ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-26/20 от 28.05.2020 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Дело № 3а-26/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кызыл 28 мая 2020 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Кунгаа Т.В.,

при секретаре Данзырын А.С.-М.,

с участием представителя административного истца ФИО3, представителя административного ответчика – МРИ ФНС России № 1 по Республике Тыва ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Гостиничный комплекс «**» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Тыва о признании недействительным пункта Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений по Республике Тыва от 29 декабря 2018 года № 604-р «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»,

у с т а н о в и л:

распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - министерство) от 29 декабря 2018 года № 604-р «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», размещенным на официальном сайте министерства (www.mziort.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - Перечень).

Согласно пункту данного Перечня, комплекс сооружений, общей площадью 1533,2 кв.м., с кадастровым номером **, расположенный по адресу: **, (далее - спорное здание), является объектом недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Акционерное общество «Гостиничный комплекс «**» (далее – АО «Гостиничный комплекс «**»), собственник названного выше объекта - гостиницы, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующей приведенной нормы в части, обосновывая свою позицию тем, что спорное здание не обладает признаками объектов недвижимого имущества, приведенных в статье 378.2 Налогового кодекса РФ, спорный объект имеет назначение и наименование – гостиница, расположен на земельном участке, отнесенном к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования для размещения гостиниц, считает, что Перечень принят в нарушение требований Налогового кодекса РФ, следовательно, противоречит имеющему большую силу законодательству и нарушает права общества, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере. Здание гостиницы на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОКДП ОК-00493 (а также ОКВЭД ОК 029-2007) не относится к объектам, в отношении которых установлены статьей 378.2 Налогового кодекса РФ особенности исчисления налоговой базы. Приведенные в п.1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ виды объектов налогообложения не включают в себя гостиницы.

В письменном возражении на административное исковое заявление представитель административного ответчика – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Тыва (далее - МРИ ФНС России № 1 по РТ) по доверенности ФИО5 просит отказать в удовлетворении административного иска, указывая, что согласно п. 1 ст. 372 Налогового кодекса РФ налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 372 Налогового кодекса РФ устанавливая налог законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главной 30 Налогового кодекса РФ, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 Налогового кодекса РФ, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества в рассматриваемой ситуации установлены положениями Закона Республики Тыва от 27 ноября 2003 года № 476 ВХ-1 (ред. от 27 ноября 2019 года) «О налоге на имущество организаций». Спорный объект представляет из себя многоэтажное здание, которое состоит из отдельных, изолированных помещений (комнат, номеров), а также вспомогательных технических помещений (кладовая, коридоры, санузлы, прочее), кроме того, в здании предусмотрено размещение кухни и зоны обеда, что предназначено для деловых и коммерческих целей. Исходя из назначения помещений расположения и конфигурации этих помещений, можно прийти к выводу о возможности их использования для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.

В судебном заседании представитель административного истца – АО «Гостиничный комплекс «**» по доверенности ФИО3 просила административный иск удовлетворить.

Представитель ответчика – МРИ ФНС России № 1 по РТ по доверенности ФИО5 с административным иском не согласился, просил в его удовлетворении отказать.

Представитель административного ответчика – Министерства земельных и имущественных отношений по Республике Тыва в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и76 Конституции Российской Федерации).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налог на имущество организаций, являющийся региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения его в действие законом субъекта Российской Федерации обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 12, 14, 372 Налогового кодекса РФ).

Из содержания статей 12, 14, 32 Налогового кодекса РФ следует, что устанавливая региональный налог, субъект Российской Федерации самостоятельно определяет: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом. При установлении налога законами субъекта Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 "Налог на имущество предприятий" Налогового кодекса РФ, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

С 1 января 2015 года статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4.1, согласно которому отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях данного пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

1 января 2017 г. является единой датой начала применения на территории Республики Тыва порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (Закон Республики Тыва от 30 ноября 2016 г. N 231-ЗРТ).

Законом Республики Тыва от 27.11.2003 № 476 ВХ-1 «О налоге на имущество организаций» определяются ставки, порядок и сроки уплаты налога на имущество организаций на территории Республики Тыва.

