дело № 3а-26/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Голикова А.А.
при секретаре Мельниковой А.В.
с участием прокурора Елфимовой О.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 06 мая 2016 года административное дело по административному исковому заявлению ЗАО «Инвестиционно-холдинговая компания «Татгазинвест» о признании недействующей позиции 2.1 в графе «МО ГО «Воркута» приложения к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, и земельные участки на территории Республики Коми, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 01 марта 2015 г. № 90 (в ред. постановления Правительства Республики Коми от 23.09.2015 № 412), устанавливающей ставку арендной платы земельного участка «0,6»,
установил:
ЗАО «Инвестиционно-холдинговая компания «Татгазинвест» (далее ЗАО «ИХК Татгазинвест») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующей позиции 2.1 в графе «МО ГО «Воркута» приложения к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, и земельные участки на территории Республики Коми, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 01 марта 2015 г. № 90, устанавливающей ставку арендной платы земельного участка «3» и «0,6».
Определением суда от 06.05.2016 производство по делу о признании недействующей позиции 2.1 в графе «МО ГО «Воркута» приложения к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, и земельные участки на территории Республики Коми, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 01 марта 2015 г. № 90, устанавливающей ставку арендной платы земельного участка «3» прекращено.
В обоснование требований представитель ЗАО «ИХК Татгазинвест» Г. в административном иске и в судебных заседаниях указал, что ЗАО «ИХК Татгазинвест» является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 11:16:0601001:58, 11:16:0601001:53, предоставленных администрацией МО ГО «Воркута» без торгов. Также администрацией МО ГО «Воркута» вынесено постановление от 16.09.2015 № 1565 о предоставлении в аренду ЗАО «ИХК Татгазинвест» для размещения временного жилого поселка и стоянки автотранспорта земельных участков с кадастровыми номерами 11:16:0601001:61, 11:16:2001001:158. Арендная плата за предоставленные земельные участки начисляется с 01.03.2015 в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 01 марта 2015 г. № 90. Оспариваемыми положениями постановления установлены ставки арендной платы для арендуемых земельных участков «3» с 01.03.2015 по 02.10.2015 и «0,6» с 03.10.2015, что повлекло увеличение годового размера арендной платы за земельные участки по сравнению с ранее уплачиваемыми суммами до 01.03.2015. Оспариваемые размеры ставок арендной платы находит не соответствующими принципу экономической обоснованности, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, так как указанные ставки арендной платы определены без учета доходности земельных участков по виду разрешенного использования и превышают предельные ставки арендной платы, установленные для аналогичных земель федеральной собственности на территории Республики Коми. Считает, что оспариваемые положения постановления Правительства Республики Коми от 01 марта 2015 г. № 90 нарушают положения постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», имеющих большую юридическую силу.
Представитель Правительства Республики Коми Ш. в судебном заседании с административным исковым заявлением не согласилась, указала, что оспариваемые положения постановления Правительства Республики Коми изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу. При их принятии администрациями муниципальных образований Республики Коми, в том числе и администрацией МО ГО «Воркута» и Агентством Республики Коми по управлению имуществом, являющимся уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми в области земельных отношений, проводилась работа по анализу обстоятельств, влияющих на установление ставок арендной платы. Оспариваемые ставки арендной платы установлены с учетом произошедших инфляционных процессов. Оспариваемые положения постановления Правительства Республики Коми регулируют отношения между арендодателем и арендатором земельного участка, к которым ЗАО «ИХК Татгазинвест» не относится, поэтому не затрагивают его прав. В обоснование возражений указала, что срок заключенных договоров аренды между администрацией МО ГО «Воркута» и ЗАО «ИХК Татгазинвест» истек, арендные отношения прекращены, арендные договора на новый срок не заключены. Земельные участки, используемые ЗАО «ИХК Татгазинвест», могут быть предоставлены арендатору после 01.03.2015 только с проведением торгов. Оспариваемые положения постановления Правительства Республики Коми регулируют отношения по предоставлению земельных участков в аренду без проведения торгов.
Представитель привлеченной судом в качестве заинтересованного лица администрации МО ГО «Воркута» в судебное заседание не явился. В письменном отзыве указал, что поддерживает заявленную в возражениях административного ответчика позицию Правительства Республики Коми.
Суд в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав объяснения представителей административного истца ЗАО «ИХК Татгазинвест» Г.., Правительства Республики Коми Ш.., исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Елфимовой О.Ф., полагавшей, что административное исковое заявление ЗАО «ИХК Татгазинвест» подлежит удовлетворению, поскольку при издании оспариваемого положения нормативного правового акта был нарушен принцип экономической обоснованности определения арендной платы, суд приходит к следующему.
