УИД: 38OS0000-01-2019-000107-65
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 декабря 2020 года г. Улан-Удэ
Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Свистунове А.И., с участием прокурора Бадмацыреновой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, общества с ограниченной ответственностью магазин «СИБИРЯЧКА», коллективному административном исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Вертикаль», общества с ограниченной ответственностью «Сентябрь», общества с ограниченной ответственностью «Июль», общества с ограниченной ответственностью «Премиум-Алко», общества с ограниченной ответственностью «Лоза», общества с ограниченной ответственностью «Д и М», общества с ограниченной ответственностью «ЛЕКС», общества с ограниченной ответственностью «Лига», общества с ограниченной ответственностью «Торговая сеть «Успех», общества с ограниченной ответственностью «Лера», общества с ограниченной ответственностью «Фортуна +», общества с ограниченной ответственностью «АССОРТИ», общества с ограниченной ответственностью «МАГАЗИН «ЖАСМИН», общества с ограниченной ответственностью «Алиот», общества с ограниченной ответственностью «СЕВЕР», индивидуального предпринимателя ФИО2, индивидуального предпринимателя ФИО3, индивидуального предпринимателя ФИО4, индивидуального предпринимателя ФИО5, индивидуального предпринимателя ФИО6, индивидуального предпринимателя ФИО7, ФИО8 к Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области о признании недействующими Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 8 декабря 2016 года №168-мпр «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (в ред. Приказов Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 9 июня 2017 года №88-мпр, от 9 января 2018 года №1-мпр, от 24 мая 2018 года №74-мпр, от 28 декабря 2018 года №138-мпр, от 7 июня 2019 года №58-23-мпр), Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28 июня 2019 года №58-28-мпр «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области» (в ред. Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 7 ноября 2019 года №58-48-мпр),
УСТАНОВИЛ:
Приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 8 декабря 2016 года №168-мпр (далее – Приказ №168-мпр) установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) в г.Иркутск (таблица 1) и иных муниципальных образованиях Иркутской области (таблица 2). Приказ опубликован в газете «Областная», № 28 от 17 марта 2017 года.
В приказ впоследствии вносились изменения Приказами Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области:
- от 9 июня 2017 года №88-мпр (опубликован в газете «Областная», №66 от 21 июня 2017 года)., в соответствии с которым нормативы, установленные в таблица 1 и 2, применяются к отношениям, связанным с внесением платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО при наличии заключенного соглашения между министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области, но не позднее 1 января 2019г.;
- от 9 января 2018 года №1-мпр (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 18 января 2018 года, в газете «Областная» № 8 от 26 января 2018 года), в соответствии с которым Приказ №168-мпр дополнен таблицей 1.1 «нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Усть-Илимска Иркутской области»;
- от 24 мая 2018 года №74-мпр (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 29 мая 2018 года, в газете «Областная» № 62 от 13 июня 2018 года), которым Приказ №168-мпр дополнен таблицей 1.2 «Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ангарского городского округа Иркутской области»;
- от 28 декабря 2018 года №138-мпр (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 28 декабря 2018 года, в газете «Областная», № 22 от 6 февраля 2019 года), в соответствии с которым нормативы накопления ТКО на территории Иркутской области изложены новой редакции: «Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории г.Иркутска» (таблица 1); «Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Ангарский городской округ Иркутской области» (таблица 2); «Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования города Братска» (таблица 3); «Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории иных муниципальных образований Иркутской области» (таблица 4). В соответствии с п.3 приказа его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019г.;
- от 7 июня 2019 года №58-23-мпр (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 10 июня 2019 года, в газете «Областная», № 72, 1 июля 2019 года), в соответствии с которым нормативы накопления ТКО на территории Иркутской области (г. Иркутска, Ангарского городского округа, города Братска, иных муниципальных образований Иркутской области - табл. 1 - 4) вновь изложены новой редакции с приданием им обратной силы и распространением на правоотношения, возникшие с 1 января 2019г. (п.3 приказа).
Приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28 июня 2019 года №58-28-мпр «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области» (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 1 июля 2019 года, в газете «Областная», №83 от 26 июля 2019 года; далее – Приказ №58-28-мпр) вышеуказанные приказы Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области признаны утратившими силу; установлены нормативы в новом размере: «Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории г.Иркутска» (таблица 1); «Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Ангарский городской округ Иркутской области» (таблица 2); «Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования города Братска» (таблица 3); «Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории иных муниципальных образований Иркутской области» (таблица 4). Пунктом 4 приказа установлено, что он вступает в силу через 10 календарных дней после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019г.
Приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 7 ноября 2019г. №58-48-мпр в п.4 Приказа №58-28-мпр дополнен указанием на то, что приказ не имеет обратной силы в отношении потребителей, для которых его применение приводит к увеличению платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации» www.pravo.gov.ru 8 ноября 2019 года, в газете «Областная», №134 25 ноября 2019 года.
8 мая 2019г. в суд обратился ФИО1 с требованием о признании недействующим Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 8 декабря 2016 года №168-мпр в связи с его несоответствием нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
11 июня 2019г. в Иркутский областной суд с коллективным административным заявлением обратились ООО «Вертикаль», ООО «Сентябрь», ООО «Июль», ООО «Премиум-Алко», ООО «Лоза», ООО «Д и М», ООО «ЛЕКС», ООО «Лига», ООО «Торговая сеть «Успех», ООО «Лера», ООО «Фортуна +», ООО «АССОРТИ», ООО «МАГАЗИН «ЖАСМИН», ООО «Алиот», ООО «СЕВЕР», МУП «Аптека №28», ИП ФИО2, ИП ФИО3, ИП ФИО4, ИП ФИО5, ИП ФИО6, ИП ФИО7, ФИО8, которые также просили признать недействующим приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 8 декабря 2016 года №168-мпр в связи с нарушением процедуры его принятия, установленной федеральным законодательством.
2 октября 2019г. в суд поступило административное исковое заявление ООО «Сибирячка» о признании недействующими приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 8 декабря 2016 года №168-мпр «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (в ред. Приказов Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 9 июня 2017 года №88-мпр, от 9 января 2018 года №1-мпр, от 24 мая 2018 года №74-мпр, от 28 декабря 2018 года №138-мпр).
Определениями Иркутского областного суда от 16 августа 2019г., 3 октября 2019г. все иски были объединены в одно производство. Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17 февраля 2020г. территориальная подсудность рассмотрения дела была изменена, дело передано для рассмотрения в Верховный суд Республики Бурятия.
