ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-26/2016 от 25.10.2016 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Дело № 3а-26/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 октября 2016 года г. Биробиджан

Суд Еврейской автономной области в составе:

председательствующего судьи Кочева С.Н.,

при секретаре Кузнецовой Ю.В.,

с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора ЕАО Витютнева К.В., представителя административного истца ООО «Единые коммунальные системы» Латыпова К.Е.,

представителя административного ответчика управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО Гриценко Т.А., действующей на основании доверенности от 18.01.2016 № <...>,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Единые коммунальные системы» и исполняющего обязанности прокурора области Колесникова А.В., действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании приказа управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области от 30.06.2016 № 54 «О внесении изменения в нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области, применяемых для расчета размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учета, утвержденные приказом управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области от 03.10.2012 № 40» противоречащим федеральному законодательству и недействующим,

У С Т А Н О В И Л:

Приказом управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО (далее управление ЖКХиЭ) от 30.06.2016 № 54 внесены изменения в нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области, применяемых для расчета размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учета, утвержденные приказом управления ЖКХиЭ от 03.10.2012 № 40, а именно, пункт 2 изложен в следующей редакции: норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (кВт. ч на 1 кв. м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе площади подвальных помещений) – 0,93 кВт. ч/кв. м. Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 12.02.2016.

Названный приказ зарегистрирован в юридическом управлении аппарата губернатора и правительства ЕАО 30.06.2016 № 28, опубликован в Сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» http://npa79.eao.ru, 13.07.2016.

31.08.2016 общество с ограниченной ответственностью «Единые коммунальные системы» (далее ООО «ЕКС») обратилось в суд ЕАО с административным исковым заявлением о признании приказа управления ЖКХиЭ от 30.06.2016 № 54 противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия.

В обоснование заявленных требований общество указало, что ООО «ЕКС» осуществляет управление многоквартирными домами в <...> на основании договоров управления многоквартирными домами, заключенных с собственниками жилья.

В нарушение пунктов 9, 21 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 (далее - Правила № 306) административным ответчиком оспариваемый норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в 0,93 кВт. ч/кв. м. утвержден с нарушением метода аналога без учета конструктивных и технических параметров и степени благоустройства многоквартирных домов, без анализа документов, предоставленных для его установления. Данный норматив рассчитан на основании только 10 многоквартирных домов (далее МКД), постройки после 2007 года, которые имеют централизованное горячее водоснабжение, оборудованы стационарными газовыми плитами и все кроме одного не имеют технических подвалов. При этом, цокольные этажи не являются общим имуществом МКД и имеют собственников. Кроме того, оспариваемый приказ подписан заместителем начальника управления ЖКХиЭ, который не наделен правом подписи нормативно – правовых актов. Оспариваемый приказ распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 12.02.2016, что противоречит ст. 4 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой, действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

25.09.2013 между ОАО <...> и ООО «ЕКС» заключен договор энергоснабжения № <...>. Ежемесячно ОАО <...> выставляет ООО «ЕКС» счета на сверхнормативное потребление электроэнергии в соответствии с площадью общедомового имущества, установленной договором. Учитывая, что с момента опубликования приказа у ООО «ЕКС» возникла обязанность по оплате превышения расчетного объема коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной на общедомовые нужды над нормативным, задолженность с общества может быть взыскана в судебном порядке, а действием оспариваемого приказа административному истцу причинен значительный ущерб.

14.10.2016 исполняющий обязанности прокурора ЕАО Колесников А.В., действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд ЕАО с административным исковым заявлением о признании указанного выше приказа управления ЖКХиЭ от 30.06.2016 № 54 противоречащим федеральному законодательству и недействующим.

