ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-275/2015 от 16.10.2015 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Иркутск 16 октября 2015 года

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Туглаковой Л.Г.,

при секретаре судебного заседания Мархееве А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело "номер изъят" по административному исковому заявлению ООО «Паритет» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Правительству Иркутской области, заинтересованное лицо Администрация муниципального образования «Тайшетское городское поселение» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ООО «Паритет» обратился с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 8 418 кв.м., с кадастровым "номер изъят", разрешенное использование: под существующей нежилой застройкой (приемно-заготовительный цех, скважина, склад готовой продукции, гараж, объект незавершенного строительства, здание красного уголка, цех переработки), расположенного по "адрес изъят" равной его рыночной стоимости в размере (данные изъяты).

Земельный участок принадлежит ООО «Паритет» на праве собственности.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят" установлена в размере (данные изъяты) по состоянию на "дата изъята" .

Земельный участок отнесен к 3 группе видов разрешенного использования, удельный показатель составляет (данные изъяты) за 1 кв.м.

Полагает, что указанная кадастровая оценка значительно превышает рыночную стоимость объекта, что отражается на размере уплачиваемого истцом земельного налога.

Определением судьи Иркутского областного суда от 15 июля 2015 года в качестве ответчиков привлечены Правительство Иркутской области и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Иркутской области.

Административные ответчики ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области, Правительство Иркутской области, Управление Росреестра по Иркутской области надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.

Ранее в отзывах на исковое заявление представители ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области, Управление Росреестра по Иркутской области просили отказать в удовлетворении требований в полном объеме, рассмотрев исковое заявление в отсутствие представителей.

В судебном заседании представитель административного истца Сидорова И.И. не представила суду в соответствии с требованиями частей 1 и 3 статьи 55 КАС РФ диплом о наличии высшего юридического образования, поэтому на основании части 4 статьи 58 КАС РФ суд отказал в признании ее полномочий на участие в административном деле.

Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования «Тайшетское городское поселение» Коваленко Н.А. в судебное заседание также не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.

Суд, совещаясь на месте, с учетом имеющихся заявлений от лиц, участвующих в деле, о рассмотрении дела в отсутствии их представителей, руководствуясь положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив доводы административного искового заявления, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению частично.

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Пунктом 5 указанной статьи определено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В силу пункта 3 данной статьи в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как следует из материалов административного дела, земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым "номер изъят", разрешенное использование: под существующей нежилой застройкой (приемно-заготовительный цех, скважина, склад готовой продукции, гараж, объект незавершенного строительства, здание красного уголка, цех переработки), общей площадью 8 418 кв.м., расположенный по "адрес изъят" принадлежит ООО «Паритет» на праве собственности (данные изъяты).

Право собственности административного истца на земельный участок с кадастровым "номер изъят" возникло на основании постановления Администрации Тайшетского района от "дата изъята" , договора купли-продажи земельного участка от "дата изъята" .

Согласно приложению 1 к Постановлению Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции Постановления Правительства Иркутской области № 239-пп от 5 мая 2014 года), вышеуказанный земельный участок отнесен к 3-ей группе разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок) и для него определен удельный показатель кадастровой стоимости (данные изъяты) за 1 кв.м.

"дата изъята" на основании постановления № 517-пп филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым "номер изъят" внесены сведения о кадастровой стоимости в размере (данные изъяты) по состоянию на "дата изъята" .

Согласно представленной в материалах административного дела кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка от "дата изъята" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят" составляет (данные изъяты), кадастровая стоимость определена по состоянию на "дата изъята" .

Кадастровый адрес, площадь земельного участка с кадастровым "номер изъят", а также категория земель, на котором он расположен, вид разрешенного использования подтверждается кадастровым паспортом от "дата изъята" , выданным Филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Иркутской области (данные изъяты).

В доказательство установления кадастровой стоимости в размере равной рыночной стоимости земельного участка административным истцом был представлен отчет "номер изъят", выполненный оценщиком ООО «Межрегиональная компания «Союз», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят" по состоянию на "дата изъята" составляет (данные изъяты).

Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью земельного участка, принадлежащего истцу, и его рыночной стоимостью, определенной в отчете "номер изъят", подготовленном оценщиком ООО «Межрегиональная компания «Союз» Б., на несоответствие которого действующим нормам закона указано в решении Комиссии об отклонении заявления, по инициативе административного истца, с учетом мнения сторон, определением суда от 27 августа 2015 года по делу назначена судебная экспертиза, на разрешение которой поставлены вопросы: 1) допущены ли оценщиком ООО «Межрегиональная компания «Союз» Б. в отчете "номер изъят" нарушение требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости указанных земельных участков, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе правильно ли определены факторы, влияющие на стоимость земельных участков, допускались ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная оценщиком достоверной, достаточной, проверяемой; 2) какова рыночная стоимость объекта недвижимости земельного участка площадью 8 418 кв.м., с кадастровым "номер изъят", разрешенное использование: под существующей нежилой застройкой (приемно-заготовительный цех, скважина, склад готовой продукции, гараж, объект незавершенного строительства, здание красного уголка, цех переработки), расположенного по "адрес изъят" по состоянию на "дата изъята" .