В отношении <...> производство по делу было прекращено определением от 25 декабря 2020г. в связи с отказом от иска.
В ходе рассмотрения дела исковые требования уточнялись и дополнялись, с учетом окончательных уточнений предмета и основания иска, поддержанных в судебном заседании, истцы просили признать недействующими приказы Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области: от 8 декабря 2016г. №168-мпр «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (в ред. Приказов Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 9 июня 2017г. №88-мпр, от 9 января 2018г. №1-мпр, от 24 мая 2018г. №74-мпр, от 28 декабря 2018г. №138-мпр, от 7 июня 2019г. №58-23-мпр) и от 28 июня 2019г. №58-28-мпр «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области» (в ред. Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 7 ноября 2019г. №58-48-мпр).
Обосновывая заявленные требования, истцы ссылались на то, что процедура принятия нормативно-правовых актов, установленная постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016г. №269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» была нарушена.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи с Иркутским областным судом, ФИО1 и представитель административных истцов ФИО1, ООО магазин «СИБИРЯЧКА», коллективных административных истцов ООО «Вертикаль», ООО «Сентябрь», ООО «Июль», ООО «Премиум-Алко», ООО «Лоза», ООО «Д и М», ООО «ЛЕКС», ООО «Лига», ООО «Торговая сеть «Успех», ООО «Лера», ООО «Фортуна +», ООО «АССОРТИ», ООО «МАГАЗИН «ЖАСМИН», ООО «Алиот», ООО «СЕВЕР», ИП ФИО2, ИП ФИО3, ИП ФИО4, ИП ФИО5, ИП ФИО6, ИП ФИО7, ФИО8 – ФИО9, действующий на основании доверенностей и поручения, изложенного в коллективном административном иске, поддержали исковые требования с учетом уточнений, указав на то, фактически замеры накопления ТКО ООО «РТ-НЭО Иркутск» и ООО <...> не проводились, отчеты и первичная документация не доказывают факт проведения замеров, составлены с нарушением законодательства, процедура сбора данных нарушена. ООО «РТ-НЭО Иркутск» не вправе было проводить работу в целях определения нормативов, так как является региональным оператором по обращению с ТКО, то есть заинтересованным лицом, что свидетельствует о наличии коррупциогенных факторов. Договор с ООО <...> на проведение замеров и расчет нормативов является мнимой сделкой, фактически работы не проводились, все показатели внесены без проведения замеров. На основании приказа №168-мпр установлена завышенная стоимость услуги регионального оператора, которую оплачивают все потребители Иркутской области. Первоначальная редакция указанного приказа не утратила свойств нормативности, действует и применяется в отношении всех потребителей на территории Иркутской области через установленный тариф. Тариф был сформирован на основании первоначальной редакции приказа №168-мпр, с его помощью определено расчетное количество ТКО, образованное на территории Иркутской области, которое зафиксировано в Территориальной схеме по обращению с отходами в редакции приказа Минприроды Иркутской области от 29 декабря 2017г. В связи с изложенным полагал, что имеются основания для признания нормативно-правовых актов недействующими в полном объеме.
Представитель административного ответчика - Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области ФИО10, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, ссылаясь на то, что ст.24.11 Закона об отходах производства и потребления предоставляет возможность органам государственной власти субъетов в пределах своих полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами запрашивать у организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами, органов местного самоуправления поселений, городских округов информацию, необходимую для осуществления полномочий. Полученные от ООО «РТ-НЭО Иркутск» отчеты и первичная документация были проанализированы, на их основании были установлены нормативы. Доказательств того, что замеры не проводились, отсутствуют.
Представители заинтересованного лица ООО «РТ-НЭО Иркутск» ФИО11, ФИО12, действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения исковых требований, указав, что нормативы были установлены в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Работы по проведению замеров и расчету нормативов были проведены ООО <...> на основании договора с ООО «РТ-НЭО Иркутск»: были составлены все необходимые первичные документы, договор фактически исполнен, вся информация передана в министерство. Имеет место злоупотребление правом, поскольку обращение в суд не связано с реальной защитой нарушенных гражданских прав, целью является неисполнение обязанностей по оплате услуг по обращению с ТКО.
Давая заключение по делу, участвующий в деле прокурор Бадмацыренова Ю.С. указала, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению с учетом видов деятельности истцом и нарушения их прав. Оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом - Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, однако ответчиком не соблюден порядок проведения замеров накопления ТКО. При издании приказов не учитывались положения Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов. С учетом признания утратившим силу приказа №168-мпр с последующими редакциями и его фактическом неприменении полагала возможным прекратить производство по делу в данной части.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Бадмацыреновой Ю.С., приходит к выводу, что требования административного истца подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктом 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, п.6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016г. №505 расчеты собственниками твердых коммунальных отходов производятся с применением норматива накопления твердых коммунальных отходов.
Судом при рассмотрении дела на основании пояснений представителя истцов, заинтересованного лица, представленных ими доказательств, в том числе правоустанавливающих документов на принадлежащие им объекты недвижимости, договоров аренды, а также договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по вывозу твердых коммунальных отходов ООО «РТ-НЭО Иркутск», установлено, что истцы являются собственниками и арендаторами объектов недвижимого имущества, расположенных в г.Иркутске, г.Ангарске, г.Усолье-Сибирское, с.Мальта Усольского района Иркутской области, Иркутском районе Иркутской области, в отношении них применялись или подлежат применению положения подпунктов 2.1., 3.3., 4.4. Таблицы 1; 1.1.; 1.3., 2.1., 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 8.1, 9.1. Таблицы 2; 1.2., 1.4., 3.1., 3.2., 3.3. Таблицы 4 Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 8 декабря 2016 года №168-мпр «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» в редакции Приказа от 28 декабря 2018 года №138-мпр (действовавшей на момент обращения в суд) и от 7 июня 2019 года №58-23-мпр (с учетом придания обратной силы и распространением его на правоотношения, возникшие с 1 января 2019г.); а также положения подпунктов 2.1., 3.1., 3.2, 3.3., 4.4. Таблицы 1; 1.1.; 1.3., 2.1., 3.1., 3.2., 3,3, 3.4., 8.1, 9.1. Таблицы 2; 1.2., 1.4., 3.1., 3.2., 3.3. Таблицы 4 Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28 июня 2019 года №58-28-мпр «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области» (в ред. Приказа от 7 ноября 2019 года №58-48-мпр).
