ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-265/19 от 22.08.2019 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-265/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего Зиновьевой К.В.

при секретаре Хайминой Ю.С.

с участием прокурора Антипова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово

«22» августа 2019 года

административное дело по административному иску Муниципального казенного предприятия Новокузнецкого городского округа «Водопроводно-канализационное хозяйство» о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 13 декабря 2018 г. № 506 «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения, водоотведения и об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение Муниципальному казенному предприятию Новокузнецкого городского округа «Водопроводно-канализационное хозяйство» (г. Новокузнецк)»,

УСТАНОВИЛ:

Региональной энергетической комиссией Кемеровской области принято постановление от 13 декабря 2018 г. № 506 «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения, водоотведения и об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение Муниципальному казенному предприятию Новокузнецкого городского округа «Водопроводно-канализационное хозяйство» (г. Новокузнецк)» (далее также – Постановление № 506).

Постановлением № 506 утверждена производственная программа Муниципального казенного предприятия Новокузнецкого городского округа «Водопроводно-канализационное хозяйство» в сфере холодного водоснабжения, водоотведения на 2019 г. согласно приложению № 1 и установлены тарифы на питьевую воду и водоотведение для предприятия на первое и второе полугодие 2019 г. согласно приложению № 2.

Муниципальное казенное предприятие Новокузнецкого городского округа «Водопроводно-канализационное хозяйство» (далее также – МКП «ВКХ», Предприятие) обратилось в суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области № 506. Также просило обязать Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области принять новый нормативный правовой акт, заменяющий Постановление № 506, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указывает, что утвержденный объем финансовых потребностей, исходя из которого были рассчитаны тарифы, не обеспечивает необходимые минимальные расходы МКП «ВКХ» для осуществления регулируемых видов деятельности. Планируемые объемы отпуска воды и принимаемых сточных вод приняты органом регулирования на основе плановых показателей, утвержденных для предшествующего предприятия, без учета фактических объемов реализации, в связи с чем объемы утверждены в завышенном размере. Фонд оплаты труда принят органом регулирования исходя из плановой средней заработной платы 2018 года предшествующего предприятия, с применением индексации. При этом не учтено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы и предложение предприятия по расходам на оплату труда, рассчитанным исходя из заработной платы по штатному расписанию ООО «Водоконал» - регулируемой организации, работающей в сфере водоснабжения и водоотведения г.Новокузнецка. Фонд оплаты труда утвержден меньше заявленного на 9 123,16 тыс. руб. по водоснабжению и на 7 303,64 руб. по водоотведению. При расчете расходов на электрическую энергию органом регулирования был занижен тариф по уровню напряжения НН, в связи с чем неучтенные расходы предприятия на электрическую энергию составят 3 741,58 тыс. руб. по водоснабжению и 211,73 тыс. руб. по водоотведению. Расходы по статье «Лабораторные анализы» приняты исходя из фактических затрат 2017 года предшествующего предприятия, которое на тот момент уже находилось в процедуре банкротства и затраты были сведены к минимуму. Органом регулирования не были приняты во внимание представленные в материалы тарифного дела МКП «ВКХ» необходимые расчеты по данной статье затрат со ссылками на СанПиН. Сокращение расходов по статье «Лабораторные анализы» на 1 609,86 тыс. руб. приведет к отсутствию мониторинга качества оказываемых услуг, что может привести к вспышкам заболеваний потребителей и невозможности получения разрешительной документации.

Полагает, что Постановление № 506 не соответствует требованиям Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведения», нарушает права и законные интересы Предприятия.

Муниципальное казенное предприятие Новокузнецкого городского округа «Водопроводно-канализационное хозяйство» своего представителя в судебное заседание не направило, о рассмотрении дела извещено надлежащим образом, в ходе досудебной подготовки просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Представитель Региональной энергетической комиссии Кемеровской области Федорова В.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования административного истца не признала, представила письменные возражения.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания допрошенного в качестве свидетеля главного консультанта отдела ценообразования в сфере водоснабжения, водоотведения и утилизации отходов РЭК Кемеровской области Выходцевой А.В., заключение прокурора Антипова А.А., полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения по установлению тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее также – Закон о водоснабжении и водоотведении), постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее также - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее также - Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э (далее также – Методические указания № 1746-э).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 1.2, 3.6.10 Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 6 сентября 2013 года № 371, Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) на территории Кемеровской области, и устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.