В соответствии с ч.1 ст. 1.1 названного Закона (в редакции Закона Республики Тыва от 28.11.2017 N 329-ЗРТ), налоговая база отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих объектов налогообложения:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 квадратных метров и помещений в них;

2) нежилых помещений общей площадью свыше 1000 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Как указано в части 8 статьи 213, части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ и разъяснено в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследовании других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва и его структуры, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 14.05.2007 N 591, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и проведению единой государственной политики, управлению имуществом Республики Тыва, в том числе в области земельных отношений, а также распоряжению, проверке и осмотру земельных участков городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

В соответствии с ч. 2 ст. 1.1 Закона Республики Тыва от 27.11.2003 № 476 ВХ-1 (в редакции Закона Республики Тыва от 28.11.2017 N 329-ЗРТ) перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пункта 1 и 2 части 1 настоящей статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Тыва, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.

Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 29 декабря 2018 года № 604-р «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.

В пункте данного Перечня указан комплекс сооружений, расположенный по адресу **, с кадастровым номером **, площадью 1533,2 кв.м.

Согласно п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); 2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; 3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Таким образом, обязанность публиковать утвержденный Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в общем (самостоятельном) порядке, законом не установлена, на уполномоченный орган возложена обязанность разместить этот Перечень на официальном сайте уполномоченного органа и направить его в адрес налогового органа.

Это требование закона Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва исполнено, оспариваемое распоряжение от 29 декабря 2018 года № 604-р опубликовано на официальном сайте министерства (www.minzem.rtyva.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости на 20 мая 2020 года нежилое здание, расположенное по адресу: ** общей площадью 1533,2 кв.м., зарегистрировано 29 октября 2011 года под кадастровым номером **, назначение - нежилое здание, наименование - гостиница, кадастровая стоимость – ** руб., правообладателем является АО «Гостиничный комплекс «**».

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости на 20 мая 2020 года, нежилое здание с кадастровым номером ** расположено на земельном участке с кадастровым номером **, категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - под здание гостиницы.

Из кадастрового паспорта нежилого здания по адресу: **, следует, что здание состоит из 3 этажей, в том числе 1 подземного этажа общей площадью 1533, 2 кв.м.

Из технического паспорта нежилого здания по указанному адресу следует, что здание общей площадью – 1533,2 кв.м., основная площадь 932,6 кв.м., вспомогательная площадь – 600,6 кв.м., площадь подвала – 737,3 кв.м.

Названный вид разрешенного использования не предусматривает размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, следовательно, объект недвижимости не подлежал включению в Перечень по этим признакам.

Также здание не подлежало включению в Перечень на основании документов технического учета, согласно которым объект недвижимости не предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Судом установлено, что порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в Республике Тыва не принимался.

Мероприятия по определению фактического использования отдельно стоящих нежилых зданий до утверждения Перечня, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений по Республике Тыва от 29 декабря 2018 года № 604-р «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», как это предусмотрено п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекс РФ, не проводились.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что в отношении объекта недвижимости административного истца в 2018 году проводились мероприятия по обследованию здания с целью определения вида его фактического использования и включения в Перечень на 2019 год. Следовательно, здание не могло быть включено в Перечень.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункт Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает права и законные интересы административного истца в той мере, в которой влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество, исчисляемой из кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

Учитывая изложенное, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению, а пункт Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, – признанию недействующим.

При этом административный иск в части требований к МРИ ФНС России № 1 по РТ удовлетворению не подлежит, поскольку МРИ ФНС России № 1 по РТ в данном случае не является надлежащим ответчиком по делу, так как не является органом, принявшим оспариваемый нормативный правовой акт.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-179 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административный иск Акционерного общества «Гостиничный комплекс «**» удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия пункт Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений по Республике Тыва от 29 декабря 2018 года № 604-р «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений по Республике Тыва в пользу Акционерного общества «Гостиничный комплекс «**» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято – 8 июня 2020 года.

СудьяТ.В. Кунгаа