УИД 27OS0000-01-2022-000269-96
Дело № 3а-264/2022
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 сентября 2022 года город Хабаровск
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,
при секретаре Д.В.Иорданашвили,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к министерству финансов Хабаровского края, министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
у с т а н о в и л:
ФИО1 в административном исковом заявлении, предъявленном к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, просит присудить компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 300 000 рублей. Свои требования административный истец обосновывает тем, что вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 03.12.2021 года на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее по тексту МЖКХ Хабаровского края) возложена обязанность предоставить по договору найма специализированного жилого помещения отдельную квартиру общей площадью не менее 18 кв.м. в п. Маго Николаевского муниципального района Хабаровского края. На основании выданного районным судом исполнительного документа возбуждено исполнительное производство, которое не окончено и не прекращено, решение суда не исполнено. Длительный срок исполнения судебного акта ничем не обоснован.
Определением судьи от 08.08.2022 года к участию в деле привлечены: административный соответчик министерство финансов Хабаровского края, заинтересованное лицо Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.
Административный истец ФИО1, представители министерства финансов Хабаровского края, министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, уведомленные о времени и месте его проведения судебного заседания, в суд не явились. Так как явка лиц, участвующих в деле, не является обязательной в силу закона и не признана судом таковой, причина неявки признана судом неуважительной, то суд рассмотрел административное дело в их отсутствие (статья 150 Кодекса административного судопроизводства РФ).
В возражениях, представленных в письменной форме, представитель министерства финансов Хабаровского края выразил несогласие с требованиями административного истца, просил отказать в их удовлетворении. Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченным жильем ежемесячно из средств бюджета Хабаровского края, выплачивается компенсация в размере до 10 000 рублей за наем жилья. Такая выплата минимизирует последствия длительности неисполнения судебного акта. ФИО1 за назначением такой компенсации не обращался. Считает, что заявленный административным истцом размер компенсации не обоснован и чрезмерно завышен.
В представленных в письменной форме возражениях представитель МЖКХ Хабаровского края просит отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований. В соответствии с Регламентом взаимодействия и обмена информацией между исполнительными органами государственной власти по вопросам управления и распоряжения государственным жилищным фондом края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 01.09.2006г. № 136-пр, жилые помещения жилищного фонда Хабаровского края за счет средств краевого и федерального бюджетов приобретает министерство имущественных отношений Хабаровского края, строительство такого жилья осуществляет министерство строительства Хабаровского края. За период с 2005 года по 2022 год построено и приобретено на вторичном рынке жилье, которое включено в специализированный жилищный фонд Хабаровского края и предоставлено лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Но объем финансирования не позволяет одновременно построить и приобрести жилье в количестве, достаточном для единовременного обеспечения всех лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Установленные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» требования не позволяют предоставлять в построенном многоквартирном доме более 25% квартир лицам этой категории, что ограничивает возможности обеспечения вновь создаваемым жильем. Считает, что министерство принимает все возможные меры для исполнения судебного решения, и длительность его исполнения обусловлена объективными причинами. Для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не обеспечены жильем, предусмотрена выплата из бюджета Хабаровского края компенсации найма жилья.
Изучив представленные сторонами письменные доказательства, материалы гражданского дела № 2-5145/2021, материалы исполнительного производства № 12106/22/27027-ИП, суд установил, что решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 03.12.2021 года на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения размером не менее 18 кв.м. общей площади в п. Маго Николаевского муниципального района Хабаровского края. Решение суда вступило в законную силу 11.01.2022 года.
Гражданские истцы при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации. Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (части 1, 2 статьи 1, частью 8 статьи 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»).
Порядок и сроки исполнения вступивших в законную силу судебных решений, принятых по гражданским делам, регулируются нормами Гражданского процессуального кодекса РФ и Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом (статья 210 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 03.12.2021 года, принятое по гражданскому делу № 2-5145/2021 исходя из положений статей 210, 211, 212 Гражданского процессуального кодекса РФ, не относится к категории решений, которые подлежат немедленному исполнению в соответствии с законом, и не обращено к немедленному исполнению судом.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 29.03.2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» указал (пункт 55), что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ или Федеральным законом «Об исполнительном производстве», в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта. В случае, если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта. Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта.
