Дело № 3а-26/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2021 года город Севастополь
Севастопольский городской суд в составе:
Председательствующего судьи Исаева С.Н.,
при секретаре Марушевской Т.В.,
с участием: представителя административного истца Общества с ограниченной ответственностью «Коллективное сельскохозяйственное предприятие «Память Ленина» - ФИО1,
представителя административного ответчика – Куку А.Т.,
представителя заинтересованного лица Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Севастополю – Саранча Т.А.,
прокурора Махини В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Галеон», Общества с ограниченной ответственностью «Коллективное сельскохозяйственное предприятие «Память Ленина» к Департаменту природных ресурсов и экологии города Севастополя, заинтересованные лица – Правительство Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе и Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Севастополю об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
20 декабря 2019 года Главным управлением природных ресурсов и экологии города Севастополя вынесен приказ № ПР/489 «Об установлении местоположения береговых линий (границ водных объектов) рек Кача, Бельбек, Черная и ее притоков (Узунджа, Боса, Бага Нижняя, Бага Верхняя, Уркуста, Ай-Тодорка, Сухая речка, Байдарка, Уппа) на территории города Севастополя» (далее – Приказ № ПР/489 от 20.12.2019 года).
Указанный приказ подписан исполняющим обязанности начальника Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя ФИО2, возглавляющей исполнительный орган государственной власти города Севастополя и опубликован 23.12.2019 года на официальном сайте Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя в сети Интернет (https://ecosev.ru).
Общество с ограниченной ответственностью «Галеон» (далее – ООО «Галеон», Общество» и Общество с ограниченной ответственностью «Коллективное сельскохозяйственное предприятие «Память Ленина» (далее – ООО «КСП «Память Ленина», Общество) обратились в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением, впоследствии уточнённым, в котором просят признать недействующим приказ Главного управления природных ресурсов и экологии <...> от 20.12.2019 года «Об установлении местоположения береговых линий (границ водных объектов) рек Кача, Бельбек, Черная и ее притоков (Узунджа, Боса, Бага Нижняя, Бага Верхняя, Уркуста, Ай-Тодорка, Сухая речка, Байдарка, Уппа) на территории города Севастополя» в части установления местоположения береговой линии реки Ай-Тодорка (таблица № 9 приложения к Приказу), указывая на отсутствие полномочий у исполнительного органа государственной власти и должностного лица, на подписание нормативного правового акта, нарушение порядка его принятия и опубликования, в том числе не проведение оценки регулирующего воздействия, противоречие приказа нормативным правовым актам, имеющим высшую юридическую силу, а также нарушающего права и законные интересы административных истцом как юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины ООО «Галеон» в размере 4500 рублей и ООО «КСП «Память Ленина» в размере 4500 рублей возложить на административного ответчика.
Так, в обоснование иска ООО «Галеон» и ООО «КСП «Память Ленина указывают, что между ними 17.03.2020 года был заключен договор субаренды земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополь, переданного в аренду ООО «КСП «Память Ленина», согласно договора аренды земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополь № 706 от 02.08.2019 года, заключенного с Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Договор зарегистрирован 28.08.2019 года за № в Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя (л.д. 12-19).
Согласно п. 1 договора аренды земельного участка его предметом является переданный на основании государственного акта на право постоянного пользования землей от 13.03.1997 года (серия №№) земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1360124 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, КСП «Память Ленина». Категория земель: «земли сельскохозяйственного назначения». Разрешенное использование: «для ведения товарного сельскохозяйственного производства».
Договор заключен сроком на 48 лет (п.п. 6.1 п. 6 договора аренды).
Договор субаренды земельного участка зарегистрирован 01.04.2020 года за № в Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя (т. №, л.д. 15-18).
Согласно п. 1 договора субаренды земельного участка его предметом является земельный участок площадью 206 492 кв.м. №, входящий в состав земельного участка площадью 1 336 412 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, КСП «Память Ленина», кадастровый №, категория земель: «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование: «для ведения товарного сельскохозяйственного производства».
Договор заключен сроком на 46 лет (п.п. 6.1 п. 6 договора субаренды).
26.05.2021 года Обществам стало известно, об опубликовании на сайте Департамента природных ресурсов и экологии <...> от 20.12.2019 года.
