ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-266/20 от 30.07.2020 Тульского областного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июля 2020 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Семеновой Т.Е.,

при секретарях Семенчевой Е.В., Кузнецовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-266/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к ФГБУ «ФКП Росреестра» (филиал по Тульской области), Управлению Росреестра по Тульской области, правительству Тульской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратился в Тульский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил:

установить кадастровую стоимость земельного участка КН <...>, площадью 7813 +/- 31 кв.м, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на 03.02.2017, в размере 1 руб.;

установить кадастровую стоимость земельного участка КН <...>, площадью 31930 +/- 63 кв.м, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на 03.02.2017, в размере 1 руб.;

установить кадастровую стоимость земельного участка КН <...>, площадью 39743 +/- 70 кв.м, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на 02.03.2017, в размере 1 руб.;

пересмотреть и исключить кадастровую стоимость данных участков по состоянию на интересующую дату в связи с недостоверными сведениями, использованными при определении их кадастровой стоимости.

Указал, что земельный участок КН <...> до 11.02.2020 принадлежал ему на праве собственности. Он образован путем объединения участков КН <...> и КН <...>, имевших вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования.

В 2017 году кадастровая стоимость названных земельных участков была определена в 1 руб., так как земельные участки были отнесены к 16 группе видов разрешенного использования. Кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка КН <...> была также определена в размере 1 руб.

Решениями Управления Росреестра по Тульской области 04.04.2019 и от 08.04.2019 (по участку КН <...>) исправлены технические ошибки в кадастровых сведениях об участках, и их кадастровая стоимость была определена:

КН <...> – 20 368 287.5 руб. (дата применения с 02.03.2017);

КН <...> – 4 012 209.89 руб. (дата применения с 03.02.2017);

КН <...> – 16 364 125 руб. (дата применения с 03.02.2017).

Земельные участки фактически относятся к 16 группе видов разрешенного использования и их кадастровая стоимость должна определяться на основании п. 1.2.16 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39.

Полагает, что оспариваемой кадастровой стоимостью затрагиваются его права, как плательщика земельного налога.

В судебное заседание административный истец не явился, о дне, времени и месте его проведения извещен, имеется заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. Его представитель по доверенности ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.

Административные ответчики – Управление Росреестра по Тульской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» (в лице филиала по Тульской области), правительство Тульской области представителей в суд не направили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены, имеются заявления с просьбами о проведении судебного заседания в их отсутствие.

Представитель административного ответчика - ФГБУ «ФКП Росреестра» (в лице филиала по Тульской области) по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.

Заинтересованное лицо – администрация г.Тулы в суд представителя не направило, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещено, заявлений не поступало.

На основании части 4 статьи 247 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, получив консультацию специалиста, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 248 КАС РФ, статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

На основании пункта 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки урегулирован главой III.1 Закон об оценочной деятельности.

Данный Федеральный закон, регулировавший вопросы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и продолжающий применяться в настоящее время к правоотношениям, связанным с государственной кадастровой оценкой (включая оспаривание ее результатов), начатой до указанного момента, исходит из того, что кадастровая стоимость это стоимость объекта недвижимости, определенная в установленном законом порядке в результате проведения государственной кадастровой оценки (статья 3). Аналогичным образом понятие кадастровой стоимости раскрывается в пункте 2 части 1 статьи 3 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».

Согласно статье 3 Закон об оценочной деятельности под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.

В соответствии со статьей 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей названного Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в том числе: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

В силу ст. 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Судом установлено, что 11.03.2014 на государственный кадастровый учет был поставлен земельный участок КН <...>, площадью 31930 кв.м, относящийся к землям населенных пунктов, расположенный по адресу: <...>. Изначально участок имел вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

<...> на данный земельный участок было зарегистрировано право собственности ФИО2

<...> в ГРН внесены сведения об изменении вида разрешенного использования участка на следующий: земельные участки (территории) общего пользования.

<...> право собственности ФИО2 на участок было прекращено и <...> участок был снят с кадастрового учета.

