ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-26/20 от 24.07.2020 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело № 3а-26/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Якутск 24 июля 2020 года

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:

судьи Дьяконовой З.С.,

при секретаре Осиповой Е.П.,

с участием прокурора Марковой Д.Р.,

истца Стручкова С.В., его представителя Зуева А.В., представителя заинтересованного лица Администрации МО «Поселок Чокурдах» ******** Кузьмичева К.В., представителя заинтересованного лица Департамента по местному самоуправлению Администрации Главы и Правительства РС(Я) Тарских Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Стручкова С.В. о признании незаконным решение поселкового Совета депутатов муниципального образования «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса (района) Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2020 года № 388 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Поселок Чокурдах»,

УСТАНОВИЛ:

Стручков С.В. обратился в суд с иском о защите избирательных прав и права на референдум и признании незаконным решение поселкового Совета депутатов муниципального образования «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса (района) Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2020 года № 388 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Поселок Чокурдах», о возложении обязанности на Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) отменить регистрацию изменений в Устав МО «Поселок Чокурдах».

Иск был предъявлен к Администрации МО «Поселок Чокурдах» и к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия).

Определением судьи Верховного Суда РС(Я) от 30 апреля 2020 года, с согласия истца, произведена замена ненадлежащих ответчиков на надлежащего ответчика - поселковый Совет депутатов МО «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса (района) Республики Саха (Якутия)(т.1 л.д. 160).

Истец просит признать незаконным указанное выше решение поселкового Совета депутатов муниципального образования «Поселок Чокурдах», к Управлению Минюста РФ по РС(Я) предъявлено требование о возложении обязанности отменить государственную регистрацию изменений в Устав, произведенную 27 февраля 2020 года. Таким образом, предметом иска является оспаривание нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления, которое подлежит рассмотрению Верховным Судом РС(Я). При этом требование о признании незаконным решение представительного органа местного самоуправления суд рассматривает как требование о признании оспариваемого решения недействующим, противоречащим нормам большей юридической силы.

Исковое заявление в части требований о возложении обязанности на Управление Министерства юстиции РФ по РС(Я) отменить государственную регистрацию изменений в Устав, произведенную 27 февраля 2020 года. оставлено без рассмотрения, о чем вынесено определение суда от 24 июля 2020 года.

Иск мотивирован следующим. Подпунктом 1.3 пункта 1 оспариваемого решения внесено изменение в ч. 1 статьи 21 Устава муниципального образования «Поселок Чокурдах», а именно указано, что структуру органов местного самоуправления городского поселения составляют:

-поселковый Совет депутатов - представительный орган городского поселения;

- глава поселка - высшее должностное лицо городского поселения.

Истец, со ссылкой на абзац 3 части 2 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления и Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ), указывает, что в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя. В связи с этим считает, что структура органов местного самоуправления поселения должна состоять из представительного органа поселения и только, так как глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя. Считает, что включение в структуру органов местного самоуправления городского поселения главы поселка, как отдельного высшего должностного лица городского поселения, исключает возможность его выбора поселковым Советом депутатов из своего состава. В связи с указанным полагает, что приведенное положение Устава муниципального образования вступает в противоречие с приведенной выше нормой федерального законодательства.

Противоречие оспариваемого решения федеральному законодательству истец усматривает также в том, что при внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования мнение и позиция населения, в том числе его, не были учтены, тем самым нарушены конституционные права граждан. Указывает, что в соответствии с частью 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. В связи с этим мнение населения по указанному вопросу обязательно и является окончательным. Изменения структуры муниципальных органов должны осуществляться при широкой гласности и общественной поддержке.

Истец также оспаривает решение поселкового Совета депутатов на том основании, что оспариваемым решением упразднена администрация поселения, тогда как на законодательном уровне не урегулирован вопрос передачи бюджета поселения. Считает, что исполнение бюджетных полномочий поселковой администрации не может быть возложено на районную администрацию муниципального района «Аллаиховский улус (район)» РС(Я), так как это противоречит законодательству Российской Федерации. Так, указывает истец, в соответствии с ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131- ФЗ установление, изменение и отмена местных налогов и сборов находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Между тем, непроработанность вопросов о правопреемстве бюджетных прав ликвидируемой местной администрации, препятствует реализации таких первостепенных полномочий, как установление и корректировка системы местных налогов и сборов, что противоречит самой сущности местного самоуправления.

