дело №3а-270/2021
52OS0000-01-2021-000141-33
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Нижний Новгород 16 июня 2021 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Беловой А.В.
при секретаре судебного заседания Мурзаевой К.А.,
с участием: прокурора отдела прокуратуры Четайкина А.В., ФИО1
представителя административных истцов ФИО2, представителя Правительства Нижегородской области ФИО3, представителя Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям общества с ограниченной ответственностью «Инвестком» и общества с ограниченной ответственностью «Экопроект» о признании недействующими в части отдельных положений Методики расчета арендной платы за земельные участки, расположенные на территории городского округа города Нижний Новгород, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 4 мая 2016 года №247,
У С Т А Н О В И Л :
постановлением Правительства Нижегородской области от 4 мая 2016 года №247 утверждена Методика расчета арендной платы за земельные участки, расположенные на территории городского округа города Нижний Новгород, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена (далее также постановление Правительства Нижегородской области от 4 мая 2016 года № 247, Методика расчета арендной платы за земельные участки).
Постановление Правительства Нижегородской области от 4 мая 2016 года № 247 опубликовано 5 мая 2016 года на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, а также в газете «Нижегородские новости» от 31 мая 2016 года №62 (5778) и вступило в силу с 1 июня 2016 года (пункт 6).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 30 ноября 2016 года № 814 (опубликовано 2 декабря 2016 года на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru), Постановлением Правительства Нижегородской области от 11 августа 2017 года № 600 (опубликовано 16 августа 2017 года на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru), Постановлением Правительства Нижегородской области от 28 ноября 2017 года № 836 (опубликовано 30 ноября 2017 года на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru), Постановлением Правительства Нижегородской области от 16 марта 2018 года № 167 (опубликовано 16 марта 2018 года на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, в газете «Нижегородские новости», № 30(5977), 13 апреля 2018 года), Постановлением Правительства Нижегородской области от 14 ноября 2018 года № 759 (опубликовано 16 марта 2018 года на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, в газете «Нижегородские новости», № 3(6054), 11 января 2019 года), Постановлением Правительства Нижегородской области от 29 ноября 2018 года № 818 (опубликовано 4 декабря 2018 года на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, в газете «Нижегородские новости», № 4(6055), 15 января 2019 года), Постановлением Правительства Нижегородской области от 14 июня 2019 года № 364 (опубликовано 18 июня 2019 года на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, в газете «Нижегородские новости», № 58(6109), 26 июля 2019 года), Постановлением Правительства Нижегородской области от 25 октября 2019 года № 784 (опубликовано 29 октября 2019 года на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, в газете «Нижегородские новости», № 100(6151), 20 декабря 2019 года), Постановлением Правительства Нижегородской области от 11 ноября 2019 года № 832 (опубликовано 12 ноября 2020 года на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, в газете «Нижегородские новости», № 13(6166), 14 февраля 2019 года), Постановлением Правительства Нижегородской области от 10 января 2020 года № 19 (опубликовано 13 января 2020 года на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, в газете «Нижегородские новости», № 17(6170), 28 февраля 2020 года), Постановлением Правительства Нижегородской области от 09 апреля 2020 года № 281 (опубликовано 10 апреля 2020 года на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, в газете «Нижегородские новости», № 38(6191), 15 мая 2020 года), Постановлением Правительства Нижегородской области от 6 июля 2020 года № 554 (опубликовано 7 июля 2020 года на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, в газете «Нижегородские новости», № 66(6219), 21 августа 2020 года), Постановлением Правительства Нижегородской области от 25 августа 2020 года № 722 (опубликовано 27 августа 2020 года на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, в газете «Нижегородские новости», № 72(6225), 11 сентября 2020 года), Постановлением Правительства Нижегородской области от 22 ноября 2020 года № 952 (опубликовано 23 ноября 2020 года на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, в газете «Нижегородские новости», № 2(6258), 15 января 2021 года), Постановлением Правительства Нижегородской области от 30 декабря 2020 года № 1123 (опубликовано 30 декабря 2020 года на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru), Постановлением Правительства Нижегородской области от 17 мая 2021 года № 372 (опубликовано 18 мая 2021 года на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru) в постановление Правительства Нижегородской области от 4 мая 2016 года № 247 внесены изменения.
