Административное дело № 3а-265/2021
21OS0000-01-2021-000180-12
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 августа 2021 года г.Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н.
при секретаре судебного заседания Владимирове А.В.,
с участием представителя административного истца ФИО3 – ФИО4,
представителя административного ответчика Московской районной г.Чебоксары территориальной избирательной комиссии ФИО5,
представителя заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики – ФИО6,
с участием прокурора Еремеевой Г.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3, выдвинутому Чувашским республиканским отделением Политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России» об отмене решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва по Юго-Западному одномандатному избирательному округу №19,
у с т а н о в и л :
Постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 17.06.2021 №1398 назначены выборы депутатов Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва на 19 сентября 2021 года.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 3 июня 2021 года № 162/823-6 полномочия окружной избирательной комиссии по Юго-Западному одномандатному избирательному округу №19 по выборам депутатов Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва возложены на Московскую районную г.Чебоксары территориальную избирательную комиссию.
19 июля 2021 года ФИО3, выдвинутый политической партией «Коммунистическая партия Коммунисты России», уведомил Московскую районную г.Чебоксары территориальную избирательную комиссию о выдвижении кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва по Юго-Западному избирательному округу №19.
Решением Московской районной г.Чебоксары территориальной избирательной комиссией от 8 августа 2021 года № 22/3 отказано ФИО3, выдвинутому Чувашским республиканским отделением Политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России» в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва по Юго-Западному одномандатному избирательному округу №19, в регистрации.
ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к Московской районной г.Чебоксары избирательной комиссии о признании незаконным и отмене названного решения и о возложении обязанности на указанную комиссию принять решение о регистрации его кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва по Юго-Западному одномандатному избирательному округу №19.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает на незаконность оспариваемого решения ввиду нарушения требований законодательства при проверке подписных листов: в нарушение Постановления ЦИК России от 09.06.2021 N 9/75-8 "О Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации" Московская районная г.Чебоксары территориальная избирательная комиссия привлекла к работе эксперта, не имеющего подтверждения своей квалификации и своих полномочий; в комиссии отсутствует запрос на привлечение данного специалиста, а также отсутствует «направление» от ЭКЦ МВД с подтверждением квалификации специалиста по проверке подписных листов. Поскольку исследование подписей проводилось в помещении Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики, то административный истец предполагает, что такой специалист привлекался по запросу иной комиссии – Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики, т.е. при проверке подписных листов присутствовали иные третьи лица, что недопустимо в соответствии с федеральным законом №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Таким образом, указывает административный истец, 13 подписей (папки №№1-4, стр.2) признаны недействительными либо недостоверными на основании заключения такого эксперта необоснованно. Также у комиссии не имелось оснований признавать 1 подпись недействительной либо недостоверной по мотиву ее проставления лицом, якобы не обладающим активным избирательным правом на территории избирательного округа (папка 1 лист 16 стр.1). В связи с чем у комиссии не имелось оснований для признания 14 подписей избирателей недействительными либо недостоверными.
В судебном заседании административный истец ФИО3 не участвовал, о судебном заседании извещен, направил в судебное заседание своего представителя ФИО4, которая поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, и вновь привела их суду, дополнительно пояснив, что проверка подписей избирателей проведена с нарушением требований действующего избирательного законодательства.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ неявка административного истца не служит препятствием к рассмотрению дела.
До начала судебного заседания и в ходе рассмотрения дела по существу представитель административного истца ФИО4 заявляла ходатайство об отложении дела слушанием в виду необходимого времени истцу для дополнительной проверки оспариваемого решения, указав при этом, что данные действия необходимы для выявлении иных допущенных избирательной комиссией нарушений при составлении итогового протокола и, соответственно, для предъявления дополнительного искового заявления.
Учитывая, что на момент заявления данного ходатайства такие нарушения административным истцом не выявлены, доводы стороны административного истца основаны лишь на предположении об имеющихся иных нарушений, допущенных со стороны избирательной комиссии, соответственно, основания для предъявления дополнительного иска на момент заявления данного ходатайства отсутствуют, судом данное хозяйство было оставлено без удовлетворения в виду отсутствия правовых оснований.
