ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-269/2015 от 24.02.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-9/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 февраля 2016 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Ефремовой О.Н.

при секретаре Силенок О.В.

с участием прокурора Синевой А.М.

представителей административного истца ООО «Прокарт» Гвоздева Д.В., действующего на основании Устава, и Якимовой О.А., действующей на основании доверенности от 09.12.2015,

представителя административного ответчика Правительство Пермского края Ларионова В.В., действующего на основании доверенности от 19.01.2016 № **,

представителей административного ответчика Министерства транспорта Пермского края Аликиной Ю.А., действующей на основании доверенности от 01.02.2016, и Молодых Д.В., действующего на основании доверенности от 18.01.2015,

представителя заинтересованного лица ПКГУП «Автовокзал» Мирзоевой Т.А., действующей на основании доверенности от 02.02.2016,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Прокарт» о признании недействующим приказа Министерства транспорта Пермского края «Об утверждении Порядка проведения отбора оператора электронных социальных проездных документов в Пермском крае» от 5 октября 2015 года № ** в части критериев конкурсного отбора,

УСТАНОВИЛ:

Министерством транспорта Пермского края во исполнение постановления Правительства Пермского края от 11.09.2015 № 626-п издан приказ «Об утверждении Порядка проведения отбора оператора электронных социальных проездных документов в Пермском крае» от 05.10.2015 № **, который официально опубликован на официальном сайте Министерства транспорта Пермского края – *** 05.10.2015 и вступил в силу с момента опубликования.

ООО «Прокарт», с учетом уточненных 04.02.2016 требований, обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Министерства транспорта Пермского края «Об утверждении Порядка проведения отбора оператора электронных социальных проездных документов в Пермском крае» от 05.10.2015 № ** в части пунктов 5.6, 14 Порядка проведения отбора оператора и Приложения № 2 к данному Порядку, как содержащих в себе признаки грубых нарушений Федерального закона «О защите конкуренции» и нарушающего права административного истца.

В обоснование своих требований административный истец указал, что положениями оспариваемого нормативного правового акта установлено 5 критериев отбора, изложенных в Приложении № 2 Порядка: 1. Опыт оказания услуг в качестве оператора социальных проездных документов в Пермском крае. 2. Количество видов транспорта, на которых имеется опыт распределения денежных средств от социальных проездных документов в Пермском крае. 3. Количество муниципальных образований Пермского края, в которых у заявителя есть опыт предоставления отчетности о распределении средств от реализации социальных проездных документов. 4. Срок внедрения системы электронных социальных проездных документов. 5. Количество муниципальных образований, в которых имеются нежилые (офисные) помещения, планируемые под пункты обслуживания ЭСПД.

При этом критерии, указанные в пунктах 1-3 направлены исключительно на одно лицо – ПКГУП «Автовокзал», исключают какую-либо предшествующую конкурентную среду в данном виде деятельности и соответственно исключают наличие опыта у иных участников настоящего отбора. Поскольку указом губернатора Пермского края от 09.02.2005 № 15 «О введении в обращение социальных проездных документов в Пермской области», оператором социальных проездных документов в Пермской области был определен в отношении перевозок автомобильным, пригородным, речным и железнодорожным транспортом ПКГУП «Автовокзал», который до настоящего времени сохраняет этот статус, работает со всеми муниципальными образованиями на территории края, предоставляющими отчетность о распределении средств от реализации социальных проездных документов.

Постановлением Правительства Пермского края от 11.09.2015 № 626-п предусматривается, что за изготовление и реализацию электронных социальных проездных документов оператор получает возмещение, также оператор имеет право на комиссию в размере 3% от месячного транспортного ресурса, то есть стоимость услуг оператора не является одним из факторов выбора. Наличие опыта не является подтверждением качественного предоставления услуги.