Исходя из каталога координат опорных точке на границах береговой линии реки Ай-Тодорка на территории города Севастополя, к Приказу № ПР/489 от 20.12.2019 года, 30.04.2020 года Прокуратурой города Севастополя, в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимущества по <адрес> и <адрес>, в Арбитражный суд <адрес> было подано исковое заявление о признании недействующим в силу ничтожности договора аренды земельного участка № от 02.08.2019 года, заключенного между Департаментом по имущественным и земельным отношениям <адрес> и ООО «КСП «Память Ленина». Обязании ООО «КСП «Память Ленина» и ООО «Галеон» освободить земельный участок с кадастровым номером №.
В связи с чем, Приказ № ПР/489 от 20.12.2019 года нарушает права и законные интересы административных истцом ввиду того, что исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, издавший оспариваемый приказ, не имело полномочий на установление местоположения береговых линий реки Ай-Тодорка; нарушены правила их определения, а именно без учета среднемноголетнего уровня воды; недопустимо установление местоположения береговой линии несуществующего географического объекта, кроме того, ввиду отсутствия поверхностного водного объекта; согласно заключения экспертизы № от 17.02.2021 года, проведенной в рамках дела № А84-1992/2020, координаты береговой линии реки Ай-Тодорка не соответствуют фактическим координатам так как были нарушены правила их определения; не был зарегистрирован в органах юстиции; установление береговой линии реки изменяет правовой режим земельного участка, предоставленного в аренду и в последующем в субаренду.
Также, принятие (издание) нормативного правового акта, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, не допускается без заключения уполномоченного органа об оценке регулирующего воздействия проекта такого нормативного правового акта, согласно положений Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Указанные обстоятельства свидетельствуют о препятствиях, созданных административным ответчиком, в использовании арендованного земельного участка, а именно уменьшение площади земельного участка при изъятии земель, расположенных под водным объектом, наложение обременений и ограничений в осуществлении своей деятельности, необходимость возврата из бюджета города Севастополя излишне уплаченной арендной платы за земельный участок, расположенный под объектом водного фонда, и как следствие, осуществления предпринимательской деятельности в сфере сельхозяйственной деятельности.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «КСП «Память Ленина» - ФИО1 доводы административного иска, с учётом уточнений, поддержал в полном объёме.
Представитель административного ответчика – Куку А.Т. исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Севастополю – Саранча Т.А. оставила разрешение административного иска на усмотрение суда, согласно доводов, указанных в отзыве.
Административный истец ООО «Галеон» и заинтересованные лица – Правительство Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя и Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе в настоящее судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте его проведения своевременно и надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению административного дела.
Ранее, исковые требования представитель административного истца ООО «Галеон» - ФИО3 доводы административного иска, с учётом уточнений, поддержал в полном объёме.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым оставить исковые требования без удовлетворения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
При обращении в суд с административным иском административные истцы указывали, что применением оспариваемого Приказа № ПР/489 от 20.12.2019 года затрагиваются их права как арендатора и субарендатора земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, КСП «Память Ленина», с кадастровым номером №.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. (статьи 45 - 47).
Названные нормы дают основание юридическим лицам обращаться в суд с требованием об оспаривании нормативного правового акта, если они полагают, что таким актом нарушено указанное право либо существует угроза его нарушения. Юридические лица ООО «Галеон» и ООО «КСП «Память Ленина» имеют право на обращение в суд с настоящим иском, поскольку полагают, что их права нарушены указанным нормативно-правовым актом.
Согласно положений ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с положениями ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
1) значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав;
2) приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду;
3) сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами;
4) целевое использование водных объектов. Водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей;
5) приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов;
6) участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов. Граждане, общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации;
7) равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством;
8) равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению в собственность водных объектов, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут находиться в собственности физических лиц или юридических лиц;
9) регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход);
10) регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей;
11) регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему;
12) гласность осуществления водопользования. Решения о предоставлении водных объектов в пользование и договоры водопользования должны быть доступны любому лицу, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа;
13) комплексное использование водных объектов. Использование водных объектов может осуществляться одним или несколькими водопользователями;
14) платность использования водных объектов. Пользование водными объектами осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 2 ВК РФ водное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу (ч. 2 ВК РФ).
На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.
На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения (ч. ч. 6, 7 ВК РФ).