Представитель административного ответчика Московской районной комиссии города Чебоксары территориальной избирательной комиссии ФИО5 возражал относительно заявленного административного искового требования, указав, что действия избирательной комиссии по проверке подписных листов, представленных административным истцом, и решение об отказе в его регистрации кандидатом в депутаты соответствуют требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закону Чувашской Республики от 30.03.2006 N 9 "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики". Процедура проверки подписных листов, а также документов, представленных ФИО3 для выдвижения и регистрации, проводилась в соответствии с требованиями закона. По итогам проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения ФИО3, количество достоверных подписей является недостаточным для его регистрации кандидатом.
Представитель привлеченного определением суда от 20 августа 2021 года в качестве заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики ФИО6 просил в удовлетворении административного искового заявления отказать, и полагал, что оспариваемое решение территориальной избирательной комиссии является законным и обоснованным, принятым с соблюдением требований действующего избирательного законодательства.
Прокурор Еремеева Г.З. полагала оспариваемое решение законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в административном исковом заявлении, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Еремеевой Г.З., полагавшей, что административный иск удовлетворению не подлежит, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке в отсутствие надлежащим образом извещенного о месте и времени слушания дела административного истца, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"(далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).
На территории Чувашской Республики порядок проведения выборов депутатов Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва регулируется Законом Чувашской Республики от 30.03.2006 № 9 (ред. от 20.05.2021) "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики" (далее – Закон Чувашской Республики от 30.03.2006 № 9).
Порядок выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики утвержден Постановлением Центризбиркома Чувашской Республики от 10.06.2021 N 163/841-6.
В силу ч. 10 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат.
В связи с чем административный истец вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Обратившись в суд с настоящим заявлением посредством ПАО «Почты Россия» 18 августа 2021 года, десятидневный срок, установленный ч.4 ст. 240 КАС РФ для обращения в суд, истцом не пропущен.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным федеральным законом, иным законом.
Аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата предусмотрены частью 10 статьи 35 Закона Чувашской Республики от 30.03.2006 № 9.
Порядок регистрации кандидата предусмотрен ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Частью 1 ст.29.1 Закона Чувашской Республики от 30.03.2006 № 9 предусмотрено, что необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
Частью 1 статьи 32 Закона Чувашской Республики от 30.03.2006 № 9 определено, что в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 60 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Указанное положение соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно пункту 1.2 статьи 37 которого на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Согласно приложения к постановлению Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 10 июня 2021 года № 163/843-6, численность избирателей по Юго-Западному одномандатному избирательному округу №19 составляет 41 059 человек, то есть для регистрации кандидата по названному округу необходимо представить 1232 подписи, а максимальное количество подписей, представляемых в избирательную комиссию составляет 1355.
Процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей должна предусматриваться законом.
Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей.
Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
Аналогичное положение содержится в части 3 статьи 34 Закона Чувашской Республики от 30.03.2006 № 9.
Правила сбора подписей избирателей и заполнения подписных листов установлены и в разделе У «Порядка выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва», утвержденного Постановлением Центризбиркома ЧР от 10.06.2021 N 163/841-6.
Так, в соответствии с пунктами 5.11., 5.12 названного Порядка каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов должен быть заверен уполномоченным представителем избирательного объединения. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа уполномоченный представитель избирательного объединения, кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.
Исключение (вычеркивание) подписей избирателей в подписных листах должно быть специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей инициаторами выдвижения кандидата до представления подписей в соответствующую избирательную комиссию.
Пунктом 5.13 Порядка установлено, что в соответствии с Федеральным законом сбор подписей избирателей может осуществляться с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Количество подписей избирателей, которое может быть собрано с использованием указанной системы, не может превышать 50 процентов от количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов.
О порядке проверки подписных листов даны разъяснения и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июня 2021 года № 9/75-8 (далее - Методические рекомендации).
