3а-272/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2021 года г. Оренбург
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Дорохиной Т.С.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Палимовское плюс» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Палимовское плюс» (далее - ООО «Палимовское плюс») обратилось в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 10 142 624 =/- 15 953,3 кв.м., расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли сельскохозяйственного значения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования (1 группа), для ведения сельскохозяйственного производства.
Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости определена по состоянию на 3 июня 2020 г. и составляет 61 863 963,65 рублей, что значительно превышает его рыночную стоимость, определенную на эту же дату в размере 4 005 602 рублей.
Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы истца, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств.
Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость указанного выше земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.
Административный истец ООО «Палимовское плюс», представители административных ответчиков ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала по Оренбургской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Правительства Оренбургской области, ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», представители заинтересованных лиц министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, администрации МО Бузулукский район Оренбургской области, администрации МО Палимовский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 3 июля 2016 года №237 – ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237 - ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации, или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237 - ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 29 ноября 2019 года № 881-пп утверждены очередные результаты определения кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых территорий Оренбургской области. Данное постановление вступило в силу 1 января 2020 года.
Актом Государственного бюджетного учреждения «Центр государственной оценки Оренбургской области» об определении кадастровой стоимости от 10 июня 2020 г. № в отношении указанного земельного участка была утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 3 июня 2020 г. в размере 61 863 963,65 рублей.
Из материалов дела следует, что ООО «Палимовское плюс» является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 10 142 624 =/- 15 953,3 кв.м., расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли сельскохозяйственного значения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования (1 группа), для ведения сельскохозяйственного производства.
Таким образом, административный истец обладает правом на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 25 декабря 2020 года оспариваемая кадастровая стоимость данного земельного участка определена по состоянию на 3 июня 2020 года в размере 61 863 963,65 рублей.
Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об утверждении кадастровой стоимости предметом оспаривания в этом случае не являются.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложен отчет № от 29 декабря 2020 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный оценщиком ООО ***ФИО3, которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 3 июня 2020 года определена в размере 4 005 602 рублей.
Исследовав и оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка существенно отличается от его рыночной стоимости.
Представленный административным истцом отчет никем не оспорен. Доказательств, опровергающих выводы, сделанные в отчете, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлены. С их стороны ходатайств о назначении оценочной экспертизы не поступало.
Отчет о рыночной стоимости земельного участка составлен лицом, обладающим правом на проведение экспертиз в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
При определении рыночной стоимости земельного участка оценщик применил метод сравнения продаж, провел изучение рынка земельных участков в Оренбургской области, подбор и сравнительный анализ аналогов, с учётом корректировок и ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки.
Оценив отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка по правилам, установленным в статье 84 КАС РФ, суд соглашается с изложенными в нем выводами.
Существенное завышение кадастровой стоимости земельных участков над их рыночной стоимостью влечет для административного истца увеличение размера налоговых обязательств, что нарушает его права.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость.
Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость земельного участка определена на дату определения его кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Поскольку ООО «Палимовское плюс» обратилось в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 14 января 2021 года, датой подачи заявления следует считать 14 января 2021 года.
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Палимовское плюс» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 10 142 624 =/- 15 953,3 кв.м., расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли сельскохозяйственного значения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования (1 группа), для ведения сельскохозяйственного производства, равной его рыночной стоимости по состоянию на 3 июня 2020 года в размере 4 005 602 рублей до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 14 января 2021 года.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Оренбургского
областного суда Т.С. Дорохина
В окончательной форме решение изготовлено 15 февраля 2021 года.
Судья Оренбургского
областного суда Т.С. Дорохина