Правительством Республики Коми принято постановление от 01 марта 2015 г. № 90, которым утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, и земельные участки на территории Республики Коми, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов.
Утвержденный Порядок определяет порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, и земельные участки на территории Республики Коми, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов.
Указанный Порядок содержит формулу, по которой рассчитывается годовая арендная плата в соответствии со ставками арендной платы в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 3-5 настоящего Порядка, по следующей формуле: А = КС x С x К, где: А - годовой размер арендной платы (руб.); КС - кадастровая стоимость земельного участка (руб.); С - ставка арендной платы земельного участка; К - коэффициент, отражающий категорию арендатора.
В силу пункта 6.1 данного Порядка ставка арендной платы земельного участка (С) устанавливается по виду его разрешенного использования в соответствии с приложением к настоящему Порядку.
Приложением к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, и земельные участки на территории Республики Коми, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов установлены ставки арендной платы земельного участка по виду его разрешенного использования. В позиции 2.1 в графе «МО ГО «Воркута» указанного приложения установлена ставка арендной платы земельного участка «3».
Постановление Правительства Республики Коми от 01 марта 2015 г. № 90 официально опубликовано в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, 05.03.2015, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.03.2015, в «Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми», 11.03.2015, № 4, ст. 39.
В силу пункта 3 постановления Правительства Республики Коми от 01 марта 2015 г. № 90, настоящее постановление вступило в силу с 01 марта 2015 г.
Постановлением Правительства Республики Коми от 23 сентября 2015 г. № 412 в постановление Правительства Республики Коми от 01 марта 2015 г. № 90 «О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, и земельные участки на территории Республики Коми, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов» внесены изменения. В позиции 2.1 в графе «МО ГО «Воркута» графы «Ставка арендной платы земельного участка (С)» приложения к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, и земельные участки на территории Республики Коми, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 01 марта 2015 г. № 90, число «3» заменено числом «0,6».
Указанное постановление официально опубликовано в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, 23.09.2015, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.09.2015, вступило в законную силу 03.10.2015 и в вышеприведенной части является действующим по настоящее время.
Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела, позиция 2.1 в графе «МО ГО «Воркута» приложения к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, и земельные участки на территории Республики Коми, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 01 марта 2015 г. № 90, действует в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 23 сентября 2015 г. № 412, которым установлена ставка арендной платы земельного участка «0,6».
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пунктам 5 и 6 части 2 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а также требования о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.
Из приведенных положений закона следует, что с административным иском о признании нормативного правового акта недействующим вправе обратиться только лица, в отношении которых данный акт применяется, либо они являются субъектами регулируемых отношений, при условии, что оспариваемым актом нарушены или нарушаются их права. При этом предметом проверки является соответствие оспариваемого нормативного правового акта исключительно законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.
Из материалов дела следует, что между администрацией МО ГО «Воркута» и ЗАО «ИХК Татгазинвест» заключен договор аренды № 26-2014 от 23.06.2014 земельного участка общей площадью 349532 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Воркута, относящегося к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения и имеющего вид разрешенного использования: для размещения производственной базы с жилым городком и площадкой для складирования материалов в составе стройки «Система магистральных газопроводов «Бованенкова-Ухта», с кадастровым номером 11:16:0601001:58.
Согласно условиям указанного договора срок аренды земельного участка установлен с 21.04.2014 по 31.12.2014. Договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя.
Также между администрацией МО ГО «Воркута» и ЗАО «ИХК Татгазинвест» заключен договор аренды № 2-2015 от 26.01.2015 земельного участка общей площадью 63298 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Воркута, относящегося к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения и имеющего вид разрешенного использования: для размещения площадки материально-технических ресурсов и площадки трубосварочной базы, с кадастровым номером 11:16:0601001:53.
Согласно условиям указанного договора срок аренды земельного участка установлен с 01.09.2014 по 31.07.2015. Договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя.
Из объяснений представителя административного истца следует, что после истечения срока действия договоров аренды арендатор ЗАО «ИХК Татгазинвест» продолжает пользоваться предоставленными ему земельными участками, возражений от арендатора против возобновления договоров аренды не поступало.
Привлеченная судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрация МО ГО «Воркута» не представила сведений, что она возражала против возобновления договоров аренды.