В соответствии с п. 1 Положения о Главном управлении природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзоре), утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 12.09.2016 № 854-ПП (ред. от 27.12.2019) «Об утверждении Положения о Главном управлении природных ресурсов и экологии города Севастополя и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Севастополя» (далее – Положение) Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор) является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в области водных отношений, на территории города Севастополя, переданных полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, переданных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в области водных отношений, входящим в систему исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
Согласно п.п. 2 п. 10.3 для реализации указанных в пунктах 2 и 3 настоящего Положения целей и задач исполнительный орган выполняет следующие функции в установленной сфере деятельности на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Устава города Севастополя, законов города Севастополя и правовых актов Губернатора города Севастополя издает нормативные правовые акты по вопросу водных отношений, рационального использования и охраны недр.
Как указанно в п. 12 Положения исполнительный орган возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором города Севастополя.
В соответствии с п.п. 2 п. 14 Положения начальник исполнительного органа подписывает от имени исполнительного органа приказы, распоряжения, договоры, соглашения, контракты и иные документы исполнительного органа.
Таким образом, Приказ № ПР/489 от 20.12.2019 года подписан уполномоченным на то должностным лицом исполнительного органа.
Постановлением Правительства Севастополя от 31.10.2020 № 566-ПП утверждено «Положение о Департаменте природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзоре)», которое содержит аналогичные положения.
В силу п. 1 Постановления Правительства Севастополя от 24.11.2020 № 582-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 31.10.2020 № 566-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзоре)» Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор) преобразовано в Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя путем переименования.
Исполнительный орган сформирован путем переименования Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзора) и является правопреемником Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзора). (п.п. 3.3 п. 3 Постановления Правительства Севастополя от 24.11.2020 № 582-ПП).
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 26 ВК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия: предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса; осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также в отношении внутренних морских вод.
Согласно п. 1 Примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минприроды России от 18.03.2008 № 61, который действовал до 31 декабря 2020 года, перечень мероприятий по охране водных объектов или их частей включает, в том числе, мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками, мероприятия по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов).
Аналогичные положения содержит действующий с 01.01.2021 года Примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22.10.2020 № 846.
Согласно п.п. «г» п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона города Севастополя от 29.09.2015 № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя» подзаконными нормативно правовыми актами законодательства города Севастополя являются приказы исполнительных органов государственной власти города Севастополя - нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти, которые связаны с реализацией полномочий, определенных законодательством города Севастополя и положениями о соответствующих органах исполнительной власти, по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Исходя из норм приведенного законодательства, оспариваемый приказ принят в соответствии с полномочиями и компетенцией органов государственной власти города Севастополя.
Согласно распоряжения Губернатора города Севастополя № 290-РГ от 07.06.2019 года «О внесении изменений в распоряжение Губернатора города Севастополя от 11.01.2018 № 01-РГ «Об утверждении Перечня официальных сайтов исполнительных органов государственной власти города Севастополя» изложен Перечень официальных сайтов исполнительных органов государственной власти города Севастополя, согласно которого официальным сайтом Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя является - ecosev.ru.
Так, 20.12.2019 года Главным управлением природных ресурсов и экологии города Севастополя вынесен Приказ № ПР/489, 23.12.2019 года опубликован на официальном сайте названного Управления (https://ecosev.ru), являющегося структурным подразделением Правительства Севастополя (т. 1 л.д. 56 - 57).
Исходя из принципов водного законодательства, равного доступа физических лиц, юридических лиц к водным объектам, за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством, о праве принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации;
Для ознакомления граждан и всех заинтересованных лиц приказ был опубликован на сайте, находящемся в свободном доступе, Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя.
Таким образом, порядок обнародования и опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюден.
При проверке доводов административных истцов, о том, что Приказ № ПР/489 от 20.12.2019 года нарушает права и законные интересы административных истцом ввиду того, что исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, издавший оспариваемый приказ, не имело полномочий на установление местоположения береговых линий реки Ай-Тодорка, нарушении правил их определения, а именно без учета среднемноголетнего уровня воды, а также недопустимости установления местоположения береговой линии несуществующего географического объекта, ввиду отсутствия поверхностного водного объекта, в ходе разбирательства по делу установлено следующее.
Согласно ч. 1 ст. 5 ВК РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты; подземные водные объекты.
К поверхностным водным объектам относятся водотоки (реки, ручьи, каналы). (п. 2 ч. 2 ст. 5 ВК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 5 поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
Береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом. (п. 2 ч. 4 ст. 5 ВК РФ).
Согласно ч. 4.1 ст. 5 ВК РФ Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Именно, согласно «Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», утверждённых Постановление Правительства РФ от 29.04.2016 № 377, с соблюдением Требований к описанию местоположения береговой линии, утверждённых Приказом Минэкономразвития России от 23.03.2016 № 164 (Зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2016 № 41951).
