ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-271/19 от 19.08.2020 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

Дело № 3а-56/2020 (№3а-271/2019)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Владикавказ 19 августа 2020 года

Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:

судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания

Моргоева Э.Т.,

при секретаре Сиукаевой О.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Правительству Республики Северная Осетия-Алания, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания, с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Администрации местного самоуправления Моздокского района РСО-Алания об установлении кадастровой стоимости земельных участков,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Северная Осетия – Алания с административным исковым заявлением к Правительству Республики Северная Осетия-Алания, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания, с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованных лиц АМС Моздокского района РСО-Алания об установлении кадастровой стоимости земельных участков:

с КН ..., общей площадью ... кв.м., расположенного: ..., равной его рыночной стоимости в размере – ... рублей, по состоянию на ...10 года;

с КН ..., общей площадью ... кв.м., расположенного: ... равной его рыночной стоимости в размере – ... рублей, по состоянию на ... года.

В обоснование иска указал, что на основании постановления Главы Администрации местного самоуправления Моздокского района РСО-Алания №..., долгосрочного Договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения №... года ему принадлежит право аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для сельскохозяйственного производства с кадастровыми номерами:

... общей площадью ... кв.м., местоположение: ...

..., общей площадью ... кв.м., местоположение: ...

,

Арендная плата за пользование земельными участками в соответствии с условиями перечисленных правоустанавливающих документов, исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, установленной на основании Постановления Правительства РСО-Алания №... года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Северная Осетия-Алания» и Приложения №6 к нему.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания №... года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Северная Осетия-Алания» были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Северная Осетия-Алания по состоянию на .... Средний уровень кадастровой стоимости земельных участков по Моздокскому району РСО-Алания утвержден по состоянию на ... года в приложении №6 к постановлению.

С учетом указанного правового акта по данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельных участков на дату внесения сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в ЕГРН ... года составляет:

... общей площадью ... кв.м., местоположение: ..., межселенные земли от северной границы района до СКЖД,составляет ... рублей;

..., общей площадью ... кв.м., местоположение: ..., межселенные земли от северной границы района до СКЖД, составляет ... рублей,

что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости соответственно: на земельный участок с КН ... от ... и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от ... года за № ... на зем.уч. ... от ... и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от ... содержащими сведения о кадастровой стоимости земельного участка.

В целях определения достоверной кадастровой стоимости земельного участков, административный истец обратился к независимому оценщику для получения заключения об оценке их рыночной стоимости.

Согласно отчетам от .... об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ... года ООО «Строитель» рыночная стоимость земельных участков:

с КН ..., общей площадью ... кв.м., местоположение: ... составляет ...

с КН ... общей площадью ... кв.м., местоположение: ..., составляет 5 ...

Поскольку кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, то данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, так как влечет увеличение размера арендной платы земельных участков исчисляемых на основании их кадастровой стоимости.

Представители ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Северная Осетия-Алания, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания, извещенные надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, не явились, об уважительности причины неявки суду не сообщили.

Как указано в ч.2 ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

Суд с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников по делу.

В судебном заседании представитель ФИО1 – ФИО2 уточнила исковые требования и просила установить кадастровую стоимость земельных участков:

с КН ... общей площадью 1 ... кв.м., расположенного по адресу: ..., в размере ... рублей, по состоянию на ... года;

с КН ..., общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ... в размере ... рублей, по состоянию на ... года, исходя из результатов оценки судебной оценочной экспертизы.

Представитель административного ответчика Правительства Республики Северная Осетия-Алания – ФИО3 административный иск не признал, просил в его удовлетворении отказать.

Представитель АМС Моздокского района РСО-Алания ФИО4 административный иск не признала, просила в его удовлетворении отказать.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

С административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктами 2 и 3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части одиннадцатой ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Судом установлено, что на основании постановления Главы АМС Моздокского района РСО-Алания №..., долгосрочного Договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения ... года ФИО1 принадлежит право аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для сельскохозяйственного производства с кадастровыми номерами:

..., общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ...

... общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ...

,

Согласно выписке из ЕГРН от ... года №..., кадастровая стоимость земельного участка ..., общей площадью ...... кв.м., расположенного по адресу: ..., по состоянию на ... года, составляет ... рубля.

Согласно выписке из ЕГРН от ... года №..., кадастровая стоимость земельного участка с КН ..., общей площадью ...... кв.м., расположенного по адресу: ..., по состоянию на ... года, ...

,

Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков влияет на права и обязанности административного истца, как плательщика налога, и административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.

