ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-276/2022 от 24.05.2022 Тульского областного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2022 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Мельничук О.В.,

при секретаре Глебове А.П.,

с участием прокурора Федянина И.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-276/2022 по административному исковому заявлению Чуксеева И.В. к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании частично недействующими Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021, 2022 годы,

установил:

30 ноября 2020 г. министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение № 2427 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».

Данное распоряжение подписано заместителем министра имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 30.11.2020 на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.

Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее – Перечень на 2021 год) согласно приложению.

30 ноября 2021 г. министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение № 2795 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год».

Данное распоряжение подписано заместителем министра имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 30.11.2021 на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.

Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее – Перечень на 2022 год) согласно приложению.

В названные Перечни в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, под номерами (Перечень на 2021 год), (Перечень на 2022 год) включено нежилое здание с кадастровым номером .

Чуксеев И.В., являясь собственником нежилого здания с указанным выше кадастровым номером, обратился в суд с административным иском о признании недействующими данных Перечней в части включения в них вышеуказанного объекта недвижимого имущества, ссылаясь на противоречие названных Перечней в оспариваемых частях положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ввиду того, что объект не обладает признаками и фактически не используется как административно – деловой и торговый центр, либо как объект общественного питания и бытового обслуживания. Неправомерное включение, по утверждению административного истца, вышеупомянутого объекта в Перечни повлекло для него увеличение размера платежей по налогу на имущество физических лиц.

В судебное заседание административный истец Чуксеев И.В. не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Стародубцева Т.А. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в административном иске, и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался надлежащим образом. В представленных суду возражениях просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что оспариваемые распоряжения изданы компетентным органом в пределах предоставленных полномочий, в установленном порядке, федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, поскольку принадлежащее административному истцу нежилое здание возможно использовать в качестве офисного в соответствии с документами технического учета; прав и законных интересов административного истца указанные распоряжения не нарушают.

Представитель заинтересованного лица администрации г.Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

Заинтересованное лицо конкурсный управляющий ООО «Автопром» Зубанов Д.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Исходя из положений части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Стародубцевой Т.А., исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Федянина И.Д., полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества предоставлено субъекту Российской Федерации также и подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

Статьей 15 и пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются плательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации действующей до 01.01.2021, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из их кадастровой стоимости.

На основании подпунктов 1 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 указанной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По состоянию на даты принятия оспариваемых нормативных правовых актов органом исполнительной власти Тульской области, который наделен полномочиями по определению перечня объектов недвижимого имущества, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно подпункту 77 пункта 5 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 13 октября 2016 г. № 452, является министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.

Пунктом 7 вышеназванного Положения регламентировано, что министерство возглавляет министр имущественных и земельных отношений Тульской области, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Тульской области в установленном законодательством порядке.

Положением о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденным постановлением правительства Тульской области от 13 октября 2016 г. № 452, предусмотрено издание министром в пределах своей компетенции приказов и распоряжений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тульской области (подпункт 4 пункта 8).

Распоряжением Губернатора Тульской области от 23.09.2016 № 515-рг Пантелеев М.Ю. назначен министром имущественных и земельных отношений тульской области с 23.09.2016.

Распоряжениями Губернатора Тульской области от 16.11.2020 № 632-рг и от 30.11.2021 №727-рг обязанности министра имущественных и земельных отношений Тульской области были возложены на заместителя министра имущественных и земельных отношений Тульской области Казенного И.В.

Согласно пункту 2 Постановления правительства Тульской области от 17 февраля 2014 г. № 61 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области является публикация их полных текстов в газете «Тульские известия» и (или) размещение (опубликование) в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru, сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации» - www.pravo.gov.ru.

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемые распоряжения изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка принятия, правил введения в действие и опубликования, и стороной административного истца в процессе судебного разбирательства не оспаривалось.

Проверяя данные распоряжения в оспариваемых частях на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Абзацами первым и третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, действующей до 01.01.2021, регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Из пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации, действующей до 01.01.2021, следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.

Законом Тульской области от 20 ноября 2014 г. № 2219-ЗТО «Об установлении единой даты начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» была установлена единая дата начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2016 г.

Налог на имущество физических лиц установлен и введен на территории г. Тулы с 01.01.2015 решением Тульской городской Думы от 28 ноября 2014 г. № 4/75. Пунктом 2 данного решения установлено, что налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из кадастровой стоимости. При этом подпунктом 2 пункта 3 решения для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлена налоговая ставка в размере 2 процентов.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи.

В пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации федеральный законодатель указал, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1) и нежилые помещения (подпункт 2).

