ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-26/2023 от 11.08.2023 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Дело № 3а-26/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 августа 2023 год г. Петропавловск-Камчатский

Камчатский краевой суд в составе:

председательствующего судьи

Гончаровой Н.В.,

с участием прокуроров

Федорук И.Ю.,

при секретаре

Тадиной К.А.,

с участием представителей административного истца публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» Тур Е.А., Токарева А.В., Лавриненко Ю.В., представителей административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Лебедевой К.Ю., Яковлевой В.А., Хоич А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» к Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края о признании недействующими отдельных положений постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края № 436 от 20 декабря 2018 года «Об утверждении тарифов в сфере теплоснабжения ПАО «Камчатскэнерго» потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы» в редакции постановлений Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края № 370 от 18 ноября 2022 года, № 475 от 30 ноября 2022 года, № 510 от 9 декабря 2022 года (в редакции постановлений № 545 от 19 декабря 2022 года, № 7 от 30 января 2023 года),

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее также – ПАО «Камчатскэнерго», Общество, регулируемая организация) обратилось в Камчатский краевой суд с административным иском к Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края (далее также – РСТ, Регулятор, Служба по тарифам, тарифный орган) о признании недействующими пунктов 2.9, 2.10, 3.9, 3.10, 4.9, 4.10, 5.10, 5.11 приложения 2, пунктов 9, 10, 15, 16 приложения 3, пунктов 1.9, 1.10, 2.9, 2.10 приложения 9, пунктов 1.9, 1.10, 2.9, 2.10 приложения 10, раздела 4 приложения 21, пунктов 1, 2 приложения 22 постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края № 436 от 20 декабря 2018 года «Об утверждении тарифов в сфере теплоснабжения ПАО «Камчатскэнерго» потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы» в редакции постановлений Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края № 370 от 18 ноября 2022 года, № 475 от 30 ноября 2022 года, № 510 от 9 декабря 2022 года (в редакции постановлений № 545 от 19 декабря 2022 года, № 7 от 30 января 2023 года) (далее также – Постановление РСТ № 436).

Оспариваемым постановлением утверждены тарифы в сфере теплоснабжения ПАО «Камчатскэнерго» потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы.

В обоснование иска указало, что оспариваемые пункты Постановления РСТ № 436 приняты с нарушением пункта 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования), пунктов 32, 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075, пункта 134 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФАС России от 13 июня 2013 года № 760-э (далее – Методические указания № 760-э), статьи 266 Налогового кодекса РФ, пунктов 70, 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 года № 34н, поскольку в расчет необходимой валовой выручки Общества на 2023 год Службой по тарифам не была включена фактически списанная безнадежная дебиторская задолженность за 2021 год в размере 228 270 377 руб. 68 коп., в связи с чем утвержденные регулятором тарифы являются экономически необоснованными, нарушают права и законные интересы ПАО «Камчатскэнерго» на получение необходимой валовой выручки (далее также – НВВ), которая должна возмещать экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

В судебном заседании представители административного истца ПАО «Камчатскэнерго» Тур Е.А., Токарев А.В. и Лавриненко Ю.В. административные исковые требования уточнили, просили признать недействующими пункты 2.9, 3.9, 4.9, 5.10 приложения 2, пункты 9 (в части тарифа на 2023 год), 15 приложения 3, пункты 1.9, 2.9 приложения 9, пункты 1.9, 2.9 приложения 10, раздел 4 приложения 21, пункты 1, 2 приложения 22 Постановления РСТ № 436 в действующей редакции. Требования поддержали по изложенным в иске основаниям.

Представители административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Лебедева К.Ю., Яковлева В.А. и Хоич А.А. возражали против удовлетворения требований административного истца. Суду пояснили, что ПАО «Камчатскоэнерго» по сомнительным долгам на 2023 год заявило сумму в размере 170 922 тыс.руб. С учетом пункта 47 Основ ценообразования, согласно которому расходы по сомнительным долгам включаются в НВВ в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов НВВ, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования, размер расходов по статье «Расходы по сомнительным долгам» составил сумму 59 302 тыс.руб. Безнадежная задолженность списывается за счет суммы созданного резерва по сомнительным долгам. На 2021 год ПАО «Камчатскоэнерго» был создан резерв по сомнительным долгам в максимальной сумме – 2% НВВ, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования, в размере 62 148 тыс. руб., и эта сумма принята к учету в 2023 году как факт 2021 года и как максимально допустимая. Безнадежная задолженность в большей сумме не может быть учтена в тарифе, поскольку это противоречит пункту 47 Основ ценообразования и общим принципам законодательства в сфере теплоснабжения.