Оспариваемое постановление принято Региональной энергетической комиссией Кемеровской области в пределах предоставленных полномочий, в установленной форме на заседании Правления (пункты 5.2-5.5 Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области). Таким образом, процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта была соблюдена.

Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован 13 декабря 2018 г. на Интернет-сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» www.recko.ru, который является официальным источником опубликования актов Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (п.2 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10 июня 2008 г. № 218 «Об официальном опубликовании и вступлении в силу актов Губернатора Кемеровской области, Коллегии Администрации Кемеровской области, иных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области»).

Согласно положениям пунктов 4, 5 части 2 статьи 3 Закона о водоснабжении и водоотведении общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются в том числе достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.

Пунктом 29 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

Необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 24 Основ ценообразования).

К заявлению об установлении тарифов регулируемой организацией прилагаются обосновывающие материалы, предусмотренные пунктом 17 Правил регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 25 названных Правил орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Согласно подпункту «а» пункта 37 Основ ценообразования метод экономически обоснованных расходов (затрат) может применяться в случае, если в отношении регулируемой организации (в отношении отдельных регулируемых видов деятельности) в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов.

Из материалов дела следует, что МКП «ВКХ» осуществляет регулируемые виды деятельности в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, реализуемые на потребительском рынке на территории Новокузнецкого городского округа.

РЭК Кемеровской области на основании заявления Предприятия от 19 ноября 2018 г. открыла дело об установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2019 год.

В связи с тем, что в отношении МКП «ВКХ» государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, расчет тарифов произведен с применением метода экономически обоснованных расходов.

Специалистами тарифного органа проведена экспертиза представленных МКП «ВКХ» документов и подготовлено экспертное заключение от 6 декабря 2018 г., согласно которому уменьшена предложенная НВВ Предприятия на 2019 г. по холодному водоснабжению и водоотведению.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: производственных расходов, ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт, административных расходов, сбытовых расходов гарантирующих организаций, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату, расходов, связанных с оплатой налогов и сборов, нормированной прибыли, расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.

В соответствии с пунктом 6 Методических указаний № 1746-э объем отпуска воды, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций, ранее не осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, определяется исходя из фактических объемов и динамики отпуска воды организации, ранее осуществляющей такую деятельность в централизованной системе холодного водоснабжения и (или) горячего водоснабжения, и заключенных организацией договоров водоснабжения, единых договоров водоснабжения и водоотведения. При создании новых объектов централизованных систем водоснабжения объем отпуска (транспортировки) воды определяется расчетным способом с учетом технических параметров таких объектов.

Расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг устанавливаются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям № 1746-э на очередной год, исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод) (пункт 4 Методических указаний № 1746-э).

Объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется по формуле, предусмотренной в пункте 5 Методических указаний № 1746-э, которая включает такие переменные, как объем воды, отпускаемой абонентам (планируемой к отпуску) в году, предшествующему году, в котором устанавливается тариф; расчетный объем воды, отпускаемой новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в году, на который устанавливается тариф, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить); планируемое в году, на который устанавливается тариф, изменение (снижение) объема воды, отпускаемой гарантирующей организацией абонентам по отношению к предшествующему году, связанное с изменением нормативов потребления воды.

Расчет объема принятых сточных вод на очередной год осуществляется в соответствии с указанной выше формулой с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения, и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить) (пункт 8 Методических указаний № 1746-э).

Расчетные объемы определяются органом регулирования с учетом предоставленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. № 6, на основе баланса водоснабжения, предоставляемого регулируемой организацией (пункт 5 Методических указаний № 1746-э), а также расчета объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, предусмотренным Законом «О водоснабжении», с обоснованием объемов собственного потребления воды и потерь при транспортировке воды по водопроводным (канализационным) сетям (подпункт «з» пункта 17 Правил установления тарифов).