Согласно подпункту 1 пункта 1 и пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Судом установлено, что Чуксеев И.В. является собственником объекта недвижимости <данные изъяты>.

Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 01.12.2021, 30.03.2022, материалами дела правоустанавливающих документов.

Вид разрешенного использования земельных участков в период с момента постановки на кадастровый учет до 1 января 2017 г. отражался в кадастровом паспорте земельного участка (выписке об объекте недвижимости), представляющем собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости (часть 4 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в редакции, действующей до 1 января 2017 г.). В настоящее время названная характеристика земельных участков подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (пункт 4 части 5 статьи 8, часть 1 статьи 28 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 30.03.2022 следует, что нежилое здание с кадастровым номером находится в пределах земельных участков с кадастровыми номерами , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации автотранспортного предприятия, дата постановки на учет 30.09.2009 и 13.01.2022 (земельный участок с кадастровым номером ).

Согласно информации, предоставленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от 05.05.2022 по запросу суда, вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами с момента постановки на кадастровый учет не изменялся.

Положения статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года №540 утверждены классификаторы видов разрешенного использования земельных участков, согласно которым:

- к коду вида разрешенного использования 3.3 "бытовое обслуживание" отнесено: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро);

- к коду вида разрешенного использования 4.1 "деловое управление" (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения);

- к коду вида разрешенного использования 4.2 "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)" отнесено: размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.9 (банковская и страховая деятельность, общественное питание; гостиничное обслуживание; развлечения; обслуживание автотранспорта); размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра;

- к коду вида разрешенного использования 4.6. "общественное питание" отнесено: размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).

Из приведенных норм права следует, что установленный в отношении земельных участков с кадастровыми номерами вид разрешенного использования «для эксплуатации автотранспортного предприятия» не подпадает под виды разрешенного использования 3.3, 4.1, 4.2, 4.6, утвержденные Приказом № 540.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15.12.2020, регистрационный №61482). Этот классификатор действовал на момент формирования Перечня на 2022 год.

В нем аналогичным образом бытовое обслуживание значится под кодом 3.3, деловое управление – 4.1.

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено нежилое здание – «для эксплуатации автотранспортного предприятия», исходя из его наименования, однозначно не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, поскольку имеет иное текстовое и смысловое содержание, не позволяет сделать вывод о размещении на нем объектов в целях, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов вид разрешенного использования указанных земельных участков с кадастровыми номерами , на котором расположено здание с кадастровым номером , не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, объект недвижимости с кадастровым номером , поставленный на кадастровый учет 11.07.2012, имеет назначение «нежилое», наименование «административное здание».

Согласно данным ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером по состоянию на 30.11.2020 и на 30.11.2021 состоит на учете с аналогичными характеристиками. Площадь указанного объекта недвижимости 28.11.2019 была изменена с <данные изъяты> кв.м на <данные изъяты> кв.м на основании решения управления Росреестра об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях <данные изъяты>.

04.05.2022 в результате исправления технической ошибки ранее измененная площадь указанного объекта недвижимости в размере <данные изъяты> кв.м была возвращена к предыдущему значению в размере <данные изъяты> кв.м, что следует из сообщения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от 05.05.2022.

Согласно данным технической инвентаризации - техническому паспорту на комплекс нежилых строений, составленному по состоянию на 30.10.2008, объект недвижимости с кадастровым номером (административное здание лит. «А»), имеет назначение «административное здание».

Из экспликации к поэтажному плану названного здания (по данным технической инвентаризации от 13.07.2005) усматривается, что оно состоит из помещений, имеющих назначение: лит.А этаж 1: лестничная клетка, подсобная, кабинет, электро-щитовая, коридор, тамбур, туалет, склад, шкаф, торговый зал (27,1 кв.м), торговый зал (27 кв.м), торговый зал (12,9 кв.м), торговый зал (27,9 кв.м), торговый зал (16,8 кв.м); лит.А этаж 2: кладовая, кабинет, подсобная, лестничная клетка, коридор, шкаф, входной тамбур; лит. А этаж 3: лестничная клетка, кладовая, кабинет, туалет, умывальная, коридор, подсобная, комната отдыха, шкаф, входной тамбур; лит.А этаж 4: лестничная клетка, кабинет, коридор, кладовая, подсобная, шкаф, торговый зал (54,3 кв.м). Итого по зданию 1975,1 кв.м.

Суммарная площадь помещений с назначением «торговый зал» составляет 166 кв.м (27,1 кв.м + 27 кв.м + 12,9 кв.м + 27,9 кв.м + 16,8 кв.м + 54,3 кв.м), что менее 20% общей площади здания (8,40%).