Пунктом 4 Методики расчета арендной платы за земельные участки установлено, что размер арендной платы в случае, указанном в подпункте «б» пункта 2 настоящей Методики, рассчитывается по формуле: А = КСЗ x Кври x Ки, где: А - годовой размер арендной платы, руб.; КСЗ - кадастровая стоимость земельного участка, руб.; Кври - коэффициент вида разрешенного использования земельных участков; Ки - коэффициент индексации.
Значение коэффициента индексации ежегодно устанавливается Правительством Нижегородской области в размере не менее индекса потребительских цен в сфере торговли и услуг населению в Нижегородской области на следующий год, определенного прогнозом социально-экономического развития Нижегородской области, одобренным Правительством Нижегородской области (далее также среднегодовой индекс потребительских цен).
Пунктом 5 Методики расчета арендной платы за земельные участки установлено, что размер арендной платы определяется на год и ежегодно индексируется на прогнозируемый среднегодовой индекс потребительских цен, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 6?, 8, 10 настоящей Методики.
Арендная плата подлежит перерасчету: в случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости - с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку; в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ); с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестком» (далее также ООО «Инвестком») обратилось в Нижегородский областной суд с административными исковыми заявлениями о признании недействующими в части отдельных положений постановления Правительства Нижегородской области об утверждении Методики расчета арендной платы за земельные участки, расположенные на территории городского округа город Нижний Новгород, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена. По административному исковому заявлению возбуждено административное дело № 3а-270/2021.
С аналогичным административным иском в суд обратилось общество с ограниченной ответственностью «Экопроект» (далее также ООО «Экопроект»). По административному исковому заявлению возбуждено административное дело № 3а-341/2021.
Определением судьи Нижегородского областного суда от 14 мая 2021 года административное дело № 3а-341/2021 объединено с административным делом № 3а-270/2021. Объединенному административному делу присвоен номер № 3а-270/2021.
В обоснование заявленных требований административный истец ООО «Инвестком» указало, что между ООО «Инвестком» и Администрацией города Нижнего Новгорода 30 апреля 2019 года заключен договор № 17852/06 аренды земельного участка площадью 2221 кв.м. с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес] Участок находится в муниципальной собственности.
Постановлением Администрации города Нижнего Новгород от 4 февраля 2016 года № 270 «О порядке определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ город Нижний Новгород» утвержден Порядок определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ город Нижний Новгород.
Согласно абзаца 2 пункта 2 указанного Порядка при определении арендной платы за использование земельных участков по договорам, заключенным с 1 сентября 2016 года, применяется Методика расчета арендной платы за земельные участки, расположенные на территории городского округа город Нижний Новгород, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена, утвержденная Постановлением Правительства Нижегородской области от 4 мая 2016 года №247.
В обоснование заявленных требований административный истец ООО «Экопроект» указало, что между ООО «Экопроект» и Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области 6 февраля 2019 года заключен договор № 18-5810 с*о аренды земельного участка площадью 2598 кв.м. с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес] Участок находится в неразграниченной государственной собственности.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Такой порядок установлен Методикой расчета арендной платы за земельные участки, расположенные на территории городского округа город Нижний Новгород, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена, утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от 4 мая 2016 года № 247.
Согласно пункту 4 указанной Методики размер арендной платы в случае, указанном в подпункте «б» пункта 2 настоящей Методики, рассчитывается по формуле: А = КСЗ х Кври х Ки, где А – годовой размер арендной платы (руб.), КСЗ – кадастровая стоимость земельного участка (руб.), Кври – коэффициент вида разрешенного использования земельных участков, Ки – коэффициент индексации, который ежегодно устанавливается Правительством Нижегородской области в размере не менее индекса потребительских цен в сфере торговли и услуг населению в Нижегородской области на следующий год, определенного прогнозом социально-экономического развития Нижегородской области, одобренным Правительством Нижегородской области. Индекс потребительских цен используется в качестве одного из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране.
Согласно пункта 5 указанной Методики размер арендной платы определяется на год и ежегодно индексируется на прогнозируемый среднегодовой индекс потребительских цен, за исключением случаев, предусмотренных пунктах 8, 10 настоящей методики.
В адрес ООО «Инвестком» администрацией города Нижнего Новгорода было направлено уведомление от 20 января 2020 года № исх.-03-02-15652/20 «О ставках арендной платы в 2020 года», в котором указывалось о применении при расчете арендной платы, в том числе коэффициента индексации, равного 1,33. Согласно Уведомления от 14 декабря 2020 года № исх.-03-02571235/20 «О ставках арендной платы в 2021 года» корректирующий коэффициент указан – 1,38.
