ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-278/20 от 26.06.2020 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июня 2020 года г.Оренбург

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Трифоновой О.М.,

при секретаре Татариновой Е.В.,

с участием прокурора Горнике Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» о признании частично недействующим пункта 14 Приложения к постановлению Правительства Оренбургской области от 24 мая 2016 года №357-п «Об утверждении порядка предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении и в связи с предоставлением льгот по проезду отдельным категориям граждан»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Правительства Оренбургской области от 24 мая 2016 года №357-п «Об утверждении порядка предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении и в связи с предоставлением льгот по проезду отдельным категориям граждан» (далее - Постановление № 357-п) утвержден Порядок предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении и в связи с предоставлением льгот по проезду отдельным категориям граждан (далее - Порядок предоставления субсидий).

Нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31 мая 2016 года и в газете "Оренбуржье" 2 июня 2016 года.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 07 марта 2019 года №135 – п в постановление Правительства Оренбургской области от 24 мая 2016 года №357 – п внесены изменения, в приложении к Постановлению № 357-п подпункт «а» пункта 14 изложен в новой редакции, в соответствии с которой размер субсидии на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении рассчитывается по следующей формуле:

С1 = ((Т1 * N в /10) + (Т1 * N д /10)) – ((Т2в * N в /10) + (Т2д * N д /10)), где

С1 - размер субсидии на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении;

Т1 - размер экономически обоснованного тарифа на пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, установленный Правительством Оренбургской области;

Т2В - тариф, установленный Правительством Оренбургской области для населения (взрослый билет) на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Оренбургской области;

Т2Д - тариф, установленный Правительством Оренбургской области для населения (детский билет) на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Оренбургской области в соответствующем году;

NВ - фактический пассажирооборот (взрослые);

NД - фактический пассажирооборот (дети от 5 до 7 лет)"

Нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 12 марта 2019 года.

Данный документ вступил в силу после официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.

АО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» (далее АО «Башкортостанская ППК») обратилось в Оренбургский областной суд с административным иском, в котором просит суд признать недействующим в части пункт 14 приложения к Постановлению Правительства Оренбургской области от 25 мая 2016 года №357 – п «Об утверждении порядка предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении и в связи с предоставлением льгот по проезду отдельным категориям граждан».

Административный истец полагает, что в приведенной в оспариваемом пункте приложения к Постановлению №357 – п формуле обозначение и условия применения деления полученного результата на 10 фактически не определены. Кроме этого, не определено, какой именно при расчете субсидии должен быть использован размер экономически обоснованного тарифа Т1, при том, что постановлением Правительства Оренбургской области от 25 декабря 2019 года №1035 – п установлены два экономически обоснованных уровня тарифов: в размере 7,18 руб./1 пасс – км и в размере 71,80 руб./10 пасс – км. Истец также полагает, что в случае применения в указанной формуле Т2В и Т2Д возникает неопределенность использования деления полученного результата на 10, тогда как тариф, оплачиваемый пассажирами при осуществлении поездок, не был установлен на 10 пасс-км и применяется в соответствии с тарифными зонами, протяженность между которыми не равна 10 км.

С учетом изложенного административный истец полагает, что вышеуказанный пункт Приложения к Постановлению № 357-п в указанной части содержит правовую неопределенность, вызывает неоднозначное понимание и трудности в применении.

В ходе рассмотрения дела определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, в качестве заинтересованного лица Министерство строительства, жилищно – коммунального хозяйства и транспорта Оренбургской области.

В судебном заседании представитель административного истца АО «Башкортостанская ППК» Тараскина Ю.С., действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика Правительства Оренбургской области Верещагина О.Н. и представитель заинтересованного лица Министерства строительства, жилищно – коммунального хозяйства и транспорта Оренбургской области Борзых М.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании просили в удовлетворении административных исковых требований отказать, поскольку оспариваемый нормативно-правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Оренбургской области и не противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Представитель административного ответчика Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Прокурор Горнике Н.В. в своем заключении полагал, что заявленные административным истцом исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят правительством Оренбургской области в пределах предоставленных законом полномочий, с соблюдением предусмотренной формы и вида нормативного правового акта, установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил введения нормативного правового акта в действие.

