ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-279/19 от 24.10.2019 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-279/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 24 октября 2019 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ночевника С.Г.,

при ведении протокола помощником судьи Вершининой Г.Н.,

с участием прокурора Наумовой Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим в части Устава муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, принятого решением совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 23 декабря 2015 года № 177,

установил:

решением Совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области (далее - Совет депутатов) от 23.12.2015 № 177, официально опубликованным в газете "Тосненский Вестник" 20.04.2016, принят Устав муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области (далее - Устав).

В соответствии с частью 3 статьи 42 Устава муниципальный правовой акт считается официально опубликованным, если он был опубликован в полном объеме (кроме сведений, составляющих охраняемую законом тайну) в любом из следующих источников:

в официальном муниципальном средстве массовой информации - в сетевом издании "тельмана47.рф", размещенном в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.тельмана47.рф;

на официальном сайте, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.telmana.info;

в печатном средстве массовой информации - газете "Тосно Time".

Согласно части 6 указанной статьи датой официального опубликования муниципального правового акта считается дата первого размещения правового акта в полном объеме в сетевом издании "тельмана47.рф" и на официальном сайте, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.telmana.info; дата выхода в свет очередного номера выпуска печатного издания "Тосно Time", в котором этот муниципальный правовой акт был впервые опубликован в полном объеме.

ФИО1 обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими по истечению шести месяцев (с 29.10.2018)) со дня вступления в силу Федерального закона № 83-ФЗ от 18.04.2018 ч.2 ст.42 Устава в части слов «в любом из следующих источников: в официальном муниципальном средстве массовой информации - в сетевом издании "тельмана47.рф", размещенном в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.тельмана47.рф; на официальном сайте, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.telmana.info» и ч.6 ст.42 Устава в части слов «дата первого размещения правового акта в полном объеме в сетевом издании "тельмана47.рф" и на официальном сайте, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.telmana.info».

В обоснование заявленных требований указано, что использование сетевого СМИ для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов рассматривается законодателем как дополнительный способ опубликования объемных графических и табличных приложений к таким муниципальным правовым актом, а не альтернативный способ их опубликования. Официальный сайт органа местного самоуправления не может являться источником официального опубликования муниципальных правовых актов. Оспариваемые положения Устава не соответствуют п.7 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и нарушают права и законные интересы административного истца на обязательное опубликование органами местного самоуправления муниципальных правовых актов в официальном печатном СМИ муниципального образования.

В письменных возражениях административный ответчик просил административное исковое заявление оставить без рассмотрения, поскольку доверенность, выданная ФИО2, подписавшему административное исковое заявление, не содержит полномочий на осуществление самостоятельно специальных полномочий представителя, а также права на подписание административного искового заявления. Вопреки доводам административного истца, оспариваемые положения Устава содержались только в ранее действующей редакции Устава. 20.08.2019 решением Совета депутатов № 122 принят Устав в новой редакции. Размещение муниципальных правовых актов не только в печатных средствах массовой информации, но и в сети «Интернет», не противоречит действующему законодательству. Административным истцом не представлено доказательств, что оспариваемыми положениями Устава нарушены его права и законные интересы. В удовлетворении административного искового заявления следует отказать.

В письменном отзыве заинтересованным лицом Управлением Минюста России по Ленинградской области указано, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, поскольку оценка законности статьи 42 Устава дана в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 24.12.2018. Вместе с тем, до настоящего времени положения Устава не приведены в соответствии с действующим законодательством.

В судебное заседание административный истец ФИО1, представители административного ответчика Совета депутатов и заинтересованного лица Управления Минюста России по Ленинградской области, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Присутствующий в судебном заседании представитель административного истца ФИО2 настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Выслушав объяснения представителя административного истца, заслушав заключение прокурора прокуратуры Ленинградской области Наумовой Л.В., указавшей на наличие оснований для частичного удовлетворения заявленных требований, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Исходя из положений ст.15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

В систему муниципальных правовых актов входит устав муниципального образования (ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Согласно ст.44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ уставом муниципального образования должен определяться порядок официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.

В ст.47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ указано, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Судом установлено, что административный истец является жителем муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области и обязан исполнять принятые органами местного самоуправления муниципальные правовые акты, порядок официального опубликования, вступления в силу которых, установлен оспариваемыми положениями Устава.

Следовательно, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и у административного истца имеются основания полагать, что оспариваемыми положениями Устава нарушено его право на получение информации о принятых муниципальных правовых актах и определение срока, с которого указанные акты полежат обязательному исполнению на территории муниципального образования.

