ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-266/2022 от 06.07.2022 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Дело № 3а-266/2022

УИД: 64OS0000-01-2022-000238-40

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июля 2022 года город Саратов

Саратовский областной суд в составе:

председательствующего Аршиновой Е.В.,

при секретаре Куняевой Н.С.,

с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, комитету по управлению имуществом Саратовской области, государственному бюджетному учреждению Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки» о признании незаконным решения бюджетного учреждения,

установил:

ФИО3 обратился в суд с вышеуказанным административным иском и просит признать незаконным решение государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки» № 7/2022 от 02 марта 2022 года об отказе в перерасчете кадастровой стоимости.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что является собственником нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 1 801,3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> Указанное помещение расположено в подвальном помещении. Базой для расчета налога на имущество физических лиц в отношении объекта недвижимости выступает его кадастровая стоимость. Кадастровая стоимость зданий, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Саратовской области определена на основании отчета государственного бюджетного учреждения «Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки» от 12 октября 2020 года № 64-2020-003 «Об итогах государственной кадастровой оценки зданий, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Саратовской области». При определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в рамках затратного подхода допущена методологическая и методическая ошибка (строка 1768 файла 4_группа Расчет_ОКС_ГКО2020). В расчетах кадастровой стоимости объекта недвижимости в рамках затратного подхода отсутствует корректировка на занимаемый этаж (объект расположен в подвальном этаже здания), предусмотренная пунктом 7.3.8 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 года № 226. Решением государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки» № 7/2022 от 02 марта 2022 года отказано в исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости. Административный истец полагает, что данное решение является незаконным, так как при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости была допущена ошибка, которая не была исправлена.

В письменных возражениях административный ответчик просит в удовлетворении административных исковых требований отказать, поскольку у ФИО3 право на обращение в суд указанными административными требованиями отсутствует, так как с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости он не обращался, т.е. отсутствует нарушение его прав. Кроме того, Методические указания о государственной кадастровой оценке, утвержденные Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 года № 226, утратили силу и не действуют. Стороной административного истца не приведено оснований неправомерности вынесенного решения бюджетного учреждения.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержала заявленные требования по указанным основаниям.

Представитель административного ответчика в судебном заседании, поддержав письменные возражения, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Иные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, административный истец просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем суд, руководствуясь частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.

Заслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Судом установлено, что ФИО3 является собственником нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 1 801,3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>

В соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 13 декабря 2018 года № 1096-р «О проведении государственной кадастровой оценки на территории Саратовской области в 2020 году» на территории Саратовской области в 2020 году проведена государственная кадастровая оценка зданий, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Саратовской области. Объект недвижимости с кадастровым номером вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Саратовской области, сформированный по состоянию на 01 января 2020 года.

Распоряжение комитета по управлению имуществом Саратовской области от 16 ноября 2020 года № 1110-р, с учетом изменений, внесенных распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 29 июня 2021 года № 712-р «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, машино-мест и единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Саратовской области, по состоянию на 1 января 2020 года», на основании отчета государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки» от 12 октября 2020 года № 64-2020-003 «Об итогах государственной кадастровой оценки зданий, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Саратовской области» кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером утверждена в размере 61 632 236 руб. 05 коп.

В силу частей 1, 6, 16 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон о кадастровой оценке, Федеральный закон № 237-ФЗ) бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, вправе подать любые юридические и физические лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть подано в течение пяти лет со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о соответствующей кадастровой стоимости.

Бюджетное учреждение рассматривает заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в течение тридцати календарных дней со дня его поступления.

По итогам рассмотрения обращения бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при ее определении; об отказе в ее пересчете, если наличие ошибок не установлено (часть 14 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке).

02 февраля 2022 года ФИО1 обратилась в государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки» с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

02 марта 2022 года государственным бюджетным учреждением Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки» принято решение № 7/2022 об отказе в перерасчете кадастровой стоимости.

Срок рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, административным ответчиком соблюден.

