УИД Номер изъят
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 августа 2021 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при ведении протокола помощником судьи Магик Я.А., с участием представителя административного истца Назимовой И.М.Морозова С.Е., действующего на основании доверенности от Дата изъята , представителя административного ответчика Областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» Чумаковой Е.Н., действующей на основании доверенности от Дата изъята , представителя заинтересованного лица Администрации г. Иркутска Седунова С.Ю. , действующего на основании доверенности Номер изъят от Дата изъята ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-274/2021 по административному исковому заявлению Назимовой И.М. к Областному государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, Правительству Иркутской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании решений об отказе в перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости, возложении обязанности по обеспечению пересчета кадастровой стоимости земельного участка, внесению изменений в постановление Правительства Иркутской области от 26 ноября 2020 г. № 969-пп «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Иркутской области и средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов по муниципальным районам и городским округам на территории Иркутской области» в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят
У С Т А Н О В И Л:
Назимова И.М. обратилась в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений об отказе в перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В обоснование административных исковых требований административный истец указывает, что является собственником земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадью 60 878 кв.м., с видом разрешенного использования «эксплуатация существующей производственной базы» по адресу: <адрес изъят>.
Постановлением Правительства Иркутской области от 26 ноября 2020 г. № 969-пп «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Иркутской области и средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов по муниципальным районам и городским округам на территории Иркутской области» кадастровая стоимость земельного участка была определена исходя из его принадлежности к сегменту «Предпринимательство» по состоянию на 1 января 2020 г. в размере 257 096 312,92 рублей.
17 февраля 2021 г. ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» был составлен акт об определении кадастровой стоимости № АОКС-38/2021000046, которым кадастровая стоимость земельного участка была определена исходя из его принадлежности к сегменту «Предпринимательство» по состоянию на 3 февраля 2021 г. в размере 263 553 497,98 рублей.
3 апреля 2021 г. Назимова И.М. обратилась в ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» (далее – Бюджетное чреждение) с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2020 г. и 3 февраля 2021 г., в которых просила пересчитать кадастровую стоимость земельного участка исходя из его принадлежности к сегменту «Производственная деятельность».
Решениями от 28 апреля 2021 г. № 2021/77 и от 28 апреля 2021 г. № 2021/78 Назимовой И.М. отказано в пересчете кадастровой стоимости земельного участка, в связи с тем, что земельный участок относится к сегменту «Предпринимательство», при этом ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» основывался на представленном КУМИ администрации г. Иркутска акте осмотра земельного участка от 29 августа 2019 г. № 02/112, в котором указывается на то, что в границах земельного участка расположены одноэтажные хозяйственные постройки, склады, административно-торговые здания с помещениями, сдающимися в аренду, объекты придорожного сервиса.
Административный истец полагает, что недопустимо использование явно неактуального, неправомерно составленного акта осмотра земельного участка от 29 августа 2019 г. № 02/112 для целей определения кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2020 г. и 3 февраля 2021 г.
Видом разрешенного использования земельного участка в соответствии со сведениями, отраженными в ЕГРН, выступает именно эксплуатации существующей производственной базы.
Фактически на земельном участке расположены объекты, входившие в состав производственной базы: весовая с кадастровым номером Номер изъят; гараж с кадастровым номером Номер изъят; товарный склад с кадастровым номером Номер изъят; склад с кадастровым номером Номер изъят; насосная с кадастровым номером Номер изъят; товарный цех с кадастровым номером Номер изъят; гараж с кадастровым номером Номер изъят склад с кадастровым номером Номер изъят; котельная с кадастровым номером Номер изъят; трансформаторная подстанция с кадастровым номером Номер изъят; склад с кадастровым номером Номер изъят; склад с кадастровым номером Номер изъят; склад с кадастровым номером Номер изъят; склад с кадастровым номером Номер изъят; механический цех с кадастровым номером Номер изъят; административное здание с кадастровым номером Номер изъят; нежилое здание (склад) с кадастровым номером Номер изъят.
Административный истец указывает, что в ЕГРН, и в акте осмотра отражены исключительно объекты, относящиеся к указанным категориям: автомастерские, производства текстильной и пищевой промышленности, строительных материалов (керамической плитки).