Как усматривается из материалов дела, МКП «ВКХ» рассчитало планируемый общий объем отпуска воды в размере 432 260 м3 с учетом данных о фактическом объеме отпуска воды организацией, ранее эксплуатирующей объекты данной централизованной системы, Муниципальным предприятием Новокузнецкого городского округа «Сибирская сбытовая компания» (далее МП «ССК») за 2016 - 2018 гг. без дифференциации по абонентам, и планируемый объем приема сточных вод в размере 152 835 м3 с учетом данных о фактическом объеме принятых сточных вод организацией, ранее эксплуатирующей объекты данной централизованной системы, МП «ССК» за 2016 - 2018 гг. без дифференциации по абонентам.

РЭК Кемеровской области приняты показатели объема отпущенной питьевой воды на потребительский рынок по категории потребителей «Население» по факту 2017 года организации, ранее эксплуатирующей объекты данной централизованной системы, МП «ССК»; по категории потребителей «Бюджетные потребители» и «Прочие потребители» - по плану 2018 года организации, ранее эксплуатирующей объекты данной централизованной системы, МП «ССК» (в связи с отсутствием объективных факторов для заявленного предприятием снижения объемов потребления питьевой воды по данным категориям). Общий объем отпуска воды на 2019 год составил 630 407 м3

Объемы принятых от потребительского рынка сточных вод приняты по категориям потребителей «Население» и «Бюджетные потребители» - по плану 2018 года организации, ранее эксплуатирующей объекты данной централизованной системы, МП «ССК», с учетом снижения 5% в соответствии с п.5 Методических указаний; по категории «Прочие потребители» - по факту 2018 года организации, ранее эксплуатирующей объекты данной централизованной системы, МП «ССК». Общий объем приема сточных вод на 2019 год составил 304 044 м3.

Методика расчета, примененная РЭК Кемеровской области, не предусмотрена Методическими указаниями и допускает суммирование фактических и плановых значений рассчитываемого показателя, и в связи с этим плановые объемы отпуска воды и приема сточных вод, рассчитанные регулирующим органом для Предприятия на 2019 год не могут быть признаны достоверными.

Доводы РЭК Кемеровской области о том, что регулятор не располагал достоверными сведениями о фактических объемах питьевой воды, отпускаемой абонентам, и сточных вод, принятых от абонентов, поскольку на протяжении нескольких предыдущих периодов регулирования объемные показатели МП «ССК» не подтверждались данными бухгалтерской и статистической отчетности, не могут быть приняты во внимание, поскольку соответствующий анализ данных бухгалтерской и статистической отчетности в экспертном заключении отсутствует. В материалы дела имеются формы статистической отчетности МП «ССК» за 2017 год Форма № 1-водопровод, Форма № 1-канализация, Форма № 22-ЖКХ (сводная), согласно которым объем отпуска воды всем потребителям составил 463381 м3, объем приема сточных вод составил 149063 м3. Орган регулирования располагал указанными документами на момент установления тарифов МКП «ВКХ». Вместе с тем в экспертном заключении не приведено объективных данных, которые бы свидетельствовали о занижении объемов отпуска воды и приема сточных вод в статистической отчетности МП «ССК» и невозможности ее использования при установлении тарифов МКП «ВКХ».

В соответствии с пп. «б» п. 39, пп. «а» п. 38 Основ ценообразования в состав производственных расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, учитываются расходы на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию, другие виды энергетических ресурсов и холодную воду.

МКП «ВКХ» заявлены для учета в необходимой валовой выручке на водоснабжение расходы на электроэнергию по уровню напряжения НН в размере 11294,52 тыс. руб., исходя из объема электрической энергии 1826,43 тыс.кВт.ч. в год, цены 6,18 руб./кВт.ч., по уровню напряжения СН2 в размере 466,32 тыс. руб. исходя из объема электрической энергии 105,39 тыс.кВт.ч. в год, цены 4,42 руб./кВт.ч.