Заинтересованное лицо ФАС России о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, своего представителя в суд не направила.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшей требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, исследовав материалы настоящего административного дела, представленные материалы тарифного дела, суд приходит к следующему.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется, в том числе: Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее также - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5, пунктом 1 части 3 статьи 7, пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении установление тарифов на тепловую энергию относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на территории Камчатского края на основании Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 424-П, является Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края (утратило силу с 10 апреля 2023 года).

В соответствии с указанным Положением Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края устанавливает, в том числе, цены (тарифы) на тепловую энергию, горячую воду.

Руководитель Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края издает постановления, приказы по вопросам установленной сферы деятельности, которые входят в систему нормативных правовых актов Камчатского края (статья 27 Устава Камчатского края, пункт 54.12 Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края).

В судебном заседании установлено, что Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края принято постановление № 436 от 20 декабря 2018 года «Об утверждении тарифов в сфере теплоснабжения ПАО «Камчатскэнерго» потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы» (том 1 л.д. 25-53).

Постановление РСТ № 436 является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом в установленной форме. 26 декабря 2018 года Постановление РСТ № 436 официально опубликовано на интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) в соответствии с Законом Камчатского края от 1 июля 2014 года № 478 «О порядке обнародования законов Камчатского края и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Камчатского края» (утратил силу 1 июня 2022 года).

28 апреля 2022 года ПАО «Камчатскэнерго» обратилось в Региональную службу по тарифам и ценам Камчатского края с заявлением об открытии дела о пересмотре тарифов и их предельных уровней, а также корректировке необходимой валовой выручки в сфере теплоснабжения ПАО «Камчатскэнерго» потребителей в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2023 год (в рамках долгосрочного периода 2019-2023 годов) с приложением обосновывающих материалов (том 2 л.д. 22).

Проведя проверку обоснованности расчета для утверждения тарифов на тепловую энергию по Петропавловск-Камчатскому городскому округу ПАО «Камчатскэнерго» на 2019-2023 годы (корректировку тарифов на 2023 год) 18 ноября 2022 года на заседании Правления Службы по тарифам принято решение о внесении изменений в Постановление РСТ № 436, о чем составлен протокол № 137 от 18 ноября 2022 года (том 3 л.д. 63-68) (далее также – Протокол правления РСТ от 18 ноября 2022 года)

В этот же день в Постановление РСТ № 436 постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края № 370 внесены изменения, касающиеся НВВ Общества на 2023 год (том 1 л.д. 54-82).

Также в Постановление РСТ № 436 вносились изменения, касающиеся НВВ 2023 года: 30 ноября 2022 года постановлением № 475, 9 декабря 2022 года постановлением № 510, 19 декабря 2022 года постановлением № 545, 30 января 2023 года постановлением № 7 (том 1 л.д. 83-100, 101-115, 116-117, 118-119).

Указанные постановления Регулятора официально опубликованы на интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) в соответствии с Законом Камчатского края от 27 мая 2022 года № 86 «О порядке обнародования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Камчатского края», действующим с 1 июня 2022 года, соответственно: 22 ноября 2022 года, 2 декабря 2022 года, 14 декабря 2022 года, 21 декабря 2022 года, 3 февраля 2023 года; и в официальном печатном издании губернатора и Правительства Камчатского края «Официальные ведомости» - спецвыпуск № 11 от 30 декабря 2022 года и № 29 от 7 февраля 2023 года.

Нарушений порядка принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта, а также нормативных актов, которыми в него вносились изменения, судом не установлено.

