ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-276/2022 от 07.07.2022 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Дело № 3а-276/2022

УИД 64OS0000-01-2022-000247-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июля 2022 года г. Саратов

Саратовский областной суд в составе:

председательствующего Аршиновой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Куняевой Н.С.,

с участием прокурора отдела Саратовской областной прокуратуры Анашкина А.В.,

с участием представителя административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Собранию депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области об оспаривании в части решения Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области № 192/18-2021 от 22 декабря 2021 года «Об установлении регулируемых тарифов на услуги по перевозке пассажиров, багажа и цен на месячные проездные билеты по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском наземном электрическом транспорте»,

установил:

22 декабря 2021 года Собранием депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области принято решение № 192/18-2021 «Об установлении регулируемых тарифов на услуги по перевозке пассажиров, багажа и цен на месячные проездные билеты по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском наземном электрическом транспорте», которым установлен регулируемый тариф на услуги по перевозке пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском наземном электрическом транспорте за одну поездку при оплате проезда на наличный расчет в размере 27 рублей, по перевозке багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском наземном электрическом транспорте за одну поездку при оплате проезда на наличный расчет в размере 27 рублей.

ФИО2 обратился в Саратовский областной суд с административным иском к Собранию депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области об оспаривании решения от 22 декабря 2021 года № 192/18-2021 в указанной выше части.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области № 192/18-2021 от 22 декабря 2021 года установлены регулируемые тарифы на услуги по перевозке пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском наземном электрическом транспорте в следующем размере: за одну поездку при оплате проезда по безналичному расчету в размере 23 рублей, за одну поездку при оплате проезда за наличный расчет в размере 27 рублей; при перевозке багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском наземном электрическом транспорте - за провоз одного места багажа при оплате проезда по безналичному расчету в размере 23 рублей, за провоз одного места багажа при оплате проезда за наличный расчет в размере 27 рублей.

Административный истец полагает, что установление различной оплаты за перевозку пассажиров и багажа в зависимости от формы оплаты - наличной либо безналичной (по карте) - противоречит статье 16.1 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», которая прямо запрещает устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.

Административным ответчиком представлены письменные возражения, из которых следует, что он выражает свое несогласие с административными исковыми требованиями, полагает, что оспариваемый нормативный акт принят в соответствии с нормами действующего законодательства, в пределах компетенции Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области, обнародован в порядке, предусмотренном законодательством. Оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.

В судебном заседании представитель административного ответчика поддержала письменные возражения, полагала неподлежащим удовлетворению административное исковое заявление по основаниям указанным в представленных возражениях.

Административный истец о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявил, просил рассмореть дело в его отсутствие, в связи с чем, суд, руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), рассмотрел дело в его отсутствие.

Заслушав объяснения представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В силу части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области № 192/18-2021 от 22 декабря 2021 года установлены регулируемые тарифы на услуги по перевозке пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском наземном электрическом транспорте в следующем размере: за одну поездку при оплате проезда по безналичному расчету в размере 23 рублей, за одну поездку при оплате проезда за наличный расчет в размере 27 рублей; при перевозке багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском наземном электрическом транспорте - за провоз одного места багажа при оплате проезда по безналичному расчету в размере 23 рублей, за провоз одного места багажа при оплате проезда за наличный расчет в размере 27 рублей.

Административный истец при проезде в качестве пассажира 19 мая 2022 года оплатил в городском наземном электрическом транспорте (маршрут № 14 в городе Энгельсе) за одну поездку по безналичному расчету 23 рубля, 20 мая 2022 года при проезде в качестве пассажира оплатил в городском наземном электрическом транспорте (маршрут № 14 в городе Энгельсе) за одну поездку за наличный расчет 27 рублей.

Таким образом, установлено, что административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области № 192/18-2021 от 22 декабря 2021 года «Об установлении регулируемых тарифов на услуги по перевозке пассажиров, багажа и цен на месячные проездные билеты по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском наземном электрическом транспорте».

Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» установлены общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

В статье 1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» определено, что отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, не урегулированные указанным федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Правительство Российской Федерации определяет с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждает перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы), которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 07 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвердило Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в их числе указаны перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси.

Установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) согласно подпункту 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

При этом в пункте 3.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» указано, что по вопросам пункта 2 данной статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.

Часть 2 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что регулируемые тарифы на перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах субъекта Российской Федерации устанавливаются органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.

Из изложенного следует, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).