Таким образом, установленные критерии носят формальный характер, не соответствуют целям какого-либо выбора, то есть не соответствуют положениям статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, противоречат пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

Пункт 4 критериев отбора содержит положение, что электронная система учета поездок пассажиров выбирается оператором электронных социальных проездных документов победившем в отборе, то есть властные полномочия реализуются хозяйствующим субъектом, что является грубым нарушением части 3 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», которой установлен запрет на совмещение функций органов власти и функций хозяйствующих субъектов.

Кроме того, самостоятельным нарушением процедуры конкурсного отбора является установленная пунктом 5.6 Порядка отбора норма, в соответствии с которой участник отбора в составе Заявки вправе предоставить дополнительные материалы, которые не являются обязательными, но в соответствии с Приложением № 2 Порядка отбора именно по этим документам производится оценка заявок участников.

В отношении сроков внедрения электронных социальных проездных документов и в отношении количества муниципальных образований Пермского края, где имеются нежилые (офисные) помещения, планируемые к использованию под пункты обслуживания ЭСПД (пункты 4 и 5 критериев отбора), участники отбора представляют письма, а не документы, подтверждающие наличие у участников отбора прав на существующую электронную систему учета поездок, а также не правоустанавливающие документы, подтверждающие наличие права на объекты (собственность, иное право владения), не оценивается возможность их использования под пункты обслуживания ЭСПД, критериев оценки такой пригодности существующие в настоящее время правовые акты органов власти Пермского края не содержат. Вышеизложенное может привести к злоупотреблению правами одних участников отбора и нарушать права других. Необеспечение равенства правового положения участников отбора, субъективизм комиссии по отбору при подведении итогов отбора свидетельствует о нарушении статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции». В результате установленных критериев отбора ООО «Прокарт», участвуя в отборе оператора ЭСПД, не набрал необходимо количество баллов.

В отношении признания незаконным пункта 14 Порядка отбора административный истец указал, что данный пункт проводит оценку и ранжирование заявок в соответствии с критериями отбора согласно приложению № 2 к Порядку отбора, в связи с чем, также подлежит признанию недействующим.

В судебном заседании законный представитель и представитель административного истца ООО «Прокарт» на удовлетворении заявленных требований настаивают.

Представители административного ответчика - Министерства транспорта Пермского края в суде с заявленными требованиями не согласились по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве административного ответчика Правительства Пермского края исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель заинтересованного лица ПКГУП «Автовокзал» в судебном заседании требования, изложенные в административном исковом заявлении, не поддержал, свои возражения изложил в письменном виде.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с подп. 12, 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) (подп. 12); социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, жертв политических репрессий, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан (подп. 24).

По названным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации (пункт 3.1 указанной выше статьи).

Реализуя предоставленные федеральным законодателем полномочия, Законодательное Собрание Пермской области и Законодательное Собрание Коми-Пермяцкого автономного округа приняли Закон Пермского края от 12.10.2006 № 19-КЗ «Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края», предметом которого являются организационные, правовые и экономические основы организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края.

Статьей 4 указанного Закона определены полномочия Правительства Пермского края в сфере организации транспортного обслуживания населения, который определяет орган исполнительной власти Пермского края, уполномоченный на организацию транспортного обслуживания населения на территории Пермского края, создание условий для предоставления транспортных услуг населению, в том числе инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), на межсубъектных, краевых и межмуниципальных маршрутах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом положения части 2 статьи 9 Закона Пермского края от 12.10.2006 № 19-КЗ «Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края» устанавливают, что расходные обязательства соответствующих бюджетов по финансовому обеспечению перевозок пассажиров возникают в случае принятия нормативных правовых актов, регулирующих предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат и(или) недополученных доходов, связанных с перевозкой пассажиров, на условиях и в порядке, установленных организатором транспортного обслуживания населения, либо в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Как следует из Положения о Министерстве транспорта Пермского края, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 07.09.2012 № 828-п, Министерство является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции по выработке региональной политики и нормативному правовому регулированию в сфере реализации региональной политики рационального и перспективного развития транспортной и дорожной инфраструктуры в Пермском крае. В рамках поставленных целей Министерство организует транспортное обслуживание населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

Согласно пунктам 5.1, 5.4.1 Положения, Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности губернатором Пермского края по представлению председателя Правительства Пермского края. Министр руководит деятельностью Министерства, издает приказы и распоряжения, дает поручения и указания, организует контроль за их исполнением.