Согласно пункту 3.1.4. раздела 3 Методических рекомендаций проверка подписных листов осуществляется проверяющим путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений. По результатам проверки подпись может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной. Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа.
В ряде случаев подпись признается проверяющим недостоверной и (или) недействительной только на основании заключения эксперта либо официальной справки уполномоченного органа. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных им исследований, в соответствии со своими специальными знаниями.
К проверке подписных листов привлекаются эксперты-почерковеды из числа специалистов МВД России, ФСБ России, Минюста России и иные эксперты (специалисты Минобороны России, органа регистрационного учета и других государственных органов) (п.3.1.5.).
Также пунктом 1.2.3 предусмотрено, что согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона к проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - орган регистрационного учета), а также иных государственных органов.
К проверке подписных листов целесообразно привлекать:
экспертов-почерковедов из территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации;
сотрудников территориальных органов регистрационного учета;
при необходимости, сотрудников иных государственных органов (органов, осуществляющих воинский учет, и т.д.).
Также пунктом 3.1.5 предусмотрено, что документ, подготавливаемый ими по результатам исследования подписных листов, имеет статус заключения специалиста по проверке подписных листов.
Специалист по проверке подписных листов должен являться экспертом-почерковедом государственного судебно-экспертного учреждения (экспертного подразделения) и иметь право самостоятельного производства судебных почерковедческих экспертиз.
Если специальных знаний эксперта достаточно для дачи заключения без направления запроса в соответствующий орган, то подпись может быть признана недействительной на основании его заключения (п.3.1.15. Методических рекомендаций).
Поскольку в соответствии с пунктом 11 статьи 37 Федерального закона избиратель ставит в подписном листе свою подпись собственноручно, то подпись избирателя в подписном листе может быть признана недостоверной только в случае, если она выполнена от имени избирателя другим лицом. Для признания подписи недостоверной обязательно заключение эксперта-почерковеда.
Во всех остальных случаях подпись избирателя в подписном листе может признаваться только недействительной (п.3.2.1).
Согласно пункту 3.2.3.2. Методических рекомендаций подпись лица, не обладающего активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе (подпункт "б" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона).
Согласно пункту 6 статьи 37 Федерального закона подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов.
При выявлении расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре таковых, необходимо направлять запрос в соответствующий территориальный орган ФМС России.
По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (п. 6.1 ст. 38 федерального закона №67-фз).
В п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ установлен перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе - недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (пп. «д»).
Аналогичное основание отказа в регистрации кандидата предусмотрено пунктом 5 части 10 ст. 35 Закона Чувашской Республики №9.
Административному истцу оспариваемым решением отказано в регистрации кандидатом по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 10 ст. 35 Закона Чувашской Республики № 9.
Таблица кодов нарушений утверждена Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 09.06.2021 №9/75-8 в Приложении №2 к Методическим рекомендациям.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона N 67-ФЗ по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1).
Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (пункт 6.3).
В соответствии с частью 7 ст.34 Закона Чувашской Республики от 30.03.2006 № 9 если при проверке подписей избирателей обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи признаются недействительными.
Пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что недействительными признаются, в том числе:
- подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом (подпункт "б");
Аналогичные положения содержаться в статье 34 Закона Чувашской Республики от 30.06.2006 № 9 (ч.9 п.2).
Судом достоверно установлено, что в избирательную комиссию для регистрации кандидатом в депутаты по указанному избирательному округу ФИО3 представил подписи избирателей через ЕПГУ – 473 и подписные листы с подписями избирателей в количестве 881, а всего 1354 подписи избирателей в свою поддержку.
В результате проведенной проверки 137 подписей избирателей признаны недействительными и (или) недостоверными.
При этом судом установлено, что рабочей группой привлечен старший эксперт ЭКЦ МВД по Чувашской Республике ФИО1 осуществившая проверку всех представленных ФИО3 подписей избирателей, по результатам которой подготовлены заключения по проверке подписных листов от 4 августа 2021 года №1, 2, 3, 4, а также привлечены операторы системы ГАС-Выборы управления по вопросам миграции для осуществления проверки сведений, содержащихся в подписных листах.
