Дело № 3а-26/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июня 2022 года г. Горно-Алтайск
Верховный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Ялбаковой Э.В.,
при секретаре – Оспомбаевой А.Ж.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Токаевой Нины Александровны к Министерству финансов Республики Алтай, Министерству экономического развития Республики Алтай о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
Токаева Н.А. обратилась в Верховный суд Республики Алтай с административным исковым заявлением к Министерству финансов Республики Алтай о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. В обоснование заявленных требований указала, что определением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 06 июня 2018 года по делу № 2-1355/2018 утверждено мировое соглашение, по условиям которого Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай обязано предоставить Токаевой Н.А. жилое помещение из специализированного жилого фонда Республики Алтай по договору найма специализированное жилого помещения на территории с. Майма, площадью не ниже установленных социальных норм, в срок до 31 декабря 2018 года. 26 февраля 2019 года ей был выдан исполнительный лист, который в связи с неисполнением условий мирового соглашения был предъявлен в Службу судебных приставов. Решением Верховного суда Республики Алтай от 02 июня 2020 года с Республики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай за счет средств республиканского бюджета в пользу Токаевой Н.А. взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 20000 рублей. В настоящее время в связи с заменой должника таким является Министерство экономического развития Республики Алтай. Принятые должником меры являются недостаточными и неэффективными для исполнения вступившего в законную силу судебного акта. До настоящего времени требования исполнительного документа не исполнены. Срок исполнительного производства с момента принятия решения Верховным судом Республики Алтай о присуждении компенсации составил 1 год и 11 месяцев, общая продолжительность исполнения решения суда превысила 3 года. Существенное затягивание сроков исполнения судебного постановления имело место по обстоятельствам, не зависящим от административного истца, а именно вследствие отсутствия у административного ответчика достаточного финансирования, а также отсутствия со стороны административного ответчика активных действий по получению дополнительного финансирования в целях приобретения жилых помещений для последующего их предоставления детям-сиротам и лицам из их числа. В связи с не исполнением решения суда вынуждена снимать жилье на условиях коммерческого найма. Полагает, что с ответчика в ее пользу подлежит взысканию сумма компенсации морального вреда в размере 70000 рублей, которая соответствует требованиям разумности и справедливости, а также согласуется с практикой Европейского Суда по правам человека. Также просит взыскать с ответчика государственную пошлину 300 рублей.
В возражениях, поступивших от Министерства финансов Республики Алтай, административный ответчик указывает о несогласии с административными исковыми требованиями в полном объеме. Указывает, что исполнение решения Горно-Алтайского городского суда возможно толькопутем приобретения жилого помещения в собственность Республики Алтай (строительства) с целью его последующего предоставления истцу. Вместе с тем данный процесс является длительным, включает в себя поэтапную реализацию мероприятий по предоставлению жилья данной категории граждан Российской Федерации с соблюдением последовательности процедур установленных законодательством Республики Алтай, что существенно затрудняет предоставление жилья детям-сиротам. Кроме того, имеет место недостаток предложения жилых помещений на вторичном рынке жилья, соответствующих установленным требованиям. Количество введенных в эксплуатацию жилых помещений в последние годы имеет тенденцию к снижению. На рынке жилья наблюдается тенденция к росту цен 1 кв.м. жилого помещения, в связи с чем количество жилых помещений, возможных к приобретению для включения их в спецжилфонд и последующего предоставления детям-сиротам и лицам из их числа на располагаемые бюджетные средства, сокращается. Полагает, что уполномоченными исполнительными органами государственной власти Республики Алтай были предприняты все достаточные и эффективные меры, направленные на исполнение судебного акта по данному делу. Считает что Министерство финансов Республики Алтай не уполномочено на формирование спецжилфонда, непосредственное обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, а также совершение иных процедур, связанных с таким обеспечением. Полагает, что размер требуемой компенсации не обоснован административным истцом надлежащим образом. Указывает, что необходимо учитывать и тот факт, что категория детей-сирот многочисленна и кроме лиц, которых органы государственной власти обязаны обеспечить жильем по решению суда, есть еще список лиц, которые также ожидают своей очереди на обеспечение жильем. В связи с изложенным, административный ответчик просит вынести решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В письменных возражениях, поступивших от Министерства экономического развития Республики Алтай, министерство указывает на несогласие с заявленными административными исковыми требованиями и указывает, что исполнение решения суда по делам данной категории связано с необходимостью осуществления должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей. В целях реализации дополнительных мер по обеспечению жильем детей-сирот Государственным Собранием Эл Курултай Республики Алтай принят Закон Республики Алтай от 29.06.2021 г. № 39-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай», которым введен новый вид поддержки, механизм которого урегулирован Постановлением Правительства Республики Алтай от 12.08.2021 г. № 232 «Об утверждении Порядка, условий предоставления и размера меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, удостоверяемой сертификатом». Правительством Республики Алтай принято Постановление от 15 октября 2021 года № 305, которым установлен единый порядок для принятия документов на предоставление сертификата - с 15 августа 2021 года по 01 августа 2025 года. В целях решения вопроса дефицита жилых помещений для детей-сирот принято решение о необходимости увеличения в 2021-2022 годах строительства жилых помещений для детей-сирот. С учетом принимаемых мер, просит в удовлетворении иска отказать.
