Дело № 3а-26/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Верховный Суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Черткова С.Н.
при секретаре – Володиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Автономного учреждения Республики Алтай «Шебалино лес» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в связи с недостоверными сведениями,
УСТАНОВИЛ
Автономное учреждение Республики Алтай «Шебалино лес» обратилось в Верховный суд Республики Алтай с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в связи с недостоверными сведениями. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, категория – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения и обслуживания административного здания. Указанный земельный участок используется учреждением для размещения и обслуживания производственной базы, пилорамы и гаражей. Основой вид деятельности учреждения – лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность. Согласно уставу истец является специализированным автономным учреждением, созданным для выполнения работ по тушению лесных пожаров и осуществления работ по защите, охране и воспроизводству лесов. В здании, расположенном на земельном участке предусмотрены помещения для оформления сопутствующих производственной деятельности документов, работы штаба по координации мероприятий ПХС, питания и отдыха работников. По мнению истца, кадастровая стоимость земельного участка ошибочно определена исходя из удельного показателя, установленного для 7 группы видов разрешенного использования, вместо 9 группы, что нарушает его права, как плательщика земельного налога.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Муниципального образования «Чергинское сельское поселение», извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явились.
В судебном заседании представители административного истца – Огнев В.И., Чанских Л.Г. поддержали заявленное требование.
Представитель Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай Киселева Т.В. не возражала относительно удовлетворения административного искового заявления.
Изучив материалы дела, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения (п. 5 ст. 65 ЗК РФ).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В соответствии с абз.1 ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (абз. 11, 12).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» исходя из содержания ст. 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости. При рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Исходя из содержания ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закона о кадастре), действовавшей до 01.01.2017 года, кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 года № 540, согласно его п. 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».
В соответствии с п. 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года №316, и п. 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 года №39, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования.
Вышеназванными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как: земельные участки, предназначенные для: размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).
Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай от 28 ноября 2016 годам № 587 в соответствии со ст. 66 ЗК РФ, ст. 24.17 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Положением о Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай, утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Алтай по состоянию на 01 января 2016 года (приложение № 1), среднее значение удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Республики Алтай по кадастровым кварталам в разрезе видов разрешенного использования (приложение № 2), а также средне значение удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам, городскому округу Республики Алтай (приложение № 3).
Согласно приложениям № 2 и 3 к указанному Приказу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай к 7-му виду разрешенного использования земельных участков относятся земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, к 9-му виду разрешенного использования земельных участков относятся земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
У Автономного учреждения Республики Алтай «Шебалино лес» на праве постоянного (бессрочного) пользования находится земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 17107 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок принадлежит на праве собственности Республике Алтай, включен в соответствующий реестр государственной собственности Республики Алтай согласно выписке № от <дата>.
Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости была определена в отчете об определении кадастровой стоимости от 24 октября 2016 года №562/16/04 – с отнесением земельного участка к 7 группе видов разрешенного использования (земельных участков для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения). Согласно указанного отчета определение кадастровой стоимости осуществлялось, в том числе на основании Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 года №39.
Указанный отчет размещен на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии http://rosreestr.ru в разделе «Фонд данных государственной кадастровой оценки» и содержит сведения о группах видов разрешенного использования, а также удельных показателях кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов в разрезе групп видов разрешенного использования.
Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай от 28 ноября 2016 годам № 587 кадастровая стоимость объекта недвижимости – земельного участка, кадастровый номер № установлена по состоянию на 01 января 2016 года в размере 12740609 рублей 32 копейки, исходя из удельного показателя 744,76 руб./кв.м установленного для 7 группы видов разрешенного использования и площади участка 17107 кв.м, что сторонами не оспаривалось. С 01 января 2016 года расчет земельного налога производится исходя из указанной кадастровой стоимости земельного участка.
Обращаясь с настоящим иском в суд, административный истец указывает, что земельный участок с кадастровым номером 04:04:070103:574 при проведении массовой кадастровой оценки неправомерно был отнесен к 7 группе видов разрешенного использования, тогда как его надлежало отнести к 9 группе видов разрешенного использования, просил исправить допущенную ошибку и установить кадастровую стоимость земельного участка исходя из удельного показателя для 9 группы видов разрешенного использования.
В Государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования спорного земельного участка указан «для размещения и обслуживания административного здания», относится к категории земель - земли населенных пунктов.
Вид разрешенного использования земельного участка «для размещения и обслуживания административного здания» не является однозначно определенным, может быть отнесен к группе видов разрешенного использования, содержащейся как в пункте 1.2.7, так и к группе, указанной в пункте 1.2.9 названного Приказа Минэкономразвития России от 15.02.2007 года №39. Содержание вида разрешенного использования земельного участка должно выясняться с учетом фактического использования такого объекта недвижимого имущества.