Административное здание (заводоуправление), обеспечивающие нужды производства, должно рассматриваться как элемент промышленного комплекса и не свидетельствует об осуществлении на территории земельного участка торговой деятельности.
Административный истец полагает, что при таких обстоятельствах выводы об отсутствии оснований для исправления ошибки в сведениях о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, являются необоснованными, что обуславливает необходимость признания решений об отказе в пересчете кадастровой стоимости незаконными в судебном порядке.
Назимова И.М. просит суд признать незаконным решение Областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» от 28 апреля 2021 г. № 2021/77 об отказе в пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости, а также признать незаконным решение Областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» от 28 апреля 2021 г. № 2021/78 об отказе в пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости; возложить обязанности на Областное государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости», Правительство Иркутской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области по обеспечению пересчета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят по состоянию на 1 января 2020 г. и 3 февраля 2021 г. исходя из необходимости его отнесения к сегменту «Производственная деятельность», внесению соответствующих изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 26 ноября 2020 г. № 969-пп в части кадастровой стоимости данного земельного участка и внесению соответствующих сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН.
В судебное заседание административный истец Назимова И.М., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, не явилась.
Представитель Назимовой И.М. – Морозов С.Е., действующий на основании доверенности, административные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика Областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» Чумакова Е.Н, действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала, поддержала доводы возражений на административное исковое заявление, просила в удовлетворении иска отказать.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации г. Иркутска Седунов С.Ю., действующий на основании доверенности, поддержал доводы возражений на административное исковое заявление, просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Административный ответчик Правительство Иркутской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором просил в удовлетворении административных исковых требований отказать, рассмотреть дело без участия своего представителя.
Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором просил в удовлетворении административных исковых требований отказать, рассмотреть дело без участия своего представителя.
Административный ответчик ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором просило в удовлетворении административных исковых требований отказать, рассмотреть дело без участия своего представителя.
Заинтересованное лицо Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, отзыв на административное исковое заявление не представило.
Заинтересованное лицо Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Иркутской области, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав мнение явившихся в судебное заседание лиц, не возражавших рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, совещаясь на месте, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил: рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.
Частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В абзаце 4 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» даны разъяснения о том, что под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).
Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 разъяснено, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 г. - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований:
об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости);
об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
3 июля 2016 г. принят Федеральный закон № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон об оценке), положения которого, за исключением статьи 19, вступили в силу с 1 января 2017 г.
С принятием указанного нормативного акта, законодателем изменена досудебная процедура оспаривания результатов определения кадастровой стоимости путем введения процедуры предоставления разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, рассмотрения обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением, осуществившим определение кадастровой стоимости (положения статей 20, 21 Федерального закона об оценке).
Форма заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости установлена Приказом Росреестра от 06.08.2020 № П/0286 «Об утверждении формы заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, требований к заполнению заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости», а порядок рассмотрения бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации и наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, обращения об исправлении технических и (или) методологических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, урегулирован в статье 21 Федерального закона об оценке.
Частью 22 статьи 21 Федерального закона об оценке предусмотрено, что решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства.
Таким образом, положениями федерального закона предусмотрено право гражданина либо юридического лица оспорить в судебном порядке решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Поскольку искажение данных об объекте оценки, относится к недостоверным сведениям, методологические ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
Исходя из чего, суд приходит к выводу о том, что споры об исправлении технических, методологических ошибок, в результате которых изменяется кадастровая стоимость земельного участка, являются спорами о пересмотре кадастровой стоимости.
Таким образом, данный спор в силу приведенных выше разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28, является спором об определении кадастровой стоимости, подсудным областному суду (пункт 15 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Принимая во внимание то обстоятельство, что положениями Федерального закона об оценке административному истцу Назимовой И.М. предоставлено право в судебном порядке оспорить решение Бюджетного учреждения, принятое по ее заявлению об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, отсутствие в процессуальном законодательстве специальной нормы, устанавливающей процедуру разрешения именно такого требования, не может являться препятствием для реализации конституционного права Назимовой И.М. на судебную защиту и разрешения спора к подсудности которого отнесен такой спор.