Согласно ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект. (ч. 5).
В соответствии с п.п. 2 ч. 1 ст. 26 ВК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Так, в рамках государственного контракта № 75/19 от 12.08.2019 года, заключенного Главным управлением природных ресурсов и экологии города Севастополя с ООО «БТИ-Техпаспорт», в 2019 году выполнены работы по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов) р. Кача, р. Бельбек, р. Черная и ее притоков (Узунджа), Боса, Бага Нижняя, Бага Верхняя, Уркуста, Ай-Тодорка, Сухая речка, Байдарка, Уппа) на территории города Севастополя.
Кроме того, основанием для определения местоположения береговой линии послужило то, что в случае внесения в государственный водный реестр сведений о береговой линии (границе водного объекта) либо изменений указанных сведений в государственном водном реестре федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного водного реестра, направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения о типе, наименовании водного объекта, содержащий описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), согласно п. 22 Постановления Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532 «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13.3, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости».
Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя издало приказ об утверждении результатов работ проектной документации по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов) рек Качи, Бельбек, Черной и ее притоков на территории города Севастополя в соответствии с ч. 15 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Приказ № ПР/489 от 20.12.2019 года является необходимым документом, который предоставляется в ФГБУ «Российский информационно-аналитический и научно-исследовательский водохозяйственный центр» для внесения сведений о местоположении береговых линий (границ водных объектов) в последующем в государственный водный реестр Российской Федерации, согласно обращению от 24.12.2019 года (т. 2, л.д. 90 – 92).
Согласно письму ФГБУ «Российский информационно-аналитический и научно-исследовательский водохозяйственный центр» от 07.08.2020 года сведения по описанию местоположения береговых линий (границ водных объектов) рек Кача, Бельбек, Черная и ее притоков (Узунджа, Боса, Бага Нижняя, Бага Верхняя, Уркуста, Ай-Тодорка, Сухая речка, Байдарка, Уппа) на территории города Севастополя, внесены в государственный водный реестр и направлением материалов в Федеральное агентство водных ресурсов с целью передачи для внесения сведения в Единый государственный реестр недвижимости, согласно сообщения ФГБУ РосИНИВХЦ от 31.01.2020 года (т. 2, л.д. 93 – 95).
Как следует из пояснительной записки к оспариваемому приказу, имеются сведения о водном объекте, по территории города Севастополя протекает три основные реки – река Черная с притоками (р. Узунджа, р. Боса, р. Бага Нижняя, р. Бага Верхняя, р. Уркуста, р. Ай-Тодорка, Сухая речка, р. Байдарка, р. Уппа, р. Арманка, р. Календа), а также заключительные части рек Кача и Бельбек.
Р. Ай-Тодорка – река в юго-западном Крыму (Севастополь), правый приток реки Черная, длиной 15,0 километров с площадью бассейна 38,1 км.2, уклон реки 31,0 м/км. Исток реки – источник св. Федора Студита, почитаемый целебным, расположенный на территории Спасо – Преображенского скита, в 7 километрах северо-восточнее села Терновка. Вначале река течет в западном–северо-западном напарвлении, после Терновки поворачивает на юго-запад до впадения в реку Черную.
Река Черная относится к рекам паводочного типа. Во время паводка уровень воды в реке может подняться на 2-3 м. Даже в меженный период расходы реки при экстремальных паводках могут увеличиваться на порядок и более. Питание реки смешанное –атмосферное и подземное. Атмосферное питание реки происходит как за счет дождевых осадков, так и снега и является преобладающим. При анализе среднего многолетнего гидрографа стока выделяется два периода: многоводный период (с декабря по апрель включительно), когда проходит 51,2 % от годового стока, и маловодный межень (с мая по ноябрь).
Летняя межень может прерываться интенсивными кратковременными паводками. Максимальные расходы воды могут составлять от 120 м3/с (объем стока 24,7 млн. м3) в теплый период до 200 м3/с (объем стока 37 млн. м2) в холодный период года. Минимальные расходы на реке Черной наблюдаются в летник и осенние месяцы (в августе – сентябре) в связи с уменьшением или отсутствием атмосферных осадков и истощением подземного стока.
Установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) рек осуществлялось картометрическим (фотограмметрическим) способом.
В качестве планово – картографической основы для проекта использовались планы землепользований масштаба 1:10000 и масштаба 1:2000.
В качестве инструмента исследования использовались программные средства MapInfo, Apro, Credo Dat.
Участок проведения работ находится на территории города Севастополь.
