ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-26/2023 от 12.10.2023 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

24OS0000-01-2022-000391-96 Дело № 3А-26/2023

015а

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 октября 2023 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Субботиным А.Ю.,

с участием представителей административного истца Муниципального унитарного предприятия электрических сетей Попова И.А., Гончаровой Е.В., Фотокова И.О., представителя министерства тарифной политики Красноярского края Туровой А.Ю., прокурора Даценко О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-26/2023 по административному иску Муниципального унитарного предприятия электрических сетей о признании не действующими в части приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 29 декабря 2020 года № 69-э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы» (в редакции приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 29 декабря 2021 года № 94-э «О внесении изменений в приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 69-э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы»»); строки 53, 54, 87, 88, 155, 156 приложения № 9 к приказу Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 года № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» в редакции приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 29 декабря 2021 года № 93-э «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями», приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 28 января 2022 года № 3-э «Об исправлении технических ошибок в приказе Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями»; возложении обязанности принять замещающие нормативные правовые акты,

У С Т А Н О В И Л:

Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 29 декабря 2020 года № 69-э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передачи электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы» (далее – Приказ от 29 декабря 2020 года № 69-э) для Муниципального унитарного предприятия электрических сетей (далее - МУПЭС) установлен базовый уровень подконтрольных расходов в размере 66,55363 млн. руб. (строка 4 приложения № 1) и необходимая валовая выручка на 2021 год в размере 64 114,97 тыс. руб. (строка 4 приложения № 2).

Приказ от 29 декабря 2020 года № 69-э опубликован 30 декабря 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru. В соответствии с пунктом 2 данного Приказа он вступил в силу со дня его подписания.

Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 29 декабря 2021 года № 94-э «О внесении изменений в приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 года № 69-э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передачи электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы» (далее – Приказ от 29 декабря 2021 года № 94-э) произведена корректировка необходимой валовой выручки МУПЭС на 2022 год, которая утверждена в размере 90 092,11 тыс. руб. (строка 4 приложения к Приказу от 29 декабря 2021 года № 94-э – строка 4 приложения № 2 к Приказу от 29 декабря 2020 года № 69-э).

Приказ от 29 декабря 2021 года № 94-э опубликован 29 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru. В соответствии с пунктом 3 данного Приказа он вступил в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.

Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 29 декабря 2021 года № 93-э «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» (далее – Приказ от 29 декабря 2021 года № 93-э) утверждены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Красноярского края.

Приказ от 29 декабря 2021 года № 93-э опубликован 30 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru и 19 января 2022 года в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» № 3. В соответствии с пунктом 3 данного Приказа он вступил в силу в день, следующий за днем официального опубликования.

Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 28 января 2022 года № 3-э «Об исправлении технических ошибок в Приказе Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» (далее - Приказ от 28 января 2022 года № 3-э) в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 года № 445-п (далее – Приказ РЭК от 19 декабря 2013 года № 445-п) внесены изменения.

Строками 53, 54, 87, 88, 155, 156 приложения к Приказу от 28 января 2022 года № 3-э (приложение № 9 к Приказу РЭК от 19 декабря 2013 года № 445-п) на 2021-2025 годы установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Красноярского края: с одной стороны МУПЭС, с другой стороны - филиалом «Красноярскэнерго» публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (строки 53, 54), обществом с ограниченной ответственностью «Сибирская сетевая компания» (строки 87, 88), акционерным обществом «Оборонэнерго» (строки 155, 156).

Приказ от 28 января 2022 года № 3-э опубликован 28 января 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru. В соответствии с 4 данного Приказа он вступил в силу в день, следующий за днем его официального опубликования, и применяется к правоотношениям, возникшим со дня вступления в силу Приказа от 29 декабря 2021 года № 93-э.

МУПЭС обратилось (с учетом уточнения) с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия:

- строку 4 приложения № 1 к Приказу от 29 декабря 2020 года № 69-э в части установления для МУПЭС базового уровня подконтрольных расходов;

- строку 4 приложения № 2 к Приказу от 29 декабря 2020 года № 69-э (в редакции Приказа от 29 декабря 2021 года № 94-э в части установления для МУПЭС на 2022 год необходимой валовой выручки;

- строки 53, 54, 87, 88, 155, 156 приложения № 9 к Приказу РЭК от 19 декабря 2013 года № 445-п в редакции Приказа от 29 декабря 2021 года № 93-э, Приказа от 28 января 2022 года № 3-э;

- возложении на министерство тарифной политики Красноярского края обязанности принять замещающие нормативные правовые акты. Также просит взыскать судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 9 000 рублей.

