№ 3а-270/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кемеровский областной суд
В составе: председательствующего судьи Пушкаревой Н.В., при секретаре Куйлибаевой З.К.,
с участием прокурора Гейер Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
26 апреля 2018 года
административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «СибЭнергоТранс-42» о признании недействующими Постановлений Региональной энергетической комиссии Кемеровской области:
- от 31 декабря 2017 года №778 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2018 год» в части,
- от 31 декабря 2017 года №777 «О внесении изменений в Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2016 №753 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2017 год» в части,
- от 30 января 2018 года №11 «О внесении изменений в Постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31декабря 2016 N 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области», от 31 декабря 2017 N 778 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2018 год» в части,
обязании вынести заменяющий нормативный акт,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее РЭК КО, РЭК) от 31 декабря 2017 года №777 внесены изменения в Постановление РЭК КО от 31 декабря 2016 №753 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2017 год».
Пунктом 17 приложения 1 постановления внесены изменения в пункт 17 приложения №1 к Постановлению РЭК КО от 31 декабря 2016 года №753, в части установления для ООО «СибЭнергоТранс-42» базового уровня подконтрольных расходов на 2017 год в размере 9, 171 млн.руб.
Пунктом 19 приложения 2 постановления внесены изменения в пункт 19 приложения №2 к Постановлению РЭК КО от 31 декабря 2016 года №753, в части установления для ООО «СибЭнергоТранс-42» необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования без учета оплаты потерь на 2017 год - 23755, 81 тыс.руб., на 2018 год – 22240,38 тыс.руб., на 2019 год – 25182, 97 тыс.руб.
Региональной энергетической комиссией Кемеровской области принято постановление от 31 декабря 2017 года № 778 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2018 год».
Пунктом 19 таблицы 2 приложения № 1 установлена необходимая валовая выручка на 2018 год для территориальной сетевой организации ООО «СибЭнергоТранс-42», учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области в размере 22 240, 38 тыс.руб. на 2018 год.
Приложением №3 установлены на 1 и 2 полугодие индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области, включающие двухставочные тарифы, состоящие из ставки за содержание электрических сетей и ставки на оплату технологического расхода (потерь), и одноставочные тарифы для сформированных пар сетевых организаций:
- АО «Сибирская промышленная сетевая компания» - ООО «СибЭнергоТранс-42»:
1 полугодие, двухставочный тариф - ставка за содержание электрических сетей 210125, 680507 руб./МВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) 56,343506 руб./МВт.ч.; одноставочный тариф – 0,473342 руб./кВт.ч;
2 полугодие соответственно – 340426,638931 руб./МВт.мес., 58,839841 руб./МВт.ч. и 0,662261 руб./кВт.ч. (пункт 37);
- ООО «СибЭнергоТранс-42» - ОАО «РЖД» (Западно-Сибирская дирекция по энергообеспечению- СП Трансэнерго- филиала ОАО «РЖД»:
1 полугодие, двухставочный тариф - ставка за содержание электрических сетей 759409,749064 руб./МВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) 120,511123 руб./МВт.ч.; одноставочный тариф – 1,795728 руб./кВт.ч;
2 полугодие соответственно – 730315,502415 руб./МВт.мес., 126,092490 руб./МВт.ч. и 1,901429 руб./кВт.ч. (пункт 42);
- ООО «СибЭнергоТранс-42» - «СДС-Энерго» ХК ООО:
1 полугодие, двухставочный тариф - ставка за содержание электрических сетей 862216,528922 руб./МВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) 120,511123 руб./МВт.ч.; одноставочный тариф – 1,795728 руб./кВт.ч;
2 полугодие соответственно – 932538,102651 руб./МВт.мес., 126,092490 руб./МВт.ч. и 1,901429 руб./кВт.ч. (пункт 43);
- ООО «СибЭнергоТранс-42» - ООО «ОЭСК»:
1 полугодие, двухставочный тариф - ставка за содержание электрических сетей 1047010,543185 руб./МВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) 120,511123 руб./МВт.ч.; одноставочный тариф – 1,795728 руб./кВт.ч;
2 полугодие соответственно – 1109585,367934 руб./МВт.мес., 126,092490 руб./МВт.ч. и 1,901429 руб./кВт.ч. (пункт 44);
- ООО «СибЭнергоТранс-42» - ПАО «МРСК Сибири (филиал ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - «Кузбассэнерго-региональные электрические сети»:
1 полугодие, двухставочный тариф - ставка за содержание электрических сетей 970494,638832 руб./МВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) 120,511123 руб./МВт.ч.; одноставочный тариф – 1,795728 руб./кВт.ч;
2 полугодие соответственно – 1029352, 468422 руб./МВт.мес., 126,092490 руб./МВт.ч. и 1,901429 руб./кВт.ч. (пункт 45).
Постановлением РЭК КО от 30 января 2018 года №11 внесены изменения в постановления РЭК КО от 31 декабря 2016 года №753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области», от 31 декабря 2017 года № 778 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2018 год»:
Пунктом 1.1 внесены изменения в строку 17, столбца 4 таблицы 1 приложения N 1 «Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций», так для ООО «СибЭнергоТранс-42» установлен базовый уровень подконтрольных расходов на 2017 год в размере 9,159 млн.руб., вместо 9,171 млн.руб. После таблицы 1 приложения N 1 дополнено предложением следующего содержания: «<**> Решение Кемеровского областного суда по делу N 3а-287/2017 от 18 мая 2017».
Постановления опубликованы на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» www.recko.ru, 31 декабря 2017 года и 30 января 2018 года соответственно.
ООО «СибЭнергоТранс-42» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения, просит:
1. Признать недействующим Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2017 года № 778 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2018 год» в части пункта 19 таблицы 2 Приложения №1, пунктов 37, 42, 43, 44, 45 Приложения №3 и не соответствующим ФЗ «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 №35-Ф3, Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2011 №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 №1178 с момента принятия. Поскольку при установлении тарифов регулирующим органом необоснованно уменьшена необходимая валовая выручка, что нарушает права Общества при осуществлении предпринимательской деятельности.
