ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-272/2021 от 22.12.2021 Рязанского областного суда (Рязанская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Рязань

Рязанский областной суд в составе:

председательствующего судьи Хмельниковой Е.А.,

при помощнике судьи Курбановой В.В.,

с участием прокурора Стромаковой Е.А.,

представителя административного истца Дорожко С.И.,

представителя административного ответчика министерства природопользования Рязанской области Матюхиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО фирма «ЭЛСИ» к министерству природопользования Рязанской области об оспаривании в части нормативного правового акта – постановления министерства природопользования Рязанской области от 25.01.2021 №2 "Об установлении границ лесопаркового зеленого пояса вокруг города Рязани",

УСТАНОВИЛ:

ООО фирма «ЭЛСИ» обратилось в суд с административным иском об оспаривании в части нормативного правового акта – постановления министерства природопользования Рязанской области от 25.01.2021 №2 "Об установлении границ лесопаркового зеленого пояса вокруг города Рязани".

В обоснование требований, с учётом уточнений, указано, что границы лесопаркового зеленого пояса частично накладываются на принадлежащие административному истцу земельные участки с кадастровыми номерами , , площадь наложения 54605 кв.м и 265 859 кв.м соответственно.

Административный истец полагает, что постановление не соответствует нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в части указания границ лесопаркового зеленого пояса, проходящих через его земельные участки. А именно, оспариваемый нормативный правовой акт, включающий в границы лесопаркового зеленого пояса земельные участки административного истца, не соответствует положениям п. 1 ст. 62.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», поскольку земельные участки не подпадают ни под один из критериев, характеризующих условия включения земельных участков в лесопарковый зеленый пояс.

В нарушение п. 8, п. 12 ст. 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 6 ст. 106 Земельного кодекса РФ указанные границы внесены в ЕГРН только 10.03.2021 на основании оспариваемого постановления.

В результате включения земельных участков в состав лесопаркового зеленого пояса нарушены права административного истца как собственника земельных участков, так как земельные участки не могут быть предметом аренды, являются низколиквидными, существенно ограничены в гражданском обороте, снизилась их рыночная стоимость, административный истец не имеет возможности исполнять заключенный партнерский договор по строительству на земельных участках животноводческой фермы, несёт убытки.

Представители административного истца ООО фирма «ЭЛСИ» Дорожко А.С., Дорожко В.Ю. в судебном заседании требования административного иска поддержали.

Представители административного ответчика министерства природопользования Рязанской области Антонов А.С., Матюхина В.В заявленные требования не признали, поддержав представленные письменные возражения, полагали, что оспариваемое постановление принято в соответствии с законом, уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством.

Заинтересованное лицо Гладышев И.В., представитель заинтересованного лица регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» в Рязанской области, будучи надлежащим образом извещёнными, в судебное заседание не явились.

Суд, выслушав представителей сторон, показания свидетеля, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении административного иска отказать, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации и преамбулой Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (далее также Закон об охране окружающей среды) под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Пунктом 1 статьи 62.1 Закона об охране окружающей среды предусмотрена возможность создания в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду лесопарковых зеленых поясов - зон с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

В соответствии со ст. 62.4 указанного закона в целях особой охраны природных объектов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах, устанавливается ограниченный режим природопользования и иной хозяйственной деятельности (п. 1). Ограниченный режим природопользования и иной хозяйственной деятельности в лесопарковых зеленых поясах осуществляется в соответствии с принципами:

1) приоритета осуществления видов деятельности и применения технологий, не приводящих к неблагоприятному изменению состояния природных объектов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах;

2) сбалансированности решения социально-экономических задач и задач особой охраны природных объектов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах (п. 2).

Процедура создания лесопарковых зеленых поясов определена статьей 62.2 Закона об охране окружающей среды, согласно которой в целях создания лесопаркового зеленого пояса некоммерческие организации, органы государственной власти или органы местного самоуправления обращаются с мотивированным ходатайством о создании лесопаркового зеленого пояса в общественную палату соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется создание лесопаркового зеленого пояса.

Общественная палата соответствующего субъекта Российской Федерации организует общественные (публичные) слушания, по результатам которых подготавливает итоговый документ (протокол), содержащий обобщенную информацию об общественных (публичных) слушаниях, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников рекомендациях.

В случае, если по результатам общественных (публичных) слушаний большинством участников было одобрено создание лесопаркового зеленого пояса, соответствующее ходатайство вместе с итоговым документом (протоколом), подготовленным по результатам общественных (публичных) слушаний, в течение 10 дней после дня их проведения обнародуются, в том числе размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и направляются в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Решение о создании лесопаркового зеленого пояса и о его площади либо решение об отказе в его создании принимается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в течение 180 дней после дня принятия решения о создании лесопаркового зеленого пояса устанавливают его границы.