Определением суда от 06 мая 2022 года к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство регионального развития Республики Алтай.
В письменных возражениях на административное исковое заявление Министерство регионального развития Республики Алтай, Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай просят в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме. Указывают, что министерствами предпринимались все необходимые меры для обеспечения административного истца жилым помещением. Причинами, препятствующими формированию специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в г. Горно-Алтайске является: острый дефицит земельных участков, пригодных для строительства многоквартирных жилых домов в г. Горно-Алтайске; большинство детей-сирот, имеющих судебное решение о предоставлении жилого помещения, желающих получить новую квартиру в г. Горно-Алтайске, с. Майма, отказывались от получения жилья в других районах Республики Алтай; отсутствие достаточного финансирования, необходимого для обеспечения жильем лиц указанной категории граждан, достигших 18 лет и имеющих право на получение жилого помещения; ограничение общего количества жилых помещений в виде квартир, предоставляемых детям-сиротам в одном многоквартирном доме, которое не может превышать 25 % от общего количества квартир; низкий норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Республике Алтай, утвержденный Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 95/пр от 26.02.2021 г., в соответствии с которым рассчитывается сумма, необходимая для приобретения жилья детям-сиротам. Таким образом, к числу обстоятельств, повлиявших на длительность неисполнения решения суда по настоящему гражданскому делу относится отсутствие в достаточном количестве жилых помещений готового жилья на первичном и вторичном рынках Республики Алтай, а также отсутствие денежных средств, необходимых для обеспечения жильем 1432 сирот, достигших возраста 18 лет.
Определением суда от 03 июня 2022 года, занесенным в протокол судебного заседания, Министерство экономического развития по Республике Алтай исключено из числа заинтересованных лиц и привлечено к участию в деле в качестве административного соответчика.
В судебное заседание административный истец Токаева Н.В. не явилась, в административном иске просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель Токаевой Н.А. Буньков А.С. в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, указал, что мировое соглашение суда было исполнено 01 июня 2022 года, Токаевой Н.А. предоставлено жилое помещение в с. Алферово.
Представитель административного ответчика Министерства финансов Республики Алтай – Чиркова А.К. возражала относительно удовлетворения административного иска, по доводам, изложенным в письменном возражении.
Представитель административного ответчика Министерства экономического развития Республики Алтай Майков А.Ю. полагал административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
Министерство регионального развития Республики Алтай, Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, Управление федеральной службы судебных приставов России по Республике Алтай, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Суд полагает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, материалы гражданского дела № 2-1355/2018, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право на судебную защиту, включающее право на исполнение судебного акта.
Условия и порядок обращения с административным иском о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок установлены главой 26 КАС РФ, Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Закон о компенсации).
В силу ст. 1 Закона о компенсации граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации (ч. 1).
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (ч. 2).
Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (ч. 3).
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о компенсации, размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского суда по правам человека.
При этом в силу разъяснений, содержащихся в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта.
Порядок принудительного исполнения судебных актов регламентирован Федеральным законом от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». По общему правилу, установленному в ст. 36 названного Федерального закона, требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
В п. 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 года №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных п. 2 ст. 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (ч. 5 ст. 353 КАС РФ, ч. 3.1 ст. 319 АПК РФ, ч.ч. 1. 3 ст. 428 ГПК РФ, п. 6 ст. 242.2. п. 8 ст. 242.3. п. 7 ст. 242.4, п. 7 ст. 242.5 БК РФ).
В силу части 3 статьи 258 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: правовая и фактическая сложность дела; поведение административного истца и иных участников судебного процесса; достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.
Согласно части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Как следует из материалов административного дела, определением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 06 июня 2018 года по делу № 2-1355/2018 утверждено мировое соглашение, по условиям которого Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай обязано предоставить Токаевой Н.А. жилое помещение из специализированного жилого фонда Республики Алтай по договору найма специализированное жилого помещения на территории с. Майма, площадью не ниже установленных социальных норм, в срок до 31 декабря 2018 года. 26 февраля 2019 года Токаевой Н.А. выдан исполнительный лист серии <данные изъяты>, который 04 марта 2019 года поступил в Службу судебных приставов. На основании указанного исполнительного листа 07 марта 2019 года возбуждено исполнительное производство <данные изъяты> в отношении Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай.
21 марта 2019 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай исполнительского сбора.