Учитывая изложенное выше, судом не приняты доводы заинтересованного лица Администрации г. Иркутска о невозможности рассмотрения административных исковых требований о признании незаконными решений ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» об отказе в пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости без одновременного заявления требований об установлении рыночной стоимости земельного участка, поскольку требования административного истца о перерасчете кадастровой стоимости связаны не с обжалованием решения бюджетного учреждения об установлении рыночной стоимости земельного участка (часть 15 статьи 22.1 Федерального закона об оценке), а с оспариванием решения бюджетного учреждения об установлении рыночной стоимости этого объекта недвижимости по основанию допущенной ошибки вследствие использования бюджетным учреждением недостоверных сведений об объекте недвижимости при определении его кадастровой стоимости (отнесение к иному сегменту использования данного объекта, чем полагает административный истец) (часть 21 статьи 21 Федерального закона об оценке).
Судом установлено, что Назимова И.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадью 60 878 кв.м., с видом разрешенного использования «эксплуатация существующей производственной базы» по адресу: <адрес изъят>, который поставлен на кадастровый учет 11.11.2002.
Из отзыва ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» на административное исковое заявление следует, что 6 мая 2009 г. на основании представленных документов было принято решение об изменении вида разрешенного использования этого земельного участка с «эксплуатация существующей производственной базы» на «для строительства и дальнейшей эксплуатации административно-торгового логистического комплекса».
20 марта 2013 г. на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 13 февраля 2012 г. по делу Номер изъят вид разрешенного использования указанного выше земельного участка был изменен на «эксплуатация существующей производственной базы».
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере 257096316,92 рублей (удельный показатель кадастровой стоимости в размере 4223,14 рублей за 1 кв.м.) была определена ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» в ходе проведения государственной кадастровой оценки, результаты которой утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп, и 14.01.2021 внесена в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН).
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон об оценке) сведения о кадастровой стоимости применяются с 01.01.2021.
3 февраля 2021 г. на основании заявления Назимовой И.М. от 27.01.2021 был произведен государственный кадастровый учет изменений в части площади земельного участка и описания местоположения его границ в связи с исправлением реестровой ошибки, в ЕГРН были внесены сведения об изменении площади земельного участка с 60 878,00 кв.м. на 62 407,00 кв.м.
В связи с внесенными в ЕГРН изменениями в отношении характеристик земельного участка ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» в соответствии со ст.16 Закона об оценке была пересчитана его кадастровая стоимость (акт от 17.02.2021) и составила 263553497,98 рублей (удельный показатель кадастровой стоимости в размере 4223,14 рублей за 1 кв.м.), дата начала применения сведений о кадастровой стоимости 03.02.2021.
В соответствии со ст. 21 Закона об оценке бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости
По итогам исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением в течение трех рабочих дней со дня исправления таких ошибок передается акт об определении кадастровой стоимости в орган регистрации прав для внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН, если такая кадастровая стоимость определена в порядке, предусмотренном статьей 16 Закона об оценке.
Таким образом, в связи с изменением вследствие исправления реестровой ошибки в определении местоположения реестровых точек границ и площади земельного участка согласно выписке из ЕГРН от 03.02.2021 Назимова И.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадью 62 407 (+/- 10) кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: эксплуатация существующей производственной базы, для размещения производственных зданий, адрес (местоположение) земельного участка: <адрес изъят> (л.д. 27-31, т. 1).
Постановлением Правительства Иркутской области от 26 ноября 2020 г. № 969-пп «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Иркутской области и средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов по муниципальным районам и городским округам на территории Иркутской области» кадастровая стоимость земельного участка была определена исходя из его принадлежности к сегменту «Предпринимательство» по состоянию на 1 января 2020 г. в размере 257 096 312,92 рублей.
17 февраля 2021 г. ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» был составлен акт об определении кадастровой стоимости № АОКС-38/2021000046, которым кадастровая стоимость земельного участка была определена исходя из его принадлежности к сегменту «Предпринимательство» по состоянию на 3 февраля 2021 г. в размере 263 553 497,98 рублей.
24 февраля 2021 г. на основании указанного выше акта бюджетного учреждения были внесены сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка в ЕГРН.
3 марта 2021 г. в адрес бюджетного учреждения от административного истца поступило обращение о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости.
Бюджетным учреждением с целью исключения ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости был направлен запрос № 6050/21 от 23.03.2021 в адрес КУМИ г. Иркутска о предоставлении сведений об использовании земельного участка с кадастровым номером Номер изъят.