Расходы по данной статье на водоснабжение учтены по уровню напряжения НН в размере 7544,01 тыс. руб., объем электрической энергии принят по предложению организации в перерасчете на плановый объем поданной в сеть воды в размере 1849,61 тыс.кВт.ч. Средний тариф 1 кВт.ч. электроэнергии рассчитан на основании средневзвешенного тарифа по факту 2017 года (3,7069 руб./кВт.ч. по данным организации на основании представленных счетов-фактур за январь-декабрь 2017 года) с применением ИПЦ Минэкономразвития России 103,9 % на 2018 год и 105,9% на 2019 год в размере 4,08 руб./кВт.ч.

По уровню напряжения СН2 учтены расходы в размере 477,35 тыс. руб., объем электрической энергии принят по предложению организации в перерасчете на плановый объем поданной в сеть воды в размере 106,73 тыс.кВт.ч. Средний тариф 1 кВт.ч. электроэнергии рассчитан на основании средневзвешенного тарифа по факту 2017 года (4,0649 руб./кВт.ч. по данным организации на основании представленных счетов-фактур за январь-декабрь 2017 года) с применением ИПЦ Минэкономразвития России 103,9 % на 2018 год и 105,9% на 2019 год в размере 4,47 руб./кВт.ч.

МКП «ВКХ» заявлены для учета в необходимой валовой выручке на водоотведение расходы на электроэнергию по уровню напряжения НН в размере 1 086,77 тыс. руб., исходя из объема электрической энергии 175,74 тыс.кВт.ч. в год, цены 6,18 руб./кВт.ч., по уровню напряжения СН2 в размере 2427,09 тыс. руб. исходя из объема электрической энергии 577,80 тыс.кВт.ч. в год, цены 4,20 руб./кВт.ч.

Расходы на электроэнергию по водоотведению учтены по уровню напряжения НН в размере 717,85 тыс. руб., объем электрической энергии принят по предложению организации в размере 175,74 тыс.кВт.ч. Средний тариф 1 кВт.ч. электроэнергии рассчитан на основании средневзвешенного тарифа по факту 2017 года (3,7069 руб./кВт.ч. по данным организации на основании представленных счетов-фактур за январь-декабрь 2017 года) с применением ИПЦ Минэкономразвития России 103,9 % на 2018 год и 105,9% на 2019 год в размере 4,08 руб./кВт.ч.

По уровню напряжения СН2 учтены расходы по водоотведению в размере 2584,28 тыс. руб., объем электрической энергии принят по предложению организации в размере 577,8 тыс.кВт.ч. Средний тариф 1 кВт.ч. электроэнергии рассчитан на основании средневзвешенного тарифа по факту 2017 года (4,0649 руб./кВт.ч. по данным организации на основании представленных счетов-фактур за январь-декабрь 2017 года) с применением ИПЦ Минэкономразвития России 103,9 % на 2018 год и 105,9% на 2019 год в размере 4,47 руб./кВт.ч.

Вместе с тем расчет среднего тарифа по уровню напряжения НН на основании счетов-фактур организации, ранее эксплуатирующей объекты данной централизованной системы, МП «ССК» за январь-декабрь 2017 г. произведен органом регулирования неверно.

Из показаний допрошенной в качестве свидетеля главного консультанта отдела ценообразования в сфере водоснабжения, водоотведения и утилизации отходов РЭК Кемеровской области Выходцевой А.В., составившей экспертное заключение, следует, что при расчете среднего тарифа по уровню напряжения НН в расчет принимались объем и средний тариф по всем счетам-фактурам, выставленным ПАО «Кузбассэнергосбыт» в 2017 году.

Однако в указанных счетах-фактурах уровень напряжения не указан. Из договоров энергоснабжения, заключенных МП «ССК» и МКП «ВКХ» с ПАО «Кузбассэнергосбыт», следует, что не все объекты водоснабжения и водоотведения по данным договорам по классу напряжения относятся к уровню напряжения НН. Так, часть объектов в п.Листвяги относится к уровню напряжения СН-2.