В обоснование требований истец также ссылается на ч. 8 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ, которым предусмотрено, что решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В данном случае поселковый Совет депутатов МО «Поселок Чокурдах» четвертого созыва принял решение о самороспуске, то есть, по мнению истца, срок его полномочий не истёк, и, как следствие, изменения в Устав, касающиеся структуры органов местного самоуправления, не могут вступить в силу.

Пунктами 9 и 13 части 1 статьи 31 Устава МО «Поселок Чокурдах» предусмотрены такие основания для досрочного прекращения полномочий главы поселка, как отзыв избирателями и увеличение численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом. По мнению истца, предусмотренное пунктом 1.4 и пунктом 1.10 оспариваемого решения положения, предусматривающие, что глава поселения избирается из числа депутатов и исполняет полномочия председателя поселкового Совета депутатов на постоянной основе, вступают в противоречие с приведенными положениями пункта 9 и 13 части 1 статьи 31 Устава. Истец усматривает в этом несоответствие правилам юридической техники и возможность неоднозначного толкования Устава.

Истец оспаривает решение представительного органа местного самоуправления также по тому основанию, что это решение подписано и.о. главы администрации МО «Поселок Чокурдах» А., которая не является выборным главой, и, как следствие, не обладает равными правами с избранным главой поселения. В дополнительно представленных к иску обращениях в суд Стручков С.В. также указывает на то, что на момент принятия оспариваемого решения А. находилась в отпуске.

Оспаривая решение поселкового Совета депутатов МО «Поселок Чокурдах» истец ссылается на нарушение порядка его опубликования и обнародования. Указывает также, что пунктом 1.30 оспариваемого решения статья 45 Устава дополнена частью 5 следующего содержания: « Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов также используется портал Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» (регистрация в качестве сетевого издания: Эл № ... от 05.03.2018).

Истец указывает, что анализ законодательства, регулирующего правоотношения в сфере опубликования нормативных правовых актов, позволяет сделать вывод о том, что введение оспариваемыми нормами в качестве единственного, безальтернативного источника официального опубликования нормативных актов, принимаемых представительным органом местного самоуправления, опубликование на сайте муниципального органа путем размещения данных актов в электронном виде на соответствующем интернет-портале, в ситуации, когда на территории муниципального образования отсутствуют условия, обеспечивающие доступность подключения неограниченному кругу лиц к сети "Интернет", противоречит федеральному законодательству - части 2 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 №8-ФЗ.

В судебное заседание не явился представитель ответчика - поселкового Совета депутатов МО «Посёлок Чокурдах». Рассмотрение данного дела осуществляется без участия представителя ответчика поселкового Совета депутатов МО «Поселок Чокурдах». Указанный представительный орган принял решение о самороспуске. Новые выборы депутатов отложены на неопределенный срок в связи с принятием мер по противодействию распространения короновирусной инфекции. Производство по данному делу было приостановлено до проведения выборов и формирования органов местного самоуправления. Впоследствии производство по административному делу возобновлено, поскольку суд пришел к выводу о необходимости и возможности рассмотрения дела без участия представителя ответчика. Обстоятельства, послужившие основанием для возобновления производства по данному делу, приведены в определении о возобновлении производства по делу. В частности суд исходил из того, что приостановление производства по административному делу по основанию, предусмотренному п.1 ч.1 ст. 191 КАС РФ осуществляется до определения органа, к компетенции которого отнесено участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения. В данном случае имеются органы, к компетенции которых отнесено участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, а именно Администрация МО «Поселок Чокурдах», Департамент по местному самоуправлению Администрации Главы и Правительства Республики Саха (Якутия), привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц. К участию в деле также привлечено Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия). Суд также учитывает специфику оспариваемого нормативного акта, которым регулируются публичные правоотношения, участником которых является также все население муниципального образования. При таком положении затягивание процесса по данному делу может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц. При этом суд исходит также из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, указанных в п.22 Постановления от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"(далее Постановление Пленума ВС РФ № 50 от 25.12.2028), о том, что задачей судопроизводства при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов или актов, обладающих нормативными свойствами, является обеспечение своевременной и эффективной защиты прав не только административного истца, заявителя, но и неопределенного круга лиц, на которых распространяется действие оспариваемого акта.

