Дело № 3а-26/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Севастопольский городской суд в составе: председательствующего судьи Бабича В.В., при секретаре ФИО3
с участием ФИО2 административного истца ФИО4, ФИО2 Управления государственной регистрации права и кадастра ФИО1ФИО5, ФИО2ФИО1 Д.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества «Балаклавское рудоуправление им.ФИО6» об оспаривании нормативной цены земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество «Балаклавское рудоуправление им. ФИО6» обратилось в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением об установлении нормативной цены земельных участков, находящихся в пользовании общества, в размере их рыночной стоимости. Также просит суд обязать Управление государственной регистрации права и кадастра ФИО1 внести в государственный кадастр недвижимости в качестве нормативной стоимости земельных участков их рыночную стоимость.
В обоснование заявления указало, что Управлением государственной регистрации права и кадастра ФИО1 в 2016 году были выданы справки о нормативной цене земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Между тем указанная в справках нормативная цена превышает рыночную стоимость земельных участков, что подтверждается отчетом об оценке. В связи с чем общество полагает, что нормативная цена земельных участков может быть пересмотрена судом по аналогии с пересмотром кадастровой стоимости земельных участков в порядке, предусмотренном ст.24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
При этом истцом уточнено, что заявленный спор не является спором об оспаривании нормативного правого акта - Постановления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении нормативной цены земли»признании нормативного правового акта недействующим.
В соответствии со ст. 20 КАС РФ областные и равные им суды в качестве суда первой инстанции рассматривают административные дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Поскольку вопрос о возможности применения указанной аналогии закона подлежит разрешению при рассмотрении дела по существу и учитывая единую цель установления нормативной цены земли и определения кадастровой стоимости земли, дело принято к производству Севастопольского городского суда.
Определением Севастопольского городского суда от 08.08.2016г. ФИО1 привлечено к участию в деле в качестве второго соответчика.
В письменных возражениях Управление государственной регистрации права и кадастра ФИО1 с иском не согласилось. Указало, что произведенный Управлением расчет нормативной цены земельный участков выполнен в соответствии с постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении нормативной цены земли».
ФИО2 в письменных пояснениях с иском также не согласился. Указал, что постановление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ принято во исполнение Федерального конституционного закона №-ФКЗ, Земельного кодекса РФ, Налогового кодекса РФ и Закона города Севастополя №-ЗС. При разработке данного постановления в основу были взяты материалы нормативной денежной оценки земель города Севастополя, разработанные и установленные до 18.03.2014г.
В судебном заседании ФИО2 административного истца и ФИО2 административных ответчиков настаивали соответственно на доводах административного иска и возражений на иск.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании государственного акта на право постоянного пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ. серии II-КМ №, договоров на право временного пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ. №, ДД.ММ.ГГГГ. №, а также в связи с нахождением в собственности зданий и сооружений, в пользовании АО «Балаклавское рудоуправление им. ФИО6» находятся следующие земельные участки: земельный участок площадью №м., расположенный по адресу: г.ФИО1, <адрес>, целевое использование «обслуживание железнодорожной дороги от ст. «Золотая Балка» до ст. «Кадыковка»»; земельный участок площадью №.м., расположенный по адресу: г.ФИО1, <адрес>, целевое использование «обслуживание железнодорожной дороги ст. «Золотая Балка» - ст. «Балаклава»; земельный участок площадью № кв.м., расположенный по адресу: г.ФИО1, <адрес> целевое использование «обслуживание железной дороги от ст. «Золотая Балка» до ст. «Балаклава», земельный участок площадью №., расположенный по адресу: г.ФИО1, <адрес>Б, целевое использование «общежитие в районе стадиона»; земельный участок площадью №., расположенный по адресу: г.ФИО1, <адрес>, целевое использование «для обслуживания общежития»; земельный участок площадью №., расположенный по адресу: г.ФИО1, <адрес>, целевое использование «обслуживание Дома культуры»; земельный участок площадью № кв.м., расположенный по адресу: г.ФИО1, <адрес> целевое использование «обслуживание инженерно – административного корпуса»; земельный участок площадью № расположенный по адресу: г.ФИО1, <адрес>, целевое использование «обслуживание насосной станции технической воды»; земельный участок площадью №.м., расположенный по адресу: г.ФИО1, <адрес>, целевое использование «обслуживание насосной станции»; земельный участок площадью №, расположенный по адресу: г.