В связи с этим, подлежат отклонению доводы административного ответчика о том, что в административном исковом заявлении надлежащим образом не обосновано нарушение прав и законных интересов административного истца и не представлено доказательств, подтверждающих нарушение его прав и законных интересов.

В соответствии со ст.64 Кодекса административного судопроизводства РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Решением Ленинградского областного суда от 10.07.2018 по делу № 3а-101/2018, вступившим в законную силу 24.12.2018, установлено, что Устав принят в соответствии с представленными Совету депутатов полномочиями, опубликован и обнародован в установленном порядке.

Таким образом, оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие, что административным истцом не оспаривается.

Проверяя оспариваемые административным истцом в части положения ст.42 Устава на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из того, что порядок вступления в силу муниципальных правовых актов определяется статьей 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Согласно абзацам 2 и 3 части 2 вышеуказанной статьи официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.

Вопреки указанным требованиям, оспариваемые положения ч.3 ст.42 Устава предусматривают возможность официального опубликования принятых муниципальных правовых актов на официальном сайте, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.telmana.info.

Также, не соответствуют требованиям ч.2 ст.47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ положения ч.6 ст.42 Устава, допускающие возможность считать датой официального опубликования муниципального правового акта дату первого размещения правового акта в полном объеме в сетевом издании "тельмана47.рф, либо на официальном сайте, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.telmana.info.

При этом, требованиям статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ положения статьи 42 Устава о возможности официального опубликования муниципального правового акта в сетевом издании "тельмана47.рф" не противоречат.

Доводы административного искового заявления о несоответствии указанных положений ст.42 Устава требованиям п.7 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ судом отклоняются.

Согласно п.7 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов вправе учреждать печатные средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов.

В ст.2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» указано, что под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.

Исходя из положений ст.7 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 учредителем (соучредителем) сетевого издания в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ может быть орган местного самоуправления.

Следовательно, Совет депутатов вправе определить сетевое издание в качестве источника официального опубликования муниципальных правовых актов.

Принимая во внимание, что предметом рассмотрения настоящего административного дела законность учреждения Советом депутатом сетевого издания и отсутствие, либо наличие нарушений при регистрации конкретного сетевого издания не является, то судом отклоняются доводы административного истца о том, что сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу www.telmana.info» не зарегистрирован как электронное СМИ.

Доводы административного ответчика о принятии Устава в новой редакции не свидетельствуют о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Как следует из ответа Управления Минюста России по Ленинградской области от 18.10.2019, только 08.10.2019 в Управление поступили документы на регистрацию Устава, принятого решением Совета депутатов от 20.08.2019 № 112, которые в настоящее время находятся на рассмотрении.

Согласно ч.7 ст.4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» в случае, если в результате проверки, указанной в части 2 настоящей статьи, сделан вывод о противоречии устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования и (или) о наличии в уставе муниципального образования коррупциогенных факторов, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации.

Следовательно, до момента принятия решения о государственной регистрации новой редакции устава муниципального образования действует Устав, утвержденный решением Совета депутатов от 23.12. 2015 № 177.

Кроме того, суд учитывает, что часть 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ дополнена абзацами 2 и 3 Федеральным законом от 18.04.2018 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления".

Федеральный закон от 18.04.2018 года № 83-ФЗ не устанавливает срока приведения устава в соответствии с действующим законодательством.

Согласно ч.9 ст.44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.

Принимая во внимание, что датой начала действия Федерального закона от 18.04.2018 года № 83-ФЗ является 29 апреля 2018, то срок для внесения изменений в Устав истек 29 октября 2018 года.

Ведение административным ответчиком работы по приведению Устава в соответствие с требованиями федерального законодательства после 29.10.2018, правового значения по делу не имеет.

Поскольку в оспариваемой части положения частей 3 и 6 противоречат положениям ч.2 ст.47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, то административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемый в части нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь ст.215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п.38 Постановления от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», приходит к выводу о признании недействующим в части положений частей 3 и 6 статьи 42 Устава со дня вступления решения в законную силу, поскольку положения статьи 42 Устава ранее применялись, и на их основании реализовывались права граждан.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу часть 3 статьи 42 Устава муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, принятого решением совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 23 декабря 2015 года № 177 в части слов «на официальном сайте, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.telmana.info».

Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу часть 6 статьи 42 Устава муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, принятого решением совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 23 декабря 2015 года № 177 в части слов «дата первого размещения правового акта в полном объеме в сетевом издании "тельмана47.рф" и на официальном сайте, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.telmana.info».

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья С.Г. Ночевник

Решение в окончательной форме изготовлено 15 ноября 2019 года.