Дело № 3а-269/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сыктывкар 19 декабря 2018 года
Верховный Суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Пластинина И.В.,
рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации сельского поселения «Айкино», администрации муниципального района «Усть-Вымский» и финансовому управлению администрации муниципального района «Усть-Вымский» о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
установил:
ФИО1 обратилась с административным иском к администрации сельского поселения «Айкино» и администрации муниципального района «Усть-Вымский» о присуждении компенсации в размере 2000000 рублей за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В обоснование заявленных требований указала, что в соответствии с решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от <Дата обезличена> администрация сельского поселения «Айкино» обязана предоставить ей жилое помещение. Решение суда не исполнено с <Дата обезличена> года.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, дело просила рассмотреть в своё отсутствие.
Представитель административного ответчика администрации сельского поселения «Айкино» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя; до судебного заседания представил отзыв на иск, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований, ввиду отсутствия вины должника, поскольку с учётом отсутствия необходимых финансовых средств и свободного жилищного фонда предпринимались все меры для исполнения решения суда, кроме того, <Дата обезличена> года ФИО1 было направлено уведомление о предварительном осмотре жилого помещение, однако, ФИО1 в указанное время не явилась.
Представитель административного ответчика администрации муниципального района «Усть-Вымский» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом; до судебного заседания представил отзыв на иск, аналогичный отзыву администрации сельского поселения «Айкино».
Определением судьи от 08.11.2018 к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечено финансовое управление администрации муниципального района «Усть-Вымский» и финансовой управление сельского поселения «Айкино» (как соответствующие финансовые органы) и в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми (как орган, осуществляющий принудительное исполнение судебных актов на территории Республики Коми).
Представитель административного ответчика финансового управления администрации муниципального района «Усть-Вымский» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия представителя; до судебного заседания представил отзыв на иск, аналогичный отзыву администрации сельского поселения «Айкино». Кроме того указал, что лицевой счёт администрации сельского поселения «Айкино» открыт в финансовом управлении администрации муниципального района «Усть-Вымский» для учёта операций по исполнению бюджета.
Представитель заинтересованного лица УФССП России по Республике Коми в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, отзыв на административное исковое заявление не представил.
В соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса, в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, а также материалы гражданского дела <Номер обезличен> Усть-Вымского районного суда Республики Коми, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Частями 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» установлено, что взыскатели, при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
Решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от <Дата обезличена> на администрацию сельского поселения «Айкино» возложена обязанность предоставить по договору социального найма ФИО1 благоустроенное (применительно к условиям с. Айкино) жилое помещение общей площадью не менее 36,2 квадратных метров в границах с. Айкино.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от <Дата обезличена> решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от <Дата обезличена> оставлено без изменения.
Администрация сельского поселения «Айкино» была осведомлена о судебном решении.
<Дата обезличена> исполнительный лист был направлен взыскателю.
<Дата обезличена> возбуждено исполнительное производство, установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда.
В рамках исполнения решения суда судебным приставом-исполнителем должнику неоднократно вручались предупреждения об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации и требования об исполнении решения суда, с должника взыскан исполнительский сбор.
Вступившим в законную силу определением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от <Дата обезличена> администрации сельского поселения «Айкино» отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда от <Дата обезличена>.
На день рассмотрения настоящего дела исполнительное производство не окончено.
Решение суда находится на исполнении с <Дата обезличена> в отделе судебных приставов по Усть-Вымскому району УФССП России по Республике Коми.
Для исполнения данного судебного акта Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлен двухмесячный срок, исчисляемый со дня возбуждения исполнительного производства (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Общий срок неисполнения судебного акта от даты возбуждения исполнительного производства составил 2 года 9 месяцев и 10 дней (с 10.03.2016 по <Дата обезличена>).
Из разъяснений, указанных в пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» следует, что действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, часть 4 статьи 222.4 АПК РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).
В данном случае длительность исполнения указанного судебного акта является чрезмерной и не отвечает требованию разумного срока.
Действия администрации сельского поселения «Айкино», осуществляемые в целях исполнения решения суда, не были достаточными и эффективными, привели к нарушению права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
При этом доводы представителей административных ответчиков в той части, что ФИО1 предлагалось жилое помещение, суд считает несостоятельными, поскольку имеется неоконченное исполнительное производство. Соответствие предлагаемого жилого помещения решению суда не является предметом данного судебного разбирательства.
Кроме того, недостаточность бюджетных средств, как и отсутствие свободного жилого фонда, также не могут признаваться уважительными причинами неисполнения судебного акта.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом с учетом требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
При определении размера компенсации суд учитывает значимость для ФИО1 требований, направленных на реализацию её права на жилище, обстоятельства дела, а также продолжительность неисполнения судебного акта.
Исходя из указанных обстоятельств, принципов разумности и справедливости, практики Европейского Суда по правам человека, суд определяет компенсацию за нарушение права ФИО1 на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 83000 рублей, которые подлежат перечислению на банковский счёт административного истца.
Определяя круг надлежащих ответчиков по делу, суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
Под такими финансовыми органами, в соответствии со статьёй 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются, в том числе, органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
В соответствии с частью 1 статьи 257 Кодекса административного судопроизводства при подготовке административного дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - административное дело о присуждении компенсации) к судебному разбирательству суд определяет круг лиц, участвующих в деле, в том числе орган, организацию или должностное лицо, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, и устанавливает срок для представления такими лицами объяснений, возражений и (или) доводов относительно административного искового заявления о присуждении компенсации.
В пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» даны разъяснения, согласно которым при подготовке дела о компенсации к судебному разбирательству в соответствии с частью 1 статьи 257 КАС РФ, частью 3 статьи 222.8 АПК РФ суд определяет круг лиц, участвующих в деле, в том числе орган, организацию или должностное лицо, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта.
По смыслу приведенных выше норм, под органом, организацией или должностным лицом, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, понимаются лица, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения, а также соответствующий финансовый орган, орган Федерального казначейства или орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации или лицевого счета муниципального казенного учреждения, как органы, осуществляющие организацию исполнения судебного акта в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, либо Федеральная служба судебных приставов (далее - ФССП) как орган, осуществляющий принудительное исполнение судебных актов на территории Российской Федерации.
Таким образом, администрация сельского поселения «Айкино» будет надлежащим административным ответчиком, как должник по исполнительному производству, а финансовое управление администрации муниципального района «Усть-Вымский», как соответствующий финансовый орган.
По указанным основаниям необходимо исключить из числа административных ответчиков финансовое управление сельского поселения «Айкино», ввиду отсутствия такого финансового органа, и отказать в удовлетворении заявленных требований к администрации муниципального района «Усть-Вымский».
В силу части 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 259, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с сельского поселения «Айкино» в лице финансового управления администрации муниципального района «Усть-Вымский» за счёт средств местного бюджета сельского поселения «Айкино» в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 83000 (восьмидесяти трёх тысяч) рублей 00 копеек.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Денежную сумму перечислить на открытый на имя ФИО1 счёт ...
В удовлетворении требований ФИО1 к администрации муниципального района «Усть-Вымский» о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий судья И.В.Пластинин