По результатам проверочных мероприятий сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей и отображенных в заключениях по проверке сведений об избирателях, подготовленных экспертом ЭКЦ МВД по Чувашской Республике ФИО1 от 4 августа 2021 года, видно, что выявлены следующие нарушения:
- в графе «Адрес места жительства» имеются исправления поверх существующей записи; записи в графах «Адрес места жительства» исполнены одним лицом, но не сборщиком и не избирателями (заключение №1);
- в графе «Дата внесения подписи» имеется исправление в виде формовки в цифре; в графе «подписной лист удостоверяю» в дате внесения подписи имеются исправления поверх существующей записи; в графе «адрес места жительства» имеется исправление поверх существующей записи (заключения №2);
- записи в графе «адрес места жительства» исполнены не сборщиком и не избирателями (заключение №3);
- в таблице заключения №4 приведены сведения, не соответствующие данным МВД России.
Судом в судебном заседании обозревался сотовый телефон, представленный представителем административного ответчика ФИО5, с которого административному истцу ФИО3 направлялось сообщение по WatsApp на номер телефона административного истца, указанный им самим в заявлении от 19.07.2021 при передаче документов в комиссию о выдвижении кандидатом, и нашло подтверждение что 03 августа 2021 года в 19 час. 55 мин. и в 19 час. 57 мин., а также 4 августа 2021 года в 11 час. 35 мин. и в 11 час. 36 мин. административный истец был приглашен для проведения проверки рабочей группой избирательной комиссии подписных листов на 16 час. 5 августа 2021 года, и нашло подтверждение, что это сообщение ФИО3 доставлено.
Изложенное, кроме того, подтверждается и распечаткой направляемых сообщений, представленной представителем административного ответчика, приобщенной к материалам дела.
Таким образом, избирательной комиссией требования пункта 6 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ и ч.4 ст.34 Закона Чувашской Республики от 30.03.2006 № 9 выполнены.
По результатам проверки 100 процентов представленных ФИО3 подписей избирателей, проведенной рабочей группой, составлен итоговый протокол, в котором подведены итоги проверки и установлено, что общее количество недействительных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата ФИО3 составило 137, а достоверных и действительных – 1217, что недостаточно для регистрации кандидатом, при необходимом количестве 1232.
При этом, признаны недостоверными либо недействительными:
20 подписей по основаниям, установленным п.1 ч.9 ст. 23 Закона Чувашской Республики от 30.03.2006 № 9 – подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом на территории избирательного округа;
8 подписей по основаниям, установленным п.3 ч.9 ст.34 Закона – подпись избирателя, указавшего в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (на основании справки уполномоченного органа либо на основании заключения эксперта);
13 подписей по основаниям, установленным п.11 ч.9 ст. 34 Закона - подпись избирателя, если сведения о нем внесены не самим избирателем или сборщиком подписи;
9 подписей по основаниям, установленным п.10 ч.9 ст. 34 Закона – подпись избирателя, собранная с участием члена участковой избирательной комиссии №2019 с правом решающего голоса ФИО2
87 подписей по основаниям, установленным ч.7 ст. 34 Закона – избиратель поставил свою подпись в поддержку выдвижения кандидата неоднократно.
Таким образом, количество признанных Московской районной г.Чебоксары территориальной избирательной комиссией достоверными подписей избирателей, представленных ФИО3, составило 1217 подписи, что на 15 подписей меньше необходимого количества подписей для регистрации кандидата по Юго-западному одномандатному избирательному округу № 19.
Как следует из представленных административным ответчиком документов, согласно описи вложения почтового отправления, заверенная копия оспариваемого решения №22/3 от 08.08.2021 направлена в адрес административного истца по его месту жительства посредством ПАО «Почта России».