Земельный участок КН <...>, площадью 7813 кв.м, относящийся к землям населенных пунктов, расположенный по адресу: <...>, - был поставлен на государственный кадастровый учет 09.08.2013. Изначально участок имел вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

<...> на данный земельный участок было зарегистрировано право собственности ФИО2

<...> в ГРН внесены сведения об изменении вида разрешенного использования участка на следующий: земельные участки (территории) общего пользования.

<...> право собственности ФИО2 на участок было прекращено, и <...> участок был снят с кадастрового учета.

Земельный участок КН <...> образован в результате объединения указанных выше земельных участков и поставлен на кадастровый учет 02.03.2017. Участок относится к землям населённых пунктов, имеет вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования. Адрес участка: <...>.

Право собственности ФИО2 на данный участок зарегистрировано <...>. <...> на участок зарегистрировано право муниципальной собственности.

Постановлением правительства Тульской области от 30.11.2016 № 546 были утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области, учтенных в государственном кадастре недвижимости, определенные по состоянию на 01.01.2016, вместе со «Средними значениями удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов в составе земель населенных пунктов Тульской области по группам видов разрешенного использования на 01.01.2016».

Кадастровая стоимость земельного участка КН <...> была установлена по результатам массовой оценки по состоянию на 01.01.2016 в размере 4012209.89 руб. руб. и внесена в ГРН 18.12.2016. При этом был применен удельный показатель кадастровой стоимости соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта – 513,53 руб. за кв.м.

Кадастровая стоимость земельного участка КН <...> была установлена по результатам массовой оценки на 01.01.2016 в размере 16364125 руб. руб. и внесена в ГРН 18.12.2016. При этом был применен удельный показатель кадастровой стоимости соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта – 512,50 руб. за кв.м.

03.02.2017 на основании заявления о государственном кадастровом учете изменения вида разрешенного использования вышеуказанных земельных участков на: «Земельные участки (территории) общего пользования», - кадастровая стоимость была внесена в ЕГРН в размере 1 руб.

Поскольку земельный участок КН <...> был образован после утверждения результатов массовой оценки, его кадастровая стоимость должна была определяться в соответствии с положениями ст. 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ.

Изначально кадастровая стоимость образованного земельного участка КН <...> была внесена в ГРН 02.03.2017 в размере 1 руб.

В апреле 2019 на основании писем ЦА ФГБУ «ФКП Росреестра вх.№2019-0936, исх. от <...><...> и МИЗО вх. №<...>, исх. от <...><...>, акта Управления Росреестра по Тульской области о результатах плановой тематической проверки от 21.11.2018 внесены сведения о кадастровой стоимости участков

КН <...> – 20 368 287.5 руб. (дата применения - с 02.03.2017);

КН <...> – 4 012 209.89 руб. (дата применения - с 03.02.2017);

КН <...> – 16 364 125 руб. (дата применения - с 03.02.2017).

П.1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно ст. 66 ЗК РФ, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями абзаца 5 пункта 1 статьи 391 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2017) изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

Согласно п. 2.1 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в п. 3 ст. 14 и п. п. 1, 2 ст. 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Из изложенного следует, что административный истец заинтересован в оспаривании кадастровой стоимости объектов на указываемые им даты, поскольку она влечет для него соответствующие налоговые обязательства (в частности, обязанность, доплатить земельный налог (в отношении первых двух участков – за 2017 год (февраль), а отношении третьего – за период владения на праве собственности), который подлежит пересчету в связи с исправлением технической ошибки).

В соответствии с действовавшим на момент проведения государственной кадастровой оценки пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), и пунктом 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования.

Методическими указаниями определено 17 видов разрешенного использования земельных участков, в их числе: земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки (п. 1.2.2); земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные (1.2.16).

Судом установлено, что при проведении государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Тульской области определялась в разрезе видов разрешенного использования земельных участков, установленных в пункте 1.2 Методических указаний.

Выполнение работ по кадастровой оценки производилось <...> в рамках государственного контракта №<...> от <...>, заключенного данной организацией с министерством экономического развития Тульской области.

На дату проведения государственной кадастровой оценки земельные участки КН <...> и КН <...> учитывались в ГКН с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, - и при проведении оценки были отнесены оценщиком во 2-ую группу видов разрешенного использования.