Центральный районный суд г. Хабаровска на основании решения от 03.12.2021 года выдал исполнительный лист серии ФС № 038211998 и направил его 25.01.2022 года в адрес Николаевского-на-Амуре городского прокурора, который обращался в суд защиту прав ФИО1. Исполнительный документ предъявлен взыскателем в межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств для организации принудительного исполнения, на его основании постановлением судебного пристава-исполнителя от 28.02.2022 года возбуждено исполнительное производство № 12106/22/27027-ИП, должнику МЖКХ Хабаровского края установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
За неисполнение требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем 05.04.2022 года вынесено постановление о взыскании с МЖКХ Хабаровского края исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Постановлением от 20.06.2022 года министерство ЖКХ Хабаровского края привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ (неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора).
Определяя общую продолжительность исполнения решения Центрального районного суда г. Хабаровска от 03.12.2021 года о предоставлении гражданину жилого помещения специализированного жилого фонда Хабаровского края, суд исходит из того, что обязательной выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства не требуется. Со дня, следующего за датой вступления решения суда в законную силу (12.01.2022 года), и до дня обращения ФИО1 с заявлением о присуждении компенсации (29.07.2022 года), продолжительность исполнения судебного акта составила 06 месяцев 17 дней.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 29.03.2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» указал, что при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя, эффективности и достаточности органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности судопроизводства по делу и исполнения судебного акта (пункт 40).
Предметом исполнения судебного акта является предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда Хабаровского края, находящегося в пос. Маго Николаевского муниципального района Хабаровского края. Должник указывает, что причиной неисполнения решения суда является отсутствие в этом населенном пункте свободного специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям.
Законом Хабаровского края от 10.11.2021 года № 247 «О краевом бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» утвержден объем расходов краевого бюджета в сумме 163 456 365,63 тыс. рублей, Распределены расходы по главным распорядителям бюджетных средств, бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей на 2022 года и на плановый период 2023 и 2024 годов, в том числе для министерства строительства Хабаровского края - 493 078,44тыс. рублей, для министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - 768 028,06тыс. рублей, для министерства имущества Хабаровского края – 410 096,72тыс. рублей (приложение 8 к закону).
Процедура приобретения жилья за счет средств бюджета определена Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Порядок и сроки регистрации права собственности определен Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О Государственной регистрации недвижимости».
Учитывая предмет и степень сложности исполнения решения суда, комплекс мер, принятых государственным органом субъекта Российской Федерации, на который возложена обязанность по исполнению судебного акта: в бюджете Хабаровского края предусмотрены денежные средства на приобретение специализированного жилого помещения, сформированы и направлены в адрес министерства строительства заявки на строительство/приобретение жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также причины, по которым решение суда исполняется в течение шести месяцев, суд считает, что действия должника являются достаточными, а общий срок исполнения судебного акта отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Все это не дает суду основания для присуждения административному истцу компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумные сроки. Поэтому в удовлетворении требований к министерству финансов Хабаровского края административному истцу надлежит отказать.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
Согласно Положению о МЖКХ Хабаровского края, утвержденному постановлением Правительства Хабаровского края от 06.05.2006 года № 69-пр, министерство является органом исполнительной власти Хабаровского края. Финансирование деятельности Министерства осуществляется за счет средств краевого бюджета, которые предусмотрены на содержание органов исполнительной власти края.
Хабаровский край имеет собственный бюджет. Органы государственной власти края обеспечивают соблюдение принципов бюджетной системы Российской Федерации и требований, установленных федеральным и краевым законодательством к регулированию бюджетных правоотношений. Формирование, утверждение, исполнение краевого бюджета, контроль за его исполнением осуществляются органами государственной власти края самостоятельно в соответствии с федеральным и краевым законодательством (статья 65 Устава Хабаровского края).
В Положении о министерстве финансов Хабаровского края, утвержденном постановлением Правительства Хабаровского края от 11.07.2018 года № 255-пр, указано, что Министерство обладает правами юридического лица. Основными его задачами являются: организация исполнения краевого бюджета, составление бюджетной отчетности об исполнении краевого бюджета и консолидированного бюджета края. Министерство организует исполнение краевого бюджета и ведет учет операций по его исполнению.
Из изложенного следует, что требования о компенсации за нарушением права на исполнение судебного акта в разумный срок могут быть предъявлены к министерству финансов Хабаровского края.
МЖКХ Хабаровского края является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим полномочия по предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства (постановление Правительства Хабаровского края от 06.05.2006 года № 69-пр «Об утверждении Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края»). Исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 5 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», на это министерство не может быть возложена обязанность по выплате компенсации за длительное неисполнение судебного акта. Следовательно, оно является ненадлежащим ответчиком по административному делу, и в удовлетворении требований к нему надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административных исковых требований о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Хабаровский краевой суд.
Судья краевого суда