15 апреля 2019 года должнику вручено предупреждение об уголовной ответственности за неисполнение судебного постановления, 14 июня 2019 года – запрос, 19 июня 2019 года – требование об исполнении постановления суда в срок до 20 июня 2019 года, 19 сентября 2019 года и 04 февраля 2020 года – требование о предоставлении информации о предпринимаемых мерах по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, об очередности и предположительной дате предоставления жилого помещения, в том числе и в отношении Токаевой Н.А.
Решением Верховного суда Республики Алтай от 02 июня 2020 года с Республики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай за счет средств республиканского бюджета в пользу Токаевой Н.А. взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 20000 рублей.
29 июля 2020 года определением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай произведена замена должника Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай по исполнительному производству№ <данные изъяты> на правопреемника – Министерство экономического развития Республики Алтай.
На основании указанного определения суда, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай Трашевым И.Ю. 24 августа 2020 года вынесено постановление о замене стороны исполнительного производства, произведена замена должника Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай его правопреемником – Министерством экономического развития Республики Алтай.
12 ноября 2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения, согласно которому должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 20 ноября 2020 года. Впоследствии срок неоднократно продлевался (до 16 июля 2021 года, до 31 октября 2021 года, до 15 декабря 2021 года).
В рамках возбужденного исполнительного производства принимались меры к привлечению должника к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, должник предупреждался об ответственности за неисполнение судебного акта по ст. 315 УК РФ, а также совершались иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Как следует из пояснений представителя Токаевой Н.А. – Бунькова А.С., данных в судебном заседании, условия мирового соглашения о предоставлении жилого помещения Токаевой Н.А. исполнено 01 июня 2022 года.
С учетом исполнения определения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай 01 июня 2022 года, общая продолжительность исполнения решения суда со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (04 марта 2019 года) по день вынесения решения суда (03 июня 2022 года) составила 3 года 3 месяца 29 дней, продолжительность исполнения судебного акта после вынесения решения суда от 02 июня 2020 года составила 1 год 11 месяцев 30 дней, и при этом уже истек предусмотренный частью 4 статьи 250 КАС РФ шестимесячный срок, с наступлением которого закон связывает возникновение у токаевой Н.А. права на обращение в суд с настоящим административным иском.
Принимая во внимание вышеуказанное, суд считает, что у истца возникло право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Гарантированное вышеуказанными нормами право на судебную защиту предполагает как неотъемлемый элемент обязательность исполнения судебных решений. Соответственно, Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом (части 1 и 2 статьи 6).
Неисполнение судебного акта или неправомерная задержка его исполнения в силу указанных норм рассматривается как нарушение права на справедливое правосудие в разумные срок, что предполагает необходимость справедливой компенсации лицу, которому причинен вред нарушением этого права.
Право на судебную защиту (а, следовательно, и его конституирующий элемент - право на исполнение судебных решений) носит публично-правовой характер, поскольку может быть реализовано лишь с помощью государства, создающего для этого необходимые институциональные и процессуальные условия. По смыслу ст.46 Конституции РФ и ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, нарушение данного права, исходя из его природы, возможно лишь со стороны государства как субъекта, призванного гарантировать и обеспечивать его реализацию посредством установления конкретных процедур, включая установление системы мер, позволяющих в своей совокупности организовать и обеспечить эффективное и своевременное исполнение судебных решений.
Исполнение судебного акта является публичной обязанностью государства. Соответственно, именно государство, а не взыскатель, если решение вынесено против государства, обязано проявить инициативу для исполнения судебного решения.
Указанный подход является международным стандартом, закрепленным в практике Европейского суда по правам человека: лицо, в пользу которого вынесено решение суда против государства, не обязано возбуждать процедуру принудительного исполнения (Постановление ЕСПЧ по делу «Метаксас против Греции» от 27 мая 2004 года); от лица, получившего исполнимое решение против государства в результате успешного судебного процесса, нельзя требовать обращения к исполнительному производству для его исполнения, это означает, что если решение вынесено против государства, то именно оно, а не взыскатель, обязано проявить инициативу для исполнения этого решения (Постановление ЕСПЧ по делу «Карасев против Российской Федерации» от 26 июня 2008 года).
Исходя из изложенного, государство обязано таким образом организовать систему исполнения судебных актов, возлагающих на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, чтобы обеспечить координацию между различными государственными органами с целью реального и своевременного исполнения решений суда, вступивших в законную силу.
Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский Суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жильё, в которой лицо нуждается, задержка даже в один год не совместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жильё, в качестве оправдания неисполнения судебного решения.
Учитывая, что определением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 06 июня 2018 года установлен срок для исполнения условий мирового соглашения до 31 декабря 2018 года, однако при этом по смыслу статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются немедленно после наступления предусмотренных указанным законом оснований.