В соответствии с ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

По делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце (часть пятая статьи 247 и часть первая статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в абзацах 1 - 4 пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28), по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

В обоснование исковых требований административным истцом суду представлены отчеты ООО «Строитель» согласно, которым:

рыночная стоимость земельного участка с КН ... общей площадью ...0 кв.м., расположенного по адресу: ... межселенные земли от северной границы района определена в размере ... руб., по состоянию на ... года;

рыночная стоимость земельного участка с КН ..., общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу:: ... определена в размере ... руб., по состоянию на ... года.

В обоснование исковых требований административным истцом суду представлены отчеты ООО «Строитель» согласно, которым:

рыночная стоимость земельного участка с КН ..., общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ... определена в размере ... руб., по состоянию на ... года;

рыночная стоимость земельного участка с КН ... общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу:: ..., определена в размере ... руб., по состоянию на ... года.

В обоснование исковых требований АМС Моздокского района РСО-Алания суду представлены отчеты №... ИП ФИО5 согласно, которым:

рыночная стоимость земельного участка с ..., общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ... определена в размере ... руб., по состоянию на ... года;

рыночная стоимость земельного участка с КН ..., общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу:: ..., ..., определена в размере ... руб., по состоянию на ... года.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28, исследуя отчет об оценке земельного участка, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ).

Согласно разъяснениям, данным в пункте 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.

В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости земельных участков для проверки доводов административных ответчиков и в целях устранения возникших сомнений по ходатайству представителя административного истца определением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от ... года по настоящему административному делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ИП ФИО6

Согласно Заключению эксперта ИП ФИО6 №152 от 24 июля 2020 года, рыночная стоимость земельных участков:

с ... общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу: РСО... определена в размере ... рублей, по состоянию на 01.01.2018 года;

..., общей площадью ..., расположенного по адресу: ... определена в размере ... рублей, по состоянию ... года.

В соответствии с ч.8 ст.82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно частям 1 - 4, 8 ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Обсудив по правилам ст.ст. 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы, суд считает установленным, что эксперт ответил на поставленный перед ним вопрос; выводы эксперта объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме, на строго научной и практической основе, что исключает сомнения в их правильности и обоснованности.

При этом суд отмечает, что экспертиза назначалась непосредственно в рамках рассмотрения административного дела судом, экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности, с предупреждением эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного экспертного заключения.

Анализ экспертного заключения свидетельствует о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», отвечает требованиям ст.82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.

Суд также находит, что экспертное заключение полностью соответствует требованиям Федерального закона №135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности; приведенные в отчете выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами, итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых земельных участков сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки; расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными; в экспертном заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве и дате ее подготовке, приложены копии необходимых материалов и распечатки; заключение не допускает неоднозначного толкования; расчеты произведены в рамках используемых подходов и позволяют объективно определить стоимость объекта оценки по состоянию на ... года; содержание экспертного заключения свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной.

У суда нет оснований сомневаться в объективности, представленного экспертного заключения.

Проанализировав экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд считает, что правильность изложенных в нем выводах сторонами не опровергнута, заключение соответствует требованиям действующего законодательства, поэтому может быть положено в основу решения суда.

Исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ, суд находит, что кадастровая стоимость земельных участков:

с ..., общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу: РСО-Алания, Моздокский район, с.Веселое, межселенные земли от северной границы района до СКЖД, определенная по результатам судебной экспертизы составляет ... рублей, по состоянию на ... года;

с КН ... общей площадью ..., расположенного по адресу: ..., определенная по результатам судебной экспертизы составляет ... рублей, по состоянию на ... года.

Приложенные к административному исковому заявлению отчеты ООО «Строитель» и отчеты №... ИП ФИО5 АМС Моздокского района РСО-Алания в отношении спорных земельных участков, по мнению суда, не могут быть положены в обоснование требований административного истца, исходя из последующих уточнений исковых требований и предоставления новых доказательств рыночной стоимости земельных участков на 01.01.2018 года.

В силу ч.5 ст.8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Согласно частями 1 и 2 ст.14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.

Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных земельных участков.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания

решил:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельных участков:

с КН ..., общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу: РСО..., в размере ...) рублей, по состоянию на ... года;

с КН ..., общей площадью ..., расположенного по адресу: РСО-Алания, Моздокский район, с.Веселое, межселенные земли от северной границы района до СКЖД, в размере ... рублей, по состоянию на ... года.

Решение является основанием для внесения изменений Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РСО-Алания в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков:

с КН ... общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ... в размере ... рублей, по состоянию на ... года;

с КН ..., общей площадью ... кв.м..., расположенного по адресу: ... в размере ...) рублей, по состоянию на ... года.

Датой подачи ФИО1 заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка, в размере равной его рыночной стоимости, считать ... года.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Э.Т. Моргоев