Требования (с учетом уточнения) мотивированы тем, что органом регулирования при определении базового уровня подконтрольных расходов и корректировке необходимой валовой выручки МУПЭС на 2022 год, в нарушение требований Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года № 98-э, были необоснованно снижены предложенные расходы по следующим статьям затрат: «Расходы на оплату труда», «Другие подконтрольные расходы, в том числе расходы на обслуживание заемных средств, а также расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли», «Налог на прибыль», «Отчисления на социальные нужды».

В результате неправомерного уменьшения заявленных расходов по вышеуказанным статьям затрат были неправомерно уменьшены базовый уровень подконтрольных расходов и необходимая валовая выручка на 2022 год, что повлекло установление индивидуальных тарифов в экономически необоснованном размере.

Представители административного истца МУПЭС Попов И.А., Гончарова Е.В., Фотоков И.О., действующие на основании доверенностей, настаивали на заявленных требованиях по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении с учетом его уточнения.

Представитель министерства тарифной политики Красноярского края (далее - Министерство) Турова А.Ю., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, в которых указано на необоснованность доводов административного истца, в также на то, что оспариваемые приказы полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, приняты в пределах установленных полномочий Министерства и не нарушают прав и законных интересов административного истца.

Прокурор – прокурор отдела прокуратуры Красноярского края Даценко О.А. в своем заключении полагала административный иск подлежащим удовлетворению.

Публичное акционерное общество «Россети Сибирь», общество с ограниченной ответственностью «Сибирская сетевая компания», акционерное общество «Оборонэнерго», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах не сообщили, ходатайств не представили.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, против чего явившиеся участники судебного разбирательства не возражали.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливаются Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

Согласно абзацу 7 пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).

На основании пункта 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.1 Положения о министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденном Постановлением Правительства Красноярского края от 3 июля 2018 года 380-п, Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере электроэнергетике в части государственного регулирования тарифов.

Пунктом 3.6 данного Положения к компетенции Министерства отнесено установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Поскольку необходимая валовая выручка является одним из основных экономических показателей, учитываемых при формировании единого (котлового) тарифа и индивидуальных тарифов, оспариваемый Приказ от 29 декабря 2020 года № 69-э обладает признаками нормативного правового акта, приведенными в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Частью 1 статьи 138 Устава Красноярского края от 05 июня 2008 года № 5-1777 определено, что органы исполнительной власти края по вопросам своей компетенции издают приказы, а также иные правовые акты, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Учитывая, что федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая и органы тарифного регулирования, не предусмотрено принятие иных правовых актов, оспариваемые нормативные правовые акты приняты и оформлены приказами, что соответствует положениям части 1 статьи 138 Устава Красноярского края от 05 июня 2008 года № 5-1777.

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре принятия, порядку опубликования и вступления в силу.

В силу пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Во исполнение вышеприведенных положений федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, определяющие принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), а также Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования).

При государственном регулировании цен (тарифов), в числе прочих, должны соблюдаться принцип определения экономической обоснованности планируемых (расчётных) себестоимости и прибыли при расчёте и утверждении цен (тарифов); принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; принцип учета результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) (пункт 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике).

Как следует из пункта 2 Основ ценообразования под необходимой валовой выручкой (далее – НВВ) понимается экономически обоснованный объём финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчётного периода регулирования.

Определение состава расходов, включаемых в НВВ, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учёта. В НВВ включаются планируемые на расчётный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения) (пункты 16, 17 Основ ценообразования).

Пунктом 12 Основ ценообразования установлены методы регулирования цен (тарифов), одним из которых является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - НВВ).

В силу пункта 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации НВВ, определяются в соответствии с Методическими указаниями, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее - Методические указания № 98-э).

В соответствии с абзацем 9 пункта 34 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов устанавливается регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.