Проверяя нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Исходя из подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», решение вопросов транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Пунктом 1 и подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно абзацам первому и второму пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.

Абзацами первым и вторым пункта 3 статьи 8 этого же федерального закона закреплено, что потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования либо в результате установления таких тарифов, сборов и платы ниже экономически обоснованного уровня на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В силу части 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

На основании статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением правительства Оренбургской области от 24 мая 2016 года №357-п утвержден оспариваемый по настоящему административному делу Порядок предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении и в связи с предоставлением льгот по проезду отдельным категориям граждан.

В материалы дела представлен договор № 2 от 27 февраля 2020 года об организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Оренбургской области, заключенный между Министерством строительства, жилищно – коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области (заказчик) и АО «Башкортостанская ППК» (исполнитель), согласно которому заказчик поручает, а исполнитель обеспечивает транспортное обслуживание населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Оренбургской области, а заказчик осуществляет возмещение потерь в доходах исполнителя, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении на территории Оренбургской области и в связи с предоставлением льгот по проезду отдельным категориям граждан, на основании заключаемых на каждый последующий год в соответствии с требованиями постановления Правительства Оренбургской области от 24 мая 2016 года №357 – п договоров о предоставлении субсидий.

Правительство Оренбургской области, заключая в лице министерства строительства, жилищно – коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области такой договор, приняло обязательство по компенсации потерь в доходах, возникающих в результате установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня.

Такие обязательства субъекта Российской Федерации в силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, подлежащими исполнению за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 14 Приложения к постановлению Правительства Оренбургской области от 24 мая 2016 года №357-п в редакции Постановления Правительства Оренбургской области от 07 марта 2019 года № 135-п размер субсидии на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении, рассчитывается по следующей формуле:

С1 = ((Т1 * NВ / 10) + (Т1 * NД / 10)) - ((Т2В * NВ / 10) + (Т2Д * NД / 10)), где:

С1 - размер субсидии на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении;

Т1 - размер экономически обоснованного тарифа на пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, установленный Правительством Оренбургской области;

Т2В - тариф, установленный Правительством Оренбургской области для населения (взрослый билет) на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Оренбургской области;

Т2Д - тариф, установленный Правительством Оренбургской области для населения (детский билет) на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Оренбургской области в соответствующем году;

NВ - фактический пассажирооборот (взрослые);

NД - фактический пассажирооборот (дети от 5 до 7 лет).

Приведенную формулу расчета субсидии административный истец оспаривает, полагая, что нормативным актом не определено какой размер экономически обоснованного уровня тарифов подлежит применению при расчете субсидии и не приведено обоснование деления полученного результата на 10.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 25 декабря 2019 года 1035-пп «Об установлении тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Оренбургской области» (вместе с «Таблицами стоимости проезда пассажиров в пригородном сообщении», «Тарифными зонами в разрезе пригородных маршрутов, железнодорожных пассажирских станций и остановочных пунктов») установлены экономически обоснованные уровни тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Оренбургской области для акционерного общества «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» в размере - 7,18 руб./1 пасс.-км, 71,80 руб./10 пасс.-км.

Таким образом, постановлением Правительства Оренбургской области от 25 декабря 2019 года 1035-пп установлены два экономически обоснованных уровня тарифов: на 1 пасс.-км и на 10 пасс.-км. При этом числовое выражение указанных тарифов равнозначно.

Анализируя оспариваемую административным истцом формулу, приведенную в подпункте «а» пункта 14 постановления №357-п, суд приходит к выводу, что трудностей в ее применении не возникает, поскольку для расчета субсидии используется Т1 - размер экономического обоснованного тарифа на пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, установленный Правительством Оренбургской области.

Деление полученного результата на 10 обусловлено тем, что в расчете используется размер экономического обоснованного тарифа на пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, установленный Правительством Оренбургской области на 10 пасс-км. (71,80 руб./10 пасс.-км.).