В судебное заседание не явился представитель Управления Министерства юстиции РФ по РС(Я), просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Неявка в судебное заседание лица, обратившегося в суд, прокурора, который участвует в судебном разбирательстве в целях дачи заключения по административному делу, а также неявка представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если явка таких лиц не была признана судом обязательной (ч.5 ст. 213 КАС РФ). В связи с указанным суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

В судебном заседании истец Стручков С.В. и его представитель ЗуевА.В. поддержали исковые требования. Истец указывает, что ссылка в иске на защиту избирательных прав и права на участие в референдуме обусловлена тем, что он, как житель поселка, был лишен возможности в обсуждении вопросов, касающихся формирования органов местного самоуправлении. Кроме того, в соответствии с оспариваемыми изменениями глава поселка не будет избираться напрямую населением поселка, и, как следствие, он лишен возможности как выбирать, так и быть избранным в Главы поселка Чокурдах.

Представитель Заинтересованного лица Администрации МО «Поселок Чокурдах» ******** Кузьмичев К.В. считает, что иск подлежит удовлетворению по изложенным в иске основаниям.

Заинтересованным лицом Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) представлено письменное возражение на иск, в котором указано, что оспариваемым решением, зарегистрированным Управлением Минюста России по Республике Саха (Якутия) 27.02.2020 за государственным номером № ... закреплена передача полномочий поселковой администрации районной администрации муниципального района «Аллаиховский улус (район)» Республики Саха (Якутия).

Также в отзыве указано, что у Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике (Якутия) имелись необходимые и достаточные основания для принятия решения о государственной регистрации решения поселкового Совета депутатов муниципального образования «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса (района) Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2020 года № 388 «О внесении изменений дополнений в Устав муниципального образования «Поселок Чокурдах», поскольку решение принято в пределах полномочий поселкового Совета депутатов, установленных пунктом 1 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06 10 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пунктом 1 части 1 статьи 24 устава муниципального образования, с соблюдением порядка принятия муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, установленного Федеральным законом от 06 10 2003 № 131-ФЗ (пункт 1 части 3 статьи 28, пункт 1 и 10 и 13 статьи 35, части 4, 5 и 8 1 статьи 44). Доводы истца считает необоснованными, основанными на неправильном толковании норм соответствующего законодательства. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель Департамента по местному самоуправлению РС(Я) также считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 34 Федерального закона № 131-ФЗ уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет одновременно полномочия его председателя.

Поскольку в Республике Саха (Якутия) это первый опыт такого слияния, представители Департамента по местному самоуправлению выезжали в поселок Чокурдах для оказания консультативной, методической помощи представительному органу МО «Поселок Чокурдах» и администрации поселка Чокурдах, по организации работы по внесению изменений в Устав муниципального образования, предусматривающих передачу полномочий поселковой администрации районной администрации и по определению структуры органов местного самоуправления поселка. Порядок принятия решения был соблюден, проект решения, само решение после регистрации были обнародованы в порядке, установленном Уставом муниципального образования. До принятия решения проводились публичные слушания. Публичные слушания проходили в здании поселковой администрации, где присутствовали депутаты районного и поселкового Совета депутатов, сотрудники районной и поселковой администраций, также представители общественности и жители поселка Чокурдах. Информация о дате и времени проведения публичных слушаний, а также обо всех рассматриваемых вопросах была размещена в здании поселковой администрации на стенде официальной информации. После проведения публичных слушаний все материалы также размещены на стенде для ознакомления. Представитель Департамента также пояснила, что Стручков С.В. принимал активное участие в публичных слушаниях, задавал вопросы разного характера по существу публичных слушаний. Возражений по существу принимаемых изменений и дополнений в Устав во время проведения и после проведения публичных слушаний Стручков С.В. не озвучивал. Стручков С.В. является ********, ликвидация поселковой администрации повлечет прекращение трудовых обязанностей Стручкова С.В. В связи с этим представитель заинтересованного лица полагает, что иск Стручковым С.В. подан в целях личной заинтересованности.

Указывает, что в местной газете публиковалась информация о нововведениях. Кроме того, что проект решения был обнародован путем его вывешивания на стенде в здании администрации поселка Чокурдах, проект решения был размещен на сайте МО «Поселок Чокурдах» 14 февраля 2020 года. Решение, после его регистрации 27 февраля 2020 года в Управлении Министерства юстиции РФ по РС(Я), было обнародовано путем вывешивания на стенде в здании администрации поселка, а также на сайте 28 февраля 2020 года.