Приведенные положения действующего федерального и регионального законодательства свидетельствуют о том, что оспариваемый ООО «Прокарт» Приказ Министерства транспорта Пермского края принят по вопросу, отнесенному к ведению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах предоставленной Министерству компетенции и возложенных на него Постановлением Правительства Пермского края от 11.09.2015 № 626-п обязанностей по принятию нормативного правового акта.

Приняв указанный Приказ, исполнительный орган государственной власти Пермского края не нарушил порядок подготовки и согласования оспариваемого нормативного правового акта, форму и вид принимаемого акта; правила введения его в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу. Приказ Министерства от 05.10.2015 № ** прошел согласование, правовую и антикоррупционную экспертизу, в соответствии с положениями Приказа Министерства транспорта Пермского края от 29.05.2015 № ** опубликован в установленном указом губернатора Пермского края от 24.07.2008 № 37 порядке на официальном сайте Министерства транспорта Пермского края – *** 05.10.2015 и вступил в силу с момента его опубликования (пункт 2 указа губернатора от 24.07.2008 № 37).

Проверяя доводы административного истца относительно несоответствия нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

На территории Пермского края приняты законы: О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой страховой стаж (Закон Пермской области от 02.10.2000 № 1147-167), О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области (Закон Пермской области от 30.11.2004 № 1830-388), а также Закон Пермского края от 09.11.2010 № 700-ПК «О распространении действия отдельных положений Закона Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области» на граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации».

В целях реализации указанных выше законов, а также в целях возмещения хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов Правительством Пермского края 19.10.2010 принято постановление № 739-п, которым утверждены: Порядок определения объема бюджетных обязательств на передачу иных межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджеты муниципальных образований Пермского края на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки на территории Пермского края отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов; Порядок распределения доходов от реализации социальных проездных документов; Порядок распределения и передачи иных межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджеты муниципальных образований Пермского края на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов, за счет средств бюджета Пермского края.

Для повышения эффективности социальной поддержки и обслуживания населения постановлением № 626-п Правительства Пермского края 11.09.2015 внесены изменения в постановление Правительства Пермского края от 19.10.2010 № 739-п, в частности, при внесении изменений на Министерство транспорта Пермского края возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления в силу настоящего Постановления утвердить Порядок проведения отбора оператора электронных социальных проездных документов (далее - ЭСПД) в Пермском крае.

В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 11.09.2015 № 626-п, Министерством транспорта Пермского края издан приказ от 05.10.2015 № **, которым утвержден Порядок проведения отбора оператора электронных социальных проездных документов в Пермском крае (далее – Порядок), определяющий процедуру и условия проведения отбора оператора ЭСПД в Пермском крае, с целью заключения соглашения Министерством транспорта Пермского края с оператором ЭСПД в Пермском крае.

В пункте 5 Порядка установлено, что для участия в отборе хозяйствующие субъекты (заявитель) представляют в Министерство транспорта заявку об участии в отборе по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку с приложением документов, перечень которых указан в пунктах 5.1 – 5.5 Порядка. При этом в пункте 5.6 Порядка предусмотрено, что дополнительные материалы к Заявке предоставляются при наличии и могут содержать следующие документы, заверенные уполномоченным лицом:

5.6.1 копии договоров или соглашений заявителя с хозяйствующими субъектами, подтверждающие наличие опыта в годах распределения денежных средств от реализации социальных проездных документов (далее - СПД) между заявителем и хозяйствующими субъектами, осуществляющими перевозки льготных категорий граждан с использованием СПД;

5.6.2 копии договоров или соглашений заявителя с хозяйствующими субъектами, подтверждающие опыт распределения денежных средств от реализации социальных проездных документов по количеству видов транспорта (транспорт общего пользования городского сообщения, автомобильный транспорт пригородного сообщения, водный транспорт пригородного сообщения, железнодорожный транспорт пригородного сообщения);

5.6.3 копии писем муниципальных образований Пермского края, подтверждающих опыт предоставления заявителем отчетности о распределении средств от реализации социальных проездных документов хозяйствующим субъектам, осуществляющим перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов;

5.6.4 письмо заявителя о сроке внедрения системы электронных социальных проездных документов;

5.6.5 письмо заявителя с указанием адресов нежилых (офисных) помещений, планируемых к использованию под пункты обслуживания ЭСПД.

