ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-272/2023 от 08.08.2023 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД: 59OS0000-01-2023-000223-32

Дело № 3а-272/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Пермь 08 августа 2023 года

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Судневой В.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Никулиной Е.В.,

с участием прокурора Калдани Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Тиунова Глеба Борисовича к Правительству Пермского края о признании не действующими в части со дня принятия постановлений Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 г. № 944-п, от 29 ноября 2018 г. № 756-п, от 28 ноября 2019 г. № 874-п, от 25 ноября 2020 г. № 896-п, от 29 ноября 2021 г. № 940-п, от 24 ноября 2022 г. № 992-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,

у с т а н о в и л:

Тиунов Г.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Пермского края о признании недействующими с момента принятия в части постановления Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 г. № 944-п, от 29 ноября 2018 г. № 756-п, от 28 ноября 2019 г. № 874-п, от 25 ноября 2020 г. № 896-п, от 29 ноября 2021 г. № 940-п, от 24 ноября 2022 г. № 992-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

В обоснование заявленных требований указал, что Правительством Пермского края 25 ноября 2017 г. принято постановление № 944-п, 29 ноября 2018 г. принято постановление № 756-п, 28 ноября 2019 г. принято постановление № 874-п, 25 ноября 2020 г. принято постановление № 896-п, 29 ноября 2021 г. принято постановление № 940-п, 24 ноября 2022 г. принято постановление № 992-п, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022, 2023 гг. (далее – Перечни на 2018-2023 гг.).

Постановление № 944-п опубликовано 4 декабря 2017 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 48, а также размещено 30 ноября 2017 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Постановление № 756-п опубликовано 3 декабря 2018 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 47 часть 2, а также размещено 30 ноября 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации http:/www.pravo.gov.ru.

Постановление №874-п опубликовано 9 декабря 2019 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 48, том 2, а также размещено 02 декабря 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации http:/www.pravo.gov.ru.

Постановление №896-п опубликовано 7 декабря 2020 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 49, том 1, а также размещено 30 ноября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http:/www.pravo.gov.ru.

Постановление №940-п опубликовано 6 декабря 2021 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 49, том 1, а также размещено 30 ноября 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации http:/www.pravo.gov.ru.

Постановление № 992-п опубликовано 27 ноября 2022 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 47, том 1, а также размещено 28 ноября 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации http:/www.pravo.gov.ru. Указанные постановления вступили в законную силу.

В пункт 597 Перечня на 2018 год, пункт 1838 Перечня на 2019 год, пункт 18 Перечня на 2020 год, пункт 1651 Перечня на 2021 год, пункт 1624 Перечня на 2022 год, пункт 3639 Перечня на 2023 год включено здание с кадастровым номером **:60, общей площадью 1911,6 кв.м., расположенное по адресу: **** 7а.

В пределах указанного объекта недвижимости расположены нежилое помещение с кадастровым номером **:1217, общей площадью 88,3 кв. метра, принадлежащее на день принятия оспариваемых нормативных правовых актов на праве собственности Тиунову Г.Б.; нежилое помещение с кадастровым номером **:922, общей площадью 204 кв. метров, принадлежащее на день принятия оспариваемых нормативных правовых актов на праве собственности по 1/2 доли Тиунову Г.Б. и Юшкову В.Б.

Данное здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение объекта недвижимости с кадастровым номером **:60 в Перечни на 2018-2023 гг. противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В указанный период времени здание не использовалось ни в целях делового, административного или коммерческого назначения, ни в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, с учетом условий, определенных в статье 378.2 НК РФ.

Включение спорного здания в Перечни на 2018-2023 гг. нарушает его права и законные интересы, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога в большем размере, чем установлено действующим законодательством.

На основании вышеизложенного, административный истец просит признать недействующими со дня принятия:

- пункт 597 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 г. № 944-п «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»;

- пункт 1838 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»;

- пункт 18 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 г. № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»;

- пункт 1651 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 г. № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»;

- пункт 1624 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 г. № 940-п «Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»;

- пункт 3639 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 24 ноября 2022 г. № 992-п «Об определении на 2023 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Кроме того, административный истец просит взыскать с Правительства Пермского края в его пользу расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1800 рублей.

Административный истец Тиунов Г.Б. в судебном заседании участия не принимал, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца Тиунова Г.Б. - Борисов П.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований по доводам, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Правительства Пермского края, заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Кырова Н.В. просила отказать административному истцу в удовлетворении административного иска по доводам, указанным в возражениях на административное исковое заявление. Полагает, что здание правомерно включено в оспариваемый Перечень в соответствии с положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заинтересованное лицо Юшков В.Б. о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав пояснения представителей административного истца Борисова П.А., представителя административного ответчика Правительства Пермского края, заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Кыровой Н.В., заключение прокурора Калдани Д.А., полагавшей необходимым удовлетворить административное исковое заявление, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части восьмой указанной статьи, в полном объеме (часть 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 8 указанной нормы при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статей 372, 378.2, 399 и 402 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 16 Закона Пермского края от 07 сентября 2007 года №107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Постановление Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акта приняты уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением порядка их принятия и опубликования. По данному основанию участниками судебного разбирательства нормативные правовые акты Правительства Пермского края не оспаривается.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В силу положений пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), если оно соответствует одному из условий:

- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1);

- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац второй подпункта 2);

- фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания (абзац третий подпункта 2).