Согласно пункту 12 Методических указаний № 98-э, при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются:

- сырье и материалы, определяемые в соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования;

- ремонт основных средств, определяемый на основе пункта 25 Основ ценообразования;

- оплата труда, определяемая на основе пункта 26 Основ ценообразования;

- другие подконтрольные расходы, в том числе расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации.

Пунктом 11 Методических указаний № 98-э предусмотрено, что неподконтрольные расходы, определяются методом экономически обоснованных расходов, соответственно для базового и i-го года долгосрочного периода регулирования, включающие в себя:

- расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли (в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования). Указанные расходы с учетом возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, не могут превышать 12% от необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной в соответствии с настоящими Методическими указаниями без учета расходов: на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии; расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли и налога на прибыль на капитальные вложения; расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемых ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы»; расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций; возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений; расходов, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, используемого для осуществления регулируемой деятельности, в том числе по договорам финансовой аренды (лизинга);

- оплату налогов на прибыль, имущество и иных налогов (в соответствии с пунктами 20 и 28 Основ ценообразования);

- амортизацию основных средств (в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования);

- расходы на возврат и обслуживание долгосрочных заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования;

- расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов, предусмотренных пунктом 87 Основ ценообразования;

- расходы на оплату продукции (услуг) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, рассчитанные исходя из размера тарифов, установленных в отношении товаров и услуг указанных организаций;

- прочие расходы, учитываемые при установлении тарифов.

Судом установлено, что МУПЭС является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края. в отношении которой тарифы на услуги по передачи электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности.

Период 2021-2025 годов является для МУПЭС третьим долгосрочным периодом регулирования, в котором 2021 год является базовым.

24 апреля 2020 года МУПЭС предоставило в Министерство заявление об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на долгосрочный период регулирования 2021-2025 годов с обосновывающими документами.

Министерством по результатам рассмотрения вышеуказанного заявления, а также расчетных и обосновывающих материалов составлено Экспертное заключение по делу об установлении тарифов (цен) № 33-20 о тарифах на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям МУПЭС на 2021-2025 годы (далее - Экспертное заключение № 33-20).

На заседании правления Министерством принят оспариваемый Приказ от 29 декабря 2020 года № 69-э об утверждении долгосрочных параметров регулирования и НВВ на 2021-2025 годы.

29 апреля 2021 года МУПЭС предоставило в Министерство предложение по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год с расчетными и обосновывающими материалами, по результатам рассмотрения которых Министерством составлено Заключение о корректировке тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям МУПЭС на 2022 год (далее – Заключение о корректировке).

На заседании правления Министерством принят оспариваемый Приказ от 29 декабря 2021 года № 94-э, которым произведена корректировка НВВ на 2022 год, и скорректированы индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между территориальными сетевыми организациями на 2022 год (строки 53, 54, 87, 88, 155, 156 приложения № 9 к Приказу РЭК от 19 декабря 2013 года № 445-п в редакции Приказа от 29 декабря 2021 года № 93-э, Приказа от 28 января 2022 года № 3-э).

По статье «Расходы на оплату труда» МУПЭС предлагало учесть в базовом 2021 году расходы в размере 73 864,19 тыс. руб., которые уменьшены Министерством и определены в размере 35 815,33 тыс. руб., исходя из численности промышленно-производственного персонала в количестве 63 человека, которая, в свою очередь, определена с учетом численности основных производственных рабочих в соответствии с представленными формами раскрытия информации о структуре и объеме затрат на оказание услуг по передаче электрической энергии за 2019 год, согласно которым численность работников составила 63 человека.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Пунктом 8.4 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2019 - 2021 годы, предусматривалось, что расходы, направляемые на оплату труда, рассчитываются из численности работников списочного состава и числа вакантных рабочих мест (но не выше нормативной численности) с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты, размера минимальной месячной тарифной ставки (ММТС), среднего тарифного коэффициента по организации.

Таким образом, учитывая, что 2021 год является базовым годом долгосрочного периода регулирования Министерству надлежало произвести новый расчет численности промышленно-производственного персонала, а не определять численность по сведениям из предыдущего долгосрочного периода регулирования.