В адрес ООО «Экопроект» Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области было направлено уведомление от 21 ноября 2019 года № исх.-326-348579/19 «О ставках арендной платы за землю в 2020 года», в котором указывалось о применении при расчете арендной платы, в том числе коэффициента индексации, равного 1,33. Согласно Уведомления от 15 декабря 2020 года № исх.-326-573810/20 «О ставках арендной платы за землю в 2021 года» коэффициента индексации указан – 1,38.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21 октября 2020 года №326-13566703/2020 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года, которые в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» начинают действовать с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2021 года.
Сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер] внесены в ЕГРН 4 февраля 2021 года и она равна 9373375,14 рублей; земельного участка с кадастровым номером [номер] – 18720720,36 рублей.
Поскольку Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21 октября 2020 года №326-13566703/2020 утверждена кадастровая стоимость земельных участков, которая применяется с 1 января 2021 года, и эта стоимость отвечала текущему экономическому моменту в 2020 году, то применение при расчете арендной платы за 2021 год за земельный участок, кадастровая стоимость которого определена на основании результатов указанной кадастровой оценки, коэффициента индексации за 2020 год, по мнению административных истцов, не будет отвечать целям индексации и Основным принципам определения арендной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582.
С учетом принятых к производству суда заявлений в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные истцы ООО «Инвестком» и ООО «Экопроект» просили суд признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункты 4 и 5 Методики расчета арендной платы за земельные участки, расположенные на территории городского округа города Нижний Новгород, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 4 мая 2016 года №247, в той мере, в которой указанная норма позволяет применять коэффициент индексации (Ки) с учетом ежегодной индексации на среднегодовой индекс потребительских цен, указанные в пунктах 4 и 5 Методики, отражающие уровень инфляции, без учета даты определения и даты начала применения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из которой определяется размер платы.
Правительство Нижегородской области в письменных возражениях на административное исковое заявление ООО «Инвестком» и на административное исковое заявление ООО «Экопроект» указывало, что оспариваемое в части постановление принято Правительством Нижегородской области в пределах предоставленных полномочий с соблюдением порядка его принятия. Само по себе изменение размера арендной платы на уровень инфляции не противоречит нормам федерального законодательства, поскольку призвано приводить размер арендной платы в соответствии с текущим уровнем инфляции и системой цен, то есть направлено на сохранение реальной арендной платы на прежнем уровне. При этом обращают внимание суда на то, что административными истцами не представлено доказательств, что пункты 4 и 5 Методики нарушают, либо затрагивают их права, свободы и законные интересы (т. 1 л.д. 178-180, т. 2 л.д. 117-122).
Администрация города Нижнего Новгорода представила в суд письменный отзыв, согласно которого указывалось, что административный иск ООО «Инвестком» не подлежит удовлетворению, поскольку признание указанных пунктов недействующими повлечет за собой существенное уменьшение размера взыскиваемых арендных платежей, за счет которых пополняется местный бюджет, чем нарушатся экономический интерес администрации города, как органа местного самоуправления (т. 1 л.д. 189-190).
Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области направило в суд письменный отзыв на административное исковое заявление ООО «Экопроект», в соответствии с которым указывали, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, поскольку оспариваемые пункты 4 и 5 Методики полностью соответствуют положениям пункта 11 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 (т. 2 л.д. 108-111).
Представитель административных истцов ФИО2 в судебном заседании просила заявленные требования удовлетворить по доводам, изложенным в административных исках с учетом уточнений. Предоставила решение ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» № УРС-52/2021/000170 от 16 марта 2021 года об установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на 17 февраля 2021 года в размере 11917000 рублей, указав при этом, что соответствующие сведения в ЕГРН внесены 24 марта 2021 года.
Представитель Правительства Нижегородской области ФИО3 в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных административными истцами требований отказать, поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области ФИО4 в судебном заседании поддержала позицию Правительства Нижегородской области, в удовлетворении заявленных требований просила отказать.
Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить административное исковое заявление, обсудив доводы административных исковых заявлений и возражений на них, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
По настоящему административному делу оспариваются в части положения Методики расчета арендной платы за земельные участки, расположенные на территории городского округа город Нижний Новгород, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 4 мая 2016 года № 247.