Изменение границ лесопаркового зеленого пояса, которое может привести к уменьшению его площади, не допускается. При изменении границ лесопаркового зеленого пояса площадь исключаемых территорий компенсируется включением в его границы территорий, площадь которых не меньше площади исключаемых территорий, которые соответствуют требованиям статьи 62.1 настоящего Федерального закона и расположенные на которых лесные насаждения и иные природные объекты обеспечивают выполнение средообразующих, природоохранных, экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций. Изменение границ лесопаркового зеленого пояса осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Решение об упразднении лесопаркового зеленого пояса, решение об изменении площади лесопаркового зеленого пояса принимаются в том же порядке, что и решение о создании лесопаркового зеленого пояса и о его площади.

Включение земель или земельных участков в лесопарковый зеленый пояс не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Границы лесопарковых зеленых поясов подлежат включению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Рязанской областной Думы от 13.12.2017 № 501-VI РОД «О создании лесопаркового зеленого пояса вокруг города Рязани и о его площади» был создан лесопарковый зеленый пояс вокруг г. Рязани площадью 680 499 135 м2.

Принятию данного решения предшествовало направление 30 октября 2017 г. в Общественную палату Рязанской области мотивированного ходатайства регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный Фронт «За Россию» в Рязанской области о создании лесопаркового зеленого пояса вокруг г. Рязани, с приложением Перечня участков, предлагаемых к включению в лесопарковый зеленый пояс и Проекта Лесопаркового зеленого пояса.

23 ноября 2017 г. Общественной палатой Рязанской области были проведены общественные слушания (протокол № 1 от 23.11.2017) по данному вопросу, по результатам которых были приняты следующие решения:

- рекомендовать Рязанской областной Думе создать лесопарковый зеленый пояс вокруг г. Рязани площадью 680 499 135 м2;

- рекомендовать Правительству Рязанской области установить границы лесопаркового зеленого пояса вокруг г. Рязани.

В перечне участков, предлагаемых к включению в лесопарковый зеленый пояс, были указаны кадастровые номера земельных участков по данным ЕГРН, условные кадастровые номера, порядковые номера в пределах кадастрового квартала.

В визуализированном проекте лесопаркового зеленого пояса были представлены карты-схемы участков, предлагаемых к включению в лесопарковый зеленый пояс.

Органом государственной власти, уполномоченным на установление и изменение границ лесопарковых зеленых поясов на территории Рязанской области в соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 05.10.2010 № 240 является министерство природопользования Рязанской области, которым во исполнение постановления Рязанской областной Думы от 13.12.2017 № 501-VI РОД был заключен государственный контракт от 15.05.2018 г. № 0859200001118002734/1 на оказание услуг по установлению границ лесопаркового зеленого пояса вокруг г. Рязани и внесение сведений о границах в Единый государственный реестр недвижимости (далее – Контракт). Указанный государственный контракт был заключен с индивидуальным предпринимателем Гладышевым И.В. (ИНН 623011901957, ОГРНИП 316623400083391).

Согласно пункту 2.1 Контракта, содержание, объемы Услуг, требования к оказанию Услуг и их приемке, сроки оказания Услуг, а также другие условия исполнения Контракта определяются в Техническом задании (Приложение № 1 к Контракту). Перечень участков, входящих в лесопарковый зеленый пояс вокруг г. Рязани, указан в приложении № 1 к Техническому заданию. Проект лесопаркового зеленого пояса является приложением № 2 к техническому заданию.

Подготовленная Гладышевым И.В. карта (план) объектов лесопаркового зеленого пояса вокруг г. Рязани министерством природопользования Рязанской области письмом от 04.06.2018 № СА/9-6196 была направлена в ФГБУ «ФКП Росреестра» для внесения сведений о границах лесопаркового зеленого пояса вокруг г. Рязани в Единый государственный реестр недвижимости.

Как следует из ответа на запрос суда ФГБУ «ФКП Росреестра» по Рязанской области от 16.12.2021 г, а также содержащихся в материалах дела выписок из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границе лесопаркового зеленого пояса вокруг г. Рязани были внесены в ЕГРН 8 июня 2018 г. на основании постановления Рязанской областной Думы от 13.12.2017 № 501-VI РОД, а также направленных министерством природопользования Рязанской области документов - текстового и графического описания местоположения границ, составленного по государственному контракту кадастровым инженером Гладышевым И.В.

25.01.2021 министерством природопользования Рязанской области было принято постановление № 2 «Об установлении границ лесопаркового зеленого пояса вокруг города Рязани», которое размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru).