Как следует из материалов дела и установлено судом, основным видом деятельности административного истца является лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность (02.10), дополнительными – разведение прочих животных (01.49), охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях (01.70), лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность (02.1), лесозаготовки (02.20), предоставление услуг в области лесоводства и лесозаготовок (02.40), рыболовство (03.1), распиловка и строгание древесины (16.1), предоставление услуг по пропитке древесины (16.10.9), производство прочих деревянных строительных конструкций и столярных изделий (16.23).
Согласно технического паспорта ФГУП «Ростехинвентаризация» на указанном земельном участке расположено принадлежащее административному истцу на праве оперативного управления здание для обслуживающего персонала, назначение – нежилое, общая площадь 41,8 кв.м. Также на указанном земельном участке имеются строения гаражей, пилорамы.
До этого кадастровая стоимость указанного участка составляла 499182 рубля 26 копеек исходя из удельного показателя 29,18 руб./кв.м и площади участка 17107 кв. м, и была утверждена 20.07.2010 года (акт об утверждении кадастровой стоимости № от <дата>) исходя из удельного показателя установленного для 7 группы видов разрешенного использования, что сторонами так же не оспаривалось.
Между тем, Приказом Минэкономразвития РФ от 11.01.2011 N 3 в пункт 1.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. N 39 изменения согласно которых из указанного пункта исключено указание на отнесение к данной категории земельных участков, предназначенных для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
Указанное обстоятельство при проведении оценки согласно отчета от 24 октября 2016 года №562/16/04 и утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Алтай по состоянию на 01 января 2016 года учтено не было.
Согласно Правилам землепользования и застройки МО «Чергинское сельское поселение», земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне П1 – производственная зона (3 01), с указанием соответствующих основных, условно-разрешенных и вспомогательных видов разрешенного использования (статья 43).
Суд также принимает во внимание, что постановлением Сельской администрации Муниципального образования «Чергинское сельское поселение № от <дата> вид разрешенного использования земельного участка изменен на «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».
На основе анализа установленных по делу обстоятельств и приведенных выше положений закона, с учетом установленного функционального назначения земельного участка принадлежащего административному истцу, вида его разрешенного использования, фактического использования земельного участка и размещенного на нем объекта недвижимого имущества, суд приходит к выводу об ошибочном отнесении земельного участка с кадастровым номером № к 7 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения), вместо 9 группы видов разрешенного использования (земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).
Неверное отнесение земельного участка по виду разрешенного использования привело к увеличению удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка и указывает на наличие кадастровой ошибки в данных сведениях, подлежащих внесению в состав сведений в ГКН, что соответственно повлекло неверное определение кадастровой стоимости, от которой зависит размер уплачиваемого налога, и как следствие нарушение прав и законных интересов истца.
Доказательств того, что спорный земельный участок административным истцом использовался для целей, относящихся к 7 группе видов разрешенного использования, материалы дела не содержат.
Лица, участвующие в деле, также не оспаривали факт наличия ошибки при определении группы видов разрешенного использования спорного объекта.
При таких обстоятельствах, установленную ошибку в целом следует расценивать как недостоверность сведений об объекте недвижимости, повлекших в рассматриваемом случае неправильное определение кадастровой стоимости.
То обстоятельство, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены органом государственного учета в ГКН на основании приказа Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай от 28 ноября 2016 годам № 587, не исключают возможности пересмотра кадастровой стоимости по основанию наличия кадастровой ошибки, в данном случае неправильном определении условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости - его целевое назначение, то есть недостоверности сведений, и не противоречит принципу актуализации сведений государственного кадастра недвижимости.
Суд квалифицирует сведения о спорном земельном участке, содержащиеся в ЕГРН до 01.01.2017 года, как кадастровую ошибку, что само по себе никаких прав лиц, участвующих в деле не нарушает.
Частью 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Суд устанавливает дату подачи Автономным учреждением Республики Алтай «Шебалино лес» заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков – 28 мая 2018 года с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость земельного участка, которой является дата обращения административного истца с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай.
По смыслу ст. 24.18, ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Согласно ч. 6 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Автономного учреждения Республики Алтай «Шебалино лес» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в связи с недостоверными сведениями, удовлетворить.
Устранить кадастровую ошибку в сведениях Государственного кадастра недвижимости путем установления с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай от 28 ноября 2016 годам № 587 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Алтай», кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2016 года земельного участка с кадастровым номером №, площадью 10107 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, исходя из удельного показателя для 9 группы видов разрешенного использования.
Внести соответствующие изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью 10107 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
Установленная кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2018 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка считать 28 мая 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.Н. Чертков
Мотивированное решение составлено 24 декабря 2018 года.