дело № <...>а-274/2020
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Волгоград 20 августа 2020 года
Волгоградский областной суд в составе
председательствующего Ждановой С.В.,
при секретаре Куценко А.В.,
с участием прокуроров Волгоградской областной
прокуратуры ФИО1,
Романенко Ф.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» о признании недействующим приказа комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 29 января 2020 года № 3/2 «Об установлении предельного максимального тарифа на услуги по перевозке грузов, оказываемые на подъездных железнодорожных путях необщего пользования АО «Бекетовское ППЖТ»,
установил:
приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области (далее также – Комитет, КТР) от 29 января 2020 года № 3/2 «Об установлении предельного максимального тарифа на услуги по перевозке грузов, оказываемые на подъездных железнодорожных путях необщего пользования АО «Бекетовское ППЖТ» (далее - приказ № 3/2) установлен с 1 февраля 2020 года предельный максимальный тариф на услуги по перевозке грузов, оказываемые на подъездных железнодорожных путях необщего пользования АО «Бекетовское ППЖТ», в размере 79,18 руб/т (без НДС).
Приказ № 3/2 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30 января 2020 года и в печатном издании «Волгоградская правда», № 14, 7 февраля 2020 года.
ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» (далее – общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило суд признать недействующим с момента принятия указанного приказа № 3/2.
Заявленные требования мотивированы тем, что общество является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым приказом, поскольку обществом с АО «Бекетовское ППЖТ» заключен договор о транспортном обслуживании от 1 января 2018 года, пунктом 8 которого предусмотрено, что за перевозку одной тонны груза для общества устанавливается тариф согласно приказу комитета тарифного регулирования Волгоградской области.
ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» полагает, что оспариваемый приказ № 3/2 противоречит положениям федерального законодательства и законодательству Волгоградской области в сфере государственного регулирования тарифов: статье 12 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях); пунктам 4, 5, 11 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2009 года № 643; пунктам 1.1, 1.4, 1.8, 1.9, 2.1 распоряжения Минтранса РФ от 20 декабря 2001 года № АН-104-р «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом»; пунктам 1, 4, 4.4. постановления региональной службы по тарифам Волгоградской области от 22 сентября 2004 года № 31/4 «Об утверждении Порядка государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги на территории Волгоградской области»; пунктам 2, 4.1, 9 приказа комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 13 октября 2017 года № 36/5 «Об утверждении Порядка государственного регулирования тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, на территории Волгоградской области» (далее – приказ КТР № 36/5); пунктам 1.3, 4.1, 4.4, 5.1 приказа комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 15 ноября 2017 года № 42/16 «Об утверждении Методических указаний по расчёту тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, на территории Волгоградской области» (далее - Методические указания).
По мнению истца, установленный оспариваемым приказом тариф не учитывает технологию выполняемых работ, типы вагонов, начальный и конечный пункты транспортировки в пределах эксплуатируемых подъездных путей. Фактически на истца возложена компенсация затрат субъекта регулирования, которые не связаны с оказанием услуг обществу в экономическом и в технологическом смысле. Установление экономически необоснованных тарифов нарушает права и законные интересы административного истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку возлагает на него обязанность по уплате по завышенному тарифу.
В судебном заседании представители административного истца ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» ФИО2 и ФИО3 настаивали на заявленных требованиях по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель комитета тарифного регулирования Волгоградской области ФИО4 просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, согласно которым, оспариваемый приказ принят в пределах установленных полномочий комитета тарифного регулирования Волгоградской области, прошёл установленную процедуру согласования, опубликован в установленном законом порядке и полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и права административного истца не нарушает.
Представители АО «Бекетовское ППЖТ» ФИО5 и ФИО6, возражали против удовлетворения административного иска, ссылаясь на необоснованность доводов административного истца относительно оспариваемого приказа.
Прокурор Романенко Ф.С. в своём заключении полагала административный иск не подлежащим удовлетворению.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, материалы тарифного дела, заслушав заключение прокурора и судебные прения, Волгоградский областной суд приходит к следующим выводам.