В соответствии со статьей 2 Закона Саратовской области от 27 апреля 2020 года № 42-ЗСО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по установлению регулируемых тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в Саратовской области» регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в Энгельсском муниципальном районе устанавливаются органом местного самоуправления Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Уставом Энгельсского муниципального района Саратовской области, принятым на местном референдуме 22 декабря 1996 года, Энгельсский муниципальный район является муниципальным образованием, состоящим из городских и сельских поселений, объединенных общей территорией, наделен статусом муниципального района.

Структуру органов местного самоуправления Энгельсского муниципального района составляют: Собрание депутатов Энгельсского муниципального района, Глава Энгельсского муниципального района, администрация Энгельсского муниципального района и Контрольно-счетная палата Энгельсского муниципального района.

Собрание депутатов Энгельсского муниципального района является представительным органом Энгельсского муниципального района, состоит из 15 депутатов. Собрание депутатов Энгельсского муниципального района состоит из глав поселений, входящих в состав Энгельсского муниципального района и депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с нормой представительства, установленной Законом Саратовской области от 29 октября 2014 года № 131-ЗСО «О порядке формирования и сроке полномочий представительных органов муниципальных районов в Саратовской области», исходя из численности поселений, входящих в состав Энгельсского муниципального района.

Собрание депутатов Энгельсского муниципального района состоит из 15 депутатов. Заседание Собрания депутатов Энгельсского муниципального района правомочно, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Согласно статье 18 Устава в компетенции Собрания депутатов Энгельсского муниципального района также находится принятие муниципальных правовых актов, устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории Энгельсского муниципального района.

Порядок организации деятельности Собрания депутатов Энгельсского муниципального района определяется регламентом Собрания депутатов Энгельсского муниципального района, утверждаемым решением Энгельсского районного Собрания депутатов.

На основании статьи 34 Устава правовые акты Собрания депутатов Энгельсского муниципального района принимаются в форме решений.

Собрание депутатов Энгельсского муниципального района по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Саратовской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Энгельсского муниципального района, решения об удалении Главы Энгельсского муниципального района в отставку, решения по вопросам организации деятельности Собрания депутатов Энгельсского муниципального района, а также решения о делегировании администрации Энгельсского муниципального района отдельных полномочий, не отнесенных законодательством Российской Федерации, Саратовской области и муниципальными правовыми актами к его исключительной компетенции.

Решения Собрания депутатов Энгельсского муниципального района, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Энгельсского муниципального района, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Собрания депутатов Энгельсского муниципального района, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством

Решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Энгельсского муниципального района, подлежат обязательному официальному опубликованию (обнародованию), вступают в силу со дня их официального опубликования (обнародования), если самими решениями не установлен более поздний срок вступления их в силу.

Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, определенном решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района и распространяемом на всей территории Энгельсского муниципального района.

Как следует из материалов дела, 22 декабря 2021 года на заседании Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области принято решение № 192/18-2021 «Об установлении регулируемых тарифов на услуги по перевозке пассажиров, багажа и цен на месячные проездные билеты по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском наземном электрическом транспорте».

Согласно порядку, определенному в самом нормативном правовом акте, решение Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области № 192/18-2021 от 22 декабря 2021 года вступает в силу с 01 мая 2022 года.

На заседании присутствовали все 15 депутатов от 15 избранных депутатов, решение принято большинством голосов, опубликовано 24 декабря 2021 года в Общественно-политической газете Энгельсского муниципального района «Наше слово - газета для всех и для каждого» № 94 (22882), 10 января 2022 года на сайте Энгельсского муниципального района Саратовской области http://www.engels-city.ru.

Таким образом, оспариваемое решение принято в пределах полномочий Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области, с соблюдением предусмотренной формы и вида нормативного правового акта, установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил введения нормативного правового акта в действие.

Проверив нормативный правовой акт в оспариваемой административный истцом части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к следующему.

Основным методом государственного регулирования тарифов на пассажирские перевозки является метод экономически обоснованных затрат, то есть пересмотр тарифов производится исходя из расходов и доходов хозяйствующего субъекта с учетом финансового результата перевозочной деятельности.

Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 18 апреля 2013 года № НА-37-р введены в действие Методические рекомендации, которые определяют основные положения по расчету величины экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Согласно пунктам 1, 2, 3, 7 указанных Методических рекомендаций данные методические рекомендации по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования рекомендуются для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и перевозчиками в качестве методической базы для расчета величин экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования.

Настоящие Методические рекомендации определяют основные положения по расчету величины экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Настоящие Методические рекомендации содержат механизм расчета экономически обоснованной величины стоимости 1 км пробега пассажирского транспортного средства и механизм формирования доходов перевозчиков, получаемых за выполненную работу - выпуск необходимого количества и типов транспортных средств на маршруты в соответствии с установленными расписаниями движения.Настоящие Методические рекомендации могут применяться для определения экономически обоснованной стоимости перевозки одного пассажира, но не затрагивают вопросов, связанных с расчетом величины тарифа на проезд в пассажирском транспорте, учитывающего платежеспособный спрос населения, и стоимостью льготного проезда в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также с финансовыми взаимоотношениями бюджетов различных уровней.

На территории Саратовской области порядок определения тарифа на перевозку пассажиров городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок не определен.

До принятия оспариваемого решения действовали тарифы на услуги муниципального унитарного предприятия «Энгельсэлектротранс муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района», утвержденные решениями Энгельсского городского Совета депутатов от 28 ноября 2018 года № 37/02 (применяемые с 01 декабря 2018 года в части установления тарифа на перевозку пассажиров и багажа в городском электротранспорте) и от 25 апреля 2018 года № 521/01 (применяемые с 07 мая 2018 года в части установления размера на месячные проездные билеты в городском электротранспорте). При определении тарифов на перевозку применялось решение Энгельсского городского Совета депутатов от 20 января 2009 года № 56/02, которым утверждено Положение о порядке регулирования тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Указанные нормативные правовые акты были приняты в рамках реализации государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления городского поселения, в части установления регулируемых тарифов на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах одного городского поселения области в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Саратовской области от 28 марта 2016 года № 31-ЗСО «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Саратовской области».

Законом Саратовской области от 27 апреля 2020 года № 35-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок транспортом по Саратовской области» статья 10 Закона № 31-ЗСО признана утратившей силу в связи с наделением органов местного самоуправления районов отдельными государственными полномочиями по установлению регулируемых тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в Саратовской области в соответствии с Законом Саратовской области от 27 апреля 2020 года № 42-ЗСО.

В связи с указанными обстоятельствами при разработке решения Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области от 22 декабря 2021 года № 192/18-2021 «Об установлении регулируемых тарифов на услуги по перевозке пассажиров, багажа и цен на месячные проездные билеты по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском наземном электрическом транспорте» Положение о порядке регулирования тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области, утвержденное решение Энгельсского городского Совета депутатов от 20 января 2009 года № 56/02, не применялось.

С 01 мая 2022 года абзац 7 пункта 2.1 Положения о порядке регулирования тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области, утратил силу.

Судом установлено, что в соответствии со статьей 18 Устава Энгельсского муниципального района Саратовской области главой Энгельсского муниципального района Саратовской области председателю Собрания депутатов Энгельсского муниципального района для рассмотрения направлен проект решения Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области «Об установлении регулируемых тарифов на услуги по перевозке пассажиров, багажа и цен на месячные проездные билеты по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском наземном электрическом транспорте».

Из пояснительной записки к проекту решения, заключений комитета правового обеспечения администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, комитета экономики, промышленности и развития потребительского рынка администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, комитета финансов администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, оперативной информации муниципального унитарного предприятия «Энгельсэлектротранс» следует, что «Энгельсэлектротранс» является муниципальным унитарным предприятием муниципального образования город Энгельс, основным видом деятельности которого являются регулярные перевозки пассажиров троллейбусами в городском и пригородном сообщении. На момент разработки оспариваемого решения действовали тарифы на услуги муниципального унитарного предприятия «Энгельсэлектротранс муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района», утвержденные решениями Энгельсского городского Совета депутатов от 28 ноября 2018 года № 37/02 (применяемые с 01 декабря 2018 года в части установления тарифа на перевозку пассажиров и багажа в городском электротранспорте) и от 25 апреля 2018 года № 521/01 (применяемые с 07 мая 2018 года в части установления размера на месячные проездные билеты в городском электротранспорте).