Как следует из пояснений представителя министерства и представленных документов принятие данного акта было обусловлено необходимостью изменения границ лесопаркового зеленого пояса в связи с тем, что Арбитражным судом Рязанской области по искам ООО «Горизонт», ООО «Бастион», ООО «Автотехресурс» (дело № А54-4365/2019, дело № А54-4364/2019, дело № А54-4366/2019 соответственно) между министерством природопользования Рязанской области и указанными организациями были заключены мировые соглашения, предусматривающие исключение принадлежащих указанным организациям земельных участков из состава лесопаркового зеленого пояса и включение в него в порядке компенсации иных территорий.

Администрацией муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области предоставлена информация о земельных участках, которые возможно включить в лесопарковый зеленый пояс.

На основании требований пункта 9 статьи 62.2 Об охране окружающей среды кадастровым инженером подготовлены карты (планы) лесопаркового зеленого пояса вокруг г. Рязани с изменёнными границами, в которых площадь исключаемых территорий компенсирована включением в его границы иных территорий соответствующей площади.

На основании постановления министерства природопользования Рязанской области от 25.01.2021 № 2 в ЕГРН внесены изменения границ лесопаркового зеленого пояса (ответ на запрос суда ФГБУ «ФКП Росреестра» по Рязанской области от 16.12.2021).

При этом данные изменения не повлекли изменение границ лесопаркового зеленого пояса на иных территориях, в частности в месте расположения земельных участков с кадастровыми номерами и , расположенных в Рыбновском районе Рязанской области.

Данные земельные участки, площадью 102 050 кв.м и 420 160 кв.м соответственно частично вошли в территорию лесопаркового зеленого пояса, сведения о границах которого были внесены в ЕГРН в 2018 году.

В перечне участков, предложенных региональным отделением Общероссийского общественного движения «Народный Фронт «За Россию» к включению в лесопарковый зеленый пояс части территории земельных участков с кадастровыми номерами и указаны в позициях 136 и 147 как «лес вблизи с. Пощупово» под номерами и . В визуализированном проекте лесопаркового зеленого пояса части этих территорий отображены под теми же номерами, где первая часть номера – номер кадастрового квартала, вторая – порядковый номер в пределах квартала (л.д.186-189 т.1, информация на DVD диске л.д.167 т.1).

Как следует из показаний допрошенного в качестве свидетеля участвовавшего в разработке проекта сопредседателя регионального штаба регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный Фронт «За Россию» Рыбакова Е.В., указанные участки представляют собой овраги, заросшие лесом, входят в единую экологическую систему с лесами, составляющими экологический каркас г.Рязани, и имеют в связи с этим экологическую ценность, что и обусловило их включение в проект лесопаркового зелёного пояса.

Судом также установлено, что право собственности ООО фирма «Элси» на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано 9 декабря 2018 г., на земельный участок с кадастровым номером – 31 июля 2020 г., когда в Едином государственном реестре недвижимости уже содержались сведения о границах лесопаркового зеленого пояса вокруг г. Рязани и установленных в связи с этим на земельных участках обременениях. Сведения о данных обременениях указаны и в договоре дарения земельного участка с кадастровым номером от 21.07.2020.

Доводы административного истца об отсутствии границ лесопаркового зелёного пояса до принятия 25.01.2021 оспариваемого постановления отклоняются судом.

Из вышеизложенных обстоятельств следует, что в течение 180 дней после дня принятия решения о создании лесопаркового зеленого пояса уполномоченным органом были приняты меры по установлению местоположения границ.

Учитывая, что необходимость внесения границ лесопаркового зеленого пояса в Единый государственный реестр недвижимости предусмотрена пунктом 12 статьи 62.2 Закона об охране окружающей среды, на основании Постановления Рязанской областной Думы от 13.12.2017 № 501-VI РОД «О создании лесопаркового зеленого пояса вокруг города Рязани и о его площади» и поступивших от уполномоченного органа в порядке межведомственного взаимодействия документов о местоположении лесопаркового зелёного пояса соответствующие сведения были внесены в ЕГРН.

Принятие 25.01.2021 министерством природопользования Рязанской области постановления № 2 «Об установлении границ лесопаркового зеленого пояса вокруг города Рязани» правового режима использования принадлежащих административному истцу земельных участков не изменило.

Требования административного истца фактически направлены на уменьшение площади лесопаркового зеленого пояса, установленной Постановлением Рязанской областной Думы от 13.12.2017 № 501-VI РОД как следует из приведённых выше обстоятельств - с учётом территорий указанных земельных участков.

При этом само Постановление Рязанской областной Думы от 13.12.2017 № 501-VI РОД не оспаривается, на что неоднократно указывал в судебных заседаниях представитель административного истца.

Доводы административного истца о нарушении при установлении границ лесопаркового зеленого пояса положений Земельного кодекса РФ об установлении зон с особыми условиями территории суд отклоняет как основанные на неправильном толковании земельного законодательства и законодательства об охране окружающей среды. Данные положения, содержащиеся во введённой в действие Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ главе 19 Земельного кодекса РФ определяют исчерпывающий перечень видов зон с особыми условиями использования территорий и не распространяются на другие территории, для которых другими законами установлены те или иные ограничения.

Суд не усматривает несоответствия постановления министерства природопользования Рязанской области в оспариваемой части актам, имеющим большую юридическую силу.

Ссылаясь на данное правовое основание для признания нормативного правого акта недействующим, административный истец указал, что принадлежащие ему земельные участки не отвечают ни одному из условий, перечисленных в пункте 1 статьи 62.1 Закона об охране окружающей среды, в частности не отвечают понятию леса.

Не отрицая и не опровергнув соответствующими доказательствами представленную в материалы дела информацию о том, что на вошедших в территорию лесопаркового зелёного пояса участках расположена разновозрастная древесно-кустарниковая растительность (материалы проверки ГКУ РО «Рязанское лесничество» л.д.192-202 т.1), представитель административного истца, анализируя лесное законодательство, указала, что лес, как экологическая система не может состоять исключительно из растительности, а представляет собой совокупность биосистем растительного и животного мира, наличия которой не доказано.

Данные доводы административного истца суд также находит основанными на неправильном толковании законодательства.

Введение в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 353-ФЗ главы Закона Об охране окружающей среды "Лесопарковые зеленые пояса", не повлекшее внесение изменений ни в лесное, ни в земельное законодательство, обусловлено целями ограничения природопользования и хозяйствования, сохранения естественных экологических систем. Лесопарковые зелёные пояса вокруг городов, исходя из целей их создания, являются формой реализации права городских жителей на благоприятную окружающую среду, экологическую безопасность. Ограничения, устанавливаемые для территорий, вошедших в зону лесопаркового зелёного пояса, направлены на улучшение экологической обстановки в том числе за счёт исключения повреждений лесных насаждений.

В этой связи суд находит несостоятельными доводы представителя административного истца о недоказанности наличия на спорной территории совокупности растительного и животного мира.

Само по себе наличие на значительной территории (26.58 га и 5,46 га) разновозрастной древесно-кустарниковой растительности позволяет отнести её к понятию леса как естественной экологической системы, которую Федеральный закон "Об охране окружающей среды" определяет как объективно существующую часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией (статья1)

Помимо вышеизложенного, суд не может согласиться с доводами представителя административного истца о нарушении оспариваемым постановлением его прав по использованию земельных участков, в частности, в связи с невозможностью осуществления на них строительства животноводческой фермы, и считает необходимым отметить, что земельные участки с кадастровыми номерами , в соответствии с Генеральным планом муниципального образования - Пощуповское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области, утвержденным решением Думы муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области от 29.03.2017 № 669, расположены в функциональной зоне «Зона сельскохозяйственного использования (Сх) (существующая), в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования — Пощуповское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области, утвержденными решением Рыбновской районной Думы Рязанской области от 28.02.2017 № 660 (в редакции от 28.06.2021 № 255-п), - в территориальной зоне «Иные зоны (7.0)» с основными разрешёнными видами использования садоводство; историко-культурная деятельность. Указанные земельные участки находятся в границах зон охраны объектов культурного наследия федерального значения Достопримечательное место «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина» и «Ансамбль Богословского монастыря», XVII - XIX вв.

Требования к осуществлению деятельности в границах территории указанных объектов культурного наследия и особый режим использования земельных участков установлены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17 сентября 2015 г. № 2431 «О включении выявленного объекта культурного наследия «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина»; постановлением Правительства Рязанской области от 14.03.2006 № 62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А.Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А.Есенина»; постановлением Правительства Рязанской области от 30.12.2013 № 479 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Богословского монастыря - XVIII - XIX вв.», Рязанская область, Рыбновский район, с. Пощупово, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон»; приказом Министерства культуры Российской Федерации от 30.09.2019 №1449 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина», расположенного по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, Рязанский район, г. Рязань».

По сообщению ГКУ «Центр градостроительного развития Рязанской области» территориальная зона 7.0. лежит в границе участка Р-1.5 (территории, отнесенные к землям населенных пунктов, не застроенным на мемориальный период (с 1860 по 1941 гг., в том числе включает годы жизни С.А. Есенина 1895 - 1925 гг.) (ограниченное преобразование), согласно п. 9.2. приказа Министерства культуры Российской Федерации от 30.09.2019 №1449 в границе Участка Р-1.5 запрещается возведение капитальных зданий и сооружений.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление вынесено в соответствии с полномочиями органа исполнительной власти, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. В связи с этим в удовлетворении административного иска следует отказать.

Руководствуясь ст.215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ООО фирма «ЭЛСИ» к министерству природопользования Рязанской области об оспаривании в части нормативно-правового акта отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Рязанский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 13 января 2022 г.