ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-274/2021 от 23.12.2021 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

КОПИЯ

Административное дело № 3а-274/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2021 года город Салехард

Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Дряхловой Ю.А.,

при ведении протокола помощником судьи Ковалкиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о приостановлении деятельности Регионального отделения политической партии «Казачья партия Российской Федерации» в Ямало-Ненецком автономном округе,

установил:

Региональное отделение политической партии "Казачья партия Российской Федерации" в Ямало-Ненецком округе (далее - Региональное отделение партии) зарегистрировано на основании Решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу от 19.03.2013, сведения о нем внесены в единый государственный реестр юридических лиц с присвоением основного государственного регистрационного номера - 1138900000183 27.03.2013(л.д. 76).

Управление Министерства юстиции по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением о приостановлении сроком на шесть месяцев деятельности названного Регионального отделения партии.

В обоснование заявленного требования указано, что в нарушение положений пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» Региональное отделение партии не представило в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа сведения о поступлении и расходовании средств за II - III кварталы 2021 года. По фактам непредставления этих сведений Управлением в адрес Регионального отделения партии вынесены письменные предупреждения, обязывающие устранить эти нарушения в течение тридцати дней со дня получения предупреждений. Несмотря на это, Региональное отделение партии до настоящего времени указанные нарушения закона не устранило, сведения о поступлении и расходовании денежных средств за вышеназванные периоды в избирательную комиссию не представило, что является основанием для приостановления его деятельности в соответствии с пунктом 2 статьи 39 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях».

20.12.2021 в суд поступили дополнения к исковому заявлении, из которых следует, что помимо заявленных нарушений, выразившихся в не предоставлении сведений о поступлении и расходовании средств за II - III кварталы 2021 года, Региональное отделение политической партии «Казачья партия Российской Федерации» в яМало-Ненецком автономному округе аналогичные нарушения допускала во II квартале 2020 года. Также по решению суда деятельность регионального отделения приостанавливалась в 2017 году, что свидетельствует о неоднократности допущенных нарушений.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, суд их явку обязательной не признавал. На основании ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) административное дело подлежит рассмотрению в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании 14.12.2021 представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии по ЯНАО Хозяинов А.Б. заявленные требования поддержал, полагал, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку подобные нарушения со стороны регионального отделения партии носят систематический характер.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 3 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (пункт 1). Политическая партия должна иметь не менее чем в половине субъектов Российской Федерации региональные отделения, то есть структурные подразделения политической партии, созданные по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющие свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации (подпункт "а" пункта 2, пункт 3).

Политическая партия, ее региональные отделения в соответствии со статьей 27 вышеназванного Федерального закона обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии. Пунктом 3 статьи 34 этого же Федерального закона на региональное отделение политической партии возложена обязанность по ежеквартальному (не позднее чем через 30 дней со дня окончания квартала) представлению в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого оно зарегистрировано, сведения о поступлении и расходовании средств политической партии.

Контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий в силу Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы.

В случае нарушения региональным отделением политической партии Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» и иных федеральных законов соответствующий территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 39 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» выносит региональному отделению политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее одного месяца. В случае, если региональным отделением политической партии в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение территориального органа не было обжаловано в суд, деятельность регионального отделения политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа на основании заявления соответствующего территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации.

Таким образом, в силу вышеприведенных норм законодательства Российской Федерации, основанием для приостановления деятельности регионального отделения политической партии является неустранение этим отделением допущенного им нарушения законодательства Российской Федерации после вынесения предупреждения территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации.

Из представленных суду материалов следует, что в сроки, установленные пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», Региональным отделением партии действительно не были представлены в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа сведения о поступлении и расходовании средств за II квартал 2020 года, II, III кварталы 2021 года (л.д. 91-92).

Выявив указанные нарушения требований федерального закона, Управление в соответствии с полномочиями, предоставленными ему пунктом 2 статьи 39 вышеназванного федерального закона, вынесло в адрес Регионального отделения партии два письменных предупреждения: от 23.08.2021 №02/01-13/2108 по факту непредставления сведений о поступлении и расходовании средств за II квартал 2021 года (л.д. 80-81), от 22.11.2021 №02/01-15/3090 по факту непредставления сведений за III квартал 2021 года (л.д. 93-94).

В материалах, представленных суду, отсутствуют сведения об обжаловании Региональным отделением партии вышеперечисленных письменных предупреждений в суд, как нет и данных, свидетельствующих о том, что Региональное отделение политической партии «Казачья партия Российской Федерации» в ЯНАО известило Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу об устранении нарушений закона, указанных в этих предупреждениях.

Таким образом, административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о приостановлении деятельности регионального отделения политической партии «Казачья партия Российской Федерации» в Ямало-Ненецком автономному округе сроком на шесть месяцев является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статья 175-180, 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о приостановлении деятельности Регионального отделения политической партии «Казачья партия Российской Федерации» в Ямало-Ненецком автономном округе - удовлетворить.

Приостановить деятельность Регионального отделения Политической партии «Казачья партия Российской Федерации» в Ямало-Ненецком автономном округе (ОГРН - 1138900000183) сроком на шесть месяцев.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в апелляционном порядке, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/ Ю.А. Дряхлова