Проверяя доводы административного истца и представителя административного истца изложенные в административном исковом заявлении и заявленные в судебном заседании, судом в судебном заседании обозревались подлинные подписные листы, представленные административным истцом в Московскую районную г.Чебоксары территориальную избирательную комиссию.
При этом все папки с подписными листами, обозренные судом, прошиты и пронумерованы. При этом представителем административного истца не оспаривалось, что суду представлены именно те подписные листы, которые представлены в избирательную комиссию, и которые находятся в соответствующих папках.
Судом установлено, что, действительно, как утверждает административный истец, из 20 признанных комиссией недействительными (недостоверными) подписей по основаниям, установленным п.1 ч.9 си. 23 Закона Чувашской Республики от 30.03.2006 № 9 (подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом на территории избирательного округа), одна подпись была признана таковой ошибочно – в папке 1 на листе 26 первой строки, поскольку установлено, что подписавший подписной лист избиратель, проживая на территории данного избирательного округа, обладал активным избирательным правом.
В связи с этим суд соглашается с доводами административного истца о том, что территориальной избирательной комиссией неправомерно была признана недействительной одна подпись лица по мотиву того, что данное лицо не обладает активным избирательным правом на территории данного избирательного округа.
Данное обстоятельство признано в судебном заседании и представителем административного ответчика.
В связи с чем из числа недостоверных (недействительных) подписей избирателей подлежит исключению одна подпись, поскольку она необоснованно признана избирательной комиссией недостоверной вследствие того, что данная подпись была признана в качестве подписи лица, не обладающего активным избирательным правом на территории данного избирательного округа.
Таким образом, судом установлено, что недостоверными или недействительными по основаниям, установленным п.1 ч.9 ст. 23 Закона Чувашской Республики от 30.03.2006 № 9, т.е. подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом на территории избирательного округа, являются 19 подписей, а не 20, как указано в итоговом протоколе, и, таким образом, количество признанных Московской районной г.Чебоксары территориальной избирательной комиссией достоверными подписей избирателей, представленных ФИО3, составляет 1218 подписи, что на 14 подписей меньше необходимого количества подписей для регистрации кандидата по Юго-западному одномандатному избирательному округу № 19.
Административный истец в административном исковом заявлении утверждает также и о том, что 13 подписей необоснованно признаны территориальной комиссией недостоверными на основании заключения эксперта.
Проверяя указанные доводы, суд исходит из того, что данные доводы вступают в противоречие с заключениями специалиста по проверке подписных листов в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва, выдвинутого «ПП Коммунистическая партия Коммунисты России» ФИО3, согласно которым в подписных листах имеются нарушения, отраженные в данных заключениях. В заключениях указана каждая папка, а также номера страниц папок, где были выявлены такие нарушения.
В силу части 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
Поскольку подписи избирателей по основаниям, указанным в пункте 6.3 и подпунктах «з», «л» пункта 6.4 статьи38 Федерального закона N67-ФЗ (пунктов 8 и 11 ст.34 Закона Чувашской Республики от 30.03.2006 № 9) признаются недостоверными и недействительными только при наличии соответствующего заключения эксперта, судом пояснения административного истца, как доказательства об отсутствии нарушений при заполнении подписных листов и при проставлении подписей в подписных листах, не принимаются во внимание.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что законодатель не предоставляет избирательной комиссии право каким-либо образом опровергать или ставить под сомнение выводы специалистов, изложенные в почерковедческом исследовании. Следовательно, при принятии обжалуемого решения, в силу закона заключение эксперта не могло не учитываться комиссией при проверке достоверности подписей кандидата и сборщика подписей, а равно сведений о том собственноручно ли заполнялись подписные листы последними.
В Методических рекомендациях ЦИК России по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, от 9 июня 2021 года N 9/75-8 указано, что каждая запись изучается экспертом-почерковедом визуально, при необходимости используются технические средства (п.3.1.7).
Методическими рекомендациями по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах установлен порядок проверки достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также круг лиц, привлекаемых к проверке подписных листов.