Из договора аренды земельного участка от 30 апреля 2019 года № 17852/06, заключенного между ООО «Инвестком» и Администрацией города Нижнего Новгорода, и из договора аренды земельного участка от 6 февраля 2019 года № 18-5810 с*о, заключенного между ООО «Экопроект» и Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области, усматривается, что административными истцами уплачивается арендная плата в соответствии с Методикой расчета арендной платы за земельные участки, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 4 мая 2016 года №247, с применением оспариваемого коэффициента.
Таким образом, при установленных обстоятельствах, учитывая, что рассматриваемый нормативный правовой акт применяется в отношении административных истцов, исходя из оспариваемых положений им начисляется арендная плата за пользование земельными участками, суд полагает, что ООО «Инвестком» и ООО «Экопроект» вправе обратиться в суд с настоящими административными исками.
Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно преамбуле постановления Правительства Нижегородской области от 4 мая 2016 года № 247 «Об утверждении Методики расчета арендной платы за земельные участки, расположенные на территории городского округа город Нижний Новгород, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена» данное постановление принято в целях упорядочения взимания арендной платы за земельные участки, расположенные на территории городского округа город Нижний Новгород, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена.
Постановление Правительства Нижегородской области от 4 мая 2016 года № 247 является нормативным правовым актом, принятым органом государственной власти Нижегородской области, в связи с чем административное дело по административным исковым заявлениям об оспаривании положений указанного постановления Правительства Нижегородской области подсудно Нижегородскому областному суду (пункт 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с пунктами «в», «к» части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки отнесено к компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
На территории Нижегородской области в соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона Нижегородской области от 13 декабря 2005 года № 192-З «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области» полномочия по установлению указанного порядка отнесены к компетенции Правительства Нижегородской области.
В соответствии со статьей 51 Устава Нижегородской области Правительство Нижегородской области в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения. Акты Правительства, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства.
Согласно статьи 32 Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З «О Правительстве Нижегородской области» оспариваемый акт, а также акты, вносящие в него изменения, были опубликованы в газете «Нижегородские новости» и размещены на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Таким образом, оспариваемое в части постановление Правительства Нижегородской области от 4 мая 2016 года № 247 принято Правительством Нижегородской области в пределах предоставленных полномочий с соблюдением порядка их принятия, что не оспаривается административными истцами.
Соблюдение процедуры принятия нормативного правового акта и полномочия административного ответчика по его изданию ранее были предметом проверки Нижегородского областного суда, о чем имеются вступившие в законную силу решения от 10 февраля 2020 года по делу № 3а-155/2020, от 23 января 2020 года по делу № 3а-71/2020.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ООО «Инвестком» и Администрацией города Нижнего Новгорода 30 апреля 2019 года заключен договор № 17852/06 аренды земельного участка площадью 2221 кв.м. с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес]. Участок находится в муниципальной собственности.
Постановлением Администрации города Нижнего Новгород от 4 февраля 2016 года № 270 «О порядке определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ город Нижний Новгород» утвержден Порядок определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ город Нижний Новгород.
Согласно абзаца 2 пункта 2 указанного Порядка при определении арендной платы за использование земельных участков по договорам, заключенным с 1 сентября 2016 года, применяется Методика расчета арендной платы за земельные участки, расположенные на территории городского округа город Нижний Новгород, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена, утвержденная Постановлением Правительства Нижегородской области от 4 мая 2016 года №247.
Между ООО «Экопроект» и Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области 6 февраля 2019 года заключен договор № 18-5810 с*о аренды земельного участка площадью 2598 кв.м. с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес]. Участок находится в неразграниченной государственной собственности.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Такой порядок установлен Методикой расчета арендной платы за земельные участки, расположенные на территории городского округа город Нижний Новгород, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена, утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от 4 мая 2016 года №247.
Согласно пункту 4 указанной Методики размер арендной платы в случае, указанном в подпункте «б» пункта 2 настоящей Методики, рассчитывается по формуле: А = КСЗ х Кври х Ки, где А – годовой размер арендной платы (руб.), КСЗ – кадастровая стоимость земельного участка (руб.), Кври – коэффициент вида разрешенного использования земельных участков, Ки – коэффициент индексации, который ежегодно устанавливается Правительством Нижегородской области в размере не менее индекса потребительских цен в сфере торговли и услуг населению в Нижегородской области на следующий год, определенного прогнозом социально-экономического развития Нижегородской области, одобренным Правительством Нижегородской области. Индекс потребительских цен используется в качестве одного из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране.