С учетом изложенного применительно к требованиям ч.1 ст.208 КАС РФ оспариваемые истцами нормативно-правовые акты подлежат проверке в порядке абстрактного нормоконтроля только в указанной части.
При этом определением от 25 декабря 2020г. в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих нарушение прав административных истцов в результате применения к ним нормативов накопления ТКО, утвержденных подпунктами 1.1-1.4, 3.1., 3.2, 3.4, 4.1., 4.2., 4.3., пунктами 5, 6, подпунктами 7.1., 7.2., 8.1., 9.1.-9.5., 10.1., пунктами 11, 12 Таблицы 1; подпунктами 1.2., 1.4., 4.1.-4.4., пунктами 5, 6, подпунктами 7.1., 7.2., 9.2.- 9.5., 10.1., пунктами 11, 12 Таблицы 2; Таблицей 3; подпунктами 1.1., 1.3., 2.1., 3.4., 4.1.-4.4., пунктами 5, 6, подпунктами 7.1., 7.2., 8.1., 9.1.-9.5., 10.1., пунктами 11, 12 Таблицы 4 Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 8 декабря 2016 года №168-мпр «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (в ред. Приказов Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 9 июня 2017 года №88-мпр, от 9 января 2018 года №1-мпр, от 24 мая 2018 года №74-мпр, от 28 декабря 2018 года №138-мпр, от 7 июня 2019 года №58-23-мпр) и подпунктами 1.1.-1.4., 3.4., 4.1., 4.2., 4.3., пунктами 5, 6, подпунктами 7.1, 7.2., 8.1., 9.1.-9.5., 10.1., пунктами 11, 12 Таблицы 1; подпунктами 1.2, 1.4., 4.1.-4.4., пунктами 5, 6, подпунктами 7.1., 7.2., 9.2., 9.3.-9.5., 10.1., пунктами 11, 12 Таблицы 2; Таблицей 3; подпунктами 1.1., 1.3., 2.1., 3.4., 4.1-4.4, пунктами 5, 6, подпунктами 7.1., 7.2., 8.1., 9.1.-9.5., 10.1, пунктами 11, 12 Таблицы 4 Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28 июня 2019 года №58-28-мпр «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области» (в ред. Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 7 ноября 2019 года №58-48-мпр), производство по делу в указанной части было прекращено определением от 25 декабря 2020г.
Рассматривая требования по существу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Пунктом 2 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Оспариваемые административными истцами приказы приняты уполномоченным органом - Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (подпункт 98 пункта 7 Положения о министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 25 ноября 2014г. №590-пп) и опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и в газете «Областная».
По мнению административных истцов, оспариваемые Приказы приняты органом регулирования с нарушением требований законодательства, регулирующего отношения в области обращения с твердыми коммунальными отходами, без проведения замеров.
В соответствии с п.4 ст.24.10 Закона об отходах производства и потребления порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. №269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила определения нормативов).
В соответствии с п.2 указанного Постановления Правительства в целях оказания методического содействия органам исполнительной власти субъектов РФ по проведению замеров, определению расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы, приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года № 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Методические рекомендации № 524/пр).
Согласно п.3 ст.24.10 Закона об отходах производства и потрбления нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с ТКО, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил определения нормативов нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении:
а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образовании) и зон деятельности региональных операторов по обращению с ТКО;
б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;
в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов накопления ТКО).
Как следует из положений пункта 7 Правил, в целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают:
а) не менее 2 процентов общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тыс. человек;
б) не менее 1 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения 300 - 500 тыс. человек;
в) не менее 0,5 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тыс. человек.
В силу пункта 8 Правил определения нормативов накопления ТКО на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.
Пунктами 6, 7 Методических рекомендаций №524/пр рекомендовано выбирать по 2 муниципальных образования, в которых:
а) преобладающей отраслью является сельское хозяйство;
б) преобладающими отраслями являются химическая, обрабатывающая, добывающая и прочие виды промышленности;
в) большая площадь территории районов занята особо охраняемыми природными территориями, рекреационными и лесными зонами.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 9 - 12 Правил определения нормативов.
Так, в целях определения массы и объема отходов в процессе проведения замеров отходов должны быть использованы контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки (п.9 Правил).
При проведении замеров отходов исключается смешивание отходов объектов различных категорий и уплотнение отходов (п.10 правил).
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.
Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели (п.12). Норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу (п.13). Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом (п.14).
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
Пунктом 3 Методических рекомендаций № 524/пр органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации рекомендовано запрашивать от органов местного самоуправления в письменной форме необходимую информацию с указанием перечня, формы и сроков ее представления, согласно приложениям № 3, 4, 5 к названным Методическим рекомендациям.
В соответствии с пунктом 6 Методических рекомендаций № 524/пр для определения нормативов рекомендуется выбирать по два муниципальных образования, в которых: преобладающей отраслью является сельское хозяйство; преобладающими отраслями являются химическая, обрабатывающая, добывающая и прочие виды промышленности; большая площадь территории районов занята особо охраняемыми природными территориями, рекреационными и лесными зонами.
Согласно пункту 9 Методических рекомендаций № 524/пр замеры производятся в следующие сроки: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель; в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь.
Как следует из пояснений административного ответчика и представленных им в материалы дела документов, исходными данными для определения нормативов, установленных приказом
№168-мпр от 8 декабря 2016г. (в редакции приказа №138-мпр от 28 декабря 2018г.) являлись сведения о замерах, представленных:
- администрацией г. Иркутска в рамках разработки Генеральной схемы очистки территории города Иркутска, утвержденной постановлением администрации г. Иркутска от 30 апреля 2014 года № 031-06-494/14 (т.2 л.д. 56 - 170);
- Департаментом жилищной политики и городского хозяйства администрации города Усть-Илимска (письмо
от 14 декабря 2017 года № 01-21/4252), по результатам замеров, проведенных ОАО <...> в рамках разработки Генеральной схемы санитарной очистки территории МО г.Усть-Илимск» в 2011 году (т.2 л.д. 171 – 186);
- администрацией Ангарского городского округа, полученных в результате замеров, проведенных управляющими организациями и администрацией по категориям «домовладения» и «предприятия торговли» (продовольственные магазины и магазины промышленных товаров) (том 2 л.д. 187 – 243, т.3 л.д.1-43).
При этом Правила определения нормативов в ходе проведения замеров в г.Иркутск, Усть-Илимск, не применялись.