Из счетов-фактур, выставленных ПАО «Кузбассэнергосбыт» за 2017 год, усматривается, что по объектам, которые согласно вышеуказанным договорам энергоснабжения относятся к уровню напряжения НН, тарифы на электрическую энергию по уровню напряжения НН составляли: в январе 2017 г. – 5,35565 руб./кВт.ч., в феврале 2017 г. - 5,50608 руб./кВт.ч., в марте 2017 г. – 5,10616 руб./кВт.ч., в апреле 2017 г. – 5,12577 руб./кВт.ч., в мае 2017 г. – 4,83676 руб./кВт.ч., в июне 2017 г. – 4,91916 руб./кВт.ч., в июле 2017 г. – 5,64285 руб./кВт.ч., в августе 2017 г. – 5,86807 руб./кВт.ч., в сентябре 2017 г. – 6,10168 руб./кВт.ч., в октябре 2017 г. – 5,99162 руб./кВт.ч., в ноябре 2017 г. – 6,15729 руб./кВт.ч., в декабре 2017 г. – 5,93422 руб./кВт.ч. Указанный размер тарифов также подтверждается информацией, предоставленной ПАО «Кузбассэнергосбыт» по запросу МКП «ВКХ» (т.8 л.д.110-111). Соответственно, средний тариф по уровню напряжения НН за 2017 год составит 5,5454 руб./кВт.ч. С применением ИПЦ Минэкономразвития России 103,9 % на 2018 год и 105,9% на 2019 год тариф составит 6,1016 руб./кВт.ч.

Кроме того, из представленного суду расчета самого органа регулирования (т.7 л.д.185) следует, что средневзвешенный тариф за 2017 год по уровню напряжения СН-2 составляет 3,7069 руб./кВт.ч., по счетам-фактурам ПАО «Кузбассэнергосбыт» (как пояснила свидетель Выходцева А.В. это расчет по уровню напряжения НН) - 4,0649 руб./кВт.ч. Однако в экспертном заключении размер средневзвешенных тарифов за 2017 год указан и учтен в расчетах наоборот: по уровню напряжения СН-2 - 4,0649 руб./кВт.ч., по уровню напряжения НН - 3,7069 руб./кВт.ч.

Таким образом, расчет расходов на электроэнергию как по уровню напряжения НН, так и по уровню напряжения СН-2 органом регулирования произведен неверно.

Доводы представителя РЭК Кемеровской области о том, что поскольку при расчете средневзвешенных тарифов органом регулирования учитывались все счета-фактуры за 2017 год, итоговая сумма расходов на электроэнергию не изменится, являются несостоятельными, так как объем запланированной на 2019 год электрической энергии по уровням напряжения СН-2 и НН разный, соответственно при изменении средневзвешенных тарифов изменится как сумма расходов на электроэнергию по каждому уровню напряжения, так и итоговая сумма расходов на электроэнергию.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования размер фонда оплаты труда определяется согласно Методическим указаниям с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также прогнозного индекса потребительских цен.

Пунктом 17 Методических указаний № 1746-э установлено, что при определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.

В материалы тарифного дела административным истцом представлена копия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы.

Поскольку МКП «ВКХ» было создано на основании Распоряжения администрации г.Новокузнецка от 31 октября 2018 г., то есть после принятия указанного отраслевого тарифного соглашения, и не представило доказательств того, что в установленном порядке присоединилось к отраслевому тарифному соглашению, отсутствуют основания для признания МКП «ВКХ» присоединившимся к этому Соглашению в порядке, предусмотренном статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации.

Численность работников предприятия принята органом регулирования на уровне предложения предприятия.

Вместе с тем МКП «ВКХ» предложило установить расходы на оплату труда исходя из среднемесячной оплаты труда по аналогичным профессиям и должностям работников ООО «Водоканал», которое, по мнению административного истца, является регулируемой организацией, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения г.Новокузнецка.

Фонд оплаты труда принят органом регулирования по плановой средней заработной плате 2018 года организации, ранее эксплуатирующей объекты данной централизованной системы, МП «ССК».

