ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-274/2021 от 15.12.2021 Томского областного суда (Томская область)

Дело № 3а-274/2021

70OS0000-01-2021-000217-34

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2021 года Томский областной суд в составе

председательствующего Осмольской М.О.

при секретаре Волкове А.В.,

помощнике судьи С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело
по административному исковому заявлению акционерного общества «Сибирская Аграрная Группа Мясопереработка» об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий в размере их рыночной стоимости,

установил:

акционерное общество «Сибирская Аграрная Группа Мясопереработка» (сокращенно- АО «Сибирская Аграрная Группа Мясопереработка») в лице представителя Осипова А.В. обратилось в Томский областной суд с административным исковым заявлением к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (сокращенное наименование – Управление Росреестра по Томской области) об установлении по состоянию на 1 января 2019 года кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: Томская область, г.Томск, ул. Нижне-Луговая, д. 16, строение 14, в размере его рыночной стоимости равной 86033000 рублей; нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Нижне-Луговая, д. 16, строение 15, в размере его рыночной стоимости равной 23081 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: Томская область, г.Томск, ул. Нижне-Луговая, д. 14, пом. 1001-1010, 3001-3014, 4001-4012, в размере его рыночной стоимости равной 6 070 000 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что АО «Сибирская Аграрная Группа Мясопереработка» на праве собственности принадлежат вышеуказанные объекты недвижимости, кадастровая стоимость которых по состоянию на 1 января 2019 года составляет: нежилого здания с кадастровым номером /__/ - 242889 190 рублей 49 копеек, нежилого здания с кадастровым номером /__/ – 87290 935 рублей 44 копейки; нежилого помещения с кадастровым номером /__/ - 15601 477 рублей 83 копейки, что значительно превышает их рыночную стоимость, определенную отчетом частнопрактикующего оценщика Д. от 8 ноября 2021 года № 351/21, чем нарушаются права административного истца как налогоплательщика.

Определением судьи от 15 ноября 2021 года административное исковое заявление принято к производству суда.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца, представителей административных ответчиков, заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.

В письменных отзывах на административное исковое заявление представитель административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области Пичугина А.С., представители заинтересованных лиц ОГБУ «ТОЦИК» Точилко А.В., ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области Камышников А.В. решение вопроса об удовлетворении заявленных требований оставили на усмотрение суда.

В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель заинтересованного лица Томской области в лице Администрации Томской области Дюканова Т.Я. полагала, что Администрация не может выступать по настоящему делу от имени субъекта Российской Федерации - Томской области; для осуществления полномочий Томской области в сфере управления областными финансами и совершенствования межбюджетных отношений создан специализированный орган - Департамент финансов Томской области, Администрация Томской области не является участником соответствующих правоотношений.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Томской области письменный отзыв на административное исковое заявление суду не представил.

Представители заинтересованных лиц ОГБУ «ТОЦИК», ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1); результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде по заявлению об оспаривании (часть 3); результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7).

Судом установлено, что с 16 декабря 2020года административный истец является собственником нежилого здания с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Нижне-Луговая,
д. 16, строение 14; нежилого здания с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Нижне-Луговая,
д. 16, строение 15; нежилого помещения с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Нижне-Луговая, д. 14, пом. 1001-1010, 3001-3014, 4001-4012 (выписки из ЕГРН от 18.11.2021).

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 18.11.2021 кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости составляет: нежилого здания с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Нижне-Луговая, д. 16, строение 14 - 242889 190 рублей 49 копеек; нежилого здания с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Нижне-Луговая, д.16, строение 15 - 87290 935 рублей 44 копейки; нежилого помещения с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: Томская область, г.Томск, ул. Нижне-Луговая, д. 14, пом. 1001-1010, 3001-3014, 4001-4012 – 15601 477 рублей 83 копейки.

Данная кадастровая стоимость установлена приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 22 ноября 2019года №41 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, помещений, машино-мест и иных видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Томской области» (пункты приложения к приказу 288811, 288816, 33198).

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером /__/ внесены в Единый государственный реестр недвижимости 21января 2020года, объектов недвижимости с кадастровыми номерами /__/ и /__/ - 22января 2020года.

В соответствии со статьями 372-374 Налогового кодекса Российской Федерации организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения, являются плательщиками налога на имущество организаций.

Согласно пункту 2 статьи 375 того же Кодекса налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей
378.2 Кодекса, в силу пункта 7 которой уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с абзацем 2 пункта 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Приведенные данные указывают на заинтересованность административного истца в установлении кадастровой стоимости как налогооблагаемой базы в размере равном рыночной стоимости объектов недвижимости, а его требования в полной мере согласуются с положениями статей 373, 375, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в силу которых федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости этого недвижимого имущества равной его рыночной стоимости.

В соответствии со статьей 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Сведения о кадастровой стоимости, полученные в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений в ЕГРН, являющихся основанием для определения такой кадастровой стоимости в соответствии со статьей 16 указанного Федерального закона (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ).

Как указано выше, кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости определена по состоянию на 1 января 2019 года приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 22 ноября 2019 года № 41 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, помещений, машино-мест и иных видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Томской области».

В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта.