Административный истец ссылается на то, что в соответствии с Методикой расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня тарифов за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утвержденной Приказом ФАС России от 05 декабря 2017 года №1649/17 (зарегистрировано в Минюсте России 25 января 2018 года № 49771), экономически обоснованный уровень тарифов за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении устанавливается в расчете на единицу работы на период регулирования с учетом обеспечения безубыточной деятельности перевозчика и реализации его инвестиционной программы.

В связи с этим полагает, что Правительством Оренбургской области должен быть установлен экономически обоснованный уровень тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Оренбургской области в расчете только на 1 пасс.-км, установление второго экономически обоснованного уровня тарифов на 10 пасс.-км неправомерно и, соответственно, считает неправомерным использование данного показателя в формуле для расчета субсидии на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении.

Данные доводы отклоняются, поскольку установленные Правительством Оренбургской области экономически обоснованные уровни тарифов на 1 пасс.-км и на 10 пасс.-км. недействующими не признаны, в связи с чем, подлежат применению.

Постановление Правительства Оренбургской области от 07 марта 2019 года №135 – п, которым внесены изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 24 мая 2016 года №357 – п и подпункт «а» пункта 14 Приложения к постановлению изложен в новой редакции, которая стала предусматривать формулу для расчета субсидий С1 = ((Т1 * NВ / 10) + (Т1 * NД / 10)) - ((Т2В * NВ / 10) + (Т2Д * NД / 10)), принято в период действия постановления Правительства Оренбургской области от 06 марта 2018 года №113-п «Об установлении тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Оренбургской области», которым были установлены экономически обоснованные уровни тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Оренбургской области для АО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» в размере 64,60 руб./10 пасс.-км.

Таким образом, на дату принятия оспариваемой нормы закона применение в формуле расчета субсидии деления на 10 являлось обоснованным.

Постановление Правительства Оренбургской области от 06 марта 2018 года №113-п утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Оренбургской области от 20 марта 2019 года №177-п «Об установлении тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Оренбургской области», которым были установлены экономически обоснованные уровни тарифов для АО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» на 1 пасс.-км и на 10 пасс.-км в целях применения для расчета субсидий по Постановлению №357.

Ныне действующее Постановление Правительства Оренбургской области от 25 декабря 2019 года № 1035-пп, устанавливая экономически обоснованные уровни тарифов для АО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» на 1 пасс.-км и на 10 пасс.-км, также позволяет применять значение данного показателя, рассчитанного на 10 пасс.-км. для определения размера субсидии в соответствии с подпунктом «а» пункта 14 Приложения к Постановлению №357 – п.

Административным истцом в ходе рассмотрения дела в обоснование иска доказательства, подтверждающие неполное возмещения потерь в доходах АО «Башкортостанская ППК», возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении на территории Оренбургской области, не приведены.

Вопреки доводам прокурора при расчете субсидии по оспариваемой формуле при ведении истцом целесообразной экономической деятельности возможность получения отрицательного показателя размера получаемого возмещения потерь исключается, поскольку в понятие «пассажирооборот» вкладывается не количество пассажиров, воспользовавшихся услугами транспортной компании, а общее количество километров, на которые компания осуществила перевозки пассажиров.

Так, в соответствии с пунктом 49.1.4. Методики расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня тарифов за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утвержденной Приказом ФАС России от 05 декабря 2017 года № 1649/17, пассажирооборот в разрезе субъектов Российской Федерации определяется с учетом Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, то есть с распределением пассажиро-километровой работы по субъекту следования (с учетом субъекта отправления, субъекта следования и субъекта прибытия и протяженности соответствующих участков с указанием их принадлежности к субъекту Российской Федерации).

С учетом изложенного оснований для удовлетворения административных исковых требований АО «Башкортостанская ППК» не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований акционерного общества «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» о признании частично недействующим пункта 14 Приложения к Постановлению Правительства Оренбургской области от 24 мая 2016 года №357-п «Об утверждении порядка предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении и в связи с предоставлением льгот по проезду отдельным категориям граждан» отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья О.М. Трифонова

Мотивированное решение составлено 03 июля 2020 года.

Судья О.М. Трифонова