Дело № 3а-26/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01.02.2024 г. Челябинск
Челябинский областной суд в составе
председательствующего судьи Лопаткиной Л.А.,
при секретаре судебного заседания Мельник А.А.,
с участием прокурора отдела управления прокуратуры Челябинской области Козиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Гаражно-строительного кооператива № 503 к Челябинской городской Думе о признании недействующим в части решения от 22.12.2015 № 16/32,
установил:
Гаражно-строительный кооператив № 503 обратился в суд с административным исковым заявлением к Челябинской городской Думе с учетом изменения о признании недействующими:
подпункта 1 пункта 60 Правил благоустройства территории города Челябинска, утвержденных решением Челябинской городской Думы от 22.12.2015 № 16/32 (далее - Правила благоустройства), в части обеспечения юридическими лицами содержания своими силами и средствами либо путем заключения договора со специализированными организациями элементов и (или) объектов благоустройства на прилегающей территории;
подпункта 6 пункта 60 Правила благоустройства в части обязанности юридических лиц принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий.
подпункта 9 пункта 71 Правила благоустройства определяющего границы прилегающей территории для гаражно-строительных кооперативов, садоводческих объединений в размере 25 метров от границ по периметру.
В обоснование требований указано, что на основании пожизненного наследуемого владения и постоянного бессрочного пользования административному истцу принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами №. Постановлением Административной комиссии, осуществляющей деятельность на территории города Челябинска, от 14.11.2023 № 05-04-23-42/98 Гаражно-строительный кооператив № 503 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области», с назначением наказания в виде предупреждения за нарушение подпункта 6 пункта 59, подпунктов 1, 7 пункта 60, подпункта 9 пункта 71, пункта 201 Правил благоустройства. Положения подпунктов 1, 6 пункта 60 Правил благоустройства устанавливают для собственников, владельцев, пользователей земельных участков дополнительное бремя по содержанию имущества, не принадлежащего им. Из системного толкования статей 2, 124, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 40-42 Земельного кодекса Российской Федерации возложение на собственников, владельцев, пользователей земельных участков обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора. Взносы членов кооператива могут быть направлены исключительно на деятельность на содержание общего имущества кооператива. Таким образом, административный истец не может в силу закона выделять денежные средства на содержание прилегающей территории.
Определением Челябинского областного суда от 01.02.2024 производство по делу о признании недействующим подпункта 9 пункта 71 Правил благоустройства территории города Челябинска, утвержденных решением Челябинской городской Думы от 22.12.2015 № 16/32, определяющего границы прилегающей территории для гаражно-строительных кооперативов, садоводческих объединений в размере 25 метров от границ по периметру прекращено в связи с отказом от административных требований в данной части.
Представитель административного истца Ионов С.С. в судебном заседании на административных исковых требованиях настаивал.
Представители административного ответчика Челябинской городской Думы Кузеванова Л.Н., заинтересованного лица Главы города Челябинска Брынских М.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований.
Заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора прокуратуры Челябинской области, полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Частью 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из материалов дела следует, что Гаражно-строительный кооператив № 503 является пользователем земельных участков с кадастровыми номерами №, №, <адрес>, что подтверждается постановлением Главы Администрации города Челябинска от 06.08.1993 № 992, государственным актом на право постоянного пользования землей, выписками из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 7-92).
Постановлением Административной комиссии, осуществляющей деятельность на территории города Челябинска, от 14.11.2023 № 05-04-23-42/98 Гаражно-строительный кооператив № 503 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области», с назначением наказания в виде предупреждения за нарушение подпункта 6 пункта 59, подпунктов 1, 7 пункта 60, подпункта 9 пункта 71, пункта 201 Правил благоустройства, а именно: юридическое лицо допустило ненадлежащее содержание такого элемента благоустройства, как газон, расположенного на прилегающей территории (25 метров от ограждения Гаражно-строительного кооператива №503). Ненадлежащее содержание элемента благоустройства выразилось в том, что Гаражно-строительным кооперативом № 503 не осуществляется регулярное кошение травы (сорной растительности), что привело к образованию травянистого покрова высотой более 5 сантиметров.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа.
