Дело № 3а-278/2021
УИД 47OS0000-01-2021-0000121-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 13 мая 2021 года
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Павловой О.Н.
с участием прокурора Чубуковой А.С.
при секретаре Кузнецове А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к совету депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Избирательной комиссии муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Избирательной комиссии Ленинградской области о признании неправомочным состава совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее также – МО «Юкковское сельское поселение») четвертого созыва,
установил:
ФИО1 обратилась в Ленинградский областной суд с административным иском о признании неправомочным состава совета депутатов МО «Юкковское сельское поселение» четвертого созыва. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что по результатам состоявшихся 08.09.2019 муниципальных выборов в совет депутатов МО «Юкковское сельское поселение» избрано 10 депутатов, из которых полномочия двух депутатов были прекращены вступившими в законную силу решениями Всеволожского городского суда, три депутата сложили свои полномочия по собственному желанию, в отношении одного депутата на сайте Избирательной комиссии Ленинградской области имеются сведения о досрочном прекращении полномочий. В настоящее время представительный орган местного самоуправления осуществляет свои полномочия в составе четырех депутатов, что составляет менее половины от установленной уставом муниципального образования численности депутатов, в связи с чем состав депутатов представительного органа местного самоуправления является неправомочным. Вместе с тем, ФИО1 просит суд обратить решение к немедленному исполнению в соответствии со ст. 188 КАС РФ, поскольку для формирования нового состава представительного органа муниципального образования может потребоваться значительное время. Административный истец указывает, что сложившимся положением нарушены ее права, а именно: в отсутствие правомочного состава совета депутатов не могут быть назначены публичные слушания по исполнению администрацией поселения бюджета поселения на 2020 год, в которых ФИО1, как житель поселения, вправе принять участие.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание явилась, требования административного иска поддержала.
Представитель административного ответчика совета депутатов МО «Юкковское сельское поселение» ФИО2 в судебное заседание явилась, административные исковые требования признала, о чем представила соответствующее заявление.
Представитель административного ответчика Избирательной комиссии МО «Юкковское сельское поселение» ФИО3 в судебное заседание явилась, требования административного иска признала, о чем представила соответствующее заявление.
Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области ФИО4 в судебное заседание явился, требования административного иска не признал.
Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Ленинградской области ФИО5 в судебное заседание явилась, административные исковые требования не признала.
Участвующий в деле прокурор в заключении указал на отсутствие оснований для признания состава совета депутатов неправомочным и для удовлетворения административных исковых требований.
Суд, выслушав объяснения присутствующих участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, оценив показания допрошенных свидетелей, принимая во внимание заключение прокурора, приходит к следующему.
Порядок формирования и деятельности, а также прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления регламентируется Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).
В соответствии с ч.ч. 1, 1.1 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
В силу пункта 2 части 16 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
Пунктом 1 статьи 19 устава «Юкковское сельское поселение», утвержденного решением совета депутатов от 28.12.2015 № 25 (далее также – устав), предусмотрено, что совет депутатов состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории поселения.
Срок полномочий совета депутатов составляет 5 (пять) лет (пункт 2 статьи 19 устава).
Совет депутатов может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов (пункт 3 статьи 19 устава).
Согласно пункту 7 статьи 19 устава заседание совета депутатов правомочно, если на нем присутствуют не менее 50 (пятидесяти) процентов от числа избранных депутатов.
Таким образом, совет депутатов МО «Юкковское сельское поселение» может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей депутатов от установленной численности и принятие советом депутатов любого решения возможно при наличии в его составе не менее пяти действующих депутатов.
Судом установлено, что состав совета депутатов МО «Юкковское сельское поселение» сформирован на муниципальных выборах, состоявшихся 08.09.2019 в составе следующих граждан: Свидетель №2, Свидетель №4, Свидетель №3, ФИО9, Свидетель №5, ФИО14, ФИО10, Свидетель №1, ФИО11, ФИО12.
Полномочия депутата по Юкковскому одномандатному избирательному округу № 7 ФИО10 прекращены с 15.05.2020 досрочно в связи со смертью. В ходе проведения дополнительных выборов 13.09.2020 депутатом совета депутатов МО «Юкковское сельское поселение» по Юкковскому одномандатному избирательному округу № 7 избран ФИО13
Решениями Всеволожского городского суда Ленинградской области, вступившими в законную силу, по делу№ 2а-9955/2020 от 18.12.2020 и по делу № 2а-9932/2020 от 12.12.2020 досрочно прекращены полномочия депутатов совета депутатов МО «Юкковское сельское поселение» по Юкковскому одномандатному избирательному округу № 4 и по Юкковскому одномандатному избирательному округу № 3 ФИО12 и ФИО9, соответственно.