Согласно заключению эксперта ИрНИТУ Межрегионального открытого центра права и судебной экспертизы В."номер изъят" оценщиком ООО «Межрегиональная компания «Союз» Б. в отчете "номер изъят" допущены арифметические ошибки при внесении корректировок на торг и на площадь для аналогов 1 и 3, которые не отразились на стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке. Экспертом выявлено, что оценщиком допущено нарушение требований п. 11 ФСО № 3, п. 22 ФСО № 7. Информация в части подбора объектов-аналогов, использованная оценщиком, достоверна, достаточна, проверяема. При описании объекта оценки, применении методов расчета рыночной стоимости земельного участка нарушений требований федеральных стандартов оценки не выявлено. Вместе с тем, оценщиком установлено, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят" по состоянию на "дата изъята" составляет (данные изъяты).

Суд находит, что заключение эксперта В. является надлежащим доказательством по делу, поскольку заключение соответствует требованиям, предъявляемым Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства, не имеет противоречий и не вызывает сомнения в его объективности; его содержание соответствует требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности. Кроме того, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

Экспертом объект оценки в целом идентифицирован. В заключении эксперта отражены основные стоимостные характеристики и факторы объекта оценки, используемые в расчетах его стоимости. Методические основы определения стоимости изложены в заключении достаточно полно, применение сравнительного подхода для определения стоимости объекта оценки обоснованно.

Основываясь на проведенных расчетах, эксперт пришел к выводу о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят" по состоянию на "дата изъята" составляет (данные изъяты).

Доказательств недостоверности установленной в заключение эксперта рыночной стоимости земельного участка лица, участвующие в деле, не представили.

Оснований для выводов о недостоверности результатов судебной экспертизы у суда отсутствуют.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для установления кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере равной его рыночной стоимости, поэтому требования истца подлежат удовлетворению.

В пункте 25 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» содержатся разъяснения следующего содержания: «Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.

Истец, являясь юридическим лицом, обратился в Комиссию с соответствующим заявлением, поэтому датой подачи заявления является "дата изъята" .

Требования заявителя о возложении обязанности на орган кадастрового учета внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, суд считает излишне заявленными, поскольку в силу статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 08 июня и 13 июля 2015 года), части 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» является органом, непосредственно осуществляющим полномочия по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, который принимает к исполнению вступившее в законную силу судебное постановление об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости. Поэтому в этой части заявленных требований, следует отказать в их удовлетворении.

При этом, суд учитывает, что какая-либо материально-правовая заинтересованность в данном деле у органа кадастрового учета отсутствует, поэтому на него не может быть возложена обязанность, так как внесение в государственный кадастр недвижимости сведений является следствием принятия судом решения об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

Административным истцом при обращении в суд оплачена государственная пошлина в размере (данные изъяты), что подтверждается платежными поручениями "дата изъята" .

Размер подлежащей уплате государственной пошлины был определен исходя из положений подпункта п.3 статьи 333.19. НК РФ (в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ), который предусматривал, что при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, размер государственной пошлины составляет для организаций - (данные изъяты).

Однако, исходя из разъяснения, содержащегося в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», государственная пошлина при подаче заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости уплачивается в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ в отношении каждого объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается, то есть в размере по (данные изъяты) с каждого объекта. Таким образом, государственная пошлина подлежащая уплате в данном случае составляет (данные изъяты), излишне оплаченная государственная пошлина в размере (данные изъяты) подлежит возврату из бюджета на основании статьи 93 ГПК РФ.

Согласно ст. 330.40 Налогового Кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.06.2015), решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковоезаявление ООО «Паритет» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 8 418 кв.м., с кадастровым "номер изъят", разрешенное использование: под существующей нежилой застройкой (приемно-заготовительный цех, скважина, склад готовой продукции, гараж, объект незавершенного строительства, здание красного уголка, цех переработки), расположенного по "адрес изъят", равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на "дата изъята" в размере (данные изъяты).

Дата обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым "номер изъят", расположенного по "адрес изъят", в Комиссию по рассмотрению споров – "дата изъята" .

В части требования об обязании ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Иркутской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка по состоянию на "дата изъята" , равной его рыночной стоимости отказать.

Возвратить ООО «Паритет» из бюджета излишне оплаченную государственную пошлину в размере (данные изъяты).

Банк ООО «Паритет» Отделение Иркутск Иркутский РФ «Россельхозбанк», ИНН 3815008624, КПП 381501001, БИК 042520700, счет № 30101810700000000700.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение.

Председательствующий судья Л.Г. Туглакова