2. Признать недействующим Постановление РЭК КО от 31 декабря 2017 года №777 «О внесении изменений в Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2016 №753 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2017 год» в части пункта 17 приложения №1, пункта 19 приложения №2 и несоответствующим ФЗ «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 №35-Ф3, Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2011 №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» с момента принятия.
3. Признать недействующим Постановление РЭК КО от 30 января 2018 года «О внесении изменений в постановления региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31декабря 2016 N 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области», от 31 декабря 2017 N 778 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2018 год» в части пункта 1.1 ФЗ «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 №35-Ф3, Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2011 №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» с момента его принятия.
4. Обязать РЭК КО принять новый нормативный акт.
Представители административного истца ФИО1, ФИО2 заявленные требования, с учетом уточнения поддержали.
Представители Региональной энергетической комиссии Кемеровской области ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании возражали против требований административного истца, предоставили письменные возражения, приобщенные к материалам дела.
Представители заинтересованных лиц ПАО МРСК «Сибири» -ФИО5, ФИО6, ООО ХК «СДС-Энерго» - ФИО7 против удовлетворения заявленных требований возражали, приобщили к материалам дела письменные возражения (т. 5 л.д. 111-115, т. 6 л.д. 3-11).
Свидетель ФИО8 суду пояснил, что занимает должность заместителя начальника технического отдела ОАО «Агентство энергетических экспертиз. В адрес РЭК КО от ООО «Сибэнерготранс-42» 30 января и 30 марта 2017 года поступали заявления о согласовании инвестиционной программы, в удовлетворении которых было отказано. В частности по оборудованию, взятому в концессию, в нарушение действующего законодательства, инвестиционная программа была утверждена Комитетом по управлению муниципальным имуществом Прокопьевского муниципального района. Концессионное соглашение в качестве существенного условия должно было содержать долгосрочные параметры регулирования концессионера. Указанные обстоятельства послужили основанием для не включения оборудования поименованного в договоре концессии в качестве условных единиц при установлении тарифов.
АО «Сибирская промышленная сетевая компания, ОАО «РЖД» (Западно-Сибирская дирекция по энергообеспечению- СП Трансэнерго- филиала ОАО «РЖД»), ООО «ОЭСК» извещены, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
ООО «ОЭСК» представлены письменные возражения о несогласии с заявленными требованиями (т. 5 л.д. 137-141).
В соответствии с требованиями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Гейер Е.И., полагавшей заявленные требования, подлежащими удовлетворению в части, суд приходит к следующему.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Согласно п.3 ст.24 названного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) относится установление цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 3.3 Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06 сентября 2013 года № 371, Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Таким образом, оспариваемые постановления приняты Региональной энергетической комиссией Кемеровской области в пределах предоставленных полномочий.
Во исполнение пункта 1 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (Правила регулирования № 1178).
Тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики. Установление тарифов производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.
Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12, 17, 35 Правил № 1178).
В силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
Согласно пункту 4 этой же нормы Федерального закона государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 12 Правил регулирования № 1178 установлено, что при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.
В соответствии с п.38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами; индекс эффективности подконтрольных расходов; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; величина технологического расхода (потерь) электрической энергии; уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
Базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.
Перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов: индекс потребительских цен; размер активов; величина неподконтрольных расходов; величина мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии потребителям услуг в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг; величина полезного отпуска электрической энергии потребителям услуг территориальной сетевой организации; цена (тариф) покупки потерь электрической энергии, учитываемая при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются регулируемыми организациями.
Расчет величины расходов, не отнесенных к подконтрольным расходам, производится регулирующими органами в соответствии с перечнем, предусмотренным методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 настоящего документа.
Аналогичные положения предусмотрены пунктами 5-9 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012г. № 98-э (далее - Методические указания № 98-э).
В соответствии с пунктом 6 Методических указаний № 98-э долгосрочные тарифы определяются на основе долгосрочных параметров регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются.
Перечень статей затрат, учитываемых при расчете базового уровня подконтрольных расходов, приведен в пункте 12 Методических указаний № 98-э.
Перечень расходов, учитываемых при расчете неподконтрольных расходов, приведен в пункте 11 Методических указаний № 98-э. Эти показатели определяются методом экономически обоснованных расходов.
Из материалов дела следует, что 27 апреля 2017 года ООО «СибЭнергоТранс-42» обратилось в Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области с заявлением об установлении тарифов и расчетно-обосновывающими документами для целей тарифного регулирования на 2018 год (т. 4 л.д. 2).
Письмом от 05 мая 2017 года Общество было уведомлено об открытии дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год № ОЦО/2018-20 (т. 4 л.д. 3).
По результатам изучения и экспертной оценки представленных материалов РЭК КО составлено заключение о составе и объеме необходимой валовой выручки Общества на 2018 год (т. 3 л.д. 1-52, 75-105), на основании выводов которого, правлением РЭК Кемеровской области 31 декабря 2017 года принято постановление № 778 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2018 год». Оспариваемыми пунктами постановления для ООО «СибЭнергоТранс-42» была установлена необходимая валовая выручка в размере 22 240, 38 тыс.руб. на 2018 год, а также размер индивидуальных одноставочных и двухставочных тарифов для взаиморасчета с сетевыми организациями – АО «Сибирская промышленная сетевая компания», ОАО «РЖД» (Западно-Сибирская дирекция по энергообеспечению- СП Трансэнерго- филиала ОАО «РЖД»), ООО ХК «СДС-Энерго», ООО «ОЭСК», филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго-РЭС» (т. 2 л.д. 191-205).
Оспаривая установленный регулирующим органом размер необходимой валовой выручки, ООО «СибЭнергоТранс-42» указывает на необоснованное исключение из объема заявленных условных единиц электросетевого оборудования переданного Обществу по двум договорам безвозмездного пользования, заключенным между административным истцом и ФКУ ИК №41 ГУФСИН по КО и ФКУ ИК №1 ГУФСИН по КО, а также Концессионному соглашению с КУМИ Прокопьевского района в количестве 214,7 у.е., кроме того, по статье неподконтрольные расходы регулятором не была учтена оплата услуг по передаче электрической энергии ПАО «ФСК ЕЭС».