Административный истец в подтверждение заявленных требований представил подготовленный частнопрактикующим оценщиком Д. отчет об оценке от 8 ноября 2021года №351/21, согласно которому по состоянию на 1 января 2019года рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Нижне-Луговая, д. 16, строение 15, составляет 23081 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: Томская область, г.Томск, ул. Нижне-Луговая, д. 14, пом. 1001-1010, 3001-3014, 4001-4012 - 6 070000 рублей; нежилого здания с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Нижне-Луговая, д.16, строение 14 - 86 033000 рублей.

Административным ответчиком Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области и заинтересованным лицом ОГБУ «ТОЦИК» представлены отзывы на административное исковое заявление, в связи с имеющимися замечаниями к отчету полагали, что основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Административным истцом представлен новый отчет частнопрактикующего оценщика Д. от 14 декабря 2021 года № 351-1/21, согласно которому по состоянию на 1 января 2019года рыночная стоимость спорных объектов недвижимости составляет: нежилого здания с кадастровым номером /__/ площадью 4142,7 кв.м, расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Нижне-Луговая, д. 16, строение 15 - 24518 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером /__/ площадью 481,7 кв.м, расположенного по адресу: Томская область, г.Томск, ул. Нижне-Луговая, д. 14, пом. 1001-1010, 3001-3014, 4001-4012, - 6 070000 рублей; нежилого здания с кадастровым номером /__/ площадью 14315,8 кв.м, расположенного по адресу: Томская область, г.Томск, ул. Нижне-Луговая, д. 16, строение 14 - 86 663000 рублей.

Административным ответчиком Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области, заинтересованным лицом ОГБУ «ТОЦИК» представлены дополнительные отзывы на административное исковое заявление, согласно которым замечания к новой редакции отчета отсутствуют, разрешение вопроса об удовлетворении требований административного истца оставлен на усмотрение суда.

Согласно вышеуказанному отчету при оценке спорных объектов недвижимости оценщик использовал сравнительный и доходный подходы, мотивировав отказ от применения затратного подхода (пункт 9.3 отчета).

При проведении исследования оценщиком проведена выборка объектов-аналогов и определены три аналога для определения стоимости объектов сравнительным подходом и три аналога для определения стоимости доходным подходом. В ходе анализа к ценам аналогов оценщиком применены корректировки на различия, существующие между аналогами и объектом оценки, по всем значимым группам элементов сравнения приведены расчеты, а также пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.

В результате проведенного исследования оценщиком определена рыночная стоимость спорных объектов недвижимости с учетом преимуществ и недостатков использованных подходов, особенностей оцениваемых объектов и текущего состояния рынка недвижимости.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно пункту 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года
№ 299, отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе данным Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.

Оценивая представленный отчет от 14 декабря 2021 года № 351-1/21 в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что при составлении данного отчета требования Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» соблюдены.

Указанный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями, и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов. Указанные в отчете цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объектов оценки. Ответственность оценщика Д. застрахована в установленном порядке и размере.

Таким образом, кадастровая стоимость вышеназванных объектов недвижимости может быть установлена по состоянию на 1 января 2019 года в размере их рыночной стоимости, определенной отчетом частнопрактикующего оценщика Д. от 14 декабря 2021 года № 351-1/21.

Согласно статье 248, части 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости; также в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления в суд или соответствующую комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Томской области в отношении спорных объектов недвижимости административный истец не обращался; административное исковое заявление подано в суд (направлено в электронном виде) 11 ноября 2021года.

В соответствии с требованиями пункта 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указанные сведения об изменении кадастровой стоимости, включая дату подачи соответствующего заявления, подлежат внесению в кадастр недвижимости.

Доводы представителя заинтересованного лица Томской области в лице Администрации Томской области о том, что Администрация Томской области не может выступать по настоящему делу от имени Томской области, подлежат отклонению в связи со следующим.

Поскольку в соответствии с подпунктами «а», «б» статьи 82 Устава (Основного Закона) Томской области, принятого решением Томской областной Думы от 26 июля 1995 года № 136, зарегистрированного в Управлении Минюста России по Сибирскому Федеральному округу 31 января 2001 года № RU70000199500001, Администрация Томской области разрабатывает и реализует стратегию социально-экономического развития области, разрабатывает проект областного бюджета и обеспечивает исполнение областного бюджета, готовит отчет об исполнении областного бюджета, разрабатывает и реализует налоговую политику в области, Томская область, в бюджет которой подлежит уплате налог на имущество организаций, подлежала привлечению к участию в настоящем деле в качестве заинтересованного лица в лице Администрации Томской области.

В связи с изложенным, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление акционерного общества «Сибирская Аграрная Группа Мясопереработка» об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий в размере их рыночной стоимости удовлетворить;

установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость

нежилого здания с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Нижне-Луговая,
д. 16, строение 15, в размере его рыночной стоимости равной 24518000 (двадцать четыре миллиона пятьсот восемнадцать тысяч) рублей;

нежилого помещения с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Нижне-Луговая,
д. 14, пом. 1001-1010, 3001-3014, 4001-4012, в размере его рыночной стоимости равной
6 070000 (шесть миллионов семьдесят тысяч) рублей;

нежилого здания с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Нижне-Луговая,
д. 16, строение 14, в размере его рыночной стоимости равной 86 663000 (восемьдесят шесть миллионов шестьсот шестьдесят три тысячи) рублей;

датой подачи заявления считать 11 ноября 2021 года;

указанная кадастровая стоимость объектов недвижимости является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости;

на решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд.

Председательствующий М.О. Осмольская

Решение суда в окончательной форме изготовлено 29 декабря 2021 года