Порядок и форма принятия оспариваемого решения государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки» соблюдены, оспариваемое решение принято в соответствии с компетенцией, предоставленной законом и иными нормативными правовыми актами, правомочным органом.

Доводы административного ответчика об отсутствии у административного истца права на обращение в суд с административным иском об оспаривании решения бюджетного учреждения, так как с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, он не обращался, являются несостоятельными.

Так, в силу частей 5, 9, 10 статьи 21 Федерального закона № 237-ФЗ заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, вправе подать любые юридические и физические лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, должно содержать: фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии) физического лица, полное наименование юридического лица, номер телефона для связи с заявителем, почтовый адрес и адрес электронной почты (при наличии) лица, подавшего заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; кадастровый номер объекта недвижимости (объектов недвижимости), в отношении которого подается заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; указание на содержание ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, с указанием (при необходимости) номеров страниц (разделов) отчета, на которых находятся такие ошибки, а также обоснование отнесения соответствующих сведений, указанных в отчете, к ошибочным сведениям.

К заявлению об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, по желанию заявителя могут быть приложены документы, подтверждающие наличие указанных ошибок. Истребование иных документов, не предусмотренных настоящей статьей, не допускается.

Из анализа приведенного выше законодательства следует, что правом подачи заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, обладают любые заявители (юридические и физические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления).

При этом, законодатель не возлагает обязанности прикладывать к заявлению документы, подтверждающие имущественное право заявителя на объект недвижимости, в отношении которого он обращается с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, а также документы, свидетельствующие о том, что наличие указанной ошибки каким-либо образом влияет либо может повлиять (нарушить) на права и законные интересы заявителя.

Представитель административного истца ФИО1 в ходе рассмотрения настоящего дела пояснила, что по устной договоренности между нею и административным истцом в соответствии с частью 5 статьи 21 Федерального закона № 237-ФЗ она обратилась в бюджетное учреждением с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности ФИО3 После принятия бюджетным учреждением решения об отказе в перерасчете кадастровой стоимости ФИО3 11 апреля 2022 года выдал на имя ФИО1 доверенность на представление его интересов, в том числе и в суде. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что своими последовательными действиями (выдача доверенности, обращение в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости) ФИО3 фактически одобрил совершение ФИО1 действий от его имени и в его интересах, в том числе и ее обращение в бюджетное учреждение с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Согласно пункту 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу пункта 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Учитывая, что налоговая база в отношении объекта, принадлежащего на праве собственности истцу, определяется как его кадастровая стоимость, решением бюджетного учреждения отказано в перерасчете кадастровой стоимости принадлежащего ФИО3 на праве собственности помещения, суд полагает, что оспариваемым решением бюджетного учреждения затрагиваются права административного истца, а поэтому он имеет право на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Закона о кадастровой оценке ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке (пункт 1); описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости (пункт 2).

Закон установил несколько возможных видов ошибок, а именно:

- единичная техническая ошибка (описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная подобная ошибка), допущенная при определении кадастровой стоимости одного объекта недвижимости и повлиявшая на величину его кадастровой стоимости;

- системная техническая ошибка (описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная подобная ошибка), допущенная при определении кадастровой стоимости нескольких объектов недвижимости и повлиявшая на величину их кадастровой стоимости;

- единичная методологическая ошибка (несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке), допущенная при определении кадастровой стоимости одного объекта недвижимости и повлиявшая на величину его кадастровой стоимости;

- системная методологическая ошибка (несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке), допущенная при определении кадастровой стоимости нескольких объектов недвижимости и повлиявшая на величину их кадастровой стоимости.

Обосновывая заявление о пересмотре кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости ввиду наличия методологической ошибки, административный истец указывал на то, что при расчете кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в рамках затратного подхода не применена корректировка на занимаемый этаж.

Государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки» по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, отказало в перерасчете кадастровой стоимости, указав, что согласно пункту 2.8.6 отчета государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки» от 12 октября 2020 года № 64-2020-003 «Об итогах государственной кадастровой оценки зданий, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Саратовской области» затратный подход для помещений был применен косвенно (кадастровая стоимость помещения определяется на основе расчета кадастровой стоимости родительского объекта (здания или сооружения, частью которого является помещение) и доли площади (строительного объема), относящихся к помещениям, в общей площади, строительном объеме здания или сооружения. При этом в рамках затратного подхода дальнейшие корректировки на занимаемый этаж, видовые характеристики, тип входа и прочее не проводились.

Проверяя обоснованность отказа бюджетного учреждения в пересмотре кадастровой стоимости оспариваемого объекта, суд исходит из следующего.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 года № 226 утверждены Методические указания о государственной кадастровой оценке (далее также - Методические указания № 226).

Документ утратил силу в связи с изданием Приказа экономического развития Российской Федерации от 14 января 2022 года № 11, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (вступил в законную силу 01 марта 2022 года).

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 04 августа 2021 года № П/0336 утверждены Методические указания о государственной кадастровой оценке.

В силу пункта 2 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 04 августа 2021 года № П/0336, настоящий приказ вступает в силу с даты признания утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке» (зарегистрирован Минюстом России 29 мая 2017 года, регистрационный № 46860) с изменениями, внесенными приказами Минэкономразвития России от 9 августа 2018 года № 419 (зарегистрирован Минюстом России 8 октября 2018 года, регистрационный № 52352), от 9 сентября 2019 года № 548 (зарегистрирован Минюстом России 19 февраля 2020 года, регистрационный № 57563).

Таким образом, на момент составления государственным бюджетным учреждением Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки» отчета от 12 октября 2020 года № 64-2020-003 «Об итогах государственной кадастровой оценки зданий, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Саратовской области» действовали Методические указания о государственной кадастровой оценке, утвержденные Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 года № 226, а поэтому доводы административного ответчика о законности оспариваемого решения бюджетного учреждения № 7/2022 от 02 марта 2022 года в связи с прекращением действия Методических указаний № 226 являются несостоятельными.

Согласно пункту 7.3.8 Методических указаний № 226 при оценке затратным подходом помещений в зданиях и сооружениях рекомендуется производить расчет кадастровой стоимости здания или сооружения, частью которого является помещение, на основе доли площади, строительного объема, относящихся к данным помещениям, в общей площади, строительном объеме здания или сооружения. При этом в рамках затратного подхода дальнейшие корректировки на занимаемый этаж, видовые характеристики, тип входа и прочее не проводятся, за исключением помещений, расположенных в подвальных этажах зданий и (или) отличающихся по виду использования.

В пункте 3.6.2 отчета государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки» от 12 октября 2020 года № 64-2020-003 «Об итогах государственной кадастровой оценки зданий, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Саратовской области» указано, что затратный подход основан на определении затрат, необходимых для приобретения, воспроизводства или замещения объекта недвижимости. Для использования этого подхода необходимы актуальные и достоверные данные о соответствующих затратах. Затратный подход используется при определении кадастровой стоимости ОКС.

Моделирование в рамках затратного подхода основано на определении зависимости затрат на создание (замещение, воспроизводство) объектов недвижимости на основании удельных показателей затрат на создание аналогичных объектов.

Группы (подгруппы) ОКС, кадастровая стоимость которых определяется затратным подходом, разделяются исходя из видов использования объектов недвижимости с разделением объектов по классу конструктивной схемы и классу качества объекта (уровню отделочных покрытий и качеству инженерных коммуникаций), классу их капитальности, условиям строительства, этажности и прочее.

Затраты на замещение представляют собой расчетную оценку затрат на сооружение или приобретение нового современного эквивалентного объекта недвижимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.

Затраты на воспроизводство представляют собой расчетную оценку затрат на сооружение или приобретение точной копии объекта недвижимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.

В рамках затратного подхода стоимость объекта недвижимости определяется суммированием рыночной стоимости земельного участка, затрат на строительство улучшений на этом участке с учетом прибыли предпринимателя за минусом накопленного износа и устареваний.

