Дело № 3а-26/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2019 года город Ульяновск
Ульяновский областной суд в составе:
судьи Зуевой Н.В.,
при секретаре Дубровиной Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Кияева Николая Алексеевича к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка на основании установления в отношении него рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л :
Кияев Н.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 13 224,2 кв.м, расположенного по адресу: ***, на основании установления в отношении него рыночной стоимости.
Требования мотивировала тем, что указанный земельный участок принадлежит ему на праве аренды, что подтверждается договором передачи прав и обязанностей по договору аренды от 3 февраля 2012 года.
Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2011 года установлена в размере 16 634 594 руб. 75 коп.
Согласно отчету оценщика ООО «Многопрофильный деловой центр» от 29 ноября 2018 года рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2011 года составляла 11 414 315 руб. 08 коп.
Поскольку арендная плата поставлена в зависимость от кадастровой стоимости земельного участка, то результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка затрагивают интересы Кияева Н.А. как арендатора земельного налога.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, администрация г. Ульяновска.
В судебное заседание административный истец Кияев Н.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился.
Представитель административного истца Каленков А.А. в судебном заседании уточнил исковые требования, просил определить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, указанной в заключении автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск» с учетом дополнения к заключению, в размере 11 372 812 руб.
Представитель Правительства Ульяновской области в письменном отзыве не возражал против пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указывает на то, что орган регистрации прав не принимал участия в проведении и утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, поэтому является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменных возражениях указал, что разрешение заявленных требований по существу оставляет на усмотрение суда, не оспаривая право Кияева Н.А. на пересмотр кадастровой стоимости земельного участка.
Представители Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, администрация г.Ульяновска, администрации Железнодорожного района г. Ульяновска, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Заслушав представителя истца, эксперта, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.20 указанного Федерального закона в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Материалами дела установлено, что Кияеву Н.А. на основании договора передачи прав и обязанностей по договору аренды от 3 февраля 2012 года принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 13 224,2 кв.м, расположенный по адресу: ***.
Как следует из приложения № 2 к договору аренды земельного участка от 9 октября 2008 года № 02/24-479 «Расчет арендной платы» арендная плата за пользование земельным участком рассчитывается с учетом его кадастровой стоимости.
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***были внесены в ЕГРН 1 марта 2012 года, следовательно, пятилетний срок истек 1 марта 2017 года.
Административное исковое заявление подано Кияевым Н.А. в суд 20 декабря 2018 года, то есть с пропуском срока.
Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как кадастровая стоимость земельного участка, исходя из которой рассчитываются налоговые платежи, является актуальной для административного истца. Очередная государственная кадастровая оценка земель Ульяновской области не проводилась. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.
Из выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 22.02.2019 следует, что на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 года № 21-П кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ***по состоянию на 1 января 2011 года установлена в размере 16 634 594 руб. 75 коп.
Согласно представленному административным истцом отчету об оценке ООО «Многопрофильный деловой центр» от 29 ноября 2018 года рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2011 года составляла 11 414 315 руб. 08 коп.
Учитывая разницу рыночной стоимости участка и его кадастровой стоимости, судом по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».
Согласно заключению № 010/030-2019 от 16 января 2019 года названного экспертного учреждения, дополнению к нему и пояснениям эксперта Карповой Е.Б., данным в судебном заседании, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***по состоянию на 1 января 2011 года составляла 11 372 812 руб.
У суда нет оснований не доверять данному заключению, дополнению к нему, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Проанализировав содержание заключения и дополнения к нему, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.
Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Представителями административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц заключение не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Кияева Николая Алексеевича о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 1 января 2011 года в размере 11 372 812 руб.
Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 20 декабря 2018 года.
Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В.Зуева