ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-265/19ПРИ от 27.08.2019 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-265/2019 Принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 августа 2019 г. г. Ярославль

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Преснова В.С.,

при секретаре Шевяковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вахрамеева Владимира Михайловича к Правительству Ярославской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости,

Установил:

В административном исковом заявлении Вахрамеев В.М. просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – здания кафе, этажность: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере рыночной стоимости <данные изъяты> руб., обязать филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ярославской области внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость здания с кадастровым номером в размере <данные изъяты> рублей.

Административные исковые требования мотивированы тем, что административному истцу принадлежит указанное здание кафе. Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена выше рыночной стоимости, чем затрагиваются права административного истца как плательщика налога на имущество организаций.

В судебном заседании административный истец Вахрамеев В.М. не участвовал, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Направил в суд ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, указав в обоснование на то, что на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, правообладателем спорного объекта недвижимости административный истец стал ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель заинтересованного лица департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области по доверенности Колобова Е.В. возражала против удовлетворения административных исковых требований, полагая, что представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка является недостоверным.

Административные ответчики Правительство Ярославской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», заинтересованное лицо Администрация городского округа город Рыбинск, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.

От Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» поступили письменные объяснения, в которых возражений относительно административных исковых требований не указано.

От Администрации городского округа город Рыбинск поступили возражения на административное исковое заявление, в соответствии с которыми представленный административным истцом отчет оценки рыночной стоимости недвижимого имущества составлен с нарушением федеральных стандартов оценки, является недопустимым доказательством.

Выслушав представителя департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Вахрамеев В.М. является собственником здания кафе, этажность: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии с положениями части 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Согласно пункту 1 статьи 399 и статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Налогового кодекса РФ.

В пункте 1 статьи 402 НК РФ определено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений ст. 5 Налогового кодекса РФ.

Согласно пункту 1 и пункту 2 статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Законом Ярославской области от 18.11.2014 N 74-з установлена единая дата начала применения на территории Ярославской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.

В соответствии с требованиями НК РФ и Законом Ярославской области № 74-з «О налоге на имущество физических лиц» установлен и введен в действие на территории Ярославской области налог на имущество физических лиц с 01.01.2015 года. Решением муниципального Совета городского округа г. Рыбинск от 20.11.2014 N 15 (ред. от 29.11.2018) «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа город Рыбинск» установлены ставки налога на имущество физических лиц при определении налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Таким образом, правоотношения административного истца по определению налога на имущество физических лиц, являются публичными, вопрос определения налога на имущество физических лиц урегулирован НК РФ, нормативным актом представительного органа муниципального образования Российской Федерации. Изменение размера налога на имущество физических лиц, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости данного объекта недвижимости.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что административный истец в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, собственником которого он является.

Кадастровая стоимость вышеуказанного нежилого помещения в размере <данные изъяты> руб. определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства Ярославской области от 11.12.2012г. № 1404-п (п.7082 приложения № 7).

В соответствии с отчетом оценки рыночной стоимости нежилого помещения от 15.04.2019г. № 12711\19, составленного оценщиками ООО «Ярэксперт», рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб.

В соответствии со ст. 59, ч. 2 ст. 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одними из допустимых доказательств являются отчет независимого оценщика, который подлежат оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Представленный отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости выполнен в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки, специалистом, имеющим право на проведение подобного рода оценки.

Доказательства, которые могли бы поставить под сомнение содержание отчета, лицами, участвующими в деле, не представлены.

Возражения департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области относительно содержания отчета не могут быть приняты во внимание ввиду следующего.

При определении рыночной стоимости объекта недвижимости затратным подходом оценщиками подобран сопоставимый по всем ценообразующим факторам объект-аналог. Выбор конкретного объекта-аналога в отчете мотивирован (стр. 86 отчета). Анализ отчета показывает, что данный объект-аналог сопоставим с объектом оценки по основным экономическим, материальным, техническим и иным характеристикам, определяющим его стоимость.

При этом, оценщики использовали информацию, содержащуюся в сборники КО-ИНВЕСТ. Подбор аналога не противоречит положениям п\п «е» п. 24 ФСО № 7 «Оценка недвижимости». Оценщики обоснованно исходили из того, что объект оценки представляет собой кафе, в связи с чем анализировалась информация об аналогах, относящихся к зданиям кафе и кафетерий. Предлагаемый департаментом аналог имеют иное функциональное назначение (клубы-столовые), поэтому оснований для использования предлагаемого аналога не имеется. Применение корректировки на разницу в объеме не противоречит федеральным стандартам оценки, является экономически обоснованным.

В связи с этим оснований для утверждения о том, что подбор аналога произведен с нарушением требований федеральных стандартов оценки, не имеется.

Определяя процент износа полов, оценщики исходили из того, что покрытие полов отсутствует, что подтверждается проведенным оценщиками обследованием объекта оценки. Согласно фотографиям на стр. 27-33 отчета отделка полов отсутствует, что также отражено в описание объекта оценки на стр. 20-23 отчета.

Ссылка департамента на таблицу 20 на стр. 89 отчета не свидетельствует о противоречии в выводах оценщиков, так как таблицы 19-27 на стр. 89-91 отчета содержат критерии определения физического износа элементов здания. В таблицах содержится информация не применительно к конкретному объекту, а общие критерии определения износа, которые подлежат применению в зависимости от выявленных дефектов и недостатков объекта недвижимости. Так, при отсутствие полов процент износа составляет 100 процентов.

Выводы департамента о необходимости применения процента износа полов равного 60-80% ничем не мотивировано.

Ходатайство о восстановлении срока обращения с административным иском в суд об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости подлежит удовлетворению, так как в Единый государственный реестр к настоящему времени не внесены сведения о новой кадастровой оценке. В более ранние сроки административный истец не имел возможности обратиться, так как стал собственником здания ДД.ММ.ГГГГ

При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости здания кафе в связи с установлением в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости объекта недвижимости подтвержден заявителем достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Вахрамееву Владимиру Михайловичу восстановить срок обращения с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости здания кафе с кадастровым номером

Установить кадастровую стоимость здания кафе с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости равной <данные изъяты> руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости, установив кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером в размере <данные изъяты> руб.

Дата обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости – 08.08.2019г.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: В.С. Преснов