Основные этапы процедуры оценки стоимости улучшений при затратном подходе:

- определение суммы затрат на строительство улучшений;

- определение прибыли предпринимателя;

- определение величины накопленного износа.

- расчет стоимости объекта оценки путем вычитания величины износа из суммы затрат на строительство оцениваемого объекта с учетом прибыли предпринимателя.

Существует четыре основных метода оценки стоимости улучшений при затратном подходе: сметный, сравнительной единицы, индексный и поэлементный.

Метод сравнительной стоимости единицы - оценка имущества на основе использования единичных скорректированных укрупненных показателей затрат на создание аналогов. Сущность метода заключается в том, что для объекта, который будет оцениваться, подбирают объект-аналог, который будет очень схож с оцениваемым практически по всем характеристикам, используемым материалам и технологии его изготовления. Стоимость единицы измерения объекта-аналога умножается на число единиц оцениваемого объекта недвижимости.

Метод стоимости укрупненных элементов заключается в оценке имущества на основе величины стоимости создания его основных элементов. В методе используются данные о стоимости различных элементов, т. е. составных частей здания или сооружения – поэлементные затраты.

Расчет поэлементных затрат включает в себя разбивку здания на составные части, установление величины средних затрат на эти части.

Метод количественного анализа основан на оценке объекта на основе полной сметы затрат на его воспроизводство. Например, стоимость строительства определяется суммированием всех затрат на возведение или установку составных частей строения, но необходимо учитывать косвенные и прямые затраты. Этот метод достаточно трудоемок, его применение основано на составлении перечня всех материалов и оборудования, подсчете необходимых для установки каждого элемента трудовых затрат, что требует привлечения квалифицированных сметчиков.

В качестве обоснования использования затратного подхода указано, что в соответствии с Приложением № 6 к Методическим указаниям о государственной кадастровой оценке затратный подход использовался бюджетным учреждением для расчета кадастровой стоимости зданий. Затратный подход для помещений был применен в соответствии с п.7.3.8. Методических указаний (При оценке затратным подходом помещений в зданиях и сооружениях рекомендуется производить расчет кадастровой стоимости здания или сооружения, частью которого является помещение, на основе доли площади, строительного объема, относящихся к данным помещениям, в общей площади, строительном объеме здания или сооружения. При этом в рамках затратного подхода дальнейшие корректировки на занимаемый этаж, видовые характеристики, тип входа и прочее не проводятся.).

Метод сравнительной единицы определения затрат на замещение оцениваемых объектов - оценка имущества на основе использования единичных скорректированных укрупненных показателей затрат на создание аналогов. Суть метода заключается в том, что для объекта, который будет оцениваться, подбирают объект-аналог, который будет очень схож с оцениваемым практически по всем характеристикам, используемым материалам и технологии его изготовления. Стоимость единицы измерения объекта-аналога умножается на число единиц оцениваемого объекта недвижимости.

Оценка затратным подходом помещений в зданиях путем расчета КС здания, частью которого является помещение, на основе доли площади, относящейся к данным помещениям, в общей площади здания. Данный метод был применен для расчета помещений, отнесенных в группу 1. «Многоквартирные дома (дома средне - и многоэтажной жилой застройки)» (за исключением помещений по г. Саратов, г. Энгельс, г. Балаково, отнесенных в подгруппу 0101 «Дома жилые экономичного класса (с преобладанием малогабаритных квартир)», подгруппу 0103 «Дома жилые повышенной комфортности (дома с небольшим количеством малогабаритных квартир, дома класса комфорт)», подгруппу 0105 «Дома бизнес-класса и выше (дома с повышенными габаритами квартир, уровнем отделки и обслуживания, как правило, расположены в престижных районах застройки)»), в группу 2. «Дома малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки – индивидуальные, малоэтажные блокированные (таунхаусы)», в группу 3. «Объекты, предназначенные для хранения транспорта», в группу 4. «Объекты коммерческого назначения, предназначенные для оказания услуг населению, включая многофункционального назначения», в группу 5. «Объекты временного проживания, включая объекты рекреационно-оздоровительного значения», в группу 6. «Административные и бытовые объекты», в группу 7. «Объекты производственного назначения, за исключением передаточных устройств и сооружений», в группу 8 «Учебные, спортивные объекты, объекты культуры и искусства, культовые объекты, музеи, лечебно-оздоровительные и общественного назначения объекты», в группу 9. «Прочие объекты», в группу 10. «Сооружения».

В разделе 3.10 отчета государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки» от 12 октября 2020 года № 64-2020-003 «Об итогах государственной кадастровой оценки зданий, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Саратовской области» приведен расчет кадастровой стоимости помещений, которые являются частью здания, затратным подходом, согласно которому объекты оценки - помещения в соответствии с Приложением № 2 к методическим указаниям (Приказ Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года № 226), относятся к разным группам, характеризующимся различной степенью активности рынка.

Присутствие развитого рынка объектов недвижимости, достаточной и репрезентативной информации о сделках (предложениях) с недвижимостью (пункт 7.1.1. Методических указаний) дает возможность в полной мере воспользоваться сравнительным подходом к оценке. На основании указанного выше, уместным является использование метода статистического (регрессионного) моделирования, что и было сделано в отношении объектов 1 группы, подгрупп 0101, 0103, 0105, расположенных в крупных населенных пунктах (МО г. Саратов, г. Энгельс, г. Балаково), где традиционно рынок наиболее развит.

Поскольку Саратовский регион является субъектом с преобладанием сравнительно небольших населенных пунктов, то предсказуемо рынок недвижимости на остальной территории не развит в достаточной степени, не является активным, что не дает возможности для применения методов в рамках сравнительного подхода.

Таким образом, при отсутствии достаточной рыночной информации методические указания, согласно пункту 7.3.8. позволяют использовать затратный подход, при котором кадастровая стоимость помещения определяется на основе расчета кадастровой стоимости родительского объекта (здания или сооружения, частью которого является помещение) и доли площади (строительного объема), относящихся к помещениям, в общей площади, строительном объеме здания или сооружения. При этом в рамках затратного подхода дальнейшие корректировки на занимаемый этаж, видовые характеристики, тип входа и прочее не проводятся, за исключением помещений, расположенных в подвальных этажах зданий, и (или) отличающихся по виду использования.

Оценка затратным подходом помещений была проведена в отношении объектов 1 группы за исключением объектов, расположенных в МО г. Саратов, г. Балаково и <...>, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 групп. В процессе расчета кадастровой стоимости помещения привязываются к «родительскому» объекту по кадастровому номеру «родительского» объекта. В таком случае стоимость помещений, определялась на базе удельного показателя кадастровой стоимости «родительского» объекта. В случае отсутствия привязки помещения к «родительскому» объекту, данные помещения привязывались к «родительскому» объекту по адресу. В случае отсутствия родительского объекта, стоимость всех помещений по конкретному адресу определялась на базе удельного показателя кадастровой стоимости «условного родительского» объекта. В случае отсутствия привязки помещения к родительскому объекту и при невозможности привязать данные помещения к родительскому объекту, их стоимость рассчитывалась по среднему удельному показателю кадастровой стоимости аналогичных объектов.

Этапы определения кадастровой стоимости помещений в рамках затратного подхода:

1. Расчет кадастровой стоимости «родительского» объекта, частью которого является помещение;

2. Определение УПКС «родительского» объекта, частью которого является помещение;

3. Расчет кадастровой стоимости помещения.

Для объектов, не имеющих привязку к «родительскому» объекту, УПКС определяется по следующему алгоритму:

1. Определяется уровень детализации расположения объекта недвижимости (кадастровый квартал, населенный пункт, муниципальное образование, субъект Российской Федерации);

2. Определяется среднее значение УПКС объектов недвижимости, имеющих сходство по виду использования групп (подгрупп) объектов недвижимости, существующих в пределах территориальной единицы (кадастровый квартал, населенный пункт, муниципальное образование, субъект Российской Федерации), в которой расположен объект недвижимости;

3. Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется путем умножения среднего значения УПКС объектов недвижимости, схожих по виду использования групп (подгрупп) объектов недвижимости по кадастровому кварталу (в случае отсутствия в кадастровом квартале - в населенном пункте, муниципальном образовании, субъекте Российской Федерации), в котором расположен объект недвижимости, на его площадь, объем, иные характеристики.