Административным истцом не представлено суду никаких доказательств, позволяющих усомниться в правильности выводов специалиста, составленные специалистом исследования не противоречат требованиям ранее указанных актов.
Таким образом, оснований для критической оценки указанных заключений эксперта у суда не имеется.
Квалификация специалистав-эксперта так же не вызывает у суда сомнений, как указано в заключениях исследование проводилось специалистами Экспертно-криминалистического центра Министерства Внутренних Дел по Чувашской Республике.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в проведении референдума по основаниям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 24, подпунктом "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, участников референдума. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Материалами дела подтверждено, что данный порядок проверки подписей комиссией соблюден. Заключение выполнено экспертом ЭКЦ МВД по Чувашской Республике. Выводы в заключениях изложены ясно и понятно, неоднозначного понимания не допускают, в распоряжение специалиста были представлены подписные листы, сданные административным истцом в Московскую районную г.Чебоксары территориальную избирательную комиссию. Допустимых доказательств ошибочности выводов эксперта суду не представлено.
Согласно пункту 7 статьи38 Федерального закона N67-ФЗ повторная проверка подписных листов после принятия комиссией решения о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации может быть осуществлена судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи76 названного закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке, но при условии указания в административном исковом заявлении, поданном в суд, конкретных фактов нарушения норм избирательного законодательства, являющихся основанием отмены решения избирательной комиссии об отказе регистрации кандидата.
В связи с чем суд рассматривает административное заявление, исходя из доводов, приведенных в нем административным истцом.
Административный истец не настаивал на проведении проверки записей и подписей после ознакомления с заключениями эксперта и не указал в административном иске конкретных фактов нарушения норм избирательного законодательства, ограничившись лишь указанием на то, что подписи в подписных листах были выполнены без указанных экспертом нарушений, одновременно поставив под сомнение заключения эксперта, проводившего проверку подписей.
В исковом заявлении административный истец отметил, и об этом заявил в судебном заседании его представитель, что эксперт не входит в рабочую группу. Однако, довод о том, что эксперт, исследовавший подписные листы, не входит в рабочую группу по приему и проверке документов, не может быть принят судом во внимание в связи с отсутствием подобного требования в избирательном законодательстве.
Пунктом 6 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ установлено право кандидата присутствовать при проведении проверки подписей избирателей, а также установлена необходимость извещения кандидата о соответствующей проверке. Аналогичное право кандидата предусмотрено ч.4 ст.34 Закона Чувашской Республики № 9.
Как было указано выше, 3 и 4 августа 2021 года ФИО3 был извещен о проводимой проверке, однако на ее проведение не явился, распорядившись своим правом по своим личным мотивам.
То обстоятельство, что административный истец не был извещен о времени проведения исследования привлекаемым к проверке экспертом криминалистической лаборатории ЭКЦ МВД по Чувашской Республике, не может служить основанием для признания обжалуемого решения незаконным, поскольку не извещение об этом кандидата и его отсутствие при проведении проверки подписных листов не могли повлиять на выводы и заключения эксперта.
Более того, действующим законодательством не предусмотрено проведение проверки подписных листов экспертом либо иными специалистами с извещением кандидата о дате, месте и времени проведения такой проверки и присутствие кандидата при проведении проверки. Законом предусмотрено, что кандидат вправе знакомится с результатами такой проверки.
В связи с имеющимся нарушением порядка заполнения подписных листов – подпись избирателя, указавшего в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (на основании заключения эксперта либо на основании справки уполномоченного органа – п.3 ч.9 ст.34 Закона Чувашской Республики) и подпись избирателя, если сведения о нем внесены не самим избирателем или сборщиком подписи (на основании заключения эксперта п.11 ч.9 ст. 34 Закона Чувашской Республики), с учетом положений подпункта «з» пункта 6.4. ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ и п.8 ч.9 ст.34 Закона Чувашской Республики от 30.03.2006 № 9, оснований считать их действительными у суда не имеется.