5.6.6 копии документов, подтверждающих право собственности на нежилое (офисное) помещение и (или) право пользования и владения нежилым (офисным) помещением на территории муниципального образования Пермского края, которое планируется использовать под пункты обслуживания ЭСПД.

Пунктом 14 Порядка установлено, что для определения победителя отбора Комиссия начисляет баллы по каждой Заявке и проводит ранжирование Заявок в соответствии с критериями отбора согласно приложению 2 к настоящему Порядку.

В Приложении № 2 к Порядку определены 5 критериев оценки заявок на участие в отборе оператора ЭСПД в Пермском крае с указанием по каждому критерию количества начисляемых баллов:

1. Опыт оказания услуг в качестве оператора социальных проездных документов в Пермском крае (определяется сроком действия договоров или соглашений заявителя с хозяйствующими субъектами, осуществляющими перевозки на территории Пермского края отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов);

2. Количество видов транспорта из перечисленных: транспорт общего пользования городского сообщения, автомобильный транспорт пригородного сообщения, водный транспорт пригородного сообщения, железнодорожный транспорт пригородного сообщения, на которых имеется опыт распределения денежных средств от социальных проездных документов в Пермском крае (подтверждается наличием договоров или соглашений заявителя с хозяйствующими субъектами, осуществляющими перевозки на территории Пермского края отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов);

3. Количество муниципальных образований Пермского края (далее - МО), в которых у заявителя есть опыт предоставления отчетности о распределении средств от реализации социальных проездных документов хозяйствующим субъектам, осуществляющим перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов (подтверждается письмами МО);

4. Срок внедрения системы электронных социальных проездных документов (подтверждается письмом заявителя);

5. Количество муниципальных образований Пермского края (далее - МО), в которых имеются нежилые (офисные) помещения, планируемые к использованию под пункты обслуживания ЭСПД (определяется адресом нежилого (офисного) помещения, указанным в письме заявителя, подтвержденным свидетельством о государственной регистрации права и (или) документом, дающим право владения и пользования любым законным способом на срок, не менее срока действия соглашения с оператором ЭСПД).

Исследование нормативного правого акта приводит к выводу о том, что оспариваемые положения Порядка не противоречат иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Порядок проведения отбора оператора электронных социальных проездных документов разработан с целью заключения соглашения Министерством транспорта Пермского края с оператором электронных социальных проездных документов в Пермском крае. Как следует из Соглашения от 28.10.2015, заключенного по результатам проведенного отбора, между Министерством транспорта Пермского края и ПКГУП «Автовокзал» (л.д. 37-39), предметом настоящего соглашения является обмен информацией в соответствии с постановлением Правительства Пермского края № 739-п, в том числе, ведение электронной базы данных всех транзакций по ЭСПД.

Постановление Правительства Пермского края № 739-п (в ред. постановления Правительства Пермского края от 17.12.2015 № 1102-п) в качестве оператора ЭСПД определяет организацию, получающую денежные средства за изготовление и распространение ЭСПД, пополнение месячного транспортного ресурса и осуществляющую распределение полученных денежных средств от пополнения месячного транспортного ресурса хозяйствующим субъектам, заключившую соглашение с Министерством транспорта Пермского края по итогам отбора.