ФИО1, <адрес> набережная, 4 целевое использование «обслуживание насосной станции»; земельный участок площадью №.м., расположенный по адресу: г.ФИО1, <адрес>, целевое использование «для здания РСУ»; земельный участок площадью №., расположенный по адресу: г.ФИО1, пер.Коммунальный, 8, целевое использования «для угольного склада»; земельный участок площадью №., расположенный по адресу: г.ФИО1, <адрес>, целевое использование «для санатория – профилактория «Чембало»; земельный участок площадью № кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в районе поселка Кадыковский, целевое использование «для рекультивации отвалов»; земельный участок площадью № кв.м., расположенный по адресу: в районе поселка Кадыковский, целевое использование «разработка карьера»; земельный участок площадью № кв.м., расположенный по адресу: в районе поселка Кадыковский, целевое использование «для рекультивации отвалов»; земельный участок площадью № кв.м, расположенный по адресу: в районе поселка Кадыковский, целевое использование «для отвалов»; земельный участок площадью №.м, расположенный по адресу: <адрес>, целевое использование «для окончания рекультивации Балаклавского карьера»; земельный участок площадью №., расположенный по адресу: <адрес>, целевое использование «для разработки Псилерахского карьера»; земельный участок площадью №, расположенный по адресу: <адрес>, целевое использование «обслуживание строений и сооружений комплекса фабрики»; земельный участок площадью № кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, целевое использование «обслуживание строений и сооружений фабрики»; земельный участок площадью № кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, целевое использование «обслуживание транспортного конвейера и автомобильных дорог»; земельный участок площадью № кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, целевое использование «складирование готовой продукции»; земельный участок площадью №.м, расположенный по адресу: <адрес>, целевое использование «обслуживание строений и сооружений шламового хозяйства»; земельный участок площадью №м, расположенный по адресу: <адрес>, целевое использование «обслуживание строений и сооружений автотранспортного цеха»; земельный участок площадью №, расположенный по адресу: <адрес>, целевое использование «складирование вскрышных пород и некондиционного известняка»; земельный участок площадью № расположенный по адресу: <адрес>, целевое использование «обслуживание строений и сооружений общественного питания»; земельный участок площадью № кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, целевое использование «для обслуживания автодороги»; земельный участок площадью № кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, целевое использование «обслуживание строений и сооружений складского хозяйства»; земельный участок площадью №.м, расположенный по адресу: <адрес>, целевое использование «для обслуживания насосной станции»; земельный участок площадью №, расположенный по адресу: <адрес>, целевое использование «для обслуживания строений и сооружений складского хозяйства»; земельный участок площадью №.м, расположенный по адресу: <адрес>, целевое использование «для обслуживания строений ОТК»; земельный участок площадью №.м, расположенный по адресу: <адрес>, целевое использований «обслуживание строений и сооружений склада готовой продукции».
Управлением государственной регистрации права и кадастра ФИО1 истцу выданы справки от ДД.ММ.ГГГГ №№, № о нормативной цене вышеуказанных земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которая была определена на основании постановления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении нормативной цены земли".
В соответствии с ч.1 ст.65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно ч.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Частью 8 ст. 391 НК РФ предусмотрено, что до 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения ФИО1 результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения ФИО1.
Согласно ст.10 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» нормативная денежная оценка земель, установленная на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона, применяется для целей налогообложения и определения размера арендной платы в отношении земельных участков до проведения ее переоценки. Размер арендной платы, платы за сервитут, находящихся в государственной собственности, устанавливаются ФИО1.
В соответствии с п.1.1 Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, являющиеся собственностью города федерального значения ФИО1, утвержденного постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 524-ПП, до проведения государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, для определения размера арендной платы за пользование земельными участками применяется нормативная цена земли в городе Севастополе, утвержденная постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 515.
Таким образом из приведенных норм следует, что нормативная цена земли устанавливается исключительно органами исполнительной власти города Севастополя и применяется на территории города для определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности города, и для целей налогообложения.