В г.Ангарске, в котором в таблице 2 приказа
№168-мпр от 8 декабря 2016г. (в редакции приказа №138-мпр от 28 декабря 2018г.) нормативы были установлены для всех предусмотренных Методическими рекомендациями категорий, замеры были проведены только по категориям «домовладения» и «предприятия торговли» (продовольственные магазины и магазины промышленных товаров); порядок проведения замеров не соответствует установленному Правилами, поскольку из представленных документов следует, что по категории «многоквартирные дома» замеры были проведены на контейнерных площадках 5 домов г.Ангарска без представления информации о соблюдении требований репрезентативности (п.7 Правил), по категории предприятия торговли» (продовольственные магазины и магазины промышленных товаров) было отобрано по одному объекту каждой категории, что противоречит п.8 Правил. При этом замеры на объектах всех категорий производились с разной периодичностью (на ряде объектов – в течение 2 месяцев сезона, на других – в течение 10 или 20 дней сезона), что не соответствует п.11 Правил, который предусматривает необходимость проведения замеров в течение 7 дней подряд каждого сезона на объектах каждой категории.
Фактически в г.Ангарске приказом №138-мпр от 28 декабря 2018г. (таблица 2) размер нормативов был утвержден в размере, тождественном установленному для г.Иркутска – без проведения замеров и расчетов, установлены Правилами, при том, что применение иных исходных данных, кроме полученных в результате замеров, для расчета нормативов действующим законодательством не предусмотрено.
Из пояснений административного ответчика следует, что Приказ №58-23-мпр от 7 июня 2019г. принят на основании сведений о замерах, представленных ООО «РТ-НЭО Иркутск», являющегося региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании соглашения №318 от 28 апреля 2018г., заключенного с Министерством. Приказом Министерства №58-28-мпр от 28 июня 2019г. значения нормативов накопления ТКО были воспроизведены в том же размере и на основании тех же исходных данных.
Как следует из пояснений ООО «РТ-НЭО Иркутск», замеры и подготовка отчетов по результатам замеров с расчетом нормативов накопления ТКО осуществлялись ООО <...> на основании заключенного им с ООО «РТ-НЭО Иркутск» договора от 1 мая 2018 г.; результаты указанной работы (отчеты, ведомости первичных замеров, паспорта объектов) были направлены в Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в соответствии с п.2.2.34 соглашения №318 от 28 апреля 2018г. (действующего в редакции дополнительного соглашения №1 от 25 сентября 2018г.), предусматривающего право регионального оператора направлять Министерству информацию для утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов с учетом правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Как следует из содержания раздела 1 представленных отчетов (посезонных и итоговых в отношении объектов общественного назначения и домовладений – т.10, л.д.118, т.11), процедура сбора данных и расчеты производились исполнителем в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ №269 от 4 апреля 2016г., и Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО, утвержденными приказом Минстроя России от 28 июля 2016г. № 524/пр.
Между тем, исследовав представленные ответчиком документы, в том числе паспорта объектов, ведомости первичных замеров, сводные ведомости, отчеты о проведении инструментальных замеров (посезонные и итоговые), суд приходит к выводу, что процедура установления нормативов накопления ТКО соблюдена не была.
Как видно из содержания оспариваемых приказов, при установлении нормативов накопления ТКО в Иркутской области были применены параметры дифференциации по территориальному признаку (нормативы установлены в таблицах 1 - 4 отдельно для г. Иркутск, г.Ангарск, г. Братск и иных территорий муниципальных районов Иркутской области) и по категориям объектов образования отходов (домовладения и различные объекты общественного назначения).
Между тем, нормативы накопления ТКО по объектам общественного назначения установлены на едином уровне для всех территорий Иркутской области, а по домовладениям - в едином размере для г. Иркутск, г.Ангарска (таблицы 1, 2), а для иных муниципальных образованиях Иркутской области - в меньшем размере (таблица 4). При этом, как следует из отчетов, расчет нормативов для выделенных территорий и категорий объектов производился совокупно по всем произведенным замерам в выбранных муниципальных образованиях Иркутской области (в г.Иркутск, г.Ангарск, г.Усолье-Сибирское, г.Байкальск, рп. Листвянка, рп.Тельма).
Таким образом, выделив в качестве одного из параметров дифференциации территориальный признак, орган регулирования не обеспечил репрезентативность выборки населенных пунктов на каждой территории, соответствующих требованиям п.7 Правил определения нормативов и п.6 Методических рекомендаций №524/пр, с максимальным представлением всех категорий объектов, по которым осуществляется мониторинг накопления ТКО, а также раздельный расчет нормативов соответствующих категорий для каждой выбранной территории.Значения нормативов накопления ТКО для г.Иркутск, г.Ангарск установлены согласно Таблицам 1, 2, к приказам № 58-23-мпр, №58-28-мпр на едином уровне для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов и составляют 2,1 куб.м. и 0,525 т. на одного проживающего и 0,085 куб.м. и 0,021 куб.м. на 1 кв.м. жилой площади в год.
В иных муниципальных образованиях Иркутской области в соответствии с Таблицей 4 к приказам № 58-23-мпр и № 58-28-мпр нормативы накопления ТКО для многоквартирных домов и индивидуальных жилым домов также равны и составляют 1,56 куб.м. и 0,392 т. на одного проживающего и 0,063 куб.м. и 0,016 куб.м. на 1 кв.м. жилой площади в год.
Из отчетов о проведении инструментальных замеров (сезонных и итоговых) следует, что для домовладений исполнителем при определении нормативов для г.Иркутск и Ангарск были использованы обобщенные данные замеров в многоквартирных домах и в частных домовладениях данных населенных пунктов, а для прочих муниципальных образований Иркутской области - информация о количестве ТКО, полученная в домовладениях (многоквартирных домах и частных домовладениях) г.Байкальск, г.Усолье-Сибирское, р.п. Листвянка, р.п. Тельма.
Пунктом 5 Методических рекомендаций рекомендовано перед проведением замеров составлять на выбранные объекты, на которых образуются отходы, паспорта, примерная форма которых представлена в приложении 2 к настоящим методическим рекомендациям.
Результаты замеров по каждому объекту рекомендуется заносить в специальный бланк, примерная форма которого представлена в приложении 3 к настоящим методическим рекомендациям (п.10), предусматривающая необходимость указания количества проживающих в домовладении человек и общей площади жилых помещений, подписей лиц, ответственных за внесение сведений.
Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложениях 4 и 5 к настоящим методическим рекомендациям (п.13 Методических рекомендаций).