Согласно п. 9 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утверждённых Постановление Правительства РФ от 29.04.2016 № 377, для установления местоположения береговой линии (границы водного объекта) применяется картометрический способ определения координат береговой линии (границы водного объекта) с использованием актуального картографического материала наиболее крупного масштаба, а также данных дистанционного зондирования Земли, имеющихся в отношении соответствующей территории в федеральном или ведомственных картографо-геодезических фондах.
Установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) рек, ручьев, каналов, озер и обводненных карьеров осуществляется картометрическим (фотограмметрическим) способом с использованием данных об уровнях воды, содержащихся в Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) в соответствии с Положением о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утверждённым Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 № 372, осуществляет ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, государственный мониторинг водных объектов в части поверхностных водных объектов, формировании и обеспечении функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения.
Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2014 № 2744-р создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Крымское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», которое отнесено к ведению Росгидромета.
На р. Ай-Тодорка отсутствует пункт наблюдения (гидропост) Росгидмета и, соответственно, данные об уровнях воды.
При этом из буквального толкования положений ч. 4 ст. 5 ВК РФ и п. 9 Правил № 377 в их взаимной связи не следует, что в отсутствие в Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении необходимых данных по среднемноголетнему уровню воды конкретного водного объекта в период, когда он не покрыт льдом, местоположение береговой линии не подлежит установлению.
Иные выводы свидетельствовали бы об исключении поверхностных водных объектов, в отношении которых такие данные отсутствуют, из установленной государством системы мероприятий по их охране.
Согласно п.п. «б» п. 10 вышеуказанных Правил при уточнении местоположения береговой линии (границы водного объекта) координаты характерных точек определяются с точностью, установленной для определения координат характерных точек границ земельных участков, примыкающих к береговой линии (границе водного объекта), но не ниже точности, используемой при установлении местоположения береговой линии.
При уточнении местоположения береговой линии (границы водного объекта) поверхностных водных объектов, береговая линия (граница водного объекта) реки, ручья и канала определяется по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом, с учетом уровней воды при руслонаполняющем расходе воды и морфологических особенностей водного объекта.
При этом, из Приказа № ПР/489 от 20.12.2019 года усматривается, что проводились работы по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов) рек Кача, Бельбек, Черная и ее притоков (Узунджа, Боса, Бага Нижняя, Бага Верхняя, Уркуста, Ай-Тодорка, Сухая речка, Байдарка, Уппа) на территории города Севастополя», а не их уточнению, в связи с чем, довод административного иска об их определении по среднемноголетнему уровню вод при установлении местоположения береговых линий, является несостоятельным.
Из представленной в материалы дела документации усматривается, что указанные сведения содержаться в «Работе по определению местоположения береговой линии р. Черная и ее притоков (р. Узунджа, р. Боса, р. Бага Нижняя, р. Бага Верхняя, р. Уркуста, р. Ай-Тодорка, Сухая речка, р. Байдарка, р. Уппа)» 2019 ООО «БТИ-Техпаспорт», Книга 1. Пояснительная записка. Результаты работ по уточнению местоположения береговой линии (границы водного объекта) в месячный срок со дня завершения таких работ направляются заказчиком в орган государственной власти, осуществляющий установление местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта).
Орган государственной власти направляет в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр результаты работ по установлению (уточнению) местоположения береговой линии (границы водного объекта).
Федеральное агентство водных ресурсов в течение 5 рабочих дней после внесения в государственный водный реестр сведений о береговой линии (границе водного объекта) направляет документ, содержащий описание местоположения береговой линии (границы водного объекта) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ФКП «Росреестра»).
Местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости. (т. 1, л.д. 155 – 184, стр. 5).
09.10.2020 года Приказ № ПР/489 от 20.12.2019 года с Приложением каталогом координат опорных точек на границах береговой линии рек Кача, Бельбек, Черная и ее притоков (Узунджа, Боса, Бага Нижняя, Бага Верхняя, Уркуста, Ай-Тодорка, Сухая речка, Байдарка, Уппа) на территории города Севастополя» был направлен Федеральным агентством водных ресурсов в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости. (т. № 1, л.д. 80 – 151).
Согласно письма Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 11.02.2021 года, на основании документов, направленных письмом Федерального агентства водных ресурсов, 21.12.2020 года внесены в ЕГРН сведения о береговой линии (границе водного объекта) р. Ай-Тодорка, с присвоением в установленном законодательстве порядке реестрового номера 91:01-5.1.
