ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-268/2015 от 02.03.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-8/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 марта 2016 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Ефремовой О.Н.

при секретаре Силенок О.В.

с участием прокурора Сысоевой С.М.

представителя административных истцов ООО «Прокарт» и ООО «АРТ-Стиль» Якимовой О.А., действующей на основании доверенностей от 09.12.2015, представителя административного истца ООО «Прокарт» Гвоздева Д.В., действующего на основании Устава, представителя административного истца ООО «Прокарт» Коростелева П.А., действующего на основании доверенности от 10.09.2015,

представителей административного ответчика Правительства Пермского края Азановой О.Н., действующей на основании доверенности от 17.09.2015 № **, и Ларионова В.В., действующего на основании доверенности от 19.01.2016 № **,

представителей заинтересованного лица Министерства транспорта Пермского края Молодых Д.В., действующего на основании доверенности от 18.01.2015, и Аликиной Ю.А., действующей на основании доверенности от 01.02.2016,

представителя заинтересованного лица ПКГУП «Автовокзал» Мирзоевой Т.А., действующей на основании доверенности от 26.02.2016,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Прокарт», ООО «АРТ-Стиль» о признании недействующими со дня принятия нормативного правового акта его отдельных положений,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Правительства Пермского края от 11.09.2015 № 626-п внесены изменения в постановление Правительства Пермского края от 19.10.2010 № 739-п «Об утверждении Порядка определения объема бюджетных обязательств на передачу иных межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджеты муниципальных образований Пермского края на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки на территории Пермского края отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов, Порядка распределения доходов от реализации социальных проездных документов, Порядка распределения и передачи иных межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджеты муниципальных образований Пермского края на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов, за счет средств бюджета Пермского края», а также утверждены Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Пермского края от 19.10.2010 № 739-п "Об утверждении Порядка определения объема бюджетных обязательств на передачу иных межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджеты муниципальных образований Пермского края на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки на территории Пермского края отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов, Порядка распределения доходов от реализации социальных проездных документов, Порядка распределения и передачи иных межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджеты муниципальных образований Пермского края на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов, за счет средств бюджета Пермского края".

Постановление Правительства Пермского края от 11.09.2015 № 626-п официально опубликовано на интернет-портале правовой информации ***, 14.09.2015, "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", № 37, 21.09.2015 и вступил в силу через 10 дней после дня официального опубликования.

ООО «Прокарт» и ООО «Арт-Стиль» с учетом уточненных требований обратились в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия: пунктов 2.1, 2.2 постановления Правительства Пермского края от 11.09.2015 № 626-п «О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 19.10.2010 № 739-П «Об утверждении Порядка определения объема бюджетных обязательств на передачу иных межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджеты муниципальных образований Пермского края на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки на территории Пермского края отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов, Порядка распределения доходов от реализации социальных проездных документов, Порядка распределения и передачи иных межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджеты муниципальных образований Пермского края на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов, за счет средств бюджета Пермского края»;

а также пунктов 2.1, 2.2, 2.4.1, 2.5, 3.1, 3.2 Изменений, которые вносятся в постановление Правительства Пермского края от 19.10.2010 № 739-п "Об утверждении Порядка определения объема бюджетных обязательств на передачу иных межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджеты муниципальных образований Пермского края на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки на территории Пермского края отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов, Порядка распределения доходов от реализации социальных проездных документов, Порядка распределения и передачи иных межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджеты муниципальных образований Пермского края на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов, за счет средств бюджета Пермского края", утвержденных постановлением Правительства Пермского края от 11.09.2015 № 626-п.

В обоснование своих требований административные истцы указали, что оспариваемый нормативный правовой акт формирует возникновение у хозяйствующих субъектов (перевозчиков) дополнительных обязанностей и расходов, не предусмотренных действующим федеральным законодательством, в том числе, обязанности по заключению возмездного договора с лицом, выбор которого производит орган власти в отсутствие у него такого права. Так, пункты 2.5, 2.1, 3.1, 3.2 Изменений, утвержденных постановлением Правительства Пермского края от 11.09.2015 № 626-п, и пункт 2.1 постановления Правительства Пермского края от 11.09.2015 № 626-п нарушают положения части 3 статьи 423 и пункта 4 части 1 статьи 575, части 5 статьи 790, части 3 статьи 308 и статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормы пунктов 2, 5 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку не допускается необоснованно препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а также установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, возникновение обязательств у третьих лиц (перевозчиков), а также наличие расходов со стороны хозяйствующих субъектов, возникающих по причине установления льгот. Изложенное приводит к тому, что никакой компенсации за счет средств бюджета Пермского края перевозчик, применяющий электронную систему оператора электронных социальных проездных документов, не получит.

Указывают административные истцы и на установление постановлением Правительства Пермского края от 11.09.2015 № 626-п нелегитимной процедуры выбора организации, осуществляющей функции единого оператора электронных социальных проездных документов (пункты 2.1 и 2.2 постановления Правительства Пермского края от 11.09.2015 № 626-п), что противоречит статьям 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как отсутствует конкурентная среда при отборе оператора. При этом возмещение недополученных доходов, несмотря на введение электронной системы учета, будет производиться не в полном объеме. Данными пунктами на Министерство транспорта Пермского края возложена обязанность утвердить порядок отбора организации, выполняющей функции оператора электронных социальных проездных документов, провести отбор и заключить соглашение с такой организацией. Вместе с тем, исходя из приведенного в тексте оспариваемого нормативного правового акта понятия оператора электронных социальных проездных документов, в нарушение положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» возложенные на государственный орган полномочия передаются одной коммерческой организации без проведения каких-либо конкурентных процедур, а также возложено выполнение государственных полномочий (в частности по распределению доходов от реализации проездных документов и передачи бюджетных средств на возмещение недополученных доходов) муниципальными образованиями Пермского края без соответствующего закона субъекта.

Кроме того, административные истцы полагают, что постановление Правительства Пермского края № 626-П в пунктах 2.2 и 2.4.1 Изменений, которые вносятся в постановление Правительства Пермского края от 19.10.2010 № 739-п, не соответствует требованиям формальной определенности.

В судебном заседании представитель административных истцов ООО «Прокарт» и ООО «Арт-Стиль» на удовлетворении заявленных требований настаивает. Законный представитель ООО «Прокарт» в суде поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представители административного ответчика Правительства Пермского края в суде исковые требования не признали по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель заинтересованного лица Министерства транспорта Пермского края в суде с заявленными требованиями не согласился, свои возражения изложил в письменном отзыве.

Привлеченное к участию в деле определением суда от 12.02.2016 в качестве заинтересованного лица ПКГУП «Автовокзал» заявленные административными истцами требования не поддержал, свои возражения изложил в письменном виде.

Заслушав участвующих в деле лиц, допросив в качестве свидетеля Г., изучив письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с подп. 12, 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) (подп. 12); социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, жертв политических репрессий, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан (подп. 24).

В соответствии со статьей 26.3.1 указанного Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

По названным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации (пункт 3.1 указанной выше статьи).

В силу положений статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям названного публично-правового образования. При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования денежных средств своего бюджета (статья 31 Кодекса).