По смыслу пункта 2.2, подпункта 2.2.4 Методических указаний, определение стоимостных факторов осуществляется для каждой группы отдельно с возможностью выделения в ней подгрупп. Это предполагает необходимость отнесения на основании имеющейся у оценщика информации каждого оцениваемого участка к одной из групп (подгрупп) видов разрешенного использования. Учтенный в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка.

В отчете <...><...> описание процесса и результаты группировки земельных участков по видам разрешенного использования отражены в разделах 11.1.1 и 11.1.2 (т.3 л.д. 18). Согласно п. 1.2.17 (абз.3), номер вида разрешенного использования земельного участка определен на основании «разрешенного/фактического использования земельных участков, указанных в исходном перечне, почвенных карт и других источников информации».

Согласно ч.2 п.1.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 18.03.2011 N 113 (регулирующего соответствующие вопросы до 01.03.2019), определение кадастровой стоимости таких земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.

В силу п.2.1.2, в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Согласно п.2.3.2 Методических указаний, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Согласно п.24 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.09.2018 N 514, вступившим в силу с 02.03.2019, кадастровая стоимость земельного участка, образованного путем объединения земельных участков, перераспределения земельных участков (преобразуемые земельные участки) и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случае если вид разрешенного использования такого земельного участка соответствует виду разрешенного использования одного из преобразуемых земельных участков, кадастровая стоимость которых установлена, определяется путем умножения площади такого участка на наименьший из удельных показателей кадастровой стоимости преобразуемых земельных участков соответствующего вида разрешенного использования.

В постановлении правительства Тульской области от 30.11.2016 № 546 удельные показатели кадастровой стоимости в разрезе 16-той группы отсутствуют.

Ввиду этого при исправлении технической ошибки кадастровая стоимость земельных участков была определена в отношении участков КН <...> и КН <...> путем возврата к прежней кадастровой стоимости, установленной в ходе массовой оценки в соответствии с постановлением правительства Тульской области от 30.11.2016 №546, а в отношении участка КН <...> – с учетом вышеприведенного п.24 Порядка с использованием наименьшего по объединяемым участкам показателя кадастровой стоимости (а именно, по участку КН <...>).

Как усматривается из материалов дела, в соответствии с решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 года №33/839 «Об утверждении Правил землепользования и застройки м.о. г.Тула» по состоянию на 03.04.2019 земельный участок КН <...> располагался в территориальной зоне Ж-1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами. Ранее, согласно Правилам землепользования и застройки м.о.Медвенское Ленинского района Тульской области, утвержденными решением Собрания представителей м.о. Ленинский район Тульской области от 24.12.2014 №60-9, данный участок мог располагаться в зоне Ж1 – зона малоэтажной жилой застройки (т.1, л.д.162-163).

Согласно п.16 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО N 7)», утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.09.2014 N 611, анализ наиболее эффективного использования объекта оценки проводится, как правило, по объемно-планировочным и конструктивным решениям. Для объектов оценки, включающих в себя земельный участок и объекты капитального строительства, наиболее эффективное использование определяется с учетом имеющихся объектов капитального строительства. При этом такой анализ выполняется путем проведения необходимых для этого вычислений либо без них, если представлены обоснования, не требующие расчетов.

Согласно разъяснениям, данным специалистом <...> (имеющим стаж оценочной деятельности более 17 лет, высшее инженерное образование, прошедшего переподготовку по направлению: оценка земли, оценка недвижимости, оценочная деятельность, экспертиза отчетов об оценке), Методическими рекомендациями по оценке, а также Федеральными стандартами оценки предписано оценивать объект недвижимости по его фактическому использованию (п. 20 ФСО № 7), использовать при этом сведения о виде разрешенного использования по данным ЕГРН, которые должны совпадать с данными публичной кадастровой карты, сведения о том, что находится на данном земельном участке, его фактическое использование, а также сведения о том, что окружает земельный участок. Если участок имеет вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования, - то аналоги будут подбираться из того сегмента, к которому отнесены окружающие его участки (если его окружают земельные участки под ИЖС, то аналогами будут земельные участки под жилищное строительство с учётом того, то на них находится, с применением соответствующей корректировки на конфигурацию). В этом случае на землях общего пользования можно размещать уличную дорожную сеть, которая относится к данному массиву жилой застройки, также использовать такие земли под коммунальное обслуживание, для проведения различных линейных объектов. Полагает необходимым руководствоваться Федеральным законом о государственной кадастровой оценке от 03.07.2016 года № 37-ФЗ, Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утверждённым приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014, справочником оценщика недвижимости ФИО5 и другими. В частности, ФИО5 указывает, что земли под жилую застройку, которые относятся к землям населённых пунктов, подразумевают индивидуальную жилую застройку, многоэтажную жилую застройку, застройку под садоводческие и огороднические объединения, соответственно, с землями общего пользования. Для участков, относящихся к 16 группе видов, как правило, невозможно подобрать аналоги.