Анализ материалов настоящего дела, а также материалов исполнительного производства позволяет прийти к выводу, что Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, а впоследствии Министерством экономического развития Республики Алтай не принимались достаточные меры по исполнению требований исполнительного документа, возбужденного на основании определения суда об утверждении мирового соглашения.
При этом, отсутствие денежных средств, наличие обязательств в отношении иных лиц либо длительность и сложность процедуры по формированию государственными органами специализированного жилищного фонда, законодателем не предусмотрены в качестве оснований для освобождения должника от исполнения судебного акта. Исполнение судебного акта должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от вопросов финансирования, сложностей межбюджетных отношений.
При таких обстоятельствах, суд находит установленным факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, что в силу ч. 3 и 4 ст. 258 КАС РФ является основанием для присуждения Токаевой Н.А. компенсации.
Оценивая приведенные обстоятельства дела, суд исходит из того, что, при определении разумности срока исполнения судебного акта и наличия оснований для взыскания компенсации за нарушение этого срока применяется принцип ответственности государства в целом за действия всех органов и организаций, последовательные действия которых должны обеспечить гарантированное государством своевременное исполнение вынесенных против него судебных постановлений.
С учетом совокупности изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что действия Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, Министерства экономического развития Республики Алтай по исполнению данного судебного акта нельзя оценить как эффективные и достаточные для своевременного исполнения судебного акта в разумный срок.
При этом следует учесть, что длительность исполнения судебного акта не связана с наличием каких-либо чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимая сила), которые объективно делали бы невозможным своевременное исполнение решения суда.
В случае установления факта нарушения права на судопроизводство в разумный срок причинение вреда интересам заявителя презюмируется.
Исследуя критерий значимости своевременного исполнения судебного акта для истца, суд учитывает, что в результате длительного неисполнения судебного акта Токаева Н.А. лишена гарантированного ей законом и установленного вступившим в законную силу судебным постановлением права на жилище. При этом суд также принимает во внимание, что истец относится к категории социально незащищенных граждан, по отношению к которым государство приняло на себя повышенные обязательства.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о компенсации размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Принимая во внимание обстоятельства, связанные с неисполнением судебного решения, недостаточность и неэффективность мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, период бездействия должника, общую продолжительность срока его неисполнения, значимость его последствий для административного истца, а также практику Европейского суда по правам человека, руководствуясь принципом разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать в пользу Токаевой Н.А. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в заявленном ею размере 70 000 рублей, полагая, что указанная сумма отвечает принципам разумности и справедливости. По мнению суда, сумма компенсации в указанном размере позволит компенсировать негативные последствия установленного судом факта нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.
Решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит исполнению за счет средств бюджета Республики Алтай Министерством финансов Республики Алтай (ч.3 ст. 4, п.3 ч. 2 ст. 5 Закона о компенсации).
Министерство финансов Республики Алтай является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, осуществляющим функции по реализации государственной финансовой (бюджетной, налоговой) политики в Республике Алтай, контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Министерство является финансовым органом Республики Алтай, осуществляющим составление и организацию исполнения республиканского бюджета Республики Алтай, что следует из Положения о Министерстве финансов Республики Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 15.11.2018 года №356. В соответствии с Положением Министерство осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Алтай.
Принимая во внимание положения ст. 5 Закона о компенсации, а также учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», с учетом компетенции, установленной постановлением Правительства Республики Алтай от 15 ноября 2018 года № 356 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай» и постановлением Правительства Республики Алтай от 18 мая 2006 года № 99 «Об утверждении Положения о Министерстве регионального развития Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай» Министерство финансов Республики Алтай, являющееся финансовым органом Республики Алтай, осуществляющим составление и организацию исполнения республиканского бюджета Республики Алтай (пункт 2 указанного положения о министерстве), суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении требований Токаевой Н.А. предъявленных к Министерству экономического развития Республики Алтай.
В силу ч. 4 ст. 4 Закона о компенсации, ч.3 ст. 259 КАС РФ судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
На основании статьи 111 КАС РФ подлежат возмещению понесенные Токаевой Н.А. расходы по оплате государственной пошлины при подаче административного иска в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 176, 178, 180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Токаевой Нины Александровны к Министерству финансов Республики Алтай, Министерству экономического развития Республики Алтай о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, удовлетворить частично.
Взыскать с Республики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай за счет средств республиканского бюджета в пользу Токаевой Нины Александровны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 70 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Перечисление причитающейся Токаевой Нине Александровне денежной суммы осуществлять по следующим реквизитам:
Получатель: Токаева Нина Александровна
Счет № № в <данные изъяты>
Корр. счет № №; ИНН банка: №; БИК банка: № КПП банка: №
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение суда подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Верховный суд Республики Алтай.
Судья Э.В. Ялбакова
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 07 июня 2022 года.