В силу части 1 статьи 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
Решением Челябинской городской Думы от 22.12.2015 № 16/32 утверждены Правила благоустройства территории города Челябинска, устанавливающие единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства, к обеспечению доступности городской среды, определяют порядок уборки и содержания городских территорий и объектов благоустройства, перечень работ по благоустройству, их периодичность, порядок участия юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками, пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий (помещений в них), строений и сооружений, объектов благоустройства, в содержании и благоустройстве прилегающих территорий, порядок производства земляных работ и работ, влекущих нарушение благоустройства и (или) природного ландшафта, регулируют порядок планирования и координации сроков проведения указанных работ, устанавливают требования к выдаче, продлению и закрытию ордеров (разрешений) на производство указанных работ в пределах городской черты Челябинска.
В силу пунктов 1, 3, 4 статьи 23 Устава города Челябинска Челябинская городская Дума является представительным органом местного самоуправления муниципального образования города Челябинска и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения города Челябинска в соответствии с федеральным законами, законами Челябинской области и Уставом. Численность депутатов Челябинской городской Думы составляет 49 человек. Челябинская городская Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей от установленной численности депутатов Челябинской городской Думы.
Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 25 Устава города Челябинска Челябинская городская Дума в исключительной компетенции Челябинской городской Думы находится утверждение правил благоустройства территории города Челябинска.
В соответствии с пунктом 4 статьи 29 Регламента Челябинской городской Думы, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 20.01.2015 № 5/1 (далее по тексту - Регламент), заседание городской Думы считается правомочным (имеется кворум), если в нем участвуют не менее пятидесяти процентов от числа избранных депутатов городской Думы.
Согласно пункту 1 статье 50 Регламента решения городской Думы принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов городской Думы, если иное не установлено федеральными законами, Уставом города или названным Регламентом.
Согласно пунктам 1, 2 решения Челябинской городской Думы от 26.06.2012 № 35/41 «О порядке опубликования муниципальных правовых актов города Челябинска» (действовавшего в период принятия Правил благоустройства) официальными источниками опубликования правовых актов Челябинской городской Думы являются газета «Вечерний Челябинск», «Сборник правовых актов Челябинской городской Думы (официальное издание)», официальный сайт Челябинской городской Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.chelduma.ru). Официальным опубликованием муниципального правового акта города Челябинска считается его первая публикация или первое размещение (опубликование) в одном из официальных источников опубликования, указанных в пункте 1 указанного решения.
Согласно выписке из протокола шестнадцатого заседания Челябинской городской Думы на заседании 22.12.2015 присутствовало 45 депутатов из 49 избранных депутатов. На заседании тридцать вторым вопросом обсуждался проект Решения Челябинской городской Думы «Об утверждении Правил благоустройства территории города Челябинска», все присутствующие 45 депутатов проголосовали «за».
Решение от 22.12.2015 № 16/32 опубликовано в газете «Вечерний Челябинск» от 25.12.2015 № 99 (11910).
Решением Челябинской городской Думы от 26.03.2019 № 50/12 внесены изменения в решение Челябинской городской Думы от 22.12.2015 № 16/32, в том числе в пункт 60 Правил благоустройства.
Согласно выписке из протокола пятидесятого заседания Челябинской городской Думы на заседании 26.03.2019 присутствовало 35 депутатов из 48 избранных депутатов. На заседании двенадцатым вопросом обсуждался проект Решения Челябинской городской Думы «О внесении изменений в решение Челябинской городской Думы от 22.12.2015 № 16/32 «Об утверждении Правил благоустройства территории города Челябинска», все присутствующие 35 депутатов проголосовали «за».
Решение Челябинской городской Думы от 26.03.2019 № 50/12 «О внесении изменений в решение Челябинской городской Думы от 22.12.2015 № 16/32 «Об утверждении Правил благоустройства территории города Челябинска» опубликовано в газете «Вечерний Челябинск» от 29.03.2019 № 24 (12233).
Решением Челябинской городской Думы от 20.12.2022 № 35/20 внесены изменения в решение Челябинской городской Думы от 22.12.2015 № 16/32, в том числе в подпункт 6 пункт 60 Правил благоустройства.
Согласно выписке из протокола тридцать пятого заседания Челябинской городской Думы на заседании 20.12.2022 присутствовало 37 депутатов из 49 избранных депутатов. На заседании двадцатым вопросом обсуждался проект Решения Челябинской городской Думы «О внесении изменений в решение Челябинской городской Думы от 22.12.2015 №16/32 «Об утверждении Правил благоустройства территории города Челябинска», все присутствующие 37 депутатов проголосовали «за».