Из представленных в материалы дела расчетов арендной платы за пользование земельными участками, составленными должностными лицами администрации МО ГО «Воркута» и являющимися приложениями к указанным договорам аренды № 26-2014 от 23.06.2014 и № 2-2015 от 26.01.2015 следует, что расчет размера арендной платы за земельные участки произведен по 31.12.2015 (л.д. 68-69, 71-72).
Суд приходит к выводу, что после истечения срока действия договоров аренды № 26-2014 от 23.06.2014 и № 2-2015 от 26.01.2015, администрация МО ГО «Воркута» не возражала против возобновления договоров аренды, а арендатор ЗАО «ИХК Татгазинвест» продолжает пользоваться предоставленными ему земельными участками.
Доводы представителей Правительства Республики Коми о том, что оспариваемые положения постановления Правительства Республики Коми в части установления размера арендной платы за земельные участки регулируют отношения между арендодателем и арендатором земельного участка, предоставленного без торгов к которым ЗАО «ИХК Татгазинвест» не относится, поскольку срок действия договоров истек, а земельные участки, являвшиеся предметом данных договоров, могут быть предоставлены административному истцу по истечении срока действия договора аренды только на торгах в соответствии со статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, судом отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
В силу пункта 3 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 № 401-ФЗ), до 01.03.2015 было предусмотрено, что по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка.
Однако на основании пункта 14 статьи 1 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт 3 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации утратил силу с 01 марта 2015 года.
Пунктом 21 статьи 1 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Земельный кодекс РФ дополнен главой V.1 «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».
С 01 марта 2015 года случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды без проведения торгов, установлены пунктом 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а условия реализации такого права предусмотрены пунктом 4 данной статьи.
При отсутствии в совокупности предусмотренных положениями частей 3 и 4 указанной статьи условий арендатор земельного участка лишается права на заключение нового договора аренды без проведения торгов, в связи с чем земельный участок, являющийся предметом такого договора аренды, может быть предоставлен данному лицу по истечении срока действия договора аренды только на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Из приведенных положений Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Земельного кодекса РФ следует вывод о том, что они регулируют отношения, возникающие при заключении нового договора аренды на новый срок.
Из представленных суду сведений следует, что применительно к арендуемым земельным участкам ЗАО «ИХК Татгазинвест» с кадастровыми номерами 11:16:0601001:58, 11:16:0601001:53 с 01 марта 2015 года не допускается заключение новых договоров аренды без проведения торгов в силу положений, установленных статьей 39.6 Земельного кодекса РФ.
Вместе с тем, применительно к сложившимся отношениям по аренде земельных участков между ЗАО «ИХК Татгазинвест» и администрацией МО ГО «Воркута» необходимо руководствоваться положениями пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, право продолжения пользования ЗАО «ИХК Татгазинвест» земельными участками возникло на основании договоров аренды, заключенных ранее 01.03.2015.
Заключенный договор аренды № 26-2014 от 23.06.2014 земельного участка общей площадью 349532 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Воркута, с кадастровым номером 11:16:0601001:58, был возобновлен на неопределенный срок после окончания срока его действия с 01.01.2015, до введения нового правового регулирования.
Положения Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривают проведение торгов земельного участка при возобновлении ранее заключенных договоров аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, срок действия которых не истек и не расторгнутых в установленном законом порядке.
Начисление арендной платы за названные земельные участки осуществляется администрацией МО ГО «Воркута» с 01.03.2015 в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 01.03.2015 № 90, с 01.03.2015 с учетом оспариваемой ставки арендной платы «3», а с 03.10.2015 с учетом оспариваемой ставки арендной платы «0,6».
Оспариваемая ставка арендной платы влияет на годовой размер арендной платы за арендуемые административным истцом земельные участки.
Следовательно, оспариваемые положения постановления Правительства Республики Коми от 01.03.2015 № 90 (в ред. постановления Правительства Республики Коми от 23.09.2015 № 412), вопреки доводам представителя административного ответчика Правительства Республики Коми ФИО1, затрагивают права ЗАО «ИХК Татгазинвест».
В силу частей 7 и 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт обязан доказать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как установлено пунктами «в», «г», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» к полномочиям Правительства Республики Коми отнесено установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов.
Пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из указанного постановления следует, что к числу таких основных принципов относятся принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11.05.2004 № 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу положений статьи 65 Земельного кодекса РФ, где указано, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что постановление Правительства Республики Коми от 01.03.2015 № 90 и постановление Правительства Республики Коми от 23.09.2015 № 412, приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликованы в установленном законом порядке.
