ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-270/2023 от 14.09.2023 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело №3а-270/2023 <...>

УИД - 78OS0000-01-2023-001135-22

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

14 сентября 2023 года Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский городской суд в составе:

председательствующего судьи Чистяковой Т.С.

при секретаре Ивановой С.С.

с участием прокурора Соловьевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Завод имени А.А. Кулакова» о признании недействующими со дня принятия пункта 2595 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 № 141-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год», пункта 3214 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2022 № 158-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год»,

УСТАНОВИЛ:

Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга 24 декабря 2021 года издан приказ № 141-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее – Перечень 2022), размещенный на сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 28 декабря 2021 года.

Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга 23 декабря 2022 года издан приказ № 158-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее – Перечень 2023), размещенный на сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 27 декабря 2022 года.

В пункт 2595 Перечня 2022 и пункт 3214 Перечня 2023 включено помещение 1-Н с кадастровым номером 78:07:0003042:3570, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, дом 15, лит.А (далее –Помещение).

Административный истец Акционерное общество «Завод имени А.А. Кулакова» (далее АО «Завод им. А.А. Кулдакова) обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, где просило признать пункт 2595 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 года №141-п и пункт 3214 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2022 года № 158-п, поскольку указанный в данных пунктах объект недвижимого имущества не относится к объектам недвижимого имущества, приведенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2002 года № 684-96 «О налоге на имущество организаций», в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Объект недвижимости расположен на земельном участке с видом разрешенного использования «для размещения промышленных объектов», АО «Завод им. А.А. Кулакова» входит в перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года №126-р, является стратегическим предприятием, входящим в состав предприятий оборонно-промышленного комплекса, и участвует в выполнении гособоронзаказа. На всей территории АО «Завод им. А.А. Кулакова» действует положение о внутриобъектовом режиме, согласно которому допуск посторонних лиц на территорию запрещен, проход осуществляется через пост специализированной охраны исключительно сотрудниками АО «Завод им. А.А. Кулакова» по индивидуальным пропускам. Помещение 1-Н с кадастровым номером 78:07:0003042:3570, представляет собой административный корпус Общества и используется для размещения кабинетов сотрудников и руководства. Также сотрудниками административного ответчика в 2023 году было проведено обследования с целью установления фактического использования Помещения, по результатам которого Помещение было признано не подлежащим включению в Перечень на 2024 году, как несоответствующее критериям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Определением суда, внесенным в протокол судебного заседания от 14 сентября 2023 года, в соответствии с частью 2 статьи 139 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом полной явки и согласия лиц, участвующих в деле, суд, признал административное дело подготовленным и завершил предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание для судебного разбирательства данного дела по существу.

Представитель административного истца по доверенности ФИО., в судебное заседание явилась. Административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО в судебное заседание явилась, возражала против заявленных административных исковых требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, где указал, что согласно сведениям Росреестра Здание, в котором расположено Помещение, принадлежащее административному истцу, имело наименование «административное (учрежденческое) здание», и поскольку наименование Здания предусматривает его использование в качестве административно-делового центра, то Помещение в нем было включено в Перечень 2022, Перечень 2023, при этом вид фактического использования Здания не имеет значение, в связи с чем, обследование Объекта с этой целью не проводилось.

Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как следует из пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В силу пункта 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

На территории Санкт-Петербурга налог на имущество организаций введен Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 г. N 684-96 "О налоге на имущество организаций", согласно пункту 1 статьи 1.1 которого налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных в пункте 2 данной статьи, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Абзацем вторым пункта 2 этой же статьи установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019-2023 годах определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 указанной статьи, и нежилых помещений, указанных в подпункте 2 пункта 1 той же статьи, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1 000 кв. м.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Осуществление указанных полномочий на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов было возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года № 207.

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержден оспариваемым приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 года №141-п, который официально опубликован на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 28 декабря 2021 года.

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год, утвержден оспариваемым приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2022 года №158-п, который официально опубликован на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 27 декабря 2022 года.

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом и опубликованы в установленном порядке.

Федеральный законодатель предусмотрел, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как торговые центры (комплексы) и помещения в них.

По смыслу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 названного пункта);

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

По смыслу приведенных предписаний федерального законодательства в Перечень на 2023 год подлежали включению такие административно-деловые центры, которые отвечали хотя бы одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.

АО «Завод им. А.А. Кулакова» включено в Перечень стратегических организаций, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 N 1226-р. Включено в Корпорацию «Тактическое Ракетное Вооружение» и выполняет Государственные оборонные заказы.

Судом установлено, что АО «Завод им. А.А. Кулакова» является собственником Помещения 1-Н с кадастровым номером 78:07:0003042:3570, площадью 1349,7 кв.м., расположенного в Здании с кадастровым номером 78:07:0003042:3027, по адресу: Санкт-Петербург, пр. Добролюбова дом 15, литера А.