Оспариваемыми административным истцом пунктами Постановления РСТ № 436 (в действующей на дату подачи иска редакции) утверждены, в том числе: экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, поставляемую ПАО «Камчатскэнерго» потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2023 год (том 1 л.д. 85-89); тарифы на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии, поставляемую ПАО «Камчатскэнерго» потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2023 год (том 1 л.д. 90-91); тарифы на горячую воды в открытой системе водоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую филиалом ПАО «Камчатскэнерго» Камчатские ТЭЦ потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа, подключенным к тепловой сети без дополнительного преобразования на тепловых пунктах, эксплуатируемых теплоснабжающей организацией, на 2023 год (том 1 л.д. 109-110); тарифы на горячую воды в открытой системе водоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую филиалом ПАО «Камчатскэнерго» Камчатские ТЭЦ потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа, подключенным к тепловой сети после тепловых пунктов (на тепловых пунктах), эксплуатируемых теплоснабжающей организацией и теплоисточниками филиала ПАО «Камчатскэнерго» Коммунальная энергетика потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа, на 2023 год (том 1 л.д. 111-113); производственная программа ПАО «Камчатскэнерго» по оказанию услуг горячего водоснабжения в закрытой системе горячего водоснабжения потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2023 год (том 1 л.д. 97-98); экономически обоснованный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ПАО «Камчатскэнерго» прочим потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа и для населения на 2023 год (том 1 л.д. 114-115).

Полагая утвержденные тарифы экономически необоснованными, административный истец указал на незаконное невключение Регулятором в НВВ Общества фактической безнадежной задолженности, списание которой произошло в 2021 году.

В силу пункта 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).

При направлении материалов для открытия дела о корректировке тарифов в сфере теплоснабжения на 2023 год потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа (далее также – ПКГО) ПАО «Камчатскэнерго» просило включить в НВВ нереальную ко взысканию дебиторскую задолженность по теплоэнергии в ПКГО в размере 228 270 377 руб. 68 коп., приложив к материалам заявки подтверждающие документы в электронном виде, в том числе: пояснительную записку, приказы о списании безнадежных долгов, судебные решения, определения о включение в реестр требований кредиторов, определения о завершении конкурсного производства, выписки из ЕГРЮЛ, подтверждающие исключение юридических лиц из ЕГРЮЛ, исполнительные листы, постановления о прекращении исполнительных производств, определения о завершении процедуры реализации имущества гражданина, бухгалтерские документы, подтверждающие наличие задолженности, судебные приказы, акты инвентаризации расчетов с дебиторами, оборотно-сальдовые ведомости, отчеты по проводкам (том 2 л.д. 22, 23, 24, 25-37).

Исходя из Экспертного заключения по результатам проверки обоснованности расчета для утверждения тарифов на тепловую энергию по ПКГО производства ПАО «Камчатскоэнерго» на 2019-2023 годы (корректировка тарифов на 2023 год) (далее также - Экспертное заключение 2022 года) в тариф включены расходы регулируемой организации по списанию дебиторской задолженности в размере 62 148 тыс. руб. (том 1 л.д. 235-236, 250, 252).

Размер указанной суммы можно установить исключительно из таблиц Экспертного заключения 2022 года, в которых отражаются фактические неподконтрольные расходы 2021 года, никакого анализа заявленной ПАО «Камчатскоэнерго» суммы безнадежной дебиторской задолженности с расчетом и обоснованием принятой и отклоненной суммы ни Экспертное заключение 2022 года, ни Протокол правления РСТ от 18 ноября 2022 года не содержат, тогда как подпунктом «л» пункта 32 Правил регулирования предусмотрено обязательное включение в протокол заседания правления органа регулирования оснований, по которым отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, с указанием таких расходов и их величины.

Обоснование невключения в НВВ регулируемой организации безнадежной дебиторской задолженности дано Регулятором непосредственно в судебном заседании и отзывах на исковое заявление (том 2 л.д.19-21, 217-220, том 3 л.д. 20-26, 32-37).

Из этих пояснений следует, что списание безнадежной дебиторской задолженности производится в размере расходов по сомнительным долгам на основании пункта 47 Основ ценообразования в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2% НВВ, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования, который по расчету РСТ на 2021 год составил сумму 62 148 тыс.руб. (том 3 л.д. 35). Списание как таковой «безнадежной дебиторской задолженности» в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ тарифным законодательством в сфере теплоснабжения не предусмотрено.