В ответ на запрос Бюджетного учреждения от КУМИ г. Иркутска поступило письмо Номер изъят от 29.03.2021 с информацией о том, что в ходе визуального осмотра с фотофиксацией, проведенного 28.08.2019 установлено, что в границах земельного участка расположены одноэтажные хозяйственные постройки, склады, административно-торговые здания с помещениями, сдающимися в аренду, объекты придорожного сервиса. В подтверждении предоставленной информации КУМИ г. Иркутска приложен Акт осмотра земельного участка № 02/112 от 29.08.2019.
31 марта 2021 г. административному истцу письмом Номер изъят от 31.03.2021 г. даны разъяснения № РЗ-38/2021/000274 от Дата изъята , связанные с определением кадастровой стоимости.
Дата изъята от административного истца в адрес Бюджетного учреждения поступило заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости в отношении спорного земельного участка, с кадастровым номером Номер изъят по состоянию на Дата изъята и Дата изъята , в котором он указал на несогласие с отнесением данного земельного участка к коду расчета вида использования 04:000 «Предпринимательство», и указал на фактическое использование земельного участка: «Для размещения производственной базы», в связи с чем административный истец считал, что при определении кадастровой стоимости, земельный участок необходимо отнести к 6-му сегменту «Производственная деятельность», просил пересчитать кадастровую стоимость земельного участка исходя из его принадлежности к сегменту «Производственная деятельность».
В связи с поступлением от административного истца заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости в отношении спорного земельного участка, Бюджетным учреждением письмом № 8347/21 от 19.04.2021 повторно сделан запрос в КУМИ г. Иркутска о предоставлении сведений об использовании спорного земельного участка.
Согласно сведениям, предоставленным КУМИ г. Иркутска, на земельном участке с кадастровым номером Номер изъят, расположены одноэтажные хозяйственные постройки, склады, административно-торговые здания с помещениями, сдающимися в аренду, объекты придорожного сервиса, в следствие чего, КУМИ г. Иркутска указало на то, что земельный участок с кадастровым номером Номер изъят фактически имеет вид разрешенного использования «Предпринимательство».
Решениями от 28 апреля 2021 г. № 2021/77 и от 28 апреля 2021 г. № 2021/78 Назимовой И.М. отказано в пересчете кадастровой стоимости земельного участка, в связи с тем, что земельный участок относится к сегменту «Предпринимательство».
При принятии указанных выше решений ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» основывалось на представленном КУМИ администрации г. Иркутска акте осмотра земельного участка от 29 августа 2019 г. № 02/112, в котором указано, что в границах земельного участка расположены одноэтажные хозяйственные постройки, склады, административно-торговые здания с помещениями, сдающимися в аренду, объекты придорожного сервиса.
Анализируя представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о соблюдении Бюджетным учреждением порядка рассмотрения обращений Назимовой И.М. об исправлении ошибок.
Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости осуществляется Бюджетным учреждением в соответствии с требованиями Федерального закона об оценке и Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226 (далее - Методические указания).
Методические указания определяют правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости и предназначены для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
В соответствии с разделами 4, 5, 6, 7 Методических указаний, бюджетным учреждением осуществляется сбор рыночной информации, сведений о значимых ценообразующих факторах, осуществляется оценочное зонирование, проводится объединение объектов недвижимости в группы и подгруппы, в рамках которых подлежит определению кадастровая стоимость, определяются подходы и методы оценки.
Пунктом 1.2 Методических указаний определено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.
Согласно данному пункту используется информация о виде использования объекта недвижимости, под которым понимаются вид (виды) разрешенного использования или назначение объекта недвижимости, определенные (установленные) в отношении такого объекта недвижимости и содержащиеся в ЕГРН по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.
Согласно п. 1.3 Методических указаний, при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 1.10 Методических указаний, земельный участок характеризуется его целевым назначением (принадлежностью земельного участка к определенной категории земель) и (или) разрешенным использованием, а также видом осуществляемой на нем деятельности.
Источниками информации о значениях ценообразующих факторов могут служить, в том числе данные, имеющиеся в распоряжении организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органам муниципальных образований (п. 5.2 Методических указаний).
Подготовка к проведению государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетным учреждением на постоянной основе, в рамках которой бюджетное учреждение собирает и обрабатывает информацию, необходимую для определения кадастровой стоимости.