Ссылается на то, что размещение на сайте указанных документов подтверждается информацией ГБУ РЧС(Я) «Республиканский центр инфокоммуникационных технологий» (ГБУ РС(Я) «РЦИТ»). По ходатайству представителя Департамента, письменные сведения ГБУ РС(Я) «РЦИТ» приобщены к материалам дела.

Представитель Департамента также пояснила, что в настоящее время размещенные на сайте проект решения и решение удалены. Как пояснили в ГБУ РС(Я) «РЦИТ» это мог сделать только администратор сайта, каковым является Администрация МО «Поселок Чокурдах».

Допрошенная по ходатайству истца в качестве свидетеля ********Б. пояснила, что осуществляла полномочия ******** с октября 2019 года по 02 марта 2020 года. Проект оспариваемого решения и решение от 21 февраля 2020 года обнародовались в установленном порядке на стенде в здании администрации поселка, а также на сайте МО «Поселок Чокурдах». Вопрос, который обсуждался, подлежал обязательному обсуждению, в связи с чем публичные слушания были проведены, во всех публичных слушаниях она принимала участие. Отзывалось ли решение № 388 с регистрации, она не знает. Принимала ли участие в публичных слушаниях А., она не помнит. В декабре 2019 года А. уехала.

По ходатайству истца в суде допрошен в качестве свидетеля В., который пояснил, что он был ******** с 16.03.2012 по март 2020 года. Всегда принимал участие в заседаниях Совета. Публичные слушания по решению проводились в здании администрации поселка. Он принимал участие в разработке решения от 21.02.2020г. В какой редакции был размещен проект решения он не помнит, отзывали ли это решение с регистрации также не помнит. 21.02.2020 года на сессии Совета депутатов А. не присутствовала.

Свидетель С. показала суду, что работает дистанционным способом ******** в Администрации поселка Чокурдах. Проживает в г. Якутске. Когда Администрации поселка необходимо передать какие-либо документы в какой-либо орган в г. Якутске, ей их присылают нарочным по самолету, она принимает документы и доставляет их по назначению. 24 февраля 2020 года она отнесла в Управление Министерства юстиции пакет документов, который был ей доставлен нарочным. В здании Управления находилась А., которая подписала какие-то документы, после чего она их сдала. Свидетель лично размещала 14 февраля 2020 года проект решения о внесении изменений в Устав на сайте Администрации поселка Чокурдах, а затем, после регистрации решения, 28 февраля 2020 года она разместила на сайте и его. Документы, которые она размещала, были объемные.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, пояснения свидетелей, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении исковых требований отказать, приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Законом, устанавливающим на территории Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, а также государственные гарантии его осуществления, является Федеральный закон N 131-ФЗ.

Данный закон определяет местное самоуправление как форму осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Частями 1 и 4 статьи 7 названного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 43 и частям 2, 3 статьи 44 названного закона устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов и принимается представительным органом муниципального образования, регулирует вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

Принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (пункт 1 части 10 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ).

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования(ч.5 ст.44 Федерального закона № 131-ФЗ).

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом (ч.6 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ).

На запрос суда представить имеющие значение для данного дела документы, ******** Кузьмичев К.В. представил сведения о том, что оригинала Устава муниципального образования «Поселок Чокурдах», решения Чокурдахского поселкового Совета депутатов от 21.02.2020 № 388, в администрации поселка не имеется. Представил Положение о порядке проведения публичных слушаний, с указанием, что решение о назначении публичных слушаний на 28 января 2020 года в администрации поселка отсутствует.

Из материалов дела следует, что 21 февраля 2020 года на ХХХХI (очередной) сессии Четвертого созыва Чокурдахского поселкового совета депутатов принято решение № 388 о внесении изменений в Устав муниципального образования «Поселок Чокурдах». Заверенная копия данного решения представлена суду Управлением Министерства юстиции РФ по РС(Я).

Из протокола заседания депутатов от 21 февраля 2020 года следует, что на сессии присутствовало 10 депутатов из 15. Таким образом, квалифицированное большинство было обеспечено.Решение о внесении изменений в Устав принято 10 депутатами единогласно. Заверенная копия протокола представлена суду Управлением Министерства юстиции РФ по РС(Я).

27 февраля 2020 года изменения в Устав МО «Поселок Чокурдах» Управлением Министерства юстиции РФ по РС(Я) зарегистрированы.