Министерство ссылается на то, что расчет численности промышленно-производственного персонала определен на основании Нормативов численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий, утвержденных Приказом Госстроя России от 3 апреля 2000 года № 68, Нормативов численности промышленно-производственного персонала региональных энергосбытовых компаний, утвержденных заместителем Председателя Правления ОАО РАО «ЕЭС России», однако сам расчет в материалах тарифного дела отсутствует и суду не представлен.

На основании определения Красноярского краевого суда от 27 сентября 2022 года проведена судебная бухгалтерская и финансово-экономическая экспертиза с целью определения экономической обоснованной величины расходов МУПЭС в составе НВВ и тарифов, утвержденных оспариваемыми нормативными правовыми актами, проведение которой поручено Радеевой Т.Г.

В заключении эксперта от 8 июня 2023 года приведен подробный аргументированный расчет численности промышленно-производственного персонала МУПЭС на 2021 год в количестве 102 человека, выполненный экспертом на основании Нормативов численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий, утвержденных Приказом Госстроя России от 3 апреля 2000 года № 68, Нормативов численности промышленно-производственного персонала региональных энергосбытовых компаний, утвержденных заместителем Председателя Правления ОАО РАО «ЕЭС России».

Расчет нормативной численности рабочих по ремонту и обслуживанию электрических сетей МУПЭС произведен экспертом по фактическому наличию в МУПЭС машин и оборудования, используемых для осуществления регулируемой деятельности, количество которых значительно меньшие величин, рассчитываемых в соответствии с Нормативами и Методическими указаниями по определению потребности в машинах и механизмах для эксплуатации и ремонта коммунальных электрических и тепловых сетей предназначены для использования электроэнергетическими и теплоэнергетическими предприятиями системы жилищно-коммунального хозяйства, эксплуатирующими коммунальные электрические и тепловые сети, утвержденными Приказом Госстроя России от 5 сентября 2000 года № 200.

Из вышеуказанного расчета следует, что Министерством необоснованно не учтены следующие работники: водитель автотранспорта - 27 чел., слесарь по ремонту автотранспорта 4,81 чел., машинист компрессорных установок 1 чел., станочник широкого профиля 2 чел., электросварщик ручной сварки 2 чел., электромонтеры оперативно-выездной бригады 5 чел., что повлекло неправомерное уменьшение расходов на оплату труда, а также расходов по статье «Отчисления на социальные нужды».

В соответствии с принципами распределения общеэксплуатационных расходов, установленных учетной политикой МУПЭС, утвержденной Приказом от 27 декабря 2018 года № 84, процент отнесения расходов на услуги по передаче электрической энергии определен в размере 25,13%.

В связи с неправомерным уменьшением расходов на оплату труда промышленно-производственного персонала, Министерство также неправомерно уменьшило расходы на оплату труда административно-управленческого персонала, которые рассчитываются пропорционально оплате труда производственных рабочих. Уменьшение расходов на оплату труда административно-управленческого персонала, повле6кло уменьшение расходов по статье «Отчисления на социальные нужды» указанной категории работников.

По статье «Расходы и услуги непроизводственного характера», которая входит в статью «Другие подконтрольные расходы, в том числе расходы на обслуживание заемных средств, а также расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли», МУПЭС предлагало учесть затраты в размере 28 226,41 тыс. руб., которые уменьшены Министерством и определены в размере 19 657,07 тыс. руб.

В соответствии с расчетами, выполненными экспертом по материалам тарифного дела, расходы по статье «Расходы и услуги непроизводственного характера» и в целом по статье «Другие подконтрольные расходы, в том числе расходы на обслуживание заемных средств, а также расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли» составляют 19 876,43 тыс. руб., что больше величины определенной Министерством.

Кроме того, согласно заключению эксперта от 8 июня 2023 года, установленный размер расходов по статьям затрат «Расходы на оплату труда», «Работы и услуги непроизводственного характера», «Отчисление на социальные нужды», превышает размер расходов, определенный Министерством в Экспертном заключении № 33-20, и влечет за собой увеличение НВВ при ее корректировке на 2022 год по сравнению с величиной НВВ, утвержденной Министерством.

У суда нет оснований для сомнений в достоверности вышеприведенного заключения эксперта по следующим основаниям.