Давая оценку доводам административного истца, суд приходит к следующему.
Установление тарифов производится регулирующим органом путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обоснованные предложения об установлении тарифов в соответствии с Основами ценообразования (п. 8 Правил).
Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в срок не более месяца, назначает экспертов из числа своих сотрудников, может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами). К делу об установлении тарифов приобщается экспертное заключение, а также экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность (п. 22 Правил).
Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов и (или) их предельных уровней;
2) оценку финансового состояния организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (по общепринятым показателям);
3) анализ основных технико-экономических показателей, определяемых регулирующим органом, за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
7) анализ соответствия расчета тарифов и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов и (или) их предельных уровней
8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» (п. 23 Правил).
Решение об установлении тарифа принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа (п. 25 Правил).
Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по утвержденной форме и включает величину тарифов с разбивкой по категориям (группам) потребителей, даты введения в действие тарифов, в том числе с календарной разбивкой. В протоколе указываются основные показатели деятельности регулируемой организации на расчетный период регулирования (объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования (п. 27 Правил).
Основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе (п. 28 Правил).
Приведенные нормы федерального законодательства являются императивными, исключают возможность отступления от установленных процедур и требований по усмотрению регулирующего органа.
Согласно экспертному заключению, определяя объем условных единиц электросетевого оборудования ООО «СибэнергоТранс-42», эксперты пришли к выводу о корректировке предлагаемого предприятием объема в сторону снижения на 214,17 условных единиц, в связи с исключением из расчета оборудования поименованного в Концессионном соглашении №10/16 от 20 января 2017 года, а также двух договорах безвозмездного пользования №11-У от 01 февраля 2017 года и №126 от 28 апреля 2017 года,.
Экспертами в обоснование данного вывода указано на несоответствие договоров безвозмездного пользования с федеральными казенными учреждениями ст. 298 ГК РФ, поскольку в тарифное дело не представлено согласие собственника имущества, а также отсутствии доказательств государственной регистрации соглашения в нарушение п. 15 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 №115-ФЗ. Отмечено, что инвестиционная программа не утверждена в установленном порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2009 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики», в нарушение п. 1.1 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 2005 №115-ФЗ. Соглашением установлен источник реализации инвестиционных мероприятий – регулируемые тарифы (п. 8.8), в нарушение указанного закона.
Представители административного ответчика в судебном заседании пояснили, что в материалы тарифного дела также не была предоставлена информация по проведенным конкурсам по итогам которых были заключены договора, по договору концессии в отношении ряда объектов было установлено, что после заключения договора они были переданы в аренду иным лицам.
Доводы регулятора суд полагает необоснованными.
Согласно п. 38 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования.
Перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе, размер активов, определяемый регулирующими органами.
Метод индексации может применяться при установлении регулируемых цен (тарифов), указанных в пункте 3 настоящего документа (в том числе на срок более 1 года).
Индексации подлежат ранее утвержденные регулируемые цены (тарифы) и (или) их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни либо необходимая валовая выручка регулируемых организаций.
При применении указанного метода цены (тарифы) устанавливаются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, с учетом в том числе :
изменения расходов регулируемых организаций, обусловленного изменением количества активов, используемых для осуществления регулируемой деятельности, с учетом коэффициента эластичности подконтрольных расходов по количеству активов (п. 40).
Как следует из экспертного заключения, в материалы тарифного дела сетевой организацией были представлены два договора безвозмездного пользования и концессионное соглашение, с целью обоснования изменения количества активов в очередном календарном годе периода долгосрочного регулирования.
Согласно данным сайта http://torgi.gov.ru/ 01 февраля 2017 года Федеральным казенным учреждением №1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области (далее ФКУ ИК №1) было размещено извещение о проведении торгов, в форме открытого конкурса, конкурсная документация была размещена на официальном сайте Российской Федерации в сети интернет, итоги были подведены 17 апреля 2017 года. Статус конкурса состоявшийся, данные о лоте: четыре трансформаторные подстанции 10/0,4 Кв, высоковольтные ячейки, масленые и вакумные выключатели, ВЛ-10кВ фидера протяженностью 2100 метров, КЛ-10 кВ протяженностью 350 метров, линейные разъединители 10 КВ, микропроцессорная защита РС, шкафы распределительного устройства 0,4 кВ, релейная защита энергоснабжения учреждения ФКУ ИК-1, находящиеся в федеральной собственности, переданные по договору безвозмездного пользования победителю торгов - ООО «СибЭнергоТранс-42» (т. 5 л.д. 174-178).
Протоколом №3 рассмотрения заявок на участие в конкурсе на право заключения договора безвозмездного пользования федеральным имуществом, закрепленным за Федеральным казенным учреждением №1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области (далее ФКУ ИК №1) от 17 апреля 2017 года конкурсная комиссия признала победителем конкурса ООО «СибЭнергоТранс-42» (т. 1 л.д. 247-250).
Согласно договору безвозмездного пользования имуществом №126 от 28 апреля 2017 года ФКУ ИК №1 предоставило в безвозмездное пользование ООО «СибЭнергоТранс-42» объекты электросетевого хозяйства для осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям, а также других услуг, связанных с процессом передачи электрической энергии по электрическим сетям. Перечень электросетевого оборудования приведен в приложении №1, плановые объемы передачи электрической энергии конечным потребителям определены в приложении №2 (т. 1 л.д. 235-247).
Согласно данным сайта http://torgi.gov.ru/ 15 декабря 2016 года Федеральным казенным учреждением №41 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области (далее ФКУ ИК №41) было размещено извещение о проведении торгов, в форме открытого конкурса, конкурсная документация была размещена на официальном сайте Российской Федерации в сети интернет, итоги были подведены 19 января 2017 года. Статус конкурса состоявшийся, данные о лоте: линии электропередач напряжением 10 000 Вт., трансформаторные подстанции электроснабжения учреждения, находящиеся в федеральной собственности, переданные по договору безвозмездного использования победителю торгов - ООО «СибЭнергоТранс-42» (т. 5 л.д. 168-173).