Утвержденный постановлением Правительства Пермского края № 739-п Порядок распределения доходов от реализации социальных проездных документов, устанавливает, что оператор ЭСПД производит организацию приема заявлений граждан на оформление и выдачу ЭСПД, изготовленные ЭСПД регистрируются в электронной системе учета документов оператора ЭСПД. Оператор заключает договор с хозяйствующими субъектами, осуществляющими перевозки держателей ЭСПД на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) на территории Пермского края; полученные от пополнения месячного транспортного ресурса доходы, причитающиеся хозяйствующим субъектам, оператор ЭСПД распределяет между ними, а также в установленный срок направляет в Министерство транспорта Пермского края отчет по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку.

Порядком приобретения социальных проездных документов для проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) на территории Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 22.12.2010 № 1075-п установлено, что на территории Пермского края для проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) применяются социальные проездные документы в бумажном виде и в виде электронного социального проездного документа (п. 1.2 Порядка). При этом положениями пунктов 3.1 – 3.6 указанного Порядка предусмотрено, что заявление на оформление и выдачу ЭСПД, принятие заявлений в случае утери и порчи ЭСПД производит оператор ЭСПД, в том числе посредством привлечения агентов, в пункте обслуживания ЭСПД.

Министерством транспорта Пермского края 05.02.2016 принят приказ № **, которым утвержден Регламент регистрации факта проезда держателей ЭСПД. Данный регламент устанавливает, что ЭСПД принимается для регистрации факта и стоимости проезда на всех видах транспорта городского и пригородного сообщения (кроме такси) на территории Пермского края, оборудованных валидаторами, подключенных к автоматизированной системе оператора ЭСПД. При этом хозяйствующие субъекты осуществляющие перевозку держателей ЭСПД, ежедневно передают оператору ЭСПД реестр транзакций со всех валидаторов, считывателей, иных устройств по реализации билетов и фиксации факта и стоимости проезда непосредственно в программу сервера.

Как указано выше, в соответствии с подп. 12, 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ к предмету совместного ведения, осуществляемым органом государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение), а также социальная поддержка льготной категории граждан.

По названным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации (пункт 3.1 указанной выше статьи).

Следовательно, субъект Российской Федерации с целью создания условий для предоставления транспортных услуг отдельной категории населения Пермского края, а также в целях совершенствования механизма использования бюджетных ассигнований Пермского края, направленных на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки на территории Пермского края отдельной категории граждан с использованием социальных проездных документов, вправе был внедрить электронные социальные карты, использование которых отражалось бы в электронной базе данных всех транзакций по ЭСПД, а также вправе был установить соответствующие критерии для отбора оператора ЭСПД.

Действующее федеральное законодательство, регулирующее отношения в сфере организации пассажирских перевозок, не содержит запретов на установление критериев оценки оператора электронных социальных проездных документов, претендующего на заключение соглашения по передаче информации по осуществляемым перевозкам отдельной категории граждан.

Вступившая с 11.01.2016 статья 20 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.

В силу положений статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям названного публично-правового образования. При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования денежных средств своего бюджета (статья 31 Кодекса).

Пунктом 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия субъекта Российской Федерации.

Таким образом, совершенствование механизма использования бюджетных ассигнований Пермского края в целях возмещения хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки на территории Пермского края отдельной категории граждан с использованием социальных проездных документов относится к полномочиям субъекта Российской Федерации, в связи с чем в рамках предоставленных полномочий субъект Российской Федерации был вправе самостоятельно определить порядок, установить критерии отбора оператора ЭСПД.

Как следует из материалов дела, ООО «Прокарт» принимал участие в конкурсе на право заключения соглашения между Министерством транспорта Пермского края и оператором ЭСПД, но не был признан победителем, поскольку набрал меньше баллов (12 баллов), чем второй участник – ПКГУП «Автовокзал» (57 баллов).

Доводы административного истца относительно нарушения положений статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» суд находит несостоятельными.

