№ 3а-269/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Астрахань
24 ноября 2020 г. Астраханский областной суд в составе:
председательствующего судьи Лавровой С.Е.,
при секретаре Шнейдмиллер Л.С.,
с участием прокурора Бурхетьевой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Бивер-Центр» об оспаривании нормативных правовых актов в части
у с т а н о в и л :
Распоряжением агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 22 декабря 2017 г. № 753 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Астраханской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год" установлен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2018 г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2018 г.).
Данный документ опубликован 28 декабря 2017 г. в № 51 "Сборника законов и нормативных правовых актов Астраханской области".
Распоряжением агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 27 декабря 2018 г. № 873 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Астраханской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год" установлен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2019 г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 г.), который также был опубликован в "Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области", № 1, 10 января 2019 г. и размещен на официальном интернет-портале правовой информации органов государственной власти Астраханской области http://pravo-astrobl.ru, 29 декабря 2018 г.
Пунктом 2279 Перечня на 2018 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2018 год, включено административное здание с кадастровым номером №.
Пунктом 3948 Перечня на 2019 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2019 год, включено это же административное здание.
ООО «Бивер-Центр», являясь собственником административного здания с кадастровым номером №, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими вышеуказанных пунктов Перечней на 2018 г. и 2019 г., полагая, что принадлежащий ему объект недвижимого имущества не соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение административного здания в Перечни нарушает права общества, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца – Соляниченко О.С., действующая на основании доверенности и ордера, поддержала заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области – Анохин А.А., действующий на основании доверенности и имеющий высшее юридическое образование, административные исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий агентства и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения их в действие, а содержание нормативных правовых актов соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Спорный объект недвижимости включен в оспариваемые пункты Перечней зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из их наименования и документов технического учета.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Бурхетьевой Е.М., полагавшей административные исковые требования обоснованными, суд приходит к следующему выводу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации), которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
С учетом положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Федеральный законодатель, установив налог на имущество организаций, одновременно определил критерии объекта налогообложения, с которыми связывает включение его в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, используемые в том числе для целей применения повышенной ставки налога на имущество организаций (статьи 378.2, 402, 406 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом налогообложение объектов недвижимого имущества в рамках указанных норм должно основываться на принципах достоверности и объективности информации об объектах недвижимого имущества и преобладания экономической сущности над формой.
Пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой статьи, к которым отнесены в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Закон Астраханской области от 26 ноября 2009 г. № 92/2009-ОЗ "О налоге на имущество организаций" в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации установил на территории Астраханской области налог на имущество организаций, определил ставку налога, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налога, особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
В целях реализации пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Распоряжением Правительства Астраханской области от 13 марта 2017 г. № 99-Пр агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Астраханской области по определению на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом Астраханской области от 26 ноября 2009 г. № 92/2009-ОЗ "О налоге на имущество организаций", Распоряжением Правительства Астраханской области от 13 марта 2017 г. № 99-Пр "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Астраханской области" агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области Распоряжениями от 22 декабря 2017 г. № 753 и от 27 декабря 2018 г. № 873 определены Перечни объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в 2018 г. и в 2019 г. соответственно, налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Указанные Распоряжения опубликованы в сборниках законов и нормативных правовых актов Астраханской области и размещены на официальном интернет-портале правовой информации органов государственной власти Астраханской области http://pravo-astrobl.ru.
Проанализировав вышеприведенные нормы федерального законодательства, а также приведенные нормы регионального законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения в действие, что административным истцом не оспаривается.
Проверяя соответствие оспариваемых в части нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного ответчика возложена обязанность доказать соответствие оспариваемых пунктов Распоряжений от 22 декабря 2017 г. № 753 и от 27 декабря 2018 г. № 873 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и представить относимые, допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие наличие оснований для включения здания в Перечни.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости ООО «Бивер-Центр» является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>: земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2700 кв.м., из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для эксплуатации производственной базы и хранения и складирования грузов; двухэтажного нежилого административного здания, 1983 г. постройки, с кадастровым номером: №, площадью 566,5 кв.м; нежилого одноэтажного здания склада с кадастровым номером №, площадью 217,5 кв.м; а также: бытовки с условным номером №, площадью 93,2 кв.м; проходной с условным номером №, площадью 21,7 кв.м; бытовки с условным номером) №, площадью 41,5 кв.м, что следует также из представленных свидетельств о регистрации права. Имеется обременение в соответствии с договором аренды с ООО «СпецВоенСервис» № от 1 января 2014 г.
На территории Астраханской области в соответствии со статьей 2.1 Закона Астраханской области налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 100 квадратных метров и помещения в них; нежилых помещения общей площадью свыше 100 квадратных метров, назначение, разрешение использования или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что здание признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, федеральный законодатель установил два самостоятельных критерия отнесения объекта недвижимости к объекту налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости: или по предназначению в соответствии с технической документацией, или по фактическому использованию.