Протоколом №3 рассмотрения заявок на участие в конкурсе на право заключения договора безвозмездного пользования федеральным имуществом, закрепленным за федеральным казенным учреждением №41 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области от 19 января 2017 года конкурсная комиссия признала победителем конкурса ООО «СибЭнергоТранс-42» (т. 5 л.д. 94-97).
Согласно договору безвозмездного пользования имуществом №11-У от 01 февраля 2017 года ФКУ ИК №41 предоставило в безвозмездное пользование ООО «СибЭнергоТранс-42» объекты электросетевого хозяйства для осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям, а также других услуг, связанных с процессом передачи электрической энергии по электрическим сетям. Перечень электросетевого оборудования приведен в приложении №1, плановые объемы передачи электрической энергии конечным потребителям определены в приложении №2 (т. 2 л.д. 1-11).
В силу статьи 11 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» имущество учреждений, исполняющих наказания, закрепляется за ними на праве полного хозяйственного ведения либо передается им в оперативное управление федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
В силу части 2 статьи 11 данного Закона и Положения о Федеральной службы исполнения наказаний России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 N 1314, ФСИН осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям и учреждениям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решение по вопросу распоряжения недвижимым имуществом федерального казенного учреждения, принимается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, но по согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.
В соответствии с частью 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного недвижимого имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления казенным учреждениям, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В статье 449 ГК РФ предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Согласно пункту 1 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Как следует из представленных договоров безвозмездного пользования, заключенных по итогам проведения конкурсов, исполнение которых в силу закона стало обязательным для сторон с момента их заключения, объекты электросетевого хозяйства были переданы обществу для осуществления деятельности, которая подлежит регулированию. Указанные договора в установленном законом порядке не оспорены, торги, по итогам которых они были заключены, недействительными не признаны.
При таких данных вывод регулятора о не включении объектов электросетевого хозяйства переданных в силу указанных выше договоров Обществу в объем условных единиц его электросетевого оборудования для установления тарифов на 2018 год по мотиву «отсутствие в материалах тарифного дела согласия собственника» является необоснованным. Установление обстоятельств недействительности заключенных по итогам торгов договоров в компетенцию регулятора не входит.
Представленные договора, при отсутствии данных о признании их недействительными, являются надлежащим подтверждением владением сетевой организацией на ином законном основании электросетевым имуществом.
Довод представителя административного ответчика об отсутствии в материалах тарифного дела документации по проведенным конкурсам, как и согласия собственника, что свидетельствует об отсутствии оснований учитывать поименованное в договорах имущество, противоречит указанным выше нормам права.
Давая оценку обоснованности выводов РЭК относительно отказа включения в объем условных единиц оборудования по Концессионному соглашению, суд приходит к следующему.
Правовые основы государственного регулирования деятельности в области реализации концессионных соглашений на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 21 июля 2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Таким образом, целями заключения соглашения для концессионера является:
- осуществление деятельности с использованием (эксплуатацией) объектов концессионного соглашения, удовлетворение определенных общественных потребностей,
- осуществления концессионером инвестиций в объект концессионного соглашения,
- извлечения концессионером прибыли за счет конечных потребителей товаров, работ, услуг, производимых, выполняемых или оказываемых с использованием объекта концессионного соглашения
Пунктом 4 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях предусмотрено, что объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Указанный объект на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц. В случае если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, такое имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. В случае если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, оно на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления.
В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения являются: объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии.
В силу ст. 5 Закона концедентом по концессионному соглашению является муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления.
Пунктом 15 статьи 3 Закона определено, что права владения и пользования концессионера недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения, недвижимым имуществом, предоставленным концессионеру в соответствии с частью 9 настоящей статьи, подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента. Государственная регистрация прав владения и пользования концессионера таким недвижимым имуществом может осуществляться одновременно с государственной регистрацией права собственности концедента на такое недвижимое имущество.
Государственная регистрация права владения и пользования концессионера недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения, недвижимым имуществом, предоставленным концессионеру, в соответствии с положениями Федерального закона от N 115-ФЗ ограничивает права собственника на распоряжение объектами в течение срока действия концессионных соглашений и предусмотрена исключительно для защиты прав концессионера.
Отказывая принять Концессионное соглашение для включения объектов энергоснабжения Прокопьевского муниципального района в состав условных единиц Общества эксперты указали на отсутствие подтверждения государственной регистрации концессионного соглашения, отсутствие у Общества утвержденной инвестиционной программы, а также установление в качестве источника реализации инвестиционных мероприятий – регулируемых тарифов, в нарушение ФЗ от 21 июля 2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Согласно Концессионному соглашению №10/16 от 20 января 2017 года Комитет по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района (концедент) предоставил ООО «СибЭнергоТранс-42» (концессионеру) право владения и пользования в отношении электросетевого имущества, находящегося в собственности Муниципального образования- Прокопьевский район. Концессионер взял на себя обязательство за свой счет реконструировать муниципальное имущество и осуществлять передачу электрической энергии с использованием данного имущества (т. 2 л.д. 30-68). При подписании соглашения сторонами была согласована и утверждена инвестиционная программа в отношении объектов энергоснабжения Прокопьевского муниципального района на 2017-2021 гг.
Из содержания Концессионного соглашения следует, что ООО «СибЭнергоТранс-42» взяло на себя обязательство осуществлять передачу электрической энергии с использованием имущества переданного в концессию, то есть указанные объекты, предназначены для осуществления сетевой организацией регулируемого вида деятельности в соответствии с его условиями.
Отсутствие утвержденной инвестиционной программы не является основанием для отказа учета объектов электросетевого хозяйства поименованных в приложении к Концессионному соглашению и переданных Обществу, поскольку предметом договора помимо реконструкции муниципального имущества является также передача электрической энергии с использованием данного имущества, что предполагает расходы сетевой организации, связанные с его эксплуатацией.
