ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-265/2022 от 07.02.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

24OS0000-01-2021-000935-97

Дело № 3А-265/2022

121а

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 февраля 2022 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сабуровой Т.С.,

с участием представителя административного истца Лежниной В.А. – Неткачева В.В., представителя Правительства Красноярского края Березнюк Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-265/2022 по административному иску Лежниной Веры Анатольевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Лежнина В.А. обратилась с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, мотивируя тем, что она является собственником нежилого здания с кадастровым номером 24:46:0000000:1828, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером 24:46:0203001:142, находящемся по адресу: <адрес>

По результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2011 года для указанного земельного участка установлена кадастровая стоимость в размере 19665698 рублей 28 копеек.

По итогам оценки, выполненной оценщиком Сабада К.Ю. (ООО ИнвестОценкаАудит) и представленной в отчете № 4601-ОЗУ/21 от 29 октября 2021 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:46:0203001:142 по состоянию на 01 января 2011 года составляет 4187318 рублей.

Установление кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующей его рыночной стоимости, нарушает права административного истца, поскольку в производстве Советского районного суда г. Красноярска находится гражданское дело по иску администрации города Дивногорска к Лежниной В.А. о взыскании неосновательного обогащения за фактическое пользование земельным участком, сумма которого рассчитана исходя из вышеуказанной кадастровой стоимости земельного участка.

Просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:46:0203001:142 в размере его рыночной стоимости –4187318 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2011 года.

Представитель административного истца Лежниной В.А. – Неткачев В.В., действующий на основании доверенности, настаивал на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям и доводам.

Представитель Правительства Красноярского края Березнюк Г.М., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что оспариваемая кадастровая стоимость не затрагивает права административного истца.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), администрация города Дивногорска Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителей Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», администрации города Дивногорска Красноярского края, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, против чего явившиеся участники судебного разбирательства не возражали.

Исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2)

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).

Положениями статьи 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» предусмотрено, что при определении арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, учитывается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 8 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

В пункте 14 вышеуказанного Постановления разъясняется, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 30 января 2020 года № 91-О обратил внимание на то, что к основным принципам земельного законодательства относится платность использования земли, в силу которой использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Реализация данного принципа должна обеспечить эффективность землепользования, в том числе земли, находящейся в публичной собственности, которая образует источник доходов соответствующих бюджетов. Формами подобной платы являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата; в случае, когда пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в отсутствие правового основания, плата за такое пользование рассчитывается по правилам определения размера арендной платы, в частности на основании кадастровой стоимости земельных участков. Лица, чьи права и обязанности затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, вправе оспорить результаты кадастровой оценки. При этом, подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации, данное право, обусловленное наличием законного интереса в оспаривании результатов кадастровой оценки, не исключает возможности обращения с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости лицами, к которым предъявлены требования об уплате неосновательного обогащения, рассчитанного исходя из размера кадастровой стоимости.

Судом установлено, что Лежнина В.А. на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 24 декабря 2018 года и договора купли-продажи от 08 декабря 2020 года является собственником нежилого здания с кадастровым номером 24:46:0000000:1828, расположенном по адресу: <адрес>

Из материалов дела следует, что вышеуказанное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 24:46:0203001:142, находящемся по адресу: <адрес>

Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 01 октября 2021 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:46:0203001:142 по состоянию на 01 января 2011 года составляет 19665698 рублей 28 копеек. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 27 января 2012 года.

Вышеуказанная кадастровая стоимость земельного участка утверждена Постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года № 708-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края».

Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке № 4601-ОЗУ/21 от 29 октября 2021 года, выполненный оценщиком Сабада К.Ю. (ООО ИнвестОценкаАудит), согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:46:0203001:142 по состоянию на 01 января 2011 года составляет 4187318 рублей.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.

Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).

Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 24 ФСО № 1).

Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (пункт 27 ФСО № 1).

Судом установлено, что при оценке земельного участка оценщиком применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.

Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06 марта 2002 года № 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.

В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.

Оформление и содержание отчета об оценке № 4601-ОЗУ/21 от 29 октября 2021 года соответствует требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки. Отчет основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов. Оценщиком проведено исследование рынка недвижимости, обосновано выбраны объекты-аналоги, подход и, применяемый в его рамках, метод оценки. Применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.

Достоверность данных, содержащихся в отчете, участвующими в деле лицами не оспаривалась и не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.

У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:46:0203001:142 по состоянию на 01 января 2011 года составляет 4187318 рублей.

Согласно материалам дела в производстве Советского районного суда г. Красноярска находится гражданское дело по иску администрации города Дивногорска к Лежниной В.А. о взыскании неосновательного обогащения за фактическое пользование земельным участком за период с 28 февраля 2019 года по 23 марта 2020 года и пени на сумму неосновательного обогащения.

Сумма неосновательного обогащения рассчитана администрацией города Дивногорска исходя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:46:0203001:142, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года № 708-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края».

Судом не могут быть приняты во внимание доводы Правительства Красноярского края о том, что при определении суммы неосновательного обогащения подлежит применению новая кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная Постановлением Правительства Красноярского края от 03 ноября 2020 года № 766-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Красноярского края» по состоянию на 01 января 2020 года.

Пунктом 5 Постановления Правительства Красноярского края от 03 ноября 2020 года № 766-п предусмотрено, что данное Постановление применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2021 года, в то время как в Советском районным суде г. Красноярска рассматривается спор о взыскании с Лежниной В.А. неосновательного обогащения за фактическое пользование земельным участком за период с 28 февраля 2019 года по 23 марта 2020 года.

Также является несостоятельной ссылка Правительства Красноярского края на пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в котором разъясняется, что установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Вышеприведенные разъяснения даны применительно к редакции статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», действовавшей на момент принятия вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, которая (редакция) утратила силу 11 августа 2020 года.

В соответствии с действующими положениями статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ) кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, действующее законодательство не ограничивает начало применения установленной судом кадастровой стоимости календарным годом, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

Поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения, для определения выкупной цены, арендной платы либо платы за фактическое пользование без заключения договора аренды за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка, не соответствующие действительной рыночной стоимости этого объекта, нарушает права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, подлежащей применению до даты начала применения новой кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 03 ноября 2020 года № 766-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Красноярского края» по состоянию на 01 января 2020 года.

С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:46:0203001:142 должна быть определена по состоянию на 01 января 2011 года равной его рыночной в размере 4187318 рублей, которая подтверждена отчетом об оценке.

Датой обращения Лежниной В.А. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:46:0203001:142 следует считать дату подачи административного искового заявления в Красноярский краевой суд – 23 декабря 2021 года.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Лежниной Веры Анатольевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:46:0203001:142 в размере его рыночной стоимости – 4187318 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2011 года.

Датой обращения Лежниной Веры Анатольевны с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:46:0203001:142 считать 23 декабря 2020 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 11 февраля 2022 года.