Компетенция эксперта у суда сомнений не вызывает, поскольку эксперт имеют соответствующее профильное образование, длительный стаж экспертной работы по специальности. Экспертное исследование проведено в соответствии компетенцией эксперта, определяемой его образованием и стажем работы. Ответы на поставленные вопросы даны в пределах компетенции эксперта. Исходя из поставленных вопросов, привлечение экспертов других специальностей не требовалось. Какие-либо сведения о прямой или косвенной заинтересованности эксперта в исходе дела в пользу одной из сторон у суда отсутствуют. До начала экспертизы эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, о чем имеются подпись эксперта. При проведении экспертизы, эксперт располагал определением суда о ее назначении от 27 сентября 2022 года, в котором разъясняются права и обязанности, предусмотренные статьей 49 Кодекса административного производства Российской Федерации. Нарушений нормативных положений, установленных указанной статьей, экспертом допущено не было. В экспертном заключении отсутствуют сведения об использовании экспертом при проведении экспертизы каких-либо дополнительных материалов (документов), помимо тех, которые были представлены ему в установленном порядке. Экспертное заключение содержит описание проведенных исследований, а также мотивированные, последовательные и ясные выводы, к которым пришел эксперт в ходе проведенных исследований.

Названная судебная экспертизы была назначена судом, в том числе, в целях объективной независимой оценки доводов сторон в части, требующей применения специальных познаний в области экономики и бухгалтерского учета.

На основании изложенного суд не принимает доводы Министерства о недопустимости принятия в качестве доказательства заключение судебной экспертизы, оснований сомневаться в правильности или обоснованности которого у суда не имеется.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что базовый уровень подконтрольных расходов (2021 год) был неправомерно уменьшен, что повлекло неправомерное уменьшение НВВ и неверное определение индивидуальных тарифов при их корректировке на 2022 год, чем нарушены права административного истца.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая изложенное, следует признать не действующим со дня принятия строку 4 приложения № 1 к Приказу от 29 декабря 2020 года № 69-э в части утверждения для МУПЭС базового уровня подконтрольных расходов; строку 4 приложения № 2 к Приказу от 29 декабря 2020 года № 69-э в редакции Приказа от 29 декабря 2021 года № 94-э в части утверждения для МУПЭС необходимой валовой выручки на 2022 год; строки 53, 54, 87, 88, 155, 156 приложения № 9 к приказу Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 года № 445-п в редакции Приказа от 29 декабря 2021 года № 93-э, Приказа от 28 января 2022 года № 3-э.

Поскольку действие оспариваемых положений нормативных правовых актов ограничено периодом времени, то признание их не действующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Принимая во внимания вышеприведенные положения процессуального законодательства, а также разъяснения, содержащиеся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», суд полагает необходимым удовлетворить требования административного истца о возложении на Министерство обязанности принять заменяющие нормативные правовые акты, установив срок для принятия таких актов в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

При обращении с настоящим административным иском МУПЭС понесло расходы на оплату государственной пошлины в сумме 9 000 рублей, которые подлежат взысканию в его пользу с Министерства, как с органа, принявшего оспариваемые нормативные правовые акты (статья 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административный иск Муниципального унитарного предприятия электрических сетей – удовлетворить.

Признать не действующими с момента принятия:

- строку 4 приложения № 1 к приказу министерства тарифной политики Красноярского края от 29 декабря 2020 года № 69-э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передачи электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы» в части утверждения для Муниципального унитарного предприятия электрических сетей базового уровня подконтрольных расходов;

- строку 4 приложения № 2 к приказу министерства тарифной политики Красноярского края от 29 декабря 2020 года № 69-э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передачи электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы» в редакции приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 29 декабря 2021 года № 94-э «О внесении изменений в приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 года № 69-э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передачи электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы» в части утверждения для Муниципального унитарного предприятия электрических сетей необходимой валовой выручки на 2022 год;

- строки 53, 54, 87, 88, 155, 156 приложения № 9 к приказу Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 года № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» в редакции приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 29 декабря 2021 года № 93-э «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями», приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 28 января 2022 года № 3-э «Об исправлении технических ошибок в приказе Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями».

Обязать министерство тарифной политики Красноярского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять заменяющие нормативные правовые акты.

Взыскать с министерства тарифной политики Красноярского края в пользу Муниципального унитарного предприятия электрических сетей судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 9 000 рублей.

Обязать министерство тарифной политики Красноярского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 20 октября 2023 года