Как следует из письма №316 от 27 декабря 2017 года Общества в РЭК КО, в ответ на устный запрос, в адрес последнего были направлены выписки об основных характеристиках и зарегистрированных правах на 38 объектов электросетевого оборудования, являющихся предметом концессионного соглашения (т. 4 л.д. 11-12). Согласно выпискам на объекты, расположенные на территории Прокопьевского муниципального района, зарегистрировано право собственности муниципального образования «Прокопьевский муниципальный район» 15 июля 2016 года. 02 марта 2017 года в отношении указанных объектов было зарегистрировано ограничение по договору концессии, в пользу ООО «СибЭнергоТранс-42» на период с 02 марта 2017 года по 31 декабря 2021 года, на основании концессионного соглашения №10/16 в отношении объектов энергоснабжения Прокопьевского муниципального района от 20 января 2017 года, а также дополнительных соглашений к нему, данных о наличии иных ограничений в отношении указанного имущества либо прекращения договора, либо передачи имущества в аренду третьему лицу выписки не содержат (т. 4 л.д. 13-235).
В обоснование доводов представителя административного ответчика о передаче имущества в аренду после заключения соглашения иным лицам доказательства в материалы дела не представлены.
Концессионное соглашение между сторонами на момент рассмотрения вопроса об установлении тарифа являлось действующим, подтверждает факт владения данным имуществом сетевой организации на законном основании, государственная регистрация соглашения была произведена, объекты электросетевого хозяйства предназначены, в том числе для осуществления деятельности по передаче электрической энергии, основания указанные регулятором для отказа в учете данного оборудования в объеме условных единиц предприятия законом не предусмотрены.
Поскольку согласно пунктов 38, 40 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178 размер активов сетевой организации является одним из параметров расчета тарифов на каждый год долгосрочного регулирования, так как влечет изменение расходов регулируемой организации, с учетом коэффициента эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, исключение из объема условных единиц электросетевого оборудования ООО «СибЭнергоТранс-42» имущества переданного данной сетевой организацией по указанным выше договорам безвозмездного пользования и концессионному соглашению является необоснованным.
Анализируя представленные в тарифное дело документы, регулятор, с учетом позиции экспертов указал, что в числе неподконтрольных расходов оплата услуг ПАО «ФСК ЕЭС» не подлежит учету, поскольку сетевой организацией данные затраты не заявлены. Регулятором были учтены затраты на оплату потерь на 2018 в размере 8646,29 тыс. руб., а также оплату услуг территориальных сетевых организаций в размере 142 832,78 тыс.руб.
Согласно материалам дела, в тарифное дело Обществом были представлены договор №18.4200.232.16 оказания услуг по передаче электрической энергии от 01 января 2016 года, заключенный с ПАО «МРСК Сибири» с приложениями, актом разграничения балансовой принадлежности, актами об оказании услуг за январь-декабрь 2016 года (т. 3 л.д. 112).
Согласно расчету расходов на оплату услуг территориальных сетевых организаций для ООО «СЭТ-42» на 2018 год, подготовленному сетевой организацией и представленному в тарифное дело, данные расходы были заявлены в связи с заключенным договором с филиалом ОАО «МРСК-Сибири» - «Кузбассэнерго»-РЭС» в размере 125 874,10 тыс.руб. (т. 3 л.д. 188)
14 марта 2017 года между АО «Кузнецкие феросплавы» и ООО «СибЭнергоТранс-42» был подписан акт разграничения эксплуатационной ответственности по точке присоединения ПС «Абразивная» 110/10 ЗРУ10 яч. №5, которым установлены границы эксплуатационной ответственности сторон: контактные соединения, подходящих кабельных линий оборудования ООО «СибЭнергоТранс-42» к яч. №5 распределительной подстанции ПС «Абразивная» 110/10 ЗРУ-10 яч. №5 (т. 6 л.д. 48-50).
17 октября 2017 года ПАО «МРСК Сибири»-«Кузбассэнерго-РЭС» и ООО «СибЭнергоТранс-42» были согласованы «Объемы передачи мощности и передачи электрической энергии из сети филиала ПАО «МРСК Сибири»-«Кузбассэнерго-РЭС» в сети ООО «СибЭнергоТранс-42» на 2018 год, в которых по точке присоединения ПС Абразивная 110/10 Ф 10-5 показатели на ноябрь, декабрь 2017 года были обозначены 0,955/1,049 МВт. и 501,240/550,780 тыс.кВтч. соответственно, приведены помесячные показатели на 2018 год (т. 6 л.д. 33-34).
23 октября 2017 года АО «Кузнецкие ферросплавы» обратилось в ПАО «Кузбассэнергосбыт» с письмом в котором указано, что по точке присоединения ПС Абразивная 110/10 Ф 10-5 всю электрическую энергию потребители получают из сетей ПАО «ФСК ЕЭС», то есть указанные организации опосредованно присоединены к сетям ПАО «ФСК ЕЭС». АО «Кузнецкие ферросплавы» в полном объеме оплачивает ПАО «ФСК ЕЭС» услуги по передаче электрической энергии, включая объем ФКУ ИК-41. В связи с чем предлагает урегулировать вопрос по передаче электрической энергии в отношении ФКУ ИК-41 в части перевода данного потребителя с обслуживания ПАО «МРСК Сибири» на ПАО «ФСК ЕЭС» (т. 5 л.д. 1-2).
01 ноября 2017 года ПАО «Кузбассэнергосбыт» обратилось по указанному вопросу в филиал ПАО «МРСК Сибири»-«Кузбассэнерго-РЭС», последнее делегировало урегулирование данного вопроса сетевым организациям (т. 5 л.д. 3, 4).
22 ноября 2017 года ООО «СибЭнергоТранс-42» направило в адрес ПАО «ФСК ЕЭС» запрос оферты договора на оказание услуг по передаче электрической энергии (потребители, подключенные к ПС 110/10 кВ «Абразивная» ф.5, т. 5 л.д. 5).