По мнению административного ответчика, обоснованная фактическая задолженность именно населения составляет всего сумму 2 006 609 руб. 44 коп. (том 3 л.д. 49), которая и должна была быть отнесена на статью расходов «Сомнительные долги (безнадежная задолженность)», однако Регулятор принял к учету 62 148 тыс.руб., полагая эту сумму максимально возможной для включения в НВВ.

Однако суд не соглашается с таким подходом Службы по тарифам к включению в НВВ безнадежной дебиторской задолженности регулируемой организации.

Согласно пункту 2 статьи 266 Налогового кодекса РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации, за исключением задолженности по договору кредита (займа) в пределах обязательства кредитора перед внешним участником по соглашению о финансировании участия в кредите (займе).

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги гражданина, признанного банкротом, по которым он освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов (считаются погашенными) в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Согласно пояснительной записке по списанию дебиторской задолженности по теплоэнергии в ПКГО, приложенной к тарифной заявке на корректировку тарифов в сфере теплоснабжения на 2023 год потребителям ПКГО, сумма безнадежной дебиторской задолженности за 2021 год в размере 228 270 тыс. руб. сложилась из суммы основного долга в размере 226 387 тыс. руб. и 1 833 тыс. руб. госпошлины, основаниями для списания задолженности явились: исключение из ЕГРЮЛ – 217 253 тыс. руб., истечение срока исковой давности - 4 735 тыс. руб., акты о невозможности списания – 666 тыс. руб., невозможность взыскания (завершение процедуры реализации имущества) – 4 160 тыс. руб., решения суда об отказе в иске – 1 456 тыс. руб. (том 3 л.д. 50). Указанные сведения соответствуют таблице административного искового заявления (том 1 л.д. 6-16).

Таким образом, сумма 228 270 тыс. руб. образовалась в 2021 году и является безнадежным долгом - долгом, нереальным ко взысканию.

Списание указанной суммы произведено на основании приказов о списании безнадежных долгов за 2021 год, бухгалтерских документов, подтверждающих наличие задолженности, решений судов о взыскании задолженности, выписок из ЕГРЮЛ, подтверждающих исключение юридических лиц из реестра, исполнительных документов, по которым прекращены исполнительные производства, определений о завершении процедуры реализации имущества гражданина, которые представлены Регулятору, что подтверждается реестром документов (том 2 л.д. 25-37) и документами, находящимися на диске, представленным регулируемой организацией Тарифному органу (том 2 л.д. 23).

Каких-либо замечаний по размеру либо полноте представленных документов, подтверждающих этот размер, Служба по тарифам ни в Экспертном заключении 2022 года, ни в Протоколе правления РСТ от 18 ноября 2022 года не отразила.

С учетом изложенного все необходимые сведения административный истец представил органу регулирования при подаче заявке на корректировку тарифа.

Пунктом 13 Основ ценообразования предусмотрено, что экономически обоснованные расходы организации, не учтенные при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), учитываются при установлении тарифов, начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Поскольку запрет на включение в состав необходимой валовой выручки безнадежной задолженности юридического лица отсутствует, эти расходы подлежали учету при установлении тарифов, как экономически обоснованные, возникшие в предыдущем периоде регулирования.

Довод РСТ о том, что в данном случае применению подлежит статья 47 Основ ценообразования, основан на неправильном толковании действующего законодательства, поскольку названная норма содержит положения о сомнительных долгах, определение которых содержится в пункте 1 статьи 266 Налогового кодекса РФ.

Действующее законодательство относит фактическую дебиторскую задолженность населения к отдельным расходам единой теплоснабжающей организации по сомнительным долгам, для которых в установленном порядке формируется резерв.

Согласно последнему абзацу пункта 4 статьи 266 Налогового кодекса РФ резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов.

В случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии с настоящей статьей, осуществляется за счет суммы созданного резерва. В случае, если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов (пункт 6 статьи 266 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, резерв по сомнительным долгам создается для сглаживания возможных последствий списания безнадежной кредиторской задолженности, и если она превышает резерв, то эта сумма превышения подлежит списанию в составе внереализационных расходов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что при расчете тарифа ПАО «Камчатскоэнерго» на теплоснабжение на 2023 год Служба по тарифам необоснованно исключила из необходимой валовой выручки сумму безнадежной дебиторской задолженности, что противоречит пункту 13 Основ ценообразования, пунктам 32, 33 Правилам регулирования, статье 266 Налогового кодекса РФ, в связи с чем тарифы в сфере теплоснабжения, утвержденные постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края № 436 от 20 декабря 2018 года в действующей редакции, нельзя признать экономически обоснованными.

Доводы представителей административного ответчика о невозможности отнесения безнадежной дебиторской задолженности на 2021 год, поскольку она образовалась в 2021 году, в связи с чем не могла быть учтена в резерве сомнительных долгов, рассчитанных ранее, суд находит несостоятельными. Законодательством не предусмотрено полное соответствие сумм, включенных в резерв по сомнительным долгам, суммам безнадежной кредиторской задолженности по каждому контрагенту, тем более что из пояснений сторон следует, что размер резерва по сомнительным долгам, включенный Регулятором в НВВ 2021 года, рассчитывался РСТ самостоятельно исходя из статьи 47 Основ ценообразования – 2% НВВ, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.

Так Регулятор полагает невозможным для списания по сроку возникновения безнадежной кредиторской задолженности долг ООО «Городская управляющая компания» (далее – ООО «ГУК»), размер задолженности по основному долгу которой превышает сумму резерва по сомнительным долгам, включенную в НВВ 2023 года, и составляет 94 796 632 руб. 04 коп. (том 1 л.д. 6).

Из материалов тарифного дела, представленных Регулятору на диске (том 2 л.д. 23), следует, что определением Арбитражного суда Камчатского края от 3 декабря 2013 года по делу № А24-4659/2013 принято к производству заявление о признании ООО «ГУК» несостоятельным (банкротом), возбуждено производство по делу о банкротстве. Определением суда от 27 декабря 2013 года в отношении должника введена процедура наблюдения, а решением суда от 18 января 2016 года должник признан несостоятельным (банкротом) с открытием конкурсного производства. Решениями Арбитражного суда Камчатского края с 2013 года производилось взыскание сумм задолженности за теплоэнергию по искам ПАО «Камчатскоэнерго» к ООО «ГУК», а с 2016 года иски предъявлялись к его конкурсному управляющему. Требования включены в реестр требований кредиторов ООО «ГУК». Определением Арбитражного суда Камчатского края от 15 января 2021 года по делу № А24-4659/2013 конкурсное производство ООО «ГУК» завершено. Сведения о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства внесены налоговым органом в ЕГРЮЛ 1 марта 2021 года. Также по данному юридическому лицу Регулятору представлены исполнительные листы по взысканным суммам, бухгалтерские справки о размере задолженности, договоры теплоснабжения, счета, решения судов, выписка из ЕГРЮЛ, документы из службы судебных приставов, акты инвентаризации расчетов с покупателями теплоэнергии по состоянию на 31 декабря 2021 года, приказы о списании безнадежной задолженности.

Таким образом, сумма долга ООО «ГУК» является безнадежной кредиторской задолженности 2021 года, которая подтверждена надлежащими доказательствами и подлежит включению в состав внереализационных расходов регулируемой организации на основании пункта 6 статьи 266 Налогового кодекса РФ.

Доводы представителей административного ответчика о включении в состав безнадежной дебиторской задолженности государственной пошлины и сумм, по которым пропущен срок исковой давности и по которым отказано во взыскании судом в связи с пропуском этого срока, заслуживают внимания, вместе с тем данные обстоятельства не были основаниями для отказа ПАО «Камчатскоэнерго» для включения безнадежной дебиторской задолженности в НВВ 2023 года, в связи с чем они не могут быть причиной отказа в иске, тем более что конкретную сумму безнадежной дебиторской задолженности, подлежащей включению в НВВ 2023 года, суд в настоящем судебном заседании не устанавливает, при этом следует отметить, что размер безнадежной кредиторской задолженности ПАО «Камчатскоэнерго» явно превышает сумму резерва по сомнительным долгам, включенную РСТ в НВВ регулируемой организации 2023 года.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При указанных обстоятельствах административное исковое заявление ПАО «Камчатскэнерго» подлежит удовлетворению, а пункты 2.9, 3.9, 4.9, 5.10 приложения 2, пункты 9 (в части тарифа на 2023 год), 15 приложения 3, пункты 1.9, 2.9 приложения 9, пункты 1.9, 2.9 приложения 10, раздел 4 приложения 21, пункты 1, 2 приложения 22 постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края № 436 от 20 декабря 2018 года «Об утверждении тарифов в сфере теплоснабжения ПАО «Камчатскэнерго» потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы» в редакции постановлений Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края № 370 от 18 ноября 2022 года, № 475 от 30 ноября 2022 года, № 510 от 9 декабря 2022 года (в редакции постановлений № 545 от 19 декабря 2022 года, № 7 от 30 января 2023 года) недействующими, как противоречащее нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: пункту 13 Основ ценообразования, пунктам 32, 33 Правилам регулирования, статье 266 Налогового кодекса РФ.