Пунктом 5 Методики расчета арендной платы за земельные участки установлено, что размер арендной платы определяется на год и ежегодно индексируется на прогнозируемый среднегодовой индекс потребительских цен, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 6?, 8, 10 настоящей Методики.
При этом арендная плата подлежит перерасчету: в случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости - с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку; в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ; с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Рассматривая заявленные административными истцами требования, суд полагает их подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке (статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок разрешения споров об оспаривании кадастровой стоимости регламентирован главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ и Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее также – Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ).
При осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей (статья 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ).
В соответствии с частью 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ установлен порядок внесения результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости. Предусмотрено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, установленных настоящей статьей. Кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие: исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, послужившего основанием для такого изменения; внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения; установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. В случае наличия нескольких применяемых в один момент времени кадастровых стоимостей, определенных на одну дату, применяется наименьшая из таких стоимостей.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года №269-ФЗ Постановлением Правительства Нижегородской области от 8 октября 2020 года № 837 «Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости» установлено, что применение на территории Нижегородской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости осуществляется с 1 января 2021 года.
Таким образом, с 1 января 2021 года на основании пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ в субъекте Российской Федерации - Нижегородской области применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, и не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21 октября 2020 года №326-13566703/2020 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года, которые в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ начинают действовать с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2021 года.
Статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ предусмотрен порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, согласно которому кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц; заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета; решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства; одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Из системного толкования приведенных законоположений следует, что кадастровая стоимость земельных участков, определенная по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. По заявлению заинтересованного лица результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть пересмотрены, основанием для чего может являться недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости по состоянию на определенную дату. Такой датой может являться: дата установления кадастровой стоимости в порядке массовой государственной кадастровой оценки (статья 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»); дата осуществления государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (статья 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»); дата, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости (статья 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ).
Судом при рассмотрении дела установлено, что Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21 октября 2020 года №326-13566703/2020 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер] в размере 9373375,14 рублей, сведения внесены в ЕГРН 4 февраля 2021 года; земельного участка с кадастровым номером [номер] – 18720720,36 рублей.
В судебном заседании также установлено, что решением ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» № УРС-52/2021/000170 от 16 марта 2021 года установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на 17 февраля 2021 года в размере 11917000 рублей, соответствующие сведения в ЕГРН внесены 24 марта 2021 года.
20 января 2020 года № исх.-03-02-15652/20 в адрес ООО «Инвестком» администрацией города Нижнего Новгорода было направлено уведомление «О ставках арендной платы в 2020 года», в котором указывалось о применении с 1 января 2020 года при расчете арендной платы, в том числе коэффициента индексации, равного 1,33.
14 декабря 2020 года № исх.-03-02571235/20 в адрес ООО «Инвестком» администрацией города Нижнего Новгорода направлено уведомление «О ставках арендной платы в 2021 года», в котором был указан корректирующий коэффициент – 1,38, применяемый с 1 января 2021 года.
21 ноября 2019 года № исх.-326-348579/19 в адрес ООО «Экопроект» Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области было направлено уведомление «О ставках арендной платы за землю в 2020 года», в котором указывалось о применении с 1 января 2020 года при расчете арендной платы, в том числе коэффициента индексации, равного 1,33.
15 декабря 2020 года № исх.-326-573810/20 в адрес ООО «Экопроект» Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области было направлено уведомление «О ставках арендной платы за землю в 2021 года» с указанием коэффициента индексации равного 1,38, применяемого с 1 января 2021 года.
Пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
Указанным нормативным правовым актом предусмотрено, что размер арендной платы определяется, в том числе исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Также одним из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации, является принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Приказом Минэкономразвития России от 29 декабря 2017 года № 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 (далее также Методические рекомендации), которыми предусмотрено, что реализация принципа предсказуемости расчета арендной платы возможна посредством включения в порядок определения размера арендной платы положений, раскрывающих непосредственно механизм расчета такой платы, например, в виде методики или формулы (пункт 9); порядок определения размера арендной платы может основываться на ставках арендной платы, а также на повышающих или понижающих коэффициентах, применяемых в случаях, предусмотренных порядком определения арендной платы (пункт 10); рекомендуется исключить случаи применения поправочных коэффициентов, например коэффициента инфляции, в год изменения кадастровой стоимости арендуемого земельного участка (пункт 11).