Как усматривается из материалов дела, Правительство Республики Коми при принятии постановления от 23 сентября 2015 г. № 412 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 01 марта 2015 г. № 90 «О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, и земельные участки на территории Республики Коми, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов» в части изменения в позиции 2.1 в графе «МО ГО «Воркута» графы «Ставка арендной платы земельного участка (С)» приложения к Порядку число «3» на число «0,6», основывалось на предложениях, поступивших из МО ГО «Воркута» и обобщенных Агентством Республики Коми по управлению имуществом.
Проект постановления Правительства Республики Коми от 23 сентября 2015 г. № 412 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 01 марта 2015 г. № 90 «О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, и земельные участки на территории Республики Коми, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов» в оспариваемой части разрабатывался Агентством Республики Коми по управлению имуществом на основании предложений, представленных администрацией муниципального образования ГО «Воркута», являющейся получателем арендных платежей.
Результат работы представлен в виде пояснительной записки и.о. руководителя Агентства Республики Коми по управлению имуществом к проекту постановления Правительства Республики Коми «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 01 марта 2015 г. № 90 «О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, и земельные участки на территории Республики Коми, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов».
Из указанной пояснительной записки следует, что муниципальными образованиями завершены расчеты арендной платы конкретных земельных участков, которые выявили необходимость изменения некоторых ставок в ряде муниципальных образований. Корректировка ставок арендной платы позволит исключить в отношении отдельных видов использования резкое увеличение или уменьшение размера годовой арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Органами местного самоуправления предложены ставки арендной платы, предусматривающие в сравнении с предыдущим годом изменение арендной платы в среднем до 30 %.
Из представленных в судебное заседание письменных возражений на административный иск представителем ответчика Правительства Республики Коми Ф.., а также письма руководителя МО ГО «Воркута» Г. от 18.03.2016, адресованного первому заместителю министра Республики Коми имущественных и земельных отношений, поддержанных представителем ответчика в судебном заседании следует, что ставка в размере «3» была предложена администрацией МО ГО «Воркута» с учетом пересчета и проведения финансово-экономического анализа арендных платежей одной из крупнейшей угледобывающей компании АО «Воркутауголь». После вступления в законную силу постановления Правительства Республики Коми от 01 марта 2015 г. № 90 выяснилось, что арендатор земельных участков АО «Воркутауголь» не подпадает под ставку арендной платы «3», установленную в позиции 2.1 в графе «МО ГО «Воркута» приложения к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, и земельные участки на территории Республики Коми, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 01 марта 2015 г. № 90. После чего проведен сравнительный анализ кадастровой стоимости и арендной платы в 2014-2015г.г. и отобрана наиболее актуальная и подходящая ставка арендной платы «0,6».
Из представленных в судебное заседание дополнений к письменным возражениям на административный иск представителем ответчика Правительства Республики Коми К.., поддержанных представителем ответчика в судебном заседании следует, что после 01.03.2015 была произведена работа по анализу размера арендной платы за земельные участки на территории «МО ГО «Воркута», установленной в 2008 году. Из указанных сведений следует, что средний размер арендной платы земельных участков в 2008 году составлял 8,48 руб. за 1 кв.м. Произведен расчет среднего размера арендной платы на 2015 год, путем применения индексов инфляции за 2008-2015 г.г. к среднему размеру арендной платы земельных участков за 1 кв.м. в 2008 году, который составил 15 рублей за 1 кв.м. Для расчета ставки арендной платы были использованы значения кадастровой стоимости земельного участка и размер арендной платы в 2015 году.
Представленные суду документы в качестве доказательств экономической обоснованности оспариваемой ставки арендной платы являются описательными, не содержат анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельных участков на территории «МО ГО «Воркута» как в 2008г., так и по состоянию на 2015г.
Суд также принимает во внимание представленные административным ответчиком пояснительные записки, в которых указывается на то, что предложенные и принятые ставки арендной платы, предусматривают в сравнении с предыдущим годом изменение арендной платы в среднем до 30 %.
Из представленных расчетов следует, что применение оспариваемой ставки арендной платы «0,6», влечет для административного истца значительное, более чем в четыре раза увеличение размера арендной платы в сравнении с арендной платой, рассчитанной до 01.03.2015.
Так, размер арендной платы ЗАО «ИХК Татгазинвест» по договору аренды № 2-2015 от 26.01.2015 земельного участка общей площадью 63298 квадратных метров, с кадастровым номером 11:16:0601001:53 составлял до 01.03.2015 - 193929,25 руб. в год, с 01.03.2015 по 03.10.2015 – 4654301,94 руб. в год (при ставке арендной платы «3»), с 03.10.2015 – 930860,39 руб. в год (при ставке арендной платы «0,6»).
