ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-26/2022 от 24.02.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-26/2022

УИД: 39ОS0000-01-2021-000358-95

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шубина Д.В.

при секретаре Макаревской А.В.,

с участием прокурора Ботвиной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 об оспаривании нормативного акта Постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года №361 "О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа"

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась с административным иском в суд, указав, что является собственником земельных участков расположенных по <адрес> имеющих вид разрешенного использования – блокированная жилая застройка. В соответствии с ранее действовавшей картой функциональных зон, являющейся составной частью Генерального плана Гурьевского городского округа, утв. решением Гурьевским Советом депутатов от 24 января 2019 года №190, оба участка находились в функциональной зоне «жилая зона». 27 октября 2020 года на интернет-портале ФГИС ТП был размещен проект внесения изменений в Генеральный план Гурьевского ГО, согласно которому земельные участки планировалось отнести к функциональной зоне «озелененные территории общего пользования (лесопарки, парки, скверы, бульвары, городские леса)». Заинтересованные лица имели возможность подать возражения и замечания на проект генерального плана в период с 20 декабря 2020 года по 12 января 2021 года. 21 декабря 2020 года она обратилась в администрацию Гурьевского ГО с возражениями относительно перевода земельных участков в функциональную зону «озелененные территории общего пользования (лесопарки, парки, скверы, бульвары, городские леса)». 19 января 2021 года администрацией Гурьевского ГО подготовлено заключение по результатам общественных обсуждений №06/411, в котором предложено оставить без изменений функциональную зону в отношении указанных земельных участков. Однако, Постановлением Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года №361 "О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа" земельный участок был отнесен к функциональной зоне «озелененные территории общего пользования (лесопарки, парки, скверы, бульвары, городские леса)», а земельный участок оставлен в функциональной жилой зоне. Таким образом, административным ответчиком при издании нормативного акта не было принято во внимание ни мнение собственника земельного участка , ни заключение организатора общественных обсуждений администрации Гурьевского ГО; мотивы, которыми он руководствовался при изменении функциональной зоны, непонятны, при том, что в отношении смежного земельного участка такого решения не принято. Установление функциональной зоны «озелененные территории общего пользования (лесопарки, парки, скверы, бульвары, городские леса)» в отношении земельного участка нарушает права и законные интересы его собственника, так как ее параметры не предусматривают жилищного строительства. Просит признать недействующим с даты вступления решения суда в законную силу Постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года №361 "О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа" в части отнесения земельного участка к функциональной зоне «озелененные территории общего пользования (лесопарки, парки, скверы, бульвары, городские леса)».

Представитель административного истца ФИО1 ФИО2 заявленные административные исковые требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям и дополнительно пояснил, что представленные Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию материалы, касающиеся внесения изменений в генеральный план Гурьевского городского округа, противоречат размещенным на сайте администрации этого муниципального образования.

Административный ответчик Правительство Калининградской области, будучи надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило. Согласно письменному отзыву, данное публичное образование заявленные административные исковые требования не признает. Оспариваемый нормативный акт принят в установленном порядке уполномоченным органом власти. Приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 12 марта 2019 года №97 принято решение о подготовке внесения изменений в Генеральный план Гурьевского ГО. По итогам проведения конкурса между Агентством и ООО «<данные изъяты>» 27 апреля 2021 года заключен контракт на выполнение работ по подготовке проекта изменений. Далее в соответствии со ст.ст. 9, 25 ГрК РФ проект был размещен в ФГИС ТП. Общественные слушания по проекту были назначены постановлением администрации МО «Гурьевский городской округ» от 13 ноября 2020 года №3702, опубликованным в газете «<данные изъяты>», проект находился в открытом доступе. Были пройдены все необходимые процедуры согласования проекта с федеральными ведомствами. Земельный участок образован путем раздела земельного участка , который, в свою очередь, образован путем раздела земельного участка , имевшего вид разрешенного использования – для выращивания декоративных культур. Таким образом, первоначально целью предоставления земельного участка было не жилищное строительство. Объекты жилого назначения на земельном участке отсутствуют. Следовательно, изменение функциональной зоны прав и законных интересов административного истца не нарушает. При проведении градостроительного анализа территории, расположенной в непосредственной близости к водному объекту – Чистый пруд, на земельном участке выявлены зеленые насаждения. В этой связи было принято решение установить в отношении него функциональную зону озелененных территорий общего пользования.

Представитель Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области ФИО3 против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала, дав пояснения, аналогичные отзыву Правительства Калининградской области.

Представитель заинтересованного лица администрации Гурьевского муниципального округа ФИО4 полагал заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Заслушав участвующих в деле лиц, прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать, суд приходит к следующему.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.

Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».

С 1 января 2017 года в соответствии с п.п. 2, 3 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года №19 полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, правил землепользования и застройки, внесению таких изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.

В соответствии с п. 4 ст. 2 указанного закона документы территориального планирования, документы градостроительного зонирования муниципальных образований, документация по планировке территории муниципальных образований, местные нормативы градостроительного проектирования, разработка которых была начата до вступления в силу данного закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 ГрК РФ).

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).

Пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Функциональные зоны пунктом 5 статьи 1 ГрК РФ определены как зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

В соответствии с частью 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит в том числе положение о территориальном планировании и карту функциональных зон поселения или городского округа.

Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (пункт 2 части 4 статьи 23 ГрК РФ).

Установлено, что Генеральный план Гурьевского городского округа утвержден решением Гурьевского окружного совета депутатов от 24 января 2019 года №190.

12 марта 2019 года №97 издан приказ Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, в соответствии с которым начата подготовка внесения изменений в генеральный план Гурьевского ГО, утвержденный решением Гурьевского окружного совета депутатов от 24 января 2019 года №190.

По итогам проведения конкурса между Агентством и ООО «<данные изъяты>» 27 апреля 2021 года заключен контракт на выполнение работ по подготовке проекта изменений №К/15-2020.

Общественные обсуждения по проекту были назначены постановлением администрации МО «Гурьевский городской округ» от 13 ноября 2020 года №3702. Срок, порядок приема замечаний и предложений определен с 20 ноября 2020 года по 12 января 2021 года в электронном виде. Определены места размещения демонстрационных материалов проекта. Постановление опубликовано в газете «<данные изъяты>» выпуск от 20 ноября 2020 года №46.

12 января 2021 года был составлен протокол общественных обсуждений по проекту внесения изменений в генеральный план Гурьевского ГО, 19 января 2021 года – заключение по результатам общественных обсуждений, которое опубликовано в газете «<данные изъяты>» выпуск от 22 января 2021 года №2.

Проект внесения изменений в генеральный план Гурьевского ГО был согласован с министерствами и ведомствами.

Таким образом, процедура внесения оспариваемых изменений в документ территориального планирования была соблюдена.

18 июня 2021 года издано Постановление Правительства Калининградской области №361 «О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа», которое было опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 23 июня 2021 года.

Согласно тексту указанного постановления, генеральный план Гурьевского ГО фактически изложен в новой редакции.

Процедура принятия и опубликования Постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года №361 "О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа" являлась предметом судебной оценки по административному делу №3а-9/2022, рассмотренному Калининградским областным судом 24 января 2022 года.

ФИО1 является собственником земельных участков площадью 12254 кв.м., разрешенное использование – для объектов жилой застройки, блокированная жилая застройка; , площадью 1621 кв.м., разрешенное использование – для иных видов жилой застройки, блокированная жилая застройка, расположенных по <адрес>.

В соответствии с картой функциональных зон, являющейся составной частью Генерального плана Гурьевского городского округа, утв. решением Гурьевским Советом депутатов от 24 января 2019 года №190, оба земельных участка относились к функциональной зоне «жилая зона (план.)».

После внесения изменений в Генеральный план Гурьевского городского округа Постановлением Правительства Калининградской области №361 от 18 июня 2021 года земельный участок отнесен к функциональной зоне «озелененные территории общего пользования (лесопарки, парки, скверы, бульвары, городские леса)».

Земельный участок КН 39:03:020036:137 представляет собой участок местности без построек, заросший кустарником и деревьями.

Данный земельный участок образован в результате последовательных разделов земельных участков , площадью 55350 кв.м., имевшего вид разрешенного использования – для выращивания декоративных культур, снятого с кадастрового учета 20 декабря 2013 года, и , площадью 13875 кв.м., вид разрешенного использования – для выращивания декоративных культур, снят с кадастрового учета 26 декабря 2018 года.

Положения статей 5.1 и 28 ГрК РФ призваны обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу, при этом результаты публичных слушаний, оформленные в виде заключения, носят лишь рекомендательный характер.

Изменение функциональной зоны в отношении земельного участка являлось предметом общественного обсуждения, и ФИО1 выразила свое мнение по данному вопросу.

Принятие по вопросу градостроения решения, не соответствующего мнению участника общественного обсуждения и заключению его организатора, не противоречит действующему законодательству. Вопреки мнению представителя административного ответчика, каких-либо несоответствий, противоречий в имеющихся в деле документах, касающихся проведения общественных обсуждений по проекту внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа не имеется.

Фактически земельный участок не используется, каких-либо строений, неоконченных строительством объектов на нем не имеется.

Территориальное планирование является воплощением долгосрочной стратегии развития населенного пункта, в котором должны быть созданы приемлемые условия для отдыха и нормальной повседневной жизнедеятельности проживающих в нем лиц. В поселке Б. Исаково вопрос наличия озелененных территорий общего пользования рекреационного назначения является актуальным. В этой связи не имеется оснований признать отнесение к такой зоне незастроенного, покрытого растительностью земельного участка, находящегося в непосредственной близости от водоема, нарушающим баланс частных и публичных интересов. Оценка нормативного акта с точки зрения его хозяйственной целесообразности предметом рассмотрения в данном административном деле не является.

Так как оспариваемое Постановление Правительства Калининградской области не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, процедура его принятия и опубликования была соблюдена, оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании нормативно-правового акта Постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года №361 "О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа" в части отнесения земельного участка к функциональной зоне «озелененные территории общего пользования (лесопарки, парки, скверы, бульвары, городские леса)» - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 1 марта 2022 года.

Судья Д.В. Шубин