Оспаривая подпункт 1.3 пункта 1 Решения, которым внесено изменение в ч. 1 статьи 21 Устава муниципального образования «Поселок Чокурдах» и определено, что структуру органов местного самоуправления городского поселения составляют: поселковый Совет депутатов - представительный орган городского поселения; глава поселка - высшее должностное лицо городского поселения, истец исходит из того, что структура органов местного самоуправления поселения должна состоять только из представительного органа поселения, так как глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя. Считает, что включение в структуру органов местного самоуправления городского поселения главы поселка, как отдельного высшего должностного лица городского поселения, исключает возможность его выбора поселковым Советом депутатов из своего состава.

Приведенный довод истца основан на неправильном толковании норм Федерального закона № 131-ФЗ и является необоснованным.

В соответствии частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06 10 2003 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно абзацу 1 и 3 части 2 статьи 34 Федерального закона от 06 10 2003 131-ФЗ наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя.

Таким образом, положения Устава о том, что структуру органов местного самоуправления городского поселения составляют поселковый Совет депутатов - представительный орган городского поселения и глава поселка - высшее должностное лицо городского поселения, соответствует федеральному законодательству.

Оспаривая полностью решение представительного органа местного самоуправления истец ссылается на то, что в средствах массовой информации проект решения о внесении изменений и дополнений в Устав МО «Поселок Чокурдах» с порядком учета предложений, протокол публичных слушаний и полный текст самого нормативного акта не были опубликованы, что свидетельствует о нарушении норм действующего законодательства.

Оценивая указанный довод суд приходит к следующему.

Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении (ч.4 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ).

Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 38 Устава МО «Поселок Чокурдах».

В соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Частью 1 статьи 45 Устава МО «Поселок Чокурдах» предусмотрено, что официальное обнародование муниципальных правовых актов осуществляется путем их вывешивания на стенде официальной информации, размещенном в здании поселковой администрации. Срок такого вывешивания муниципального правового акта составляет 30 дней.

Из справки и.о. главы поселка А., представленной в Управление Министерства юстиции по РС(Я) от 21 февраля 2020 года следует, что проект оспариваемого решения официально обнародован 20 января 2020 года путем вывешивания на специальном стенде, установленном в здании поселковой администрации, с одновременным обнародованием установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Из указанной справки также следует, что 28 января 2020 года проведены публичные слушания, на повестку дня которых вынесен вопрос о принятии решения «О внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования «Поселок Чокурдах». Указано, что на публичных слушаниях проект решения одобрен, замечаний и предложений не поступило.

Размещение на стенде в поселковой администрации информации о проведении публичных слушаний 28 февраля 2020 года в здании поселковой администрации подтверждается также представителем Департамента по местному самоуправлению Администрации Главы и Правительства Республики Саха (Якутия) Тарских Е.А., которая совместно с заместителем руководителя указанного Департамента с 27 января 2020 года по 31 января 2020 года находились в поселке Чокурдах для оказания методической и консультативной помощи органам местного самоуправления.

В материалах дела имеется заверенная копия протокола публичных слушаний от 28 января 2020 года. Следует отметить, что 28 января 2020 года в 17 часов 00 минут были проведены публичные слушания по проекту решения № 376 о внесении изменений и дополнений в Устав, а в 18 часов этого же дня проведены публичные слушания по проекту решения № 388 о внесении изменений и дополнений в Устав МО «Поселок Чокурдах».

О назначении публичных слушаний на 28 января 2020 года в 17 часов 00 минут в здании поселковой администрации по проекту решения о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Поселок Чокурдах» было опубликовано в газете «Путь развития» от 24 января 2020 года.

Сведения о том, что 28 января 2020 года при участии сотрудников Департамента по вопросам местного самоуправления АГиП РС(Я) были проведены публичные слушания по вопросу внесения изменений и дополнений в Устав п. Чокурдах были опубликованы в газете «Путь развития» в 8 номере выпуска от 31 января 2020 года.

Следует также отметить, что в указанной газете, начиная с ноября 2019 года, неоднократно освещалась тема предстоящего слияния администрации района и администрации поселка и связанные с этим изменения, в том числе в структуре органов местного самоуправления, поскольку это было первое в Республике Саха (Якутия), историческое, как указано в публикации, нововведение. В связи с этим поселковым Советом депутатов принимались решения от 27 декабря 2019 года, 31 января 2020 года о внесении изменений в Устав. Указанные решения представлялись в Управление Минюста РФ по РС(Я) для регистрации, затем были отозваны.