Согласно статьям 1, 2 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Закон о железнодорожном транспорте) железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования (работы на железнодорожных путях общего пользования), железнодорожного транспорта необщего пользования (работы на железнодорожных подъездных путях), а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.
Под железнодорожными путями необщего пользования понимаются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Абзацем третьим пункта 1 статьи 8 названного закона предусмотрено, что тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Законом о естественных монополиях и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 4 названного федерального закона содержит перечень видов деятельности, относящихся к естественно-монопольным, и согласно которому железнодорожные перевозки отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно статье 6 Закона о естественных монополиях перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующего положения, в частности на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия по нарушению установленного нормативным правовым актом порядка ценообразования.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции необходимым условием является установление факта занятия хозяйствующим субъектом доминирующего положения и наступления (возможности наступления) определённых в этой норме последствий.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Из анализа приведенных норм следует, что транспортная услуга эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, оказываемая собственником (или владельцем на ином законном основании) на принадлежащих ему подъездных путях, который занимает доминирующее положение на локальном товарном рынке, является услугой на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. При этом в силу федерального законодательства тарифы на транспортные услуги, оказываемые на железнодорожных путях необщего пользования, подлежат государственному регулированию и оказание услуг по пропуску вагонов и эксплуатации подъездных путей хозяйствующими субъектами осуществляется на основании государственных тарифов независимо от того, обладает или нет субъект регулируемой деятельности статусом субъекта естественной монополии.
Вместе с тем федеральный законодатель, предоставляя органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации право вводить государственное регулирование цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях хозяйствующими субъектами, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, не установил каких-либо правил такого регулирования, то есть отнёс к компетенции региональных органов власти не только установление цен (тарифов) на такие услуги (фиксированных или предельных), но и определение порядка их установления, разработки методов и методик расчёта таких цен (тарифов).
В целях определения общих подходов и рекомендаций по проведению расчётов Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 20 декабря 2001 года № АН-104-р утверждены Методические рекомендации по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом (далее - Методические рекомендации № АН-104-р), которые, как указано в преамбуле и пункте 1.1, предназначены для определения экономически обоснованных тарифов на работы и услуги, выполняемые на железнодорожных подъездных путях организациями и предприятиями промышленного железнодорожного транспорта (ОПЖТ), не входящими в систему федерального железнодорожного транспорта, действующими на правах самостоятельных хозяйствующих субъектов, независимо от их юридического статуса.
Указанное Распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации от 20 декабря 2001 года № АН-104-р также не ограничивает органы государственной власти субъектов Российской Федерации в применении других методов расчёта тарифов, основой формирования которых в первую очередь является их экономическая обоснованность.
Согласно пункту 2.4.3. Положения о комитете тарифного регулирования Волгоградской области, утверждённого постановлением Правительства Волгоградской области от 6 февраля 2014 года № 32-п Комитет осуществляет государственное регулирование тарифов и надбавок на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта. То есть Комитет является полномочным органом по установлению тарифов на услуги, оказываемые на железнодорожных подъездных путях предприятиями независимо от их организационно-правовой формы, в том числе тарифов за перевозку грузов (подаче и уборке вагонов) локомотивом.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти Волгоградской области - комитетом тарифного регулирования Волгоградской области, в установленной форме, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.
Процедура рассмотрения вопросов по установлению оспариваемых тарифов, так же как и порядок расчёта экономически обоснованных затрат в Волгоградской области регулируются приказами КТР № 36/5 и Методическими указаниями.
В соответствии с приказом КТР № 36/5 регулирование тарифов осуществляется путём установления органом регулирования предельных максимальных тарифов (далее - тарифы) на транспортные услуги, оказываемые субъектами регулирования.
Вид тарифа определяется субъектом регулирования, исходя из конкретных условий работы субъекта регулирования (пункт 3).
Тарифы устанавливаются в числовом выражении, в рублях за единицу измерения (тонна, вагон, сутки, час, т-км, вагоно-км) (пункт 3.1).
При регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат) или метод индексации тарифов (пункт 4).
Под экономически обоснованными расходами субъекта регулирования понимаются представленные в регулирующий орган производимые субъектом регулирования для осуществления регулируемой деятельности в условиях её эффективного функционирования экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4.1).
При использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки субъекта регулирования, полученной от реализации каждого регулируемого вида транспортных услуг, и расчётного объёма оказываемых транспортных услуг соответствующего вида на расчётный период регулирования (пункт 4.2).
В соответствии с пунктом 1.3 Методических указаний, они разработаны с целью обеспечения следующих принципов: установления единого механизма формирования тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях субъектами регулирования; достижения баланса интересов производителей и потребителей услуг; обеспечения экономического обоснования тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях субъектами регулирования; повышения ответственности организаций промышленного железнодорожного транспорта за экономическую обоснованность тарифов.
В соответствии с разделом 3 Методических указаний вид тарифа определяется по предложению субъекта регулирования, исходя из его положений по учётной политике, и дифференцируется следующим образом.
При перевозке грузов (подаче и уборке вагонов) локомотивом, принадлежащим субъекту регулирования на праве собственности или на ином законном основании, плата взимается по тарифу за услугу по перевозке грузов по подъездным железнодорожным путям (подачу и уборку вагонов).
Плата за услугу по перевозке грузов (подаче и уборке вагонов) может взиматься: за фактический вес перевезённого груза и расстояние, на которое перевозится груз; за количество поданных вагонов и расстояние; за тонну перевезённого груза; за вагон (пункт 3.1).
В соответствии с пунктом 5.1 Методических указаний формирование тарифов на услуги промышленного железнодорожного транспорта осуществляется по следующей схеме:
прогнозирование объёмов работ и услуг осуществляется с учётом динамики фактически выполненных объёмов за 3 года, предшествующих базовому периоду регулирования, а также с учётом заявок контрагентов и прогнозов субъектов регулирования о развитии своего производства на расчётный период регулирования;
определение расходов на содержание и функционирование объектов субъектов регулирования;
распределение затрат между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности;
распределение затрат между структурными подразделениями (станциями примыкания, участками, филиалами) субъектов регулирования по видам работ (услуг);
формирование расходов по видам выполняемых работ и дифференциация тарифов по контрагентам (станциям примыкания).
В соответствии с разделом 7 Методических указаний расчётный уровень тарифа (Т) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях субъектом регулирования, определяется путём деления величины необходимой валовой выручки (экономически обоснованных расходов и необходимой прибыли субъекта регулирования) на плановый объём оказываемых транспортных услуг, рассчитывается по формуле, приведённой в этом же пункте.
Учитывая изложенное, затраты субъекта регулирования подлежат проверке на предмет экономической целесообразности. В противном случае бесконтрольное увеличение затрат с последующим их возложением на контрагентов регулируемой организации противоречит целям и задачам законодательства о государственном регулировании цен (тарифов). На контрагентов регулируемой организации не могут быть переложены затраты, которые не связаны с тарифным регулированием и обусловлены действиями самого субъекта регулирования.
Из материалов дела следует, что АО «Бекетовское ППЖТ» является юридическим лицом, обладает полной хозяйственной самостоятельностью, обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчётный и иные счета, филиалов, обособленных подразделений не имеет; является коммерческой организацией и в качестве основной целью своей деятельности преследует извлечение прибыли. Основным видом деятельности АО «Бекетовское ППЖТ» является регулируемый вид деятельности – перевозка грузов.
АО «Бекетовское ППЖТ» осуществляет свою деятельность на 5 станциях примыкания: станция Бекетовская, контрагент ООО ПО «Энергожелезобетонинвест»; станция Татьянка-Южная, контрагент «Омский завод технического углерода»; станция Татьянка, основной контрагент ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепеработка»; станция Шпалопропитка, основные контрагенты ОАО «Промстройконструкция», ООО «Чермет-Волжский»; станция Волжская, основные контрагенты ОАО «Комбинат объёмного домостроения», ООО «Прометей», Холдинг «ЕПК» (Волжский подшипниковый завод).
Ранее действующие тарифы на транспортные услуги АО «Бекетовское ППЖТ» были установлены приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 23 декабря 2016 года № 51/38 «Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по перевозке грузов, оказываемые на подъездных железнодорожных путях необщего пользования ЗАО «Бекетовское ППЖТ» и не пересматривались более 2 лет.