Следовательно, для признания законными оспариваемых пунктов о включении административного здания с кадастровым номером 30:12:040489:169 в Перечни достаточно установить соответствие этого здания хотя бы одному из названных критериев.
Исследовав представленные административным ответчиком доказательства, установлено, что административное здание с кадастровым номером №, площадью 566,5 кв.м, включено в пункт 2279 Перечня, утвержденного распоряжением агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 22 декабря 2017 г. № 753 и в пункт 3948 Перечня, утвержденного распоряжением агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 27 декабря 2018 г. № 873 по критерию, установленному пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 части 1 статьи 2.1 Закона Астраханской области о налоге на имущество организаций.
При включении в Перечни принадлежавшего административному истцу объекта недвижимого имущества по данному критерию административный ответчик руководствовался сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, согласно которым наименование объекта предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания.
Обследование здания и помещений в нем на предмет его фактического использования до утверждения Перечня на 2018 г. не проводилось.
До утверждения Перечня на 2019 г. принято решение о проведении обследования здания и помещений в нем на предмет фактического использования. Согласно акту обследования от 20 ноября 2018 г. установлено, что административное двухэтажное здание с кадастровым номером №, является нежилым, расположено на земельном участке с кадастровым номером №, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для эксплуатации производственной базы и хранения и складирования грузов. На территорию объекта не попали, так как ворота закрыты, собственника нет. Административное здание рекомендовано к исключению из Перечня.
Проанализировав представленные административным ответчиком доказательства, суд приходит к выводу, что относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие административного здания с кадастровым номером № условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечни, не представлено.
Основным видом деятельности административного истца являются операции с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, среди дополнительных видов деятельности - торговля оптовая за вознаграждение или на договорной основе; деятельность по складированию и хранению; транспортная обработка грузов; аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом; рекламная деятельность и др.
Из объяснений представителя административного истца следует, что административное здание находится в промышленной зоне, помещения в здании использовались исключительно работниками общества, в качестве кабинетов для управленческого и иного персонала, в качестве иных вспомогательных помещений исключительно для обеспечения хозяйственной деятельности (хранение и складирование). Все объекты недвижимости, расположенные на одном земельном участке, принадлежащие административному истцу, представляют собой единый комплекс для ведения хозяйственной деятельности по хранению и складированию, само административное здание никогда отдельно не использовалось, никакой самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности в здании не велось и не ведется. Нахождение административного здания в промышленной зоне, на достаточном удалении от жилых районов исключает возможность использования здания для оказания услуг общественного питания. Договор аренды с ООО «СпецВоенСервис» № А-2014/01 от 1 января 2014 г., о котором имеется запись в ЕГРН, расторгнут в соответствии с соглашением от 31 октября 2014 г. Иной деятельности по оказанию услуг аренды обществом не осуществлялось.
Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а наименование объекта недвижимости без дополнительных сведений и расчетов количества площадей этого объекта, предусматривающих размещение офисов или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, не позволяет однозначно отнести здание к объектам недвижимого имущества, поименованным в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, для того чтобы признать административное здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этого здания должно включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей. При этом правовое значение имеет именно предназначение помещений в здании, а не его (здания) наименование и цели использования.
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 24 мая 2011 г. и экспликации поэтажных планов, административное двухэтажное здание с кадастровым номером №, площадью 566,5 кв.м, является нежилым, в административном здании на первом этаже находятся торговый зал (46,9 кв.м), офис (49,9 кв.м), на втором этаже - столовая (58,5 кв.м). Кроме того, в здании находятся кабинеты, коридоры, складские помещения, подсобные помещения, серверная, цех, туалеты, лестница.
Вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещения на нем объектов общественного питания, общество, эксплуатируя помещение столовой, не оказывает услуги общественного питания населению в качестве самостоятельного вида услуг, доступ в здание для иных лиц, кроме сотрудников общества, ограничен.
Обследование здания и помещений в нем на предмет фактического использования не производилось.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства административным ответчиком не представлено достаточных доказательств того, что более 20 процентов нежилых помещений в здании использовались для осуществления самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, оказания услуг общественного питания, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество 2018 и 2019 годов, признание оспариваемых норм с момента вынесения решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, полагает необходимым признать оспариваемые пункты Перечней не действующими со дня их принятия.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Астраханский областной суд
р е ш и л :
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Бивер-Центр» удовлетворить.
Признать не действующими со дня принятия пункт 2279 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Астраханской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного распоряжением агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 22 декабря 2017 г. № 753.
Признать не действующим со дня принятия пункт 3948 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Астраханской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного распоряжением агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 27 декабря 2018 г. № 873
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления в силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области, а также размещению на официальном сайте агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 7 декабря 2020 г.