Пунктом 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия субъекта Российской Федерации.

Таким образом, из приведенных положений федерального законодательства следует, что организация транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, при этом меры социальной поддержки, принимаемые с целью обеспечения равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан являются дополнительными мерами социальной поддержки, в связи с этим определение оснований, порядка, размера и условий их реализации относится к полномочиям субъекта Российской Федерации и зависит от финансовых возможностей его бюджета.

Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в Пермском крае принят Закон Пермского края от 12.10.2006 № 19-КЗ "Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края", частью 2 статьи 4 которого Правительство Пермского края наделено полномочиями по формированию государственной политики в сфере транспортного обслуживания населения Пермского края; определению направлений, способов развития и совершенствования транспортного обслуживания населения; определению порядка организации транспортного обслуживания на территории Пермского края; определению органа исполнительной власти Пермского края, уполномоченного на организацию транспортного обслуживания населения на территории Пермского края; принятию нормативных правовых актов в сфере регулирования отношений, связанных с организацией перевозок пассажиров на территории Пермского края.

Правительство Пермского края, согласно части 1 статьи 1 Закона Пермского края от 07.09.2007 № 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края", является высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, который в силу статьи 17 названного Закона, статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации обладает полномочиями в сфере бюджетных отношений по составлению проекта бюджета Пермского края на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), обеспечению исполнения бюджета Пермского края, контролю исполнения бюджета в соответствии с бюджетным законодательством.

Оспариваемое административными истцами постановление Правительства Пермского края от 11.09.2015 № 626-п вносит изменения в части определения оператора пассажирских перевозок, а также утверждает Порядок оформления и реализации электронных социальных проездных документов (электронных социальных карт) и Регламент регистрации оплаты проезда отдельных категорий граждан с использованием электронных социальных проездных документов (электронных социальных карт) и расчетов с хозяйствующими субъектами за перевозки по электронным социальным проездным документам отдельных категорий граждан за счет средств бюджета Пермского края.

Судом не установлено, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта была нарушена процедура его принятия. Так, краевым Правительством соблюден Регламент подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края и председателя Правительства Пермского края, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 05.10.2007 № 223-п, что подтверждено представленными в дело документами.

Проект постановления прошел процедуру проведения оценки регулирующего воздействия, предусмотренную Законом Пермского края от 11.12.2014 № 412-ПК "Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Пермского края и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизе нормативных правовых актов Пермского края и муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности".

Согласно части 1 статьи 2 Закона Пермского края от 11.12.2014 № 412-ПК оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Пермского края проводится исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным губернатором Пермского края, в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора Пермского края.

Указом губернатора Пермского края от 18.02.2015 № 23 "Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Пермского края и экспертизе нормативных правовых актов Пермского края" уполномоченным государственным органом, ответственным за внедрение процедуры оценки регулирующего воздействия и выполняющим функции координации, информационно-методического обеспечения, контроля процедур оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ) определено Министерство экономического развития Пермского края (пункт 2 указа).

Министерство экономического развития Пермского края, согласно Порядку проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Пермского края, утвержденному названным указом губернатора Пермского края, подготавливает заключение об оценке регулирующего воздействия, которое содержит выводы о соблюдении разработчиком проекта нормативного правового акта установленного порядка проведения ОРВ, а также об обоснованности полученных результатов ОРВ проекта нормативного правового акта (пункт 1.6, раздел IV Порядка).

Из материалов дела следует, что Правительством Пермского края 16.07.2015 было получено заключение Министерства экономического развития Пермского края об оценке регулирующего воздействия на проект оспариваемого постановления, в котором содержится вывод о том, что разработчику следует учесть предложения и замечания экспертов, полученные в ходе публичных консультаций, произвести оценку расходов и доходов потенциальных адресатов предполагаемого правового регулирования, дополнить проект акта пунктом, содержащим информацию об утверждении Положения об оформлении и реализации электронных социальных проездных документов, установить реальный срок для внесения изменений.

После проведенной доработки и внесения корректировок, были учтены предложения и замечания экспертов, полученные в ходе публичных консультаций, на проект постановления разработчиком нормативного правового акта.

Приведенные положения действующего федерального и регионального законодательства свидетельствуют о том, что оспариваемый ООО «Прокарт» и ООО «Арт-Стиль» нормативный правовой акт Правительства Пермского края принят в рамках предоставленных Правительству субъекта Российской Федерации полномочий по принятию нормативного правового акта.

Приняв указанное Постановление № 626-п, орган государственной власти Пермского края не нарушил порядок подготовки и согласования оспариваемого нормативного правового акта, форму и вид принимаемого акта; правила введения его в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу. Постановление № 626-п прошло согласование, правовую и антикоррупционную экспертизу, опубликовано в установленном статьей 16 Закона Пермского края от 07.09.2007 № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края» и пунктом 1 указа губернатора Пермского края от 24.07.2008 № 37 порядке на официальном сайте Правительства Пермского края – *** 14.09.2015, а также в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", № 37, 21.09.2015 и вступил в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

Проверяя доводы административных истцов относительно несоответствия нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

В целях реализации законов Пермской области от 02.10.2000 № 1147-167 "О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой страховой стаж", от 30.11.2004 № 1830-388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области", Закона Пермского края от 09.11.2010 № 700-ПК "О распространении действия отдельных положений Закона Пермской области "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" на граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации", а также в целях возмещения хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов принято постановление Правительства Пермского края от 19.10.2010 № 739-п.

В связи с принятием постановления Правительства Пермского края от 22.12.2010 № 1075-п «Об утверждении Порядка приобретения социальных проездных документов для проезда в транспорте городского и пригородного сообщения (кроме такси) на территории Пермского края и об установлении стоимости социальных проездных документов», которым установлено, что социальный проездной документ в бумажном виде утрачивает свою силу с 01.04.2016, ввиду необходимости приведения в соответствие с действующим законодательством указанного выше постановления Правительства Пермского края от 19.10.2010 № 739-п, а также в целях совершенствования механизма использования бюджетных ассигнований, направленных на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием электронных социальных проездных документов, был разработан и принят оспариваемый правовой нормативный акт - постановление Правительства Пермского края от 11.09.2015 № 626-п о внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 19.10.2010 № 739-п.

Так, оспариваемые административными истцами положения постановления Правительства Пермского края от 11.09.2015 № 626-п в пунктах 2.1 и 2.2 постановления возлагают на Министерство транспорта Пермского края в течение 30 дней со дня вступления в силу настоящего Постановления утвердить Порядок по проведению отбора оператора электронных социальных проездных документов в Пермском крае (пункт 2.1); в течение 30 дней со дня утверждения Порядка по проведению отбора оператора электронных социальных проездных документов в Пермском крае провести отбор организации на осуществление функций оператора электронных социальных проездных документов в Пермском крае и заключить с оператором электронных социальных проездных документов соглашение (пункт 2.2).

Утвержденные постановлением Правительства Пермского края от 11.09.2015 № 626-п Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Пермского края от 19.10.2010 № 739-п устанавливают следующее:

2.1. дополнить пунктом 1 следующего содержания:

"1. Понятия, используемые в настоящем Порядке:

электронный социальный проездной документ (электронная социальная карта) - именной документ, представляющий собой пластиковую карту с электронным чипом и идентификационным номером, с неограниченным количеством транзакций в месяц и предназначенный для подтверждения факта проезда указанного в нем лица на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) на территории Пермского края (далее - ЭСПД);

держатель ЭСПД - гражданин, относящийся к категориям, указанным в пунктах 2.1, 2.2 настоящего Порядка, получивший ЭСПД;

пополнение месячного транспортного ресурса - внесение денежных средств за продление срока действия ЭСПД для проезда указанного в нем лица на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) на территории Пермского края в размере стоимости, установленной нормативным правовым актом Правительства Пермского края;

оператор ЭСПД - организация, получающая денежные средства за изготовление и распространение ЭСПД, пополнение месячного транспортного ресурса и осуществляющая распределение полученных денежных средств от пополнения месячного транспортного ресурса хозяйствующим субъектам, заключившая соглашение с Министерством транспорта Пермского края по итогам отбора;

валидатор - электронное или механическо-электронное устройство, предназначенное для отображения и (или) проверки информации, содержащейся в ЭСПД, для оперативного контроля за правомерностью проезда держателя ЭСПД на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси), согласованное с электронной системой учета оператора ЭСПД, обеспечивающее передачу данных о всех транзакциях в базу данных оператора ЭСПД с возможностью выдачи (распечатки) билета или кассового чека;

транзакция - учетная запись в электронной системе учета оператора ЭСПД, подтверждающая факт проезда держателя ЭСПД при помощи валидатора в транспортном средстве;

месячный транспортный ресурс - денежные средства в размере стоимости социального проездного документа, установленной нормативным правовым актом Правительства Пермского края;

агент - организация или организации, которые будут предоставлять услуги по приему заявлений на выдачу ЭСПД, выдаче ЭСПД и пополнению месячного транспортного ресурса на основании заключенного агентского договора с оператором ЭСПД;

пункт обслуживания ЭСПД - пункт обслуживания держателей ЭСПД, осуществляющий выдачу ЭСПД и продление срока действия ЭСПД при условии внесения месячного транспортного ресурса держателем ЭСПД, отвечающий требованиям Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных";

электронная база льготников - электронная база данных, содержащая информацию обо всех имеющихся отдельных категориях граждан согласно пунктам 2.1, 2.2 настоящего Порядка, созданная совместно оператором ЭСПД и Министерством социального развития Пермского края на основании заключенного между ними соглашения.";

2.2. пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:

"Распределение доходов, полученных от пополнения месячного транспортного ресурса ЭСПД, осуществляется ежемесячно оператором ЭСПД на основании заключенных с хозяйствующими субъектами, осуществляющими перевозки держателей ЭСПД на всех видах транспорта, договоров о предоставлении информации, распределении средств, полученных от пополнения месячных транспортных ресурсов (далее - договор).";

2.4.1. абзац первый изложить в следующей редакции:

"6. Доходы от реализации СПДр и СПДф, причитающиеся оператору автомобильного транспорта пригородного сообщения и операторам городского пассажирского транспорта на территории соответствующего муниципального образования Пермского края, определенным в установленном порядке органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, распределяются между операторами ежемесячно до 20 числа текущего месяца. Доходы от реализации СПДр и СПДф, причитающиеся оператору автомобильного транспорта пригородного сообщения, распределяются пропорционально количеству реализованных СПДр либо СПДф в каждом муниципальном образовании Пермского края, за исключением СПДр либо СПДф, реализованных в сельских, городских поселениях и городских округах, в которых организованы перевозки пассажиров городским пассажирским транспортом, а доходы от реализации СПДр и СПДф, причитающиеся операторам городского пассажирского транспорта, распределяются пропорционально количеству реализованных СПДр либо СПДф соответственно в сельских, городских поселениях и городских округах, в которых организованы перевозки пассажиров городским пассажирским транспортом, без учета реализованных СПДр либо СПДф в иных населенных пунктах муниципальных образований Пермского края по формулам:";

2.5. дополнить пунктами 9-12 следующего содержания:

"9. Оператор ЭСПД заключает договор с хозяйствующими субъектами, осуществляющими перевозки держателей ЭСПД на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) на территории Пермского края.

10. Доходы, полученные от пополнения месячного транспортного ресурса, причитающиеся хозяйствующим субъектам, распределяются между ними оператором ЭСПД ежемесячно до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, по формуле:

где

Дэспдраспр - денежные средства от пополнения месячного транспортного ресурса, причитающиеся хозяйствующему субъекту автомобильного транспорта пригородного сообщения и на всех видах городского транспорта общего пользования. Дэспдраспр, подлежащие уплате хозяйствующему субъекту, не могут превышать его подтвержденного объема транспортной работы за отчетный месяц (далее - ТРсх);

Sэспд - сумма денежных средств, собранная от пополнения месячных транспортных ресурсов ЭСПД в соответствующем месяце на территории Пермского края;

Дэспдк - размер денежных средств, подлежащих выплате оператору ЭСПД за изготовление и распространение ЭСПД, рассчитанный согласно пункту 4 настоящего Порядка;

ДТРхс - доля транспортной работы хозяйствующего субъекта в общей транспортной работе всех хозяйствующих субъектов, которая определяется по формуле:

где ТРхс измеряется в рублях и определяется по формуле:

ТРхс = Ктранз x Стрф,

где

Ктранз - количество транзакций за отчетный период, полученных через валидаторы в транспортных средствах данного хозяйствующего субъекта с использованием ЭСПД;

Стрф - установленная стоимость проезда в промежутке от пункта начала до пункта окончания поездки держателя ЭСПД (для расчета объема транспортной работы железнодорожного и водного транспорта пригородного сообщения за перевозку отдельной категории граждан, указанной в пункте 2.1 настоящего Порядка, применяется 50% от стоимости тарифа, для расчета объема транспортной работы водного транспорта пригородного сообщения за перевозку отдельной категории граждан, указанной в пункте 2.2 настоящего Порядка, применяется 100% от стоимости тарифа);

- объем суммарной транспортной работы всех хозяйствующих субъектов, кроме железнодорожного и водного транспорта пригородного сообщения;

- сумма комиссий, причитающаяся агентам;

Коэспд - сумма комиссии, причитающаяся оператору ЭСПД;

Джд - размер денежных средств, подлежащих выплате хозяйствующим субъектам железнодорожного транспорта пригородного сообщения, который определяется по формуле:

где

- сумма размеров денежных средств, причитающихся хозяйствующим субъектам железнодорожного транспорта пригородного сообщения, которые определяются по формуле:

где:

Ктранзжд - количество подтвержденных транзакций за отчетный период, полученных через валидаторы в транспортных средствах хозяйствующего субъекта железнодорожного транспорта пригородного сообщения с использованием ЭСПД;

Двд - размер денежных средств, подлежащих выплате хозяйствующим субъектам водного транспорта пригородного сообщения, который определяется по формуле:

где

- сумма размеров денежных средств, причитающихся хозяйствующим субъектам водного транспорта пригородного сообщения, которые определяются по формуле:

где

Ктранзвд - количество подтвержденных транзакций за отчетный период, полученных через валидаторы в транспортных средствах хозяйствующего субъекта водного транспорта пригородного сообщения с использованием ЭСПД.

Объем транспортной работы (ТРсх), а также Ктранзжд и Ктранзвд подтверждаются хозяйствующими субъектами водного транспорта пригородного сообщения на основании:

информации, переданной оператору ЭСПД при помощи валидатора;

данных с приборов системы ГЛОНАСС/GPS, установленных на транспортных средствах и переданных оператору ЭСПД.

Денежные средства месячных транспортных ресурсов перечисляются агентами не позднее одного рабочего дня, следующего за днем внесения пополнения месячного транспортного ресурса на счет оператора ЭСПД, за минусом своей комиссии в установленном размере, но не более 2,5%, сумма которой вычисляется по формуле:

Коп = Sэспдо x I%,

где

Коп - сумма комиссии, причитающаяся агентам;

Sэспдо - сумма от пополнения месячных транспортных ресурсов в соответствующем месяце на территории Пермского края, собранная агентом;

I% - установленный в агентском договоре с оператором ЭСПД процент комиссии агента.

Оператор ЭСПД производит перечисление денежных средств, полученных от пополнения месячного транспортного ресурса за предыдущий месяц, хозяйствующим субъектам, осуществляющим перевозки держателей ЭСПД, пропорционально транспортной работе (ТРсх) за вычетом суммы стоимости услуг оператора ЭСПД.

Стоимость услуг оператора ЭСПД за распределение денежных средств устанавливается в размере 3% от суммы перечисления средств хозяйствующим субъектам, осуществляющим перевозки держателей ЭСПД, и в бюджет Пермского края и вычисляется по формуле:

где

Коэспд - сумма комиссии, причитающаяся оператору ЭСПД;

- сумма комиссий, причитающихся агентам;

Sэспд - сумма денежных средств, собранных от пополнения месячных транспортных ресурсов в соответствующем месяце на территории Пермского края.

Оставшаяся сумма денежных средств, полученных от пополнения месячных транспортных ресурсов, превышающая сумму, подлежащую распределению хозяйствующим субъектам за отчетный период, перечисляется в бюджет Пермского края.

11. Оператор ЭСПД в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным, направляет в Министерство транспорта Пермского края отчет по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку.

12. Организацию приема заявлений граждан на оформление и выдачу ЭСПД производит оператор ЭСПД. в том числе посредством привлечения агентов.

Изготовленные ЭСПД регистрируются в электронной системе учета документов оператора ЭСПД. ЭСПД, не зарегистрированный в электронной системе учета оператора ЭСПД, является недействительным и выдаче гражданам не подлежит.

Министерство социального развития Пермского края на основании заключенного соглашения обеспечивает оператору ЭСПД актуализацию электронной базы данных льготников не реже чем раз в 30 дней в объеме информации, достаточной для полной инициализации льготника и всех его льготах. Формат обмена данными и порядок обмена устанавливается соглашением между Министерством социального развития Пермского края и оператором ЭСПД.

Соглашение должно содержать предмет соглашения, права и обязанности сторон, ответственность сторон, форс-мажорные обстоятельства, условия изменения и дополнения соглашения и порядок расторжения договора, срок действия соглашения, юридические адреса, банковские реквизиты и подписи сторон, а также существенные условия в части обмена данными.

Агенты ежемесячно не позднее 5 числа месяца, следующего за месяцем выдачи ЭСПД, направляют отчет оператору ЭСПД, который должен содержать следующие данные:

фамилия и инициалы лица, имеющего право на приобретение СПДр и СПДф в бумажной форме и ЭСПД;

номер документа, дающего право на приобретение СПДр и СПДф в бумажной форме и ЭСПД;

номер выданного ЭСПД;

срок действия ЭСПД.

При получении ЭСПД в пункте обслуживания ЭСПД держателем ЭСПД вносится месячный транспортный ресурс. Без внесения месячного транспортного ресурса ЭСПД выдаче не подлежит.

Регистрация факта проезда держателей ЭСПД осуществляется в соответствии с регламентом регистрации факта проезда держателей ЭСПД, утверждаемым приказом Министерства транспорта Пермского края.";

3.1. дополнить пунктом 1 следующего содержания:

"1. Понятия, используемые в настоящем Порядке:

электронный социальный проездной документ (электронная социальная карта) - именной документ, представляющий собой пластиковую карту с электронным чипом и идентификационным номером, с неограниченным количеством транзакций в месяц и предназначенный для подтверждения оплаты проезда указанного в нем лица на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) на территории Пермского края (далее - ЭСПД). В соответствие с пунктами 2.1, 2.2 настоящего Порядка ЭСПД подразделяется на ЭСПДр и ЭСПДф;

пополнение месячного транспортного ресурса - внесение денежных средств за продление срока действия ЭСПД для проезда указанного в нем лица на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) на территории Пермского края в размере стоимости, установленной нормативным правовым актом Правительства Пермского края;

оператор ЭСПД - организация, получающая денежные средства за изготовление и распространение ЭСПД, пополнение месячного транспортного ресурса, осуществляющая распределение полученных денежных средств от пополнения месячного транспортного ресурса хозяйствующим субъектам, заключившая соглашение с Министерством транспорта Пермского края по итогам отбора;

валидатор - электронное или механическо-электронное устройство, предназначенное для отображения и (или) проверки информации, содержащейся в ЭСПД, для оперативного контроля за правомерностью проезда пользователя на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси), согласованное с электронной системой учета оператора ЭСПД, обеспечивающее передачу данных о всех транзакциях непосредственно и исключительно в базу данных оператора ЭСПД с возможностью выдачи (распечатки) билета или кассового чека;

транзакция - учетная запись в электронной системе учета оператора ЭСПД, которая подтверждает факт проезда отдельных категорий граждан во всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) на территории Пермского края с использованием ЭСПД при помощи валидатора в транспортном средстве.";

3.2. пункт 15 изложить в следующей редакции:

"15. В случае если объем недополученных доходов хозяйствующего субъекта от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов СПДр и СПДф в бумажной форме, определенный на основании данных персонифицированного учета фактического числа перевезенных пассажиров с использованием электронной системы учета оператора ЭСПД, превышает фактически полученный объем средств от реализации социальных проездных документов и пополнения месячного транспортного ресурса ЭСПД и средств бюджета Пермского края, предоставляемых на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов (СПДр и СПДф в бумажной форме или ЭСПДр, ЭСПДф), хозяйствующий субъект вправе представить в органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края заявку на подтверждение фактического объема недополученных доходов хозяйствующего субъекта от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов (СПДр и СПДф в бумажной форме и ЭСПДр, ЭСПДф) при наличии персонифицированного учета фактического числа перевезенных пассажиров с использованием электронной системы учета оператора ЭСПД, подтвержденной отчетом оператора ЭСПД в соответствии с формами 1, 2 приложения 3 к настоящему Порядку, содержащую следующие данные:

фамилия и инициалы лица, использовавшего при проезде СПДр и СПДф в бумажной форме, или держателя ЭСПД;

номер документа, дающего право на приобретение СПДр и СПДф в бумажной форме или ЭСПДр, ЭСПДф;

дата и время отправления;

номер маршрута;

пункт отправления;

пункт назначения;

номер билета;

стоимость проезда по установленному тарифу;

недополученные доходы хозяйствующих субъектов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края осуществляют проверку представленных первичных документов, формируют сводную заявку на подтверждение фактического объема недополученных доходов хозяйствующего субъекта от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов (СПДр и СПДф в бумажной форме и ЭСПДр, ЭСПДф) при наличии персонифицированного учета фактического числа перевезенных пассажиров с использованием электронной системы учета оператора ЭСПД согласно приложению 4 к настоящему Порядку (далее - Заявка) и не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют Заявку в Министерство. Формирование Заявки осуществляется с учетом данных о фактически перечисленных хозяйствующим субъектам средств бюджета Пермского края и отчетных данных о фактически полученных доходах от реализации СПДр и СПДф и пополнения месячного транспортного ресурса ЭСПД, направленных операторами автомобильного транспорта пригородного сообщения и городского пассажирского транспорта и оператором ЭСПД, согласно приложению 2 к Порядку распределения доходов от реализации социальных проездных документов.

Недополученные доходы хозяйствующего субъекта включению в заявку и оплате не подлежат в следующих случаях:

при неподтверждении наличия таких доходов отчетом оператора ЭСПД;

при наличии договоров (контрактов) с Министерством, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

С учетом изложенного, оспариваемые административными истцами положения нормативного правового акта разработаны в целях совершенствования механизма использования бюджетных ассигнований Пермского края, направленных на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки на территории Пермского края отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов. Поскольку внедрение электронных социальных карт позволит определить фактическое число поездок с использованием социальных проездных документов, утверждаемый Порядок оформления позволит определить порядок пополнения ЭСПД, порядок регистрации электронных карт в системе учета. Регламент позволит утвердить процедуру регистрации проезда, а также процедуру возмещения хозяйствующим субъектам недополученных доходов.

В связи с чем, указание административных истцов на то, что постановление Правительства Пермского края № 626-п направлено на регулирование отношений в области социальной поддержки льготной категории населения, основано на неверном толковании положений оспариваемого нормативного правового акта.

Оснований полагать, что пункты 2.1 и 2.2 постановления Правительства Пермского края № 626-п противоречат положениям иных нормативно-правовых актов, имеющим большую силу, не имеется. Данные нормы возлагают на Министерство транспорта Пермского края обязанность в течение 30 дней со дня вступления в силу настоящего Постановления утвердить Порядок по проведению отбора оператора ЭСПД и после чего в течение 30 дней провести отбор организации на осуществление функций оператора ЭСПД.

Как указано выше, Правительство Пермского края при реализации возложенных на него полномочий по определению порядка организации транспортного обслуживания на территории Пермского края и определению органа исполнительной власти Пермского края, уполномоченного на организацию транспортного обслуживания населения на территории Пермского края, вправе был возложить на Министерство транспорта Пермского края, как исполнительный орган государственной власти Пермского края, осуществляющий функции по выработке региональной политики и нормативному правовому регулированию в сфере реализации региональной политики рационального и перспективного развития транспортной и дорожной инфраструктуры в Пермском крае, обязанность разработать и утвердить Порядок по проведению отбора оператора ЭСПД, а также провести отбор данного оператора с целью заключения соглашения.

Как следует из Положения о Министерстве транспорта Пермского края, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 07.09.2012 № 828-п, в рамках поставленных целей Министерство организует транспортное обслуживание населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

При этом постановлением Правительства Пермского края от 22.12.2010 № 1075-п утвержден Порядок приобретения социальных проездных документов для проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) на территории Пермского края, в том числе порядок приобретения ЭСПД. Министерством транспорта Пермского края в соответствии с постановлением № 1075-п издан Приказ № ** от 05.02.2016, которым утверждена Инструкция о порядке получения ЭСПД, использования ЭСПД и проезда на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) с использованием ЭСПД.

С учетом изложенного выше, является неубедительным указание административных истцов на то, что возложение на Министерство транспорта обязанности по проведению отбора оператора ЭСПД противоречит положениям бюджетного законодательства, а также является нарушением статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ссылка административных истцов на неправомерность проведенного отбора оператора ЭСПД, наделение данного хозяйствующего субъекта функциями государственного органа, а также ссылка на то, что на момент принятия постановления Правительства Пермского края № 626-п о введении системы электронных социальных проездных документов фактически проводится отбор организации, предмет деятельности которой не существует, является несостоятельной. Оспариваемый нормативный правовой акт вносит изменения в постановление Правительства Пермского края № 739-п, и не устанавливает каких-либо процедур отбора оператора ЭСПД, возлагая данную обязанность на Министерство транспорта Пермского края, к компетенции которого отнесено разрешение поставленных вопросов.

Установленный для Министерства транспорта 30-дневный срок для утверждения Порядка по проведению отбора оператора ЭСПД, а также аналогичный срок для проведения самого отбора оператора и заключения с ним соглашения является достаточным, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 11.09.2015 № 626-п, Министерством транспорта Пермского края 05.10.2015 издан приказ № **, которым утвержден Порядок проведения отбора оператора электронных социальных проездных документов в Пермском крае (далее – Порядок), определяющий процедуру и условия проведения отбора оператора ЭСПД, проведен в установленный постановлением Правительства № 626-п срок отбор оператора. По результатам отбора победителем признан ПКГУП «Автовокзал», с которым 28.10.2015 заключено соглашение № **.

Данные обстоятельства сторонами по делу не оспаривались, копия соглашения с оператором ЭСПД - ПКГУП «Автовокзал» представлена в материалы дела. Предметом Соглашения является обмен информацией, а не введение в эксплуатацию системы электронных социальных проездных документов. Соглашение определяет обязанности сторон по организационному и информационному взаимодействию, направленному на достижение целей Соглашения. В связи с чем, не имеется оснований полагать, что положения пунктов 2.1 и 2.2 постановления Правительства Пермского края № 626-п противоречат Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Суд находит неубедительным довод административных истцов, что положения пункта 2.5, во взаимосвязи с пунктом 2.2 Изменений, которые вносятся в постановление Правительства Пермского края № 626-п, нарушают положения статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» и статей 308, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Указание административных истцов о формировании у хозяйствующих субъектов дополнительных обязанностей и расходов, не предусмотренных действующим законодательством, в том числе по заключению договора с конкретным оператором ЭСПД, прошедшим процедуру отбора, являются несостоятельными в силу того, что положениями части 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Из анализа норм постановления Правительства Пермского края № 626-п, утвержденных им Изменений, которые вносятся в постановление Правительства Пермского края № 739-п, следует, что оператор ЭСПД не обладает функциями органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, какими-либо властными полномочиями не наделен, оспариваемыми положениями постановления Правительства № 626-п не предусмотрено, что оператору ЭСПД, в частности ПКГУП «Автовокзал» Правительством Пермского края передаются административно-распорядительные функции, включая вопросы организации транспортного обслуживания путем заключения с оператором ЭСПД договора, как и не возлагается на хозяйствующих субъектов обязанность по заключению договора с оператором ЭСПД и оплате услуг оператора ЭСПД.

Предусмотренные в формулах распределения доходов, полученных от пополнения месячного транспортного ресурса от реализации социальных проездных документов (пунктом 2.5 постановления Правительства № 626-п внесены дополнительные пункты 10-12 Порядка распределения доходов, утвержденного постановлением Правительства № 739-п), не возлагают на перевозчика (хозяйствующего субъекта) обязанности по оплате услуг оператора.

Допрошенный судом в качестве свидетеля Гомола Е.Б., начальник управления транспортного обслуживания Министерства транспорта Пермского края, участвовавший в разработке проекта оспариваемого нормативного акта, указал, что на федеральном уровне не закреплены какие-либо формулы, которые позволяли бы осуществить учет дохода от приобретения ЭСПД, при этом при расчете комиссии оператора ЭСПД применяются формулы, которые ранее также были использованы в постановлении Правительства Пермского края № 739-п и действуют в настоящее время.

Оснований ставить под сомнение показания допрошенного свидетеля не имеется, они не противоречат положениям постановлений Правительства Пермского края № 626-п и 739-п, согласуются между собой.

Как следует из постановления Правительства Пермского края от 19.10.2010 № 739-п, им определены правила распределения доходов от реализации социальных проездных документов хозяйствующим субъектам. Данные правила предусматривали, что доходы от реализации СПД подлежат распределению между хозяйствующими субъектами, осуществляющими перевозку пассажиров с использованием СПД, в полном объеме. В пункте 5 постановления Правительства № 739-п были приведены формулы определения доходов от реализации СПДр и СПДф, которые распределяются операторами по видам перевозок. То есть до изменений, внесенных постановлением Правительства № 626-п, распределение доходов от реализации СПД между хозяйствующими субъектами различных видов транспорта происходило аналогично и зависело от транспортной работы хозяйствующих субъектов соответствующего вида транспорта.

Каких-либо нормативных правовых актов регулирующих указанный вопрос на федеральном уровне в настоящее время не принято и административными истцами не указано на несоответствие формул положениям конкретного федерального закона.

Определение стоимости услуг оператора ЭСПД за распределение денежных средств не свидетельствует о несоответствии формулы, указанной в оспариваемом нормативном правовом акте, положениям иного нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, поскольку не влияет на право хозяйствующего субъекта на получение полного возмещения понесенных затрат.

Ссылка административных истцов на наличие внутренних противоречий в формуле указанной в пункте 10 при внесении в нее положениями пункта 2.5 Изменений, утвержденных постановлением Правительства Пермского края № 626-п, является неубедительной, поскольку стоимость услуг оператора определена постоянной величиной и не может быть больше 3% от суммы перечисления средств хозяйствующим субъектам, осуществляющим перевозки держателей ЭСПД, и в бюджет Пермского края, при этом размер комиссии, причитающейся оператору ЭСПД исчисляется в размере 3% от суммы денежных средств собранных от пополнения месячных транспортных ресурсов за вычетом комиссий агентов. Следует также учитывать, что величина Sэспсд – это сумма денежных средств, собранных от пополнения месячных транспортных ресурсов ЭПСД в соответствующем месяце, а не все денежные средства от пополнения месячного транспортного ресурса, причитающиеся хозяйствующему субъекту автомобильного транспорта пригородного сообщения и на всех видах городского транспорта общего пользования.

Указание на то, что положениями постановления Правительства Пермского края № 626-п не определен предмет, цена и другие существенные условия договора, следовательно, они будут продиктованы оператором ЭСПД, не влечет безусловного признания недействующим нормативного правового акта в оспариваемой части. При реализации Правительством Пермского края государственно-властных полномочий в сфере транспортного обслуживания при внесении изменений в нормативный правовой акт в целях совершенствования механизма использования бюджетных ассигнований Пермского края, орган государственной власти не обязан прорабатывать существенные условия договора (соглашения), который в последующем хозяйствующие субъекты вправе заключить с оператором ЭСПД.

Довод о том, что пункт 11 Порядка распределения доходов, внесенный пунктом 2.5 Изменений, утвержденных постановлением Правительства Пермского края № 626-п регулирует несуществующий предмет, в отсутствие системы ЭСПД, не основан на положениях действующего регионального законодательства. Так, Порядком приобретения социальных проездных документов для проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) на территории Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 22.12.2010 № 1075-п установлено, что на территории Пермского края для проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) применяются социальные проездные документы в бумажном виде и в виде электронного социального проездного документа (п. 1.2 Порядка).

Министерством транспорта Пермского края 05.02.2016 принят приказ № **, которым утвержден Регламент регистрации факта проезда держателей ЭСПД. Данный регламент устанавливает, что ЭСПД принимается для регистрации факта и стоимости проезда на всех видах транспорта городского и пригородного сообщения (кроме такси) на территории Пермского края, оборудованных валидаторами, подключенных к автоматизированной системе оператора ЭСПД. При этом хозяйствующие субъекты осуществляющие перевозку держателей ЭСПД, ежедневно передают оператору ЭСПД реестр транзакций со всех валидаторов, считывателей, иных устройств по реализации билетов и фиксации факта и стоимости проезда непосредственно в программу сервера.

Суд не соглашается с доводом административных истцов о том, что положения пунктов 2.1 и 3.1 Изменений, утвержденных постановлением Правительства Пермского края № 626-п, при введении понятий технически сложных объектов и процессов в отсутствие в данном документе или ином действующем правовом акте органов власти Пермского края технических характеристик исключает возможность его применения (реализации).

Правовая неопределенность в используемых в постановлении Правительства Пермского края № 626-п понятиях: «электронный социальный проездной документ», «держатель ЭСПД», «пополнение месячного транспортного ресурса», «оператор ЭСПД», «валидатор», «транзакция», «месячный транспортный ресурс», «агент», «пункт обслуживания ЭСПД», «электронная база льготников», отсутствует, понятия имеют ясно выраженное правовое содержание и не допускают неоднозначного толкования. Данных о том, что в правоприменительной практике отсутствует ее единообразное понимание или существует такая угроза, административные истцы не представили.

Указание на то, что в определении понятия «валидатор» содержится требование о его согласовании с электронной системой учета оператора ЭСПД не могут быть признаны убедительными. В оспариваемом постановлении дано понятие «валидатора», указано, что это электронное или механическо-электронное устройство, согласованное с электронной системой учета оператора ЭСПД, обеспечивающее передачу данных обо всех транзакциях в базу данных оператора ЭСПД с возможностью выдачи (распечатки) билета или кассового чека.

Нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлены ограничения технических требований к механическо-электронным устройствам (валидаторам) хозяйствующих субъектов. Соответственно, хозяйствующие субъекты обладают правом иметь в пользовании программный комплекс, как и его отдельные элементы (валидаторы), различной модификации и формы.

Доводы заявителей (административных истцов) о том, что отсутствует определение электронной системы оператора ЭСПД, требования к данной системе, законные основания возникновения у оператора ЭСПД (коммерческой организации) эксклюзивной электронной системы учета, основаны на личном представлении административных истцов о необходимых способах правового регулирования, что не означает незаконность и необоснованность самого постановления Правительства Пермского края № 626-п. Заявитель, утверждая о необходимости дополнить оспоренный нормативный правовой акт положениями, устанавливающими понятие «электронной системы учета оператора ЭСПД», раскрыть требования к данной системе и основание возникновения у оператора данной системы, фактически ставит вопрос о внесении соответствующих изменений в оспариваемый нормативный правовой акт. Однако решение данного вопроса не относится к полномочиям Пермского краевого суда.

Следует также учитывать, что программное обеспечение необходимо оператору ЭСПД и перевозчикам (хозяйствующим субъектам) как механизм для сбора и систематизации сведений о количестве перевезенных пассажиров с использованием ЭСПД, что не может рассматриваться как государственная функция, следовательно, факт наделения хозяйствующего субъекта функциями органа государственной власти, в том числе функциями государственного заказчика, отсутствует. В связи с чем, является несостоятельным утверждение административных истцов, что в пункте 2.5 Изменений (п. 12), утвержденных постановлением Правительства Пермского края № 626-п, выполнение части государственных полномочий Министерства транспорта Пермского края передано хозяйствующему субъекту (оператору ЭСПД).

Пункт 2.4.1 Изменений, утвержденных постановлением Правительства Пермского края № 626-п, вносит изменения в пункт 6 постановления Правительства Пермского края № 739-п, и определяет порядок распределения доходов от реализации социальных проездных документов, причитающихся операторам. Пункт 3.2 Изменений устанавливает изложение пункта 15 постановления Правительства Пермского края № 739-п в новой редакции, предусматривая подтверждение фактического объема недополученных доходов при наличии персонифицированного учета фактического числа перевезенных пассажиров с использованием электронной системы учета оператора ЭСПД, предоставляет перевозчику право подать в органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края заявку по установленной форме.

Административные истцы со ссылкой на нарушение пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации считают, что раз предоставление льготы по проезду является следствием установления органами власти Пермского края меры социальной поддержки, то передача органам местного самоуправления государственных полномочий должна осуществляться путем принятия соответствующего закона субъекта с передачей финансовых средств, необходимых для его исполнения. При этом ненадлежащий способ передачи полномочий влечет за собой в последующем перекладывание на перевозчиков затрат еще одного оператора (в каждом муниципалитете), что приводит к уменьшению сумм возмещения, подлежащих перечислению перевозчикам. Кроме того, заявители полагают, что никакого механизма отражения (учета) поездок по бумажным проездным документам в электронной системе не существует, возможность соблюдения требований Федерального закона «О персональных данных» в общественном транспорте отсутствует, в связи с чем, перевозчики, которые предоставляют льготы по бумажным проездным документам присоединившиеся к электронной системе оператора ЭСПД, а также не присоединившиеся к ней, не получат в полном объеме возмещения своих фактических затрат по перевозке отдельной категории граждан.

Суд находит данные утверждения безосновательными.

Органы местного самоуправления в соответствии с положениями пункта 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статей 3, 6 Закона Пермского края от 17.10.2006 № 20-КЗ "О передаче органам местного самоуправления Пермского края государственных полномочий по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом на поселенческих, районных и межмуниципальных маршрутах городского, пригородного и междугородного сообщений" наделены государственными полномочиями по регулированию тарифов на районных маршрутах пригородного и междугородного сообщений.

Постановлением Правительства Пермского края от 22.12.2010 № 1075 именно органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края рекомендовано определить операторов по организации городских пассажирских перевозок с использованием социальных проездных документов в бумажном виде на территории соответствующего муниципального образования (пункт 4.2).

При этом следует учитывать, что положениями оспариваемого нормативного правового акта органам местного самоуправления не передавались государственные полномочия по предоставлению льготы по проезду отдельной категории граждан.

Включение Правительством Пермского края с целью совершенствования механизма использования бюджетных ассигнований в оспариваемые нормы положений об учете доходов с использованием электронной системы учета оператора ЭСПД, не указывает на противоречие этих норм действующему законодательству. Предусмотренный оспариваемыми нормативными правовыми актами способ определения доходов от реализации СПДр и СПДф, причитающихся оператору автомобильного транспорта пригородного сообщения и операторам городского пассажирского транспорта, также порядок распределения доходов между операторами, направлен на определение объема недополученных доходов хозяйствующего субъекта от перевозки отдельных категорий граждан с использованием СПДр и СПДф в бумажной форме, а также с использованием электронной системы учета оператора ЭСПД с целью распределения и передачи иных межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджеты муниципальных образований Пермского края на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки на территории Пермского края отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов, за счет средств бюджета Пермского края.

Указанное правовое регулирование не ограничивает право перевозчиков на возмещение им недополученных доходов в связи с перевозкой льготных категорий граждан в полном объеме, поскольку право на возмещение у перевозчика возникает в связи с фактическим предоставлением льгот гражданам, имеющим право на их получение, и не обусловлено включением (невключением) в бюджет соответствующего публично-правового образования средств на компенсацию недополученных доходов в необходимом размере.

Поскольку включение Правительством Пермского края в Порядок распределения доходов от реализации социальных проездных документов, утвержденный постановлением Правительства Пермского края № 739-п, наряду с положениями о распределении доходов от реализации СПДр и СПДф, положения о распределение доходов, полученных от пополнения месячного транспортного ресурса ЭСПД на основании заключенных с хозяйствующими субъектами договоров о предоставлении информации не противоречит действующему законодательству, не имеется оснований и для признания противоречащим статье 790 Гражданского кодекса Российской Федерации пунктов 2.4.1, 3.2 Изменений, утвержденных оспариваемым нормативным правовым актом, предусматривающим, что органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края заключают договоры (контракты) с хозяйствующими субъектами на оказание услуг по перевозке отдельных категорий граждан с использованием СПДр и СПДф на условиях возмещения хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием СПДр и СПДф с учетом нормативного количества поездок одного пассажира по одному СПДр и СПдф за месяц. Данный пункт не понуждает перевозчиков путем заключения договоров на оказание пассажирских перевозок к отказу от предоставленного права на полное возмещение недополученных доходов. Допускается включение в соответствующие договоры условий, предусмотренных оспариваемыми ООО «Прокарт» и ООО «Арт-Стиль» нормативными правовыми актами, которые не противоречат действующему законодательству.

Кроме того, как следует из пункта 15 Порядка № 3, утвержденного постановлением Правительства Пермского края № 739-п, он предусматривает возможность избрания для перевозчиков иного способа определения недополученных доходов от перевозки отдельных категорий пассажиров. Данным пунктом предусмотрено, если объем недополученных доходов хозяйствующего субъекта от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов СПДр и СПДф в бумажной форме, определенный на основании данных персонифицированного учета фактического числа перевезенных пассажиров с использованием электронной системы учета оператора ЭСПД, превышает фактически полученный объем средств от реализации социальных проездных документов и пополнения месячного транспортного ресурса ЭСПД и средств бюджета Пермского края, предоставляемых на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов (СПДр и СПДф в бумажной форме или ЭСПДр, ЭСПДф), хозяйствующий субъект вправе представить в органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края заявку на подтверждение фактического объема недополученных доходов хозяйствующего субъекта от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов (СПДр и СПДф в бумажной форме и ЭСПДр, ЭСПДф) при наличии персонифицированного учета фактического числа перевезенных пассажиров с использованием электронной системы учета оператора ЭСПД, подтвержденной отчетом оператора ЭСПД.

Таким образом, указанный пункт Порядка № 3 устанавливает механизм возмещения перевозчику фактического объема недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов. С учетом изложенного, полагать, что пункт 3.2 Изменений противоречит части 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей возмещение транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета расходов, понесенных в связи с установленными льготами по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, не имеется.

При наличии у органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления полномочий по организации транспортного обслуживания населения пункты 2.5 и 3.2 Изменений, утвержденных постановлением Правительства Пермского края № 626-п не возлагают на хозяйствующие субъекты обязанность по персонифицированному учету перевезенных пассажиров с использованием средств электронного учета. Определение объема недополученных доходов хозяйствующего субъекта от перевозки отдельных категорий граждан на основании данных персонифицированного учета фактического числа перевезенных пассажиров с использованием электронных систем учета является, исходя из анализа оспариваемой нормы, правом перевозчика. При этом федеральное законодательство не возлагает такую обязанность на органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Отнесение подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации решения вопросов организации транспортного обслуживания населения не означает, что на эти органы возложена обязанность по внедрению средств учета в целях определения объема недополученных доходов перевозчиков от перевозки льготных категорий пассажиров.

По тем же основаниям является несостоятельным довод административных истцов о том, что пункт 3.2 Изменений содержит требование о подтверждении данных о количестве совершенных льготниками поездок по бумажным проездным документам данными электронной системы оператора ЭСПД, внесение которых в электронную систему фактически невозможно, как и невозможно соблюдение при этом положений Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Положения указанного пункта вносят изменения в пункт 15 Порядка № 3, утвержденного постановлением Правительства Пермского края № 739-п, и не предусматривают ведения базы данных персонифицированного учета фактического числа перевезенных пассажиров с использованием социальных проездных документов СПДр иСПДф в бумажной форме, а устанавливают порядок определения объема недополученных доходов хозяйствующего субъекта от перевозки граждан с использование социальных проездных документов СПДр и СПДф в бумажной форме и на основании ЭСПДр и ЭСПДф, что не указывает на противоречие данного положения нормативного правового акта федеральному законодательству, так как положения последнего не содержат норм, регламентирующих организацию такого вида учета при осуществлении пассажирских перевозок.

Суд не находит оснований согласиться с доводом административных истцов о том, что в полномочия субъекта Российской Федерации не входит установление в сфере транспортного обслуживания обязательных для исполнения неограниченным кругом лиц правил в сфере транспортного обслуживания населения, в связи с принятием Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вступившая с 11.01.2016 статья 20 указанного Федерального закона предусматривает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.

По смыслу статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на противоречие которой оспариваемых положений постановления Правительства Пермского края № 626-п ссылаются в своем заявлении административные истцы, действиями, ведущими к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, являются действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию актов, которые вводят ограничения в отношении осуществления отдельных видов деятельности, а также необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектам. Между тем, из оспариваемых норм не следует, что они содержат какие-либо положения, запрещающие либо препятствующие хозяйствующим субъектам осуществлению предпринимательской деятельности путем перевозок пассажиров, как на платной основе, так и на основании установленных льгот.

Довод представителя административных истцов на несоответствие оспариваемых положений постановления Правительства Пермского края № 626-п Федеральному закону № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», поскольку ПКГУП «Автовокзал» наделено функциями органа исполнительной власти, так как систему учета ЭСПД должен использовать орган власти, а выбирать систему необходимо по правилам закона о контрактной системе (Федеральный закон 05.04.2013 № 44-ФЗ) подлежит отклонению. Как было указано выше, ПКГУП «Автовокзал» не наделено полномочиями и функциями органа исполнительной власти, при этом следует учитывать, что положениями указанных федеральных законов не регулируются вопросы определения объема бюджетных обязательств на передачу иных межбюджетных трансфертов, распределения доходов от реализации социальных проездных документов и возмещения хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки на территории субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов.

Указание заявителей на то, что реализация функций органа государственной власти по предоставлению мер социальной поддержки отдельной категории граждан, в том числе вопросы изготовления, реализации социальных проездных документов должны осуществляться на основании Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» суд находит несостоятельным. Вопросы предоставления мер социальной поддержки не регулируются оспариваемыми положениями постановления Правительства Пермского края № 626-а, в связи с чем оснований для проверки оспариваемого акта на соответствие положениям Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ не имеется.

Ссылка заявителей на существующую судебную практику по указанному вопросу несостоятельна, поскольку представленные в материалы дела судебные акты и решение Челябинского УФАС России, в том числе предупреждение Пермского УФАС России от 10.02.2016 № 01239-16 в адрес Правительства Пермского края и Министерства транспорта Пермского края не имеют юридического значения для существа спора, касаются иного предмета. Кроме того при разрешении спора о признании недействующим нормативного правового акта как полностью, так и в части, необходимо исходить из того, что суд проверяет акт в порядке абстрактного нормоконтроля на соответствие федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Фактически доводы административных истцов сводятся к нарушению их прав в части полного возмещения понесенных расходов от перевозки отдельной категории граждан, имеющей право на льготный проезд в транспорте. В чем, следует учитывать, если перевозчики полагают, что ими понесены определенные убытки, связанные с перевозкой граждан, обладающих правом льготного проезда на основании социальных проездных документов, они не лишены самостоятельного права обращения за судебной защитой, а именно с исковыми требованиями о возмещении убытков, понесенных ими в связи перевозкой льготных категорий пассажиров, с представлением любых допустимых законом доказательств в подтверждение фактически понесенных убытков.

Таким образом, оспариваемые пункты 2.1, 2.2 постановления Правительства Пермского края от 11.09.2015 № 626-п и пункты 2.1, 2.2, 2.4.1, 2.5, 3.1, 3.2 Изменений, которые вносятся в постановление Правительства Пермского края от 19.10.2010 № 739-п, утвержденные постановлением Правительства Пермского края от 11.09.2015 № 626-п, не могут быть признаны недействующими, поскольку их нормы не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Оспариваемые положения нормативного правового акта не нарушают права, свободы и законные интересы административных истцов, в связи с чем, в удовлетворении требований ООО «Прокарт» и ООО «АРТ-Стиль» следует отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать ООО «Прокарт» и ООО «АРТ-стиль» в удовлетворении заявления о признании недействующими со дня принятия: пунктов 2.1, 2.2 постановления Правительства Пермского края от 11.09.2015 № 626-п «О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 19.10.2010 № 739-п «Об утверждении Порядка определения объема бюджетных обязательств на передачу иных межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджеты муниципальных образований Пермского края на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки на территории Пермского края отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов, Порядка распределения доходов от реализации социальных проездных документов, Порядка распределения и передачи иных межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджеты муниципальных образований Пермского края на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов, за счет средств бюджета Пермского края»; а также пунктов 2.1, 2.2, 2.4.1, 2.5, 3.1, 3.2 Изменений, утвержденных постановлением Правительства Пермского края от 11.09.2015 № 626-п, которые вносятся в постановление Правительства Пермского края от 19.10.2010 № 739-п.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 10 марта 2016 года.

Судья – О.Н. Ефремова