Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 февраля 2017 года г.Самара
Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Подольской А.А.
При секретаре судебного заседания Шабер И.С.
Рассмотрев в порядке упрощенного производства материалы административного дела №3а-276/2017 по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Самарской общественной организации ветеранов (пенсионеров) профессионального образования,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Самарской общественной организации ветеранов (пенсионеров) профессионального образования.
В обоснование своих доводов административный истец сослался на то, что в нарушение абз. 4 и 8 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» указанная организация неоднократно не исполняла предусмотренную законом обязанность о предоставлении в уполномоченный орган информации о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения, постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях, а также обязанность о предоставлении информации об объемах получаемых ею от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Однако, начиная с 2014 года, данная информация организацией в уполномоченный орган не представлялась. В связи с установленными фактами неоднократного и грубого нарушения Организацией законодательства Российской Федерации Управление юстиции обратилось в суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если: ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке прощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.
В случае, если для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно применения такого порядка, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка.
Для случая, предусмотренного ч.2 настоящей статьи, упрощенный (письменный) порядок производства по административному делу может быть применен, если административный ответчик не возражает против рассмотрения административного дела в таком порядке.
В случае, если по истечении указанного в ч.2 ст. 291 КАС РФ срока возражения административного ответчика не поступили в суд, суд выносит определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и рассматривает административное дело по этим правилам.
Управлением Министерства юстиции РФ по Самарской области при предъявлении иска заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, вследствие чего судом в определении о подготовке к рассмотрению дела было указано на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и установлен 10-дневный срок для представления в суд возражений относительно этого порядка.
От административного ответчика Самарской областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) профессионального образования возражений против применения такого порядка рассмотрения административного дела не поступило (определение о подготовке дела и извещение получено административным ответчиком ДД.ММ.ГГ., что подтверждается распечаткой с сайта «Почта России»).
Рассмотрение административного дела назначено в порядке упрощенного (письменного) производства, единолично судьей, без вызова сторон, дело рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства в порядке п.7 ст. 150 КАС РФ.
Суд, исследовав и оценив письменные доказательства и иные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с.3 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;
Согласно ст. 262 КАС РФ, административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, в том числе право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (ч.1 ст.30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч.2 ст.15).
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и /или/ ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций и структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
В рамках представленных полномочий Министерство юстиции и его территориальные органы вправе запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, в том числе от регистрируемых общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.
Согласно статье 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ), или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ №64 от 27.12.2016 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» административное исковое заявление о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения подается прокурором субъекта Российской Федерации или территориальным органом Минюста России.
Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области является тем самым государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации общественной организации предоставлено законом.
В соответствии с абз. 3 ст. 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" основаниями для ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 ГК Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случае осуществления юридическим лицом деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Статьей 29 Федерального закона №82-ФЗ «Об общественных объединениях» определены обязанности общественного объединения, в частности, оно обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 статьи 29 ФЗ №82 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 года №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» общественное объединение обязано представлять в уполномоченный орган документы, содержащие информацию об объемах получаемых им от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГ. в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером № внесена запись о создании Самарской областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) профессионального образования.
В соответствии с п.№ Устава Самарской областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) профессионального образования, деятельность Организации основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, действующим законодательством РФ, нормами международного права и настоящего устава /л.д.7/.
При таких обстоятельствах суд считает установленным, что Самарская областная общественная организация ветеранов (пенсионеров) профессионального образования учреждено как юридическое лицо и зарегистрировано в качестве такового в установленном законом порядке.
Общественная организация является одной из организационно-правовых форм общественного объединения (статья 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях").
В связи с этим деятельность указанной организации регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Статьей 29 Федерального закона №82-ФЗ определены обязанности общественного объединения, в частности, оно обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.
Ликвидируется общественное объединение по решению суда в случае осуществления им деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (подп.3 п.3 ст. 61 ГК РФ и ч.1 ст.44 Федерального закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).
С 2014 года Самарская областная общественная организация ветеранов (пенсионеров) профессионального образования неоднократно нарушала требования закона.
В нарушение положений абз.4 статьи 29 ФЗ №82 вышеупомянутая организация с 2014 года не информировала Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях.
Кроме того, с 2014 года она не предоставляла в уполномоченный орган информацию об объемах получаемых ею от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГ. Управлением в адрес организации направлено предупреждение в порядке ст. 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», с указанием срока устранения нарушения требований аб. 4, 8 ч.1 ст.29 Закона № 82-ФЗ (до 01.09.2015г.).
Однако, на данное предупреждение ответа не поступило, информация о продолжении деятельности организации в соответствии с требованиями законодательства административным ответчиком не представлена.
В соответствии с ч.ч.4,5 ст.29 Федерального закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц; непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
На момент рассмотрения настоящего административного дела в суде сведений об устранении неоднократных и грубых нарушений, которые носят неустранимый характер, в Управление Минюста России и в суд не представлено.
Неоднократные и грубые нарушения являются основанием для ликвидации и исключения из ЕГРЮЛ Самарской областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) профессионального образования.
В данном случае ликвидация такого общественного объединения как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является соразмерной допущенным нарушениям.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 264, 294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требование Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области удовлетворить.
Ликвидировать и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц Самарскую областную общественную организацию ветеранов (пенсионеров) профессионального образования, запись о создании которой внесена в ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГ. за основным государственным регистрационным номером №.
Решение, принятое в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 27.02.2017г.
Председательствующий: подпись
Копия верна.
Судья
Секретарь