При определении момента, с которого следует признать недействующим оспариваемый нормативный правовой акт, суд приходит к выводу о признании его недействующим со дня принятия.

Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 КАС РФ).

В силу части 4 статьи 216 КАС РФ в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Поскольку требования административного истца удовлетворены, то возникает недостаточная правовая урегулированность спорных правоотношений. Принятие нового нормативного правового акта, заменяющего нормативный правовой акт, признанный недействующим в части, необходимо для установления экономически обоснованного размера необходимой валовой выручки ПАО «Камчатскэнерго» и тарифов в целях исключения возникновения правовой неопределенности в уже существующих отношениях.

Иное означало бы возможность сохранения действия экономически необоснованных тарифов в нарушение общих принципов организации экономических отношений в сфере теплоснабжения, в том числе принципа соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, а также указывало бы на нарушение принципа государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) исходя из экономически обоснованных затрат теплоснабжающей организации, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности (статьи 3, 10 Закона о теплоснабждении).

Поскольку до настоящего времени Регулятором для ПАО «Камчатскэнерго» не установлены тарифы на 2023 год в экономически обоснованном размере, суд приходит к выводу о необходимости возложения на административного ответчика обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим в части, установив срок для принятия такого акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления ПАО «Камчатскэнерго» уплачена государственная пошлина в размере 4 500 руб. согласно платежному поручению № 22278 от 26 июня 2023 года (том 1 л.д. 24), которая подлежит взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» удовлетворить.

Признать недействующими с даты принятия пункты 2.9, 3.9, 4.9, 5.10 приложения 2, пункты 9 (в части тарифа на 2023 год), 15 приложения 3, пункты 1.9, 2.9 приложения 9, пункты 1.9, 2.9 приложения 10, раздел 4 приложения 21, пункты 1, 2 приложения 22 постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края № 436 от 20 декабря 2018 года «Об утверждении тарифов в сфере теплоснабжения ПАО «Камчатскэнерго» потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы» в редакции постановлений Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края № 370 от 18 ноября 2022 года, № 475 от 30 ноября 2022 года, № 510 от 9 декабря 2022 года (в редакции постановлений № 545 от 19 декабря 2022 года, № 7 от 30 января 2023 года).

Обязать Региональную службу по тарифам и ценам Камчатского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт, заменяющий пункты 2.9, 3.9, 4.9, 5.10 приложения 2, пункты 9 (в части тарифа на 2023 год), 15 приложения 3, пункты 1.9, 2.9 приложения 9, пункты 1.9, 2.9 приложения 10, раздел 4 приложения 21, пункты 1, 2 приложения 22 постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края № 436 от 20 декабря 2018 года «Об утверждении тарифов в сфере теплоснабжения ПАО «Камчатскэнерго» потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы» в редакции постановлений Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края № 370 от 18 ноября 2022 года, № 475 от 30 ноября 2022 года, № 510 от 9 декабря 2022 года (в редакции постановлений № 545 от 19 декабря 2022 года, № 7 от 30 января 2023 года).

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании губернатора и Правительства Камчатского края «Официальные ведомости» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Взыскать с Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края в пользу публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 руб.

На решение может быть подана жалоба (представление) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Камчатский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 16 августа 2023 года.

Председательствующий Н.В. Гончарова