Исходя из пункта 5.6 Порядка отбора к заявке об участии в отборе участники конкурса вправе представить дополнительные материалы, указанные в пункте 5.6.1 – 5.6.6, которые не являются обязательным условием допуска участников конкурса, доступ к участию в отборе открыт неограниченному кругу лиц, зарегистрированным в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, которые на момент подачи заявки не находятся в процедуре ликвидации или банкротства, и на имущество которых не наложен арест и (или) экономическая деятельность которых не приостановлена в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

Поскольку каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение о подаче заявки на участие в отборе, все участники отбора равны между собой, самостоятельные действия каждого из участников отбора будут влиять на результаты этого отбора и победителем будет определен лучший оператор ЭПСД, то есть более конкурентоспособный, то, следовательно, данное положение о представлении дополнительных материалов к заявке, указанное в пункте 5.6 Порядка отбора, не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности.

По смыслу статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", действиями, ведущими к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, являются действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию актов, которые вводят ограничения в отношении осуществления отдельных видов деятельности, а также необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектам. Между тем, из оспариваемых норм не следует, что они содержат какие-либо положения, запрещающие либо препятствующие хозяйствующим субъектам осуществлению предпринимательской деятельности в сфере перевозок пассажиров, как на платной основе, так и на основании установленных льгот, сбору и обмену информацией по системе ЭСПД.

При этом целью проведения отбора на право осуществления деятельности оператора ЭСПД с целью обмена информацией в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 19.10.2010 № 739-п является отбор оператора, обеспечивающего бесперебойную работу электронной системы учета ЭСПД, возможность оформления и выдачи ЭСПД соответствующим категориям граждан, регистрацию данных ЭСПД в электронной системе учета, ведение полного сбора информации по количеству выданных ЭСПД, а также всех транзакций по ЭСПД, а сама по себе возможность проиграть в конкурсе не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности или создание одному из участников отбора преимущественных условий участия по отношению к иным участникам отбора.

Согласно пункту 2 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом.

Уполномоченный орган при проведении отбора реализует комплекс организационных мероприятий и распорядительных действий с целью отбора оператора ЭСПД, то есть Порядок отбора является актом не гражданского, а административного законодательства, при этом Министерство транспорта не выступает собственником вещи либо обладателем имущественных прав, также отбор не предусматривает приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг или приобретение имущественных прав, в связи с чем оспариваемые административными истцами положения нормативного правового акта не противоречат положениям статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации. Как было указано, предметом соглашения с оператором ЭСПД является обмен информацией в соответствии с постановлением Правительства Пермского края № 739-п.

В связи с чем, является безосновательной ссылка административных истцов и на нарушение Министерством транспорта положений пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", которая устанавливает правовые основы антимонопольного контроля в отношении порядка заключения договора посредством определенных конкурентных процедур: торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений с целью недопущения действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Положения пунктов 5.6.1-5.6.3 Порядка и критерии оценки, закрепленные в пунктах 1-3 Приложения № 2, предусматривают наличие опыта оказания услуг в качестве оператора социальных проездных документов в Пермском крае; количество видов транспорта, на которых имеется опыт предоставления отчетности о распределении денежных средств от реализации социальных проездных документов; количество муниципальных образований Пермского края, в которых у заявителя есть опыт предоставления отчетности о распределении денежных средств от реализации социальных проездных документов хозяйствующим субъектам, осуществляющим перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов.

Анализ данных положений позволяет прийти к выводу, что указанные выше критерии должны подтвердить наличие опыта необходимого для обеспечения гарантии предоставления достоверной информации в рамках заключенного Соглашения, а также обширного опыта распределения денежных средств, полученных от реализации социальных проездных документов в Пермском крае на различных видах транспорта и взаимодействия с органами местного самоуправления. На данное обстоятельство ссылался в своем письменном отзыве и в пояснениях в ходе судебного разбирательства представитель Министерства транспорта Пермского края. Оснований ставить под сомнение данные доводы суд не усматривает.

Установленный критерий о сроке внедрения системы ЭСПД обусловлен принятием постановления Правительства Пермского края от 22.12.2010 № 1075-п «Об утверждении порядка приобретения социальных проездных документов для проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) на территории Пермского края и об установлении стоимости социальных проездных документов», которым установлено, что социальный проездной документ в бумажном виде утрачивает свою силу с 01.04.2016.