Как установлено судом и подтверждается материалами административного дела и материалами тарифного дела, 27 августа 2019 года АО «Бекетовское ППЖТ» обратилось в комитет тарифного регулирования Волгоградской области с заявлением об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по перевозке грузов на 2020 год по станциям примыкания.
28 января 2020 года АО «Бекетовское ППЖТ» обратилось в тарифный орган с заявлением об установлении единого предельного максимального тарифа на услуги по перевозке грузов, оказываемых на подъездных железнодорожных путях необщего пользования АО «Бекетовское ППЖТ» согласно расчётам эксперта КТР Волгоградской области.
В ходе экспертизы тарифной заявки АО «Бекетовское ППЖТ» установлено, что состав статей затрат по разным станциям примыкания идентичен. В ходе анализа материалов тарифного дела не выявлено каких-либо отличий в технологическом процессе оказания регулируемых услуг и специфических особенностей, которые позволили бы сделать вывод о существенном отличии условий оказания транспортных услуг на одной станции примыкания от другой. Расчёт обжалуемых предельных тарифов произведён исходя из НВВ в размере 297035,1 тыс.руб., что на 2% больше показателя, принятого при установлении действующих тарифов и на 28,4% ниже предложения АО «Бекетовское ППЖТ».
При этом эксперт указал, что согласно первоначальной заявке АО «Бекетовское ППЖТ», в котором оно просило установить тарифы по станциям примыкания, тарифы составят всего по предприятию 79,18 руб/т, по каждой станции примыкания они различные (таблица 17 экспертного заключения).
В итоге, исходя из обращения АО «Бекетовское ППЖТ» об установлении единого тарифа согласно расчётам эксперта, эксперт предложил установить экономически обоснованный предельно максимальный тариф исходя из приведённого выше НВВ, в размере 79,18 рублей за 1 тонну.
Расчёт обжалуемых предельных тарифов произведён исходя из представленных бухгалтерских, статистических и других данных предприятия за 2017-218 годы, фактические и ожидаемые показатели за 2019 год и плановые показатели на 2020 год.
29 января 2020 года на заседании коллегии комитета тарифного регулирования Волгоградской области было вынесено решение об установлении единого предельного максимального тарифа на услуги по перевозке грузов, оказываемые на подъездных железнодорожных путях необщего пользования АО «Бекетовское ППЖТ» в размере 79,18 рублей за тонну (без НДС).
Вопреки утверждению административного истца, анализ представленных материалов, в том числе экспертного заключения и материалов тарифного дела, позволяет суду сделать вывод о том, что расчёт предельного максимального тарифа на услуги по перевозке грузов на подъездных железнодорожных путях необщего пользования АО «Бекетовское ППЖТ» для последнего произведён органом регулирования правильно в соответствии с Методическими указаниями исходя из расходов АО «Бекетовское ППЖТ».
Как установлено судом, АО «Бекетовское ППЖТ» филиалов, обособленных подразделений не имеет, основным видом деятельности является регулируемый вид деятельности – перевозка грузов, 4 станции примыкания находятся в пределах города Волгограда и одна в г.Волжском Волгоградской области. Вся деятельность АО «Бекетовское ППЖТ» находится в едином комплексе: все железнодорожные пути переданы АО «Бекетовское ППЖТ» в аренду как единый объект, все локомотивы переданы в аренду также как единый объект, все локомотивы заменяют друг друга по всем пяти станциям примыкания и обслуживаются на одной станции депо, все машинисты и иной трудовой ресурс могут работать на всех станциях примыкания, и заработная плата при этом у них одинаковая.
С учётом отсутствия различий в организации перевозочного процесса, осуществляемого АО «Бекетовское ППЖТ» на станциях примыкания, а также отсутствия отличий в технологическом процессе и специфических особенностях, а равно и различий в статьях затрат при осуществлении транспортных услуг на разных станциях примыкания, на заседании коллегии Комитета рассмотрено предложение регулируемой организации.