Здание с кадастровым номером 78:07:0003042:3027, в состав которого входит Помещение административного истца, имеет наименование «административное (учрежденческое)» и расположено на земельном участке с кадастровым номером 78:07:0003042:9 с видом разрешенного использования «для размещения промышленных объектов».

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка не позволяет с достаточной очевидностью отнести расположенные на этом земельном участке объекты недвижимости к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, и не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости назначение и наименование Помещения 1-Н с кадастровым номером 78:07:0003042:3570 «нежилое» (л.д. 19-22).

Сведений о наименовании помещений, их назначении и виде разрешенного использования в Едином государственном реестре недвижимости не содержится.

Из учетной технической документации, а именно из технического паспорта усматривается, что вид использования Помещения – «конторское». Из экспликации помещений следует, что в состав Помещения входят части с назначением «коридор», «теплоцентр», «кладовая», «раздевалка», «лестница», «туалет», «склад», «фотолаборатория», «душевая», «кабинет», «умывальная», «шкаф», «мастерская», «электрощитовая», «приемная», «комната отдыха», (л.д. 12-14).

В данном случае из имеющейся в технической документации не следует, что не менее 20 процентов общей площади спорного Помещения предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры. При этом, наименование помещений «кабинет» не равно по значению с термином «офис».

Доводы административного ответчика о том, что спорное Помещение обоснованно включено в оспариваемые Перечень 2022, Перечень 2023 исходя из их наименования Здания в котором оно располагается как «административное здание (учрежденческое)», не могут быть приняты судом во внимание, поскольку само по себе наименование Здания без оценки иных фактических обстоятельств по делу не свидетельствует о правомерности его отнесения к объектам, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку наименование здания не предусмотрено в качестве условия признания здания и помещений в нем административно-деловым или торговым центром, правовое значение для признания объекта недвижимости административно-деловым или торговым центром имеет исключительно назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании.

В совокупности с видом разрешенного использования земельного участка, на котором находится спорный объект недвижимости, спорный объект не подходит под критерии, предусмотренные положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Административный ответчик не оспаривал того, что мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости (помещения) на момент их включения в Перечень 2022, Перечень 2023, не проводились, доказательств, опровергающих доводы административного иска об использовании Помещения для ведения производственной деятельности в соответствии с Уставом в рассматриваемый период в нарушение требований части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком суду не представлено.

Более того, из акта обследования Помещения 1-Н от 14 апреля 2023 года №07-11-4964/2023 для определения вида фактического использования следует, что по результатам такого обследования было установлено, что Помещение 1-Н используется полностью под размещение кабинетов сотрудников АО «Завод им. А.А. Кулакова» и не подлежит включению в проект Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2024 год, что также подтверждает объяснения административного истца о фактическом использовании Помещения.

Таким образом, принимая во внимание, что административным ответчиком не представлены допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие, что Здание, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, обладало признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, оспариваемые положения подлежат признанию недействующими, а административный иск – подлежащим удовлетворению.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемых нормативных правовых актов с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать нормативные правовые акты недействующими в части со дня принятия.

В силу положений части 2 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Размеры государственной пошлины, уплачиваемой по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, установлены в статье 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

При подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов государственная пошлина организацией уплачивается в размере 4 500 рублей (абзац третий подпункта 6 пункта 1 названной статьи).

Из анализа приведенной правовой нормы следует, что при подаче административного иска об оспаривании нормативного правового акта на размер государственной пошлины не влияет то обстоятельство, оспаривается ли данный акт полностью или частично.

Вместе с тем, ее размер зависит от того, содержит ли административный иск требование об оспаривании одного нормативного правового акта либо в нем объединено несколько самостоятельных, в том числе взаимосвязанных, требований об оспаривании различных нормативных правовых актов.

При этом во втором случае государственная пошлина подлежит уплате за каждое требование, то есть ее размер рассчитывается исходя из количества оспариваемых административным истцом нормативных правовых актов.

Из материалов дела следует, что административным истцом в рамках настоящего дела заявлено два самостоятельных требования о признании частично недействующими двух различных нормативных правовых актов, а именно приказов № 158-п, № 141-п.

При подаче настоящего административного искового заявления административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 9 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями № 2346 от 12 июля 2023 года, №2784 от 11 августа 2023 года.

С учетом изложенного и на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 6 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 9 000 рублей.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Акционерного общества «Завод имени А.А. Кулакова» - удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 2595 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 № 141-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год».

Признать недействующим со дня принятия пункт 3214 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2022 № 158-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год».

Взыскать с Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в пользу Акционерного общества «Завод имени А.А. Кулакова» расходы по уплате государственной пошлины в размере 9 000 (девять тысяч) рублей.

Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья Т.С. Чистякова

<...>