В силу пункта 1 решения Челябинской городской Думы от 17.12.2019 № 5/26 «О порядке опубликования (размещения) муниципальных правовых актов города Челябинска» официальными источниками опубликования правовых актов Челябинской городской Думы являются газета «Вечерний Челябинск» и сетевое издание «Официальный вестник Челябинской городской Думы», официальный сайт Челябинской городской Думы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Решение от 20.12.2022 № 35/20 «О внесении изменений в решение Челябинской городской Думы от 22.12.2015 №16/32 «Об утверждении Правил благоустройства территории города Челябинска» опубликовано в газете «Вечерний Челябинск» от 23.12.2022 № 95 (12599).
Таким образом, решения Челябинской городской Думы от 22.12.2015 № 16/32, от 26.03.2019 № 50/12, от 20.12.2022 № 35/20 приняты уполномоченным органом в правомочном составе с соблюдением установленного законом порядка принятия и надлежащим образом опубликованы, что административным истцом не оспаривается.
Проверяя содержание оспариваемых подпунктов 1, 6 пункта 60 Правил благоустройства, суд приходит к следующему.
Подпунктами 1, 6 пункта 60 Правил благоустройства предусмотрено, что физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели:
обеспечивают содержание своими силами и средствами либо путем заключения договора со специализированными организациями элементов и (или) объектов благоустройства на отведенной и прилегающей территории, а также путем заключения договора с организациями, осуществляющими управление/эксплуатацию многоквартирных домов, элементов и (или) объектов благоустройства на придомовой территории с учетом требований настоящих Правил и правил благоустройства территории внутригородского района;
ответственные за эксплуатацию здания, строения, сооружения, земельного участка (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) обязаны принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются названными Правилами.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования - это муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
В силу пункта 13 части 2 статьи 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий.
Из приведенных федеральных норм прямо следует, что муниципальное образование вправе установить порядок участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев земельных участков в содержании прилегающих территорий, а также порядок участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования.
Пунктом 44 Правил благоустройства предусмотрено, что прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 47 Правил благоустройства под содержанием территории понимается комплекс мероприятий, связанных с уборкой территории, очисткой и восстановлением решеток ливневой канализации, поддержанием в чистоте и проведением своевременного ремонта фасадов зданий, строений, сооружений, МАФ, заборов и ограждений; содержанием строительных площадок, инженерных коммуникаций и их конструктивных элементов, зеленых насаждений, объектов транспортной инфраструктуры и иных объектов недвижимости, находящихся на земельном участке и являющихся объектами благоустройства, в соответствии с законодательством.
Таким образом, возникшая в силу федерального законодательства обязанность указанных лиц участвовать в содержании прилегающих территорий предусмотрена в Правилах благоустройства с определением конкретных случаев, форм и объема такого участия, что не противоречит, вопреки утверждению административного истца, положениям Гражданского кодекса Российской Федерации.
В связи с изложенным подпункты 1, 6 пункта 60 Правил благоустройства соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав административного истца в упоминаемых им аспектах.
Ссылки административного истца на Земельный кодекс Российской Федерации во внимание не принимаются, поскольку он не является нормативным правовым актом, регулирующим градостроительную деятельность и на соответствие которому необходимо проверить оспариваемые нормы.
Вопреки ошибочным выводам административного истца полномочие городского округа, закрепленное в пункте 25 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ, по организации благоустройства территории городского округа не исключает установленную статьей 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ возможность привлечения юридических лиц к уборке прилегающих территорий.
Руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующими подпункта 1 пункта 60 Правил благоустройства территории города Челябинска, утвержденных решением Челябинской городской Думы от 22.12.2015 № 16/32, в части обеспечения юридическими лицами содержания своими силами и средствами либо путем заключения договора со специализированными организациями элементов и (или) объектов благоустройства на прилегающей территории, а также подпункта 6 пункта 60 Правил благоустройства территории города Челябинска, утвержденных решением Челябинской городской Думы от 22.12.2015 № 16/32, в части обязанности юридических лиц принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Председательствующий Л.А. Лопаткина
Мотивированное решение изготовлено 15.02.2024.