24 ноября 2017 года ООО «СибЭнергоТранс-42» обратилось в РЭК КО с письмом о выявленных обстоятельствах по ранее учтенным объемам между Обществом и ПАО «МРСК Сибири»-«Кузбассэнерго-РЭС» и необходимостью урегулирования отношений с ПАО «ФСК ЕЭС» с просьбой о проведении совещания (т. 5 л.д. 6-7).
11 декабря 2017 года был заключен договор №1367/П оказания услуг по передаче электрической энергии по национальной (общероссийской) электрической сети между ПАО «Федеральная сетевая компания Единой электрической системы» и ООО «СибЭнергоТранс-42» об оказании услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, условия договора были применены к отношениям сторон с 01 ноября 2017 года до 31 декабря 2017 года, с последующей пролонгацией (т. 5 л.д. 10-51).
В приложении №1 к договору приведены акты разграничения границ балансовой принадлежности электрических сетей и разграничение границ эксплуатационной ответственности сторон между ПАО «ФСК ЕЭС» и АО «КФ», приложением №5 определена стоимость услуг по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС на 2017 год (в соответствии с приказом ФСТ России от 09 декабря 2017 года №1367/П) на ноябрь, декабрь 2017 года – 164095,64 руб./МВт.мес. Из актов об оказании услуг от 31 января, 28 февраля, 31 марта 2018 года, а также платежных поручений следует, что договор между сторонами не расторгнут и исполняется (т. 6 л.д. 54-65). Копия договора Обществом представлена в РЭК КО.
24 декабря 2017 года в адрес Общества от ОАО «АЭЭ», производящего экспертизу тарифного предложения Общества на 2018 год на основании государственного контракта, заключенного с РЭК, поступило письмо, содержащее сведение о балансе электрической энергии, которая подлежала учету при регулировании тарифов на 2018 год для согласования в срок до 26 декабря 2017 года. Указанный баланс содержал данные о получении ООО «СибЭнергоТранс-42» электрической энергии от ОАО «ФСК ЕЭС» в первом полугодии в размере 2853,256 тыс.кВтч, во втором – 2680, 928 тыс. кВтч., всего за 2018 год 5534, 184 тыс. кВтч. (т. 5 л.д. 102-104).
Вместе с тем расходы, связанные с исполнением договора регулятором не были приняты к учету, что не отвечает целям тарифного регулирования, направленного, в том числе на соблюдение баланса интересов всех участников правоотношений, возникающих в связи с осуществлением регулируемой деятельности.
ПАО «ФСК ЕЭС» в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона об электроэнергетике осуществляет управление ЕНЭС.
Расчетный объем производства и продукции определяется исходя из формируемого федеральным регулятором сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации. Формирование сводного прогнозного баланса в целях расчетов регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию и мощность осуществляется в соответствии с Порядком формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации и Порядком определения отношения суммарного за год прогнозного объема потребления электрической энергии населением и приравненных к нему категориями потребителей к объему электрической энергии, соответствующему среднему за год значению прогнозного объема мощности, определенного в отношении указанных категорий потребителей, утвержденных приказом ФСТ России от 12 апреля 2012 г. N 53-э/1.
Согласно письму ФАС России органам исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам РФ на 2018 год, с учетом изменений, внесенных приказом ФАС России от 30 ноября 2017 года № 1613/1, в число контрагентов по субъектам РФ ООО «СибЭнергоТранс-42» не входит, вместе с тем в данный список включена ПАО «МРСК Сибири» с заявленной мощностью на первое и второе полугодие 2018 года по 698, 67 МВт. (т. 5 л.д. 109-110).
Обосновывая отказ во включение в НВВ «СибЭнергоТранс-42» расходов, связанных с оплатой услуг ПАО «ФСК ЕЭС» регулятор указывает на то, что сетевой организацией данные расходы не заявлены, кроме того доказательства наличия договорных отношений с ПАО «ФСК ЕЭС» не представлены, сведения о сетевой организации в сводном прогнозном балансе отсутствуют.
С учетом обстоятельств настоящего дела суд полагает позицию регулятора в указанной части неверной.
Согласно п. 18 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 года №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» расходы сетевой организации на покупку электрической энергии включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемому виду деятельности.
Как следует из материалов дела на дату открытия тарифного дела отношения по передаче электрической энергии по точке присоединения ПС «Абразивная» были урегулированы с ПАО «МРСК Сибири», посредством заключения договора, что нашло отражение в документации, представленной в РЭК.
Согласно пояснениям представителя ПАО «МРСК Сибири» ФИО5 между ПАО «МРСК Сибири» и ООО «СибЭнергоТранс-42» на 2018 г. были согласованы плановые «Объемы передачи мощности/электрической энергии из сетей филиала ПАО «МРСК Сибири»-«Кузбассэнерго-РЭС» в сети ООО «СибЭнергоТрасн42» на 2018 г.», согласно которым одной из точек поставки является ПС «Абразивная» (т. 6 л.д. 33-36). Указанные объемы мощности также были представлены ПАО «МРСК Сибири» в регулирующий орган для учета при принятии тарифно-балансного решения на 2018 г. В связи с установлением фактического питания ПМ «Абразивная не от сетей ПАО «МРСК Сибири», а от ПС «Югра», принадлежащей ОАО «ФСК ЕЭС», данная точка поставки была исключена из объемов передачи мощности/электрической энергии (т. 6 л.д. 37-38). ПАО «МРСК Сибири» в регулирующий орган были представлены соответствующие уточнения и проведено совещание по вопросу не учета объемов передачи по ПС «Абразивная из сетей ПАО «МРСК Сибири» при принятии тарифно-балансного решения на 2018 год (т. 6 л.д. 9).