Однако согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, МП «ССК» на основании решения суда от 12 мая 2016 г. признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, до настоящего времени находится в стадии ликвидации. Данные обстоятельства могут свидетельствовать о прекращении исполнения части денежных обязательств и недостаточности денежных средств.

При таких данных условия, в которых осуществляло регулируемые виды деятельности МП «ССК», не являются сопоставимыми с условиями деятельности административного истца.

Экспертное заключение не содержит пояснений экспертов, в связи с чем регулируемые виды деятельности ООО «Водоканал» не являются аналогичными видам деятельности, осуществляемым административным истцом, и сопоставимы ли условия деятельности данных организаций.

Экспертами не проанализированы данные о фондах оплаты труда, сложившихся за последний расчетный период регулирования, в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях.

К числу прочих производственных расходов, подлежащих учету в необходимой валовой выручке, относятся расходы на осуществление производственного контроля качества воды и производственного контроля состава и свойств сточных вод, в том числе состава и свойств сточных вод абонентов, включая расходы на оборудование лабораторий, приобретение приборов и реагентов, используемых для анализа качества воды, состава и свойств сточных вод (пп. «а» пункта 38, пп. «ж» пункта 39 Основ ценообразования, пп. 7 пункта 18 Методических указаний № 1746-э).

В материалы тарифного дела МКП «ВКХ» представлены расчеты необходимого объема лабораторных анализов для осуществления деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, расчет затрат. При этом орган регулирования не проверял представленный предприятием расчет объемов лабораторных анализов, необходимых для осуществления деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, на соответствие требованиям действующих нормативов.

Размер расходов по данной статье затрат РЭК Кемеровской области определила на основании фактических затрат 2017 года МП «ССК», увеличенных на предусмотренный прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 г. и 2019 г. индекс потребительских цен.

По смыслу подпункта «г» пункта 22 Основ ценообразования орган регулирования для целей определения экономической обоснованности расходов, заявленных к включению в НВВ МКП «ВКХ», вправе использовать сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях.

В случае непредставления регулируемой организацией заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных Правилами регулирования тарифов, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных организаций на основании имеющихся у него об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих соответствующие виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности (пункт 15 Правил регулирования тарифов).

Как было указано выше МП «ССК» на основании решения суда от 12 мая 2016 г. признано несостоятельным (банкротом), что может свидетельствовать о прекращении исполнения части денежных обязательств и недостаточности денежных средств для осуществления регулируемых видов деятельности. При таких данных условия, в которых осуществляло регулируемые виды деятельности МП «ССК», не являются сопоставимыми с условиями деятельности административного истца.

Таким образом, административным ответчиком не представлено экономическое обоснование установленного размера необходимой валовой выручки МКП «ВКХ».

Поскольку в отношении МКП «ВКХ» необходимая валовая выручка была установлена без учета экономически обоснованных расходов, следовательно, тарифы рассчитаны от указанного показателя необоснованно.

Таким образом, суд приходит к выводу, что постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области № 506 противоречат Федеральному закону «О водоснабжении и водоотведении», Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилам регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. Постановление № 506 нарушает права предприятия на установление экономически обоснованных тарифов.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого нормативного правового акта не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого Постановление № 506 должно быть признано недействующим, суд учитывает, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, в связи с чем признание его недействующим со дня принятия достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Также суд учитывает разъяснения, указанные в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», согласно которому в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Учитывая изложенное, суд обязывает Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области принять нормативный правовой акт, заменяющий Постановление № 506 в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку данный срок с учетом обстоятельств дела является разумным.

Руководствуясь ст.175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействующим со дня принятия постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 13 декабря 2018 г. № 506 «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения, водоотведения и об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение Муниципальному казенному предприятию Новокузнецкого городского округа «Водопроводно-канализационное хозяйство» (г. Новокузнецк)».

Обязать Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области принять нормативный правовой акт, заменяющий названное постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд.

Председательствующий Зиновьева К.В.

Мотивированное решение составлено 27 августа 2019 года.