Из справки и.о. главы поселка Чокурдах А. от 28 февраля 2020 года следует, что нормативный правовой документ о внесении изменений и дополнений в Устав МО «Поселок Чокурдах», принятый решением Чокурдахского поселкового Совета депутатов МО «Поселок Чокурдах» № 388 от 21 февраля 2020 года официально обнародован после государственной регистрации 28 февраля 2020 года путем размещения на специальном стенде официальной информации, установленном в здании поселковой администрации МО «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса (района) РС(Я) по адресу: п. Чокурдах, ул. 50 лет СССР, д. 3.

Судом также установлено, что как проект решения № 388 так и само решение, после его регистрации в Управлении Минюста РФ по РС(Я), размещались на сайте муниципального образования «Поселок Чокурдах». В настоящее время они удалены из сайта, предположительно, администрацией МО «Поселок Чокурдах».

Пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

В данном случае судом установлено, что населению поселка Чокурдах была обеспечена возможность ознакомления с проектом нормативного акта так и самим нормативным актом о внесении изменений и дополнений в Устав после его регистрации в государственном органе. Также установлено, что до населения поселка местным средством массовой информации. доводилась информация о предстоящих изменениях в порядке организации, формирования и деятельности органов местного самоуправления

При указанных обстоятельствах доводы истца, что ему не было известно о предстоящих изменениях в структуре органов местного самоуправления, что он не был ознакомлен с проектом изменений в Устав, и был лишен возможности принять участие в обсуждении проекта оспариваемого решения, поскольку проект оспариваемого решения не обнародовался, публичные слушания не проводились, суд считает недостоверными. При этом следует также учесть, что Стручков С.В. является ********, работает в поселковой администрации, то есть знал о предстоящих изменениях в структуре органов местного самоуправления и, не только имел реальную возможность принимать участие в обсуждениях этих изменений, но и принимал участие в публичных слушаниях.

В связи с вышеуказанным суд приходит к выводу, что при принятии решения о внесении изменений в Устав МО «Поселок Чокурдах» права Стручкова С.В., как жителя поселка Чокурдах, на участие в обсуждении проекта решения о внесении изменений в Устав, не были нарушены. Не нарушает его права и не создает препятствий к осуществлению избирательных прав и то обстоятельство, что глава МО «Поселок Чокурдах» не будет избираться напрямую жителями поселка. Возможность передачи полномочий поселковой администрации районной, и возможность выбора главы поселка из состава депутатов предусмотрена федеральным законом. Несогласие Стручкова С.В. с таким правовым регулированием указанных правоотношений не свидетельствует о нарушении его избирательных прав.

Довод истца, что решение о внесении изменений и дополнений в Устав подписано и.о. обязанности главы поселка А., что влечет незаконность этого решения, не может служить основанием для признания оспариваемого решения недействующим, противоречащим законодательству, имеющему большую юридическую силу, по следующим основаниям.

Пунктом 1 части 8.1. статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что изменения и дополнения в устав муниципального образования вносятся муниципальным правовым актом, который может оформляться решением представительного органа (схода граждан) муниципального образования, подписанным его председателем и главой муниципального образования либо единолично главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа (схода граждан) муниципального образования.

В данном случае оспариваемое решение подписано и.о. главы муниципального образования и председателем представительного органа.

05.11.2019 депутаты Чокурдахского поселкового совета 4-го созыва на внеочередной сессии приняли решение о досрочном прекращении полномочий главы поселка Чокурдах Аллаиховского улуса Обязанности главы поселка Чокурдах возложены на заместителя главы поселковой администрации А., что соответствует части 11 статьи 29 устава поселка Чокурдах, действовавшей на момент подписания оспариваемого решения, устанавливающей, что в случае отсутствия главы поселка или невозможности исполнения им должностных обязанностей, а также временно в случае досрочного прекращения обязанностей, его полномочия осуществляет заместитель главы администрации. А., на момент принятия оспариваемого решения находилась в очередном отпуске. Однако на 21 февраля 2020 года она была отозвана из отпуска, о чем имеется приказ. С отпуска А. отзывалась неоднократно в связи с тем, что администрацией и представительным органом поселка велась работа по слиянию двух администраций и в связи с этим принимались изменения в Устав. Следует также отметить, что пребывание должностного лица в отпуске не прекращает полномочий этого лица, в связи с чем довод истца о том, что документ подписан неуполномоченным лицом является необоснованным.