Согласно фрагменту однолинейной схемы присоединения через точку присоединения ПС 110/10 кВ «Абразивная», принадлежащей на праве собственности ОСП ЮФЗ ОАО «КФ», имеется технологическое присоединение к сетям ПАО «ФСК ЕЭС» (ПС 500/110 кВ Юрга) и ПАО «МРСК Сибири» (ПС 110/35/6 Юргинская), к указанной точке также присоединены субабоненты, в том числе ФКУ ИК №41 ГУФСИН по КО (объекты переданные ООО «СибЭнергоТранс-42»). Из указанной схемы следует, что в отношении последнего услуги по передаче электроэнергии осуществляются не ПАО «МРСК Сибири», а ПАО «ФСК ЕЭС» (т.6 л.д. 37-38).
Таким образом, заявленный административным истцом объем передачи мощности/электрической энергии по точке присоединения ПС 110/10 кВ «Абразивная» от ПАО «МРСК Сибири» и расходы по оплате фактически подлежат учету в отношении иного субъекта – ПАО «ФСК ЕЭС».
Указанные обстоятельства были доведены сетевой организацией до сведения регулятора до принятия оспариваемого Постановления и учтены экспертами при формировании баланса электрической энергии ООО «СибЭнергоТранс-42», вместе с тем в экспертном заключении своего отражения не нашли.
Стоимость услуг по договору от 11 декабря 2017 года определена в соответствии с приказом ФСТ России от 9 декабря 2014 года N 297-э/3 «Об утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», на долгосрочный период регулирования 2015 - 2019 годы и долгосрочных параметров регулирования для организаций по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью на 2015 - 2019 годы» (т. 5 л.д. 54-61).
Расходы ООО «СибЭнергоТранс-42», как территориальной сетевой организации, на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг являются экономически обоснованными, подлежат учету при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг как необходимые, поскольку ОАО «ФСК ЕЭС» как организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью оказывает данную услугу по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети на возмездной договорной основе по цене, установленной приказом ФСТ России и сама сетевая организация производителем электрической энергии не является.
Довод представителей административного ответчика, о том, что данные расходы Обществом при подаче заявления не заявлялись, не указывает на обоснованность выводов регулятора. Обществом они были определены в связи с имеющимися договорными отношениями с ПАО «МРСК Сибири», вместе с тем в октябре 2017 года в связи с инициативой АО «Кузнецкие ферросплавы» было установлено, что по точке присоединения ПС Абразивная 110/10 Ф 10-5 ПАО «МРСК Сибири» и Общество не имеет перетока, отношения сетевой организации, с целью обслуживания потребителя ФКУ ИК №41, подлежат урегулированию непосредственно с ПАО «ФСК ЕЭС», что повлекло заключение соответствующего договора. С учетом указанного ПАО «МРСК Сибири» скорректировало свои показатели для целей тарифного регулирования в сторону исключения.
Следовательно, РЭК КО не обоснованно не учла вышеуказанные расходы при расчете необходимой валовой выручки. Обоснованность договора №1367/П представителями административного ответчика не оспаривалась; объем приобретаемой энергии по договору учтен экспертом органа регулирования что следует из баланса, вместе с тем расходы на приобретение электрической энергии учтены не были.
Относительно обоснованности требований административного истца в части признания недействующим пунктов 37, 42, 43, 44, 45 приложения №3 оспариваемого Постановления суд приходит к следующему.
Согласно п. 49 Приказа ФСТ России от 06 августа 2004 года №20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» - единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации устанавливаются одновременно в двух вариантах:
- двухставочный;
- одноставочный.
Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.
Поскольку при определении НВВ для ООО «СибЭнергоТранс 42» из состава условных единиц необоснованно было исключено электросетевое оборудование по двум договорам безвозмездного пользования и концессионному соглашению, в состав НВВ не были включены экономически обоснованные расходы, что привело к ее занижению, расчет производных от нее одноставочного и двуставочного тарифов, установленных пунктов 37, 42, 43, 44, 45 приложения №3 оспариваемого Постановления, также нельзя признать обоснованным.
Таким образом, оспариваемое Постановление нарушает права и законные интересы ООО «СибЭнергоТранс 42», предусмотренные ст. 23 ФЗ «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. №35-Ф3 которая указывает, что при государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике обеспечивается достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии, обеспечивающего доступность указанных видов энергии при обеспечении возврата капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов).
Согласно пункту 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании нормативного правового акта в резолютивной части решения суда указывается на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты.
В соответствии с абзацем третьим пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемое постановление РЭК КО не устанавливает права граждан и организаций, а регулирует величину НВВ сетевой организации, которая в свою очередь влияет на определение единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области, признание указанного нормативного акта недействующим в части с момента вступления решения суда в законную силу не будет отвечать интересам защиты прав административного истца, создаст правовую неопределенность при взаиморасчетах сетевых организаций в период с принятия оспариваемого постановления до даты вступления решения суда в законную силу. Следовательно оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия.
В порядке пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию на официальном Интернет-сайте Региональной энергетической комиссии Кемеровской области «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 2 Постановления Пленума ВС РФ
от 27 декабря 2016 N 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложение судом обязанности на орган, принявший оспариваемый акт, принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим, связано с выявленной недостаточной правовой урегулированностью административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
По мнению суда, выявленное нарушение установленного порядка определения тарифов на регулируемый вид деятельности для ООО «СибЭнергоТранс-42» свидетельствует о недостаточной правовой урегулированности данных публичных правоотношений и является основанием для применения указанной нормы процессуального права.
Суд полагает, что основания для удовлетворения требований административного истца в части признания недействующими в части Постановлений от 31 декабря 2017 года №777 и от 30 января 2018 года №11 отсутствуют.
Оспаривая законность пунктов 17 Приложения №1 и 19 Приложения №2 Постановления РЭК КО от 31 декабря 2017 года №777 административный истец указывает о необоснованном установлении регулятором базового уровня подконтрольных расходов в размере 9,171 млн.руб., а также размера НВВ на 2017 год – 23 755,81 млн.руб., 2018 год – 22 240,38 млн.руб., 2019 год – 25 182, 97 млн.руб.