При этом указанным законодательством не установлено требований о соответствии нормативной цены земли рыночной стоимости конкретных земельных участков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997г. N 319 "О порядке определения нормативной цены земли" предусмотрено, что нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству. Органы местного самоуправления (администрации) по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов (пункты 1, 2). Нормативная цена земли, установленная в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего Постановления, не должна превышать 75 процентов уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения (пункт 3).
Между тем, как указано выше, законом города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС установлены особенности регулирования имущественных и земельных отношений на территории города, в том числе по вопросу нормативной цены земли (ст.10). Право устанавливать до 01.01.2019г. нормативными правовыми актами города Севастополя особенности регулирования указанных отношений предусмотрено ч.1 ст.12.1 Федерального конституционного закона.
Таким образом на территории города Севастополя Постановление Правительства Российской Федерации от № подлежит применению с учетом указанных особенностей регулирования.
В соответствии с п. 2 постановлением ФИО1 от № Управление государственной регистрации права и кадастра ФИО1 определено исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функцию по предоставлению сведений о нормативной цене земельных участков.
Следовательно Севреестр не наделен полномочиями по уточнению установленной нормативной цены земли. В связи с чем, выдавая административному истцу справки о нормативной цене конкретных земельных участков, данный орган правильно руководствовался сведениями о нормативной цене земли, приведенной в постановлении ФИО1 от 28.11.2014г. N 515, и при этом не учитывал их рыночную стоимость.
Действующим законодательством не предусмотрено возможности пересмотра нормативной цены земли, в том числе путем установления ее судом в размере рыночной.
При этом такой пересмотр не может повлиять на права и законные интересы административного истца, поскольку в приведенных выше нормативных правовых актах прямо указано, что для целей налогообложения и определения размера арендной платы применяется нормативная цена земли, установленная органами исполнительной власти города Севастополя. Решение суда к числу актов по установлению нормативной цены земли не отнесено.
Доводы административного истца о возможности применения к спорным отношениям положений Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нельзя признать обоснованными.
Частью 6 ст.15 КАС РФ установлено, что в случае отсутствия норм права, регулирующих спорные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм права разрешает административное дело исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
Установление нормативной цены земли в городе Севастополе и проведение государственной кадастровой оценки земель в других субъектах Российской Федерации имеют только единую цель - для определения размера платы за использование земли.
Между тем эти категории не являются сходными.
Кадастровая стоимость определяется в отношении конкретных земельных участков в результате государственной кадастровой оценки земель, которая осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости (ст.24.15 Федерального закона).
Кадастровая стоимость земли, в соответствии со ст.24.18 данного Федерального закона, может быть пересмотрена, в том числе судом, при недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; при установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Нормативная цена земли в ФИО1 установлена постановлением ФИО2 города Севастополя от 28.11.2014г. N 515 за квадратный метр земельных участков по оценочным зонам и группам видов разрешенного использования с учетом особенностей, предусмотренных ст.10 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС.
Таким образом установление нормативной цены земли производится нормативным правовым актом органа исполнительной власти города Севастополя без проведения оценки конкретных земельных участков.
Учитывая изложенное, ПАО «Балаклавское рудоуправление им.ФИО6», заявляя требование об установлении нормативной цены земельных участков, выбрало неверный способ защиты права, который не приведет к защите его нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Вместе с тем нормативная цена земельных участков не может быть установлена решением суда, поскольку это не предусмотрено законом и противоречит существу отношений связанных с ее установлением и применением.
Расчет нормативной цены земельных участков выполнен Управлением государственной права и кадастра ФИО1 в соответствии с положениями Постановления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении нормативной цены земли", тогда как указанное постановление административным истцом в порядке главы 21 КАС РФ не оспаривалось.
Кроме того, установление платы за использование земли на территории города Севастополя исходя из нормативной цены земли имеет временный характер, как указано выше, до утверждения результатов массовой кадастровой оценки земельных участков и с учетом того, что особенности регулирования таких отношений на территории города Севастополя могут быть установлены нормативными правовыми актами города до 01.01.2019г.
Таким образом административный иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 247,249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Публичного акционерного общества «Балаклавское рудоуправление им.ФИО6» об установлении нормативной цены земельных участков в размере рыночной стоимости – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Севастопольского городского суда в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме.
Судья В.В.Бабич
Решение принято в окончательной форме 04.10.2016г.