При подготовке к проведению государственной кадастровой оценки, бюджетное учреждение направляет запросы о предоставлении недостающей информации в органы и организации, в распоряжении которых имеется такая информация.
Из материалов дела следует, что при определении кадастровой стоимости земельного участка, Бюджетным учреждением учтены, в том числе сведения, предоставленные КУМИ г. Иркутска, относительно использования земельного участка, в связи с чем в целях определения кадастровой стоимости, земельный участок отнесен к 4 сегменту «Предпринимательство» с кодом расчета вида использования 04:000 в соответствии с Приложением № 1 к Методическим указаниям.
Суду представлена копия Акта осмотра земельного участка от 29.08.2019 № 02/112, выполненного главным специалистом КУМИ администрации г. Иркутска Цыбиковым Д.Н., из которого следует, что Цыбиков Д.Н. единолично 28.08.2019 в 17 ч. 36 мин. осуществил осмотр земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>, в <адрес изъят>, с видом разрешенного использования «Эксплуатация существующей производственной базы».
В результате произведенного осмотра установлено, что в границах земельного участка расположены одноэтажные постройки, склады, административно-торговые здания с помещениями сдающимися в аренду, объекты придорожного сервиса. К акту приложены материалы фотофиксации.
Из данного акта и материалов фотофиксации не представляется возможным установить, что кроме складов на данном земельном участке расположены также указанные в нем административно-торговые здания с помещениями, сдающимися в аренду, объекты придорожного сервиса. В акте отсутствуют сведения о проведении фактического осмотра специалистом земельного участка и находящихся на нем объектов, что у суда вызывает сомнение в его достоверности.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования.
Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.
Порядок проведения такого контроля (надзора) должен соответствовать Федеральному закону от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации о контрольно-надзорной деятельности» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ).
Бюджетным учреждением и заинтересованным лицом Администрацией г. Иркутска суду не представлено доказательств соблюдения при осуществлении данного осмотра требований Федерального закона № 248-ФЗ.
В частности, суду не представлено доказательств уведомления Назимовой И.М. о проводимой проверке, а представленный суду Акт осмотра земельного участка от 29.08.2019 № 02/112 такой информации не содержит.
Согласно представленной суду административным истцом копии договора аренды Номер изъят от Дата изъята , заключенного между индивидуальным предпринимателем Назимовой И.М. и (данные изъяты)», ИП Назимовой И.М. переданы в аренду ООО «(данные изъяты) сроком с Дата изъята по Дата изъята земельный участок площадью 60 878 кв.м., кадастровый Номер изъят, расположенному по адресу: <адрес изъят>, а также находящиеся на нем объекты:
- весовая (литер Т) площадью 28,7 кв.м., с кадастровым Номер изъят;
- склад (литер К) площадью 1526,4 кв.м., с кадастровым Номер изъят;
- товарный цех (литер О) площадью 1382,4 кв.м., с кадастровым Номер изъят;
- гараж (литер П) площадью 381,2 кв.м., с кадастровым Номер изъят;
- склад (литер Ж) площадью 974,4 кв.м., с кадастровым Номер изъят;
- механический цех (литер С) площадью 473,6 кв.м., с кадастровым Номер изъят;
- склад (литер Щ) площадью 116,3 кв.м., с кадастровым Номер изъят;
- трансформаторная подстанция (литер У) площадью 44,2 кв.м., с кадастровым Номер изъят;
- товарный склад (литера Х) площадью 76,00 кв.м., с кадастровым Номер изъят;
- административное здание (литер Б, Б1) площадью 773,00 кв.м., с кадастровым Номер изъят;
- насосная (литер Ц) площадью 22,6 кв.м., с кадастровым Номер изъят;
- склад (литера Д) площадью 1210,9 кв.м., с кадастровым Номер изъят;
- котельная (литера Н) площадью 141,6 кв.м., с кадастровым Номер изъят;
- склад (литера Ш) площадью 892,4 кв.м., с кадастровым Номер изъят;
- склад (литер Л) площадью 1523,8 кв.м, с кадастровым Номер изъят;
- гараж (литер Р, Р1) площадью 170,1 кв.м, с кадастровым Номер изъят;
- склад (литера Г) площадью 1526,9 кв.м., с кадастровым Номер изъят;
- склад (литера Ф) площадью 3980,3 кв.м., с кадастровым Номер изъят;
- склад (литера М) площадью 1470,7 кв.м., с кадастровым Номер изъят.