Доводы истца о том, что исполнение бюджетных полномочий поселковой администрации не может быть возложено на районную администрацию муниципального района «Аллаиховский улус (район)» РС(Я), так как это препятствует реализации таких первостепенных полномочий, как установление и корректировка системы местных налогов и сборов, что противоречит самой сущности местного самоуправления основаны на неправильном толковании соответствующих норм федерального законодательства.

Частью 4 статьи 52 Федерального закона от 06 10 2003 № 131 –ФЗ установлено, что территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, предоставляют финансовым органам муниципальных образований информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих муниципальных образований, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае, если администрация муниципального района осуществляет полномочия администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в соответствии с абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, предоставляет финансовому органу данного муниципального района информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет указанного поселения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Подпунктом 2 пункта 1. 20 оспариваемого решения установлено внесение изменений в статью 33 Устава, предусмотрено, что все полномочия поселковой администрации, предусмотренные федеральными законами, законами Республики Саха (Якутия), настоящим уставом иными муниципальными правовыми актами, в соответствии с уставом муниципального района «Аллаиховский улус (район) Республики Саха (Якутия)» исполняет районная администрация муниципального района «Аллаиховский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в соответствии с абзацем третьим части 2 статьи 34 Федерального закона от 06 10 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, соответствующие бюджетные полномочия согласно части 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 –ФЗ осуществляет районная администрация муниципального района «Аллаиховский улус (район), что не противоречат нормам федерального законодательства.

Частью 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Со ссылкой на приведенную норму федерального законодательства истец указывает, что поселковый Совет депутатов МО «Поселок Чокурдах» четвертого созыва принял решение о самороспуске, то есть, по мнению истца, срок его полномочий не истёк, и, как следствие, изменения в Устав, касающиеся структуры органов местного самоуправления, не могут вступить в силу.

Данный довод нельзя признать обоснованным по следующим основаниям.

Одним из оснований прекращения полномочий представительного органа муниципального образования является принятие им решения о самороспуске.

(подп. 1 п. 16 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ)

Таким образом, при самороспуске полномочия представительного органа прекращаются досрочно.

Пунктом 1.30 оспариваемого решения статья 45 Устава дополнена частью 5 следующего содержания: «Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов также используется портал Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» (регистрация в качестве сетевого издания: № ... от 05.03.2018).

Оспаривая решение в этой части истец исходит из того, что данной нормой предусмотрен единственный, безальтернативный источник официального опубликования нормативных актов, принимаемых представительным органом местного самоуправления. Такое понимание оспариваемой нормы является ошибочным, поскольку использование слова «также» свидетельствует о том, что сетевое издание определяется не как единственный способ обнародования муниципальных правовых актов. Размещение муниципальных правовых актов на портале Министерства юстиции Российской Федерации является одним из способов официального опубликования (обнародования) муниципальных актов.

Пунктом 1.4 и пунктом 1.10 оспариваемого решения предусмотрено, что глава поселения избирается из числа депутатов и исполняет полномочия председателя поселкового Совета депутатов на постоянной основе.

По мнению истца, указанные положения вступают в противоречие с пунктами 9 и 13 части 1 статьи 31 Устава МО «Поселок Чокурдах», которыми установлено, что полномочия главы поселка прекращаются в случае его отзыва избирателями и увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения посения с городским округом.

Суд не может согласиться с данным доводом истца, поскольку избрание главы поселения из числа депутатов не означает, что его полномочия не могут быть прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 9 и 13 части 1 статьи 31 Устава МО «Поселок Чокурдах».

Тем более, что указанные пункты Устава воспроизводят положения пунктов 9 и 14 части 6 статьи 36 Федерального закона от 06 10 2003 131-ФЗ.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит и каких-либо прав административного истца, в том числе его конституционное право на участие в обсуждении, принятии нормативных актов органов местного самоуправления, не нарушает.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят полномочным органом с соблюдением процедуры его принятия и официального опубликования, прав административного истца не нарушает, оснований для его признания недействующим у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления Стручкова С.В. о признании незаконным решение поселкового Совета депутатов муниципального образования «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса (района) Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2020 года № 388 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Поселок Чокурдах», отказать.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный суд РС (Я) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья З.С. Дьяконова

Решение в окончательной форме принято 27 июля 2020 г.