В заявлении указал, что утверждённые приказом от 30.06.2016 № 54 нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды установлены без соблюдения порядка, определённого пп. 32 – 42 Правил № 306. В ходе проверки, проведенной в управлении ЖКХиЭ 26.07.2016 документы, подтверждающие факт проведения расчетов нормативов с соблюдением требований пп. 32 – 42 Правил, не установлены. На запрос прокуратуры области от 18.07.2016 административным ответчиком не представлен надлежащий расчет норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды. Не представлено документов, что указанные в информации многоквартирные дома, расположенные в <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...> включены в представительность выборки с соблюдением вышеуказанных требований Правил. Не подтверждена и общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов, которые вошли в выборку для расчета норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению. Следовательно, положения оспариваемого приказа утверждены с нарушением федерального законодательства, вызывают неоднозначное толкование и являются незаконными.

17.10.2016 определением суда административные дела по административному иску ООО «ЕКС» и исполняющего обязанности прокурора ЕАО Колесникова А.В. объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Единые коммунальные системы» Латыпов К.Е. заявленные требования поддержал, обосновав доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Старший помощник прокурора ЕАО Витютнев К.В. поддержал заявленные требования, дополнительно пояснил, что оспариваемый приказ принят в нарушение порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях. Управлением ЖКХиЭ документально не подтверждена общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов, вошедших в выборку для расчёта норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению. Не подтверждено, что дома были включены в представительность выборки с соблюдением установленного законом порядка.

Представитель административного ответчика управления ЖКХиЭ Гриценко Т.А. требования признала частично. Пояснила, что выборка домов была произведена к ранее существующему нормативу, и в выборку вошли дома расположенные только на территории г.Биробиджана. Норматив был рассчитан без соблюдения требований Правил № 306. Вместе с тем, управлением ЖКХиЭ был заключён государственный контракт с ЗАО «Центр муниципальной экономики и права» от 09.10.2015 № <...> по разработке новых нормативов потребления коммунальных услуг. Сведения с организации поступили, проводится их анализ, ориентировочно новый норматив будет принят в декабре. В остальном приказ является законным, принятым в соответствии с полномочиями управления.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 216 КАС РФ решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Такой порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, а именно Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

Пунктом 3 Правил № 306 определено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 40 ст. 7 закона Еврейской автономной области от 27.06.2012 № 79-ОЗ «О правительстве Еврейской автономной области» правительство области определяет орган исполнительной власти области, уполномоченный утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, применяемые для расчета размера платы за коммунальные услуги, потребляемые гражданами при отсутствии приборов учета.

В соответствии с пунктом 5.11 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 04.03.2014 № 75-пп, управление ЖКХиЭ утверждает нормативы потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению, газоснабжению, электроснабжению, применяемые для расчёта размера платы за вышеуказанные коммунальные услуги, потребляемые гражданами при отсутствии приборов учёта.

Пунктами 7, 9 Положения определено, что управление ЖКХиЭ возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности губернатором области; начальник управления ЖКХиЭ в соответствии с законодательством РФ издает приказы, в том числе носящие нормативный характер, в пределах своей компетенции.

Один из заместителей начальника управления ЖКХиЭ осуществляет полномочия начальника управления ЖКХиЭ в случае его отсутствия в соответствии с должностным регламентом, в том числе действует без доверенности от имени управления ЖКХиЭ, представляет его интересы, заключает договоры, соглашения, выдает доверенности, имеет право подписи на банковских документах, имеет право издавать приказы, в том числе носящие нормативный характер (пункт 10 Положения).

В соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего ЕАО заместителя начальника управления – начальника отдела инженерной инфраструктуры управления ЖКХиЭ, утвержденного губернатором ЕАО от 01.07.2016, в случае отсутствия начальника управления (нахождение в отпуске, командировке, в период временной нетрудоспособности и другие обстоятельства) обязанности начальника управления исполняет заместитель начальника управления – начальник отдела инженерной инфраструктуры управления в соответствии с должностным регламентом.

Распоряжением губернатора ЕАО от 31.08.2010 № <...>К. с 31.08.2010 назначен на должность заместителя начальника управления – начальника отдела инженерной инфраструктуры управления жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО.