В силу предписания пункта 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией только при наличии предусмотренного избирательным законодательством пакета документов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, поэтому выявленные факты непредставления заявителем в избирательную комиссию на стадиях выдвижения и регистрации достаточного количества действительных подписей избирателей, исключают возможность регистрации заявителя кандидатом в депутаты и препятствуют удовлетворению его требований.
Административным истцом указывается и на то, что административным ответчиком нарушен порядок привлечения эксперта к проверке подписных листов, со ссылкой на то, что фактически эксперт был привлечен к указанной проверке не административным ответчиком, а Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики.
Указанный довод суд признает не состоятельным.
Как следует из представленных материалов, направление экспертов к работе по проверке подписных листов избирателей было направлено по письменному ходатайству Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики по ходатайствам территориальных избирательных комиссий в порядке взаимодействия, что не противоречит пункту 3 ст. 38 Федерального закона №67-фз.
Административным истцом указывается и на то, что форма составления заключения экспертом не соблюдена.
Между тем, пунктом 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что экспертные заключения, проведенные специалистами органов внутренних дел, могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
При этом федеральный закон не содержит требований к форме заключения эксперта, что означает, что заключение эксперта может быть выполнено в виде отдельного документа.
(Правовая позиция по данному вопросу изложена в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 12 августа 2019 года № 58-АПА19-20).
В данном случае требование о письменной форме заключений, составленных экспертом, не нарушено.
То обстоятельство, что помещение для работы эксперта, проводившего исследования подписных листов с подписями в поддержку административного истца и для работы других экспертов было предоставлено Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики не служит основанием для отмены оспариваемого решения избирательной комиссии, поскольку само по себе выполнение работы в том или ином другом помещении не могло повлиять на выводы и заключения эксперта. Кроме того, данное обстоятельство не указано нормами федерального закона и закона Чувашской Республики в качестве основания для признания заключения эксперта недействительным.
При этом довод административного истца о присутствии при проведении проверки подписных листов экспертом иных лиц, основан лишь на предположении, в связи с чем этот довод также не может служить поводом для отмены оспариваемого решения.
Суд не может считать доказанными обстоятельства, которые доказываются на предположениях (ст. 61,59 КАС РФ).
Таким образом, судом установлено, что проверка подписных листов проведена членами рабочей группы, в том числе путем использования ГАС «Выборы», с привлечением эксперта. Такой порядок проверки не противоречит требованиям Федерального закона и закона Чувашской Республики и не свидетельствует о нарушении административным ответчиком избирательного законодательства.
На основе всей совокупности доказательств, отвечающих требованиям допустимости, относимости и достоверности, исследовав подлинные подписные листы, оценив итоговый протокол проверки подписных листов, ведомости проверки подписных листов, заключения специалиста ЭКЦ МВД по Чувашской Республике, суд приходит к выводу, что на основании пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и содержащей аналогичные положения части 9 статьи 34 Закона Чувашской Республики от 30.03.2006 № 9 ряд подписей избирателей, представленных кандидатом, является недостоверными и (или) недействительными, а оставшееся количество достоверных подписей избирателей недостаточно для регистрации кандидата (1217 + 1 = 1218 подписей при необходимом количестве 1232 подписи.)
Данное обстоятельство является достаточным основанием для отказа кандидату в его регистрации в силу подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (п.5 ч.10 ст.35 Закона Чувашской Республики от 30.03.2006 № 9).
В силу части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований, влекущих удовлетворение заявления ФИО3
Руководствуясь ст.175-177, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 о признании незаконным и отмене решения Московской районной г.Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 8 августа 2021 года № 22/3 «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва по Юго-Западному одномандатному избирательному округу №19, выдвинутому Чувашским республиканским отделением Политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России», ФИО3 и о возложении обязанности принять решение о регистрации ФИО3 кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва по Юго-Западному одномандатному избирательному округу №19, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение пяти дней со дня принятия судом решения через Верховный Суд Чувашской Республики.
Председательствующий судья Т.Н. Евлогиева
Мотивированное решение изготовлено 25 августа 2021 года.
Решение31.08.2021