Как следует из материалов дела решением Кемеровского областного суда от 18 мая 2017 года по делу № 3а- 287/2017 (т. 6 л.д. 12-23), оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 26 октября 2016 года, было признано недействующим Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20 декабря 2016 года N 753 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2017 год» в части пункта 19 Приложения N 2, пункта 21 таблицы 1 Приложения № 3, пункта 43 Приложения № 5 в части порядка определения размера среднемесячной заработной платы работников Общества, учтенной при формировании НВВ. Соглашаясь с судом, апелляционная инстанция указала, что согласно пункту 31 Основ ценообразования, при расчете расходов на оплату труда органом регулирования допустимо использование в расчетах экспертных оценок данных общества за 2016 год, дополнительно запрашиваемых в соответствии с пунктом 19 Правил регулирования цен (тарифов).
Как следует из материалов дела в целях тарифного регулирования на 2018 год Общество представило в РЭК данные о результатах его деятельности за 2016 год, экспертами РЭК при установлении тарифа на 2018 год, с учетом решения суда от 18 мая 2017 года, был подвергнут корректировке долгосрочный параметр регулирования – базовый уровень подконтрольных расходов, в связи с расчетом расходов по оплате труда исходя из фактической средней заработной платы работников общества за 2016 год – 30 531,73 тыс.руб., установленной численности работников – 7 и индекса потребительских цен на 2017 год – 5,1%. Фонд оплаты труда, подлежащий включению в состав базового уровня подконтрольных расходов составил 2695,46 тыс.руб. и соответственно сам базовый уровень – 9158,82 тыс.руб. (т. 3 л.д. 20).
Вопрос о внесении изменений в постановление РЭК КО от 31 декабря 2016 года №753 был разрешен на заседании правления 31 декабря 2017 года, что подтверждается выпиской из протокола №75 (пункт 4, т. 2 л.д.189-190).
Согласно таблице, представленной РЭК в письменных возражениях (т. 5 л.д. 107-108) при принятии Постановления РЭК КО № 753 от 31 декабря 2016 года при определении базового уровня подконтрольных расходов в размере 9171,35 тыс.руб. были учтены расходы на оплату труда 2,707, 99 тыс. руб. (32237,97 руб. х 7 человек х 12 месяцев). Определяя размер средней заработной платы исходя из фактической заработной платы по организации за 2016 год в размере 30531,71 руб.чел. (т. 5 л.д. 201-205) регулятор руководствовался вступившим в законную силу судебным актом. Расходы на 2017 год составили 2695,46 тыс.руб. (30531,7 руб. х 5,1% х 7 человек х 12 месяцев).
Соответственно базовый уровень подконтрольных расходов изменился на разницу 2707,99-2695,46=12,53 тыс.руб. Итоговая величина составила 9 158,82 тыс.руб. (9171,35 – 12,53).
Административный истец, указывая на незаконность постановления, ссылается на то, что регулятором неверно применен п. 26 Основ ценообразования, поскольку используя фактические данные по оплате труда за 2016 год регулятор также должен был применить и данные о фактической численности работников – 10,4 человека, вместе с тем штатная численность была определена – 7 человек.
Позицию административного истца в данной части суд полагает необоснованной, разрешение вопроса о штатной численности сетевой организации с целью определения долгосрочных параметров регулирования ранее являлось предметом судебного разбирательства при оспаривании постановления РЭК от 31 декабря 2016 года № 753, примененная регулятором методика определения штатной численности работников и итоговая величина в количестве 7 человек была признана обоснованной, апелляционная инстанция с мнением суда в указанной части согласилась, что отражено в Апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 26 октября 2016 года №81-АПГ17-15 (т. 6 л.д. 24-32). Повторное разрешение указанного вопроса в рамках настоящего дела недопустимо. Размер НВВ был обоснованно скорректирован с учетом изменения базового уровня подконтрольных расходов.
Пунктом 1.1 Постановления РЭК КО №11 от 30 января 2018 года в целях устранения технических ошибок были внесены изменения в постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2016 N 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области» (в редакции постановлений региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 января 2017 N 10, от 31 декабря 2017 N 777), так в строке 17, столбца 4 таблицы 1 приложения N 1 цифры «9,171» были заменены цифрами «9,159 <**>». После таблицы 1 приложение N 1 было дополнено предложением следующего содержания: «<**> Решение Кемеровского областного суда по делу N 3а-287/2017 от 18 мая 2017.» (т. 5 л.д. 228-240).
Согласно пояснительной записке к проекту указанного выше постановления РЭК его принятие обусловлено допущенными неточностями в ранее принятом постановлении.
Согласно выписке из протокола №4 заседания правления РЭК КО от 30 января 2018 года необходимость принятия постановления №11 была обусловлена неточностями в ранее принятых постановлениях, в том числе исполнением решения Кемеровского областного суда по делу № 3а-287/2017 от 18 мая 2017 года. Вследствие чего был также скорректирован долгосрочный параметр регулирования в отношении ООО «СибЭнергоТранс-42» - базовый уровень подконтрольных расходов установлен в размере 9,159, вместо 9,171 (т. 5 л.д. 241-253). В ходе обсуждения данного вопроса членами правления РЭК было установлено, что устранение технических ошибок не требует дополнительного экспертного исследования, как и детального рассмотрения состава НВВ.
Суд полагает, что принятие постановления носило технических характер, данные внесенные в изменяемые правовые акты были определены при установлении тарифа на 2018 год в целях исполнения вступившего в законную силу судебного акта, оснований полагать, что оно не соответствует требованиям закона, не имеется.
Заявленные требования в части оспаривания постановлений РЭК КО № 777 и №11 удовлетворению не подлежат, поскольку не установлено их несоответствие нормативно-правовым актам, имеющим высшую юридическую силу, а также нарушения прав административного истца.
Руководствуясь ст. 175-179, 215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «СибЭнергоТранс-42» удовлетворить частично.
Признать недействующим Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2017 года № 778 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2018 год» в части пункта 19 таблицы 2 Приложения №1, пунктов 37, 42, 43, 44, 45 Приложения №3, со дня его принятия.
Обязать Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области принять новый заменяющий нормативный правовой акт в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд.
В окончательной форме решение принято 03 мая 2018 года.
Председательствующий: Пушкарева Н.В.