Из пояснений представителя административного ответчика Гриценко Т.А. установлено, что в период издания оспариваемого приказа начальник управления ЖКХиЭ М находился в отпуске с последующим увольнением, обязанности его исполнял и исполняет в настоящее время в соответствии с должностным регламентом заместитель – начальник отдела инженерной инфраструктуры управления ЖКХиЭ К., т.е. уполномоченное лицо. Издание распоряжения губернатора для этого не требуется.

Распоряжением правительства ЕАО от 01.04.2016г. № 102-рп утвержден Порядок подготовки, регистрации, опубликования и вступления в силу приказов органов исполнительной власти Еврейской автономной области, формируемых правительством Еврейской автономной области.

Пунктом 13 Порядка определено, что приказы подлежат официальному опубликованию и вступают в силу со дня их первого официального опубликования, ели иное не установлено самим приказом, за исключением приказов по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина.

Приказ, признанный нормативным и нуждающимся в регистрации в юридическом управлении или нормативным, но не нуждающимся в регистрации в юридическом управлении, не позднее 5 календарных дней со дня их принятия направляются органом исполнительной власти области в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области и в комитет информационных технологий и связи правительства области для их официального опубликования в средстве массовой информации – сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» (пункт 15 Порядка).

Рассматривая порядок принятия оспариваемого приказа, суд приходит к выводу, что он принят компетентным органом, в пределах его полномочий, с соблюдением правил введения его в действие и правил опубликования, соответствует установленной законом форме. Доводы представителя административного истца ООО «ЕКС» о том, что оспариваемый приказ подписан заместителем начальника управления ЖКХиЭ, не наделенным таким правом, несостоятельны и опровергаются исследованными выше документами.

Решением суда ЕАО от 30.12.2015 признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 2 нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области, применяемых для расчёта размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учёта, утвержденных приказом управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО от 03.10.2012 № 40.

Решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу 12.02.2016.

Данным решением суда ЕАО установлено, что норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды указанный в пункте 2 оспариваемого приказа от 03.10.2012 № 40, нельзя признать законным и обоснованным, соответствующим ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, Правилам № 306.

Норматив, потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды – 0,93 кВт. ч/кв. м., утверждённый оспариваемым приказом от 30.06.2016 № 54, также установлен без соблюдения требований, установленных Правилами № 306. Данное обстоятельство было подтверждено и представителем административного ответчика не оспаривалось, и отражено в представленных письменных возражениях.

В связи с этим, оспариваемые ООО «ЕКС» и прокурором положения приказа от 30.06.2016 № 54 подлежат признанию недействующими, поскольку влекут за собой возложение на неопределенный круг лиц (граждан, управляющие компании, ресурсоснабжающие организации, учреждения) обязанности внесения платы за рассматриваемые коммунальные услуги по незаконно установленным нормативам потребления.

Доводы представителя административного истца ООО «ЕКС» о том, что оспариваемый приказ противоречит требованиям ст. 4 ГК РФ, не могут быть приняты во внимание.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 28 Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.

Из материалов дела следует, что оспариваемый приказ до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций, производились начисления за электроснабжение на общедомовые нужды, в связи с чем подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

При обращении в Суд ЕАО с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта ООО «ЕКС» уплатило государственную пошлину в размере <...> рублей, что подтверждается платежным поручением от 24.08.2016 № <...>.

В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны понесенные по делу судебные расходы, в том числе по оплате государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 173-177, 213, 215, 298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Единые коммунальные системы» и исполняющего обязанности прокурора области Колесникова А.В., действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании приказа управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области от 30.06.2016 № 54 «О внесении изменения в нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области, применяемых для расчета размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учета, утвержденные приказом управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области от 03.10.2012 № 40» противоречащим федеральному законодательству и недействующим, удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу приказ управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области от 30.06.2016 № 54 о внесений изменения в нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области, применяемых для расчета размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учета.

Взыскать с управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО в пользу общества с ограниченной ответственностью «Единые коммунальные системы» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере <...> рублей.

Обязать управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области в течение месяца после вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятом решении в Сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» http://npa79.eao.ru.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья суда ЕАО С.Н. Кочев