Из представленной предприятием оперативной информации следует, что результаты хозяйственной деятельности предприятия за 09 месяцев 2021 года составили: выручка - 72 925,8 тыс. рублей, в том числе: доходы от перевозки пассажиров - 19 340,6 тыс. рублей; компенсация за провоз по льготным проездным билетам за счет средств областного бюджета - 3 916,6 тыс. рублей; субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с применением регулируемых тарифов на пассажирские перевозки за счет средств местного бюджета - 32 036,7 тыс. рублей; субсидии на возмещение затрат на обеспечение бесперебойного функционирования городского наземного электрического транспорта за счет средств местного бюджета - 4 215,0 тыс. рублей; субсидии на возмещение затрат на оказание услуг (выполнение работ), связанных с восстановлением контрактной сети на территории муниципального образования город Энгельс - 5 090 тыс. рублей; прочие доходы - 8 142,9 тыс. рублей; внереализационные доходы - 183,4 тыс. рублей; прочие доходы - 8 142,9 тыс. рублей; внереализационные доходы - 183,4 тыс. рублей; себестоимость продаж - 69 151,5 тыс. рублей, в том числе 474,2 тыс. рублей амортизация; прибыль от продаж - 242,3 тыс. рублей; чистая прибыль - 242,3 тыс. рублей. Основные статьи, которые определяют структуру затрат на услуги по перевозке пассажиров за 9 месяцев 2021 года: заработная плата с начислениями - удельный вес в общей сумме затрат - 56,4 %, средняя заработная плата на предприятии за 9 месяцев 2021 года составила 25 478 рублей; электроэнергия - 22,6 %; затраты на материалы и ремонт оборудования - 5,5 %; ГСМ - 2,2 %; налоги, штрафы и пени - 1,4 %; газ - 1,2 %; амортизация - 0,7 %.

Фактическая себестоимость услуги по перевозке одного пассажира за 9 месяцев 2021 года составила 41,0 рублей, что превышает установленный тариф в 2,1 раза (за 2020 год фактическая себестоимость составляла 37,8 рублей).

Поскольку регулируемый маршрут № 8 фактически не работает со 02 июля 2021 года в связи с открытием нового нерегулируемого маршрута № 109 отдельные показатели рассчитывались по регулируемому маршруту № 14.

Всего за 9 месяцев 2021 года по маршруту № 14 перевезено пассажиров -720,0 тыс. человек, за аналогичный период 2020 года - 584,2 тыс. человек, из них платных пассажиров в 2021 году перевезено - 379,8 тыс. человек, в 2020 году - 377,6 тыс. человек, по льготным социальным билетам в 2021 году - 34,2 тыс. человек, в 2020 году - 206,6 тыс. человек.

Необходимость повышение тарифов обоснована ростом тарифов на топливно-энергетические ресурсы (рост тарифа на электроэнергию с 2018 года составил более 30 %), увеличение размера оплаты труда (рост на 41,2 %), ежегодным увеличением цен на запасные части. С 1 января 2016 года министерством социального развития Саратовской области внедрены единые проездные талоны с отрывными талонами, компенсация за один отрывной талон составила 9 рублей (при тарифе проезда 17 рублей), с 01 июля 2019 года компенсация за отрывной талон составила 12 рублей (тариф проезда с 01 декабря 2018 года - 20 рублей). Таким образом, недофинансирование привело к потере дохода с 2016 года по 01 июля 2021 года на сумму 37 672 тыс. рублей. При увеличении тарифа ожидаемая прибыль составит 267,20 тыс. рублей, к дополнительному обеспечению финансовых потребностей предприятия (прогнозно) на 2,1 млн. рублей за 8 месяцев 2022 года или на 3,2 млн. рублей в год в дальнейшем.

Таким образом, суд приходит к выводу, что повышение тарифа является экономически обоснованным исходя из экономической необходимости изменения ценовой политики предприятия и учитывая социальную значимость услуг, при расчете тарифа учитывались расходы перевозчика, фактическая себестоимость услуги по перевозке пассажира, рост тарифов на топливно-энергетические ресурсы, запасные части и увеличение МРОТ.

Доводы административного истца о том, что установление различных тарифов на услуги по перевозке пассажиров по муниципальным маршрутам в городском наземном электрическом транспорте на одну поездку в зависимости от вида оплаты безналичным или наличным путем необоснованно, нарушает его права и законные интересы как потребителя, своего подтверждения не нашли и опровергаются собранными по делу доказательствами.

Судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт разработан и принят с учетом Социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденного распоряжением Минтранса России от 31 января 2017 года (далее - Социальный стандарт).

В разделе 3 Социального стандарта установлены показатели качества транспортного обслуживания и их нормативные значения, к которым относятся такие свойства как доступность, надежность, комфортность.

Под комфортностью понимается характеристика качества транспортного обслуживания населения, выраженная в уровне удобства пользования услугами по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, в том числе отсутствии физиологического и психологического дискомфорта для пассажиров в процессе потребления услуги (пункт 3.3 Социального стандарта).

Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 10 марта 2021 года пункт 3.3 Социального стандарта дополнен подпунктом 3.3.2, устанавливающим обязанность на всех транспортных средствах установить системы безналичной оплаты проезда начиная с 01 января 2022 года. В указанном подпункте приведен рекомендуемый перечень возможностей, представляемых пассажирам посредством системы, к числу которых отнесено получение «Скидки» при оплате проезда (и провоза багажа) безналичным способом.

Также разделение способов оплаты на наличный и безналичный расчет обусловлено привлечением большего пассажиропотока, стимулированием пассажиров к бесконтактной оплате проезда, что актуально в связи с угрозой распространения короновирусной инфекции (COVID-19). Таким образом, тариф при наличном способе оплаты увеличится на 35 %, при безналичном - на 15 %. При применении пассажиром безналичного расчета стоимость за проезд будет ниже на 4 рубля или 15 %. Исходя из социально-экономических условий в Энгельсском муниципальном районе тарифы на проезд в электротранспорте регулируются не уровне не ниже (23 рубля за безналичный и 27 рублей за наличный расчет), чем в муниципальном образовании «Город Саратов», где оплата по безналичному расчету составляет 25 рублей, за наличный расчет - 29 рублей.

Ссылка административного истца на то, что в маршруте троллейбуса № 109 в городе Энгельсе отсутствует разница в стоимости проезда в зависимости от вида оплаты не может быть принята судом во внимание, как как указанный маршрут относится не к муниципальному, а к межмуниципальному (между городом Саратов и городом Энгельс), установление регулируемых тарифов по перевозке пассажиром на указанном маршруте к компетенции Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области не относится.

Доводы административного истца о том, что потребители, приобретая одну и ту же услугу по перевозке, находятся в неравном положении, что противоречит пункту 4 статьи 16.1 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», суд находит несостоятельными, исходя из следующего.

Как указано в преамбуле Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей), он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Статьей 1 названного закона, определяющей правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей, установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, данным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, Закон о защите прав потребителей применяется к отдельным видам гражданско-правовых договоров.

Однако в данном случае отношения, регулируемые оспариваемым нормативным правовым актом, вытекают из административных правоотношений, то есть из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Довод административного истца, что между ним и муниципальным унитарным предприятием «Энгельсэлектротранс» сложились правоотношения, вытекающие из публичного договора, не может быть принят во внимание, поскольку оспариваемые истцом нормы не устанавливаются перевозчиком муниципальным унитарным предприятием «Энгельсэлектротранс», основным видом деятельности которого является регулярные перевозки пассажиров троллейбусами в городском и пригородном сообщении.

Цены на перевозку устанавливает орган местного самоуправления - Собрание депутатов Энгельсскогого муниципального район Саратовской области, с которым у административного истца отсутствуют договорные отношения, поэтому положения Закона о защите прав потребителя применению в данном случае не подлежит.

Каких-либо требований о согласовании тарифов на услуги по перевозке пассажиров по муниципальным маршрутам в городском наземном электрическом транспорте с Управлением Федеральной антимонопольной службы Саратовской области действующее законодательство не содержит, а поэтому доводы административного истца в указанной части являются необоснованными.

С учетом выше приведенного, суд приходит к выводу о том, что, устанавливая тарифы на регулярные перевозки пассажиров троллейбусами в городском и пригородном сообщении, Собрание депутатов Энгельсскогого муниципального района Саратовской области реализовывало предоставленные им законом административные публично-властные полномочия, то есть полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику, доказательств обратного в ходе рассмотрения дела предоставлено не было.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Собранию депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области об оспаривании в части решения Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области № 192/18-2021 от 22 декабря 2021 года «Об установлении регулируемых тарифов на услуги по перевозке пассажиров, багажа и цен на месячные проездные билеты по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском наземном электрическом транспорте».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 190-199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Собранию депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области о признании решения Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области № 192/18-2021 от 22 декабря 2021 года «Об установлении регулируемых тарифов на услуги по перевозке пассажиров, багажа и цен на месячные проездные билеты по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском наземном электрическом транспорте» недействующим со дня вступления в законную силу решения суда в части установления регулируемых тарифов на услуги по перевозке пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском наземном электрическом транспорте за одну поездку при оплате проезда за наличный расчет в размере 27,00 рублей, установления регулируемых тарифов на услуги по перевозке багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском наземном электрическом транспорте за провоз одного места багажа при оплате проезда за наличный расчет в размере 27,00 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.В. Аршинова