных документов и материалов кадастровых дел следует, что вид разрешенного использования земельных участков по состоянию на 1 января 2013 года - «Многоквартирные жилые дома» отнесены к 1 группе видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки». Используемое в расчете кадастровой стоимости значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков соответствует удельному показателю кадастровой стоимости 1 группы видов разрешенного использования для земельных участков, расположенных в кадастровом квартале **, утвержденному постановлением № 1610-п.
Доводы административных истцов о том, что кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2013 года должен была исчисляться с учетом УПКС для 14 группы видов разрешенного использования земельных участков, являются несостоятельными, поскольку при определении кадастровой стоимости должны были приниматься сведения кадастрового учета по состоянию на 1 января 2013 года, а вид разрешенного использования земельных участков «площадки для отдыха с элементами озеленения» был установлен лишь в декабре 2013 года, т.е. после принятия постановления от 21 ноября 2013 года № 1610-п и до начала применения кадастровой стоимости.
То обстоятельство, что по состоянию на дату начала применения кадастровой стоимости (1 января 2014 года) земельные участки имели иные характеристики в части вида разрешенного использования, не свидетельствует о недостоверности сведений, использованных при определении размера кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2013 года.
В соответствии с установленным порядком после изменения основной характеристики земельных участков – вида разрешённого использования земельных участков, ФГБУ Федеральная кадастровая палата ФРС (филиал по Пермскому краю) должно было произвести определение новой кадастровой стоимости на дату, когда изменилась характеристика земельного участка.
Вместе с тем, исключение из ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельных участков, равно как и последующее восстановление сведений о последней утвержденной кадастровой стоимости земельных участков, с учетом предмета настоящего спора (оспаривание кадастровой стоимости в связи с недостоверностью сведений) не влияет на оценку установленных обстоятельств, поскольку на дату определения кадастровой стоимости (1 января 2013 года) использованы верные сведения о характеристиках земельных участков, т.е. использованные сведения являлись достоверными.
Исходя из содержания статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года) кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
В результате работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, результаты которых утверждены постановлением Правительства Пермского края № 1610-п от 21 ноября 2013 года, определена кадастровая стоимость земельных участков. В соответствии с пунктом 5 постановления №1610-п для целей определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края применяются виды разрешенного использования согласно приложению 146 к постановлению №1610-п. Так согласно приложению №146 земельные участки отнесены к 1 группе видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки».
Административным ответчиком при определении кадастровой стоимости земельных участков учтены значения удельного показателя кадастровой стоимости 1 группы видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки) для кадастрового квартала **, в котором расположены земельные участки.
На момент определения кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2013 года земельные участки имели вид разрешенного использования «под строительство многоэтажного жилого дома, что обуславливает необходимость применения значений 1 группы видов разрешенного использования отраженных в приложении 52 к постановлению Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п, то есть удельный показатель в размере 7097,32 руб./кв.м.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о правильном определения кадастровой стоимости земельных участков с учетом удельного показателя первой группы видов разрешенного использования земельных участков соответствующего квартала Пермского городского округа Пермского края, верном определении размера кадастровой стоимости земельных участков.
В данном случае определение кадастровой стоимости спорных земельных участков с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, из которого они образованы, не нарушает права и законные интересы административных истцов.
Таким образом, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: **31, **32, **33, **34, **35, **37, **38, **40 по состоянию на 1 января 2013 года обоснованно применен УПКС для 1 группы видов разрешенного использования – «земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки», что соответствует первой группе видов разрешенного использования земельных участков, согласно приложению 52 к постановлению Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п, с удельным показателем кадастровой стоимости 7097,32 рублей за кв.м.
Обстоятельств, позволяющих признать наличие технической или кадастровой ошибки (пункты 1, 2 части 1 статьи 28 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в редакции, действовавшей на момент проведения государственной кадастровой оценки), в следствие которой сведения об объектах недвижимости (земельных участках) являлись недостоверными и повлияли на результат определения кадастровой стоимости земельных участков, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Довод административных истцов о том, что земельный участок с кадастровым номером **36 был сразу отнесен к 14 группе разрешенного использования, утверждённой постановлением № 1610-п отклоняется судом, поскольку порядок определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **36 не является предметом рассмотрения. Доводы о невнесении в ЕГРН сведений об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **31 на основании акта № б/н от 31 декабря 2013 года также не могут быть оценены судом, поскольку как следует из кадастровых дел сведения о кадастровой стоимости земельных участков на основании актов от 31 декабря 2013 года не вносились в реестр недвижимости, не применялись и поэтому права и законные интересы административных истцов не нарушают, кроме того, данные сведения не являются предметом настоящего спора.
Заявленные требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п, по основанию недостоверности сведений не является спором об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Поэтому вопросы применения после 1 января 2014 года кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2013 года, утвержденной постановлением № 1610-п, также не охватываются предметом настоящего спора. В данной части права административных истцов могли быть защищены иным способом.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление ФИО5, ФИО1 об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости – земельных участков с кадастровыми номерами **31, **32, **33, **34, **35, **37, **38, **40, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края», по состоянию на 1 января 2013 года, в связи с недостоверностью сведений – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 27 сентября 2022 года.
Судья: подпись