Однако ни один из паспортов домовладений (индивидуальных и многоквартирных домов во всех населенных пунктах проведения замеров) не содержат информацию о жилой площади многоквартирных домов (указаны сведения об общей площади), о количестве проживающих, а также подписи лиц, ответственных за составление указанных первичных документов.
При этом в результате анализа отчетов о проведении инструментальных замеров по данной категории объектов судом установлены несоответствия между таблицей 2 сезонных отчетов (реестр места сбора и накопления отходов, на территории которых проводились натурные замеры) и сводными сезонными ведомостями (приложение 1 к отчетам) по количеству проживающих и площади жилых помещений, положенных в основу расчетов.
Так, на площадке сбора накоплений в <...> квл, 13 в таблице 2 жилая площадь указана 18458,2 кв.м., количество проживающих – 1564, а в сводных сезонных ведомостях – 19458,2 кв.м. и 964 чел.; на площадке в <...> в таблице 2 количество проживающих – 1670, в сводных сезонных ведомостях – 742; на площадке в <...> количество проживающих в таблице 2 - 1444, в сводных сезонных ведомостях – 1114; на площадке в <...>, квл 6 в таблице 2 количество проживающих – 815, в сезонных ведомостях – 623; на площадке в <...>, квл 13 в таблице 2 количество проживающих – 977, в ведомостях – 778; на площадке в <...>, квл 3 – количество проживающих в таблице 2 – 115, в сводных сезонных ведомостях – 105.
На площадках в <...>, количество проживающих в таблице 2 - 978, в сводных сезонных ведомостях – 523; Березовый мкр. количество проживающих в таблице 2 – 1200, в сезонных ведомостях – 861, ФИО13, 7/2 – в таблице 2 количество проживающих – 1074, в ведомостях – 826; Новаторов, 29 – 1261 (таблица 2) против 961 проживающего в сводных ведомостях.
В г.Усолье-Сибирское на площадках по ул. Толобухина, 46, количество проживающих в таблице - 2 765, в сезонных ведомостях – 476, ул. Стопани, 61 – в таблице 2 жилая площадь – 20030,22 кв.м. и 962 проживающих, в сезонных ведомостях площадь – 190030,22, количество проживающих – 902 ул.Интернациональная, 26: количество проживающих – 790 (таблица 2), в сводных ведомостях – 723.
Аналогичные несоответствия имеются и на других площадках сбора отходов во всех населенных пунктах, в которых проводились замеры.
Поскольку норматив накопления ТКО был установлен на основании обобщенных данных для всех домовладений г.Иркутска и г. Ангарска (2,1 куб.м. и 0,525 т. на одного проживающего и 0,085 куб.м. и 0,021 куб.м. на 1 кв.м. жилой площади) и для иных населенных пунктов Иркутской области (1,56 куб.м. и 0,392 т. на одного проживающего и 0,063 куб.м. и 0,016 куб.м. на 1 кв.м. жилой площади), недостоверность сведений хотя бы по оному или нескольким объектам безусловно повлияла на конечные результаты расчета нормативов.
Представленные суду ответчиком и заинтересованным лицом ООО «РТ-НЭО Иркутск» сведения о количестве проживающих и о жилой площади домовладений (ответ ООО <...> от 25.02.2019г. - т.33, л.д.5, ответ Фонда капитального ремонта МКД Иркутской области от 02.10.2020г. - т.32, л.д.7) суд не может принять во внимание, поскольку информация ООО <...> была положена в основу сведений, изложенных в таблице 2 отчетов «Реестры сбора и накопления отходов», которые, как установлено судом ранее, не совпадают со сведениями о количестве проживающих и площади домовладений, использованных при расчете нормативов в сезонных и годовых ведомостях по данной категории. Информация Фонда капитального ремонта о жилой площади в свою очередь не подтверждена документально, не содержит сведений о жилой площади всех домовладений, на площадках для сбора ТКО которых проводились замеры, отражает информацию о площади помещений на момент рассмотрения дела, а не утверждения нормативов; информация ФГИС ЕГРН не заверена в установленном порядке, по ряду объектов указаны лишь кадастровые номера, что не позволяет определить, к какому объекту она относится, информация о жилой площади домовладений в целом в выписках не приведена.
При этом суду административным ответчиком не были предоставлены сведения о проверке на стадии принятия оспариваемых нормативно-правовых актов информации о жилой площади домовладений и количестве проживающих в них лиц, использованной при расчете нормативов, в связи с чем при наличии подобных расхождений представленные расчеты нормативов по категории «домовладения» нельзя признать достоверными.
Как следует из оспариваемых приказов, отчетов о проведении инструментальных замеров, нормативы накопления ТКО для объектов общественного назначения соответствующих категорий (в проверяемой судом части – с учетом прекращения производства по делу в части) установлены на едином уровне для г.Иркутска, г.Ангарск, иных населенных пунктов Иркутской области (таблицы 1, 2, 4) на основании обобщенных данных и замеров, проводившихся на ряде объектов в г.Иркутск, г.Ангарск, г.Усолье-Сибирское, г.Байкальск, рп. Листвянка, рп.Тельма.
При этом паспорта всех объектов общественного назначения, ведомости первичных записей, составленные в соответствии с п.5 Методических рекомендаций (приложения №№2, 3), во всех населенных пунктах проведения замеров в соответствующей графе не содержат наименования объектов общественного назначения (имеется информация о собственниках объектов – индивидуальных предпринимателях и юридических лицах), а также подписи лиц, составивших паспорта.
При этом информация об отнесении объектов замеров к соответствующей категории, указанная в таблицах 2 отчетов и сводных сезонных и годовых ведомостях замеров накопления ТКО, какими-либо объективными данными не подтверждена, по каким критериям соответствующие объекты были отнесены к определенным категориям, установить невозможно, соответствующие доказательства суду административным ответчиком не представлены.
Кроме того, в соответствии с представленными суду представителем истцов сведениями по ряду объектов, использованными при замерах, действительная категория объекта не совпадает с указанной в отчетах, кроме того, по информации собственников данных объектов фактические замеры на выбранных объектах не производились. Так, ИП Л. указал, что здание магазина, расположенного в рп.Листвянка, ул.<...> является магазином продовольственных, а не к промышленных товаров, как это указано в отчетах (т.27 л.д.35). На объекте ООО Б. расположенном в г.Байкальск, мкр. <...> который использовался для проведения замеров в категории «научно-исследовательские, проектные институты, конструкторские бюро, банки, финансовые учреждения отделения связи, административные, офисные учреждения», фактически осуществляются гостиничные услуги (т.27, л.д. 39).
Доводы представителя заинтересованного лица о том, что категория объектов определялась на основании данных из открытых источников, в том числе сведений о видах деятельности указанных лиц, имеющихся в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не подтверждены соответствующими доказательствами и во внимание быть приняты не могут, так как процедура проведения замеров, предусмотренная Правилами определения нормативов (п.8), предполагает сбор первичных данных об объектах соответствующих категорий перед проведением замеров (с отражением соответствующей информации в паспортах объектов), а не на стадии обобщения данных и проведения расчетов.
Таким образом, первичная документация результатов замеров, использованная для заполнения сводных ведомостей, не содержат данных, необходимых для расчета нормативов, что противоречит Правилам определения нормативов и Методическим рекомендациям, ставит под сомнение достоверность проведенных расчетов определения нормативов, их экономическую обоснованность.
Ссылка административного ответчика на диспозитивность положений Методических рекомендаций № 524/пр, которыми установлены примерные формы паспортов, сводных сезонных и годовых ведомостей накопления, не имеет правового значения, поскольку рекомендации приняты в соответствии с п.2 постановления Правительства РФ от 4 апреля 2016г. №269 в целях оказания методического содействия органам исполнительной власти субъектов РФ при проведении замеров как это следует из отчетов, исполнитель при проведении замеров руководствовался данными рекомендациями, применяя формы документов, утвержденные ими, и не представил суду иных доказательств, подтверждающих правильность выбора объектов замеров.
Выводы суда подтверждаются также заключением судебной экспертизы от 18 ноября 2020г., проведенной Публично-правовой компанией по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор» (далее - ППК «РЭО»). Эксперты М., П. имеют необходимую квалификацию, стаж работы в сфере экспертизы ценообразования в области отходов производства, являются ведущими сотрудниками ППК «РЭО», созданной Указом Президента РФ от 14 января 2019г. № 8 в соответствии с п.2 ст. 24.14 Закона об отходах производства и потребления, в том числе в целях проведения экспертизы при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, оснований сомневаться в выводах, изложенных в заключении, у суда не имеется. Свои выводы эксперты подтвердили, будучи допрошенными в судебном заседании (с использованием системы видеоконференцсвязи с Московским городским судом).
Так, заключением экспертизы (п.п.1.2, 2.3.) было установлено, что значения результатов замеров в ведомостях и расчетах указаны по 7 дням подряд 4 сезонов в единицах измерения массы и объема. Однако при проверке данных по замерам массы и объема ТКО, а именно вычислении плотности ТКО путем деления массы на объем, плотность во все дни проведения замеров по каждому месту сбора и накопления ТКО и каждому объекту во все сезоны проведения замеров у каждого обследуемого объекта составляет 250 кг/куб.м.
Согласно отчетам о проведении инструментальных замеров для определения нормативов накопления ТКО при проведении замеров значение плотности определялось расчетным путем и усреднялось в виду транспортирования отходов в одном мусоровозе и необходимости выявления единого коэффициента пересчета тонн в куб.м. Вместе с тем в представленных на экспертизу материалах соответствующие расчеты отсутствуют. Не были они представлены и суду.
Как указано в заключении экспертизы, учитывая неоднородность состава ТКО в зависимости от категорий образователей отходов, а также изменение физических свойств ТКО в зависимости от сезона (к примеру, влажность), определение единого значения плотности ТКО для каждого объекта каждой категории во все сезоны проведения замеров может свидетельствовать о том, что данные по массе были получены не путем проведения измерений, а как произведение количественных показателей объема и расчетного значения плотности.
Дополнительно эксперты обратили внимание на то, что результаты измерений массы и объема ТКО, зафиксированные в Ведомостях для первичных записей определения массы и объема ТКО в контейнерах, демонстрируют практически идентичную динамику накопления ТКО по дням недели. Учитывая неоднородность состава ТКО и неравномерность накопления ТКО в зависимости от дней недели (помимо выходных дней для организаций с пятидневным режимом работы) фиксация идентичной динамики накопления ТКО в отсутствие документов, подтверждающих проведение замеров ежедневно на протяжении 7 дней, может свидетельствовать о том, что требование пункта 11 Правил было не соблюдено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что поскольку в соответствии с п.п.7, 12, 13 Правил определения нормативов в целях их определения проводятся замеры массы и объема отходов, внесение сведений о данных показателях в соответствующие ведомости для первичных записей определения массы и объема ТКО в контейнерах расчетным путем (умножения количественных показателей объема на расчетную плотность 250 кг/куб.м.) не соответствует изложенным требованиям законодательства.
В соответствии с п.13 Правил определения нормативов норматив определяется, исходя из данных о массе и объеме отходов, и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу.
Однако судом в результате сравнительного анализа оспариваемых приказов и отчетов установлено, что размер нормативов рассматриваемых категорий, установленный приказами министерства № 58-23-мпр от 7 июня 2019г. и № 58-28-мпр от 28 июня 2019г. не соответствует расчету годового значения нормативов накопления ТКО в сводных ведомостях (таблица 7 Отчета проведения инструментальных замеров для определения нормативов накопления ТКО для домовладений и таблица 8 Отчета проведения инструментальных замеров для определения нормативов накопления ТКО для объектов общественного назначения).
Так, несоответствие значений нормативов как в количественных показателях единиц измерения массы (кг/год), так и объема (м3/год) выявлено в следующих категориях: научно-исследовательские, проектные институты, конструкторские бюро, банки, финансовые учреждения, отделения связи, административные, прочие офисные учреждения (в приказах 0,12 куб.м./год и 0,03 т./год, в сводной ведомости 0,1191 м3/год и 29,7837 кг/год); торговля промышленными товарами (в приказах 0,365куб.м./год и 0,091т./год, в сводной ведомости 0,3651м3/год и 91,2738кг/год); торговля продовольственными товарами (в приказах 0,55 куб.м./год и 0,1375т./год, в сводной ведомости 0,5515м3/год и 137,8647кг/год); торговля специализированными товарами (в приказах 0,274куб.м./год и 0,069т./год, в сводной ведомости0,2732 м3/год и 68,3094кг/год); складские помещения (в приказах 0,09куб.м./год и 0,0225т./год, в сводной ведомости 0,0892м3/год и 22,3068кг/год); гаражи, парковки закрытого типа (в приказах 0,27куб.м./год и 0,0675т./год, в сводной ведомости 0,2671м3/год и 66,676кг/год); кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые (в приказах 0,7куб.м./год и 0,175т./год, в сводной ведомости 0,6982м3/год и 174,5599кг/год); мастерские по ремонту бытовой и компьютерной техники, мастерские по ремонту обуви, ключей, часов и пр., ремонт и пошив одежды (в приказах 0,12куб.м./год и 0,03т./год, в сводной ведомости 0,1207м3/год и 30,1690кг/год).
По домовладениям выявлено несоответствие значений нормативов, установленных в приказах № 58-23-мпр от 7 июня 2019г. и № 58-28-мпр от 28 июня 2019г. в количественных показателях единиц измерения массы:
- в сводной ведомости для многоквартирных домов на одного проживающего - 522,6805 кг/год, для индивидуальных домов – 533,9407 кг/год (г.Иркутск, г.Ангарск); для иных муниципальных образований в ведомости для многоквартирных домов - 390,6983 кг/год, индивидуальных домов – 389,4942кг/год, в то время как в приказах норматив установлен в размере 0,525т./год и 0,392 т/год соответственно;
- в сводной ведомости для многоквартирных домов на 1 кв.м. площади жилого помещения – 21, 3160 кг/год, для индивидуальных домов –21,2440 кг/год (г.Иркутск, г.Ангарск); для иных муниципальных образований в ведомости для многоквартирных домов – 15,7488 кг/год, индивидуальных домов –15,7452 кг/год, в то время как в приказах норматив установлен в размере 0,021 т./год (г.Иркутск, г.Ангарск), 0,016 т/год (прочие).
В соответствии с ч.2 ст.62, ч.9 ст.213 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, соблюдение процедуры принятия, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Между тем, при рассмотрении дела суду не представлены надлежащие доказательства соблюдения порядка принятия оспариваемых нормативно-правовых актов, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. №269.
Из Правил определения нормативов не следует возможность произвольного сбора информации в отношении твердых коммунальных отходов вне установленной процедуры. Полученные таким образом исходные данные не могут быть признаны достоверными.
Принимая во внимание, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов были установлены Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области на основании недостоверных исходных данных об объектах образования отходов, о проведенных замерах, и выполненных на их основании расчетов, суд приходит к выводу о неподтвержденности административным ответчиком экономической обоснованности оспариваемых значений нормативов, их несоответствии Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016г. №269.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При таких обстоятельствах Приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 8 декабря 2016 года №168-мпр «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (в редакции Приказов Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28 декабря 2018 года №138-мпр, от 7 июня 2019 года №58-23-мпр) и Приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28 июня 2019 года №58-28-мпр «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области» (в ред. Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 7 ноября 2019 года №58-48-мпр) следует признать недействующими в проверяемой части, поскольку они не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом судом не принимаются во внимание, как не имеющие правового значения, доводы представителя истцов о мнимости сделки, заключенной между ООО «РТ-НЭО Иркутск» и ООО <...> поскольку в рамках абстрактного нормоконтроля указанные обстоятельства не могут быть предметом судебной проверки.
Доводы представителя истцов о недопустимости проведения замеров и расчета нормативов с участием регионального оператора ООО «РТ-НЭО Иркутск», наличии в связи с этим коррупциогенных факторов, также не могут быть приняты во внимание, поскольку прямого запрета на это нормы федерального законодательства не устанавливают, кроме того, право на запрос информации, необходимой для осуществления полномочий, у организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотрено ст.24.11 Закона об отходах производства и потребления. Однако факт установления нормативов на основании сведений, предоставленных региональным оператором, который получает плату от граждан и организаций за услуги по обращению с ТКО, без проверки достоверности первичных данных и обоснованности проведенных расчетов нельзя признать соответствующим требованиям ст.24.10 Закона об отходах производства и потребления и Правил определения нормативов, установивших компетенцию органов государственной власти субъектов РФ при принятии нормативов.
Ссылки административного ответчика на необходимость исключить из числа доказательств ошибочно представленные им первоначально отчеты о проведении инструментальных замеров 2018г., которые являются рабочей документацией (т.3, л.д. 44-262), судом также не принимаются, поскольку предметом судебной оценки (и судебной экспертизы) являлись отчеты, составленные ООО <...> в 2019г. Однако факт наличия двух групп отчетов, содержащих частично совпадающую информацию об объектах замеров и времени проведения замеров и различающиеся данные о результатах этих замеров также может свидетельствовать о недостоверности итоговых результатов проведения замеров, положенных в основу утвержденных нормативов.
Несостоятельными являются утверждения заинтересованного лица о злоупотреблении административными истцами правом на обращение с настоящим иском в суд в связи с уклонением от оплаты услуг регионального оператора, поскольку статьей 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в порядке, установленном г.21 КАС РФ, при рассмотрении которого с учетом предмета доказывания, определенного ч.8 ст.213 КАС РФ, вопросы, связанные с заключением конкретных сделок и исполнением по ним обязательств правового значения не имеют.
Ссылки ответчика и заинтересованного лица на то, что отсутствие утвержденных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области повлечет невозможность исполнения региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами обязанностей по заключенным договорам, подлежат отклонению, поскольку в данном случае судом разрешается вопрос законности нормативного правового акта по административному иску, поданному в соответствии главой 21 КАС РФ в порядке абстрактного нормоконтроля, при рассмотрении которого судом дается оценка законности этого акта вне привязки к конкретным правоотношениям, конкретным нарушениям прав, свобод и законных интересов лиц, участвующих в деле, и проводится проверка на соответствие его нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает его не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что в том случае, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
С учетом изложенного, устанавливая дату, с которой оспариваемые нормативно-правовые акты должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание, что поскольку оспариваемые нормативно-правовые акты до вынесения решения применялись, на их основании были реализованы права граждан и организаций, в том числе производилась оплата региональному оператору за услуги, связанные с обращением с твердыми коммунальными отходами, то основания для признания их недействующими с момента принятия отсутствуют.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что Приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28 июня 2019 года №58-28-мпр подлежат признанию не действующим в части со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Поскольку Приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 8 декабря 2016 года №168-мпр (в редакции Приказов от 28 декабря 2018 года №138-мпр, от 7 июня 2019 года №58-23-мпр) также применялся в период с 1 января 2019г., при этом утратил силу в соответствии с п.2 приказа от 28 июня 2019 года №58-28-мпр, суд приходит к выводу о необходимости признания приказа не действующим в оспариваемой части с момента вступления в силу приказа от 28 июня 2019 года №58-28-мпр (через 10 дней после его публикации), то есть с 10 июля 2019г.
При этом судом не принимаются во внимание доводы представителя истцов о том, что в результате не будут восстановлены их нарушенные права, поскольку споры об оплате услуг регионального оператора за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению в порядке, установленном законодательством, при этом содержащиеся в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о незаконности оспоренного нормативно-правового акта, имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (ч.2 ст.64 КАС РФ).
Частью 4 статьи 216 КАС РФ предусмотрено право суда в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
С учетом изложенного с целью надлежащего урегулирования отношений, связанных с обращением с твердыми коммунальными отходами суд приходит к выводу о необходимости возложить на Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий признанные судом недействующими нормативно-правовые акты.
В соответствии с пунктом 2 части 4 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации информация о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании органов исполнительной власти Иркутской области, на официальном Интернет-портале органов государственной власти Иркутской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Республики Бурятия
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ФИО1, общества с ограниченной ответственностью магазин «СИБИРЯЧКА», коллективному административном исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Вертикаль», общества с ограниченной ответственностью «Сентябрь», общества с ограниченной ответственностью «Июль», общества с ограниченной ответственностью «Премиум-Алко», общества с ограниченной ответственностью «Лоза», общества с ограниченной ответственностью «Д и М», общества с ограниченной ответственностью «ЛЕКС», общества с ограниченной ответственностью «Лига», общества с ограниченной ответственностью «Торговая сеть «Успех», общества с ограниченной ответственностью «Лера», общества с ограниченной ответственностью «Фортуна +», общества с ограниченной ответственностью «АССОРТИ», общества с ограниченной ответственностью «МАГАЗИН «ЖАСМИН», общества с ограниченной ответственностью «Алиот», общества с ограниченной ответственностью «СЕВЕР», индивидуального предпринимателя ФИО2, индивидуального предпринимателя ФИО3, индивидуального предпринимателя ФИО4 индивидуального предпринимателя ФИО5 индивидуального предпринимателя ФИО6 индивидуального предпринимателя ФИО7, ФИО8 удовлетворить частично.
Признать не действующим с 10 июля 2019 года Приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 8 декабря 2016 года №168-мпр «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (в редакции Приказов Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28 декабря 2018 года №138-мпр, от 7 июня 2019 года №58-23-мпр) в следующей части:
- в таблице 1 приложения к приказу «Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска»:
Подпункт 2.1 «научно-исследовательские, проектные институты, конструкторские бюро, банки, финансовые учреждения, отделения связи, административные, прочие офисные учреждения»;
Подпункт 3.3. «Торговля специализированными товарами»;
Подпункт 4.4. «Гаражи, парковки закрытого типа»;
- в Таблице 2 приложения к приказу «Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Ангарский городской округ Иркутской области»:
Подпункт 1.1. «Многоквартирные дома»;
Подпункт 1.3. «Многоквартирные дома»;
Подпункт 2.1. «Научно-исследовательские, проектные институты, конструкторские бюро, банки, финансовые учреждения, отделения связи, административные, прочие офисные учреждения»;
Подпункт 3.1. «Торговля продовольственными товарами»;
Подпункт 3.2. «Торговля промышленными товарами»;
Подпункт 3.3. «Торговля специализированными товарами»;
Подпункт 3.4. «Складские помещения»;
Подпункт 8.1. «Кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые»;
Подпункт 9.1. «Мастерские по ремонту бытовой и компьютерной техники, мастерские по ремонту обуви, ключей, часов и пр., ремонт и пошив одежды»;
- в Таблице 4 «Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории иных муниципальных образований Иркутской области»:
Подпункт 1.2. «Индивидуальные жилые дома»;
Подпункт 1.4. «Индивидуальные жилые дома»;
Подпункт 3.1. «Торговля продовольственными товарами»;
Подпункт 3.2. «торговля промышленными товарами»;
Подпункт 3.3. «Торговля специализированными товарами».
Признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу Приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28 июня 2019 года №58-28-мпр «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области» (в ред. Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 7 ноября 2019 года №58-48-мпр) в следующей части:
- в Таблице 1 приложения к приказу «Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска»:
Подпункт 2.1 «научно-исследовательские, проектные институты, конструкторские бюро, банки, финансовые учреждения, отделения связи, административные, прочие офисные учреждения»;
Подпункт 3.1 «торговля продовольственными товарами»;
Подпункт 3.2. «Торговля промышленными товарами»;
Подпункт 3.3. «Торговля специализированными товарами»;
Подпункт 4.4. «Гаражи, парковки закрытого типа»;
- в Таблице 2 приложения к приказу «Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Ангарского городского округа Иркутской области»:
Подпункт 1.1. «Многоквартирные дома»;
Подпункт 1.3. «Многоквартирные дома»;
Подпункт 2.1. «Научно-исследовательские, проектные институты, конструкторские бюро, банки, финансовые учреждения, отделения связи, административные, прочие офисные учреждения»;
Подпункт 3.1. «Торговля продовольственными товарами»;
Подпункт 3.2. «Торговля промышленными товарами»;
Подпункт 3.3. «Торговля специализированными товарами»;
Подпункт 3.4. «Складские помещения»;
Подпункт 8.1. «Кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые»;
Подпункт 9.1. «Мастерские по ремонту бытовой и компьютерной техники, мастерские по ремонту обуви, ключей, часов и пр., ремонт и пошив одежды»;
- в Таблице 4 «Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории иных муниципальных образований Иркутской области»:
Подпункт 1.2. «Индивидуальные жилые дома»;
Подпункт 1.4. «Индивидуальные жилые дома»;
Подпункт 3.1. «Торговля продовольственными товарами»;
Подпункт 3.2. «торговля промышленными товарами»;
Подпункт 3.3. «Торговля специализированными товарами».
Возложить на Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий признанные недействующими в части нормы Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 8 декабря 2016 года №168-мпр «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (в ред. Приказов Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28 декабря 2018 года №138-мпр, от 7 июня 2019 года №58-23-мпр), Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28 июня 2019 года №58-28-мпр «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области» (в ред. Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 7 ноября 2019 года №58-48-мпр).
Обязать Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органов исполнительной власти Иркутской области, на официальном Интернет-портале органов государственной власти Иркутской области.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Бурятия в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательном виде решение изготовлено 26 января 2021 года.
Председательствующий: Т.Б. Казанцева