При этом административный истец безосновательно указывает, что срок внедрения системы ЭСПД должен являться существенным условием соглашения, поскольку существенное условие заключенного Соглашения определено его предметом и является обмен информацией, а не обязанность внедрить систему.

Относительно, указанных в пунктах 5.6.5, 5.6.6 документов, которые заявитель вправе представить к заявке на участие в отборе, и критерия оценки, закрепленного в пункте 5 Приложения № 2, о количестве муниципальных образований Пермского края, в которых имеются нежилые (офисные) помещения, планируемые к использованию под пункты обслуживания ЭСПД, суд исходит из того, что данный критерий установлен в целях обеспечения оперативности и мобильности получения достоверной информации о факте проезда льготных категорий граждан на территории муниципальных образований. Следует также учитывать, что именно на оператора ЭСПД возложена обязанность организовать прием заявлений граждан на изготовление и выдачу ЭСПД на территории соответствующего муниципального образования, что обеспечит доступность обслуживания ЭСПД для граждан Пермского края.

Ссылка ООО «Прокарт» на статью 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», которой установлен общий срок рассмотрения заявлений 30 дней, не может быть применена к рассматриваемым правоотношениям, поскольку в пункте 5.6.3 Порядка отбора не конкретизируется, что необходимо представить ответ на последнее из писем, запрошенное именно для участия в отборе, а указано, что участниками отбора может быть представлены любая, прежде имеющаяся переписка о рабочем взаимодействии, связанном с распределением средств от реализации социальных проездных документов.

С учетом изложенного, является безосновательным утверждение административного истца, что в пунктах 5.6.5 и 5.6.6 Порядка отбора установлена намеренная невозможность реализовать указанное условие, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» срок регистрации прав на недвижимое имущество составляет минимум 5 дней.

Необходимость представления письма заявителя с указанием адресов нежилых (офисных) помещений, планируемых к использованию под пункты обслуживания ЭСПД, оценивается комплексно с копиями документов, подтверждающими право собственности на указанные помещения и (или) право пользования, владения ими на территории муниципального образования Пермского края, которое планируется использовать под пункты обслуживания ЭСПД. Заявитель к заявке для участия в отборе представляет имеющиеся у него в наличии на момент подачи заявки документы, подтверждающие право собственности на нежилые (офисные) помещения и (или) право пользования и владения данными помещениями на территории муниципального образования.

Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 10.02.2016 № 01239-16 не влечет за собой безусловного удовлетворения заявленных требований административного истца, поскольку не обладает признаками нормативного правового акта имеющего большую юридическую силу и не свидетельствует о противоречии нормативного правового акта в оспариваемой части положениям федерального законодательства, с связи с чем не может повлечь признания Порядка отбора в оспариваемой части недействующим.

Суд находит неубедительной ссылку административного истца на положения постановления главы города Кунгура от 04.03.2008 № 122 «О порядке распределения оператором денежных средств, поступающих за реализацию социальных проездных документов», постановление администрации г. Перми от 17.01.2008 № 16 «Об определении МУ «Горпассажиртранс» оператором по распределению денежных средств, поступивших от реализации социальных проездных документов», поскольку данные нормативные правовые акты имеют меньшую юридическую силу по отношению к Приказу Министерства транспорта Пермского края и регулируют иной предмет.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление ООО «Прокарт» удовлетворению не подлежит. Оспариваемые положения Порядка отбора оператора ЭСПД, утвержденные Приказом Министерства транспорта Пермского края от 05.10.2015 № **, не могут быть признаны недействующими, поскольку их нормы не противоречат федеральному и региональному законодательству, иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать ООО «Прокарт» в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 5.6, 14 Порядка и Приложения № 2 к Порядку проведения отбора оператора электронных социальных проездных документов в Пермском крае, утвержденного приказом Министерства транспорта Пермского края 5 октября 2015 года за № **.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 29 февраля 2016 года.

Судья – О.Н. Ефремова