При этом в соответствии с пунктом 4 приказа КТР 36/5 по заявлению АО «Бекетовское ППЖТ» при регулировании тарифов Комитетом применялся метод экономически обоснованных расходов (затрат). Тарифы рассчитаны на основании Методических указаний. В соответствии с Учётной политикой АО «Бекетовское ППЖТ» определён вид тарифа – за тонну перевезённого груза. Во исполнение пункта 4.2 Методических указаний при осуществлении регулируемой деятельности АО «Бекетовское ППЖТ» ведёт раздельный учёт доходов и расходов по каждому из осуществляемых им видов деятельности, в том числе бухгалтерский учёт.
Согласно пункту 4.7 Методических указаний тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях субъектом регулирования, рассчитываются с учётом технологии выполняемых работ с использованием алгоритма прямого отнесения фактических расходов на себестоимость конкретной регулируемой транспортной услуги.
При этом уровень тарифов должен обеспечивать возмещение обоснованных и документально подтверждённых расходов на транспортные услуги и получение прибыли, необходимой для обеспечения средствами на развитие производственной базы и средствами для финансирования за счёт прибыли расходов, необходимых для осуществления деятельности по оказанию транспортных услуг, рассчитанной в соответствии с разделом 6 Методических указаний (пункт 4.4 Методических указаний).
Как указано выше, при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы на транспортные услуги рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки субъекта регулирования, планируемой к получению от реализации каждого вида регулируемой деятельности, и расчётного объёма производства соответствующего вида транспортной услуги на расчётный период регулирования.
Таким образом, на основании изложенных выше обстоятельств дела и приведённых нормативных правовых актов, учитывая, что регулируемой организацией оказывается один вид регулируемой деятельности – перевозка грузов, необходимая валовая выручка АО «Бекетовское ППЖТ» рассчитывается в целом по предприятию, с учётом учётной политики АО «Бекетовское ППЖТ», которая не предусматривает ведение раздельного учёта затрат по станциям примыкания, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого приказа. У административного ответчика отсутствовали основания для дифференциации тарифов.
Тарифы, установленные оспариваемым нормативным правовым актом, являются предельными (максимальными) на услуги по перевозке грузов.
При этом, стороны сделки не ограничены в праве согласовать осуществление перевозок по тарифам, менее утверждённых оспариваемым приказом, что вытекает из принципа свободы договора, закреплённого гражданским законодательством.
Таким образом, установление органом государственного регулирования предельного максимального тарифа на услуги по перевозке грузов, по сути, ограничивают размер стоимости этих услуг по соответствующим договорам и направлено в первую очередь на обеспечение баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей их услуг.
Доводы административного истца об экономической необоснованности установленных тарифов являются несостоятельными.
В соответствии с нормами Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 252 НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтверждённые затраты, осуществлённые (понесённые) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтверждёнными расходами понимаются затраты, подтверждённые документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведённые расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчётом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В силу приведённых норм закона, тарифным органом были включены в расчёт тарифов документально подтвержденные экономически оправданные затраты, произведённые для осуществления деятельности АО «Бекетовское ППЖТ» при оказании услуг по перевозке грузов.
В частности, расчёт затрат на заработную плату и основные социальные нужды обоснованно произведён Комитетом исходя из анализа всех представленных предприятием документов.
При этом учтено, что установление тарифов на 2017 год фонд оплаты труда (далее – ФОТ) основных производственных рабочих был принят в размере 38535,15 тыс.руб., численность основных работников была принята в размере 102 человека. По факту 2017 года ФОТ сложился в размере 28655 тыс.руб. со снижением к плану 2017 года на -25,6% или - 9880,15 тыс.руб. По факту 2018 года ФОТ сложился в размере 29057,3 тыс.руб. со снижением к плану 2017 года на -24,6% или на -9477,9тыс.руб.
При формировании планового ФОТ экспертом предложено принять штатную численность производственного персонала, с окладами и прочими выплатами (премия, ночные и прочие выплаты) согласно штатному расписанию, в количестве 101 ед., с индексацией часовых тарифных ставок (окладов) с учётом прогнозного индекса потребительских цен Минэкономразвития России на 2020 год в размере 1,03.