Анализируя материалы административного дела, в том числе указанный выше договор аренды, суд приходит к выводу о том, что на земельном участке с кадастровым номером Номер изъят, с видом разрешенного использования: «Эксплуатация существующей производственной базы» находятся объекты недвижимости, которые не осматривались при составлении Акта осмотра земельного участка от 29.08.2019 № 02/112 и их фактическое использование не проверялось, при этом исходя из наименований переданных в аренду объектов недвижимости следует, что они могут относится к производственной деятельности.
Согласно части 13 Федерального закона об оценке при рассмотрении заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, учитывается, что ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе:
1) неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории);
2) использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости.
Анализируя изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что Бюджетным учреждением при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят по состоянию на Дата изъята и Дата изъята использована недостоверная информация о фактическом использовании данного земельного участка, которая могла оказать влияние на правильность отнесения данного земельного участка к коду расчета вида использования 04:000 «Предпринимательство».
При указанных выше обстоятельствах доводы представителя заинтересованного лица Администрации г. Иркутска о правильности расчета кадастровой стоимости земельного участка, поскольку Правилам землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения города Иркутска, утвержденных решением Думы города Иркутска от 28 октября 2016 г. № 006-20-2604301/6, земельный участок с кадастровым номером Номер изъят находится в зоне обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности (ОДЗ-202) в планировочном элементе Л-04-29, основными видами разрешенного использования земельных участков в данной зоне являются «Предпринимательство» с разрешенными объектами капитального строительства (Деловое управление, Рынки, Магазины, Общественное писание, Объекты придорожного сервиса) не могут быть приняты судом во внимание.
Суд, учитывая избранный административным истцом способ защиты нарушенного права, приходит к выводу о том, что оспариваемые административным истцом решения Бюджетного учреждения от 28 апреля 2021 г. № 2021/77 и от 28 апреля 2021 г. № 2021/78 об отказе Назимовой И.М. в пересчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят по состоянию на 1 января 2020 г. и 3 февраля 2021 г. подлежат признанию недействующими, а заявления Назимовой И.М., по которым Бюджетным учреждением приняты данные решения, подлежат повторному рассмотрению.
Поскольку Правительством Иркутской области, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не принимались оспариваемые административным истцом решения ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» об отказе в пересчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, то суд не усматривает оснований для удовлетворения к ним административных исковых требований о признании оспариваемых решений недействующими (незаконными).
Учитывая изложенное выше, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований о возложении обязанности на ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости», Правительство Иркутской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по обеспечению пересчета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят по состоянию на 1 января 2020 г. и 3 февраля 2021 г. исходя из необходимости его отнесения к сегменту «Производственная деятельность», внесению соответствующих изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 26 ноября 2020 г. № 969-пп в части кадастровой стоимости данного земельного участка и внесению соответствующих сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости, поскольку фактическое использование земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, а также правильность его отнесения к сегменту «Предпринимательство», а не «Производственная деятельность» в соответствии с видом его разрешенного использования, и как следствие этого возможность пересчета кадастровой стоимости подлежат повторной проверке.
Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административные исковые требования Назимовой И.М. к Областному государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» об оспаривании решений об отказе в перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости – удовлетворить частично.
Признать недействующими решения Областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» от 28 апреля 2021 г. № 2021/77, от 28 апреля 2021 г. № 2021/78 об отказе Назимовой Ирине Михайловне в пересчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят по состоянию на 1 января 2020 г. и 3 февраля 2021 г.
В удовлетворении административных исковых требований Назимовой И.М. о возложении на Областное государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости», Правительство Иркутской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» обязанности по обеспечению пересчета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят по состоянию на 1 января 2020 г. и 3 февраля 2021 г. исходя из необходимости его отнесения к сегменту «Производственная деятельность», внесению соответствующих изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 26 ноября 2020 г. № 969-пп в части кадастровой стоимости данного земельного участка и внесению соответствующих сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.
Председательствующий А.С. Папуша
Мотивированное решение изготовлено Дата изъята