В соответствии с пунктом 19 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно части 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Как предусмотрено Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, содержание вида разрешенного использования - земельные участки (территории) общего пользования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 12.0.1 - 12.0.2.

К коду 12.0.1 отнесен вид: размещение объектов улично-дорожной сети: автомобильных дорог, трамвайных путей и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, бульваров, площадей, проездов, велодорожек и объектов велотранспортной и инженерной инфраструктуры; размещение придорожных стоянок (парковок) транспортных средств в границах городских улиц и дорог, за исключением предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 2.7.1, 4.9, 7.2.3, а также некапитальных сооружений, предназначенных для охраны транспортных средств

К коду 12.0.2 отнесен вид разрешенного использования: размещение декоративных, технических, планировочных, конструктивных устройств, элементов озеленения, различных видов оборудования и оформления, малых архитектурных форм, некапитальных нестационарных строений и сооружений, информационных щитов и указателей, применяемых как составные части благоустройства территории, общественных туалетов

В рассматриваемом случае спорные земельные участки находятся (находились в интересующий период) в собственности заявителя, следовательно, исходя из приведенных положений п.12 ст.1 ГрК РФ, а также ч.12 ст. 85, ч.8 ст. 27 ЗК РФ, ч.ч.4, 3 ст. 209 ГК РФ, такие земельные участки не могут быть отнесены к землям общего пользования, несмотря на то, что они, как ссылается административный истец, обеспечивают доступ к другим земельным участкам.

Допустимых и достаточных доказательств размещения на земельных участках с объектов улично-дорожной сети и объектов благоустройства общего назначения административным истцом не представлено.

К числу объектов инженерной инфраструктуры можно отнести объекты, обеспечивающие объекты жилищно-гражданского и производственного назначения централизованными системами водоснабжения, канализации, дождевой канализации, теплоснабжения, энергоснабжения, газоснабжения, телефонизации и связи.

По данным ЕГРН, в пределах земельного участка КН <...> значится расположенным объект КН <...>, относящийся к сооружениям электроэнергетики, воздушная линия электропередач, находящийся с 17.10.2017 в собственности муниципального образования г.Тула. Однако само по себе это обстоятельство не свидетельствует о том, что участок используется для размещения на участке объекта инженерной инфраструктуры.

Из материалов дела видно, что объект проходит через территорию 32-х земельных участков, включает надземные и подземные участки.

Из кадастрового дела на земельный участок КН <...> не усматривается, что он занят и используются для обслуживания (эксплуатации) каких-либо инженерных систем. Согласно заключению кадастрового инженера, имеющемуся в межевом плане участка, на нем объекты капитального строительства не расположены (т.6, л.д. 89).

Сам истец не подтвердил использование участков в указанных целях, а указал (и это видно из кадастровых дел на участки), что они расположены между участками коттеджного поселка, разделяют их, в частности, через них обеспечен доступ к участкам для индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, анализируя представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу, что административным истцом не доказаны обстоятельства, свидетельствующие о том, что при определении кадастровой стоимости участков использованы недостоверные сведения, в частности, о виде разрешенного использования. Следовательно, в удовлетворении административного иска следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к ФГБУ «ФКП Росреестра» (филиал по Тульской области), Управлению Росреестра по Тульской области, правительству Тульской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков КН <...>, КН <...>, КН <...> – отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий