ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-268/2018 от 24.04.2018 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело №3а-268/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

24 апреля 2018 года г. Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

судьи Косарева Е.Н.,

секретаря судебного заседания Красникова П.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Амурской области от 28 ноября 2017 года №1655,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в Амурский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения (действия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 28 ноября 2017 года №1655.

В обоснование своих требований она указала, что решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 12 января 2017 №29 при Управлении Росреестра по Амурской области ему отказано в удовлетворении заявления от 20 декабря 2016 года №09-51/16/667 о пересмотре кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости установлению рыночной стоимости в размере 1 028 000 рублей по состоянию на 17 октября 2013 года.

Решением Амурского областного суда от 06 октября 2017 года (дело №3а-53/2017) решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 12 января 2017 года №29 признано незаконным и возложена обязанность повторно рассмотреть заявление от 20 декабря 2016 года №09-51/16/667 о пересмотре кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости с кадастровым . В ходе рассмотрения спора по административному делу №3а-53/2017 судом установлено, что отчет ООО «АмурОценка» от 12 декабря 2016 года №460-16 соответствует требованиям ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года №135-Ф3, федеральным стандартам оценки ФСО №1-3,7, обязательным к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденными приказами Минэкономразвития России

При повторном рассмотрении заявления решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 28 ноября 2017 года №1655 вновь отказано в удовлетворении её заявления от 20 декабря 2016 года №09-51/16/667 о пересмотре кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

Основанием для отказа комиссия указала на несоответствие Отчёта об оценке от 12 декабря 2016 года №460-16 Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года №135-Ф3, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.

Он просит признать незаконным решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 28 ноября 2017 года №1655.

Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области повторно рассмотреть её заявление от 20 декабря 2016 года №09-51/16/667 о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 пояснила, что она исковые требования поддерживает в полном объёме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просит признать незаконным и отменить решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 28 ноября 2017 года №1655, возложить обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца о пересмотре кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Амурской области в суд не прибыл, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

На основании ч.2 ст.150 КАС РФ, суд находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Амурской области ФИО3 в письменном отзыве просит принять решение исходя из фактических обстоятельств дела, на основании представленных доказательств.

Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит объект недвижимости: нежилое здание, кадастровый , по адресу: <...> Октября д..

20 декабря 2016 года вх.№09-51/16/667 ФИО1 обратился с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости: нежилое здание, кадастровый , по адресу: <...> Октября д., установлению рыночной стоимости в размере 1 028 000 рублей по состоянию на 17 октября 2013 года.

Решением Комиссии от 12 января 2017 №29 ему было отказано в удовлетворении заявления от 20 декабря 2016 года вх.№09-51/16/667, которое он обжаловала в суд.

При рассмотрении рассмотрения спора по административному делу №3а-53/2017 суд сделал вывод о том, что Отчет об оценке выполненный ООО «АмурОценка» от 12 декабря 2016 года №460-16 о рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым соответствует требованиям ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года №135-Ф3, федеральным стандартам оценки ФСО №1-3, 7 обязательным к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденными приказами Минэкономразвития России.

Решением Амурского областного суда от 06 октября 2017 года (дело №3а-53/2017) решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 12 января 2017 года №29 признано незаконным, на Комиссию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 20 декабря 2016 года №09-51/16/667.

При повторном рассмотрении заявления ФИО1 от 20 декабря 2016 года №09-51/16/667 о пересмотре кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области приняла решение от 28 ноября 2017 года №1655, которым вновь отказала заявителю в его удовлетворении, указав о несоответствии Отчета об оценке от 12 декабря 2016 года №460-16 о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости требованиям ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года №135-Ф3.

Изучив материалы дела, требования административного истца, изложенные в исковом заявлении, пояснения в судебном заседании его представителя ФИО2, письменный отзыв представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Амурской области ФИО3, другие материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года №135-ФЗ определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей (ст.2); под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ч.2 ст.3).

Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости определен в статье 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года №135-ФЗ. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (ч.2); для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (ч.3); в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч.4).

Согласно ч.1 ст.245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматриваются по правилам главы 22 настоящего Кодекса (ч.5 ст.245 КАС РФ).

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года №28 разъяснено, что под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (пункт 1). С учетом того, что целью обращения в Комиссию является пересмотр кадастровой стоимости, решение, действие (бездействие) Комиссии могут быть оспорены с соблюдением правил подсудности, установленных пунктом 15 статьи 20 КАС РФ, в порядке и сроки, предусмотренные главой 22 КАС РФ (пункт 4).

Настоящий спор между сторонами по делу связан с оспариванием решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области от 28 ноября 2017 года №1655, которым заявителю отказано в пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости: нежилое здание, кадастровый , по адресу: Амурская область, г. Благовещенск ул.50 лет Октября д., и установления в размере равном рыночной стоимости, в связи с несоответствием Отчета об оценке от 12 декабря 2016 года №460-16 о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости требованиям ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года №135-Ф3 предъявленного заявителем на рассмотрение Комиссии.

В соответствии с п.1 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года №263 (далее - Порядок), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации, создается комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия) В каждом субъекте Российской Федерации создается одна постоянно действующая комиссия.

Согласно п.13 Порядка комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением соответствующих документов, в том числе отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

В силу п.18 Порядка на заседании комиссии секретарем комиссии ведется протокол, в котором указываются в том числе, результаты голосования, решения, принятые членами комиссии, и обоснования этих решений.

В судебном заседании исследованы протокол заседания Комиссии 28 ноября 2017 года №38 и решение Комиссии №1655, судом установлено, что в нарушение п.18 Порядка в названных протоколе и решении Комиссии отсутствует обоснование по не принятию в качестве доказательства о соответствии требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности заключения эксперта от 30 июня 2017 года №373/06/017 на Отчет об оценке от 12 декабря 2016 года №460-16 о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости дополнительно представленного заявителем ФИО1 при повторном рассмотрении его заявления от 20 декабря 2016 года №09-51/16/667, о чём в судебном заседании пояснила его представитель ФИО2. Кроме этого, комиссия не приняла во внимание выводы, изложенные в решении Амурского областного суда от 06 октября 2017 года по административному делу №3а-53/2017, о соответствии требованиям законодательства в области оценочной деятельности Отчета об оценке от 12 декабря 2016 года №460-16 о рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым .

При таких обстоятельствах, вывод комиссии о том, что Отчёт об оценке от 12 декабря 2016 года №459-16 не соответствует требованиям федерального законодательства в области оценочной деятельности суд находит необоснованным и не соответствующим требованиям 18 Порядка, поскольку решением Амурского областного суда от 06 октября 2017 года решение Комиссии от 12 января 2017 года №29 признано незаконным и отменено по основаниям указанным в мотивировочной части судебного решения.

Таким образом, суд находит обоснованными доводы административного истца, приведённые в административном исковом заявлении, о нарушении его прав и законных интересов административным ответчиком, выразившихся в отклонении его заявления от 20 декабря 2016 года №09-51/16/667 о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости: нежилое помещение, кадастровый , по адресу: <...> Октября д., и установлению в размере равном рыночной стоимости. Оспариваемое решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 28 ноября 2017 года №1655 суд находит подлежащим отмене и возложения обязанности на административного ответчика повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 20 декабря 2016 года №09-51/16/667, в целях восстановления нарушенного права административного истца на пересмотр кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.227, 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 28 ноября 2017 года №1655 об отклонении заявления ФИО1 от 20 декабря 2016 года №09-51/16/667 о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости: нежилое помещение, кадастровый , по адресу: <...> Октября д., и установлению в размере равном рыночной стоимости.

В целях восстановления нарушенного права административного истца на пересмотр кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости возложить обязанность на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 20 декабря 2016 года №09-51/16/667 о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости: нежилое помещение, кадастровый , по адресу: <...> Октября д..

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Амурского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.Н. Косарев