Также, в материалах дела содержится проектная документация «Работа по определению местоположения береговой линии р. Черная и ее притоков (р. Узунджа, р. Боса, р. Бага Нижняя, р. Бага Верхняя, р. Уркуста, р. Ай-Тодорка, Сухая речка, р. Байдарка, р. Уппа)» 2019 ООО «БТИ-Техпаспорт», Книга 2. Инженерно-геодезические изыскания (т. 2, л.д. 33 – 59), Книга 3. Каталог координат опорных точек границ береговой линии р. Черная на территории города Севастополя, а также картографическим изображениям (т. 2, л.д. 60 – 89).
Таким образом, анализ оспариваемой документации позволяет сделать вывод о том, что, вопреки доводам административного истца, работы по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов) проводились исходя их принципов водного законодательства и изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а именно Порядка определения местоположения береговой линии (границы водного объекта) и Требований к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта), а именно в результате выполнения работ по описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) обеспечивается подготовка: перечня координат характерных точек береговой линии (границы водного объекта); картографической основы с нанесенной береговой линией (границей водного объекта); пояснительной записки.
При подготовке перечня координат характерных точек береговой линии (границы водного объекта) в нем указываются порядковые номера характерных точек береговой линии (границы водного объекта) и их координаты.
Пояснительная записка должна содержать: сведения о заказчике работ; сведения об исполнителе работ; основания для определения местоположения береговой линии (границы водного объекта); сведения о водном объекте; указание метода и погрешности определения координат характерных точек береговой линии (границы водного объекта); иную информацию (при необходимости).
Указанные установленные обстоятельства не влекут признание нормативного правового акта не действующим, поскольку соответствующие требования соблюдены.
Действительно, положения Федерального закона от 18.12.1997 № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» устанавливают правовые основы деятельности в области присвоения наименований географическим объектам и переименования географических объектов, а также нормализации, употребления, регистрации, учета и сохранения наименований географических объектов как составной части исторического и культурного наследия народов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 для целей настоящего Федерального закона используется понятие географические объекты - существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и иные природные объекты; республики, края, области, автономная область, автономные округа; города, в том числе города федерального значения, и другие населенные пункты; районы, административные районы, аймаки, кожууны, национальные районы, улусы, волости, поселковые советы, наслеги, сельские советы, национальные сельские советы, сельские округа, сомоны, станичные округа и другие административно-территориальные образования (административно-территориальные единицы); железнодорожные станции, морские порты и речные порты, аэропорты;
наименования географических объектов - географические названия, которые присваиваются географическим объектам и служат для их отличия и распознавания.
В соответствии со ст. 10 вышеуказанного Закона наименования географических объектов подлежат регистрации и учету. Регистрацию и учет наименований географических объектов Российской Федерации, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и географических объектов, открытых или выделенных российскими исследователями в пределах открытого моря и Антарктики, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти либо на основании акта Правительства Российской Федерации публично-правовая компания, созданная в соответствии с Федеральным законом «О публично-правовой компании «Роскадастр».
Однако, регистрация и учет наименований географических объектов (существующих или существовавших) не может свидетельствовать о наличии либо отсутствии, невозможности установления их береговых линий (границ водных объектов), так как это разные правоотношения, которые не являются зависящими друг от друга, кроме того река это географический объект, существующий или существовавший, относительно устойчивый, характеризующийся определенным местоположением целостное образование Земли, которое относится к поверхностному водному объекту, водотоку.
Кроме того, согласно положений ст. 31 ВК РФ государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.
Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. (ч. 3).
В государственный водный реестр включаются документированные сведения о речных бассейнах; о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях; о местоположении береговой линии (границы водного объекта).
Административный истец ООО «КСП «Память Ленина» указал на то, что р. Ай-Тодорка отсутствует в Приказе Государственного комитета Украины по водному хозяйству № 41 от 03.06.1997 года «Об утверждении перечня рек и водоёмов, которые отнесены к водным объектам местного значения», однако, указанная река является притоком р. Черная, имеющейся в указанном Перечне.
Однако, имеется Рабочий проект. Книга 7. Паспорт реки Айтодорка, разработанный Республиканским комитетом по водному хозяйству, Государственным проектно-изыскательным институтом по мелиоративному и водохозяйственному строительству «Крымгипроводхоз», 2005 год.