Согласно экспликации к поэтажному плану названного здания (по данным технической инвентаризации от 09.02.2007), оно состоит из помещений, имеющих назначение: лит.А этаж 1: лестничная клетка, подсобная, коридор, туалет, кабинет, электрощитовая, тамбур, кабельная, шкаф, склад, торговый зал (26,9 кв.м), торговый зал (27 кв.м), торговый зал (12,9 кв.м), торговый зал (32,4 кв.м), торговый зал (16,8 кв.м); лит. А этаж 2: лестничная клетка, кладовая, кабинет, шкаф, подсобная, коридор, входной тамбур; лит.А этаж 3: лестничная клетка, кладовая, кабинет, шкаф, коридор, туалет, умывальная, подсобная, комната отдыха, входной тамбур; лит.А этаж 4: лестничная клетка, коридор, кабинет, шкаф, кладовая. Итого по зданию 1969,9 кв.м.

Суммарная площадь помещений с назначением «торговый зал» составляет 116 кв.м (26,9 кв.м + 27 кв.м + 12,9 кв.м + 32,4 кв.м + 16,8 кв.м), что менее 20% общей площади здания (5,88%).

Как следует из сообщения ГУ ТО «Областное БТИ» от 06.04.2022, дата последней инвентаризации объекта – 09.02.2007, а, следовательно, на момент формирования Перечней анализируемый технический паспорт являлся актуальным.

Сведения о проведении иных технических инвентаризаций в период с 09.02.2007 по настоящее время в материалах учетно-технической документации отсутствуют.

Таким образом, ни сведениями из Единого государственного реестра недвижимости, ни документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается, что спорное здание подлежало включению в Перечни исходя из критерия предназначения расположенных в них помещений.

Судом не установлено и фактическое использование принадлежащего административному истцу здания, включенного в оспариваемые Перечни, в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов.

Так, в соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

До установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9, установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 № 307-ФЗ, действующий на момент принятия оспариваемых распоряжений).

Постановлением правительства Тульской области от 05.11.2014 № 559 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, согласно которому вид фактического использования перечисленных объектов определяется министерством имущественных и земельных отношений Тульской области на основании соответствующей информации, представленной органами местного самоуправления Тульской области, при утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из представленной по запросу суда информации управления экономического развития администрации города Тулы, объект с кадастровым номером был включен в Перечень по предложению Управления Федеральной налоговой службы Тульской области начиная с 2018 года по результатам визуального обследования, проводимого главным специалистом-экспертом отдела мелкорозничной торговли управления экономического развития администрации города Тулы <данные изъяты> Замер площади, занимаемой магазинами, не производился.

В материалы дела не представлено доказательств тому, что фактический осмотр здания предшествовал принятию оспариваемого нормативно-правового акта.

Учитывая вышеизложенное, отсутствуют основания полагать, что принадлежавшее административному истцу здание подлежало включению в оспариваемые Перечни по фактическому использованию в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов.

По смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическое использование не устанавливается исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений или здания, необходимо установление фактического использования здания или помещения в процентном соотношении от общей площади здания или помещения для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

При этом судом отмечается, что такое понятие, как «административное здание», федеральным налоговым законодательством для определения объекта в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено, правовое значение для признания объекта недвижимости административно-деловым или торговым центром имеет исключительно назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании.

Таким образом, фактическое использование не менее 20 процентов общей площади спорного здания для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) не устанавливалось, а министерство имущественных и земельных отношений Тульской области данными, свидетельствующими о фактическом использовании для размещения офисов более 20 процентов общей площади спорных здания и помещения, не располагало.

Наименование помещений «кабинет» не тождественно наименованию «офис» исходя из признаков, содержащихся в статье 378.2 НК РФ, следовательно, площадь всех помещений здания, имеющих наименование «кабинет» не имеет правового значения и не может являться условием включения зданий в перечень объектов недвижимого имущества.

При таких обстоятельствах и учитывая, что административный ответчик не исполнил процессуальную обязанность, установленную частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и не представил доказательств законности включения вышеуказанного здания в Перечни на 2021 год и на 2022 год, а также исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Чуксеева И.В.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия, в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания оспариваемых положений Перечней недействующими с момента их принятия.

Руководствуясь ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Чуксеева И.В. удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия пункт перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30.11.2020 № 2427 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».

Признать недействующим с момента принятия пункт перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30.11.2021 № 2795 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год».

Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в газете «Тульские известия» или размещению в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru, либо в сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации» - www.pravo.gov.ru, либо на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru).

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий