ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-26/2023 от 28.07.2023 Курганского областного суда (Курганская область)

Дело № 3а-26/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Курган 28 июля 2023 г.

Курганский областной суд в составе:

председательствующего судьи Волосникова С.В.

при секретаре судебного заседания Лагуновой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Сбербанк России» к государственному бюджетному учреждению <адрес> «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» о признании незаконным решения об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, об установлении его кадастровой стоимости в размере рыночной,

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «Сбербанк России» (далее – ПАО Сбербанк) 21 сентября 2022 г. обратилось в Курганский областной суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнения заявленных требований, к государственному бюджетному учреждению <адрес> «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» (далее – ГБУ «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости», бюджетное учреждение) о признании незаконным пункта 840 акта ГБУ «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» от 5 апреля 2021 г. в части определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в размере 400 854702 руб. 25 коп., об установлении его архивной кадастровой стоимости равной рыночной в размере 84858000 руб., с периодом ее применения с 1 января 2021 г. до 1 января 2022 г.

В обоснование административного иска указано, что ПАО Сбербанк на основании свидетельства о государственной регистрации права от 21 июня 2016 г. принадлежало здание с кадастровым номером , общей площадью 7548,8 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>. Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2020 г. составляла 132058000 руб. (решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 29 апреля 2019 г. ). С 24 августа 2020 г. указанный объект недвижимости разделен на два объекта: объект с кадастровым номером , площадью 6863,7 кв. м, кадастровой стоимостью 64033035 руб. и объект с кадастровым номером , площадью 672 кв. м, кадастровой стоимостью 6271108 руб. 41 коп.

Актом от 19 октября 2020 г. -П произошла переоценка кадастровой стоимости всех объектов капитального назначения.

В 2021 г. сотрудниками ПАО Сбербанк была истребована информация о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2021 г., согласно полученным справкам от 18 и 22 марта 2021 г. она составила 1361781 руб. Данная кадастровая стоимость была применена ПАО Сбербанк для исчисления налога на имущество за 2021 г.

Согласно справке о кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости от 28 марта 2022 г., его кадастровая стоимость составила 400854702 руб. 25 коп. по состоянию на 1 января 2022 г., сведения о данной кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 30 апреля 2021 г.

14 июня 2022 г. ПАО Сбербанк получено уведомление Управления Федеральной налоговой службы по <адрес>, из которого стало известно, что указанная в справке от 18 марта 2021 г. кадастровая стоимость объекта недвижимости была изменена в результате исправления технической ошибки.

Также из ответа ГБУ «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» стало известно, что сотрудниками бюджетного учреждения выявлен факт наличия технической ошибки в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером .

Из информации, предоставленной ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> следует, что кадастровая стоимость данного объекта недвижимости в размере 400854702 руб. 25 коп. внесена в Единый государственный реестр недвижимости 30 апреля 2021 г. на основании акта об определении кадастровой стоимости от 5 апреля 2021 г., основанием для внесения изменений послужило исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.

По заявлению ПАО Сбербанк решением ГБУ «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» от 27 июля 2022 г. кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером установлена равной его рыночной стоимости в размере 54378000 руб. Данная кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2022 г.

23 августа 2022 г. ПАО Сбербанк направило в ГБУ «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» заявление об установлении кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером с 1 января 2021 г. равной его рыночной стоимости в размере 84858000 руб., определенной отчетом об оценке от 19 августа 2022 г., подготовленным обществом с ограниченной ответственностью «Агентство независимой экспертизы и оценки» (оценщик О.Е.), на что получило отказ в связи с несоответствием отчета об оценке требованиям статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ), а также по причине того, что ПАО Сбербанк пропустило установленный законом шестимесячный срок с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости, которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке.

Указывает, что об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости ПАО Сбербанк, как правообладатель, уведомлено только в марте 2022 г., в связи с чем отсутствовала возможность оспорить установленную в 2021 г. кадастровую стоимость в размере 400854702 руб. 25 коп. ранее, поэтому отчет об определении рыночной стоимости объекта был подготовлен в августе 2022 г.

Ссылаясь на нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального закона № 237-ФЗ, Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ), административный истец считал свои права нарушенными необходимостью нести бремя повышенной налоговой нагрузки, находящейся в прямой зависимости от величины кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости, в связи с чем ПАО Сбербанк просило признать незаконным акт бюджетного учреждения в части установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 400854702 руб. 25 коп., установить кадастровую стоимость помещения равной его рыночной стоимости в размере 84858000 руб. в соответствии с отчетом об оценке от 19 августа 2022 г.

Решением Курганского областного суда от 14 октября 2022 г. административный иск ПАО Сбербанк к ГБУ «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» удовлетворен частично, признан незаконным пункт 840 акта ГБУ «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» от 5 апреля 2021 г. в части определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером в размере 400854702 руб. 25 коп. В удовлетворении административного иска в части установления архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером равной рыночной отказано. С ГБУ «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» в пользу ПАО Сбербанк взыскана государственная пошлина в размере 2000 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 18 января 2023 г. решение Курганского областного суда от 14 октября 2022 г. в части признания незаконным пункта 840 акта ГБУ «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» от 5 апреля 2021 г. в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером , взыскания с ГБУ «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» в пользу ПАО Сбербанк расходов по уплате государственной пошлины отменено, в удовлетворении административных исковых требований в указанной части отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24 мая 2023 г. решение Курганского областного суда от 14 октября 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 18 января 2023 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Административное дело поступило в Курганский областной суд 9 июня 2023 г.

При новом рассмотрении дела в судебном заседании представитель ПАО Сбербанк В.С. заявленные административные исковые требования, с учетом их изменения, поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика ГБУ «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» Е.И. против удовлетворения административного иска возражала. Не оспаривала размер рыночной стоимости объекта недвижимости, равный 84858000 руб., определенный отчетом об оценке от 19 августа 2022 г., подготовленным оценщиком О.Е.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены посредством направления судебных извещений организацией почтовой связи, об уважительности причин неявки суд не уведомили.

В соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания, явка которых не признана судом обязательной.

Заслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 6 постановления от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 269-ФЗ) внесены изменения в законодательные акты, регулирующие порядок определения и оспаривания кадастровой стоимости.

Согласно статье 5 Федерального закона № 269-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон № 237-ФЗ, в том числе внесены изменения в статью 14, согласно которым определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в отношении всех объектов недвижимости, включенных в перечень, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (пункт 9).

В соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 13 июня 2018 г. государственное унитарное предприятие <адрес> «Кургантехинвентаризация» реорганизовано путем преобразования в ГБУ «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости», к целям деятельности которого, в том числе, было отнесено проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории <адрес>.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 237-ФЗ, определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 1).

По результатам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости в форме электронного документа, включающий в том числе систематизированные сведения об определении кадастровой стоимости. Форма акта об определении кадастровой стоимости, требования к его подписанию, к составу систематизированных сведений об определении кадастровой стоимости, а также требования к формату такого акта и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки (часть 6).

Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, размещает акт об определении кадастровой стоимости на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направляет данный акт в орган регистрации прав для внесения сведений о кадастровой стоимости, указанных в данном акте, в Единый государственный реестр недвижимости, а также включения сведений о кадастровой стоимости, перечень которых определяется федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, при установлении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, в фонд данных государственной кадастровой оценки (часть 7).

Приказом Росреестра от 6 августа 2020 г. утверждена форма акта об определении кадастровой стоимости, требования к его подписанию, к составу систематизированных сведений об определении кадастровой стоимости, а также требования к формату такого акта и представляемых с ним документов в электронной форме (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 сентября 2020 г. )

Как следует из материалов дела, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 24 августа 2020 г. объект недвижимости с кадастровым номером – нежилое помещение, площадью 6863,7 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, поставлено на государственный кадастровый учет 24 августа 2020 г., собственником является ПАО Сбербанк.

В 2020 г. ГБУ «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» на основании постановления Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> от 17 июня 2019 г. № 20-П «О проведении государственной кадастровой оценки на территории <адрес>» была проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных в границах <адрес>, по состоянию на 1 января 2020 г. в соответствии с Федеральным законом № 237-ФЗ и Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 г. (далее – Методические указания о государственной кадастровой оценке).

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером была определена по алгоритмам, предусмотренным Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки, действовавших по состоянию на дату возникновения основания пересчета (определения) кадастровой стоимости, при этом программным продуктом объект недвижимости, являющийся помещением, был ошибочно отнесен в Группу 10. Сооружения, в связи с чем его кадастровая стоимость была определена в размере 1361781 руб.

Так, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 22 марта 2021 г., кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляла 1361781 руб. 67 коп; датой, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость и датой начала ее применения является 1 января 2021 г.; сведения об указанной кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 2 марта 2021 г.

В связи с выявлением в марте 2021 г. указанной выше ошибки ГБУ «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» осуществлен пересчет кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером .

Актом ГБУ «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» от 5 апреля 2021 г. составленным по списку объектов недвижимости по итогам исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости в порядке статьи 16 Федерального закона № 237-ФЗ, утверждены результаты определения кадастровой стоимости, в том числе, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером в размере 400854702 руб. 25 коп. (пункт 840).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 28 марта 2023 г. кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляла 400854702 руб. 25 коп.; датой, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, является 1 января 2021 г., датой внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 30 апреля 2021 г.

Решением ГБУ «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» в от 27 июля 2022 г. , принятым по заявлению ПАО Сбербанк, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером установлена равной его рыночной стоимости в размере 54378000 руб. Указанная кадастровая стоимость применяется с 1 января 2022 г. и на момент рассмотрения административного дела является актуальной.

Таким образом, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость в размере 400854702 руб. 25 коп. в настоящее время стала архивной, поскольку применялась в период с 30 апреля 2021 г. до 1 января 2022 г.

Полагая размер кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости в размере 400854702 руб. 25 коп., определенный актом бюджетного учреждения, завышенным, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском, заявив одновременно требование об установлении кадастровой стоимости объекта в размере рыночной.

При разрешении требований административного иска об оспаривании акта бюджетного учреждения об определении кадастровой стоимости суд приходит к следующим выводам.

Согласно информации, предоставленной ГБУ «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости», от 13 октября 2022 г. исправление ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером , осуществлено в рамках реализации части 15 статьи 21 Федерального закона № 237-ФЗ. По результатам пересчета кадастровой стоимости, в соответствии с пунктом 2 части 20 статьи 21 Федерального закона № 237-ФЗ, бюджетным учреждением подготовлен и направлен в орган регистрации прав акт об определении кадастровой стоимости от 5 апреля 2021 г. для внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости в отношении 916 объектов недвижимости, включая заявленный объект недвижимости.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона № 237-ФЗ бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (часть 1).

Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: 1) несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; 2) описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости (часть 2).

Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, вправе подать любые юридические и физические лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления (далее также – заявители) (часть 5).

По итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; 2) об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (часть 14).

В случае принятия решения об удовлетворении заявления об исправлении ошибок и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетное учреждение обязано проверить, допущена ли выявленная ошибка в отношении иных объектов недвижимости, в том числе соседних, смежных, однотипных. При выявлении соответствующих ошибок кадастровая стоимость таких объектов недвижимости также пересчитывается (часть 15).

Бюджетное учреждение информирует заявителя о принятом решении в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения (часть 17).

В случае, если ошибка допущена при определении кадастровой стоимости в соответствии со статьей 16 Федерального закона № 237-ФЗ, бюджетным учреждением в соответствии с требованиями, установленными указанной статьей, составляется акт об определении кадастровой стоимости (часть 19).

Решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства (часть 23).

Решение о необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть принято уполномоченным органом субъекта Российской Федерации без заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, предусмотренных настоящей статьей (часть 25).

Из анализа вышеизложенных положений следует, что бюджетное учреждение в соответствии со статьей 21 Федерального закона № 237-ФЗ наделено полномочиями по выявлению ошибок, влияющих на величину кадастровой стоимости этих объектов, их устранению и осуществлению пересчета кадастровой стоимости в связи с выявлением указанных ошибок.

При рассмотрении административного дела установлено, что в ГБУ «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» поступило заявление об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости, от иного лица.

В процессе работы с данным заявлением бюджетное учреждение в соответствии с требованиями части 15 статьи 21 Федерального закона № 237-ФЗ провело проверку на предмет наличия выявленной в рамках рассмотрения заявления иного лица ошибки в отношении иных объектов недвижимости, в том числе соседних, смежных, однотипных, и выявило техническую ошибку, допущенную программным продуктом в отношении ряда объектов недвижимости, в том числе, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером (объект недвижимости, являющийся помещением, был отнесен к сооружениям), в связи с чем осуществило пересчет кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, по результатам которого его кадастровая стоимость составила 400854702 руб. 25 коп.

По результатам пересчета кадастровой стоимости в связи с выявлением ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением, в соответствии с требованиями части 19 статьи 21 Федерального закона № 237-ФЗ составлен оспариваемый в части акт об определении кадастровой стоимости, который был направлен в орган регистрации прав для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

Административным ответчиком суду представлены сведения о порядке расчета кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером , произведенного с использованием ПК «Региональная автоматизированная система кадастровой оценки» (РАСКО), в том числе о ценообразующих факторах, учтенных при ее определении.

При этом административным истцом не приведены обоснованные возражения и судом не установлены факты, свидетельствующие о несоответствии указанного расчета Методическим указаниям о государственной кадастровой оценке.

Форма оспариваемого акта бюджетного учреждения об определении кадастровой стоимости соответствует приложению к приказу Росреестра от 6 августа 2020 г. .

Акт об определении кадастровой стоимости подписан заместителем генерального директора – начальником управления кадастровой оценки ГБУ «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» Е.И., что соответствует требованиям пункта 6 приложения к приказу Росреестра от 6 августа 2020 г. .

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части акт ГБУ «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» принят уполномоченным органом в установленном законом порядке, основания для его вынесения, предусмотренные Федеральным законом № 237-ФЗ, имели место быть.

Довод административного истца о его неуведомлении бюджетным учреждением об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости основан на неправильном толковании норм права и не является основанием для признания незаконным оспариваемого акта бюджетного учреждения об определении кадастровой стоимости, поскольку обязанность информирования об устранении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, лица, не обращавшегося в бюджетное учреждение с заявлением об исправлении такой ошибки, законодательством на бюджетное учреждение не возложена.

При этом информирование граждан и юридических лиц об определении кадастровой стоимости, в случае, когда такое определение происходит по инициативе бюджетного учреждения, осуществляется путем официального опубликования решений об утверждений результатов государственной кадастровой оценки и актов об определении кадастровой стоимости в различных интернет-ресурсах, а также размещения их в фонде данных государственной кадастровой оценки.

При таких обстоятельствах оснований для признания пункта 840 акта ГБУ «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» от 5 апреля 2021 г. об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером в размере 400854702 руб. 25 коп. незаконным и удовлетворения требований административного иска в указанной части не имеется.

Разрешая требование административного иска в части установления кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости суд приходит к следующему.

Одной из задач административного судопроизводства, закрепленной в пункте 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере административных и иных публичных правоотношений.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что причиной обращения с настоящим административным иском в суд для ПАО Сбербанк явилась необходимость восстановления нарушенных прав, связанных с обязанностью нести бремя повышенной налоговой нагрузки, находящейся в прямой зависимости от величины кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости, и, принимая во внимание функцию разрешения административно-правовых споров, которая является основополагающей и вытекает из целевого предназначения самой судебной власти, в целях реализации приведенной задачи судопроизводства в рамках рассмотрения дела суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска в части установления кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером в размере рыночной.

При определении размера рыночной стоимости суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно отчету оценщика О.Е. от 19 августа 2022 г. рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2021 г. составила 84858000 руб., что значительно меньше оспариваемой кадастровой стоимости указанного нежилого помещения.

Данный отчет содержит подробное описание проведенного исследования. Оценщик, составивший отчет, руководствовался нормами действующего законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Достоверность выводов отчета об оценке лица, участвующие в деле, не оспаривали. Ходатайств о назначении судебной оценочной экспертизы не заявлено.

Каких-либо надлежащих доказательств рыночной стоимости объекта оценки в ином размере лицами, участвующими в деле, не представлено.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать, что выводы оценщика О.Е., изложенные в отчете об оценке от 19 августа 2022 г. , являются недостоверными, и не принимать отчет об оценке в качестве допустимого и достоверного доказательства по настоящему административному делу.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных ПАО Сбербанк административных исковых требований в указанной части и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером равной его рыночной стоимости, определенной оценщиком О.Е. в отчете об оценке от 19 августа 2022 г. , в размере 84858000 руб.

Поскольку устанавливаемая кадастровая стоимость является архивной, она подлежит применению в период с 30 апреля 2021 г. до 1 января 2022 г., то есть в период применения оспариваемой кадастровой стоимости.

Вопреки доводам административного истца, оснований для применения устанавливаемой кадастровой стоимости с 1 января 2021 г. не имеется, поскольку, согласно информации от 27 июля 2023 г. , представленной филиалом ППК «Роскадастр» по <адрес>, дата применения кадастровой стоимости в размере 400854702 руб. 25 коп. – 30 апреля 2021 г. – установлена в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 18 Федерального закона № 237-ФЗ, а именно со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с исправлением ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 Федерального закона № 237-ФЗ, в сторону ее увеличения.

Руководствуясь статьями 175-177, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления публичного акционерного общества «Сбербанк России» в части признания незаконным пункта 840 акта государственного бюджетного учреждения <адрес> «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» от 5 апреля 2021 г. об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером в размере 400854702 руб. 25 коп. – отказать.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером – нежилого помещения площадью 6863,7 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 84858000 руб.

Установленная (архивная) кадастровая стоимость подлежит применению с 30 апреля 2021 г. до 1 января 2022 г.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.

Мотивированное решение составлено в окончательной форме 11 августа 2023 г.

Судья С.В. Волосников