Соблюдением указанных принципов является достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Из содержания оспариваемых административными истцами положений пунктов 4 и 5 Методики расчета арендной платы за земельные участки следует, что в них приведена формула определения размера арендной платы и непосредственно механизм расчета такой платы.
Суд полагает, что само по себе применение коэффициента индексации (Ки), значение которого ежегодно устанавливается Правительством Нижегородской области в размере не менее индекса потребительских цен в сфере торговли и услуг населению в Нижегородской области на следующий год, определенного прогнозом социально-экономического развития Нижегородской области, одобренным Правительством Нижегородской области (на 2019 год значение коэффициента индексации (Ки) – 1,28 (Постановление Правительства Нижегородской области от 14 ноября 2018 года № 759); на 2020 год значение коэффициента индексации (Ки) – 1,33 (Постановление Правительства Нижегородской области от 11 ноября 2019 года № 832); на 2021 год значение коэффициента индексации (Ки) – 1,38 (Постановление Правительства Нижегородской области от 22 ноября 2020 года № 952), при расчете арендной платы за земельные участки федеральному законодательству не противоречит, поскольку представляет собой объективно необходимый элемент для определения размера арендной платы с учетом принципов экономической обоснованности и предсказуемости расчета размера арендной платы и позволяет скорректировать ее размер исходя из инфляционных процессов и изменения уровня потребительских цен, включая цены на рынке объектов недвижимости.
Вместе с тем, предусмотренный пунктами 4 и 5 постановления Правительства Нижегородской области от 4 мая 2016 года № 247 порядок расчета размера платы за земельные участки не учитывает дату определения и дату начала применения кадастровой стоимости земельных участков, исходя из которой определяется размер данной платы.
В соответствии с указанным порядком коэффициент индексации (Ки) подлежит применению в любом случае, вне зависимости от даты определения кадастровой стоимости и даты начала применения результатов определения (пересмотра) кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в то время как применение этого коэффициента за год, по состоянию на который установлена кадастровая стоимость земельного участка, целям индексации отвечать не будет.
При таких обстоятельствах пункты 4 и 5 постановления Правительства Нижегородской области от 4 мая 2016 года № 247 в части, в той мере, в которой указанные нормы позволяют применять коэффициент индексации (Ки), индексацию без учета даты определения и даты начала применения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из которой определяется размер платы за земельные участки, соответствующим приведенным положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, признан быть не может и в вышеназванных частях подлежат признанию недействующими.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Поскольку оспариваемые нормы применялись, суд полагает возможным признать их недействующими с момента вступления в законную силу решения суда.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивную часть решения подлежит включению указание на то, что сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению Правительством Нижегородской области на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и в печатном издании «Нижегородские новости».
Руководствуясь статьями 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административные исковые заявления общества с ограниченной ответственностью «Инвестком» и общества с ограниченной ответственностью «Экопроект» - удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункты 4 и 5 Методики расчета арендной платы за земельные участки, расположенные на территории городского округа города Нижний Новгород, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 4 мая 2016 года №247 (в редакции постановлений Правительства Нижегородской области от 30 ноября 2016 года № 814, от 11 августа 2017 года № 600, от 28 ноября 2017 года № 836, от 16 марта 2018 года № 167, от 14 ноября 2018 года № 759, от 29 ноября 2018 года № 818, от 14 июня 2019 года № 364, от 25 октября 2019 года № 784, от 11 ноября 2019 года № 832, от 10 января 2020 года № 19, от 9 апреля 2020 года № 281, от 6 июля 2020 года № 554, от 25 августа 2020 года № 722, от 22 ноября 2020 года № 952, от 30 декабря 2020 года № 1123, от 17 мая 2021 года № 372), в той мере, в которой указанные нормы позволяют применять коэффициент индексации (Ки), индексацию без учета даты определения и даты начала применения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из которой определяется размер платы.
Сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению Правительством Нижегородской области на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и в печатном издании «Нижегородские новости».
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Решение в окончательной форме принято 28 июня 2021 года.
Судья А.В. Белова