Экспертом предложено принять ФОТ основного производственного персонала на период регулирования 2020 года в размере 48467,77 тыс.руб., в том числе на регулируемую деятельность.
Средняя заработная плата основных производственных рабочих на период регулирования по предложению эксперта составит 39989,91 руб., что на 10,65% меньше, чем по предложению предприятия и на 5,5% больше заработной платы, учтённой при формировании тарифов на 2017 год (37895,94 руб.).
Принятие Комитетом в счёт затрат предприятия расходов на топливо и смазочные материалы обусловлено тем, что запланированный экспертом объём перевозки грузов на 2020 год соответствует уровню факта 2018 года, в связи с чем расход топлива предложено принять на уровне сложившегося факта по топливу 2018 года в размере 575,896 тонны, что не превышает действующие нормативы. На период регулирования 2020 года затраты на топливо составят 36433,0 тыс.руб.
При определении тарифа на амортизацию основного производства учитывалась учётная политика предприятия, в связи с чем амортизация начислялась линейным способом.
Расчёт тарифа на ремонт и текущее содержание арендованных основных средств (пути и переезды) произведён на общую протяжённость железнодорожных путей 47,4901 км с учётом 137-ми стрелочных переводов. Стоимость матераилов верхнего строения путей сформирована по коммерческим предложениям организаций-поставщиков, с учётом индекса цен производителей (в том числе без продукции ТЭКа), рекомендованного Минэкономразвития России на 2020 год, в размере 1,042. Накладные расходы, плановые накопления, а также затраты на машины и механизмы рассчитаны от фонда оплаты труда ремонтных рабочих. В ремонтный фонд включены затраты на ремонт 5,48 стрелочных перевода и 4 железнодорожных переезда.
Обоснованность учтённых органом тарифного регулирования затрат на ремонт и техническое обслуживание арендованных основных средств (локомотивы), на аренду основных средств (локомотивы), материалы, услуги ТехПД, аренду основных средств (здания и сооружения), ремонт и текущее содержание арендованных основных средств (здания и сооружения), освидетельствование тепловозов, затраты на коммунальные услуги, прочие расходы по перевозке, накладные расходы, прочие расходы, связанные с оказанием услуг, подтверждаются находящимися в тарифном деле документами.
Затраты на ремонт (обслуживание) тепловозов, которые в регулируемом периоде не задействованы в оказании услуг, а используются только в качестве замены основного состава, при формировании тарифов не учитывались. Кроме того, непринятие экспертом экономически необоснованных расходов по другим, указанным выше затратам, экспертом в каждом случае обосновывалось.
Таким образом, правомерность учета комитетом тарифного регулирования Волгоградской области указанных затрат сомнений не вызывает.
С учётом изложенного являются необоснованными доводы истца об экономической необоснованности установленных тарифов.
Представленный АО «Бекетовское ППЖТ» комплект документов был достаточен для расчёта тарифов в экономически обоснованном размере.
Как установлено судом, истцом не оспариваются конкретные виды затрат, принятые органом тарифного регулирования при расчёте тарифов. Он не согласен с установлением единого тарифа по всем станциям примыкания. По мнению истца, при установлении тарифа необходимо было учитывать то обстоятельство, что Общество является основным потребителем (в части грузооборота) услуг АО «Бекетовское ППЖТ» и величина тарифа должна рассчитываться с учётом объёма оказания услуг по перевозке грузов.
Между тем, указанные доводы являются необоснованными, поскольку основаны они на ошибочном понимании действующего законодательства.
Таким образом, оспариваемый приказ № 3/2 от 29 января 2020 года не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Права административного истца они не нарушают.
На основании части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» о признании недействующим приказа комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 29 января 2020 года №3/2 «Об установлении предельного максимального тарифа на услуги по перевозке грузов, оказываемые на подъездных железнодорожных путях необщего пользования АО «Бекетовское ППЖТ» отказать.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Волгоградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья /подпись/ Жданова С.В.
решение в окончательной форме
принято 28 августа 2020 года
Судья /подпись/ Жданова С.В.
Копия верна:
Судья Волгоградского областного суда Жданова С.В.