Размер арендной платы ЗАО «ИХК Татгазинвест» по договору аренды № 26-2014 от 23.06.2014 земельного участка общей площадью 349532 квадратных метров, с кадастровым номером 11:16:0601001:58 составлял до 01.03.2015 - 1070878,67 руб. в год, с 01.03.2015 по 03.10.2015 – 25701087,96 руб. в год (при ставке арендной платы «3»), с 03.10.2015 – 5140217,59 руб. в год (при ставке арендной платы «0,6»).
При этом размер кадастровой стоимости земельных участков в 2014-2015г.г. не изменялся, кадастровая стоимость земельного участка общей площадью 63298 квадратных метров с кадастровым номером 11:16:0601001:53 составляла 1551433,98 руб., кадастровая стоимость земельного участка общей площадью 349532 квадратных метров с кадастровым номером 11:16:0601001:58 составляла 8567029,32 руб.
Суду не представлены доказательства того, что уполномоченным органом определялась доходность земельных участков, расположенных на территории МО ГО «Воркута».
Доказательств тому, что при рассмотрении вопроса о принятии оспариваемого нормативного правового акта учитывались иные документы, содержащие экономическое обоснование для принятия решения об установлении ставки арендной платы, административным ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не доказано соблюдение принципа экономической обоснованности при установлении ставки арендной платы земельного участка «0,6» в позиции 2.1 в графе «МО ГО «Воркута» приложения к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, и земельные участки на территории Республики Коми, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 01 марта 2015 г. № 90 (в ред. постановления Правительства Республики Коми от 23.09.2015 № 412).
Установление Правительством Республики Коми оспариваемой ставки арендной платы земельного участка в размере «0,6», повлекшее многократное увеличение арендной платы, без соблюдения принципа экономической обоснованности при определении ее размера, свидетельствует о нарушении органом исполнительной власти положений постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», имеющего большую юридическую силу.
При этом, суд не установил противоречий оспариваемых положений постановления Правительства Республики Коми от 01 марта 2015 г. № 90 (в ред. постановления Правительства Республики Коми от 23.09.2015 № 412) положениям статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Рассматривая вопрос о дате, с которой положения оспариваемого нормативного правового акта признаются недействующими, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в абзаце третьем пункта 28 Постановления от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оспариваемые положения постановления Правительства Республики Коми от 01 марта 2015 г. № 90 (в ред. постановления Правительства Республики Коми от 23.09.2015 № 412) применялось длительное время, в соответствии с его положениями были реализованы права иных субъектов предпринимательской деятельности, организаций, а не только административного истца.
Данные обстоятельства, согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», являются основанием для признания оспариваемых положений нормативного правового акта недействующим со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, в «Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми», где был ранее опубликован нормативный правовой акт. Если опубликование невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, публикация должна быть осуществлена в ближайшем номере такого издания.
Частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 данного Кодекса.
Платежным поручением от 17.02.2016 № 957 ЗАО «ИХК Татгазинвест» оплачена государственная госпошлина в размере 4500 руб.
В связи с изложенным, с Правительства Республики Коми в пользу ЗАО «ИХК Татгазинвест» подлежат взысканию понесенные административным истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Руководствуясь 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ЗАО «Инвестиционно-холдинговая компания «Татгазинвест» о признании недействующей позиции 2.1 в графе «МО ГО «Воркута» приложения к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, и земельные участки на территории Республики Коми, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 01 марта 2015 г. № 90 (в ред. постановления Правительства Республики Коми от 23.09.2015 № 412) в части установления ставки арендной платы земельного участка «0,6» удовлетворить.
Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу позиции 2.1 в графе «МО ГО «Воркута» приложения к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, и земельные участки на территории Республики Коми, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 01 марта 2015 г. № 90 (в ред. постановления Правительства Республики Коми от 23.09.2015 № 412) в части установления ставки арендной платы земельного участка «0,6».
Сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, в «Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми», где был ранее опубликован нормативный правовой акт. Если опубликование невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, публикация должна быть осуществлена в ближайшем номере такого издания.
Взыскать с Правительства Республики Коми в пользу ЗАО «Инвестиционно-холдинговая компания «Татгазинвест» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья- Голиков А.А.
Решение суда принято в окончательной форме 11.05.2016.