При выборе затратного подхода, так же учитывалось то, что объекты оценки представляют собой здания и помещения без учета земельных участков, относящихся к ним. В то же время и доходный, и сравнительный подход предполагают оценку стоимости единого объекта недвижимости, из которого в итоге потребовалось бы выделение доли земли и прочих дополнительных улучшений.

Из анализа отчета № 64-2020-003, показаний свидетеля ФИО7 следует, что кадастровая стоимость помещений, которые являются частью здания, определялась с использованием затратного подхода, кадастровая стоимость помещения определяется на основе расчета кадастровой стоимости родительского объекта (здания или сооружения, частью которого является помещение) и доли площади (строительного объема), относящихся к помещениям, в общей площади, строительном объеме здания или сооружения.

В пункте 2.8.6 отчета государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки» от 12 октября 2020 года № 64-2020-003 «Об итогах государственной кадастровой оценки зданий, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Саратовской области» указано, что затратный подход для помещений был применен косвенно (кадастровая стоимость помещения определяется на основе расчета кадастровой стоимости родительского объекта (здания или сооружения, частью которого является помещение) и доли площади (строительного объема), относящихся к помещениям, в общей площади, строительном объеме здания или сооружения. При этом в рамках затратного подхода дальнейшие корректировки на занимаемый этаж, видовые характеристики, тип входа и прочее не проводились.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона № 237-ФЗ, пунктом 20 Порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, утвержденного Приказом Министерства Экономического развития Российской Федерации от 20 февраля 2017 года № 74, письмом комитета по управлению имуществом Саратовской области от 31 декабря 2019 года № 7784 Управлением Росреестра по Саратовской области в государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки» был направлен перечень зданий, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Саратовской области, подлежащих государственной кадастровой оценке в 2020 году, по состоянию на 01 января 2020 года. В представленном Перечне имеются сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером 64:48:030:236:240 со следующими характеристиками: помещение нежилое, расположено в подвале.

Таким образом, у государственного бюджетного учреждения имелись сведения о расположении принадлежащего административному истцу помещения в подвале.

Из дословного толкования положений пункта 7.3.8 Методических указаний № 226 следует, что в случае использования затратного подхода для оценки помещения путем расчета кадастровой стоимости здания или сооружения, частью которого является помещение, на основе доли площади в общей площади здания, при расположении помещения в подвальном этаже здания должна быть применена корректировка на занимаемый этаж.

Оспариваемый объект недвижимости отнесен к 4 группе, расчет кадастровой стоимости оспариваемого помещения был произведен с использованием затратного подхода путем расчета кадастровой стоимости здания, частью которого является помещение, на основе доли площади в общей площади здания, что следует из расчетной части отчета государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки» от 12 октября 2020 года № 64-2020-003 «Об итогах государственной кадастровой оценки зданий, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Саратовской области», у административного ответчика имелись сведения о расположении данного помещения в подвале. Вместе с тем административный ответчик не применил корректировку на занимаемый этаж, допустив, таким образом, методологическую ошибку при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В соответствии с пунктом 24 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке, в случае принятия судом решения о признании решения об отказе в исправлении ошибок незаконным именно бюджетное учреждение обеспечивает исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном данной статьей.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований ФИО3, признав незаконным решение государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки» № 7/2022 от 02 марта 2022 года об отказе в пересчете кадастровой стоимости и возложив на государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки» обязанность рассмотреть вопрос о пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером , общей площадью 1 801,3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконным решение государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки» № 7/2022 от 02 марта 2022 года об отказе в пересчете кадастровой стоимости, возложив на государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки» обязанность рассмотреть вопрос о пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером , общей площадью 1 801,3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.В. Аршинова