Более того, согласно Приказа Севприроднадзора от 10.02.2016 г. № 20 «Об установлении границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос р. Кача, р. Бельбек, р. Черная (с притоками Узунджа, Боса, Бага Нижняя, Бага Верхняя, Уркуста, Ай-Тодорка, Сухая речка, Байдарка, Уппа) в границах города федерального значения Севастополя» установлена ширина водоохранной зоны реки Ай-Тодорка – в размере 100 метров, ширина прибрежной защитной полосы – 50 метров.
В соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от 14.06.2016 № 583-ПП «Об утверждении паспортов туристского маршрута активного отдыха в городе Севастополе «Большая севастопольская тропа» - р. Ай-Тодорка является правым притоком реки Черная.
Согласно сообщения ФГБУ «Российский информационно-аналитический и научно-исследовательский водохозяйственный центр» от 30.01.2020 года сведения по описанию местоположения береговых линий (границ водных объектов) рек Кача, Бельбек, Черная и ее притоков (Узунджа, Боса, Бага Нижняя, Бага Верхняя, Уркуста, Ай-Тодорка, Сухая речка, Байдарка, Уппа) на территории города Севастополя, внесены в государственный водный реестр. (т. 2, л.д. 94).
Таким образом, вопреки доводам административных истцов, сведения о чем в материалах дела отсутствуют, не регистрация и учет наименований географических объектов Российской Федерации, не может свидетельствовать о невозможности установления местоположения береговых линий (границ водных объектов), а также о том, что данный географический объект не существует.
Относительно доводов административных истцов о не проведении оценки регулирующего воздействия проекта нормативно правового акта, ввиду чего на субъекты предпринимательской деятельности налагаются обременения и ограничения, возлагаются дополнительные обязанности, а также изменяется правовой режим земельного участка, предоставленного в аренду и в последующем в субаренду, то они также не влекут признание нормативного правового акта не действующим.
Согласно положений ст. 26.3-3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации. (п.п. 1.1 ч. 1).
В соответствии с Положением о Департаменте экономического развития города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 17.11.2017 № 870, Департамент экономического развития Севастополя осуществляет разработку и реализацию мероприятий, направленных на развитие института оценки регулирующего действия и института оценки фактического воздействия на территории города Севастополя; организацию методического и информационного сопровождения процедуры оценки регулирующего воздействия; оценку регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизу действующих нормативных правовых актов города Севастополя и оценку фактического воздействия нормативных правовых актов города Севастополя, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской деятельности руководствуясь Порядком проведения процедуры оценки регулирующего воздействия, установленным постановлением Правительства Севастополя от 03.04.2015 № 269-ПП «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов города Севастополя и экспертизы нормативных правовых актов города Севастополя».
Следовательно, положения в том числе ст. 13 Закона города Севастополя от 29.09.2015 № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя» в данном случае административных ответчиком не нарушены, в связи с тем, что проект нормативно правового акта не содержит положений, которыми вводились новые либо изменялись ранее предусмотренные нормативными правовыми актами города Севастополя обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также не содержит положений, которыми устанавливалась ответственность за нарушения нормативных правовых актов города Севастополя, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Также, в соответствии с абз. 3 п. 5 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в Севприроднадзоре, утвержденным Приказом Главного управления природных ресурсов и экологии <...> от 19.03.2109 года, установлено, что в случаях, если по результатам антикоррупционной экспертизы проектов нормативных актов коррупционные факторы не выявлены, заключение может не составляться.
Кроме того, отсутствие антикоррупционной экспертизы оспариваемого нормативного правового акта, на которое ссылается в административном иске административные истцы, не является поводом для признания недействующим приказа в части установления местоположения береговой линии реки Ай-Тодорка (таблица № 9 приложения к Приказу), поскольку обязательность такой экспертизы предусмотрена законодательством для нормативных правовых актов и их проектов, исходя из положений ч. 1 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», а именно регулируемых данным приказом правоотношений и полномочий административного ответчика.
Судом проверены доводы административных истцов относительно не регистрации оспариваемого нормативного правового акта в органах юстиции после его принятия.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Севастополю является территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации и действует на основании Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26. В соответствии с предоставленной компетенцией деятельность по ведению федерального регистра нормативных правовых актов субъекта (субъектов) Российской Федерации осуществляется Управлением согласно Указу Президента Российской Федерации от 10.08.2000 № 1486 «О дополнительных мерах по печению единства правового пространства Российской Федерации», Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 № 904. (далее - Положение).
Пунктом 3 Положения предусмотрено, что в федеральный регистр включаются нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный актер. Федеральный регистр несет учетную функцию и ведется в ведется в целях обеспечения контроля за соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, конституционного права граждан на случен достоверной информации, создания условий для получения информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, организациями и гражданами.