Решениями Всеволожского городского суда Ленинградской области от 19.04.2021 по делу № 2а-3723/2021 и № 2а-5685/2021 досрочно прекращены полномочия депутатов Свидетель №5 и Свидетель №1, соответственно.
Кроме того, 17.03.2021 депутатом округа № 9 Свидетель №5, депутатом округа № 5 Свидетель №1, депутатом округа № 2 Свидетель №4 поданы заявления в совет депутатов МО «Юкковское сельское поселение» о досрочном прекращении полномочий по собственному желанию.
21.04.2021 в совет депутатов с заявлением о сложении полномочий депутата округа № 8 обратилась ФИО14
В ходе судебного разбирательства Свидетель №5, Свидетель №1, Свидетель №4 и ФИО14, допрошенные в качестве свидетелей, подтвердили написание заявлений о досрочном прекращении полномочий по собственному желанию и свое волеизъявление на прекращение полномочий депутата.
Свидетель №3 и Свидетель №2 также направили письменные заявления в представительный орган о сложении полномочий депутатов, однако впоследствии их отозвали.
В судебном заседании 13.05.2021 свидетель Свидетель №3 сообщила, что заявление о сложении полномочий написано ею ошибочно, в связи с чем отозвано.
В материалы дела Избирательной комиссией Ленинградской области представлено решение совета депутатов МО «Юкковское сельское поселение» от 17.03.2021 о досрочном прекращении полномочий депутата Свидетель №2 в связи с утратой доверия, на основании которого в систему ГАС «Выборы» внесена запись о прекращении его полномочий депутата Свидетель №2
Между тем, представитель совета депутатов МО «Юкковское сельское поселение» пояснил, что указанное решение совета депутатов оформлено и подписано заместителем председателя совета депутатов ФИО15 ошибочно.
При этом обстоятельства того, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата Свидетель №2 в связи с утратой доверия советом депутатов не принималось, свидетельствует представленный в материалы дела протокол заседания совета депутатов МО «Юкковское сельское поселение» от 17.03.2021.
Согласно п. 2 ч. 10 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата органа местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.
Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (ч. 11 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ).
Аналогичные положения воспроизведены в пункте 3 статьи 24 устава МО «Юкковское сельское поселение».
Исходя из вышесказанного, разрешая вопрос о порядке досрочного прекращения полномочий депутата в связи с отставкой по собственному желанию, федеральный законодатель предусмотрел период времени, в течение которого должно быть принято соответствующее решение, предоставив тем самым депутату возможность в указанный срок отозвать свое заявление.
Таким образом, если представительный орган муниципального образования в установленный законом срок не принимает решения по заявлению депутата об отставке по собственному желанию, и данное заявление не отозвано, то отсутствуют правовые основания считать, что депутат является действующим.
При таких обстоятельствах, поскольку решение по заявлениям Свидетель №5, Свидетель №1, Свидетель №4 в установленный законом срок советом депутатом МО «Юкковское сельское поселение» не принято и указанные лица свои заявления о досрочном сложении полномочий не отозвали, а также принимая во внимание решения Всеволожского городского суда Ленинградской области от 19.04.2021 по делу № 2а-3723/2021 и по делу № 2а-5685/2021 о досрочном прекращении полномочий депутатов Свидетель №5 и Свидетель №1, суд полагает, что на момент рассмотрения настоящего дела депутаты Свидетель №5, Свидетель №1 и Свидетель №4 не являются действующими.
Между тем, решение о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО14 по заявлению, поданному 21.04.2021, советом депутатов МО «Юкковское сельское поселение» на момент разрешения административных исковых требований не принято, в связи с чем состав представительного органа состоит из пяти депутатов, что в силу положений ч.ч. 1, 1.1 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ достаточно для осуществления представительным органом муниципального образования своих полномочий.
Приходя к данному выводу, суд учитывает, что состав представительного органа муниципального образования может быть восполнен в порядке, предусмотренном статьей 71 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Принимая во внимание, что в настоящее время совет депутатов МО «Юкковское сельское поселение» состоит из пяти человек и способен принимать решения, отнесенные к его компетенции, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
ФИО1 в удовлетворении административных исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд.
Судья О.Н. Павлова
В окончательной форме решение изготовлено 28 мая 2021 года