Законом Пермского края от 10 ноября 2017 года № 140-ПК «Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» такой датой признано 1 января 2018 года (статьи 1 и 2).

В соответствии со статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в частности в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 300 кв.м. и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в здании превышает 300 кв.м.

В пункт 597 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 г. № 944-п «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»; пункт 1838 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»; пункт 18 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 г. № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»; пункт 1651 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 г. № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»; пункт 1624 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 г. № 940-п «Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»; пункт 3639 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 24 ноября 2022 г. № 992-п «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» включен объект недвижимости с кадастровым номером **:60, общей площадью 13587 кв.м., расположенный по адресу: **** 7а (л.д. 11-20 Том 1).

Из материалов административного дела следует, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости Тиунову Г.Б. на праве собственности принадлежит помещение с кадастровым номером **:1217, общей площадью 88,3 кв. метра, назначение: нежилое, наименование: нежилое помещение, номер, тип этажа, на котором расположено помещение - Этаж № 5, расположенное по адресу: **** 7а.

На праве 1/2 общей долевой собственности административному истцу Тиунову Г.Б. и заинтересованному лицу Юшкову В.Б. принадлежит помещение с кадастровым номером 59:01:4410272:922, общей площадью 204 кв. метров, назначение: нежилое, наименование: нежилое помещение, номер, тип этажа, на котором расположено помещение - Этаж № 5, расположенное по адресу: **** 7а (л.д. 137-141 Том 1).

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости указанные нежилые помещения расположены в здании с кадастровым номером **:60, общей площадью 13587 кв. метров (л.д. 1-2 Том 2), которое включено в оспариваемые Перечни.

По сведениям, полученным из Публично-правовой компании «Роскадастр», по состоянию на 28 ноября 2019 г., 25 ноября 2020 г., 29 ноября 2021 г., 24 ноября 2022 г. здание с кадастровым номером **:60 располагалось в пределах четырех земельных участков с кадастровыми номерами **:1412, **:901, **:897, **:2. По состоянию на 25 ноября 2017 г., 29 ноября 2018 г. в сведениях ЕГРН отсутствует информация о каком-либо земельном участке, в пределах которого расположено здание, включенное в указанные Перечни.

Согласно предоставленным сведениям из Единого государственного реестра недвижимости вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером **:1412 по состоянию на 28 ноября 2019 г., 25 ноября 2020 г., 29 ноября 2021 г., 24 ноября 2022 г. по документу – «Административно-хозяйственные, деловые, общественные учреждения и организации»; по классификатору Росреестра – «Для объектов общественно-делового значения».

По состоянию на 25 ноября 2017 г., 29 ноября 2018 г. вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410272:901 по документу - «Под учреждения жилищно-коммунального хозяйства», по классификатору Росреестра - «Для иного использования».

По состоянию на 28 ноября 2019 г., 25 ноября 2020 г., 29 ноября 2021 г., 24 ноября 2022 г. вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410272:901 по документу - «Под учреждения жилищно-коммунального хозяйства», по классификатору Росреестра - «Для размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения». Вид разрешенного использования земельного участка не менялся.

По состоянию на 25 ноября 2017 г., 29 ноября 2018 г. вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером **:897 по документу – «Под учреждения жилищно-коммунального хозяйства», по классификатору Росреестра «Для иного использования».

По состоянию на 28 ноября 2019 г., 25 ноября 2020 г., 29 ноября 2021 г., 24 ноября 2022 г. вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером **:897 по документу - «Под учреждения жилищно-коммунального хозяйства», по классификатору Росреестра «Для размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения». Вид разрешенного использования земельного участка не менялся.

По состоянию на 25 ноября 2017 г., 29 ноября 2018 г., 28 ноября 2019 г., 25 ноября 2020 г., 29 ноября 2021 г., 24 ноября 2022 г. вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером **:2 по документу - «Под пристроенные административные помещения», по классификатору Росреестра – «Для общего пользования (уличная сеть)». Вид разрешенного использования земельного участка не менялся (л.д. 80-82 Том 1).

Согласно возражениям административного ответчика на иск, здание с кадастровым номером **:60 включено в перечень объектов недвижимого имущества, исходя из содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости сведений о виде разрешенного использования одного из земельных участков, на которых расположено указанное здание, а именно земельного участка с кадастровым номером **:2 (вид разрешенного использования "под пристроенные административные помещения»).

Между тем, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером **:2 "Под пристроенные административные помещения», а также виды разрешенного использования других земельных участков, на которых расположен рассматриваемый объект, однозначным основанием для его включения в Перечни являться не может, поскольку не предусматривают возможности эксплуатации административно-деловых (торговых) центров либо нежилых помещений, в которых могут быть размещены офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и не отрицается представителем административного ответчика Правительства Пермского края, заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Кыровой Н.В., осмотр спорного объекта недвижимости в целях установления его фактического использования на момент формирования и утверждения Перечней на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022, 2023 годы, до начала соответствующего налогового периода (п. 7 ст. 378.2 НК РФ), Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края не проводился.

Из кадастрового дела объекта недвижимости с кадастровым номером **:60 следует, что решением Росреестра 19 сентября 2014г. была исправлена техническая ошибка в кадастровых сведениях о площади со значением 13587,0 кв.м. (л.д.80,том 3).

Проанализировав экспликацию к поэтажному плану, содержащуюся в техническом паспорте, подготовленном по состоянию на 25 мая 1999г., с дополнениями по состоянию на 20 мая 2002 года ( л.д.55-77) суд установил, что в составе здания имеются помещения со следующими наименованиями в подвальном помещении: кладовая, материальная кладовая, кладовая ценностей, торговый зал, электрощитовая, кабинеты, склады, теплоузел, бытовая комната, кассы, тамбур, бройлер, подсобное помещение, отдел автоматизации и другие; на первом этаже: кабинеты, торговый зал, тамбур, коридор, подсобное помещение, шкаф, материальная кладовая, трансформаторная, гараж, насосная, бытовая комната, зарядная, туалет, умывальник, кухня, цех, электрощитовая, комплект.чертеж, перепечатная, офсетная печать, резка бумаги, касса, сейфовая комната, операционный зал, коридор, электрощитовая, холл, хоз.кладовая, магазин, тамбур, коридор; на втором этаже: бассейн, сауна, массажная комната, душ, туалет, комната отдыха, коридор, кладовая, караульное помещение, подсобное помещение, стомат. кабинет, выставочный зал, шкаф, подсобное помещение танцевальный зал, спорт зал, раздевалка, душ, сан узел, комнаты охраны, оружейная и др; на третьем этаже: кабинеты, умывальник, туалет, коридор, хоз.кладовая, бытовая комната, подсобное помещение, архив, эл.щитовая; на четвертом этаже: кабинеты, шкаф, умывальник, туалет, подсобное помещение, архив, бытовая комната и др.; на пятом этаже: кабинеты, шкаф, хозяйственная кладовая, курительная комната, архив, кухня, библиотека, материальная кладовая и др., мансардный этаж: кабинет, лестничная клетка.

Наличие помещений с наименованием «кабинет» не свидетельствует об использовании таких помещений для размещения офисов в силу того, что термин «кабинет» не является тождественным термину «офис».

Согласно экспликации, общая площадь помещений, отнесенных к торговым, составляет- 403,8 кв.м., к общественному питанию - 255,7 кв.м., площадь бассейна - 29,6 кв.м., сауны - 7,3 кв.м., что составляет менее 20 процентов от общей площади этого здания (20%= 2717,4 кв.м.), предусматривающих размещение офисов, торговых объектов, объектов питания либо бытового обслуживания.

Таким образом, исходя из критерия фактического использования, спорный объект в оспариваемые Перечни включен быть не мог.

Расчет помещений по адресу: ****7а, расположенных в здании с кадастровым номером **:60, представленный ответчиком, об использовании правообладателями помещений площадью 10522,2 кв.м. (л.д.112 том 3), в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов питания либо бытового обслуживания не может являться допустимым доказательством соответствия оспариваемых норм федеральному и региональному законодательству, поскольку указанный расчет составлен без фактического осмотра помещений и указания признаков, свидетельствующих о размещении в нежилом помещении объектов, используемых в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Регистрация налоговым органом контрольно-кассовой техники в здании по данному адресу сама по себе также не подтверждает наличие и использование помещений площадью не менее 20 процентов от общей площади здания в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Таким образом, ввиду отсутствия документов, подтверждающих возможность отнесения спорного здания к административно-деловому центру и торговому центру по вышеназванным признакам, данное здание не могло быть включено в оспариваемые Перечни на основании его фактического использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Между тем административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения их в Перечни, не представлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд считает возможным применить норму пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, полагает необходимым признать соответствующие пункты Перечней недействующими с даты принятия оспариваемых постановлений.

Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

По смыслу главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.

Факт уплаты государственной пошлины в размере 1800 руб. подтверждается чеком-ордером от 19 мая 2023 г. (л.д. 8 Том 1).

В связи с тем, что заявленное административным истцом требование судом удовлетворено, расходы, понесенные Тиуновым Г.Б. по уплате государственной пошлины в размере 1800 рублей, подлежат взысканию в пользу административного истца с Правительства Пермского края.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление Тиунова Глеба Борисовича удовлетворить.

Признать не действующими со дня принятия:

-пункт 597 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 г. № 944-п «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»;

-пункт 1838 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»;

-пункт 18 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 г. № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»;

-пункт 1651 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 г. № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»;

-пункт 1624 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 г. № 940-п «Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»;

-пункт 3639 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 24 ноября 2022 г. № 992-п «Об определении на 2023 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Взыскать с Правительства Пермского края в пользу Тиунова Глеба Борисовича расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1800 рублей.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья (подпись)