Процедура внесения в федеральный регистр не носит разрешительного характера. Факт наличия или отсутствия нормативного правового акта в федеральном регистре не влияет на легитимность данного акта.
Заключения органа юстиции по результатам правовой и антикоррупционной экспертиз нормативных правовых актов включаются в федеральный регистр в качестве дополнительных сведений.
Приказ № ПР/489 от 20.12.2019 года для включения в федеральный регистр не предоставлялся, соответственно его правовая экспертиза не проводилась.
Правовая экспертиза правовых актов субъектов Российской Федерации осуществляется в целях выработки федеральными органами государственной власти в пределах их полномочий, вытекающих из п. «а» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер по обеспечению соответствия конституций, уставов, законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Ввиду того, что Приказ № ПР/489 от 20.12.2019 года как нормативно правовой акт органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации включению в федеральный регистр не подлежит, как затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, в связи с чем названные доводы административных истцов подлежат отклонению.
Относительно довода административных истцов о нарушении их прав и законных интересов как юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Согласно решения Арбитражного суда города Севастополя от 06.09.2021 года по делу №84-1992/20 исковое заявление Прокуратуры города Севастополя, в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимущества по Республике Крым и г. Севастополю, удовлетворено частично.
Признан недействующим в силу ничтожности договор аренды земельного участка № 706 от 02.08.2019 года, заключенный между Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и ООО «КСП «Память Ленина».
Признано отсутствующим зарегистрированное право собственности города федерального значения Севастополь на земельный участок с кадастровым номером №.
В удовлетворении остальной части иска отказано. Решение суда вступило в законную силу.
В рамках рассмотрения данного дела была назначена судебная землеустроительная экспертиза. Производство которой было поручено экспертам ФБУ «Крымская ЛСЭ Минюста России».
Административные истцы в обоснование своих доводов указывают на заключение экспертизы № от 17.02.2021 года, проведенной в рамках дела № А84-1992/2020, согласно выводов которой, в пределах земельного участка с кадастровым номером № нет поверхностного водного объекта река Ай-Тодорка. Координаты береговой линии реки Ай-Тодорка не соответствуют фактическим координатам. Гидравлическая (гидрологическая) связь между рекой Ай-Тодорка и прудом «Терновский» в пределах земельного участка с кадастровым номером №, контур 12 отсутствует.
Надлежащий анализ заключению экспертизы № от 17.02.2021 года дан в вышеуказанном решении суда, кроме того, временной период, в который было проведено экспертное исследование, является иным, чем тот, который был положен в основу при издании Приказа № ПР/489 от 20.12.2019 года, в связи с чем, обстоятельства, указанные в данном заключении являются иными, что не дает возможности утверждать об объективности проведенного исследования относительно обстоятельств данного дела.
При таких обстоятельствах оснований полагать нарушенными права административных истцов не имеется. Не установлено судом и не соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Таким образом, приказ Главного управления природных ресурсов и экологии <...> от 20.12.2019 года «Об установлении местоположения береговых линий (границ водных объектов) рек Кача, Бельбек, Черная и ее притоков (Узунджа, Боса, Бага Нижняя, Бага Верхняя, Уркуста, Ай-Тодорка, Сухая речка, Байдарка, Уппа) на территории города Севастополя» в части установления местоположения береговой линии реки Ай-Тодорка (таблица № 9 приложения к Приказу) не подлежит признанию не действующим, как об этом просят административные истцы, ввиду отсутствия для этого законных оснований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Галеон», Общества с ограниченной ответственностью «Коллективное сельскохозяйственное предприятие «Память Ленина» о признании приказа Главного управления природных ресурсов и экологии <...> от 20 декабря 2019 года «Об установлении местоположения береговых линий (границ водных объектов) рек Кача, Бельбек, Черная и ее притоков (Узунджа, Боса, Бага Нижняя, Бага Верхняя, Уркуста, Ай-Тодорка, Сухая речка, Байдарка, Уппа) на территории города Севастополя» в части установления местоположения береговой линии реки Ай-Тодорка (таблица № 9 приложения к Приказу) не действующим в части - отказать.
Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию на официальном сайте Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru или в печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Правительства Севастополя, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу или по истечении установленного срока в ближайшем номере указанного печатного издания.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - принесено апелляционное представление в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Севастопольский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 13 января 2022 года.
Судья С.Н. Исаев